Научная статья на тему 'Первый историк края (И. И. Дубасов — новое имя в Мордовском краеведении)'

Первый историк края (И. И. Дубасов — новое имя в Мордовском краеведении) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый историк края (И. И. Дубасов — новое имя в Мордовском краеведении)»

нижнепьянский диалект эрзя-мордовского язы- Порсцкого района Чувашии; чук. — Чукалы:1 ка Горьковской области; рынд. — Рынднно Ардатовского района Мордовии; э. л. — эрзян-Порецкого района Чувашии; срс. — Сыреси скин литературный.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

à

1. Бубрих Д. В. Эрзя-мордовский язык и урало-алтаические построения // Сов. языкознание. Т. 1. Л., 1935. С. 69 — 79.

2. Ермушкин Г. И. Ареальные исследование по восточным финно-угорским языкам. М.: Наука, 1984. 140 с.

3. Земская Е. А. Современный русский язык (словообразование). М.: Просвещение,

1971. 304 с.

4. Макеев Е. А., Кубрякова В. С. О предметах и задачах морфонологии и- ее месте среди лингвистических дисциплин // Единицы разных уровней грамматического строя языка и и\ взаимодействие. М., 1974. С. 3 — 18.

5. Мосин М. В. Словообразовательная структура финно-угорского слова в мордовских языках / Морд. ун-т. Саранск, 1.989. 95 с.

6. Славянская морфонология. Субстантив-

История

И. И. Дубасов — историк, этнограф, археолог; фольклорист, статистик - известен как исследователь тамбовской старины. Его шеститомные «Очерки из , истории Тамбовского края» внесли- заметный вклад в историческую науку.

Он был известным публицистом, его статьи на протяжении не одного десятилетия выходили почти в каждом номере «Тамбовских губернских ведомостей» и других изданиях. В его арсенале около 150 историко:краевед-ческих публикаций, увидевших свет в 1880 — 1900 гг. Кроме того, И. И. Дубасов — видный педагог, общественный деятель. В 80-х — 90-х гг. он занимал пост директора Екатерининского учительского института в Тамбове, а с июля 1900 г. >— директора народных училищ в городе Курске.

ное словоизменение. М.: Наука, 1987. 261 с.

7. Трубецкой H. G. Некоторые соображения относительно морфонологии' // Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967-С. 115 — 119.

8. Цыганкин Д. В. Морфонологпческие особенности диалектного словоизменения // Bon-, росы морфологии эрзянских и мокшанских диалектов / ^Мордов. ун-т. Саранск, 1977.

С. 69'— 75-

9. Цыганкин Д. В. Ареальная морфонология форм категории определенности // Linquis-tica Uralica. 1991. № 1. С. 51 — 56.

ДО. Цыганкин Д. В. Морфология имени существительного в диалектах эрзя-мордовского языка (словообразование и словоизменение). Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Тарту. 1977_ 49 с.

Как организатор и первый председатель Тамбовской ученой архивной комиссии в 1892 г. «за особые труды на пользу комиссии» он получил чин действительного статского советника.

К сожалению, несмотря на столь обширный послужной список историка-краеведа, его творческое, научное наследие, государственная и общественная деятельность до сих пор практически не изучены, хотя его работы комментируются, на них часто ссылаются многие современнее исследователи. Данная статья — лишь попытка

ликвидировать существующую несправедливость по отношению к «первому историку края»; «одному из самых

видных лиц местной интеллигенции» того времени.4

Детство Вани Дубасова прошло в мокшанской деревне Каргашино Спас-

ПЕРВЫЙ ИСТОРИК КРАЯ

(И. И. ДУБАСОВ — НОВОЕ ИМЯ В МОРДОВСКОМ КРАЕВЕДЕНИИ)

Ю: А. МИШАНИН, кандидат исторических наук

ского уезда Тамбовской губернии (ныне Зубово-Полянского района Республики Мордовии). Мальчику еще не исполнилось четырех лет, как внезапно умер от холеры его отец-священник, а через две. недели дотла сгорел дом со всем имуществом. Эти трагические события обрекли семью Дубасовых на безысходную нищету. «Глубокого житейского смысла совершившихся событий я, конечно, не понимал, — писал впоследствии Иван Иванович в-своих «Школьных воспоминаниях», — но меня потрясали отчаянные вопли моей матери и йеуни-маемый крик маленьких сестер, к которому невольно присоединялся и

я...» [1, с, 1591.

