УДК 82
ПЕРВЫЙ РОМАН ДЭВИДА ГЕРБЕРТА ЛОУРЕНСА © 2015 М. В. Господарева
канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: ibazeluk@live. ru
Курский государственный университет
Из-за сочетания романтизма и реализма ранние работы Лоуренса представляют собой очень интересное вступление к последующим романам. Тема «отвратительного человеческого образования» является одной из главных в романе «Белый павлин». Внимание автора сосредоточено на изображении любви-борьбы между главными героями.
Ключевые слова: романтизм, реализм, тема «отвратительного человеческого образования», изображение любви-борьбы, любое проявление человеческой цивилизации.
К ранним романам Лоуренса относятся «Белый павлин» (1911), «Нарушитель» (1912), «Сыновья и любовники» (1913). Все они, за исключением «Нарушителя», посвящены родной земле писателя. Лоуренс писал о том, что сам хорошо знал. Это хорошо заметно по тому реализму, с которым он описывал характеры людей, их образ жизни и саму местность, особенно в «Сыновьях и любовниках». Но он не удовлетворялся этой ограниченной целью. Склонность к романтизму заставляла его трансформировать уже знакомое и известное. Стоило заработать красочному воображению автора - и тогда самые обычные вещи представлялись в каком-то необыкновенном свете. Из-за этого сочетания романтизма и реализма ранние работы Лоуренса представляют собой очень интересное вступление к последующим романам. Но они, конечно, крайне интересны и сами по себе.
Первый роман Лоуренса «Белый павлин» был написан между 1907 и 1909 гг., а издан в 1911 г. Как и в любой первой крупной работе, в нем имеется много «слабых мест». Например, критики отмечали наличие прекрасных фантазий на тему весны, мрачных описаний природы, наполненных глубоким личным чувством, но очень слабо связанных с содержанием самого романа.
Высказывания на латыни и французском произносятся в романе людьми образованными и занимающими высокое социальное положение. Но такие вставки производят довольно претенциозное впечатление, и это не случайно. Уже в «Белом павлине», как и во многих последующих работах, читатель почувствовал антипатию автора к «ненавистному человеческому образованию». «Вырождение» Летти в последней части романа преднамеренно связывается с крайне лицемерным и дилетантским интересом к искусству. Жеманство Сирила, рассказчика от первого лица, возможно, также преднамеренно. В одном из писем Лоуренс отмечал, что Сирил - «это просто молодой дурак в лучшие времена, а в худшие - ужасный зануда» [Lawrence 1962: 19]. Тем не менее в книге есть много хороших литературных отрывков, в которых Сирил выступает не от себя лично, а как объективный рассказчик.
Тема «отвратительного человеческого образования» является одной из главных в романе. Это происходит из-за того, что сам автор жаждет борьбы с тенденцией, которая ему не нравится в окружающем мире, но от которой он и сам не может избавиться.
Главные герои романа - Летти и Джордж. По соображениям классовой принадлежности и уровню образования их любовь обречена на провал. Ей не суждено
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
развиваться дальше. Джордж страдает от фатальной инертности и неуверенности в себе, которые и являются тормозом в его отношениях с Летти. Он - сын фермера. С физической точки зрения Джордж - прекрасный образец представителя мужского пола. Но подобно земле, на которой он работает, Джордж тяжел и медлителен. В Летти он видит человека, способного дать цель и смысл всей его жизни. Мы видим здесь явно романтическую концепцию, но ее недостаток - в неопределенности. Лоуренс, интересы которого были особенно разнообразны во время написания этого романа, не смог развить эти взаимоотношения в достаточной степени и сделать их насущными и значительными для читателя.
Интерес Летти к Джорджу тоже носит весьма неопределенный характер. Ее привлекает его мужественность, но кокетство и снобизм, свойственные ее натуре, толкают ее к фальшивым и опасным отношениям. Свою привлекательность она использует как средство причинить ему боль и одновременно привлечь его. Даже после помолвки и замужества с Лесли, сыном местного шахтовладельца, она не может удержаться от искушения пофлиртовать с Джорджем. Ее влечет к нему, и, пожалуй, только будущее материнство заставляет ее отказаться от каких-либо отношений с ним.
