Научная статья на тему 'Первый музей славянской мифологии - туристический бренд города Томска'

Первый музей славянской мифологии - туристический бренд города Томска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
454
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ МИФОЛОГИИ / ТУРИЗМ / ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД / СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ / ТОМСК / MYTHOLOGY MUSEUM / TOURISM / PRIVATE MUSEUM / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / TOURISM BRAND / SLAVIC MYTHOLOGY / TOMSK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Листвина Евгения Геннадьевна

Статья раскрывает актуальную тему развития регионального туризма Томской области, а также рассматривает роль музеев в формировании конкурентоспособной туристической среды, которая способна привлечь интерес не только жителя родного региона, но и оказать влияние на рост посещения города Томска гостями из соседних регионов и стран. Указанный процесс исследуется через опыт работы частного музея Томска Первого музея славянской мифологии, обладающего уникальным потенциалом оригинальными работами художников-славянистов, чьи творческие потенции были направлены на изучение и воспроизведение истории, культуры и традиций славянского народа. Пространство творческой мастерской музея позволяет приобрести каждому посетителю частный опыт, к чему апеллируют многие современные тенденции, связанные с развитием сферы туризма. Первый музей славянской мифологии, в свою очередь, адаптирует свою деятельность в соответствии с интересами посетителей, находит каналы для установления диалога, посредством которого реализует социально-адаптационные и воспитательные функции. Также в своей деятельности музей славянской мифологии ориентируется на туризм как особую форму работы с аудиторией разных возрастов и социальных групп. Интерактивный характер реализующихся на базе музея проектов отвечает современной тенденции развития не только культурно-досугового, но и туристического пространства города. В статье дано описание некоторых значимых для развития туризма выставок. Данные проекты направлены на формирование бренда города как привлекательного культурно-туристического центра Сибири. В статье даны оценки деятельности музея в рамках указанного направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Листвина Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST MUSEUM OF SLAVIC MYTHOLOGY AS A TOURISM BRAND OF TOMSK

This article reveals the actual issue of regional tourism development of Tomsk region. The author considers the role of museums in the formation of a competitive tourism environment, which is able to attract the interest not only of residents of this region, but also guests from across Russia and the world. This process is studied through the experience of Tomsk private museum The First Museum of Slavic Mythology. The Museum has unique potential: original artists’ paintings, whose creative potential have been focused on the study and reproduction of history, culture and traditions of Slavic people. Special workshop of The Museum is the place, where each visitor gets a personal experience. That is a modern trend of tourism development. The First Museum of Slavic Mythology adapts its activities in accordance with the interests of visitors, finds channels for dialogue. The Museum implements socio-adaptive and educational functions. The Museum of Slavic Mythology also focuses on tourism as a particular form of work with audiences of all ages and social groups. The interactive character of every project corresponds with modern development trends both of cultural and leisure and tourism space of the city. The article describes several exhibitions, which are important for tourism development. These projects are focused on creation of brand of the city as an attractive Siberian cultural and tourism center. The article gives the assessment of the Museum activities according the specified theme of the article.

Текст научной работы на тему «Первый музей славянской мифологии - туристический бренд города Томска»

НОВЫЕ ТУРИСТКИЕ ЦЕНТРЫ

NEW TOURISM CENTRE

УДК 069+379.85 DOI: 10.12737/19508

Листвина Евгения Геннадьевна

Томский государственный педагогический университет (Российская Федерация); аспирант; ООО «Первый музей славянской мифологии» (г. Томск); старший экскурсовод; e-mail: awyrjua@gmail.com

ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ -ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНД ГОРОДА ТОМСКА

