Научная статья на тему 'Первый конный памятник России'

Первый конный памятник России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
563
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР I / КОННЫЙ ПАМЯТНИК / PETER THE GREAT / EQUESTRIAN MONUMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долбнин Виктор Георгиевич

В статье рассмотрен конкурс на создание первой конной статуи Петра I. На основании косвенных документов приводится реконструкция памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first equestrian monument in Russia

The article reviews the contest for creation of the first equestrian statue of Peter the Great. Reconstruction of the monument is based on some indirect documents.

Текст научной работы на тему «Первый конный памятник России»

В. Г. Долбнин

ПЕРВЫЙ КОННЫЙ ПАМЯТНИК РОССИИ

Итальянский зодчий Никола Микетти, работавший в Петербурге с 1718 г., хорошо известен историкам архитектуры как создатель великолепных дворцово-парковых ансамблей в Кадриорге — Стрельне — Петергофе [1, с. 204]. Гораздо меньше мы знаем о Н. Микетти как скульпторе, и почти совсем не известна еще одна грань его мастерства — художественное литье больших скульптурных групп. Этот опыт Н. Микетти приобрел на строительстве различных сооружений в Риме еще до приезда в Россию.

Находясь в Санкт-Петербурге, зодчий не терял связи с архитектурной средой Италии, отпрашиваясь в Рим на осенне-зимние месяцы для «поправления своих дел» и «по-новления прежних контрактов». Еще одним из доводов, который выдвигал Н. Микетти, испрашивая разрешение на отъезд в Италию осенью 1720, 1721 и 1723 гг., был личный надзор за изготовлением «лошади Константиновой» — копии античного памятника Марку Аврелию, находящегося на капитолийском холме. По-видимому, один из русских дипломатов в Риме, возможно, Ю. Кологривов, в числе рисунков античных и новых скульптур послал Петру I и рисунок памятника Марку Аврелию. Памятник Петру I понравился, и он поручил тому же Ю. Кологривову найти в Риме мастера для изготовления модели этого памятника. Ю. Кологривов остановился на Н. Микетти, которого только что сумел завербовать на русскую службу. Из письма Ю. Кологривова, которое иногда приводят в качестве критической характеристики Н. Микетти, мы узнаем некоторые подробности, касающиеся модели памятника. «Микетти,—пишет Ю. Кологривов, —как я могу выразуметь, делает лошадь Лизетку (лошадь Петра I. — В. Д.), а кладет под нее турка, и, мне кажется, несхотно полтавская баталия с турецкой. Но еще против нрава нашего Всемилостивейшего государя, он не топтал неприятеля ... но от смерти избавил многих ... а делает нищий скульптор Бернардино, который ничего не знает, а дело славное и вечное» [2, оп. III, ч. II, кн. 36, л. 582]. Из письма выясняется, что речь вначале шла не об изготовлении точной копии конной статуи Марка Аврелия, а взятии ее за основу композиции при создании модели триумфального памятника в ознаменование побед русского оружия.

Судя по описанию, это должна была быть сложная скульптурная композиция с большим идейным содержанием: Петр I на ней представал победителем, восседающим на коне, под копытами которого была помещена фигура турка. Конечно «турка» нужно понимать как аллегорию неприятеля. Тем более, что для итальянца Н. Микетти, пока еще не знакомого с российской действительностью и подробностями Полтавской баталии, врагами Петра I были, конечно, турки, издавна тревожившие и итальянские берега. Их-то, по замыслу Н. Микетти, и следовало Петру I топтать конем и побеждать.

Всадник, топчущий поверженного врага, — символика довольно распространенная начиная еще с XV в. Подобное изображение полководцев, кондотьеров, государственных деятелей мы часто встречаем в Италии к северу от Рима и во Франции. Наиболее сходно описание Ю. Кологривова с фреской, изображающей кондотьера, а затем миланского герцога Франческо Сфорца. Уверенный в себе полководец сидит на несколько

© В. Г. Долбнин, 2010

тяжеловатом коне, под копытами которого застыла, вся в изломе боли, фигура побежденного воина. Это изображение восходит к грандиозной статуе Франческо Сфорца, предложенной Леонардо да Винчи. Конь, разгоряченный битвой, яростно скачет вперед, попирая убитых и раненых врагов. Н. Микетти, без сомнения, был знаком с миланскими проектами Леонардо да Винчи. Кроме того, во многих городах Италии стояли прекрасные конные памятники: Гаттамелата в Падуе, Коллеони в Венеции, Козимо I во Флоренции, которые также могли служить образцами для изображения победителя.

В соответствии с традицией Петра I поручать выполнение одного и того же задания нескольким мастерам, подобный же монумент был заказан и другому итальянцу — Бартоломео Карло Растрелли, уже находящемуся на службе в России с 1716 г. Описание проекта Б. К. Растрелли во многом сходно с моделью Н. Микетти, так как оба черпали свои знания из одних и тех же исторических источников. Б. К. Растрелли дает в одном из вариантов гораздо более усложненную композицию. Он кладет под копыта коня три лежащие обнаженные фигуры и шесть раздавленных львов — символ Швеции. Окончательный же вариант памятника, находящегося в настоящее время у Михайловского замка, отличается большей простотой и монументальным величием.

