Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР БЕЛГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПАВЕЛ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ РОЩИН (1826-1903)'

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР БЕЛГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПАВЕЛ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ РОЩИН (1826-1903) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.Е. РОЩИН / ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЛЕНСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / БЕЛГОРОСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лю-Ку-Тан Виктория Александровна

В исследовании предпринята попытка реконструкции профессиональной биографии педагога, редактора и общественного деятеля Павла Емельяновича Рощина. В рамках микроисторического подхода и с опорой на инструментарий историко-биографического метода, также по результатам исследования документов из фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, а также опубликованных источников восстановлены как основные этапы профессионально становления П.Е. Рощина, так и ключевые факты его биографии: год рождения, места получения образования, сословная принадлежность и состав семьи. Установлено, что в Белгородский учительский институт П.Е. Рощин был назначен после военной и длительной гражданской службы в учебных заведениях, газетах и администрации Виленского учебного округа. Вместе с тем изучена роль П.Е. Рощина в истории становления учительского института в Белгороде, а также отмечена его значительная роль в формировании его материальной и учебной и научной базы учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST DIRECTOR OF THE BELGOROD TEACHERS' INSTITUTE PAVEL EMELYANOVICH ROSHCHIN (1826-1903)

The study attempts to reconstruct the professional biography of the teacher, editor and public figure Pavel Emelianovich Roshchin. Within the framework of the microhistoric approach and relying on the tools of the historical and biographical method, also based on the results of the study of unpublished documents from the collections of the Russian State Historical Archive, the Central State Historical Archive of St. Petersburg, as well as published sources, the main stages of P.E.'s professional formation have been restored. The grove, and the key facts of his biography: year of birth, place of education, class affiliation and family composition. It is established that P.E. Roshchin was appointed to the Belgorod Teachers' Institute after military and long-term civil service in educational institutions, newspapers and the administration of the Vilna Educational District. At the same time, the role of P.E. Roshchin in the formation and development of the Belgorod Teachers' Institute was studied, and its significant role in the formation of its material, educational and scientific base of the educational institution was noted.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР БЕЛГОРОДСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПАВЕЛ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ РОЩИН (1826-1903)»

УДК 929

DOI 10.52575/2687-0967-2022-49-2-385-395 Оригинальное исследование

Первый директор Белгородского учительского института Павел Емельянович Рощин (1826-1903)

Лю-Ку-Тан В.А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: lyu-ku-tan@bsu.edu.ru

Аннотация. В исследовании предпринята попытка реконструкции профессиональной биографии педагога, редактора и общественного деятеля Павла Емельяновича Рощина. В рамках микроисторического подхода и с опорой на инструментарий историко-биографического метода, также по результатам исследования документов из фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, а также опубликованных источников восстановлены как основные этапы профессионально становления П.Е. Рощина, так и ключевые факты его биографии: год рождения, места получения образования, сословная принадлежность и состав семьи. Установлено, что в Белгородский учительский институт П.Е. Рощин был назначен после военной и длительной гражданской службы в учебных заведениях, газетах и администрации Виленского учебного округа. Вместе с тем изучена роль П.Е. Рощина в истории становления учительского института в Белгороде, а также отмечена его значительная роль в формировании его материальной и учебной и научной базы учебного заведения.

Ключевые слова: П.Е. Рощин, образование, Виленский учебный округ, Белгородский учительский институт, Министерство народного просвещения

Для цитирования: Лю-Ку-Тан В.А. 2022. Первый директор Белгородского учительского института Павел Емельянович Рощин (1826-1903). Via in tempore. История. политология. 49 (2): 385-395. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-2-385-395

The first director of the Belgorod Teachers' Institute Pavel Emelyanovich Roshchin (1826-1903)

Viktoria A. Lyu-Ku-Tan ©

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod 308015, Russia E-mail: lyu-ku-tan@bsu.edu.ru

Abstract. The study attempts to reconstruct the professional biography of the teacher, editor and public figure Pavel Emelianovich Roshchin. Within the framework of the microhistoric approach and relying on the tools of the historical and biographical method, also based on the results of the study of unpublished documents from the collections of the Russian State Historical Archive, the Central State Historical Archive of St. Petersburg, as well as published sources, the main stages of P.E.'s professional formation have been restored. The grove, and the key facts of his biography: year of birth, place of education, class affiliation and family composition. It is established that P.E. Roshchin was appointed to the Belgorod Teachers' Institute after military and long-term civil service in educational institutions, newspapers and the administration of the Vilna Educational District. At the same time, the role of P.E. Roshchin in the formation and development of the Belgorod Teachers' Institute was studied, and its significant role in the formation of its material, educational and scientific base of the educational institution was noted.

Keywords: P.E. Roshchin, Education, Vilna Educational District, Belgorod Teachers' Institute, Ministry of Public Education

For citation: Lyu-Ku-Tan V.A. 2022. The first director of the Belgorod Teachers' Institute Pavel Emelyanovich Roshchin (1826-1903). Via in tempore. History and political science. 49 (2): 385-395 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-2-385-395

Важным направлением в изучении истории Белгородского учительского института, правопреемником которого является Белгородский государственный национальный исследовательский университет, в ключе процесса антропологизации исторической науки стало изучение современными учеными личностей директоров и преподавательского состава учебного заведения [Московкин, 2014 а, б, в; Денисова, 2016; Московкин, 2016; Московкин, 2017; Денисова, Лю-Ку-Тан, 2018; Денисова, Лю-Ку-Тан, 2021]. Изучение и реконструкция профессиональной и научной биографии руководителей учебного заведения в последней четверти XIX - в начале XX вв. во много позволяет не только рассмотреть отражение общеисторических процессов в профессиональном и жизненном пути директоров учительского института, но и предположить, с каким педагогическим и управленческим опытом они пришли к руководству Белгородским учительским институтом и какое влияние оказали на судьбу учебного заведения.