Статья раскрывает актуальную тему развития регионального туризма Томской области, а также рассматривает роль музеев в формировании конкурентоспособной туристической среды, которая способна привлечь интерес не только жителя родного региона, но и оказать влияние на рост посещения города Томска гостями из соседних регионов и стран. Указанный процесс исследуется через опыт работы частного музея Томска - Первого музея славянской мифологии, обладающего уникальным потенциалом - оригинальными работами художников-сла-вянистов, чьи творческие потенции были направлены на изучение и воспроизведение истории, культуры и традиций славянского народа. Пространство творческой мастерской музея позволяет приобрести каждому посетителю частный опыт, к чему апеллируют многие современные тенденции, связанные с развитием сферы туризма. Первый музей славянской мифологии, в свою очередь, адаптирует свою деятельность в соответствии с интересами посетителей, находит каналы для установления диалога, посредством которого реализует социально-адаптационные и воспитательные функции. Также в своей деятельности музей славянской мифологии ориентируется на туризм как особую форму работы с аудиторией разных возрастов и социальных групп. Интерактивный характер реализующихся на базе музея проектов отвечает современной тенденции развития не только культурно-досугового, но и туристического пространства города. В статье дано описание некоторых значимых для развития туризма выставок. Данные проекты направлены на формирование бренда города как привлекательного культурно-туристического центра Сибири. В статье даны оценки деятельности музея в рамках указанного направления.

Ключевые слова: музей мифологии, туризм, частный музей, социокультурная среда, туристический бренд, славянская мифология, Томск.

1. История, миссия и деятельность Первого музея славянской мифологии.

Развитие социокультурной сферы и регионального культурного туризма происходит поступательно и, как правило, параллельно. Ввиду формирования конкурентоспособного туристического пространства, внимание гостя и жителя города обращается не только на исторические артефакты, но и на учреждения культуры и искусства, отвечающие общим тенденциям развития туристической среды. Современные музеи научились встраиваться в эту систему, тем самым увеличивая объем посетителей во всем регионе и в конкретном учреждении в частности. В результате музеи становятся туристически привлекательными местами в пространстве города, формируют его культурный облик, сами становятся его

брендом. При этом музеи обязаны выстраивать модель коммуникации с посетителем в форме обратной связи, когда музей выступает генератором информации, а посетитель (адресат) - ее потребителем и активным создателем смыслов [8]. Модель музея как учреждения, «удовлетворяющего общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в качестве документальных средств хранения социокультурного опыта» [2, с. 262], трансформировалась в особую коммуникативную систему, где происходит процесс общения посетителя с «реальными вещами» [7]. В контексте данных тенденций в статье рассмотрена деятельность и опыт частного музея Томска - Первого музея славянской мифологии - как культурного и туристического бренда города.

Первый музей славянской мифологии - самый большой частный Музей в Сибири, уникальный социокультурный проект. В его основе лежит частная художественная коллекция, представленная оригинальными станковыми живописью, графикой и произведениями отечественного декоративно-прикладного искусства по мотивам славянской истории, мифологии, эпических сказаний, русских сказок и обычаев.

Музей был основан 4 октября 2007 г. меценатом, бизнесменом Геннадием Михайловичем Павловым. Имея классическое историческое образование Томского государственного университета, Геннадий Михайлович понимал, как важно сохранять знание о родной культуре и истории. Не случайна фраза выдающегося русского филолога XIX в. Василия Осиповича Ключевского, посвятившего всю жизнь изучению русской истории: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» [4]. Как своеобразный завет, это высказывание помнят все сотрудники Первого музея славянской мифологии и стараются, чтобы наше древнее прошлое не было забыто. Известная цитата помогла Геннадию Михайловичу в формировании концепции, в соответствии с которой Музей продолжает развиваться. Поэтому сам проект, как и мифы народа - уникален, актуален и бесконечен. «На протяжении многих веков славяне накапливали культурные богатства, сохраняя свои традиции и обычаи. На основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, любви к миру, природе. Сейчас Россия переживает кризис; нарушились традиции, порвались нити, которые связывали прошлое и настоящее... Все чаще окружающая действительность остро ставит перед славянами вопрос: быть или не быть? Если мы выбираем «быть» - значит, обращаемся к своим истокам, к архетипам национального самосознания», - размышлял основатель Музея Г.М. Павлов. «Это не только наше прошлое... это - мы сами и каждый из нас. Без знания прошлого невозможно правильно понять настоящее и прогнозировать будущее. Судьбу народа, лишённого

наследия предков, трудно представить в контексте мировой культуры»1.

