Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАРТ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА'

ПЕРВЫЙ ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАРТ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАРТ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА»

В. Б. СОЧАВА

ПЕРВЫЙ ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАРТ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА

В программе деятельности ЮНЕСКО некоторое место занимают вопросы научной и технической стандартизации, в частности ставится задача подготовки и стандартизации научных карт Земли, из которых отдельные уже изданы. В истекшее время большое внимание было уделено геологическим картам: ведется работа над составлением геологического атласа мира, геологических, тектонических и геохимических карт континентов.

Совместно с ФАО (Food and Agriculture Organization of the United Nations) уже несколько лет обсуждается вопрос о подготовке почвенных карт мира. Картам растительности до сих пор уделялось меньше внимания, но вопросы, связанные с их выполнением, также возбуждались.

X Международный ботанический конгресс в Эдинбурге в августе

1964 г., имея в виду по существу те же задачи, принял решение о создании специальной комиссии по вопросам картографирования растительности в мелком масштабе, поручив проф. Г. Госсену (Франция) курировать ее деятельность.

При содействии ЮНЕСКО (Департамент развития науки, Сектор изучения природных ресурсов) созыв комиссии был осуществлен 8—10 июня

1965 г. в Париже в здании конференций ЮНЕСКО. В ее работе участвовали Г. Будовский (Budovski) — Коста-Рика, Г. Госсен (Gaussen) — Франция, А. Кюхлер (Küchler) — США, Ж. Лебрен (Lebrun) — Бельгия, М. Пур (Рооге) — Англия, В. Сочава — СССР, К. Троль (Troll) — ФРГ, Г. Элленберг (Ellenberg) — Швейцария и представитель Сектора изучения природных ресурсов Департамента развития науки ЮНЕСКО О. Френцль (Fränzle).

Основное внимание собрания, которое по программе ЮНЕСКО именовалось Собранием по проблеме стандартизации карт растительности, было обращено на обсуждение принципов и методов картографирования. На эту тему был зачитан доклад Г. Госсена, по существу представлявший

собою проект решения собрания, о том, что и как классифицировать и в дальнейшем изображать картографически. Этот проект обсуждался и редактировался в течение двух дней последовательно, раздел за разделом.

Предметом обсуждения служили принципы классификации растительности (физиономический, флористический, фитоценотический, экологический и другие критерии) и возможность их совместного применения при классификации.

Подверглись обсуждению определения ряда понятий в учении о растительном покрове (тип растительности, климакс, потенциальная растительность, динамические серии, спонтанная и субспонтанная растительность, природные и антропогенные сукцессии и пр.). Очень много внимания было уделено значению физиономических черт растительности для ее классификации и картографирования. Большинство участников собрания склонялось к мысли, что удобные во многих отношениях физиономические наименования должны обозначать экологические и фитоценотические понятия. Классификация растительности и построенная на ее основе карта должны характеризовать экологическую среду. В дискуссии о климаксе и потенциальной растительности преобладало мнение, что эти понятия не должны смешиваться. Для теории картографирования растительности представление о потенциалы сой растительности более существенно, чем о климаксе. У нас осталось при этом впечатление, что вопросы эти недостаточно разработаны и оба понятия требуют уточнения на основе анализа динамических проявлений растительных ассоциаций в различных эколого-географических условиях и при различных антропогенных режимах.

Большое внимание привлек вопрос о сериях растительных группировок как основных категориях, находящих отражение на картах растительного покрова. В докладе Г. Госсена понятие о сериях выдвигалось как определяющее построение классификации растительности в целях ее картографирования. Растительная группировка прежде всего является этапом (стадией) той или иной серии, а далее может рассматриваться в различных аспектах: физиономическом, флористическом, экологическом и др. Основные замечания, направленные в адрес «концепции серий», сводились к тому, что во многих случаях установление серий основано на гипотетических построениях. Кроме того, вызывает трудности установление серий с одновременным учетом спонтанных и антропогенных динамических проявлений.

Экологическая трактовка растительных группировок и тенденция выявить через посредство карты растительности экологический потенциал местности вызывает необходимость разграничить понятия фитоценоза и экосистемы. Совещание признало необходимость раздельных классификаций растительности и экосистем.