В данном исследовании предпринята попытка восстановления служебной биографии директора учительского института Павла Емельяновича Рощина. В 2006 г., в год празднования 130-летия Белгородского государственного университета, о первом директоре учительского института было известно только следующее: «Надворный советник Рощин (июль 1876-1878)» [Белгородский государственный университет. 130 лет]. В 1875 г. в «Русском энциклопедическом словаре» было указано; «Рощин, Павел, бывший преподаватель, составил «Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики, и методики» (изд. 2, М. 1873)» [Русский энциклопедический словарь, 1875, с. 313]. Именно педагогическая деятельность П.Е. Рощина, отмеченная еще в последней четверти XIX века, изначально привлекла современных ученых. Главным вектором современных исследований В.М. Московкина и М.В. Садовски [Московкин, Садовски, 2017] оставался изданный труд П.Е. Рощина, однако нельзя не отметить их попытки реконструкции жизненного пути Павла Емельяновича, в которых в том числе предлагается гипотеза по установлению года рождения первого директора с указанием 1833 г. [Рощин, 2016, с. 10].

Объектом исследования является персональная служебная биография директоров учительского института, открытого в г. Белгороде. Основу источниковой базы исследования жизни и деятельности П.Е. Рощина составил публикуемый впервые и хранящийся в фондах РГИА (г. Санкт-Петербург) уникальный документ «Формулярный список о службе Окружного инспектора Виленского Учебного Округа Надворного Советника Павла Рощина», составленный 25 октября 1875 г. 46 Указанный формулярный список в совокупности с неопубликованными документами об обучении П.Е. Рощина в Императорском Санкт-Петербургском университете из фондов ЦГИА СПб ( г. Санкт-Петербург) и Памятными книжками Ковенской, Виленской, Гродненской, Могилевской губерний, а также «Журналом Министерства народного просвещения», «Списками лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения» позволили расширить биографическое исследование и наполнить биографию Рощина новыми историческими фактами.

46 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 37-46 об.

Введение

Объект и методы исследования

Основу методологической базы исследования составил историко-биографический метод, который позволил выделить основные этапы профессиональной биографии П.Е. Рощина.

Результаты и их обсуждение

Первым учительский институт, открытый в Белгороде, возглавил Павел Емельянович Рощин. В соответствии с формулярным списком установлено, что Павел Емельянович родился в 1826 г. в православной семье и происходил из семьи потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии [Адрес-календарь Виленского генерал-губернаторства, 1868, с. 61] 47 День и месяц рождения на данный момент нами не установлен. Удалось найти сведения о том, что его отец Рощин Емельян Егорович служил в Провиантском департаменте Военного министерства, имел чин IX класса и в 1837 г. со своей семьей проживал в г. Санкт-Петербурге, в Московской части, 4 квартал, ул. Госпитальная, дом № 7 [Нистрем, 1837, с. 1068].

Рощин П.Е. имения не имел, в браке с дочерью дворянина Франца Мейера Екатериной у них родились две дочери: Екатерина (6 апреля 1861 г. р.) и Ольга (11 октября 1864 г. р.) 48.

Окончил в «1845 году полный курс наук» во второй Санкт-Петербургской гимназии «с правом на чин XIV класса» [Историческая записка, 1894, с. 393]. 12 июля 1845 г. сын коллежского асессора Павел Рощин подал прошение в Императорский Санкт-Петербургский университет о желании выслушать полный курс наук по второму разряду естественных наук и с просьбой зачислить его в число своекоштных студентов. При поступлении П.Е. Рощин подал следующие документы: свидетельства, метрическое и докторское, о здоровом телосложении и привитии от оспы; аттестат отца, выданный ему в Военном министерстве Провиантского Департамента; аттестат об окончании Санкт-Петербургской второй гимназии 49. Данное прошение в том числе позволило установить, что Павел Рощин проживал в доме отца в г. Санкт-Петербурге, в Литейной части 4 квартала по Графском переулку, дом № 17 (495). Подтверждение данной информации нами было обнаружено в составленном К.М. Нистремом адрес-календаре жителей г. Санкт- Петербурга на 1844, где в качестве владельца частного дома № 17 в Графском переулке был указан Рощин [Нистрем, 1844, с. 117].

П.Е. Рощина зачислили в число студентов 14 февраля 1845 г., полагаем, что на философский факультет, естественное отделение. В одном из документов указан юридический факультет, данный факт считаем ошибочным. Павел Емельянович не окончил полный курс наук Императорского Санкт-Петербургского университета. Согласно прошению от 12 февраля 1847 г., он «по обстоятельствам будучи принужден оставить университет» 50, просил вернуть поданные при поступлении документы и исключить из числа студентов. В ответ на прошение ректору университета выдать свидетельство, в котором указано, что воспользоваться правами студентов, окончивших университет, он не может, но у него есть право быть причисленным ко второму разряду чиновников 51. Также в фондах ЦГИА СПб хранится свидетельство № 348 от 7 февраля 1847 г. об отсутствии задолженности в библиотеке Императорского Санкт-Петербургского университета 52.

Из формулярного списка мы узнаем, что в июне 1847 г. приказом по гражданскому ведомству № 114 утвержден канцелярским чиновником в Санкт-Петербургский Коммерческий суд с чином коллежского регистратора, где прослужил до мая 1849 г. 53

С июня 1849 г. продолжил службу подпрапорщиком в Софийском Морском полку (позже пехотном), с 1852 г. - прапорщиком, а в 1852 г. П.Е. Рощин произведен в подпору-

47 Там же. Л. 37 об.

