Научная статья на тему 'Первый опыт применения аппаратно-программного комплекса «Интэнс» для оценки стрессоустойчивости студентов в условиях экзаменационного стресса'

Первый опыт применения аппаратно-программного комплекса «Интэнс» для оценки стрессоустойчивости студентов в условиях экзаменационного стресса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЭКЗАМЕНЫ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / STRESS / EXAMS / BIOFEEDBACK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борсуков А. В., Унакафов А. М., Гельт Т. Д.

Целью исследования явилась оценка возможность применения методики тренировки неспецифической стрессоустойчивости «ИНТЭНС» для коррекции экзаменационного стресса. Проверить наличие связи между психическим состоянием студента и уровнем его знаний для выявления групп риска среди студентов.В исследовании приняли участие 30 студентов 5 курса лечебного факультета в возрасте 20 25 лет. Участники исследования проходили курс ИНТЭНС-тренировок. В ходе процедур тренировки осуществлялась непрерывная регистрация электрокожного сопротивления (в кОм) с помощью датчиков, установленных на крайних фалангах второго и четвертого пальцев руки. При этом наблюдались следующие варианты: 1) Равномерно низкий уровень ответа(колебание ответа от 2 до 16% ); 2) Равномерно высокий уровень: (51 104%); 3)Разбалансированный уровень ответа: (2 до 240%), что является признаком параэкзаменационного фактора. Имеются клинические перспективы применения методик БОС по КГР, в коррекции экзаменационного стресса. Амплитуда ответа клинически не важна (отсутствует корреляция с уровнем ответа). Важна равномерность (стабильность) ответа на различный раздражитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борсуков А. В., Унакафов А. М., Гельт Т. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST EXPERIENCE OF HARDWARE AND SOFTWARE SYSTEM INTENS" TO ASSESS THE STRESS TOLERANCE OF STUDENTS IN EXAM STRESS

Evaluation of the possibility of nonspecific stress resistance training techniques "INTENS"correction exam stress. Check the connection between the mental state of the student and the level of his knowledge to identify risk groups among students. The study involved 30 students of the 5-year medical faculty at the age of 20 25 years.The study participants were receiving INTENS workouts. During the training procedures performed continuous recording of the electrical resistance (in ohms) by means of sensors installed on the outer phalanxes of the second and fourth fingers of the hand. Have been observed following options: 1) Uniformly low levels of response (vibration response from 2 to 16%), 2) uniformly high level: (51 104%), 3) mistrimmed response rate: (2 to 240%), which is sign beforeexamining factor. Conclusions 1) There are clinical prospects forusing biofeedback techniques to RAG, in the correction of exam stress. 2) The amplitude of the response is not clinically important (there is no correlation with the level of response). What is important is the uniformity (stability) response to various stimuli.

Текст научной работы на тему «Первый опыт применения аппаратно-программного комплекса «Интэнс» для оценки стрессоустойчивости студентов в условиях экзаменационного стресса»

Согласно литературным данным [3], распространенность экзогенно-органических расстройств составляет 0,82% в популяции. По мнению исследователей, этот показатель, вероятно, далек от истинной частоты данных расстройств. Обусловленные сосудистым поражением головного мозга психические расстройства составляют 28,1 % всех случаев психической патологии у лиц старше 60 лет, обращающихся в общую поликлинику. Последствия черепно-мозговых травм по частоте конкурируют с болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом, синдромом Гийена-Барре и миастенией вместе взятыми. Психопатоподобные состояния вследствие черепно-мозговых травм выявляются, по различным данным, у 10-41% перенесших травму. Достоверные сведения о распространенности соматогенных психических расстройств отсутствуют, т. к. большая часть этих больных наблюдается в лечебных учреждениях общего профиля. Имеются указания на частоту соматогенных психозов. Согласно А. Б. Смулевичу, они возникают у 1,2 % соматически больных в стационаре. Точных эпидемиологических данных о распространенности психических нарушений вследствие нейроинфекции также не существует. Она приблизительно оценивается как 0.1% в популяции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белялов Ф.И. Психические расстройства в практике терапевта: монография; изд. 4, переработанное и дополненной. Иркутск: РИО ИГИУВа; 2010, 298 с.

2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2001. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. - ВОЗ. Женева. 2001.

3. Руководство по психиатрии: в 2-х т. Под ред. А.С. Тиганова. - М. -Медицина, 1999. - 784 с.

