ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
УДК: 94
Мясищева А.А.
учитель МБОУ СОШ №33 г. Белгорода
г. Белгород, РФ Шагалин А.А. учитель МБОУ СОШ №33 г. Белгорода
г. Белгород, РФ
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О ЖИТЕЛЯХ ОСТРОВА КИПР В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
Аннотация
В статье анализируется ряд исторических источников, содержащих первые упоминания о жителях острова Кипр, начиная с XIII в. до н. э. Особое внимание уделяется работам таких античных авторов, как Геродот, Павсаний, Аполлодор, Страбон и Тацит.
Ключевые слова Кипр, исторические источники, жители острова, античные авторы.
История развития Кипра берет свое начало еще до XIII-XII вв. до н. э. Об этом может свидетельствовать ряд источников, описывающих разрушение и запустение многих поседений острова. Так, например, сведения о нападении «народов моря» содержится в письме царя Алассии (Кипра), направленного Эхнатону1. В нем повествуется о людях страны Лукка, которые регулярно осаждали территории Кипра.
Данное письмо также возможно сопоставить с хетским документом конца XV в. до н. э. [KUB. XVI, 1], в котором упоминается малоазийский правитель Маддуваттая, предпринявший грабительский набег на остров2. Однако, несмотря на наличие явных свидетельств об атаках «народов моря» на Кипр в древневосточных текстах, реконструировать ход и последствия их нападений не представляется возможным, что обусловлено отсутствием достаточного количества информации.
Необходимо отметить, что данные, полученные в ходе археологических раскопок на территории острова, подтверждают сведения египетских и угаритских текстов. Согласно имеющейся информации, около 1200 г. до н. э. большое количество местных поселений было уничтожено (Калавассос, Марони, Синда). При этом уже в начале XII в. до н. э. было выявлено появление новых поселений с укреплениями в циклопическом стиле. Представленные поселения были обнаружены в таких разрушенных городах, как Энкоми, Китион, Курион и Палеопафос3.
Исходя из наличия на Кипре большого количества микенской керамики, исследователи пришли к выводу о переселении на остов жителей Эгеиды. Также, помимо указанного, археологами была обнаружена троянская серая керамика, центром производства которой являлась Троада, что может свидетельствовать о переселении жителей Троады на Кипр в начале XII в. до н. э.4.
Переселенцами были привнесены на Кипр новшества. В качестве эгейского нововведения в оружейном искусстве выступали прямой колюще-рубящий меч и поножи, в архитектуре - мегароны с очагом посередине зала и резервуары, предназначенные для купания5.
1 Mercer S.A.B. The Tell-El-Amarna Tablets. - Toronto: Maanillan, 1939. - P. 203.
2 Сафронов А. В. «Народы моря» и Ближний Восток: этнополитические процессы в конце 13 - начале 12 вв. до н. э. // Краткие сообщения Института археологии. - № 223. - С. 35.
3 Polyzois A. The Late Bronze Age Presence in Cyprus and the Levant: Mycenaean Colonies or Acculturation and Settlement? // Scripta Mediterranea. 2008. Vol. 27-28. - P. 116.
4 Karageorghis V. Early Cyprus. Crossroads of the Mediterranean. Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2002. - P. 257; Brown A. C., Catling H. W. Ancient Cyprus. - Oxford: University of Oxford, Ashmolean Museum, 1975. - P. 33.
5 Сафронов А. В. «Народы моря» и Кипр: история и легендарная традиция // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVIII (чтения памяти И.М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 23-25 июня 2014 г. / Отв. редактор Н.Н.Казанский. - СПб.: Наука, 2014. - С. 835.
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №7 / 2021
Первые упоминания о жителях, населяющих Кипр, содержатся и в трудах поздних античных авторов. Помимо Старбона, данные об острове хранятся в работе Павсания. В ней подробно описывается прибытие аркадян под предводительством Агапенора на Кипр, после взятия Трои. Позже в источнике указывается на строительство аркадянами города Пафос, что является следствием их обоснования на территориях острова: «Когда Илион был взят и когда эллины плыли домой, то поднявшейся бурей Агапенор и корабли аркадян были занесены на Кипр; там Агапенор сделался строителем города Пафоса и воздвиг храм Афродиты в Палай Пафосе (в Старом Пафосе); до тех пор богиня принимала поклонение от жителей Кипра в местечке, называемом Голги» [Paus. VIII. 5. 2].
