Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ КОМПОЗИТОРСКИЙ ОПЫТ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА: К ИСТОРИИ ОДНОГО РОМАНСА'

ПЕРВЫЙ КОМПОЗИТОРСКИЙ ОПЫТ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА: К ИСТОРИИ ОДНОГО РОМАНСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
298
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. П. ДЯГИЛЕВ / А. К. ТОЛСТОЙ / ИСКУССТВО / ПОЭЗИЯ / СТИХОТВОРЕНИЕ "ТЫ ПОМНИШЬ ЛИ / МАРИЯ" / МУЗЫКА / РОМАНС / РУКОПИСЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любимов Д.В.

В статье освещается малоизученный факт творческой биографии С. П. Дягилева, относящийся к пермскому периоду его жизни, - написание им романса «Ты помнишь ли, Мария» на стихи А. К. Толстого. Впервые представлен анализ неопубликованной рукописи романса, который на сегодняшний день является единственным сохранившимся произведением Дягилева. Рассмотрены история создания сочинения, его образное содержание и особенности музыкального языка. Приводятся нотные примеры. Автор приходит к выводу, что профессиональное образование и композиторские навыки сыграли значительную роль в последующей деятельности Дягилева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCO-FUNK: PREREQUISITES FOR FORMATION AND GENRE-STYLE FEATURES

The article highlights a little-studied fact of S. P. Diaghilev’s creative biography relating to the Perm period of his life - his writing of the romance «Do you remember, Maria» based on the poem of A. K. Tolstoy. For the first time, an analysis of an unpublished manuscript of the romance, which is currently the only surviving work of Diaghilev, is presented. The history of the creation of the composition, its figurative content and features of the musical language are considered. Musical examples are given. The author comes to the conclusion that professional education and composing skills played a significant role in Diaghilev’s subsequent activities.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ КОМПОЗИТОРСКИЙ ОПЫТ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА: К ИСТОРИИ ОДНОГО РОМАНСА»

УДК 782.91; 78.085.5

ПЕРВЫЙ КОМПОЗИТОРСКИЙ ОПЫТ СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА: К ИСТОРИИ ОДНОГО РОМАНСА

Любимов Д. В.1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.

В статье освещается малоизученный факт творческой биографии С. П. Дягилева, относящийся к пермскому периоду его жизни, — написание им романса «Ты помнишь ли, Мария» на стихи А. К. Толстого. Впервые представлен анализ неопубликованной рукописи романса, который на сегодняшний день является единственным сохранившимся произведением Дягилева. Рассмотрены история создания сочинения, его образное содержание и особенности музыкального языка. Приводятся нотные примеры. Автор приходит к выводу, что профессиональное образование и композиторские навыки сыграли значительную роль в последующей деятельности Дягилева.

Ключевые слова: С. П. Дягилев, А. К. Толстой, искусство, поэзия, стихотворение «Ты помнишь ли, Мария», музыка, романс, рукопись.

SERGEI DIAGHILEV'S FIRST COMPOSING EXPERIENCE: TO THE HISTORY OF A ROMANCE

Lyubimov D. V.1

1 Vaganova Ballet Academy, 2, Zodchego Rossi St., St. Petersburg, 191023, Russian Federation.

The article highlights a little-studied fact of S. P. Diaghilev's creative biography relating to the Perm period of his life — his writing of the romance «Do you remember, Maria» based on the poem of A. K. Tolstoy. For the first time, an analysis of an unpublished manuscript of the romance, which is currently the only surviving work of Diaghilev, is presented. The history of the creation of the composition, its figurative content and features of the musical language are considered. Musical examples are given. The author comes to the conclusion that professional education and composing skills played a significant role in Diaghilev's subsequent activities.

Keywords: S. P. Diaghilev, A. K. Tolstoy, art, poetry, poem «Do you remember, Maria», music, romance, manuscript.

В истории творческого становления Сергея Павловича Дягилева особое место занимает музыка. Известно, что в молодые годы будущий великий импресарио, руководитель труппы «Русские сезоны», не только любил слушать и исполнять музыку, но и мечтал стать композитором. До наших дней сохранилась рукопись дягилевского сочинения, ранее нигде не опубликованного [1]. Рассмотрение этого раритетного материала позволит нам воссоздать облик юного музыканта1.