Музей как живой организм формировался и развивался постепенно. А началось все в 2005 г., когда инициативой Геннадия Михайловича в небольшом томском особнячке была открыта публичная библиотека «Русский путь». В ней каждый желающий мог познакомиться с книгами выдающихся историков, этнографов, филологов, прочитать русские сказки и былины. Вынашивая идею и желание донести рассказ о родной истории и культуре, Геннадий Михайлович обратился к талантливым художникам современности с целью приобретения работ, посвященных истории и культуре наших предков. Была проделана большая исследовательская работа основателем Музея и его дочерью Ольгой Павловой, являющейся директором Музея славянской мифологии, сформирована и отправлена художникам по всей России историческая литература. Формируя коллекцию, основатель музея преследовал цель собрать полотна, изображающие исторически достоверные события, героев. И теперь посетители музея в его картинной галерее любуются оригинальными работами Виктора Королькова (1958-2004, г. Пенза), Бориса Ольшанского (1956 г.р., г.Тамбов), Вячеслава Назарука (1941 г. р., г. Москва), Анны Виноградовой (1975 г.р., г.Санкт-Петербург), заслуженного художника РФ Зосима Лаврентьева (1923 г.р., г. Йошкар-Ола), Андрея Клименко (Украина), Всеволода Иванова (1950 г. р., г. Тверь) и др.

С расширением коллекции музей обрел новый дом: в 2013 г. переехал в новое трехэтажное здание, построенное в историческом центре города по проекту, разработанному специально для музея (рис. 1).

Посетители Первого музея славянской мифологии в его стенах отправляются в удивительное путешествие в прошлое, знакомятся с древними богами, изучают традиционную культуру наших предков. Вместе с экскурсоводами вспоминают сказы, пословицы и поговорки, чем богат русский язык, хранящий память о прошлом.

1 Первый музей славянской мифологии (официальный сайт). URL: http://slav-museum.ru (Дата

обращения: 20.03.2016).

Рис. 1 - Новое здание Первого музея славянской мифологии (фото из архива музея)

На базе музея функционирует оборудованная мастерская, где гости разных возрастов изучают народные росписи, знакомятся с русскими промыслами и традициями. Разовые мастер-классы уже давно переросли в модульную образовательную программу (рис. 2), а музей стал помощником педагогу в организации насыщенных и интересных дополнительных занятий. Особо любимыми у школьников являются экскурсии, приуроченные к народным праздникам. Поэтому несколько раз в год и без того интерактивная экскурсия превращается в спектакль. Например, зимой каждый может «покормить» силы холода, чтобы мороз сменился теплом, спеть колядки и получить угощение, надеть традиционные маски для ряженья и встать в веселый хоровод.

На базе Музея осуществляется художественно-эстетическое воспитание, что особенно актуально для дополнительного образования. В настоящее время происходит процесс формирования оптимальной модели интеграции художественно-эстетического воспитания и художественного обучения в системе дополнительного образования детей [6], в который включается и музей славянской мифологии. Обращение к традиционному декоративно-прикладному искусству оказывает значительное воздействие на эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, формат творческих мастер-классов и интерактивных экскурсий обладает большими познавательными, развивающими воспитательными возможностями.

Рис. 2 - Сотрудники музея проводят творческий мастер-класс в Мифологической мастерской (фото А. Радостева)

Интерактивное пространство музея играет большую роль в формировании духовно-нравственного и эстетического воспитания. Специфика музея как хранителя культурных и художественных ценностей обладает значительным влиянием на формирование эстетического вкуса, морали и нравственности. Каждый из выставленных артефактов музея необходимо рассматривать «как слово, как часть какого-либо высказывания, сообщения» [3]. Характерной чертой Первого музея славянской мифологии является также помощь в национальном самоопределении, развитии чувства патриотизма и уважения к родной культуре. В художественных произведениях, предметах народного промысла и быта выражена душа русского народа, неслучайно у посетителей музея формируются представления об окружающем предметном мире, художественных и оценочных критериях и категориях.