Специально обсуждались методы и способы картографического показа растительности (красочная шкала, применение знаков и пр.), в частности на землях, находящихся под посевами и посадками. Большинство участников совещания не согласилось с опытом французской геоботанической картографии оставлять эти земли на картах неокрашенными. Высказывались о необходимости показывать сельскохозяйственные земли как таковые, но относить их к определенному типу экологической среды, соответствующему той или иной спонтанной растительной группировке.

Участникам совещания были розданы также тексты трех докладов по вопросам классификации и картографирования. Доклады эти не читались и не обсуждались, но были приняты во внимание участниками совещания при ведении дискуссии по основному докладу проф. Г. Госсена.

Наиболее значительный по объему текст А. Кюхлера был озаглавлен «Методы классификации растительности мира для целей картографирования» (A method to classify the vegetation of the World for purpose of mapping it). Большая его часть посвящена принципам физиономической классификации, которые автор разрабатывает уже около двадцати лет, неоднократно выступая по этому поводу в печати. Однако в настоящее время А. Кюхлер считает необходимым дополнить физиономический метод классификации флористическим. Практически это сводится к приведению названий растений, наиболее типичных для того или иного физиономического типа в соответствующем регионе. Так построена выполненная А. Кюхлером карта растительности США (опубликована в 1964 г,).

Докладная записка Г. Будовского называлась «К соглашению в классификации растительности мира» (Towards an agreement in vegetation classification on a world wide basis). Она содержала текст статьи автора, посвященный принципам классификации растительности мира, выдвигаемым JI. Гольдриджем (Holdridge).

Г. Элленберг представил три схемы распространения растительности в зависимости от микроэкологических условий. Они предназначались в качестве подтверждения тезиса, что на картах масштаба меньше 1 : 500 ООО практически показывается не какой-либо таксон фитоценоти-ческой классификации, а экологический ряд.

На картах очень мелкого масштаба возможен показ лишь потенциальной растительности, но с обозначением тем или иным способом и видоизменений под влиянием человека. Эти положения Г. Элленберг обосновывал в своих неоднократных выступлениях в дискуссии по докладу Г. Госсена.

Результаты обсуждения основного доклада представляют текст, заключающий формулировки по ряду теоретических и методических вопросов, касающихся стандартизации подхода к картографированию растительности. После редакционного просмотра всеми участниками совещания этот текст в качестве рекомендуемого будет предложен вниманию занимающихся картографированием растительного покрова в разных странах.

Основной доклад касался также перспектив стандартизации карт растительности крупного масштаба. Единодушно было решено, что таковая в международном плане преждевременна. В области картографирования в крупном масштабе нужно предоставить полную свободу поиска рациональных принципов и форм картографического показа.

Вторым вопросом, решавшимся на совещании, обсуждение которого потребовало меньше времени, был проект создания обзорной карты растительности мира. Участникам совещания был роздан текст доклада В. Б. Сочавы «Предложения по подготовке и стандартизации международной карты растительного покрова» (Les propositions sur la préparation et la standardisation de la Carte Internationale du tapis végétal). Основное содержание этого доклада следующее.

В порядке международного сотрудничества должна быть составлена универсальная мировая геоботаническая карта. Назначение этой карты — показать распределение по земной поверхности подразделений растительного покрова, сложившихся в процессе исторического его развития с учетом тех изменений, которым они подверглись под влиянием человека.

Мы можем рассчитывать на исполнение такой карты в относительно короткий срок, если масштаб ее не будет превышать 1 :4 ООО ООО— 1 : 3 ООО ООО.

Вопрос должен ставиться о таком масштабе карты не только по соображениям времени, но и потому, что карта растительности

м. 1:3 000 000—1:4000 000 явится необходимой ступенью для карты растительности мира в м. 1 : 1000000. Без такой промежуточной ступени мы можем создать (и уже создали) лишь отдельные листы карты миллионного масштаба, но не цельное картографическое произведение, охватывающее в единой научной концепции весь земной шар.

На карте красочно-штриховым способом необходим показ коренной растительности с учетом современного динамического состояния. Это достижимо путем использования уже имеющегося опыта картографирования серий (рядов трансформаций) растительных группировок, представляющих различное динамическое состояние одной и тон же коренной формации или группы формаций.

