Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ ЗАДАТКИ РЕЧИ У РЕБЁНКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПЕРВЫЕ ЗАДАТКИ РЕЧИ У РЕБЁНКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нейролингвистики относят к двум фундаментальным открытиям нейропсихологии / форме черепа / извилины левого полушария. / Neurolinguistics refers to two fundamental discoveries of neuropsychology / the shape of the skull / the gyrus of the left hemisphere.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дедаханова, Мухайё Муталлиевна

В данной статье раскрывается развитие речи под воздействием определённой окружающей среды, воспитание семьи. Развитие речи у учащихся, как отдельный предмет науки и разделении двух школ в нейролингвистики, а также как речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет особое значение для организации речевой деятельности. Отсюда вывод о необходимости дальнейших поисков новых зон, ответственных за другие коммуникативные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST MAKINGS OF SPEECH IN A CHILD UNDER THE INFLUENCE OF A CERTAIN ENVIRONMENT SPECIFIC ENVIRONMENT

Influence of a certain environment, the upbringing of a family. The development of speech in students, as a separate subject of science and the separation of two schools in neuro-linguistics, as well as as a speech process, relies on a number of jointly working areas of the cerebral cortex, each of which is of particular importance for the organization of speech activity. Hence the conclusion about the need for further search for new zones responsible for other communicative functions.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ ЗАДАТКИ РЕЧИ У РЕБЁНКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Scientific Journal Impact Factor

ПЕРВЫЕ ЗАДАТКИ РЕЧИ У РЕБЁНКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В данной статье раскрывается развитие речи под воздействием определённой окружающей среды, воспитание семьи. Развитие речи у учащихся, как отдельный предмет науки и разделении двух школ в нейролингвистики, а также как речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет особое значение для организации речевой деятельности. Отсюда вывод о необходимости дальнейших поисков новых зон, ответственных за другие коммуникативные функции.

Ключевые слова: Нейролингвистики относят к двум фундаментальным открытиям нейропсихологии, форме черепа, извилины левого полушария.

THE FIRST MAKINGS OF SPEECH IN A CHILD UNDER THE INFLUENCE OF A CERTAIN ENVIRONMENT SPECIFIC ENVIRONMENT

Mukhayo Mutallievna Dedakhanova

Independent applicant of Namangan State University

Influence of a certain environment, the upbringing of a family. The development of speech in students, as a separate subject of science and the separation of two schools in neuro-linguistics, as well as as a speech process, relies on a number of jointly working areas of the cerebral cortex, each of which is of particular importance for the organization of speech activity. Hence the conclusion about the need for further search for new zones responsible for other communicative functions.

Keywords: Neurolinguistics refers to two fundamental discoveries of neuropsychology, the shape of the skull, the gyrus of the left hemisphere.

Мухайё Муталлиевна Дедаханова

Самостоятельный соискатель Наманганского государственного университета

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Scientific Journal Impact Factor

MUAYYAN ATROF-MUHIT TA'SIRI OSTIDA BOLADA NUTQNING BIRINCHI DEPOZITLARI

Muhayyo Mutallievna Dedaxonova

Namangan davlat universiteti mustaqil izlanuvchisi

ANNOTATSIYA

Ushbu maqola ma'lum bir atrof-muhit ta'siri ostida, oilani tarbiyalash orqali nutqning rivojlanishini ochib beradi. Talabalarning nutqini alohida fan mavzusi sifatida rivojlantirish va ikkita maktabni neurolinguistikaga ajratish, shuningdek, nutq jarayoni miya yarim korteksining bir qator birgalikda ishlaydigan zonalariga asoslangan bo'lib, ularning har biri nutq faoliyatini tashkil etishda alohida ahamiyatga ega. Shunday qilib, boshqa kommunikativ funktsiyalar uchun mas'ul bo'lgan yangi hududlarni qidirish zarurligi haqidagi xulosa.

Kalit so'zlar: Neurolinguistics nöropsikologiyaning ikkita asosiy kashfiyotiga, bosh suyagi shakliga, chap yarim sharning konvertlariga ishora qiladi.

ВВЕДЕНИЕ

От рождения ребенок наследует способность к овладению речью, и уже к двум годам он начинает общаться с окружающими с помощью слова. Он мог бы заговорить сразу даже на двух-трех языках, если бы для этого были созданы необходимые условия.