д * г

Несмотря на столь бедственное положение семьи, мальчику удалось выучиться грамоте. Семилетнего Ваню мать отдала «в науку» местному дьякону, который взялся обучать его азбуке, часослову и псалтыри всего за 11 рублей. Впрочем, наставник требовал от своего ученика лишь то, чтобы последний как можно громче и чаще читал. В этом, по мнению «учителя», и заключался смысл педагогйческого

4

призвания. Суровое детство мальчика скрашивалось рыбной ловлей на зеленом берегу тихого и рыбного Вада, где забывались невзгоды и лишения,

В начале 50-х годов Ваня Дуба-сов был определен в Тамбовское духовное училище (бурсу), где он провел шесть лет. В «Школьных воспоминаниях» Иван Иванович в довольно мрачных тонах описывает училищный быт, методы воспитания, основной из которых — «порка розгами, предварительно вымоченными в соленой воде и распаренными».' В виде учительской милости порка иногда заменялась «стоянием на коленях». Причем дисциплинарные взыскания педагогов были так многочисленны, что собственно на преподавание им уже не оставалось времени. Учителя ограничивались «задаванием уроков, спрашиванием и'в особенности сечением». В качестве примера в «Школьных воспоминаниях» описываются методы воспитания и преподавания учи-

теля латинского языка и катехизиса А. К. Любви на. Вот что он делал в классе: «Вызывает сразу 2 — 3 учеников и заставляет их по книжке пе-реводить с русского на латинский или обратно. Ученик, положим, ошибается, и другой тоже, и третий. В таком случае А. К. никогда не помогал ученикам, гто очереди их-всех отсылал , к дверям под розги. После экзекуции ученики снова были спрашиваемы, снова, конечно, ошибались и снова их секли, и так до конца класса (занятий. /— Ю. М. )» [1, с. 162].

Почти единственным результатом такого шестилетнего образования в бурсе явилось обучение беглому' чтению, письму, знакомство с катехизисом, заучивание латинских и греческих слов. Географии, арифметики выпускники училища практически не знали. Но даже рри таких обстоятельствах Дубасов находил время для чте-ния; Особенно его .интересовали художественные произведения и исторические описания.

После окончания бурсы Иван Дубасов поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Хотя в целом семинарская дисциплина мало чем отличалась от училищной, новые идеи 60-х годов стали врываться и в «обездоленную» и «захолустную» провинциальную шко!лу. Семинаристы с увлечением предавались чтению журналов (прежде всего «Отечественных записок»), была открыта библиотека, читали. Гоголя, Пушкина, Гончарова, Тургенева и многих других. В стенах семинарии Дубасов впервые приобщился к журналистской работе. Он редактировал -еженедельный рукописный журнал «Семинарский- листок». От сотрудников и читателей не было отбоя. .В журнале имелся отдел внутреннего обозрения, материалы которого изображали семинарскую жизнь. Многие заметки не нравились начальству, и журнал был закрыт.4

Надо сказать, что учебная программа семинарии была чрезвычайно насыщена различными предметами. Семинаристы изучали риторику, все-' общую и естественную историю, мате-

матику, латинский язык, сельское хозяйство, философию, логику, психологию, физику, медицину и т. д. Последний семинарский класс — богословский. Как один из лучших выпускников Иван Дубасов был направлен в Киевскую духовную академию. В августе 1863 г. двадцатилетний Дубасов прибыл в Киево-Печерскую лавру, где находилась академия.

После ее окончания будущий историк вернулся в Тамбов и приступил к педагогической деятельности, сначала в качестве педагога Тамбовской учительской семинарии, затем — ее директора. Параллельно' Иван Иванович интенсивно изучал местные и столичные архивы, накрпив значительный исторический материал. Его статьи регулярно появлялись на страницах «Тамбовских губернских ведомостей», «Известий Тамбовской ученой архивной комиссии», других местных и столичных изданий. В них рассматривались многие проблемы историчес--кого прошлого мордовского народа, исстари заселявшего Тамбовский край, разрабатывались различные вопросы этнокультуры, фольклора, археологии и т. д.