48 РГИА. Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 38.

49 Центральный государственный исторический архив Санкт- Петербурга (ЦГИА). Ф. 14. Оп. 6. Д. 464. Л. 40.

50 Там же. Л. 40.

51 Там же. Л. 43.

52 Там же. Л. 13.

53 РГИА. Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 37 об. - 38.

чики. В 1854 г. для испытания по службе и с целью последующего перевода он был командирован в Павловский кадетский корпус, где до 1857 г. занимал должность дежурного офицера [Исторический очерк, 1898, с. 507]. В марте этого же года он вновь вернулся в полк, а в августе 1857 г. завершил военную карьеру. Он увольняется в чине поручика по семейным обстоятельствам, а уже ровно через год начинает свою педагогическую деятельность в учебных заведения Варшавского учебного округа, где прослужит до 1863 г. 54

Выдержав испытания в Варшавском экзаменационном комитете, Павел Емельянович был определен на службу исполняющим должность учителя русского языка, на которой в 1859 г. был утвержден в бывшее Келецкое высшее реальное училище Радомской губернии с жалованием 450 руб. Одновременно ему было поручено преподавание Закона Божия ученикам православного вероисповедания в том же училище с жалованием 75 рублей. В 1860 г. П.Е. Рощин увольняется из училища, а 27 февраля 1861 г. снова определен на указанную выше должность. В данном училище он проработал до 20 августа 1862 г. 55

С 20 августа в качестве основного места службы П.Е. Рощин переведен на должность учителя историко-филологических предметов в Ленчицкое пятиклассное уездное педагогическое училище Варшавской губернии без изменения размера жалования. Вместе с тем с 19 сентября за дополнительную плату в 45 руб. он преподавал в Ленчинском воскресном реальном училище 56.

С 1863 г. П.Е. Рощин переводится в Виленский учебный округ, где в течение двух лет он будет служить в разных учебных Ковенской губернии. Наряду с преподавательской деятельностью и назначением младшим учителем географии в Шавельскую мужскую гимназию [Памятная книжка Ковенской губернии, 1864, с. 51] 57 (4 августа 1863 г.), а позже - на указанную должность в Ковенскую мужскую гимназию (15 августа 1864 г.) [Памятная книжка Ковенской губернии, 1865, с. 65-66], а также преподавателем русского языка, географии и педагогики в Ковенскую женскую гимназию, состоящую под Высочайшим покровительством Императрицы Марии (утвержден 14 декабря 1864 г.) [Там же, с. 62-63] с 1865 г. Павел Емельянович переходит на службу в губернские органы. С 27 марта 1865 г. он оставляет службу в мужской гимназии и по определению Ковенского Губернаторского Правления назначается на должность члена секретаря Ковенского Губернского статистического Комитета и редактора неофициальной части газеты «Ковенские губернские ведомости» 58. Отметим, что, согласно формуляру, по назначению Ковенского Губернатора от 13 августа 1865 г. за № 331 Рощин П.Е. был членом и секретарем Комитета по устройству в г. Ковна выставки сельского-хозяйственных произведений Ковенской Губернии.

Свою редакторскую деятельность Павел Емельянович продолжил в г. Вильно в газете «Виленский вестник». Здесь можно выделить два периода. Первый - с 25 декабря 1865 г. по 1 февраля 1866 г., П.Е. Рощин был назначен по распоряжению генерал-губернаторства Северо-Западного края редактором официальной газеты «Виленский вестник» 59, а также был причислен к управлению Его Высокопревосходительства. В 1914 г. в книге, посвященной 50-летию газеты, А.И. Миловидов указывал, что «первый номер Виленского Вестника за 1866 г. вышел за подписью редактора А.И. Забелина и его двух помощников Рощина (б. делопроизводитель Ковенского губ. статистического Комитета, отставной поручик, причисленный к канцелярии ген.-губернатора А.В.Г.Г. 1865 № 185 л. 6» [Миловидов, 1914, с. 25].

Вероятнее всего, что в указанное время П.Е. Рощин попал в процесс вынужденного ухода в отставку из администрации Северо-Западного края польских представителей и сменой их новыми чиновниками из местных православными жителей. Предполагаем, что назначение в

54 Там же. Л. 38 об. - 39.

55 РГИА. Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 39 об. - 40.

56 Там же. Л. 40 об. - 41.

57 Там же.

58 РГИА. Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 41 об. - 42.

59 Там же.

«Виленский вестник», награды и приглашение к работе в различных организациях в целом свидетельствовало не только о разделении интересов правительства по подавлению польских восстаний и поддержанию реформ в социально-экономической и культурно-образовательной сфере по поддержке православного населения, но и активному участию в данных мероприятиях. Так, 6 апреля 1866 г. «за особенно полезное участие в административных распоряжениях Правительства в Западном крае во время мятежа 1863-1864 гг.» П.Е. Рощин был удостоен главным начальником Северо-Западного края, установленной в память данного события темно-бронзовой медали. 26 мая 1866 г. по распоряжению генерал-губернаторства СевероЗападного края приглашен к участию в заседаниях Ревизионной Комиссии по делам римско-католического духовенства в г. Вильно, а также 30 августа 1866 г. по всеподданейшему докладу товарища министра народного просвещения о ходатайстве генерал-губернатора СевероЗападного края, Всемилостивейше награжден за особые услуги Русскому делу в Северозападном крае литературными дарованиями, орденом Святого Станислава 3-й степени 60.