Однако к XII-XI вв. до н. э. жители Кипра не являлись цивилизованным народом и не были окончательно эллинизированы. Так, переселенцы с Эгейского моря сумели лишь привнести новшества в культурную жизнь общества. То есть происходило смешение культурных традиций. Данное явление было подтверждено археологическими находками. Наиболее очевидна «гибридизация» в керамике, где росло количество форм и видов декора эгейского происхождения. В области металлообработки, в свою очередь, было заметно слияние не только Кипрских и Эгейский, но и Ближневосточных элементов6.
Информация о Кипре хранится и в иных трудах античных авторов. В одном из них рассказывается о сводном брате Аякса Тевкре, которых после Троянской войны вернулся на родной Саламин. После чего он был изгнан отцом из-за того, что Тевкр не сумел отомстить за гибель брата: «Далее, киприоты защищали права трех храмов, из которых древнейший, Пафосской Венеры, был воздвигнут Аэрией, второй, Венеры Амафунтской, - сыном его Амафунтом и третий, Юпитера Саламинского, - Тевкром, бежавшим сюда от гнева своего отца Теламона» [Tac. ann. III. 62]. Новой родиной героя стал Кипр, где им был основан одноименный прежней родине город Саламин [Strabo. XIV. 6. 3], жители которого еще в IV в. до н. э. возводили свою династию к Тевкру: «Теламон же имел двух сыновей: Аякса и Тевкра; род Аякса был менее славен, так как и сам он вел жизнь частного человека, и из его потомков прославились только Мильтиад, который начальствовал над афинянами в битве при Марафоне, и Кимон, сын Мильтиада, но потомки Тевкра долгое время оставались царями, властвуя над Кипром до Эвагора» [Paus. II. 29. 4].
Таким образом, первые упоминания о жителях острова Кипр в исторических источниках восходят к XIII в. до н. э. Особого внимания заслуживают работы античных авторов, тем или иным образом затрагивающих историю острова. Среди таких авторов необходимо выделить Геродота, Павсания, Аполлодора, Страбона и Тацита. Однако следует отметить, что не все данные, предложенные в работах указанных историков, являются достоверными и имеют археологические или иные подтверждения. Некоторые сведения античных авторов представлялись лишь поздним этимологическим построением.
Список использованной литературы:
1. Voskos I., Knapp A. B. Cyprus at the End of the Late Bronze Age: Crisis and Colonization or Continuity and Hybridization? II AJA. (Oct., 2008). Vol. 112. - №. 4. - P. 659-684.
2. Polyzois A. The Late Bronze Age Presence in Cyprus and the Levant: Mycenaean Colonies or Acculturation and Settlement? II Scripta Mediterranea. 2008. Vol. 27-28.
3. Mercer, S.A.B. The Tell-El-Amarna Tablets I S.A.B. Mercer. - Toronto: Maanillan, 1939. - 320 р.
4. Karageorghis V. Early Cyprus. Crossroads of the Mediterranean. Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2002. - 231 p.
5. Сафронов А. В. «Народы моря» и Кипр: история и легендарная традиция II Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVIII (чтения памяти И.М.Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 23-25 июня 2014 г. I Отв. редактор Н.Н. Казанский. - СПб.: Наука, 2014. - С. 831-841.
6. Сафронов А. В. «Народы моря» и Ближний Восток: этнополитические процессы в конце 13 - начале 12 вв. до н. э. II Краткие сообщения Института археологии. - № 223. - С. 30-47.
© Мясищева А.А., Шагалин А.А., 2021
6 Voskos I., Knapp A. B. Cyprus at the End of the Late Bronze Age: Crisis and Colonization or Continuity and Hybridization? // AJA. (Oct., 2008). Vol. 112. - №. 4. - P. 666-668.