Научная статья на тему 'Первый роман Дэвида Герберта Лоуренса'

Первый роман Дэвида Герберта Лоуренса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
411
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
романтизм / реализм / тема «отвратительного человеческого образования» / изображение любви-борьбы / любое проявление человеческой цивилизации / the theme of “disgusting human education” / any manifestation of human civilization. / romantism / realism / depiction of love-struggle

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М В. Господарева

Из-за сочетания романтизма и реализма ранние работы Лоуренса представляют собой очень интересное вступление к последующим романам. Тема «отвратительного человеческого образования» является одной из главных в романе «Белый павлин». Внимание автора сосредоточено на изображении любви-борьбы между главными героями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D.H. LAWRENCE‟S FIRST NOVEL

Because of the combination of romantism and realism early Lawrence’s works are a very interesting prelude to the next novels. The theme of “disgusting human education” is one of the most important ones in the novel “The White Peacock”. The author’s attention is concentrated on the depiction of love-struggle between main characters.

Текст научной работы на тему «Первый роман Дэвида Герберта Лоуренса»

УДК 82

ПЕРВЫЙ РОМАН ДЭВИДА ГЕРБЕРТА ЛОУРЕНСА © 2015 М. В. Господарева

канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: ibazeluk@live. ru

Курский государственный университет

Из-за сочетания романтизма и реализма ранние работы Лоуренса представляют собой очень интересное вступление к последующим романам. Тема «отвратительного человеческого образования» является одной из главных в романе «Белый павлин». Внимание автора сосредоточено на изображении любви-борьбы между главными героями.

Ключевые слова: романтизм, реализм, тема «отвратительного человеческого образования», изображение любви-борьбы, любое проявление человеческой цивилизации.

К ранним романам Лоуренса относятся «Белый павлин» (1911), «Нарушитель» (1912), «Сыновья и любовники» (1913). Все они, за исключением «Нарушителя», посвящены родной земле писателя. Лоуренс писал о том, что сам хорошо знал. Это хорошо заметно по тому реализму, с которым он описывал характеры людей, их образ жизни и саму местность, особенно в «Сыновьях и любовниках». Но он не удовлетворялся этой ограниченной целью. Склонность к романтизму заставляла его трансформировать уже знакомое и известное. Стоило заработать красочному воображению автора - и тогда самые обычные вещи представлялись в каком-то необыкновенном свете. Из-за этого сочетания романтизма и реализма ранние работы Лоуренса представляют собой очень интересное вступление к последующим романам. Но они, конечно, крайне интересны и сами по себе.

Первый роман Лоуренса «Белый павлин» был написан между 1907 и 1909 гг., а издан в 1911 г. Как и в любой первой крупной работе, в нем имеется много «слабых мест». Например, критики отмечали наличие прекрасных фантазий на тему весны, мрачных описаний природы, наполненных глубоким личным чувством, но очень слабо связанных с содержанием самого романа.

Высказывания на латыни и французском произносятся в романе людьми образованными и занимающими высокое социальное положение. Но такие вставки производят довольно претенциозное впечатление, и это не случайно. Уже в «Белом павлине», как и во многих последующих работах, читатель почувствовал антипатию автора к «ненавистному человеческому образованию». «Вырождение» Летти в последней части романа преднамеренно связывается с крайне лицемерным и дилетантским интересом к искусству. Жеманство Сирила, рассказчика от первого лица, возможно, также преднамеренно. В одном из писем Лоуренс отмечал, что Сирил - «это просто молодой дурак в лучшие времена, а в худшие - ужасный зануда» [Lawrence 1962: 19]. Тем не менее в книге есть много хороших литературных отрывков, в которых Сирил выступает не от себя лично, а как объективный рассказчик.

Тема «отвратительного человеческого образования» является одной из главных в романе. Это происходит из-за того, что сам автор жаждет борьбы с тенденцией, которая ему не нравится в окружающем мире, но от которой он и сам не может избавиться.

Главные герои романа - Летти и Джордж. По соображениям классовой принадлежности и уровню образования их любовь обречена на провал. Ей не суждено

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

развиваться дальше. Джордж страдает от фатальной инертности и неуверенности в себе, которые и являются тормозом в его отношениях с Летти. Он - сын фермера. С физической точки зрения Джордж - прекрасный образец представителя мужского пола. Но подобно земле, на которой он работает, Джордж тяжел и медлителен. В Летти он видит человека, способного дать цель и смысл всей его жизни. Мы видим здесь явно романтическую концепцию, но ее недостаток - в неопределенности. Лоуренс, интересы которого были особенно разнообразны во время написания этого романа, не смог развить эти взаимоотношения в достаточной степени и сделать их насущными и значительными для читателя.