В 28-м и 29^м номерах «Тамбовских губернских ведомостей» за 1880 г. опубликована работа Дубасова «Ши-рингушское городище (Тамбовской губернии Спасского уезда)». Статья написана на основе исследования автором этого важного археологического памятника. Городище находится в десяти километрах от «фабричного села» Ширингуши, вблизи мордовской деревни Жуковки. «Проезжая через Жуковку, — пишет автор, в 28-м номере, — мы невольно заинтересовались 'огромными крестьянскими избами с ярко раскрашенными коньками и окнами. Припомнились нам в то время убогие села всей северной, средней и южной Руси, с соломенными крышами и плетневыми заборами; и, естественно, являлась у нас мысль о том, что Тамбовская мордва вовсе не такое ,бедное и ничтожное племя, как привыкли у нас думать... Приятные впечатления усиливались от ок-

ружавшей деревню Жуковку местности. Мы ехали по таким местам, кото^ рые сделали бы честь любой стране и

которых на нашей однообразно-равнинной родине встречается так мало».

Описывая само городище, исследователь отмечает, что оно представляет собой форму неправильного^ круга,, опоясанного в 2 ряда рвами. Длина его примерно сажень 80, а ширина сажень 60. В середине городища находится глубокая воронкообразная ямаг по-видимому, бывший колодец. Местами попадаются там и другие ямы, но они, очевидно, позднейшего происхождения и были выкопаны искателямц, кладов. С двух сторон городища проходят два глубоких, .аршин в 25, оврага, которые сходятся на юго-западе-под углом, и с восточной стороны прорыт искусственный овраг. Вся эта местность производит сильное впечат- " ление громадностью земляных работ и невольно наводит на мысль о былой: жизни ее обитателей и о необходимости правильной ее'разработки.

Далее Дубасов приводит в публикации памятники устного народного' творчества, имеющие отношение к городищу и возможным бывшим его обитателям. Речь идет, в частности, об услышанном им от жителей Жу-ковки' предании, согласно которому городище основано «самостоятельным мордовским князем» Тюштяном. Путем всестороннего изучения материальных и устных памятников автор* приходит к следующим выводам.

■ Ширингушское городище принадлежит к той эпохе, когда еще не' знали огнестрельного оружия. На это указывают отсутствие бастионов в его обширных земляных укреплениях и форма главного городища, приближающаяся к форме круга. Мнение это-тем более правдоподобно, что в Ши-рингушском городище и его окрестностях, по словам местных старожилов, никогда не находйли огнестрельного оружия, между тем пики, сабли, лкосы, ножи и топоры встречались часто. Древнее происхождение городища подтверждается также и местными"

преданиями о Тюштяне, который был .мордовским князем в эпоху самостоятельности мордовского народа. Если .же это так, то основателями и первыми обитателями Ширингушского городища были мордва или мещера, исконные жители Спйсского уезда, так как трудно предположить, чтобы в эпоху, предшествовавшую изобретению огнестрельного оружия, то есть до XIII века, в этом краю были ка-кие-нибудь сильные колонизаторы. Правда, русские уже в XII веке поселились в Кадоме, но их колонизация, несомненно, судя по летописным сказаниям, была тогда ^ще очерь слабая. Впоследствии, когда татары покорили мордовско-мещерские племена, Ши-,рингушское городище могло быть за- -лято ими.

Позднее, когда русские стали оттеснять в степь татарские орды, городище, вероятно, попало в руки казаков и стрельцов. Когда же оно было оставлено царскими войсками' илй они были вынуждены покинуть его вследствие военной неудачи, его могли занять разные гулящие люди. Это смогло случиться, вероятнее всего, в смутную эпоху и продолжиться до начала XVIII столетия, когда Ширин-гушское городище,, по-видимому, стало необитаемым. На это последнее об-стоятельство указывает отчасти мордовская легенда, в которой говорится о том, что 17 тысяч воинов разбойника Зильбея были взяты в пЛен и отве-.зены в Казань/А из северных уездов нынешней Тамбовской губернии 'разных важных преступников могли отправлять в Казань или в началеXVIII столетия, при Петре Великом,.. когд# , ?ти-уезды принадлежали -Казанской губернии, или же в эпоху пугачевщины, но в последнем случае местные жители помнили бы имя Пугачева, между тем оно им почти- неизвестно (так же, как и Стеньки Разина). Следовательно, как заключает автор, Ши-рингушское городище стало необитаемым во времена Петра Великого.