УДК: 615.851: 615.478

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ИНТЭНС» ДЛЯ ОЦЕНКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА

А.В. Борсуков, А.М. Унакафов, Т.Д. Гельт

ГОУ ВПО СГМА Росздрава, кафедра факультетской терапии Резюме: Целью исследования явилась оценка возможность применения методики тренировки неспецифической стрессоустойчивости «ИНТЭНС» для коррекции экзаменационного стресса. Проверить наличие связи между психическим состоянием студента и уровнем его знаний для выявления групп риска среди студентов.

В исследовании приняли участие 30 студентов 5 курса лечебного факультета в возрасте 20 - 25 лет. Участники исследования проходили курс ИНТЭНС-тренировок. В ходе процедур тренировки осуществлялась непрерывная регистрация электрокожного сопротивления (в кОм) с помощью датчиков, установленных на крайних фалангах второго и четвертого пальцев руки. При этом наблюдались следующие варианты: 1) Равномерно низкий уровень ответа(колебание ответа от 2 до 16% ); 2) Равномерно высокий уровень: (51 - 104%); 3)Разбалансированный уровень ответа: (2 до 240%), что является признаком параэкзаменационного фактора.

Имеются клинические перспективы применения методик БОС по КГР, в коррекции экзаменационного стресса. Амплитуда ответа клинически не важна (отсутствует корреляция с уровнем ответа). Важна равномерность (стабильность) ответа на различный раздражитель.

Ключевые слова: стресс, экзамены, стрессоустойчивость, биологически обратная связь.

FIRST EXPERIENCE OF HARDWARE AND SOFTWARE SYSTEM INTENS" TO ASSESS THE STRESS TOLERANCE OF STUDENTS IN EXAM STRESS

A.V. Borsukov, A.M. Unakafov, T.D. Gelt Summary: Evaluation of the possibility of nonspecific stress resistance training techniques "INTENS"correction exam stress. Check the connection between the

mental state of the student and the level of his knowledge to identify risk groups among students.

The study involved 30 students of the 5-year medical faculty at the age of 20 -25 years.The study participants were receiving INTENS workouts. During the training procedures performed continuous recording of the electrical resistance (in ohms) by means of sensors installed on the outer phalanxes of the second and fourth fingers of the hand. Have been observed following options: 1) Uniformly low levels of response (vibration response from 2 to 16%), 2) uniformly high level: (51 - 104%), 3) mistrimmed response rate: (2 to 240%), which is sign before-examining factor.

Conclusions

1) There are clinical prospects forusing biofeedback techniques to RAG, in the correction of exam stress.

2) The amplitude of the response is not clinically important (there is no correlation with the level of response). What is important is the uniformity (stability) response to various stimuli.

Key words: stress, exams, biofeedback.

Экзамены - это всегда стрессовая ситуация. С одной стороны они мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку. С другой стороны, экзаменационный стресс может оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье учащегося [4]. Ведь острое эмоциональное напряжение может вызвать различные болезненные ощущения: чрезмерную потливость, бледность, сердцебиение, сексуальные нарушения, тошноту, потерю аппетита или наоборот, чувство неутолимого голода и жажды. При повторении подобных ситуаций с неадекватным реагированием на них временные функциональные нарушения постепенно переходят в стойкие органические заболевания, называемые психосоматическими [2]. К ним относятся бронхиальная астма,

язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, иммунная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, гастриты, предрасположенность к онкологическим, вирусным и многим инфекционным заболеваниям; гормональные расстройства, нарушения половых функций и многие другие. Поэтому очень важным представляется раннее выявление студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

В настоящее время одним из наиболее чувствительных методов динамического контроля психофизиологического состояния организма, является регистрация кожно-гальванической реакции (КГР) [5], в частности -путем измерения кожного сопротивления. В качестве способа коррекции выявленных патологических процессов, протекающих в организме и регистрируемых с применением КГР, интересным представляется использование принципа биологической обратной связи (БОС) [5,6]. БОС представляет собой комплекс процедур, при которых человеку посредством технических средств обратной связи подается информация о текущем состоянии его физиологической функции. С помощью данной информации человек обучается саморегуляции и приобретает навык произвольного управления данной функцией [1]. Наблюдая за динамикой КГР, обучаемый может объективно судить о степени своего эмоционального напряжения - чем оно выше, тем больше амплитуда колебаний КГР. Однако информация, передаваемая с помощью обратной связи, должна обращаться к неравнодушному, ожидающему её субъекту, заинтересованному в эффективности прикладываемого им волевого усилия. Стимулирование на поиск и закрепление требуемого стереотипа реагирования обеспечивается использованием принципа «кнута и пряника», при котором не только поощряются положительные тенденции, но и наказываются негативные сдвиги в состоянии тренируемого. Благодаря такому свойству психофизиологии человека, как явление переноса (генерализации), тренируемый, приобретая навык эмоционального контроля в процессе тренировки, переносит это умение

в реальную деятельность. При многократном повторении данный процесс автоматизируется и индивид приобретает действенный инструмент самоконтроля в любых ситуациях, нарушающих эмоциональное равновесие.

