УДК 94(73)"1809/1845"
Русланова Арина Валерьевна
студентка кафедры всеобщей истории, права и методики обучения
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара,
Россия
e-mail: [email protected]
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЧЕРНОКОЖИХ
В США В 30-40-х ГОДАХ XIX ВЕКА
Arina V. Ruslanova
student of General History, Law, and Teaching Methods Department
Samara State Social and Pedagogical University, Samara, Russia e-mail: [email protected]
FIRST STEPS IN BLACK SCHOOLING IN THE UNITED STATES IN THE
30's AND 40's OF THE 19th CENTURY
Аннотация. В статье раскрывается проблема школьного образования для негритянского населения в XIX в. Автор рассматривает внутренний раскол общества, сопровождающийся циклом законов, запрещающих образование для чернокожего населения, которые способствовали усилению ограничения в правах свободных черных. Последствием законов стало открытие подпольных школ, увеличение размежевания общества на категорически несогласных и тех, кто поддерживал такую линию штата.
Ключевые слова: негритянское население; США; рабы; законы; расовая идеология; образование.
Abstract. This article reveals the problem of schooling among the black population in the nineteenth century. The author examines the internal division of society, accompanied by a cycle of laws prohibiting education among the black population, which increased the suppression of free blacks in their rights. The laws resulted in the opening of underground schools, increasing the division of society into those who strongly disagreed and those who supported the state line. Key words: black population; United States; slaves; laws; racial ideology; education.
Чернокожее население осознавало роль образования, которое могло повысить их общественный статус. Хотя они и ценили образование, но необходимость работать детям, чтобы помочь семьям, и нежелание работодателей разрешить детям посещать школу, а также общественный
© Русланова А.В., 2022
протест против продвижения и возвышения образованных чернокожих - все это вместе не способствовало увеличению количества учащихся. Например, в 1813 г. из примерно 11 000 рабов в Филадельфии только 414 были зачислены в школы, а в Нью-Йорке в 1820-х гг. из более чем 10 000 рабов в школах обучались только 600-800 человек [6, с. 54].
Нами для исследования был взят временной промежуток 30-40 гг. XIX в., так как именно в данный период наблюдалось масштабное разделение общества по данному вопросу. Так, на Севере США, где отношение к рабам было несколько лояльнее, было открыто несколько школ при церквях, в которых шло обучение чернокожих. На Юге ситуация была противоположной: вводились законы, запрещающие рабам учиться читать и писать; собираться им в группы или просто уходить далеко от дома своего хозяина на неопределенно долгий срок (закон штата Южная Каролина 1740 г.; закон штата Джорджия 1755 г.) [5; 9. с. 256].
Внутри самого Юга, в его идеологии, было много разногласий. Кто-то поддерживал развитие и социализацию черных (например, преподобный Джон Фи до того, как открыл колледж, путешествовал по Югу страны с речами об отмене рабства, также он иногда давал уроки в церквях) [6, с. 48]. Кто-то, наоборот, был против образования для негров, считая, что они лишены умственных способностей (закон Южной Каролины, принятый в 1834 г., предусматривал уголовную ответственность за обучение свободных и порабощенных черных белыми или непосредственно самими чернокожими) [8, с. 13]. Кроме того, восстание Нэта Тернера в 1831 г. не способствовало убеждению ряда граждан, что между белыми и черными разница только в цвете кожи. Именно на фоне этих разногласий и распрей стали появляться подпольные школы, школы при церквях, а также были предприняты попытки принять свободных чернокожих в обычные школы.
На Севере, если школы для чернокожих все же существовали, они, как правило, располагались в переполненных, давно не ремонтированных зданиях, где работали менее квалифицированные учителя обеих рас и были ограничены в своих учебных программах. В начале XIX в. в Нью-Йорке была открыта воскресная школа в маленькой квартире, где преподавала Кэтрин Фергюсон, которая сама была почти безграмотна, однако она давала детям религиозное образование [8, с. 32]. Будучи вольноотпущенниками, чернокожие на Севере требовали государственного образования, которое включило бы их общую программу по реформированию школ, несмотря на их малочисленность и цвет кожи. В 1837 г. негритянское население заявило, что раздельные школьные системы «настолько сковывают интеллект цветной молодежи, что образование, полученное при таких обстоятельствах, было сравнительно небольшим преимуществом» [10, с. 4].
Дарлин Кларк рассматривает историю Сары Робертс, которая хотела учиться среди белого населения, однако в 1848 г. бостонские власти запретили Саре Робертс посещать школу для белых [13]. Ее отец подал первый иск об интеграции в школу. «В деле Сара С. Робертс против города Бостон Верховный суд штата Массачусетс оставил в силе решение местного школьного совета». Это постановление является первым зарегистрированным использованием доктрины «раздельного, но равного» [10, с. 4]. Это подтверждает и Кристофер Спан, он утверждает, что в 1806 г. были открыты отдельные финансируемые школы для чернокожих и до 1855 г. «школьный комитет Бостона придерживался фактической сегрегации между черными и белыми» [14, с. 29].