Сергей вырос в дворянской культурной семье: его дед Павел Дмитриевич Дягилев, отец Павел Павлович и вторая супруга отца Елена Валерьяновна Панаева интересовались живописью, литературой, музыкой, обладали вокальными и актерскими данными. Поэтому неудивительно, что Сергей с раннего детства был увлечен искусством. Приобщение маленького Сережи к творчеству произошло на юге Пермской губернии, в Бикбарде, где располагалось родовое имение Дягилевых. Там, в «Бикбардинском университете», по словам его деда, Сергей впервые принял участие в театральных постановках на сцене домашнего театра. Там же у Сергея проявилась склонность к музыке. Его первоначальным музыкальным воспитанием занимались члены семьи: мачеха Елена Валерьяновна, дядя Иван Павлович, а также две тети — Анна Павловна Философова и Александра Валерьяновна Панаева (Карцева).

Профессиональное музыкальное образование Сергея связано с Пермью: он обучался игре на фортепиано у Эдуарда Эдуардовича Деннемарка, а в частной музыкальной школе Эдуардо Кабеллы (выпускника Болонской консерватории) брал уроки по теории музыки, композиции, пению и фортепиано. В доме деда на Сибирской улице чета Дягилевых принимала гостей и устраивала «Музыкальные четверги». Здесь звучали романсы, народные песни, хоровые сцены, арии из зарубежных и русских опер, а также инструментальная музыка. Вся эта атмосфера плодотворно способствовала формированию эстетических взглядов Сергея и впоследствии стала отправной точкой для активной творческой деятельности Дягилева. Он прекрасно владел инструментом, читал с листа, любил играть в четыре руки, оттачивал техническое мастерство в гаммах. На благотворительных концертах ученик Пермской гимназии выступал как вокалист, пианист-солист или в качестве концертмейстера2. Сергей Дягилев с детства

1 Представленная в Приложении к настоящей статье фотокопия рукописи романса С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария» хранится в Мемориальном музее «Дом Дягилева» (экспонат № ДД КП-631) при гимназии № 11 им. С. П. Дягилева (г. Пермь). Публикуется с согласия руководителя гимназии и музея.

2 Известно, что Сергей пел в дуэте со своим одноклассником Николаем Скарданиц-ким романсы П. И. Чайковского («Хотел бы в единое слово...») и Ф. Мендельсона («Скоро, увы, проходят дни счастья»), исполнял с оркестром первую часть фортепианного концерта Р. Шумана (а-то11, ор. 54), пьесы Ф. Шопена и А. Г. Рубинштейна, фрагменты из оперы А. С. Даргомыжского «Русалка».

соприкасался с музыкой Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, Дж. Верди, Ш. Гуно, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. Произведения этих авторов могли оказать влияние на Дягилева в его попытках сочинять музыку.

Занятиями композицией Дягилев увлекся в пятнадцатилетнем возрасте. Одним из первых сочинений стал романс «Ты помнишь ли, Мария» на стихи А. К. Толстого3. Как отмечают И. В. Нестьев, Е. И. Егорова, О. П. Брезгин, Ш. Схейен, романс написан юным гимназистом Сергеем в Перми по случаю годовщины свадьбы его родителей. Исследователи приводят и дату публичного исполнения романса: на семейном концерте 14 октября 1887 года [2, с. 119; 3, с. 22], [4, с. 9], [5, с. 68], [6, с. 34]. Вероятно, романс был исполнен самим автором музыки. Более подробных сведений об истории создания этого романса нами не найдено. Однако известно одно обстоятельство, которое могло послужить поводом к его написанию. Речь идет о «мужском разговоре» между отцом и сыном в конце октября 1886 года. Тогда Сергей впервые узнал о трагической кончине своей матери, Евгении Николаевны Евреиновой (Дягилевой) — она умерла спустя два месяца после рождения сына. Эта правда ранила впечатлительного мальчика. Вот несколько строк из письма Елены Валерьяновны к Сергею от 29 октября 1886 года: «Вчерашний разговор с отцом совершил окончательный перелом. Разговор этот ты не забудешь никогда, я думаю, потому что он произвел на тебя сильное впечатление...» [7, с. 90].