Одной из перспективных методик БОС-тренинга является методика «ИНТЭНС», реализованная в рамках одноименного программно-аппаратного комплекса (производитель - ЗАО «ОКБ «РИТМ»)[7,8]. Курс обучения самоконтролю по методике ИНТЭНС состоит из трех основных этапов.

На первом этапе добиваются угасания у испытуемого безусловного ориентировочного рефлекса на два новых раздражителя - звуковые сигналы высокого и низкого тона. Этап завершается, когда в начале очередного сеанса психоэмоциональная реакция на ОБА раздражителя достаточно слабая. На втором этапе предъявляются те же два раздражителя, но сигнал высокого тона сопровождается дискомфортным электровоздействием. Происходит выработка условного оборонительного рефлекса: сигнал высокого тона - "опасность". Этап считают завершенным, если в начале очередного сеанса психоэмоциональная реакция (без дискомфортного электровоздействия) на сигнал высокого тона значительно превосходит реакцию на сигнал низкого тона. На третьем этапе испытуемому предъявляют его реакцию на оба раздражителя и пороговое значение, выше которого она не должна подниматься. Он волевыми усилиями добивается подавления реакции организма на звук высокого тона. Если реакция не превысит текущего порога, для последующего сравнения он понижается. Если реакция превысит порог, автоматически наносится дискомфортное воздействие, а порог не изменяется. Этап и курс в целом считают завершенным, если снижающийся на каждом шаге порог ни разу не был превышен, т.е. за сеанс не было ни одного электровоздействия. Результатом тренировки является повышение стрессоустойчивости. Испытуемый приобретает навык самоконтроля в стрессовой ситуации, позволяющий волевым усилием подавлять страха и рефлекторные реакции.

Поскольку у многих людей помимо реакций на раздражители могут наблюдаться выраженные спонтанные реакции (не связанные с действием каких-либо внешних раздражителей), в дополнение к трем основным предусмотрен предварительный (нулевой) этап, предназначенный для изучения спонтанных КГР пациента. На этом этапе стимуляция отсутствует, а реакции пациента фиксируются в течение примерно 4 минут. При высоком уровне спонтанных реакций тренировка невозможна - требуется нормализация состояния испытуемого, снижение его тревожности.

Цель исследования: оценить возможность применения методики тренировки неспецифической стрессоустойчивости «ИНТЭНС» для коррекции экзаменационного стресса. Проверить наличие связи между психическим состоянием студента и уровнем его знаний для выявления групп риска среди студентов.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 30 студентов 5 курса лечебного факультета в возрасте 20 - 25 лет. Участники исследования проходили описанный выше курс ИНТЭНС-тренировок. В ходе процедур тренировки осуществлялась непрерывная регистрация электрокожного сопротивления с помощью датчиков, установленных на крайних фалангах второго и четвертого пальцев руки [2]. Для оценки КГР на раздражитель использовалось минимальное значение фазической составляющей кожного сопротивления, зафиксированное за 20 с после подачи раздражителя. Перед каждой процедурой ИНТЭНС-тренировки проводилась калибровка - оценка реакции организма на нормированное тестовое воздействие, в качестве которого выступало электровоздействие, подававшееся через закрепленный на запястье электрод. По ходу процедуры для оценки ответов (реакций человека на подаваемые раздражители) использовалась относительная КГР (в процентах от значения калибровки). Приоритетом исследования была оценка результатов прохождения первого этапа тренировки, в ходе которого добивались угасания у участников исследования

ориентировочного рефлекса на два новых раздражителя: звуковые сигналы низкого (2000 Гц) и высокого тона (8000 Гц).

Результаты. Психоэмоциональное состояние участников исследования оценивалось путем анализа значений ответов на звуковые раздражители. При этом наблюдались следующие варианты:

1) Равномерно низкий уровень ответа: реакция на звуковые раздражители как низкого, так и высокого тона, во всех случаях не превышает заданные пороговые значения. При этом возможно колебание ответа от 2 до 16% (рис.1).