Второй период редакторской деятельности Рощина в «Виленском вестнике» длился с 1 августа 1868 г. по 28 октября 1869 г. Отметим, что в связи с передачей газеты в ведение учебного округа и объявление его неправительственным органом по согласованию попечителя учебного округа с главным начальником Северо-западного края Павел Емель-янович был назначен на должность редактора.

В упоминаемой нами исторической записке о «Виленском вестнике» А.И. Милови-дов писал: «Выясняя свою profession de foi, он [П.Е. Рощин] в первом номере объявлял, что «Виленский Вестник» будет разделяться на 4 отдела - 1, официальный (правительственные распоряжения и сообщения); 2, политическое обозрение, где впервые будут печататься телеграммы «Русского телеграфного агенства», 3, научно-литературный отдел, главным образом в отношении к С.-З. краю; 4 - объявления. Умиротворению края содействуют два средства: 1) положительные меры материального и духовного поднятия верной и преданной нам массы белорусского и литовского народа и 2), отрицательные меры, заключающиеся в устранении тех сторон польщизны и еврейства, которые своим вредным влиянием могут противодействовать развитию и укреплению в здешнем народе русских начал жизни. Материальное благосостояние народа уже обеспечено земельным наделом, духовное же - поднятием поставленного на твердой почве народного образования, так что виленский учебный округ и его школы являются выразителем степени успешности мер, на которых зиждется вся будущая судьба народа и края. Поэтому «Виленский вестник» центром своих сообщений делает педагогическое дело, и, в частности, виленский учебный округ, открывая это направление статьей «о значение нашей народной школы и ее задач». Затем следовала «теория и практика воспитания и т. д. и т. д.» [Миловидов, 1914, с. 31].

Вернувшись к преподавательской службе в учебных заведениях Виленской губернии, входившей в состав Виленского учебного округа, он прослужил в них более 3-х лет - с 1866 по 1869 г. С 6 февраля 1866 г. попечителем учебного округа П.Е. Рощин определен в Виленское раввинское училище старшим учителем русской словесности, а с сентября - преподавателем педагогики Виленской женской гимназии, состоящей под Высочайшим покровительством Императрицы Марии [Памятная книжка Виленской губернии, 1867, с. 98, 102]. Следует отметить, что с 1 по 16 сентября 1866 г., во время отсутствия директора Виленского Раввинского училища, исполнял его обязанности по управлению учебным заведением. Также с разрешения Попечителя Виленского учебного округа 31 Января 1867 г. (за № 652) был вознагражден за особые труды «по составлению каталогов и по приведению в надлежащий порядок фундаментальной библиотеки Виленского Раввинского училища» 61 единовременным пособием 200 рублей.

Отметим, что 1 апреля 1867 г. попечителем учебного округа П.Е. Рощин был переведен на должность правителя канцелярии Виленского учебного округа с жалованием 1200 руб.

60 РГИА. Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 42 об. - 43.

61 Там же. Л. 43 об. - 44.

[Адрес-календарь Виленского генерал-губернаторства, 1868, с. 61]. А 1 января 1868 г. согласно желанию перемещен обратно учителем русской словесности в Виленское раввинское училище, из которого 24 сентября при одновременной службе редактором «Виленского вестника» был назначен сверхштатным учителем первой Виленской мужской гимназии 62.

В изученном нами формулярном списке указано, что по собственному желанию 28 октября 1869 г. Павел Емельянович был переведен на должность Инспектора Народных училищ Гродненской губернии, в которой прослужил 3 года [Памятная книжка Гродненской губернии, 1871, с. 60]. Одновременно он являлся действительным членом СевероЗападного отдела Императорского Русского Географического общества [Памятная книжка Виленской губернии, 1871, с. 12]. Например, как в рамках служебных интересов, так и в рамках деятельности общества Рощин принимал участие в составлении «Отчета по осмотру педагогического отдела политехнической выставки в Москве» вместе с г. Рюминым, Чеховичем, Князевым [Литература русской географии, 1874, с. 150]. Причем последнее упоминание о включении П.Е. Рощина в состав северо-западного отдела Императорского Русского Географического общества мы встречаем в «Памятной книжке Виленской губернии» на 1874 г. [Памятная книжка Виленской губернии, 1874, с. 11].

Именно в этот период выходит в 1871 г. в г. Вильно книга «Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования: (для воспитывающих и обучающих обоего пола, в начальной школе и дома)» [Рощин, 1871]. Рекомендованная учебным комитетом министерства народного просвещения «для библиотек учительских семинарий и педагогических курсов» (в 1871 г.) 63, а также «в качестве руководства для женских гимназий и учительских семинарий» (1875 г.) 64, она выдержала 13 изданий, последнее вышло в 1912 г. В 1878 г. в Москве вышло единственное издание (четвертное) с указанием, что П. Рощин - директор учительского института в Белгороде, в последующих изданиях автор указан как бывший директор данного учебного заведения.

В 1870-е гг. мы наблюдаем достаточно быстрый карьерный рост П.Е Рощина. 6 мая 1872 г. он назначается директором народных училищ Могилевской губернии 65, а с 15 мая приказом 15/ 27-го мая 1874 г. (№ 6) переводится на должность окружного инспектора учебного округа и возвращается в г. Вильно 66 с жалованием 840 руб. 60 коп. 67

В это время министерским приказом от 21 апреля 1875 г. с педагогической целью окружные инспекторы, статский советник Х.П. Сольский и надворный советник П.Е. Ро-щин, на полтора месяца были командированы за границу 68. По результатам данной поездки, которая длилась с 8 августа по 23 сентября, последним был опубликован «Отчет о заграничной командировке...» [Рощин, 1875], который включал сведения о посещении им учительских семинарий, особенно Саксонских. Указанные семинарии являлись образцом для создания учительских институтов на территории Российской империи, которые готовили педагогов для городских училищ [Сборник мнений, 1870, с. 31]. Можно предположить, что П.Е. Рощин, назначенный первым директором учительского института, учрежденного в Белгороде в 1876 г., имел достаточный опыт и представление о направлениях работы и устройства указанного учебного заведения.