Процитированное нами письмо проливает свет на некоторые факты: в нем говорится также о первой встрече Елены Валерьяновны с малышом: «Мы поднялись на три ступеньки. Тут стояла Мариша4 и держала на руках ребенка в ярко-синем платье с матросским воротником, украшенном золотыми якорями. Это был ты — ты маленький беспомощный мальчуган, который держал мою судьбу в своих ручонках. Я проговорила только: "Это Сережа...". <...> С этой минуты ты сделался моим. Я отдала тебе свое первое материнское чувство» [там же, с. 90-91]. Любовь и благодарное чувство к воспитавшим его женщинам помогли Сергею справиться с обидой.

3 Помимо Дягилева, к стихотворению А. К. Толстого «Ты помнишь ли, Мария.» обращались композиторы О. Пане и С. В. Юферов.

4 Упомянутая в письме Мариша (Шурушка) — это домашнее имя тети Сергея — Марии Павловны Дягилевой. После смерти родной матери Сергея воспитание младенца взяла на себя Мария Павловна.

Чем объясняется обращение Дягилева к стихотворению Толстого «Ты помнишь ли, Мария...»5? Возможно, эти строки начинающий композитор выбрал в качестве поэтической основы романса по велению сердца. Содержание стиха Толстого удивительным образом совпало с детскими воспоминаниями Сергея. В нем было все то, что окружало его в Бикбарде: дом, липы, пруд, роща6 (см.: Приложение: илл. 1; 2; 3), а имя Мария ассоциировалось с Марией Павловной Дягилевой, его заботливой Маришей.

Вслушаемся в первое четверостишие: «Ты помнишь ли, Мария, / Один старинный дом / И липы вековые / Над дремлющим прудом? //» [8, с. 65]. В мемуарах Елены Валерьяновны о родовом имении семьи Дягилевых читаем следующее: «Лучший вид на нее [на Бикбарду. — прим. Д. Л.] считался у "колокольчика". Так назывался выступ над крутым берегом пруда, где стоял столб с колоколом и будка для сторожа. В семье была заведена привычка приходить сюда каждый вечер посидеть на скамейке, полюбоваться с высоты на окрестную даль. Впереди расстилался обрамленный лесом широкий пруд, более похожий по величине на озеро. <...> Старый дом, как его называли в отличие от других господских домов, построенных позже, находился недалеко от колокольчика вдоль того же крутого берега и отделялся от края обрыва дорогой, обсаженной липами» [7, с. 152-153].

Обратимся к интерпретации поэтического текста Толстого в музыке Дягилева7. С композиционной точки зрения стихотворение состоит из пяти строф-четверостиший. Стихотворный размер — трехстопный ямб, рифма — перекрестная (АВАВ) с чередованием слабых и сильных окончаний строки. Поэтический язык стихотворения Толстого богат эпитетами, создающими зримый художественный образ (к примеру, «старинный дом», «заглохший, старый сад», «вечерний небосклон»). В стихотворении применяются такие выразительные литературные приемы, как олицетворения («дремлющий пруд», «спокойный бег реки»); инверсии («липы вековые», «портретов длинный ряд», «равнины полевые», «на ниве золо-

5 Стихотворение «Ты помнишь ли, Мария...» — пример любовной лирики Толстого. Поэт написал его в 1848 году, посвятив своей пятнадцатилетней кузине Марии Владимировне Львовой (Волковой). Стихотворение имеет характер послания. Трехкратное повторение строки «Ты помнишь ли, Мария.» служит рефреном, скрепляющим текст Толстого в единое смысловое целое. Художественным пространством произведения выступают старинный дом дворянского имения и поэтически воспроизведенные картины природы. Стихотворение выдержано в спокойных, светлых тонах, лишь в последней строфе появляются нотки элегической грусти по утраченным дням юности.