Рис. 1. Равномерно низкий уровень ответа

2) Равномерно высокий уровень: реакция на звуковые раздражители как низкого и высокого тонов практически во всех случаях превышает заданные пороговые значения. Колебание ответной реакции наблюдалось в пределах 51 -104% (рис.2).

Рис. 2. Равномерно высокий уровень ответа

3) Разбалансированный уровень ответа: вариация ответа во всем диапазоне возможных значений, от 2 до 240%, что является признаком параэкзаменационного фактора (рис.3).

Рис. 3. Разбалансированный уровень ответа

Результаты, полученные в ходе исследования можно рассмотреть в таблице 1 (табл.1).

Таблица 1. Клинические результаты исследования

Критерии оценки Студенты, Студенты, Студенты, Студенты, получившие

получившие получившие получившие неудовлетворительную

«отлично» «хорошо» «удовлетворительно» оценку

1 .Равномерный

уровень ответа: 4 4 1

1.1 Стабильно

низкий уровень 1 2 5 1

ответа

1.2 Стабильно

высокий уровень

ответа

2.Неравномерный 1 5 3 3

уровень ответа

Можно заметить, что равномерный уровень ответа (преимущественно низкий) наблюдался у студентов, получивших «отлично». У студентов, сдавших экзамен на «хорошо» и «удовлетворительно» выявлялся как высокий

равномерный уровень ответа, так и разбалансированный. Этот факт свидетельствует о повышенной тревожности и, возможно, неустойчивом психическом состоянии испытуемых, которые не позволяют им хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что, в свою очередь, мешает преподавателям правильно оценить знания студента. В дальнейшем неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах. Поэтому именно эта группа студентов, по нашим наблюдениям, нуждается в контроле и дальнейшей коррекции своего психоэмоционального состояния.

Выводы

1) Имеются клинические перспективы применения методик БОС по КГР, и, в частности, методики «ИНТЭНС» в коррекции экзаменационного стресса.

2) Данные о характере реакций человека на нейтральный раздражитель, вызывающий ориентировочный рефлекс, могут быть использованы для оценки состояния человека и, в частности целесообразности и перспективности проведения ИНТЭНС-тренировок. При этом имеет значение не столько амплитуда ответа, сколько его равномерность (стабильность). Большой разброс значений ответов на нейтральные раздражители может быть свидетельством неблагоприятного психоэмоционального состояния человека.

3) Для получения дальнейших результатов необходимо дальнейшее увеличение времени клинических наблюдений и количества наблюдаемых.

В исследовании раскрывается возможность применения аппаратно -программных способов поддержки процессов контроля и коррекции психоэмоционального состояния человека в условиях государственных и муниципальных образовательных учреждений для выявления студентов, у которых экзамены вызывают сильный эмоциональный стресс, препятствующий адекватной оценке их знаний. Такие студенты нуждаются в дифференцированном подходе, перспективным также является повышение их стрессоустойчивости. Исследование показывает перспективность дальнейшего развития применения принципа внешней обратной связи в клинической

практике для лечения и профилактики стресс-индуцированных тревожных

реакций и психовегетативных проявлений заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамчук А.В. Технология повышения психической стрессоустойчивости на основе БОС-тренинга // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2006. - Т.83. - N.6. - С. 44-47.

2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина, /Пер. с нем. М.: ГЭОТАР Медицина; 1999 г.; с.12.

3. Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций // Иностранная психология, 1994 . - Т.2 . - N2(4), - С.57-66.

4. Вознесенская Т.Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий.//Русский медицинский журнал, 2006. - Т.14, N.9.

5. Дементиенко В.В., Дорохов В.Б., Коренева Л.Г. и др. Гипотеза о природе электродермальных реакций. //Физиология человека, 2000. - Т.26. - N.2. -С. 124-131.

6. Ивонин А.А., Попова Е.И., Шуваев В.Т. Метод поведенческой психотерапии с использованием биологической обратной связи по кожно-гальванической реакции (КГР-БОС) при лечении больных невротическими фобическими синдромами // БОС,2000.-К1.-С.36-37.

7. Унакафов М.А. Способ тренировки адаптационных механизмов личности к стрессовым ситуациям и устройство для его реализации. Описание изобретения к патенту Российской Федерации №2251972, МПК 7 А61В5/16 5/053, опубликованное 20.05.2005г., бюлл. №14.

8. Унакафов М.А. Устройство для тренировки адаптационных механизмов личности к стрессовым ситуациям. Описание полезной модели к патенту Российской Федерации №31717, МПК 7 А61В5/02 5/16 А6Ш1/36, опубликованное 27.08.2003г., бюлл. №24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.