Со 2 декабря 1875 г. П.Е. Рощин переводится на должность директора Виленского Мариинского высшего женского училища (приказ Министра народного просвещения от

62 РГИА. Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 44 об. - 45.

63 Журнал Министерства народного просвещения. 1871. Ч. СЦУШ. С. 92.

64 Журнал Министерства народного просвещения. 1875. Ч. ^ХХУШ. С. 57.

65 Журнал Министерства народного просвещения. 1872 Ч. СЬХП. С. 25-26.

66 Журнал Министерства народного просвещения. 1874. Ч. ^ХХ1. С. 241.

67 РГИА. Ф. 733. Оп. 225. Д. 424. Л. 37 об.

68 Журнал Министерства народного просвещения. 1875. Ч. ^ХХХ. С. 101-102.

10 января 1876 г. №1) 69, которым он руководил только до 1 апреля 1876 г., и впоследствии был уволен согласно прошению с причислением его к Министерству народного просвещения (приказ № 8 от 10 апреля 1876 г.) 70.

В связи с упоминаемым выше открытием учительского института в Белгороде начальство Харьковского учебного округа, в структуру которого входил последний, в 1876 г. в качестве директора нового учебного заведения рекомендовало министерству народного просвещения Павла Емельяновича Рощина. Из документов об открытии учительского института из фондов РГИА стало известно, что П.К. Жерве, попечитель Харьковского учебного округа, остановился на кандидатуре П.Е. Рощина не только после «лестного» отзыва от попечителя Виленского учебного округа о нравственных качествах и педагогических способностях последнего, но и после личной беседы с Павлом Емелья-новичем 71. Кроме того, П.Е. Рощин имел представление не только об административных аспектах в управлении учительским институтом, но и являлся уже известным педагогом. В утвержденных министерством «Программах и учебных планы предметов, преподаваемых в учительских институтов» (13 ноября 1876 г.) одним из руководств для изучения курса педагогики был выбран «Очерк...» Рощина 72.

Таким образом, надворный советник П.Е. Рощин, причисленный к Министерству народного просвещения Приказом Управляющего Министерством народного просвещения № 15 от 31 июля 1876 г., был утвержден директором учрежденного в Белгороде учительского института с 1 июля 1876 г. 73

Несмотря на имеющийся опыт знакомства с особенностями функционирования и педагогического процесса прусских учительских семинарий, с целью формирования представления об организации учебно-воспитательного процесса в учительских институтах Российской империи перед приездом в Белгород П.Е. Рощин подробно ознакомился с работой одного из первых учительских институтов - Санкт-Петербургского, который был открыт в 1872 г., и городского училища при нём [И.К., 1901, с. 91].

В статье, посвященной празднованию 25-летия учительского института, о руководстве П.Е. Рощина учебным заведением вспоминали: «Новый директор энергично принялся за работу: ему хотелось к началу учебного года по возможности вполне оборудовать помещение. <.> П.Е. Рощин усиленно заботился о снабжении будущего института всеми хозяйственными и учебными принадлежностями. Благодаря его энергии в первой же половине августа почти все было готово. <.> В первый же год существования институт имел прекрасные английские, немецкие и русские издания по этой части, коллекции по естествознанию, физические приборы и проч. Заложена была библиотека выпиской изданий как педагогических, научных, так и литературных» [И.К., 1901, с. 89]. Подтверждением того, что Рощин внес значительный вклад в становление как материальной, так и научной базы учебного заведения также является и репортаж с торжественного открытия учебного заведения в 1876 г., где было указано, что в фонд библиотеки учительского института поступили «английские издания Джонстона и Рейнольда и немецкие: Богта, Фогеля и Делича» [Репортаж об открытии, 1877, с. 66].

Развитие материальной базы Белгородского учительского института П.Е. Рощин продолжал и в 1877-1878 гг. Так на сэкономленные средства из бюджета учебного заведения были потрачены в том числе на приобретение приборов для физического кабинета и естественно-исторической коллекции, рояля, нот и скрипок, а также на классную мебель и гимнастические снаряды 74.

69 Журнал Министерства народного просвещения. 1876. Ч. CLXXXIV. С. 16.

70 Журнал Министерства народного просвещения. 1876. Ч. CLXXXV. С. 98; Дополнительный лист Памятной книжки и Виленской губернии за январь, февраль, март апрель 1876 г. Вильна, 1876. С. 14-15.

71 РГИА. Ф. 733. Оп. 174. Д. 138. Л. 10-10 об.

72 Журнал Министерства народного просвещения. 1876. Ч. CLXXXVIII. С. 145.

73 Журнал Министерства народного просвещения. 1876. Ч. CLXXXVII. С. 96.

74 РГИА. Ф. 733. Оп. 174. Д. 138. Л. 18 об.

В Белгородском учительском институте наряду с обязательным преподаванием педагогики и дидактики вел уроки русского языка с 1876 по весну 1877 г., до назначения штатного учителя данных предметов 75.

28 октября 1878 г. П.Е. Рощин завершил трудовую деятельность «с дозволением носить в отставке мундирный полукафтан», который был «присвоен» в должности директора 76. В 1879 г. ему была назначена пенсия по 800 р. в год 77 О дате смерти П.Е. Рощина, 26 февраля 1903 г., мы узнаем из «Циркуляра по Харьковскому учебному округу» в связи

78

с назначением выплаты пенсии его жене .