Многое из того, что известно об образовании черных на Юге в этот период, основано на событиях, происходивших в сельской местности, в основном на южных плантациях, где обучение чаще всего велось тайно и под страхом судебного преследования. Так, например, в 1833 г. белая женщина-квакер Пруденс Крэндалл хотела принять респектабельную молодую
чернокожую девушку Сару Харрис в свою школу, но, к сожалению, это сделать было невозможно. Родители, узнав, что с их детьми будет учиться чернокожая девушка, решительно возражали против этого, они забрали своих детей из школы и посчитали, что «.. .такое смешение будет способствовать социальному равенству и в будущем послужить неравным бракам между белыми и черными» [11, с. 264].
Жители белого Кентербери постоянно протестовали против школы Крэндалл. Когда чернокожие студенты выходили за пределы школы, их встречали насмешками, угрозами и насилием. Некоторые белые забрасывали их яйцами, камнями или навозом. Когда они поняли, что мисс Крэндалл не собирается сдаваться, законодательное собрание Кентербери приняло свой «Черный закон» 1833 г. (отмененный в 1838 г.), запрещающий управлять школой, в которой обучаются черные студенты из другого штата, кроме Коннектикута [15]. Крэндалл была арестована и заключена в тюрьму. Позже ее оправдали, однако, опасаясь за безопасность своих учеников, Крэндалл в конце концов закрыла школу.
Коннектикут не единственный штат, который принял такой суровый закон против рабов. В 1830 г. в Северной Каролине был принят законопроект, запрещающий всем лицам учить рабов читать или писать, за исключением использования цифр. В законопроекте, в частности, говорится: «Учитывая, что обучение рабов чтению и письму имеет тенденцию возбуждать недовольство в их умах и порождать мятежи и восстания к явному ущербу для граждан этого штата <...> будет постановлено Генеральной Ассамблеей штата Северная Каролина <...> что любой свободный человек, который будет учить раба в пределах этого штата, должен быть привлечен к ответственности в суде штата.» [1].
«К 1830 году Джорджия, как штат, налагала штрафы, публичные порки и/или тюремное заключение на всех, кто был пойман за обучением
порабощенных или свободных чернокожих этим запрещенным навыкам» [14, с. 27]. В том же году Северная Каролина, Вирджиния и Луизиана также ввели подобные наказания для лиц, желающих обучить цветное население, находящееся в рабстве [14, с. 34-37].
Кроме того, можно привести в качестве примера закон от 17 января 1834 г., когда законодательное собрание штата Алабама приняло Закон 44 в рамках серии все более строгих законов, регулирующих поведение свободных и порабощенных чернокожих, которые запрещали черным людям быть освобожденными в пределах штата и разрешали повторное порабощение любого свободного чернокожего человека, который въехал в штат [2].
Штат Миссури в 1847 г. принял закон о борьбе с грамотностью, который гласит: «Никто не должен содержать <...> какую-либо школу для обучения негров или мулатов чтению или письму в этом штате» [16].
Однако, как мы уже упоминали, что это был период разделения общества по данному вопросу. И если одна группа была против образования чернокожих, другая же, напротив, делала все, чтобы помочь развитию школьного образования для негров. Например, на Нижнем Юге (термин включает штаты Алабаму, Арканзас, Флориду, Джорджию, Луизиану, Миссисипи, Южную Каролину и Техас) условия рабства были более суровыми, чем на Верхнем Юге (Делавэр, Кентукки, Мэриленд, Миссури, Северная Каролина, Теннесси и Вирджиния). Несмотря на тяжелые условия, порабощенные и свободные негры создавали школы по всей территории Нижнего Юга [7].
Например, в 1818 г. Джулиан Фрумонтейн переехал из Чарльстона в Саванну и открыл школу. В период с 1818 по 1829 г. Фрумонтейн преподавал открыто. Однако в декабре 1829 г. «Джорджия приняла более жесткие ограничения на грамотность, и Фрумонтейн продолжал обучать рабов, но школа работала тайно» [12].
В другой школе в Саванне преподавал Джеймс Портер. Он переехал из Чарльстона в 1854 г. и открыл школу для преподавания уроков музыки. Он тайно преподавал чтение и письмо, а музыкальная школа была лишь прикрытием. Точно так же Луис Тумер, который впоследствии стал директором школьной системы Саваннской ассоциации образования, управляемой чернокожими, преподавал в подпольной школе [8, с. 23]. Джефф Джонсон, родившийся недалеко от Атланты, говорил, что в трех милях от его дома в «квартале Финли» преподавал «цветной школьный учитель» [8, с. 27].