6 В Приложении приводятся фотографии усадьбы семьи Дягилевых в Бикбарде, сделанные в наше время (илл. 1-3). Автор выражает благодарность Елене Евгеньевне Бобровой, заместителю директора по музейно-мемориальной работе «Дома Дягилева» в Перми, за любезно предоставленные материалы.

7 Анализ музыки основан на изучении электронной версии (фотокопии) рукописи романса С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария» из Мемориального музея «Дом Дягилева» в Перми [1].

тистой»); метонимия («села далекий звон»); метафора («утраченные дни»).

В передаче стихотворного ритма Дягилев использует преимущественно силлабический принцип (слог равен звуку), искусно выделяя при этом важные по смыслу слова. Так в первой строке «Ты помнишь ли, Мария» логические акценты обыгрываются силлабическим распевом (увеличение длительности на слове «помнишь») и высотным рисунком мелодии (восходящая волна на слове «Мария»). Пиррихий (пропуск ударения во второй ямбической стопе) отражается в плавном затакте восьмых к сильной доле второго такта фразы. Трехдольный метр романса (размер 3/4) придает мелодическому движению мягкую вальсовую закругленность.

Романс Дягилева включает четыре строфы, так как он полностью отказался от второго четверостишия: «Безмолвные аллеи, / Заглохший, старый сад, / В высокой галерее / Портретов длинный ряд? //» [8, с. 65]. Выстраивая музыкальную драматургию сочинения, он прибегает к повторению некоторых ключевых строк. Так, риторический вопрос-обращение «Ты помнишь ли, Мария» произносится в романсе не три, а пять раз. Говоря о музыкальной форме романса, подчеркнем, что Сергей избирает не куплетную, а трехчаст-ную форму с динамизированной репризой (ABA1).

Началу вокальной фразы предшествует восьмитактовое вступление Es-dur. Оно организовано по принципу восходящих двухтактовых волн-фигураций, обыгрывающих плагальный гармонический оборот: I-VI-минорная IV-I. Этот элемент фактуры, переходящий затем в аккомпанемент вокальной партии, задает лирически мечтательный образ, близкий фортепианным миниатюрам романтиков (возникает параллель с фигурацией в пьесе Р. Шумана «Chopin» из фортепианного цикла «Карнавал») (прим. 1).

Пример 1. Романс С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария». Вступление8

8 Нотные примеры представляют собой редакцию музыкального текста Дягилева, выполненную Д. В. Любимовым. Компьютерный набор Михаила Ковтуна.

Первая стихотворная строфа представлена простым модулирующим периодом без деления на предложения с помощью промежуточной каденции (такты 9-16). Четырем поэтическим строкам соответствуют четыре музыкальные фразы (abalbl). Певучая вокальная партия основана на диатонике с вкраплением хроматических вспомогательных звуков. Гармонической опорой периода служит тот же плагальный оборот с неожиданным переходом из тональности Es-dur в G-dur. Модуляция выполнена в мажоро-минорной системе, где тоника Es-dur, приравненная к VI низкой ступени, разрешается в кадансовый квартсекстаккорд G-dur с последующим закреплением в этой тональности (такты 14-16).

Следующий раздел романса (такты 17-25) имеет аналогичное строение: простой период из четырех фраз в тональности G-dur. Ритмический рисунок мелодии полностью сохраняется, а высотный варьируется. Расширение диапазона мелодии придает ей больше распевности, что вместе с повышением тонального центра усиливает эмоциональный тонус музыки. Особенностью этого раздела является диалог между вокальной и фортепианной партиями. Вокальной фразе «Ты помнишь ли, Мария» отвечает фраза инструментальная, приводящая к мелодической вершине (ми второй октавы). С нее, как бы «подхватывая» диалог, вновь вступает голос: «Ты помнишь ли, Мария, / Вечерний небосклон...». Интонационное родство двух начальных периодов позволяет объединить их в структуру сложного периода, который и составляет первую часть романса (A, Es-dur-G-dur, такты 9-25) (прим. 2).

