Секция «Освоение космического пространства: история и современность»
УДК 629.7
ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
К. В. Углов Научный руководитель - А. С. Гурьянов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика
М.Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. Красноярский рабочий, 31
Email: senioruglov@mail.ru
В докладе рассмотрена история изготовления первого сибирского ракетного двигателя 8Д514.
Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель, изготовление, Красмаш, производство
THE FIRST SIBERIAN ROCKET ENGINE
K. V. Uglov Scientific supervisor- A. S. Guryanov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: senioruglov@mail.ru
The history of the first Siberian rocket engine is considered in the repost.
Key words: liquid rocket engine, production, Krasmash, manufacturing
С 1957 года на южном берегу Черного моря, на территории Турции располагались американские военные базы, имеющие ракеты с ядерными зарядами. Днепропетровск, где тогда располагалось основное ракетное производство СССР, оказывался в зоне возможного первого удара.
Исходя из этих соображений, руководство страны выносит решение создать комплекс производств ракетно-космического профиля в глубине территории страны, подальше от западных и восточных границ. И 27 февраля 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают Постановление №238-117 «О технической реконструкции завода №946» (так тогда официально назывался «Красмаш») и организации на нем производства ракетной техники и космических аппаратов.
Первоначальные намерения - разместить ракетное производство под землей по примеру ракетного центра фашистской Германии «Пенимюнде»: 200 метров гранитной скалы в окрестностях г. Красноярска-26 (г. Железногорска) способны были обезопасить это производство в случае ядерного удара. Дело в том, что Красноярск входил в перечень 300 объектов, которые по известному американскому плану «Дропшот» должны были стать целями первоочередного ядерного нападения.
В 1958 году, в соответствии с Постановлением №238-117, близ Красноярска активно производились горные работы. На промышленной площадке в Красноярске предполагалось выпускать инструмент и оснастку. В октябре 1958 года во время визита в Красноярск Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев осмотрел работы на стройплощадке завода, познакомился со сметой и заявил, имея в виду горные выработки, что, мол, это большие и
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
неоправданные затраты. Тогда же в проект были внесены коррективы: артиллерийский завод «Красмаш» перепрофилировать на производство ракет.
В 1961 году в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 07 апреля 1961 года №314-135 предприятию было поручено освоить ракеты 8К65. Проект ракеты был разработан ОКБ «Южное» (город Днепропетровск) под руководством главного конструктора академика М.К. Янгеля. Ракета Р-14 (8К65) является одной из первых отечественных жидкостных одноступенчатых баллистических ракет средней дальности.
Для этой ракеты предназначался жидкостный ракетный двигатель 8Д514 (РД-216). Двигатель разработан ОКБ456 (ныне НПО «Энергомаш», город Химки) в 1958-1960 годах под руководством главного конструктора академика В.П. Глушко.
Двигатель представляет собой четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель с насосной подачей компонентов топлива в камеру сгорания. Насосы приводятся во вращение газовой турбиной, которая питается газом, вырабатываемым в специальном газогенераторе. Газогенератор работает на тех же компонентах топлива, что и основные камеры сгорания двигателя.
В качестве основных компонентов топлива на двигателе используются:
горючее - несимметричный диметилгидразин (гептил);
окислитель - АК-27И сорт А (представляет собой раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте с добавкой йода в качестве ингибитора коррозии).
При смешивании компонентов топлива друг с другом они самовоспламеняются даже при низких температурах.
По своей компоновке двигатель 8Д514 состоит из двух блоков 8Д513, каждый из которых объединяет в себе две камеры, которые обслуживаются одним турбонасосным агрегатом (ТНА). Блоки крепятся на общей раме и обслуживаются общей для всей установки пусковой системой. Каждый блок имеет все агрегаты, необходимые для обеспечения его автономной работы, и может испытываться самостоятельно. Серийное производство этого двигателя было освоено заводом «Красмаш» в 1962 году.
В короткий срок освоить производство двигателей 8Д514 стало возможным благодаря тесному сотрудничеству заводов «Красмаш» и «Южмаш», на котором ранее изготавливались эти двигатели. «Южмаш» помогал комплектовать узлы двигателя деталями, изготовление которых на «Красмаше» еще не было освоено. Он также помогал проводить испытания и настройку узлов. Специалисты и рабочие «Красмаша» обучались на «Южмаше», а специалистов и рабочих «Южмаша» командировали на «Красмаш» для передачи их опыта. Целых ряд специалистов «Южмаша» приехали в Красноярск для постоянной работы.
Для обеспечения наземных испытаний двигателя на химическом заводе (пос. Подгорный) построили испытательный стенд, на котором 28 февраля 1962 года было проведено первое огневое испытание блока 8 Д513.
Таблица 1
Основные данные и характеристики двигателя
Номинальный
Удельный импульс двигателя, м/с Суммарный расход топлива через ТНА, кг/с, в том числе: горючего окислителя Суммарная сила тяги, Кн: Давление в камерах сгорания, МПа Время работы, с Масса двигателя сухого, кг
режим 2400 614
175,4 438,6 1 470 7,35 125 1 350
(Секция « Осво ение 1ао смичес ко го п ростра) н ст в а I : иста у а я аа ао врема нноать»
Серийное изготовление ракеты 8К65 на заводе «Красмаш» было прекращено в 1965 году в связи с укомплектованностью ракетных войск этим видом оружия.
В 1966 году за большие заслуги в создании ракеты и постановке ее на вооружение директору завода «Красмаш» П. А. Сысоеву было присвоено звание Героя социалистического труда, а главный инженер завода Н.Н. Филимонов и слесарь-сборщик двигателей А.И. Лонин награждены Орденом Ленина.
На базе ракеты 8К65 конструкторским бюро ОКБ-10 под руководством М.Ф. Решетнева была разработана космическая ракета-носитель 11К65М, получившая позднее наименование «Космос-3». На первой ступени новой двухступенчатой ракеты устанавливался несколько модернизированный двигатель 8Д514, но уже с новым индексом - 8Д614.
До 1971 года ракета «Космос-3» изготавливалась на заводе «Красмаш». Затем ее производство было передано в г. Омск на завод «Полет». А двигатель 8Д514 остался в истории отечественной ракетной техники как первый сибирский жидкостной ракетный двигатель.
Библиографические ссылки
1. Гупалов В.К., Китаев А.Я. и др. Щит и меч Родины. Редакционно-издательское объединение «РИО-пресс», 2002.
2. Назаров В.П., Ефремов Г.В. Конструкция жидкостных ракетных двигателей. Редакционно-издательский отдел Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та, 2016.
© Углов К. В., 2021