Потеря Летти оказывает на Джорджа крайне разрушительное воздействие. Он сознательно обращается к совершенно противоположному типу женщин - Мэг, которая работает в публичном доме. Ее не интересуют вопросы культуры, она вся - тепло и простота. Когда «гаснет сияние медового месяца» Джорджа и Мэг, рушится и их брак. Самым важным для Мэг становятся дети, а Джордж находит спасение в пьянстве. К концу романа он - уже конченый человек.
Летти и Джордж не единственные герои романа. Лесли, Мэг, Сирил, Эмили и другие - каждый играет свою важную роль в происходящем.
«Белому павлину» свойственна некоторая расплывчатость, но есть в нем и определенная широта. В романе перед нами - широкая панорама Ноттингемшира и Дербишира. Главный акцент автор делает на идиллическое очарование этих мест, а не на их промышленную уродливость.
В романе также намечается, но не получает дальнейшего развития, великая тема «Упадка». К концу всей истории Сирил начинает чувствовать, что становится чужд маленькому мирку Нетермера: «Долина Нетермера отвергла меня много лет назад, в то время как я страстно верил, что она нежно хранит меня в своей памяти».
Главные герои «выброшены» из юности в неудовлетворяющее их взрослое состояние. Горизонт расширяется от Нетермера до Йоркшира, Лондона, даже до Канады, куда собирается эмигрировать семья Секстонов. Сам Нетермер - стар и в упадке. А ведь когда-то в долине бурлила жизнь. Этот поэтический намек придает роману почти символическое значение.
Но, как всегда у Лоуренса, главное в романе - не описание жизни провинциальной Англии. Внимание автора полностью сосредоточено на изучении и изображении сложных отношений любви-борьбы между двумя главными героями. А боковая сюжетная линия раскрывает трагедию лесничего Аннабеля, ожесточившегося в результате своего любовного конфликта.
История Аннабеля, рассказанная Сирилом, помогает понять как название романа, так и весь авторский замысел. Аннабель явился первым наброском к портрету Меллорса, героя «Любовника леди Чаттерли». Это - «лоуренсовский» персонаж. В этот образ писатель вложил немало своих заветных мыслей. Аннабель ненавидит любое проявление человеческой цивилизации. В молодости он был женат на дочери пэра, жестоко оскорбившей его. В результате Аннабель становится лесничим и живет в уединенном месте с простой женщиной. Но она, как и его бывшая жена, живет своими инстинктами. Но разница между ними в том, что одна откровенна в своих желаниях, а
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Господарева М. В. Первый роман Дэвида Герберта Лоуренса
другая пытается скрыть эти влечения, рассуждая о духовной жизни. Рассказывая о своем «неравном» браке, Аннабель сравнивает женщин, подобных леди Кристабель, с белым павлином, который «оскверняет тишину сельского кладбища непристойным криком и демонстрацией своего прекрасного оперения». По мысли Лоуренса, «белым павлином» была жена Аннабеля, заставившая озлобиться этого здорового душой и телом человека; «белым павлином» оказалась и Летти, подтолкнувшая Джорджа к деградации и гибели. Социальное неравенство не имеет для автора большого значения. Аннабеля и Джорджа губит, по его мнению, поединок полов. Исследование именно этого аспекта и является предметом анализа художника.
Главным используемым в романе приемом являются параллели. Так, эпизод «Отец» (гл. 4) образует предварительную параллель к последующему пьянству и саморазрушению Джорджа. В целом мы видим здесь противопоставление - мужчина-женщина, отец-мать, которое обостряется по мере развития действия романа.
Некоторые из этих параллелей излишне прямолинейны, ведь Лоуренсу не хватало писательского опыта. Но, несмотря на некоторую необработанность материала, «Белый павлин» производит глубокое впечатление. В романе правдиво отражена жизнь провинциальной Англии. Он как бы предполагает наличие дальнейших волнующих замыслов в уме автора. С любой точки зрения это замечательный первый роман.
Библиографический список
Lawrence D. H. The White Peacock. Harmondsworth, 1972. 172 p.
Lawrence D.H. The Collected Letters of D.H. Lawrence / ed. Harry T. Moore, V. I. New York, 1962. 184 p.