Вторая часть романса (B, H-dur, такты 26-39) охватывает половину третьей (со слов: «Равнины полевые, / Села далекий звон? //» [8, с. 65]) и пол-

Пример 2. Романс С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария». Первая часть

Пример 2 (.Продолжение). Романс С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария». Первая часть

ный текст четвертой строфы четверостиший: «За садом берег чистый, / Спокойный бег реки, / На ниве золотистой / Степные васильки? //» [там же]. По своей функции — это средний, развивающий раздел произведения. Он начинается в тональности H-dur, продолжая идею смещения тональных центров на большую терцию вверх (Es-dur-G-dur-H-dur). Здесь впервые нарушается устойчивая ритмическая структура мелодии. Так фраза «За садом берег чистый» становится кульминационной не только благодаря высотному подъему к фа диез второй октавы, но и за счет увеличения длительности звуков (половинные и четвертные длительности). Отметим интенсивность гармонического развития: частоту смены гармонии, использование уменьшенных и альтерированных аккордов, доминантового нонаккорда при отклонении в Fis-dur (такты 28-30), модуляцию из H-dur в Es-dur посредством энгармонизма уменьшенного созвучия (такты 34-35) (прим. 3).

На третью часть романса (A1, Es-dur, такты 40-55) приходится пятая, заключительная строфа стихотворения, содержащая в последних строках главный эмоциональный посыл: «И рощу, где впервые / Бродили мы одни? / Ты помнишь ли, Мария, / Утраченные дни? //» [8, с. 65]. Расширенный период репризы начинается с точного повтора вокальной партии первой части, но уже с третьей фразы намечается варьирование. Четвертая фраза вместо мягкого завершения содержит энергичный подъем, и все последующие фразы попадают в зону высотной кульминации с достижением звуков соль и си бемоль второй октавы. В гармонии преобладают плагальные обороты с использованием малого уменьшенного

Пример 3. Романс С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария». Вторая часть

септаккорда второй ступени (в том числе и в заключительной каденции). Фактура сопровождения — арпеджио, аккорды в движении шестнадцатыми длительностями — способствует общему эмоциональному подъему музыки (прим. 4).

Рукопись Дягилева «Ты помнишь ли, Мария» содержит четыре нотных листа. В начале первой страницы манускрипта каллиграфическим почерком,

И ро - щу, где впер - бы - е бро - ди - ли мы од

Пример 4. Романс С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария». Третья часть

предположительно принадлежащим Дягилеву, написано название романса, справа фамилия поэта: «Слова гр. Толстого». Мы видим дореформенную орфографию с правописанием букв «Ь> («Марiя»), «ъ» («одинъ», «домъ»). В рукописи не обозначен тактовый размер 3/4. Также на протяжении всего сочинения нет указаний

на темп и динамику. Видимо, все это косвенно указывает на то, что Дягилев сам собирался исполнить произведение и поэтому не нуждался в обозначении размера, темпа и динамики. Укажем на незначительные погрешности в нотной записи. Очевидно, у Дягилева не было возможности переписать музыкальный текст начисто: местами нарушен порядок ключевых знаков; во вступлении имеется незаполненный такт; в вокальной партии вписаны восьмые паузы, разрывающие слово (что имеет инструментальный характер фразировки); некоторые ноты помещены не на свою строчку. Отдельные неточности в рукописи исправлены автором статьи. На последней странице размашистым почерком молодой композитор оставил автограф: «Писал Серж Дягилев» (см.: Приложение: илл. 4; 5).

Подведем итоги. Выполненный анализ убеждает нас в том, что Дягилев в свои юные годы был образованным музыкантом, владеющим арсеналом музыкально-теоретических познаний и исполнительских навыков, способным применить их в своем сочинении. Искренность лирического чувства, непосредственность музыкального высказывания сочетается в романсе с продуманностью музыкальной формы и грамотным обращением с поэтическим текстом. Выстраивая драматургию музыкального развития, Дягилев подчиняет этой идее все музыкальные средства:

- высотное развитие вокальной мелодии от спокойного среднего регистра начальной строфы к наивысшему в репризе, повышение кульминационных точек в каждом новом разделе формы;

- ритмическое развитие мелодии от устойчиво повторяемых ритмических формул к силлабическим и слоговым распевам в кульминационных зонах;

- тональный план романса с движением по восходящей большетерцовой цепи тональностей, далеких по ключевым знакам, модуляциями на основе ма-жоро-минорной системы и энгармонизма созвучий;

- фактурное развитие от плавно льющихся фигураций к аккордовым репетициям и далее к ритмически учащенному движению арпеджио и полнозвучных аккордов.