За время службы в гражданском ведомстве Павлу Емельяновичу Рощину были присвоены чины провинциального Секретаря, соответственно прежнему военному чину Подпоручика (2 июля 1869 г.), надворного советника (10 июля 1872 г.), коллежского советника (4 июля 1876 г.). Вместе с тем за свою плодотворную службу, как в военную, так и гражданскую, награжден медалями: светло-бронзовой «В память войны 1853-1856 гг.» на Андреевской ленте и темно-бронзовой «В память усмирения польского мятежа 1863-1864 гг.», орденами Св. Станислава III степени (30 Августа 1866 г.) и II степени с Императорской Короной (22 Декабря 1872 г.), Св. Анны II степени (21 декабря 1874 г.)

Заключение

Таким образом, в исследовании реконструирована служебная биография педагога, редактора, общественного деятеля, первого руководителя учительского института в Белгороде Павла Емельяновича Рощина. Проявив себя на военной службе, гражданскую он начал в Виленском учебном округе, где служил до 1875 г. в Радомской (3 года) и Варшавской (1 год) губерниях, Ковенской (3 года), Виленской (около 3 лет), Гродненской (3 года), Мо-гилевской (2 года) губерниях. Карьерные передвижения П.Е. Рощина имели очень высокий темп и происходили достаточно быстро. О его всесторонней развитости свидетельствует назначение на должности учителей и преподавателей таких предметов, как русский язык, Закон Божий, география, педагогика. Несмотря на то, что в должности окружного инспектора Павел Емельянович прослужил 1 год и 7 месяцев, он посетил и ознакомился с опытом функционирования саксонских учительских семинарий, ставших главным примером для учреждения учительских институтов в Российской империи. Известный и опытный педагог, П.Е. Рощин принимал активное участие в формировании научной, материальной и хозяйственной базы учительского института, открытого в Белгороде.

Реконструкции биографии позволили в том числе установить годы жизни Рощи-на П.Е. (1826-1903 гг.). Сотрудники музея истории НИУ «БелГУ» продолжают работу по изучению истории учительского института, его руководителях, преподавателях, выпускниках, а также поиск портретного изображения Павла Емельяновича Рощина для размещения в галерее руководителей образовательного учреждения, основанного в 1876 г.

Список литературы

Адрес-календарь Виленского генерал-губернаторства на 1868 г. СПб., Тип. Вульфа, 1868. Белгородский государственный университет. 130 лет. Официальный сайт юбилея 1876-2006. иЯЪ:

https://130.bsu.edu.ru/Rectors/_(дата обращения: 20 марта 2022). Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2021 Директор Белгородского учительского института Дьяконов Петр Александрович - педагог, историк и общественный деятель Курской, Тамбовской и Харьковской губерний. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 26 (192): 185-196. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-185-196.

75 Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1877. № 5. С. 35.

76 Журнал Министерства народного просвещения. 1879. Ч. CCI. С. 12.

77 Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1879. № 4. С. 24.

78 Циркуляр по харьковскому учебному округу. 1903.№ 10. С. 33.

Денисова И.В. 2016. Педагог Алексей Димитриу (1857-1925) - первый византинист Белгорода. В кн.: Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. Тезисы докладов XXI Всероссийской научной сессии византинистов. М.; Белгород, ООО «Эпицентр»: 75-77.

Денисова И.В., Лю-Ку-Тан В.А. 2018. Преподаватели Закона Божьего в Белгородском учительском институте в конце XIX - начале XX века. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 4 (2): 33-44. DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-2-0-3.

И.К. 1901. 25-летие Белгородского учительского института. Русская школа, 10-11: 83-92.

Историческая записка 75-летия Санкт-Петербургской второй гимназии Ч. 2 (1831-1880). 1894. Сост. препод. А.В. Курганович и А.О. Круглый. Санкт-Петербург, тип. Э. Арнгольда, IV, VI, 431.

Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-сиротского дома, 1798-1898 гг. 1898. сост. под гл. ред. члена Военно-ученаго ком., Генеральнаго штаба ген.-майора А.Н. Петрова. Санкт-Петербург, тип. М-ва внутренних дел, 759, VIII, II с.

Литература русской географии, статистики и этнографии. Т. 5. За 1871 и 1872 гг. 1874. Сост. В.И. Межов. СПб., типография Безобразова и КОМП, 546 с.

Миловидов А.И. 1914. Пятидесятилетие «Виленского вестника» русской редакции: (Историко-библиографический очерк). Вильна, ред. «Вилен. вестн.», 52 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московкин В.М. 2014. Белгородский учительский институт: директора, преподаватели и выпускники. Научный результат. Серия «Социальные и гуманитарные исследования», 2 (2): 29-41.

Московкин В.М. 2014. Забытый деятель народного образования Курской и Воронежской губерний А.К. Димитриу как известный византинист. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 21 (192): 101-105.

Московкин В.М. 2014. О крупном деятеле народного образования юга России Александре Федоровиче Комарове (1842-1918). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 20 (191): 204-211.

Московкин В.М. 2016. Очерки о творческой деятельности четырех директоров белгородского учительского института. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 2 (3): 22-43. DOI: 10.18413/2408-932X-2016-2-3-22-43;

Московкин В.М. 2017. О крупном деятеле народного образования Курской и Воронежской губерний А.К. Димитриу. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 3 (4): 30-48. DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-4-30-48;

Московкин В.М., Садовски М.В. 2017. Роль учебного пособия П.Е. Рощина «Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования» в системе дореволюционного российского образования. Almamater (Вестник высшей школы), 8: 114-118. DOI: 10.203339/AM.08-17.114.