Динамическое состояние растительности найдет отражение на карте ввиду ее мелкого масштаба в очень обобщенной форме. Кроме того, при современной, все еще недостаточной изученности растительного покрова Земли придется допускать для различных крупных подразделений растительного покрова (например, фратрий формаций) не всегда равноценные по точности принципы выделения серии. В процессе составления карты растительности мира возникнет необходимость для ряда природных регионов создать систему климаксовых формаций и подчиненных им серий. В этой творческой работе авторам будущей карты окажет большую помощь опыт французской ботанико-картографической школы, а также региональной картографии растительности в Советском Союзе.

Принцип показа растительности в динамической трактовке значительно осложняет вопросы подготовки и стандартизации международной карты растительности. Однако этот принцип существенно обогащает карту не только в теоретическом плане, но также и в аспекте использования ее для различных экономических целей. Поэтому геоботаники разных стран должны применить усилия для разработки обобщенной динамической концепции растительного покрова для всей земной поверхности.

Речь идет о мировой карте растительности, где число формаций и подчиненных им серий даже при укрупненном их понимании должна быть очень велико. Поэтому важно установить самые высшие таксоны: растительности, объединяющие картируемые формационные серии. В общей легенде карты эти крупные таксоны должны определить ее структуру, «организовать» отдельные части карты, составленные в разных: странах и одновременно обеспечить всей карте единую ботанико-геогра-фическую концепцию и практическую направленность.

В качестве таких высших подразделений растительности могут быть приняты типы растительности и составляющие их территориальные комплексы (фратрии) формаций. Разделение растительного покрова Земли на типы растительности, а последних на фратрии формаций показано на мировой карте растительности в «Физико-географическом атласе мира» (М., 1964). В связи с перспективами составления международной карты это разделение может быть пересмотрено и корректировано. Однако основной принцип его должен быть сохранен, так как он обеспечивает одновременно генетическую и географическую трактовку растительного покрова.

Типы растительности и фратрии растительных формаций так, как ошг выделены на картах в «Физико-географическом атласе мира», представляются относительно однородными по качественному составу присущих: им растительных ресурсов. Кроме того, они довольно полно характеризуют экологический режим районов своего распространения.

В последнее время особо выдвигается значение изучения экосистем как определяющих актуальные возможности и потенциал природной среды. Картографировать экосистемы по их интегральным параметрам: мы пока не имеем возможности, но типы растительности и фратрии

формаций лучше, чем категории растительности, установленные по другим принципам, характеризуют экосистемы высшего ранга. Поэтому предлагаемая нами для международной карты система высших таксономических единиц оправдывает себя, если иметь в виду и прикладные цели, в первую очередь связанные с учетом мировых природных ресурсов и планированием их использования.

Карта растительности при рациональной ее структуре может дать нужную информацию для восстановления и увеличения продуктивности естественных ресурсов. Необходимым условием для этого является построение легенды на основе классификации, отражающей главнейшие закономерности растительного покрова, обусловленные его локальными географическими и широкими географическими связями. Из числа последних должна быть принята во внимание планетарная зональность, на основе которой типы растительности объединяются в системы (система северных внетропических типов растительности, система тропических типов растительности, система южных внетропических типов растительности). В неразрывной связи с планетарной зональностью находится полярная антисимметрия.

Принцип объединения типов растительности в поясные системы но зволяет одновременно отразить и зональную принадлежность типа растительности, и его антисимметричное положение по отношению к типам растительности, развивающимся в другом полушарии. Для примера скажем, что важно выделить как особые типы растительности тропические и внетропические пустыни, отличать степной комплекс формаций Северного полушария от южных внетропических травяных ксерофитыых формаций, которые иногда также причисляют к степям; существуют и другие аналогичные соотношения. При установлении, типов растительности, показанных на карте в «Физико-географическом атласе мира», этот принцип соблюдается полностью.

Таким образом, легенда международной карты растительности в м. 1:4 ООО ООО или 1 : 3 ООО ООО должна заключать 4 ступени (4 соподчиненных иерархических подразделения растительного покрова) : системы типов растительности, типы растительности, фратрии растительных формаций, серии, относящиеся к климаксовым формациям или группам формаций.