Все это придает цельность и завершенность музыкальной композиции.

Романс Дягилева «Ты помнишь ли, Мария» следует традиции, восходящей к вокальной лирике М. И. Глинки и его последователей. Это подтверждается стремлением Дягилева к обобщенной передаче поэтического текста, значением мелодии, для которой характерны певучесть, пластичность. Черты русской песенности раскрываются через фразы широкого дыхания и вариантный метод развития материала. Свойственное русской музыке преобладание плагальности гармонических оборотов дополняется красочностью тональных сопоставлений.

Исследователям пока не удалось обнаружить другие произведения, созданные Дягилевым в Перми и позднее в Санкт-Петербурге. Будучи студентом юридического факультета, Дягилев продолжал занятия композицией.

Об этом мы узнаем из статьи И. В. Нестьева. Ученый отсылает нас к письмам Сергея к Елене Валерьяновне, в которых Дягилев сообщает о том, что написал сонаты для скрипки и виолончели, романс для виолончели, вокальную поэму на стихи Ш. Бодлера [2, с. 119-120]. К этому добавим «Сцену у фонтана» из оперы «Борис Годунов». В ней А. Н. Бенуа видел подражание оперному стилю М. П. Мусоргского [9, с. 643].

Как известно, после визита Дягилева к Н. А. Римскому-Корсакову (сентябрь 1894), раскритиковавшему его опусы, Сергей перестал сочинять музыку и переключился на другую деятельность, связанную с искусством9. Нельзя с уверенностью сказать, какие произведения Дягилев показывал профессору Санкт-Петербургской консерватории. Демонстрировал ли Дягилев Римскому-Корсакову романс, написанный им в пятнадцать лет? Думаем, что нет, поскольку это был музыкальный подарок своей семье, а не сочинение для публичного исполнения.

Итак, смеем утверждать, что юношеское сочинение «Ты помнишь ли, Мария» на стихи А. К. Толстого остается единственным образцом, по которому можно судить о композиторском творчестве С. П. Дягилева. Музыкальные и композиторские умения пригодились Дягилеву в его дальнейшей деятельности. В частности, в выстраивании репертуарной политики «Русских сезонов», в работе над редакциями «Бориса Годунова» (1908) и «Хованщины» М. П. Мусоргского (1913, оркестровка И. Ф. Стравинского, М. Равеля)10 и в отборе музыкальных фрагментов к спектаклям «Клеопатра» (1909), «Женщины в хорошем настроении» (1917), «Волшебная лавка» (1919)11.

История романса Сергея Дягилева имеет продолжение и в наши дни. В Перми, на его малой родине, сложилась и поддерживается традиция исполнения романса «Ты помнишь ли, Мария» в канун дня рождения знаменитого импресарио12.

9 Смотри об этом: [2, с. 118], [10, с. 207-208], [11, с. 60-61], [12, с. 156].

10 «Практически весь объем редакторской работы — общая идея редакции, изучение авторских манускриптов, составление плана оперы, решения о купюрах и вставках музыкального материала — был выполнен Дягилевым. Стравинский мог участвовать в редактуре лишь на последнем этапе и, по-видимому, в качестве ассистента, а Равель был приглашен в команду уже после принятия всех основных решений. В целом работа Стравинского и Равеля была работой оркестровщиков, но не редакторов» [13, с. 4]. Подробнее об этом: [13].

11 Читай: [14, с. 354-355].

12 Читатель может услышать романс С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария» в сольной версии (Тиюки Урано, бас-баритон, Лера Ауэрбах, партия фортепиано) [15] и в исполнении вокального ансамбля девочек (учащиеся гимназии № 11 им. С. П. Дягилева, Пермь) [16].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дягилев С. П. «Ты помнишь ли, Мария»: ноты для голоса и фортепиано. Электронная копия // Мемориальный музей «Дом Дягилева». ДД КП-631. 4 с.