Примерно в это же время женщина по имени Дево преподавала в подпольной школе в Саванне с 1835 по 1865 г. В 1865 г. Дево все еще преподавала там же, когда ее допрашивал один из посетителей. Сообщается, что Дево сказала, что после войны она преподавала детям из «лучшего» класса чернокожих. «Преподавание в течение 30 лет в одной и той же комнате - это замечательное достижение и, конечно, необычное для учителя подпольной школы» [8, с. 28]. В Огасте Эдвин Пурди преподавал в подпольной школе для порабощенных учеников. Пурди был проповедником и учил мальчиков и девочек в своей школе на заднем дворе. Позже один из его учеников вспоминал, что так как «ходить в школу было запрещено, Пурди поймали и посадили в тюрьму. Его посадили в колодки и били плетьми каждый день в течение месяца» [4, с. 47].
Расовая идеология в Верхнем Юге значительно отличалась от идеологии на Нижнем Юге. На Верхнем Юге аболиционистское движение было гораздо сильнее, хотя оно переплеталось с желанием «избавиться» от «проблемы рабства». Аболиционизм был смешан с усилиями по колонизации и постоянно растущей практикой продажи рабов «вниз по реке». Тем не менее белые на Верхнем Юге относились к рабам с большей терпимостью и состраданием, чем жители большей части Нижнего Юга. Рабство считалось необходимым злом; многие белые рассматривали черных как биологически неполноценных,
но с возможностью улучшения путем социального контроля и аккультурации. В частности, в 1830-х гг. Сара Дуглас открыла первую школу для чернокожих девочек, но эти успехи давались нелегко, противоборствующие группы были весьма недовольны. Также в 1831 г. Сара Дуглас помогла женщинам Филадельфии открыть Женскую литературную ассоциацию. Они считали, «...что они обязаны развивать данные Богом интеллектуальные способности. Группа встречалась еженедельно, на сессиях, отмеченных обменом собственными произведениями» [3, с. 231].
Подводя итоги, можно сказать, что независимо от местоположения эти школы страдали от недостатка финансирования. Чернокожее население было исключено из большинства общественных учреждений, а когда отдельные учреждения были предоставлены, в большинстве случаев они были неравными как по своей структуре, так и по учебной программе. Тем не менее современные исследователи высоко оценивают усилия негритянской общины, учитывая недостаток ресурсов, но даже небольшие успехи были связаны со значительными жертвами.
Список литературы
1. A Bill to Prevent All Persons from Teaching Slaves to Read or Write, the Use of Figures Excepted, 1830 [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/dXRFH (дата обращения: 15.03.2022).
2. Alabama Legislature Bans Free Black People from Living in the State: Act 44, January 17, 1834 [Электронный ресурс]. - URL: https://calendar.eji.org/racial-injustice/jan/17 (дата обращения: 14.03.2022).
3. Altenbaugh R.J. Historical Dictionary of American Education. - London: Greenwood Publishing Group, 1999. - 528 p.
4. Angus D.L. African American School Attendance in the 19th Century: Education in a Rural Northern Community, 1850-1880 // The Journal of Negro Education. - 1995. - Vol. 64, №. 1. - Р. 42-51.
5. Bill for the better ordering and governing of Negroes and other slaves in this province, May 10, 1740 [Электронный ресурс]. - URL: https://calendar.eji.org/racial-injustice/may/10 (дата обращения: 15.03.2022).
6. Berea college, Ky. An interesting history. Approved by the Prudential committee. -Cincinnati: Elm. Street Printing Co, 1875. - 124 p.
7. Duitsman C.J. When I Can Read My Title Clear: Literacy, Slavery, and Religion in the Antebellum South. - Columbia: University of South Carolina, 1991. - 248 p.
8. Freedman D. African American Schooling in the South Prior to 1861 // The Journal of Negro History. - 1999. - Vol. 84, №. 1. - Р. 1-47.
9. Goodell W. The American Slave Code in Theory and Practice: Its Distinctive Features Shown by Its Statutes, Judicial Decisions, and Illustrative Facts. - New York: Amer. and Foreign Anti-Slavery Soc., 1853. - 440 p.
10. Clark H.D. Facts on File encyclopedia of Black women in America. - New York: Facts on File, 1996. - 214 p.
11. Lindhorst M. Politics in a Box: Sarah Mapps Douglass and the Female Literary Association, 1831-1833 / /Pennsylvania History: A Journal of Mid-Atlantic Studies. - 1988. -№ 65. - Р. 263-278.
12. Prudence M.D. Crandall. National Women's History Museum, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: www.womenshistory.org/educationresources/biographies/prudence-crandall (дата обращения: 16.03.2022).
13. Sarah C. Roberts vs. The city of Boston (1850) [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/e5R8R (дата обращения: 15.03.2022).
14. Span C.M. Learning in Spite of Opposition: African Americans and their History of Educational Exclusion in Antebellum America // The politics of curricular change: Race, Hegemony, and Power in Education. Peter Lang AG, 2005. - 26-53 p.
15. The Black Law of Connecticut, 1833 [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/dXRDc (дата обращения: 16.03.2022).
16. The Missouri Literacy Act of 1847 [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/dXUV7 (дата обращения: 15.03.2022).