Социально-ориентированный характер повышает актуальность посещения музея школьниками, а его миссия отзывается в сердцах томичей и гостей города. Помимо реализации основного направления культурно-просветительской деятельности, Первый музей славянской мифологии организует и проводит временные выставки, которые имеют концептуально организованную структуру. Среди них за последние два года были проведены такие выставки, как «Душевные наряды» и «Медвежий фестиваль», разработана экскурсионная программа «Тайны томских окон». Данные событийные проекты способствуют развитию

туристической среды города Томска, пополняют список уникальных туристических предложений России. Для понимания их значимости в сфере культурного туризма региона раскроем содержание каждого из них.

2. «Душевные наряды» из сундука памяти сибиряка. В Первом музее славянской мифологии был продуман концепт и организована выставка традиционного русского костюма из коллекции С.А. Гле-бушкина (г. Москва). Выставка «Душевные наряды» проходила в период 11 апреля -30 июня 2015 г. Идейное содержание проекта можно выразить в фразе: «Проживем, прочувствуем, примерим» (рис. 3). Перед взглядом гостя музея, пришедшего на выставку, были представлены женские крестьянские костюмы кон. XIX - нач. XX вв. Но располагались экспонаты не в хаотичном порядке, а в строго организованном, отвечающем концепции выставки: костюм проносился от рождения и через всю жизнь русской женщины. Известное выражение «по одежке встречают» имеет глубокое историческое значение. Действительно, по одежде русского человека дореволюционной России можно было понять его статус, социальное положение, у женщины - просватана ли она, есть ли у нее дети, даже определить из какого района и села прибыл человек. Каждый костюм - это отражение особого состояния в определенный

жизненный этап. Все эти тайны разгадывали экскурсоводы вместе с посетителями музея.

«Мы хотели, чтобы каждый гость нашего музея не только увидел костюмы, но и прочувствовал свою маленькую историю, историю своей семьи. Обращаясь к прошлому, мы вспоминали, что Томская область заселялась выходцами из самых разных уголков России, которые приносили с собой свои костюмные традиции, -рассказывает директор Первого музея славянской мифологии Ольга Геннадьевна Павлова. «Душевные наряды» - часть нашей памяти, нашей общей истории!».

Привоз таких экспонатов, как подлинные русские костюмы, стал уникальным явлением для всего Сибирского федерального округа. Традиционные наряды на выставку предоставил коллекционер Сергей Анатольевич Глебушкин, известный в России и в мире собиратель народной одежды, член Международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, член Союза художников России и Международной федерации художников, Общественного совета при Государственном Российском Доме народного творчества, Русского географического общества. Сергей Анатольевич является лауреатом всероссийских и международных конкурсов, фестивалей и выставок. С. Глебушкин по-

Рис. 3 - Выставка Душевные наряды: а) торжественное открытие выставки; коллектив музея с собирателем русских костюмов С.А. Глебушкиным (фото Г. Листвина); б) фотозона на выставке (фото Е.Астафьевой)

святил теме народного костюма более трех десятков лет, предоставляя свою коллекцию для экспонирования в сборных и индивидуальных выставках как в России, так и за рубежом. Однако Первому музею славянской мифологии впервые удалось подать тему крестьянской одежды через призму возраста, изменений социального статуса, что нашло большой отклик не только среди жителей города, но и гостей из соседних городов и областей.

Для сибиряков русская традиционная одежда севера, юга и центральной части России была понятна, образы русских женщин, которые были представлены на выставке, апеллировали к прошлому каждого современного человека, поскольку превалирующее большинство современных жителей Сибири - потомки переселенцев из тех регионов нашей страны. Возможность познакомиться и со своим прошлым, полюбоваться русскими костюмами кон. XIX -нач. XX вв. не упустили многие.