Последние из названных подразделений показываются на карте контурами с соответствующими красочно-штриховыми обозначениями. В качестве образца для показа серий может служить лист «Мадрас» Международной карты растительности (H. Gaussen, P. Legris, M. Viart. Carte Internationale du Tapis Végétal et des Conditions Écologiques à 1 : 1000 000. Le feuille Madras. 1964).

Возникает необходимость приспособить этот метод показа серии к техническим возможностям и географическим требованиям более мелкого масштаба. Целесообразно также создать предварительно-экспериментальные макеты фрагментов карг растительности с показом серий по способу листа «Мадрас» для районов, где господствует спонтанная растительность бореального типа (Сибирь в СССР, север Манитобы в Канаде).

Типы растительности и фратрии формаций фигурируют в легенде (внутри рамки карты), а на самой карте выявляются посредством подбора цветов, который производится с таким расчетом, чтобы серии, входящие в один тип растительности, обозначались красками одного топа. В отношении некоторых (но не всех) типов растительности эта задача решена на картах в «Физико-географическом атласе мира».

В настоящее время господствует стремление многих авторов положить в основу подбора красок для карт растительности эколого-географн-ческий принцип с тем, чтобы карты наиболее наглядно показывали осо-

бенности природной среды. Эти особенности должны находить отражение в классификации растительности, и цветовые обозначения для геоботанических карт следует подбирать так, чтобы они показывали экологическую приуроченность подразделений растительности и положение их в классификационной системе.

Очень существенны вопросы показа па карге растительности культивируемых земель.

На белом фоне, обозначающем сельскохозяйственные земли, целесообразно давать штриховку цвета, символизирующего коренную формацию, которая была свойственна этой территории в доагрокультурный период. Это будет характеризовать экологически]! потенциал культурных земель, что и является важной функцией геоботанической карты.

При таком способе показа культивируемые земли распределяются по сериям (рядам трансформации), в каждой серии они займут место крайнего звена — где спонтанная растительность не только видоизменена человеком, но и заменена культурной. Это последний этап трансформации растительности в серии.

По техническим условиям при м. 1 : П ООО ООО вряд ли представляется возможным на контурах, занимаемых культивируемыми землями, ставить значки, обозначающие отдельные культуры. Здесь возможны два пути — обозначать только главнейшие культивируемые растения или условными знаками отмечать тип использования земель. Второй способ требует специальной классификации культурных земель по типам использования. Классификация эта должна быть обобщенной, отражающей типические черты местного сельского хозяйства.

Главнейшим условием рациональной стандартизации международной карты растительности, как это следует из сказанного, является систематический список крупных подразделений растительного покрова Земли. Таким списком мы по существу располагаем, если произвести интеграцию легенд карт растительности мира и карт растительности континентов, опубликованных в «Физико-географическом атласе мира». Все эти карты составлены по единой программе и подчинены общей концепции. На них показано более 500 подразделений растительного покрова, объединенных во фратрии и типы растительности. Сводный список этих подразделений — это наиболее детальный перечень крупных таксонов растительного покрова Земли, представленных в единой системе.

Для новой международной карты растительности этот список должен быть дополнен и откорректирован в порядке международного сотрудничества.

Проф. Г. Госсен, открывший дискуссию по вопросу о международной карте растительности мира, высказал свое согласие с основными положениями этого доклада.

В результате дальнейших обсуждений большинство участников Совещания высказалось за желательность составления карты растительности мира в м. 1 : 5 000 000, для чего в течение ближайших лет должна быть проведена основательная подготовительная работа.

В резолюции Совещания, помимо постановки перед ЮНЕСКО вопроса о создании международной карты растительности, признана идея показа на этой карте природной потенциальной растительности посредством красочной шкалы, подобранной с учетом экологических факторов. Отмечена по предложению Г. Элленберга желательность разработки иерархии подразделений растительности на физиономической основе. Составление доклада на эту тему взял на себя Г. Элленберг при участии М. Пура.

Следующее Совещание при ЮНЕСКО по классификации и картографии растительности решено созвать в том же составе в Париже в январе 1966 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.