Предрасположенность к речи, как и другие прирожденные задатки, реализуется в соответствующей деятельности и под воздействием определенной окружающей среды. Потребность говорить возникает как необходимость выразить свои нужды, желания, стремления, которые для ребенка жизненно важны, но удовлетворить которые без помощи взрослых он не может. Ребенок может заговорить на любом языке, оказавшись в той или иной языковой среде. Механизм порождения речи не ограничен наследственными отпечатками национальной принадлежности и никакому интерферирующему влиянию не подлежит.

Для каждой речевой среды у ребенка возникает устойчивая и автономная " языковая установка, что даст ему возможность не путать разные языки и их средства выражения и в то же время - легко овладеть ими. Воспринимая все воздействия внешнего мира как единую среду, в которой необходимо адаптироваться, ребенок вбирает все потоки речи окружающих. Если с ребенком общаются на одном языке, способность к овладению вторым с возрастом снижается, а уникальные свойства консервируются. С помощью

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 11

educational, natural and social sciences ( ) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

одного языка удовлетворяются все потребности ребенка, в том числе и в общении, и необходимости в обращении к другому языку не возникает. Поэтому другие языки теперь (к 8-10 годам) могут быть усвоены не сами собой, а на основе действия памяти, мышления, воли, в процессе специального обучения. Причем автоматизированный механизм усвоенной речи тормозит выработку новых речевых навыков, не актуальных для ребенка.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети от 7 до 11 лет относятся к младшему школьному возрасту. Этот возрастной этап отличается особой активностью в общении с окружающими людьми. Исследователи детской речи отмечают слабое развитие связных монологических высказываний. По развитию и сложности построения устная речь развита сильнее, чем письменная. Содержание устной речи школьника собеседник поймет не сразу, если не владеет ситуацией общения. В устной речи низок уровень владения сюжетной линией. Механизм планирования, контроля» содержания, ориентация на собеседника в диалоге еще не стабилизированы. Уроки иностранного языка налаживают у детей совместную речевую деятельность, особенно если учитель владеет навыками организации учебной игры. Урок иностранного языка отвечает потребности школьника в общении, обогащает коммуникативную компетенцию. Школьник не просто усваивает опыт иноязычной вербализации речевой ситуации, он совершенствует свои способы и механизмы реализации речевой деятельности, в том числе и на родном языке.

Доказано, что психологической основой языкового обобщения является, прежде всего, изменение значения формы слова, то есть прибавление окончания, суффикса, изменения артикля в немецком языке и другое. Учащийся сначала постигает тот факт, что подобные изменения не случайны и соответственно изменяет значение слова, начиная пользоваться элементами языковой системы в собственной речи целенаправленно, чтобы получить необходимые изменения значения слова.

Значения слов запоминаются не механически, а как бы «добываются»

учащимися в тех ситуациях общения, когда возникает потребность в

употреблении соответствующих грамматических форм и категорий. В ,

психолингвистических экспериментах доказано: чтобы облегчить «поиск»

нужной грамматической формы, слова в памяти как бы «раскладываются» по

полочкам; объединяются по принципу смысловой близости. В речевой

деятельности поиск нужной грамматической формы происходит не

978

Scientific Journal Impact Factor

беспорядочно, а внутри определенной группы форм слов, группы существительных одного рода, предлогов, употребляющихся с каким-то одним падежом, суффиксы множественного числа существительных и такое прочее.

В подростковом возрасте постепенно развивая свою речь начинает правильно строить предложения по правилам литературной нормы произношение, строение предложение. На обогащение словарного запаса влияет школа, изучаемые предметы, семейное благополучие, общение родителей с ребёнком, как они влияют на ребёнка.

В подростковом возрасте развитие речи идет резкое развитие набора запаса слов, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой -за счет усвоения множества значений приобретаемые на уроках, в семье,с социальных каналов, групп, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет,

во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие,

Подростка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют письменную и устную речь. "Как правильно написать?", "Как лучше сказать?" - эти вопросы подросток постоянно задает себе. Реально в письменной и устной речи большинство подростков испытывает явные затруднения. Кажется, отрок просто не представляет, как написать слово или выразить свои смутные мысли. Однако это не означает, что он не знает родного языка. Если при написании слова или формулировании мысли подросток впадает в состояние глубокого торможения, то с восприятием чужой речи дело обстоит более обнадеживающе.