Предчувствуя большой интерес к тематике, организаторами были расширены рамки традиционного понимания выставки и предложена детально проработанная программа, обогатившая туристическо-до-суговое предложение города. В итоге проект «Душевые наряды» включил в себя следующие элементы. Во-первых, непосредственно экспонирование подлинных костюмов, иллюстрирующих историю русского наряда. Во-вторых, творческие мастер-классы, на которых посетители Первого музея славянской мифологии смогли на собственном опыте познать сложность нанесения орнамента на ткань во время занятия по «приручению» набойки. Данный мастер-класс был разработан Музеем и является единственным за Уралом по настоящее время. На занятии посетители узнавали о секретах забытого мастерства, которым с давних времен занимались мужчины-набойщики. Техника ручной набойки - один из древнейших способов украшения текстиля. Постукивая по деревянной доске с вырезанными орнаментами, новоиспеченные мастера переносили рисунки на ткань. Каждый получил уникальный платок и массу удовольствия. В-третьих, были приглашены мастера-эт-

нографы из города Новосибирска, которые провели цикл обучающих семинаров. Мастер по изготовлению костюмов русских старожилов Сибири Татьяна Рублева научила участников занятий плести традиционные нагрудные украшения из бисера -гайтаны (семинар «Вязание традиционных нагрудных украшений»), а также ткать пояса на дощечках. Мастер по традиционному русскому крестьянскому костюму Татьяна Куликова, занимающаяся изучением и изготовлением народной одежды с 1986 г., провела семинар «Женские головные уборы в русской крестьянской традиции». Благодаря кропотливому сбору экспедиционных материалов по России и изучению трудов ведущих этнологов и этнографов, Татьяна Юрьевна смогла дать точные выкройки и рассказать о строении и исторических особенностях русского традиционного головного убора. В-четвертых, также под руководством Татьяны Куликовой, было проведено «Этнодефиле от «Лоскутного дома» (г. Новосибирск). Дефиле было представлено девушками из студии русской культуры «Улица» (г. Томск). Жители и гости города увидели, как одевались городские модницы в XIX - нач. XX вв., узнали, что такое шушпан и шугай, почувствовали дух той эпохи в декорациях русской избы, сами примерили и сфотографировались в стилизованной одежде. Фотоателье в народном стиле в рамках выставки стало одним из самых популярных туристических мест в городе - это пятый компонент проекта «Душевные наряды». В-шестых, было организовано выступление фольклорно-этнографического ансамбля «Пересек» (город Томск), показавшего фрагмент свадебного обряда с. Зауба Восточного Казахстана, входившего до 1925 г. в состав Томской губернии. И наконец, в-седьмых, Первым музеем славянской мифологии по результатам исследовательской работы при подготовке к выставке был издан каталог «Душевных нарядов» - небольшой по размеру, но глубокий по содержанию, с любопытными историческими справками и описанием костюмов, представленных на выставке в рамках данного проекта.

Реализация концептуально проработанного проекта «Душевные наряды» от-

вечает тенденциям развития Первого музея славянской мифологии, поддерживает образовательно-просветительский характер деятельности музея. В результате организации выставочного пространства была сформирована конкурентная среда в туристическом направлении города Томска.

3. 1-й областной Медвежий фестиваль и его роль в формировании культурно-туристической среды региона. Проект «Медвежий фестиваль» проводился впервые в музее славянской мифологии 17 декабря 2014-31 января 2015 г. при поддержке Департамента по культуре и туризму Томской области. «Медвежий фестиваль» - это своеобразный диалог культур, в основу которого лег архетипический образ медведя (рис. 4). Проект открыл абсолютно новую нишу в музейной практике города Томска, объединив участников не только разных возрастов (от 3 лет), но также профессий, этнических групп, субкультур.

В рамках фестиваля была организована выставка рукотворных медведей, в которой приняли участие вышеперечисленное творческое сообщество. Фестиваль как уникальный проект явился катализатором интереса со стороны жителей Томской области и других регионов к живой истории, культуре, побудил народных мастеров к творчеству и сотрудничеству, обмену опытом. Творческим сообществом была осмыслена новая тема - образ медведя. Тем

самым фестиваль раскрыл исторический, ранее не исследуемый пласт, представляющий феномен и архетипическую модель жизнедеятельности (жизненного уклада) сибиряков. Изучая сказы, мифы и легенды о Хозяине сибирского леса, были созданы уникальные творческие работы в разных техниках и из разных материалов. В работе выставки на фестивале приняло участие около 70 мастеров, экспозиция объединила творческих людей со всех городов и районов Томской области.