Нистрем К.М. 1844. Адрес-календарь санкт-петербургских жителей. Т. 1. Указатель города Санкт-Петербурга. СПб., тип. III Отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, [10], 240, 300 с.

Нистрем К.М. 1837. Книга адресов С.-Петербурга на 1837 год. СПб., тип. III Отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, XII, 1464 с.

Памятная книжка Виленской губернии на 1867 г. Вильна, Типография А. Сыркина, 1867.

Памятная книжка Виленской губернии на 1872 год. Вильна, Печатня А.Г. Сыркина, 1871.

Памятная книжка Виленской Губернии на 1874 год. Вильна, Печатня А.Г. Сыркина, 1874.

Памятная книжка Гродненской губернии на 1871 год. (Адрес-календарь). Гродна, 1871.

Памятная книжка Ковенской губернии на 1864 год. Часть 1. Ковно, типография Ш. Соколовского, 1864.

Памятная книжка Ковенской губернии на 1865 год. Ковно, типография Ш. Соколовского, 1865.

Репортаж об открытии учительского института в Белгороде. 1877. Журнал Министерства народного просвещения. CLXXXIX: 65-67.

Рощин П.Е. 1875. Отчет о заграничной командировке окружного инспектора Виленского учебного округа Рощина. Вильна, тип. А.Г. Сыркина, 75 с.

Рощин П.Е. 2016. (репр. изд. 1907 г.). Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования; предисл. и очерк творческой деятельности В.М. Московкина. Белгород, ИД Белгород, 210 с.

Рощин П.Е. 1871. Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования : (Для воспитывающих и обучающих обоего пола, в нач. шк. и дома). Вильна, печ. А.Г. Сыркина, VIII, 131 с.

Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета И.Н. Березиным. 1875. Отдел 4, Т. 1. Санкт-Петербург, тип. т-ва «Общественная польза», XXXI, 680, 130, [1] с.

Сборник мнений и замечаний о проекте городских училищ и учительских институтов. 1870. СПб., тип. т-ва «Обществ. польза», [4], II, 550, 181 с.

References

Adres-kalendar' Vilenskogo general-gubernatorstva na 1868 g. SPb., Tip. Vul'fa, 1868 (in Russian).

Belgorodskiy gosudarstvennyy universitet. 130 let. Ofitsial'nyy sayt yubileya 1876-2006. Available at: https://130.bsu.edu.ru/Rectors/ (accessed 20 March 2022) (in Russian).

Denisova I.V., Lyu-Ku-Tan V.A. 2021. Director of the Belgorod Teachers Institute Dyakonov Petr Alexandrovich - teacher, historian and public figure of the Kursk, Tambov and Kharkov Governorates. Tambov University Review. Series: Humanities. 26 (192): 185-196. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-192-185-196 (in Russian).

Denisova I.V. 2016. Pedagog Aleksey Dimitriu (1857-1925) - Pervyy vizantinist Belgoroda [Teacher Alexei Dimitriu (1857-1925) - The first Byzantine scholar of Belgorod]. In: Tezisy dokladov XXI Vserossiyskoy nauchnoy sessii vizantinistov «Imperiya romeev vo vremeni i prostranstve: tsentr i periferiya» [Abstracts of the XXI All-Russian Scientific Session of Byzantinists «The Empire of the Romans in Time and Space: Center and Periphery»]. Moscow; Belgorod: 75-77 (in Russian).

Denisova I.V., Lyu-Ku-Tan V.A. 2018. Teachers of the law of God in the Belgorod Teacher's Training Institute at the end of the 19th and the beginning of the 20th century. Research Result. Social Studies and Human Humanities Series, 4 (2): 33-44. DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-2-0-3 (in Russian).

I.K. 1901. 25-letie Belgorodskogo uchitel'skogo institute [25th anniversary of the Belgorod Teachers' Institute]. Russkaja shkola, 10-11: 83-92 (in Russian).

Istoricheskaya zapiska 75-letiya Sankt-Peterburgskoy vtoroy gimnazii Chast' II (1831-1880) 1894 [Historical note of the 75th anniversary of the St. Petersburg Second Gymnasium, Part 2 (1831-1880)] Comp. A.V. Kurganovich i A.O. Kruglyy. SPb, tip. E.Arngol'da, IV, VI, 431 р. (in Russian).

Istoricheskij ocherk Pavlovskogo voennogo uchilishha, Pavlovskogo kadetskogo korpusa i Imperatorskogo Voenno-sirotskogo doma, 1798-1898 gg. [Istorical sketch of the Pavlovsk Military School, the Pavlovsk Cadet Corps and the Imperial Military Orphanage, 1798-1898] comp. under the general editorship of A.N. Petrov. St. Peterburg, tip. M-va vnutrennih del, 759, VIII, II р. (in Russian).

Literatura russkoj geografii, statistiki i jetnografii. T. 5 za 1871 i 1872 gg. 1874 [Literature of Russian geography, statistics and ethnography. Iss. 5 For 1871 and 1872]. Comp. V.I. Mezhov. St. Petersburg, tipografija Bezobrazova i KOMP, 546 р. (in Russian)

Milovidov A.I. 1914. Pjatidesjatiletie «Vilenskogo vestnika» russkoj redakcii: (Istoriko-bibliograficheskij ocherk) [The fiftieth anniversary of the «Vilna Bulletin» of the Russian edition: (Historical and bibliographic essay)]. Vilna, red. «Vilen. vestn.», 52 р. (in Russian).