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. В этом случае подросток испытывает чувство юмора, которое снимает его напряжение от постоянного внимания к реалиям языка. Это же обстоятельство содействует пониманию того, что речь в обыденной жизни людей часто грешит нарушениями правил.

Конечно, подросток, стремящийся к развитию своей речи, будет упорно обращаться к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова, его

Scientific Journal Impact Factor

правильное произнесение, выяснить для себя те вопросы стилистики, относительно которых существуют ясные указания, устойчивые правила.

Именно в отрочестве человек начинает дифференцировать обороты речи и формы языка, свойственные прошедшему историческому времени, ставшие архаичными, мертвыми; стареющие сегодня обороты речи, произношения слов и современный язык. Подросток способен чувствовать язык в его историческом движении. Он хорошо понимает (или готов понять) контекст родного языка ушедших времен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочу подчеркнуть, что развитие речи у ребёнка, подростка начинается с семьи и отношение родителей к ребёнку. Многие проблемы в развитии речи исходят из:

И главное это всё-таки отношение родителей, какое место занимает ребёнок в их жизни, окружён ли любовью, материальное благополучие семьи, уверенность ребёнка в себе.

REFERENCES

1. Abdulvokhidov, E. (2019). PEDAGOGICAL THOUGHTS REFLECTED IN THE STORY OF CH. AITMATOV "WHITE STEAMBOAT". Theoretical & Applied Science, (10), 432-434.

2. Abdulvokhidov, E. (2021). Chingiz aitmatov's pedagogical concept in the development of pedagogical and publicistic thought. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(3), 1050-1057.

3. Файзуллаева, Х. Э. (2020). Работа по фразеологии при изучении имени числительного. Science and Education, 1(2), 574-577.

4. Fayzullayeva, K. H. (2020). E."Metaphor explanation methods when studying artistic" Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. Research for revolution. ISSN№-2581-4230. Impact Factor-5.785, 6(7).

5. ERKINZHANOVNA, F. K. Metaphor Explanation Methods When Studying Artistic Text. JournalNX, 6(07), 298-301.

6. MAMADALIEVNA, I. M. What Maked VP Gusin to Use Pseudonyms. JournalNX,, 6(07), 302-304.

1. генного наследственности

2. отношение родителей в семье

3. от окружающей среды (школа, друзья, социальные сети)

Scientific Journal Impact Factor

7. Исманова, М. М. (2021). ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В ОЦЕНКЕ В. ПОЛОНСКОГО. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 7(4), 1076-1080.

8. Vitalevna, C. Y. (2020). Personally-oriented approach in upbringing students in the system of lifelong education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(11), 415-419.

9. Chjen Elena, V. Personally-oriented approach in upbringing students in the system of lifelong education. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Jornal. ISSN, 2249-7137.

10. Vitalyevna, C. Y. (2021). INTERACTIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN LITERATURE IN SCHOOLS WITH UZBEK LANGUAGE LEARNING. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1169-1174.

11. Irkinovna, A. E. (2021). EDUCATION OF HIGH-LEVEL YOUNG PEOPLE IN THE FAMILY AND INTER-FLOW CONFLICT. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1072-1075.

12. Fayzullaeva, H. E. (2021). THE POSTMODERN NATURE OF A. BITOV'S NOVEL" PUSHKIN HOUSE". Science and Education, 2(2), 313-315.

13. Nosirov, K. (2021). PEDAGOGICAL THOUGHT IN THE STORIES OF CH. AITMATOV. EPRA International Journal of Research & Development, 6(4), 37-39.

14. Дедаханова, М. М. (2021). НЕЙРОЛИНГВИСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧЕНИКОВ С 12-15 ЛЕТ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(5), 333-341.

15. Файзуллаева, Х. Э. (2021). ОБОГАЩЕНИЕ РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ОБЩЕЯЗЫКОВЫМИ МЕТАФОРАМИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1133-1136.

16. ^симова, М. Н. К. (2021). ОТРАЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РУССКО-УЗБЕКСКИХ СЛОВАРЯХ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(4), 1086-1091.

17. Qosimova, M. N. (2021). " WOMEN'S PROSE" IN MODERN RUSSIAN LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF T. TOLSTOY AND L. ULITSKAYA). Science and Education, 2(2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.