Обращаясь к ранее нераскрытой и неосвещенной теме в рамках формирования культурно-туристической среды Томска, было создано особое пространство и сформированы возможности для каждого посетителя познакомиться не только с мифами и легендами о хозяине сибирской тайги, но с историко-культурным наследием региона.

Фестиваль был наполнен событийными мероприятиями, интеллектуальными встречами, лекциями и мастер-классами. Были приглашены лучшие культурологи, специалисты-зоологи, опытные охотники города Томска, рассказывающие о повадках дикого зверя, среде обитания и др. Среди приглашенных специалистов: преподаватель Томского государственного университета института искусств и культуры Ирина Евгеньевна Максимова, которая провела «Беседу о медведе в культуре народов Сибири», научный сотрудник био-

Рис. 4 - Медвежий фестиваль: а) торжественное открытие фестиваля; на фото слева направо: мастер Софья Кугаевская, директор музея Ольга Павлова (фото А. Гаврилова); б) экскурсия по выставке (фото Family Studio)

логического института университета Олег Юрьевич Тютенков, показавший ископаемый череп пещерного медведя 50-тыся-челетней давности. Программа Фестиваля была насыщенной, разнообразной и способствовала непосредственному и активному участию томичей и гостей города разного возраста и социального статуса.

Формируя экскурсионную программу по выставке, сотрудники музея славянской мифологии стремились осветить архитипическое представление о медведе, отражение этого образа в мифах и легендах коренных жителей Томской земли и славянской мифологии - все это во многом способствовало созданию особого культурно-туристического пространства, наполненного интересными образами, информацией. Оформление экспозиции предполагало непосредственный диалог с посетителями, создавая комфортную среду вокруг каждого гостя выставки. Особое внимание было уделено маленьким посетителям: в «детском уголке» ребята взаимодействовали с интерактивной доской, где в формате «вопрос -ответ» изучали повадки медведя, с помощью точного макета сравнивали размер своей ладони с отпечатком лапы большого зверя, изучали медвежью берлогу и др.

На сегодняшний день опыт образовательно-культурного взаимодействия требует пристального внимания [5]. Реализация проекта I областного Медвежьего фестиваля показывает, что организация совместной творческой деятельности способствует формированию коммуникации между людьми, связующим звеном в которой явился музей. Данный проект был рекомендован к участию в I городском конкурсе проектов в сфере туризма и гостеприимства «Гостеприимный Томск - 2016».

4. Новый проект в рамках бренда города «Деревянные кружева». Экскурсионный маршрут «Тайны томских окон» был создан Первым музеем славянской мифологии в партнерском сотрудничестве с музеем истории города Томска при поддержке Томского информационного центра2, чья деятельность направлена на формирование

2 Томский информационный центр. URL: http://tic-tomsk.ru/node/857 (Дата обращения: 20.03.2016).

комфортного туристического пространства в городе. Неслучайно администрация города и Томский информационный центр видят в уникальной деревянной архитектуре Томска ключевой туристический ресурс, интересный жителям города, привлекающий туристов из других городов России и мира.

С Томском связано много легенд: это и древний город Грустина (Грасиона), столица Артании, и личность Старца Федора - Александра I, не скончавшегося скоропостижно, а отправившегося в Сибирские земли. Но то, что видно каждому гостю, прибывшему в Томск - это великолепные памятники деревянного зодчества, которыми наполнен город. Томские дома поражают богатой деревянной резьбой на оконных наличниках.

Специалисты музея славянской мифологии изучали символизм деревянного зодчества, глубокое значение витиеватых орнаментов, уходящее в далекое прошлое. Можем сказать, что не только деревянная резьба города Томска является уникальной, таким стал и продукт ее изучения - ту-ристическо-экскурсионный маршрут «Тайны томских окон».