Несмотря на работу Б. К. Растрелли, Н. Микетти также продолжал заниматься «выливанием статуи Константиновой с лошадью». В декабре 1720 г. он добился от Римского папы разрешения на «выливание» памятника, в чем ему помог его друг кардинал П. Оттобони. Но работы затянулись, в следующий свой приезд в Рим в 1721 г. Микетти проводит консультации «с профессорами, почем пуд металла станет Его Величеству». Кроме того, в письме из Петербурга ему поручается сделать еще одну модель всадника на коне— «вощаную или гипсовую». В письмах Н. Микетти этого периода из Рима под разными датами упоминаются разные наименования будущего памятника: «лошадь», «лошадь медная с персоною», «лошадь Константинова», «лошадь Марка Аврелия» и только в последних письмах фигурирует новый термин «в квалитете» [2, оп. 4, ч. I, кн. 56, л. 401] (в том же качестве, сделанная так же хорошо, подобная по отделке). То есть налицо решение отливать не точную копию, а нечто иное, хотя и подобное, так же хорошо отделанное (в квалитете), как отлита античная конная статуя Марка Аврелия.

Наконец в январе 1721 г. Н. Микетти находит мастера, который хотя и не был «профессором», но, по-видимому, отличался достаточной искусностью, чтобы выбор пал на него. С ним был заключен контракт на два года, по которому он обязывался сделать лошадь с фигурою и «с уплатой по 45 копеек за пуд». Весь же памятник должен был весить около 450 русских пудов. Копию контракта Н. Микетти выслал в Петербург кабинет-секретарю А. В. Макарову (полный ее текст приводится в конце статьи). Лошадь с фигурою была вылита в Италии и отправлена в Петербург уже после окончательного отъезда Н. Микетти на родину в 1723 г. К сожалению, рисунки и модели Н. Микетти, по которым производилась отливка, не сохранились. Поэтому трудно сказать, был ли отлитый памятник в окончательном варианте копией монумента Марка Аврелия или оригинальным памятником побед России, с Петром I, попиравшим неприятеля. Если последнее верно, а документы косвенно подтверждают это, то уже в 1723 г. на несколько десятилетий раньше Б. К. Растрелли, который отлил свою статую Петра I только в 1747 г. [3, с. 150], Н. Микетти создал для России первый конный монумент-памятник. Очень возможно, этот памятник должен был стоять в Стрельне, которой Н. Микетти активно занимался именно в этот период.

Полный текст копии контракта [2, оп. 4, ч. I, кн. 56, л. 404]

Превосходительный г-н Патрон Милостивый

...На всем моем предлагаю решение, хотя он и не является профессором учинит такое дело, оттуду и зделаю контракт нижеследующим образом.

Что он имеет измысливать во всем без всякого указа Е. Ц. В. т. Е.

Что помянутый долженствует изформировать подробнейшую вымеренной, что имеет измыслить гипсы, железом, дровами и прочими иждивениями к тем формам.

Он же должен измыслить устроить модель в великой мере с промыслом своего иждивения, материалы которые потребны, как о глине так и железе, проволоке железной и протчие которымя при нежите к той модели.

Он же должен измыслить изформировать её или по воску или из глины, как помянутому мастеру покажется лучше комодите и то имеет все быть на его коште.

Он же должен вылить её из меди и чтоб было всё на его коште как медь, как уголь дрова и прочая что надлежит к тому делу и ежели форма и вылитие не придет в свое совершенство и тот убыток имеет быть весь его без всякого указу Ц. В.

И потом как выльет из меди, он же должен выполировать ее и вычеканить в квалитете и образ какова обрешается в кампидолии и что все имеет быть на его коште без всякого указу Е. Ц. В.

И чтоб его положить в месте для того, чтоб можно разложити и сложили в дело в каком нибудь месте, что позволит Е. Ц. В.,

И чтоб Е. Ц. В. не имел помышлять о другом, только чтоб взять ею и нагрузить на берегу на проходящей реке среди Рима и привезть куды повелит Е. В.,

О делах помянутым трудам и заботам как изформировать ею, так и моделевать, вылить и выполировать совсем зделать ею на своем коште как вышеописано работу делают за 112 фунт, а за руд по 45 рублей, которой понеже ещё цены меньше не нашол, онои даю других профессоров... Однако мало нечто разве можно збавить для многой работы которая находится в деле том, как же ещё чтоб было в неудаче профессора ежели выливание той работы не вышло и в добром совершенстве имеет быть его иждивение. Время той работы приемется на два года выдать ея избранно в совершенстве сего дабы оне неможно никого найтись чтоб кто мог бы зделать поспешнее причине многих работы которые имеют быть...

Январь 6, 1721 г. Слуга

В Риме Н. Микетти

Источники и литература

1. См.: Долбнин В. Г. Творческая жизнь архитектора Н. Микетти: Дис. ... канд. архитектуры. Л.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1982. 204 с. (на правах рукописи).

2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 9. Отд. II.

3. Петров В. Н. Конная статуя Петра I работы Б. К. Растрелли. Л.: Аврора, 1972. 150 с.

Статья поступила в редакцию 27 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.