Интерес Летти к Джорджу тоже носит весьма неопределенный характер. Ее привлекает его мужественность, но кокетство и снобизм, свойственные ее натуре, толкают ее к фальшивым и опасным отношениям. Свою привлекательность она использует как средство причинить ему боль и одновременно привлечь его. Даже после помолвки и замужества с Лесли, сыном местного шахтовладельца, она не может удержаться от искушения пофлиртовать с Джорджем. Ее влечет к нему, и, пожалуй, только будущее материнство заставляет ее отказаться от каких-либо отношений с ним.

Потеря Летти оказывает на Джорджа крайне разрушительное воздействие. Он сознательно обращается к совершенно противоположному типу женщин - Мэг, которая работает в публичном доме. Ее не интересуют вопросы культуры, она вся - тепло и простота. Когда «гаснет сияние медового месяца» Джорджа и Мэг, рушится и их брак. Самым важным для Мэг становятся дети, а Джордж находит спасение в пьянстве. К концу романа он - уже конченый человек.

Летти и Джордж не единственные герои романа. Лесли, Мэг, Сирил, Эмили и другие - каждый играет свою важную роль в происходящем.

«Белому павлину» свойственна некоторая расплывчатость, но есть в нем и определенная широта. В романе перед нами - широкая панорама Ноттингемшира и Дербишира. Главный акцент автор делает на идиллическое очарование этих мест, а не на их промышленную уродливость.

В романе также намечается, но не получает дальнейшего развития, великая тема «Упадка». К концу всей истории Сирил начинает чувствовать, что становится чужд маленькому мирку Нетермера: «Долина Нетермера отвергла меня много лет назад, в то время как я страстно верил, что она нежно хранит меня в своей памяти».

Главные герои «выброшены» из юности в неудовлетворяющее их взрослое состояние. Горизонт расширяется от Нетермера до Йоркшира, Лондона, даже до Канады, куда собирается эмигрировать семья Секстонов. Сам Нетермер - стар и в упадке. А ведь когда-то в долине бурлила жизнь. Этот поэтический намек придает роману почти символическое значение.

Но, как всегда у Лоуренса, главное в романе - не описание жизни провинциальной Англии. Внимание автора полностью сосредоточено на изучении и изображении сложных отношений любви-борьбы между двумя главными героями. А боковая сюжетная линия раскрывает трагедию лесничего Аннабеля, ожесточившегося в результате своего любовного конфликта.

История Аннабеля, рассказанная Сирилом, помогает понять как название романа, так и весь авторский замысел. Аннабель явился первым наброском к портрету Меллорса, героя «Любовника леди Чаттерли». Это - «лоуренсовский» персонаж. В этот образ писатель вложил немало своих заветных мыслей. Аннабель ненавидит любое проявление человеческой цивилизации. В молодости он был женат на дочери пэра, жестоко оскорбившей его. В результате Аннабель становится лесничим и живет в уединенном месте с простой женщиной. Но она, как и его бывшая жена, живет своими инстинктами. Но разница между ними в том, что одна откровенна в своих желаниях, а

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Господарева М. В. Первый роман Дэвида Герберта Лоуренса

другая пытается скрыть эти влечения, рассуждая о духовной жизни. Рассказывая о своем «неравном» браке, Аннабель сравнивает женщин, подобных леди Кристабель, с белым павлином, который «оскверняет тишину сельского кладбища непристойным криком и демонстрацией своего прекрасного оперения». По мысли Лоуренса, «белым павлином» была жена Аннабеля, заставившая озлобиться этого здорового душой и телом человека; «белым павлином» оказалась и Летти, подтолкнувшая Джорджа к деградации и гибели. Социальное неравенство не имеет для автора большого значения. Аннабеля и Джорджа губит, по его мнению, поединок полов. Исследование именно этого аспекта и является предметом анализа художника.

Главным используемым в романе приемом являются параллели. Так, эпизод «Отец» (гл. 4) образует предварительную параллель к последующему пьянству и саморазрушению Джорджа. В целом мы видим здесь противопоставление - мужчина-женщина, отец-мать, которое обостряется по мере развития действия романа.

Некоторые из этих параллелей излишне прямолинейны, ведь Лоуренсу не хватало писательского опыта. Но, несмотря на некоторую необработанность материала, «Белый павлин» производит глубокое впечатление. В романе правдиво отражена жизнь провинциальной Англии. Он как бы предполагает наличие дальнейших волнующих замыслов в уме автора. С любой точки зрения это замечательный первый роман.

Библиографический список

Lawrence D. H. The White Peacock. Harmondsworth, 1972. 172 p.

Lawrence D.H. The Collected Letters of D.H. Lawrence / ed. Harry T. Moore, V. I. New York, 1962. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.