В апреле 1884 г. в Тамбове была •создана ученая архивная комиссия. У ее истоков стояла группа кра-

еведов-любителей, :> возглавляемая И. И. Дубасовым, который был избран ее первым председателем. В ее работе активно участвовали А. Н. Нар-цов, С. А. Березнеговский, П* И. Пи-

скарев, В. В. Воейков, И. Ф. Токмаков, В. И. Холмогоров, М. П.Розанов и др. Это были люди, работавшие «не из-за гонораров и не из-за литературной славы... Они объяты были бескорыстною любовью к родине и науке». [3, с. 44]. Несмотря на материальные трудности, за пятнадцатилетний период председательства.Дубасова комиссия сумела собрать богатый исторический материал, представляющий далеко не только местный интерес. Было осуществлено 58 выпусков «Известий Тамбовской ученой архивной комиссии», в которых содержится более шести тысяч архивных дел,' сосредоточен большой документальный материал по истории. городов и сел губернии, по археологии — карты, отчеты о раскопках, описания древних находок. Члены комиссии произвели первый опыт картографирования древностей. М. Г. Розанов, В.Н. Прос-курников, И. Ф. Токмаков составили описательные карты археологических памятников Тамбовщины. Позднее

9

А. Н. Нарцов опубликовал первую археологическую карту Тамбовской губернии. Силами комиссии были . созданы исторический музей и библиотека. Она проявила инициативу по организации охраны .памятников старины, неоднократно публикуя обращения к населению с просьбой присылать предметы древности. Сам И. И.Кубасов, занимаясь в течение 4 девяти лет архивными изысканиями, подготовил и издал в 1883 — 1-897 гг. обшир-

— шеститом-

ныи историческии труд — ные «Очерки из истории Тамбовского.

в

1884 гг., последую-в Тамбове в 1887 — 1897 гг.

края». Первые три тома, вышли Москве-в 1883

щие —

В одной статье нет возможности подробно проанализировать собранный в них разноплановый материал, ограничимся лишь некоторыми соображениями и оценками.

Главный труд И. И. Дубасова по-;

*

V

казал чрезвычайную разносторонность научных интересов автора. Исследователь знакомил читателя с летописными сказаниями об основании Тамбова и губернии, прослеживал колонизацию края и возведение фортификационных сооружений, давал краткую историю городов, уездов, рассказывал о церкви и противоцерковных движениях, живописал ужасы крепостнической эпохи. Автор интересовался крестьянскими волнениями, историей народного просвещения, культуры. «Очерки...» насыщены этнографическим материалом.

Изучая прошлую жизнь края, историк имел в виду, что не одни битвы и дипломатические трактаты составляют российскую историю. «...Будничг ная, ежедневная народная жизнь с ее злобами дней и с ее массовыми интересами, где бы она ни развивалась: в центрах государства или в глуши и на окраинах, есть наиболее^ажный предмет для исследователя. Не в Петербурге же совершается течение всенародной жизни, а во всем царстве, в этих Тамбовских, Шацких-и подобных захолустьях...» [2, вып. 2, с. 3].

Большая часть первого выпуска «Очерков...» посвящена .исследованию исторических судеб «первых поселенцев Тамбовского края — мордвы и мещеры». С -любовью называя Там-бовщину «нашим мордовско-мещерским краем», И. И. Дубасов отмечает, что мещера давно подверглась русской ассимиляции, от нее не осталось даже преданий. Единственным ее национальным памятником служат спас-ские мещерские национальные женские костюмы и своеобразный говор в русских селах Кирилове, Сядемке и Красной Дубровке. Прочнее мещеры оказалась мордва — «одно из самых многочисленных финских племен в России, населяющее в настоящее время в количестве нескольких десятков тысяч северные уезды Тамбовской губернии, народ добродушный, трудолюбивый, но обиженный историей» [2,

вып. 1, с. 140].

Древнее расселение мордвы на

территории Тамбовской губернии

И. И. Дубасов доказывает исследованием топонимики — названий городЬв, сел и урочищ. Само название города Тамбова, как считает автор «Очерков...», мордовское. По-мордовски Тамбов означает «омут». Вблизи города протекает речка Нару Тамбов — в переводе «травяной омут», что соответствует свойствам названной реки. В окрестностях Тамбова есть много местностей, носящих мордовские названия: Пичаево, Ляда, Итляй, Сюма-ляй, Пичеяр и т. д.

Материалы И. И. Дубасова свидетельствуют о том, что у мордовского народа очень рано сформировались нравственные нормы. К XVI веку господствующими ценностями были воинская доблесть и трудовые навыки человека. Резко осуждалось воровство. И, HLДубасов пишет, что «.последний князь» цнинских мокшан Тюштян отличался справедливостью. «За кражу малейшей вещи он приказывал вешать преступников на виселицах» [2, вып. 1, с. 141].