Moskovkin V.M. 2014. Belgorod teachers' training institute: the directors, teachers and graduates. Research Result. Social Studies and Human Humanities Series, 1 (2): 29-41 (in Russian).

Moskovkin V.M. 2014.The forgotten actor of people education of Kursk and Voronezh provinces F.K. Dimitriu as a well-known Byzantinist. Belgorod State University Scientific Bulletin. History Political science Economics Information technologies, 21 (192): 101-105 (in Russian).

Moskovkin V.M. 2014. Alexander Fedorovich Komarov (1842-1918) as an outstanding Figure of public Education of Soyth of Russia. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Philology Journalism Pedagogy Psychology, 20 (191): 204-211 (in Russian).

Moskovkin V.M. 2016. Essays about creative activities of four directors of Belgorod Teacher's Institute. Research Result. Social Studies and Human Humanities Series, 2 (3): 22-43. DOI: 10.18413/2408-932X-2016-2-3-22-43 (in Russian).

Moskovkin V.M. 2017. About Aleksey Dimitriu - an outstanding figure of the public education of Kursk and Voronezh provinces. Research Result. Social Studies and Human Humanities Series, 3 (4): 30-48. DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-4-30-48 (in Russian).

Moskovkin V.M., Sadovski M.V. 2017. The Role of Educational Text - Book by P.E. Roschtschin «Essay of principal practical provisions of pedagogy, didactics and methodology, applicable to academic subjects in primary education». Alma mater (Vestnik Vysshey Shkoly), 8: 114-118. DOI: 10.203339/AM.08-17.114 (in Russian).

Nistrem K.M. 1844. Adres-kalendar' sankt-peterburgskih zhitelej. Iss. 1. Ukazatel' goroda Sankt-Peterburga [Address-calendar of St. Petersburg residents. T. 1. Index of the city of St. Petersburg]. St. Petersburg, tip. III Otd. Sobstv. E.I.V. Kanceljarii, [10], 240, 300 р. (in Russian).

Nistrem K.M. 1837. Kniga adresov S.-Peterburga na 1837 god. [Address book of St. Petersburg for 1837]. St. Petersburg, tip. III Otd. Sobstv. E.I.V. Kanceljarii, XII, 1464 (in Russian).

Pamjatnaja knizhka Vilenskoj gubernii na 1867 god. Vilna, Tipografja A. Syrkina, 1867 (in Russian).

Pamjatnaja knizhka Vilenskoj gubernii na 1872 god. Vilna, Pechatnja A.G. Syrkina, 1871 (in Russian).

Pamjatnaja knizhka Vilenskoj gubernii na 1874 god. Vilna, Pechatnja A.G. Syrkina, 1874 (in Russian).

Pamjatnaja knizhka Grodnenskoj gubernii na 1871 god. (Adres-kalendar'). Grodna, 1871 (in Russian).

Pamjatnaja knizhka Kovenskoj gubernii na 1864 god. Part 1. Kovno, tipografija Sh. Sokolovskogo, 1864 (in Russian).

Pamjatnaja knizhka Kovenskoj gubernii na 186 god. Kovno, tipografija Sh. Sokolovskogo, 1865 (in Russian).

Reportazh ob otkrytii uchitel'skogo instituía v Belgorode [Report on the opening of a teacher's institute in Belgorod]. 1877. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshhenija. CLXXXIX: 65-67 (in Russian).

Roshhin P.E. 1875. Otchet o zagranichnoj komandirovke okruzhnogo inspektora Vilenskogo uchebnogo okruga Roshhina [Report on the trip abroad of the district inspector of the Vilna educational district Roshchin]. Vilna, tip. A.G. Syrkina, 75 (in Russian).

Roshchin P.E. 2016. Ocherk glavneyshikh prakticheskikh polozheniy pedagogiki, didaktiki i metodiki, primenennoy k uchebnym predmetam nachal'nogo obrazovaniya [Essay of key practical ideas of pedagogic, didactic and methodic, applied to studying subjects of primary education]; predislovie i ocherk tvorcheskoy deyatel'nosti V.M. Moskovkina. Belgorod, ID Belgorod, 210 р. (in Russian).

Roshchin P.E. 1871. Ocherk glavneyshikh prakticheskikh polozheniy pedagogiki, didaktiki i metodiki, primenennoy k uchebnym predmetam nachal'nogo obrazovaniya [Essay of key practical ideas of pedagogic, didactic and methodic, applied to studying subjects of primary education]. Vilna, pechatnja A.G. Syrkina VIII, 131 р. (in Russian).

Russkiy entsiklopedicheskiy slovar', izdavaemyy professorom S.-Peterburgskogo universiteta I.N. Berezinym [Russian encyclopedic dictionary published by Professor St. Petersburg University I.N. Berezin]. Vol. 4, Iss. 1. Sankt-Peterburg, tip. t-va «Obshchestvennaya pol'za», 1875 (in Russian).

Sbornik mnenij i zamechanij o proekte gorodskih uchilishh i uchitel'skih institutov. 1870 [Collection of opinions and comments on the project of city schools and teachers' institutes]. St. Petersburg, tip. t-va «Obshhestv. pol'za», [4], II, 550, 181 р. (in Russian).

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 07.05.2022 Received 07.05.2022

Поступила после рецензирования 14.05.2022 Revised 14.05.2022 Принята к публикации 14.05.2022 Accepted 14.05.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лю-Ку-Тан Виктория Александровна, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета г. Белгород, Россия.

(ЖСШ: 0000-0003-0655-9246

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Viktoria A. Lyu-Ku-Tan, Expert on representational and exhibition activities of the History Museum of Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.