2. Нестьев И. В. Сергей Дягилев — русский музыкант // Музыкальная академия. 1978. № 10 (479). С. 111-126.

3. Нестьев И. В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М.: Музыка, 1994. 224 с.: ил.

4. Егорова Е. И. Семья Дягилевых и культурная жизнь Перми XIX века // Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX веков: Материалы научной конференции: 17-19 апреля 1987 г. / Перм. гос. худож. галерея, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького; редкол.: Беляева Н. В. и др. Пермь: Пермское книжное издательство, 1989. 182 с.

5. Брезгин О. П. Сергей Дягилев. М.: Молодая гвардия, 2016. 639 с.: ил. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; Вып. 1597).

6. Схейен Ш. «Русские сезоны» навсегда / пер. с нидерландского Н. Возненко и С. Князьковой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. 608 с., ил.

7. Дягилева Е. В. Семейная запись о Дягилевых / изд. подгот. Е. С. Дягилева, Т. Г. Иванова; предисл. Т. Г. Ивановой; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом) и др. СПб.; Пермь: Дмитрий Буланин, 1998. 288 с.: 22 с.

8. Толстой А. К. Собрание сочинений: в 4-х т.: Т. 1. Стихотворения / вступ. статья, подгот. текста и примечения И. Ямпольского. М.: Художественная литература, 1963. 798 с.

9. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в пяти книгах. Книги первая, вторая, третья / Изд. подг. Н. И. Александрова и др.; отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1980. 749 с. (Литературные памятники: ЛП / Рос. акад. наук).

10. Ястребцев В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Воспоминания: Т. 1: 1886-1897. Л.: Музгиз, 1959. 525 с.

11. Лифарь С. М. Дягилев с Дягилевым. М.: Вагриус, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). 588 с., ил.

12. Лиепа И. Истории мирового балета. М.: Издательство АСТ, 2021. 352 с.: ил. (Большой балет).

13. Тимофеев Я. И. Стравинский и «Хованщина» в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования: дис. ... канд. искусствоведения. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2013. 229 с.: ил.

14. Безуглая Г. А. Музыка балета в контексте музыкальной деятельности хореографов (конец XVI — первая треть XX вв.): дис. ... д-ра. искусствоведения. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2021. 442 с.

15. Сергей Павлович Дягилев (1872-1929). Ты помнишь, Мария?: аудиозапись. (1 мин. 48 сек.). Исполнитель: Тиюки Урано (бас-баритон), Лера Ауэрбах

(фортепиано). Формат записи MP3. песня: аудио [Электронный ресурс]. URL: https://dassic-online.ru/ru/production/19003 (дата обращения: 17.11.2022).

16. Алексей Толстой. Ты помнишь ли, Мария. Гимназия им. С. П. Дягилева г. Пермь: видеозапись. (2 мин. 36 сек.). Исполнитель: не указан. Формат записи HD. видео [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JCU6a3yoK0s (дата обращения: 17.11.2022).

REFERENCES

1. Djagilev S. P. «Ty pomnish'li, Marija»: noty dlja golosa i fortepiano. Jelektronnaja kopija // Memorial'nyj muzej «Dom Djagileva». DD KP-631. 4 s.

2. Nest'ev I. V. Sergey Dyagilev — russkiy muzykant // Muzykal' naya akademiya. 1978. № 10 (479). S. 111-126.

3. Nest'ev I. V. Dyagilev i muzykal'nyy teatr XX veka. M.: Muzyka, 1994. 224 s.: il.

4. Egorova E. I. Sem'ya Dyagilevykh i kul'turnaya zhizn' Permi XIX veka // Sergey Dyagilev i khudozhestvennaya kul'tura XIX-XX vekov: Materialy nauchnoy konferentsii: 1719 aprelya 1987 g. / Perm. gos. khudozh. galereya, Ural. gos. un-t im. A. M. Gor'kogo; redkol.: Belyaeva N. V. i dr. Perm': Permskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1989. 182 s.: 2 s.