С первых слов экскурсия настраивает гостя на особое понимание и ощущение своего дома как «родного», вспоминаются и рассказываются особенности конструкции деревянного срубленного дома, уделяется внимание и расшифровке слов. Например, слово «улица» обозначает дорогу, проходящую у видимой стоны здания, которое именовалось его лицом, т. е. «у лица дома». Большое внимание уделяется самому материалу - теплое дерево дается в руки, демонстрируются отдельные элементы наличников.

В Первом музее славянской мифологии проводится параллель между узорами на самых известных в городе Томске памятниках деревянного зодчества (дом купца Георгия Голованова, сейчас - Российско-немецкий дом, дом архитектора Станислава Хомича, дом с драконами, дом писателя В.Я. Шишкова, сейчас - «Дом искусств» и др.) и древними славянскими символами. Например, часто встречающийся символ ромба, расположенный в нижней части деревянных наличников, соотносится с об-

разом плодородной земли. А ведь с давних времен земля для крестьянина - главный источник жизни, достатка, благополучия. Через образ земли экскурсовод обращает внимание гостей на изображение на картине художника Виктора Королькова богини славянской мифологии - Макоши - богини судьбы, удачи и плодородия. Пытливый глаз может заметить и другие орнаменты на деревянных наличниках, например, колесо со спицами - древний символ бога-громовержца восточных славян Перуна. Другой символ - оберег, который можно встретить в украшении дома - коловрат (коло - солнце, врат - вращение). Это - образ движущегося солнца, без которого славянин не мыслил жизни.

Экскурсионный маршрут «Тайны томских окон» преследует несколько задач, но прежде всего - воспитать у жителей Томска уважительное и бережное отношение к своему городу. Для приезжего гостя такая экскурсия - возможность познакомиться с туристическими брендами города не только на историческом, но и культурном уровне с погружением в мифологические корни культуры славянского народа. Посетители познают древние символы, которые живут рядом с нами сотни лет: сказочные птицы, берегини, солнечные круги, ветвистые деревья, коньки на крыше. После экскурсии действительно верится, что эти символы по сей день защищают и оберегают нас. Томские наличники - это объемная резьба, живое дерево и отсутствие краски, это теплота человеческих рук и любовь к своему дому, уют и русское гостеприимство. Таким представляется город для его гостей.

Главная задача данного экскурсионного маршрута - обучить томичей и гостей города «читать» деревянную резьбу, уметь трактовать эти послания, запечатленные более столетия назад в дереве. В связи с этим уникальность томского деревянного зодчества раскрывается на новом уровне, выстраивается связь между прошлым и настоящим посредством туристического

маршрута, реализуемого музеем славянской мифологии.

Первый музей славянской мифологии является особенным культурным проектом, имеющим большую социальную значимость. Это место, где можно не только смотреть и слушать, но и стать активным участником, вовлеченным в культурное пространство, используются современные технологии в музейной педагогике, что делает музей привлекательным для томичей и гостей города. Многие гости окрестили его «центром славянской культуры». В выходные дни музей привлекает большое число туристов из соседних регионов - Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев. Томск, являясь студенческим городом (на 500 000 чел. населения приходится 6 вузов), привлекает молодые умы со всей России, активно развиваются программы по обмену и привлечению иностранных студентов. Для них знакомство с Первым музеем славянской мифологии тождественно с изучением русской культуры и истории.

Сегодня для жителей города Томска посещение Первого музея славянской мифологии - не просто правило хорошего тона, а в буквальном смысле полезная привычка. Каждый гость находит для себя занятие по душе. И действительно, познавая родную историю, посещая выставки и проекты музея славянской мифологии, гости ощущают сопричастность с живым миром национальной культуры. Неслучайно «миф - это душа народа» [1], именно эту душу ощущают посетители музея, что делает его привлекательным туристическим местом в Томске. В современной ситуации для формирования конкурентоспособного туристического рынка требуется отвечать потребностям общества, обращаться к темам, волнующим мысли и чувства людей. Ввиду чего можем сказать, что Первый музей славянской мифологии является важным звеном в туристическом пространстве города Томска.

Список источников:

1. Бабосов Е.М. Мыслители XX столетия: Карл Густав Юнг. Минск: Книжный дом, 2009. 256 с.