Весьма ценны и до сих пор актуальны свидетельства историка о верованиях, культе, мифологии мордвы, характеристики обрядов, некоторых языческих праздников и т. д. С сожалением автор констатирует чрезмерную ассимиляцию мордовского народа: «В настоящее время мордовский язык исчезает. Например, мордовские села Леплейка, Вечуткино, Кельгенино на наших глазах .подвергаются русской ассимиляции...» [2, вып. 1, с. 150].

Конечно, сказанным далеко не ограничивается проблематика «Очерков...». Об их значимости говорят и многочисленные отзывы, появившиеся на страницах как столичной, так и местной печати сразу после выхода уже первого тома. «Московские ведомости», «Современные известия», «Правительственный вестник», «Новое время», «Русская старина», «Дело», саратовская «Волга» выступили с положительной оценкой «Очерков...». Журнал «Вестник Европы», поддержав книгу в целом, не соглашался со взглядами ее автора на провинцию как на «сущность народной живни». И. И. Дуба-

•сов считал, что «всероссийская провин- что они имеют несомненное всероссий* ция есть суть народной жизни, ее бо- ское и даже отчасти общечеловеческое гатство, ^могущество и основа, без ко- значение». [2, вып. 3, с. 191]. торых столица совершенно бессильна» В июле 1990 г. И. И. Дубасов был [2, вып. 2, с, 2]. Критики порой указы- назначен директором народных учи-вали автору на 'недостаточное исполь- лищ г."Курска и вынужден был оста-.зование уже известных работ. Он cor- вить родной Тамбов. На последнем для лашался с этим. Вместе с тем следя него заседании архивной комиссии он за свободным и легким пером И. И. Ду- „ обратился к коллегам со следующими басова, чувствуешь основательность словами: «...По своим симпатиям я источниковедческой базы его основно- был.и есть коренной тамборец, раздуто труда. Он считал своей целью изы- ка с Тамбовом и губернией, родиной - екание, использование и сохранение моей и поприщем моей деятельности, .для потомков архивных документов, педагогической и писательской,. есть «Очерки...» содержат более 400 ссылок великая моя утрата. Тут в Тамбове у на архивные источники. Это дела Там- меця остается престарелая, дущевно-бовс^ого губернского правления, ок- больная страдалица-мать. Тут могилы ружного суда и уголовной палаты, былых, отошедших в иной мир семе-Дворянского собрания, духовной кон- рых детей моих. Тут и.мои маленькие .систории, Шацйойг межевой канцелярии радости, и великие слезы-были... n и других учреждений. Еще больше ист Прошу вас не считать меня чужим,, пользовано источников из Московско- когда я вас оставляю. Я хочу быть с :го главного и губернского архивов: да- вами в непрерывных дружеских оноше-кументы министерств юстиции, иност- ' ниях, пока еемь...» [3, с. 120 — 121]. ранных дел, собрания исторических Решением заседания комиссии .-актов. В целом привлечено более портрет, И. И. Дубасова был помещен 30 различных собраний письменных в одном из кабинетов здания, где она источников. размещалась. По словам ^ А. Н. Нар-Посвящая себя изучению прошлой цова, это лишь слабое выражение той тамбовской жизни, К. И. Дубасов со- благодарности, которую И. И. Дубасов общал, что данными проблемами он заслужил «своей плодотворной дея-интересуется не только потому, что тельностью на пользу комиссии и исто-»факты эти «свои, местные, а и потому, рической науки» [3, с. 123].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дубасов 'И. И. Из школьных воспоминаний // Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 3. М., 1884.

2. Дубасов И. И. Очерки из истории Там-

бовского края:. В 6 вып. М.; Тамбов: Б. й.,

1883 — 1897.

* *

3. Известия Тамбовской ученой архивной комиссии // Под ред. А. А. Курбатова. Тамбов, 1901. Вып.'44.

/

) -

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ ОСОБОЙ ВЫСШЕЙ КОМИССИИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДЕЛА

В РОССИИ)

С. Ю. ФИРСОВ, аспирант

Одним из важных показателей ма- как известно, являются жилищные ус-териальнога лоложения трудящихся, ловия. В монографии Ю. И. Кирьянова

41

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.