5. Brezgin O. P. Sergey Dyagilev. M.: Molodaya gvardiya, 2016. 639 s.: il. (Zhizn' zamechatel'nykh lyudey: ser. biogr.; Vyp. 1597).

6. Skheyen Sh. «Russkie sezony» navsegda / per. s niderlandskogo N. Voznenko i S. Knyaz'kovoy. M.: KoLibri, Azbuka-Attikus, 2020. 608 s., il.

7. Dyagileva E. V. Semeynaya zapis' o Dyagilevykh / izd. podgot. E. S. Dyagileva, T. G. Ivanova; predisl. T. G. Ivanovoy; Ros. akad. nauk, In-t rus. lit. (Pushkin. dom) i dr. SPb.; Perm': Dmitriy Bulanin, 1998. 288 s.: 22 s.

8. Tolstoy A. K. Sobranie sochineniy: v 4-kh t.: T. 1. Stikhotvoreniya / vstup. stat'ya, podgot. teksta i primecheniya I. Yampol'skogo. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1963. 798 s.

9. Benua A. N. Moi vospominaniya: v pyati knigakh. Knigi pervaya, vtoraya, tret'ya / Izd. podg. N. I. Aleksandrova i dr.; otv. red. D. S. Likhachev. M.: Nauka, 1980. 749 s. (Literaturnye pamyatniki: LP / Rossiyskaya akad. nauk).

10. Yastrebtsev V. V. Nikolay Andreevich Rimskiy-Korsakov: Vospominaniya: Tom Pervyy: 1886-1897. Leningrad: Muzgiz, 1959. 525 s.

11. Lifar' S. M. Dyagilev s Dyagilevym. M.: Vagrius, 2005 (GUP IPK Ul'yan. Dom pechati). 588 s., il.

12. Liepa I. Istorii mirovogo baleta. M.: Izdatel'stvo AST, 2021. 352 s.: il. (Bol'shoy balet).

13. Timofeev Ya. I. Stravinskiy i «Khovanshchina» v redaktsii Dyagileva: opyt istochnikovedcheskogo i istoricheskogo issledovaniya: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. M.: Mosk. gos. konservatoriya im. P. I. Chaykovskogo, 2013. 229 s.: il.

14. Bezuglaya G. A. Muzyka baleta v kontekste muzykal'noy deyatel'nosti khoreografov (konets XVI — pervaya tret' XX vv.): dis. ... dok. iskustvovedeniya. SPb.: Akademiya Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoy, 2021. 442 s.

15. Sergej Pavlovich Djagilev (1872-1929). Ty pomnish', Marija?: audiozapis'. (1 min. 48 sek.). Ispolnitel': Tijuki Urano (bas-bariton), Lera Aujerbah (fortepiano). Format zapisi MP3. pesnja: audio. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://classic-online.ru/ru/ production/19003 (data obrashhenija: 17.11.2022).

16. Aleksej Tolstoj. Ty pomnish' li, Marija. Gimnazija im. S. P. Djagileva g. Perm': videozapis'. (2 min. 36 sek.). Ispolnitel': ne ukazan. Format zapisi HD. video. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JCU6a3yoK0s (data obrashhenija: 17.11.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Любимов Д. В. — аспирант; lyubimov.dania@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lyubimov D. V. — Postgraduate Student; lyubimov.dania@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-9103-1563 SPIN-код: 2514-0600

ПРИЛОЖЕНИЕ

Илл. 1. Пермский край, село Бикбарда. Усадьба семьи Дягилевых. Дом (наше время)

Илл. 2. Пермский край, село Бикбарда. Усадьба семьи Дягилевых. Пруд (наше время)

Илл. 3. Пермский край, село Бикбарда. Усадьба семьи Дягилевых. Роща (наше время)

Илл. 4. Первая страница рукописи романса С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария» (фотокопия)

Илл. 5. Заключительная страница рукописи романса С. П. Дягилева «Ты помнишь ли, Мария» (фотокопия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.