2. Грачева Е.С., Муханова С.А. Музей как социокультурное явление современного общества // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 3, № 1. С. 262-268.

3. Долак Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопросы музеологии. 2010. № 1. С. 106-117.

4. Ключевский О.В. Афоризмы и мысли об истории. М.: ЭКСМО, 2007. 475 с.

5. Листвина Е.Г. Основания взаимосвязи науки и культуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2014. №7 (148). С. 116-121.

6. Новикова Я.В. Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла // Молодой ученый. 2014. № 15. С. 292-293.

7. Слюсарева Н.А. Конфликт в интерпретации мифа в современной музейной практике // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 138-146.

8. Hooper Greenhill E. The educational role of the museum. Psychology Press, 1999. 346 р.

Evgeniia G. Listvina

Tomsk State Pedagogical University (Russia); PhD student; Ltd «The First Museum of Slavic Mythology» (Tomsk, Russia); a senior guide; e-mail: awyrjua@gmail.com

THE FIRST MUSEUM OF SLAVIC MYTHOLOGY AS A TOURISM BRAND OF TOMSK

This article reveals the actual issue of regional tourism development of Tomsk region. The author considers the role of museums in the formation of a competitive tourism environment, which is able to attract the interest not only of residents of this region, but also guests from across Russia and the world. This process is studied through the experience of Tomsk private museum - The First Museum of Slavic Mythology. The Museum has unique potential: original artists' paintings, whose creative potential have been focused on the study and reproduction of history, culture and traditions of Slavic people. Special workshop of The Museum is the place, where each visitor gets a personal experience. That is a modern trend of tourism development. The First Museum of Slavic Mythology adapts its activities in accordance with the interests of visitors, finds channels for dialogue. The Museum implements socio-adaptive and educational functions. The Museum of Slavic Mythology also focuses on tourism as a particular form of work with audiences of all ages and social groups. The interactive character of every project corresponds with modern development trends both of cultural and leisure and tourism space of the city. The article describes several exhibitions, which are important for tourism development. These projects are focused on creation of brand of the city as an attractive Siberian cultural and tourism center. The article gives the assessment of the Museum activities according the specified theme of the article. Keyword: mythology museum, tourism, private museum, socio-cultural environment, tourism brand, Slavic mythology, Tomsk.

References:

1. Babosov E.M. MysliteliXXstoletija: Karl Gustav Jung [The thinkers of the XX century: Carl Gustav Jung]. Minsk: Book House, 2009. 256 p.

2. Gracheva E.S., Mukhanova S.A. Muzej kak sociokul'turnoe javlenie sovremennogo obshhestva [Museum as a so-ciocultural phenomenon of a modern society]. VestnikSaratovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Vestnik Saratov State Technical University], 2009, vol. 3, no. 1, pp. 262-268.

3. Dolak Y. Muzejnaja ekspozicija - muzejnaja kommunikacija [Museum communication museum presentation]. Vo-prosy muzeologii [The Problems of Museology], 2010, no. 1, pp. 106-117.

4. Kljuchevskij O.V. Aforizmy i mysli ob istorii [Aphorisms and thoughts about the history]. Moscow: EKSMO, 2007. 475 p.

5. Listvina E.G. Osnovanija vzaimosvjazi nauki i kul'tury [Bases of the science and culture interconnection]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin Tomsk State Pedagogical University], 2014, no. 7 (148), pp. 116-121.

6. Novikova Ja.V. Znachenie russkoj narodnoj kul'tury v processe izuchenija predmetov hudozhestvenno-estetichesk-ogo cikla [The value of Russian folk culture in the study of artistic and aesthetic subjects]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2014, no. 15, pp. 292-293.

7. Slyusareva N.A. Konflikt v interpretacii mifa v sovremennoj muzejnoj praktike [The conflict of myth's interpretations in the modern museum practice]. Tsennosti i smysly [Values and Meaning], 2015, no. 6 (40), pp. 138-146.

8. Hooper Greenhill E. The educational role of the museum. Psychology Press, 1999. 346 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.