Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ'

ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жидкостный ракетный двигатель / изготовление / Красмаш / производство / liquid rocket engine / production / Krasmash / manufacturing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К.В. Углов, А.С. Гурьянов

В докладе рассмотрена история изготовления первого сибирского ракетного двигателя 8Д514.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — К.В. Углов, А.С. Гурьянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST SIBERIAN ROCKET ENGINE

The history of the first Siberian rocket engine is considered in the repost.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ»

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

УДК 629.7

ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

К. В. Углов Научный руководитель - А. С. Гурьянов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика

М.Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. Красноярский рабочий, 31

Email: senioruglov@mail.ru

В докладе рассмотрена история изготовления первого сибирского ракетного двигателя 8Д514.

Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, изготовление, Красмаш, производство

THE FIRST SIBERIAN ROCKET ENGINE

K. V. Uglov Scientific supervisor- A. S. Guryanov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: senioruglov@mail.ru

The history of the first Siberian rocket engine is considered in the repost.

Key words: liquid rocket engine, production, Krasmash, manufacturing

С 1957 года на южном берегу Черного моря, на территории Турции располагались американские военные базы, имеющие ракеты с ядерными зарядами. Днепропетровск, где тогда располагалось основное ракетное производство СССР, оказывался в зоне возможного первого удара.

Исходя из этих соображений, руководство страны выносит решение создать комплекс производств ракетно-космического профиля в глубине территории страны, подальше от западных и восточных границ. И 27 февраля 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают Постановление №238-117 «О технической реконструкции завода №946» (так тогда официально назывался «Красмаш») и организации на нем производства ракетной техники и космических аппаратов.

Первоначальные намерения - разместить ракетное производство под землей по примеру ракетного центра фашистской Германии «Пенимюнде»: 200 метров гранитной скалы в окрестностях г. Красноярска-26 (г. Железногорска) способны были обезопасить это производство в случае ядерного удара. Дело в том, что Красноярск входил в перечень 300 объектов, которые по известному американскому плану «Дропшот» должны были стать целями первоочередного ядерного нападения.

В 1958 году, в соответствии с Постановлением №238-117, близ Красноярска активно производились горные работы. На промышленной площадке в Красноярске предполагалось выпускать инструмент и оснастку. В октябре 1958 года во время визита в Красноярск Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев осмотрел работы на стройплощадке завода, познакомился со сметой и заявил, имея в виду горные выработки, что, мол, это большие и

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

неоправданные затраты. Тогда же в проект были внесены коррективы: артиллерийский завод «Красмаш» перепрофилировать на производство ракет.

В 1961 году в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 07 апреля 1961 года №314-135 предприятию было поручено освоить ракеты 8К65. Проект ракеты был разработан ОКБ «Южное» (город Днепропетровск) под руководством главного конструктора академика М.К. Янгеля. Ракета Р-14 (8К65) является одной из первых отечественных жидкостных одноступенчатых баллистических ракет средней дальности.

Для этой ракеты предназначался жидкостный ракетный двигатель 8Д514 (РД-216). Двигатель разработан ОКБ456 (ныне НПО «Энергомаш», город Химки) в 1958-1960 годах под руководством главного конструктора академика В.П. Глушко.

Двигатель представляет собой четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель с насосной подачей компонентов топлива в камеру сгорания. Насосы приводятся во вращение газовой турбиной, которая питается газом, вырабатываемым в специальном газогенераторе. Газогенератор работает на тех же компонентах топлива, что и основные камеры сгорания двигателя.

В качестве основных компонентов топлива на двигателе используются:

горючее - несимметричный диметилгидразин (гептил);

окислитель - АК-27И сорт А (представляет собой раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте с добавкой йода в качестве ингибитора коррозии).

При смешивании компонентов топлива друг с другом они самовоспламеняются даже при низких температурах.

По своей компоновке двигатель 8Д514 состоит из двух блоков 8Д513, каждый из которых объединяет в себе две камеры, которые обслуживаются одним турбонасосным агрегатом (ТНА). Блоки крепятся на общей раме и обслуживаются общей для всей установки пусковой системой. Каждый блок имеет все агрегаты, необходимые для обеспечения его автономной работы, и может испытываться самостоятельно. Серийное производство этого двигателя было освоено заводом «Красмаш» в 1962 году.

В короткий срок освоить производство двигателей 8Д514 стало возможным благодаря тесному сотрудничеству заводов «Красмаш» и «Южмаш», на котором ранее изготавливались эти двигатели. «Южмаш» помогал комплектовать узлы двигателя деталями, изготовление которых на «Красмаше» еще не было освоено. Он также помогал проводить испытания и настройку узлов. Специалисты и рабочие «Красмаша» обучались на «Южмаше», а специалистов и рабочих «Южмаша» командировали на «Красмаш» для передачи их опыта. Целых ряд специалистов «Южмаша» приехали в Красноярск для постоянной работы.

Для обеспечения наземных испытаний двигателя на химическом заводе (пос. Подгорный) построили испытательный стенд, на котором 28 февраля 1962 года было проведено первое огневое испытание блока 8 Д513.

Таблица 1

Основные данные и характеристики двигателя

Номинальный

Удельный импульс двигателя, м/с Суммарный расход топлива через ТНА, кг/с, в том числе: горючего окислителя Суммарная сила тяги, Кн: Давление в камерах сгорания, МПа Время работы, с Масса двигателя сухого, кг

режим 2400 614

175,4 438,6 1 470 7,35 125 1 350

(Секция « Осво ение 1ао смичес ко го п ростра) н ст в а I : иста у а я аа ао врема нноать»

Серийное изготовление ракеты 8К65 на заводе «Красмаш» было прекращено в 1965 году в связи с укомплектованностью ракетных войск этим видом оружия.

В 1966 году за большие заслуги в создании ракеты и постановке ее на вооружение директору завода «Красмаш» П. А. Сысоеву было присвоено звание Героя социалистического труда, а главный инженер завода Н.Н. Филимонов и слесарь-сборщик двигателей А.И. Лонин награждены Орденом Ленина.

На базе ракеты 8К65 конструкторским бюро ОКБ-10 под руководством М.Ф. Решетнева была разработана космическая ракета-носитель 11К65М, получившая позднее наименование «Космос-3». На первой ступени новой двухступенчатой ракеты устанавливался несколько модернизированный двигатель 8Д514, но уже с новым индексом - 8Д614.

До 1971 года ракета «Космос-3» изготавливалась на заводе «Красмаш». Затем ее производство было передано в г. Омск на завод «Полет». А двигатель 8Д514 остался в истории отечественной ракетной техники как первый сибирский жидкостной ракетный двигатель.

Библиографические ссылки

1. Гупалов В.К., Китаев А.Я. и др. Щит и меч Родины. Редакционно-издательское объединение «РИО-пресс», 2002.

2. Назаров В.П., Ефремов Г.В. Конструкция жидкостных ракетных двигателей. Редакционно-издательский отдел Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та, 2016.

© Углов К. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.