Научная статья на тему 'Первые шаги в мире информатики. Третий год обучения'

Первые шаги в мире информатики. Третий год обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокучава Татьяна Петровна, Тур Светлана Николаевна

В журналах № 2 и № 3/4 были опубликованы программы курса "Первые шаги в мире информатики" 1 и 2 год обучения, а также описание программного обеспечения из ППП "Страна Фантазия" для 1 и 2 года обучения. Сегодня Вашему вниманию предлагается программа курса "Первые шаги в мире информатики" 3 год обучения, а также краткое описание программного обеспечения из ППП "Страна Фантазия" для 3 года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые шаги в мире информатики. Третий год обучения»

Бокучава Татьяна Петровна Тур Светлана Николаевна

ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИРЕ ИНФОРМАТИКИ

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

В журналах № 2 и № 3/4 были опубликованы программы курса "Первые шаги в мире информатики" - 1 и 2 год обучения, а также описание программного обеспечения из ППП "Страна Фантазия" для 1 и 2 года обучения. Сегодня Вашему вниманию предлагается программа курса "Первые шаги в мире информатики" - 3 год обучения, а также краткое описание программного обеспечения из ППП "Страна Фантазия" для 3 года обучения.

Курс "Первые шаги в мире информатики " рекомендуется изучать с 1 по 3 класс по программе 1-3 или со 2 по 4 классы по программе 1-4.

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОК 1. ПОВТОРЕНИЕ: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПОНЯТИЕ "ИНФОРМАЦИЯ", СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ, БАЗЫ ЗНАНИЙ.

Повторение техники безопасности. Повторение понятия "информация", свойств информации, назначения Баз знаний. Работа с прикладной программой "Базы знаний" из ППП "Страна Фантазия - 2 год обучения".

УРОК 2. ПОВТОРЕНИЕ: КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.

Знакомство с историей развития вычислительной техники. Повторение кодирования и декодирования информации. Закрепление навыков кодирования и декодирования информации. Работа с прикладной программой "Базы знаний".

Программа "БАЗЫ ЗНАНИЙ" предусматривает 2 режима:

1) прочитай Базу знаний;

2) заполни Базу знаний.

В режиме 1 предусмотрено знакомство с двумя Базами данных: "Страны мира" и "Столицы мира". В режиме 2 -заполнение пяти Баз данных, например. "Растения" или "Увлечения моих друзей".

УРОК 3. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА,

ИСПОЛНИТЕЛЯ.

ПРИМЕРЫ АЛГОРИТМОВ.

Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с понятием алгоритма, Исполнителя Развитие логического и алгоритмического мышления. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".

Программа "АЛГОРИТМЫ" предназначена для развития алгоритмического мышления учащихся и содержит 6 частей:

1) расставь действия по порядку;

2) догадайся, по какому алгоритму записаны числовые ряды; запиши недостающие числа;

3) для указанного ряда чисел выбери подходящий алгоритм;

4) для указанного алгоритма выбери подходящий ряд чисел;

5) составь блок-схему для примеров; ь по блок-схемам запиши примеры.

УРОК 4. АЛГОРИТМЫ

В МАТЕМАТИКЕ.

Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с алгоритмами, используемыми в ма-~ематике. Развитие логического и алгоритмического мышления. Формирование уме-еня анализировать и делать выводы. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".

УРОК 5. АЛГОРИТМЫ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с алгоритмами, используемыми в русском языке. Развитие логического и алгоритмического мышления. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".

УРОК 6. СПОСОБЫ ЗАПИСИ

АЛГОРИТМОВ.

СЧЕТ ПО БЛОК-СХЕМАМ.

Продолжить знакомство с ис-"орией развития вычислительной -ехники. Знакомство с графическим способом записи алгоритмов. Формирование умения считать но блок-схемам. Формирование умения ¿нализировать и делать выводы. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".

УРОК 7. КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.

Контроль усвоения пройденного материала. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".

УРОК 8. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ.

Анализ контрольной работы. Диагностическое тестирование. Работа с прикладной программой по выбору учителя.

УРОК 9. ЗНАКОМСТВО

С АЛГОРИТМИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ

СТРЕЛОК.

Знакомство с краткой и доступной формой записи простейших алгоритмов для вычерчивания геометрических фигур. Пропедевтика понятия "цикл". Формирование умения анализировать и получать вариативные решения. Познакомить с основными характеристиками Исполнителя. Познакомить с основными характеристиками Ис-

Дпя указанного ряда чисел Выбери подходящий алгоритм.

___

Для указанного алгоритма Выбери подходящий ряд чисел.

г+4 :Н2кнх±4)

ВЕРНО

Составь Ьлок схему для примера.

9*9/3

шяш

<;Ам Щ) Ди

няц о щ

,

полнителя "Колобок". Формирование умения составления простейших программ.

Программа "КОЛОБОК" предназначена для развития алгоритмического мышления и служит поддержкой алгоритмического языка стрелок.

УРОК 10. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ

ЯЗЫК СТРЕЛОК.

Использование алгоритмического языка стрелок для рисования простых геометрических фигур. Составление простейших программ. Пропедевтика понятия "цикл". Работа с программой "Колобок".

УРОК 11. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ

ЯЗЫК СТРЕЛОК.

Использование алгоритмического языка стрелок для рисования геометрических фигур, уложенных в паркеты. Пропедевтика понятия "цикл". Формирование умения анализировать, сравнивать. Работа с программой "Колобок".

УРОК 12. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ

ЯЗЫК СТРЕЛОК.

Использование алгоритмического языка стрелок для рисования слов. Пропедевтика понятия "цикл". Получение вариативных решений. Формирование умения анализировать, сравнивать, составлять простейшие программы. Работа с программой "Колобок".

букв. Получение вариативных решений. Работа с программой "Колобок".

УРОК 14. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ

ЯЗЫК СТРЕЛОК.

Подготовка к контрольной работе. Повторение использования алгоритмического языка стрелок для рисования геометрических фигур, паркетов, слов, симметричных изображений. Работа с программой "Колобок".

УРОК 15. КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.

Контроль усвоения пройденного материала. Работа с прикладной программой "Колобок".

УРОК 16. АНАЛИЗ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Анализ контрольной работы. Диагностическое тестирование. Работа с прикладной программой по выбору учителя.

УРОК 17. ЗНАКОМСТВО

С ИСПОЛНИТЕЛЕМ "КОЛОБОК"

НА ШАХМАТНОМ ПОЛЕ.

Знакомство с Исполнителем Колоб-

¡Вправо

; ВЗЯТЬ

¡ПояожмТЬ

Скорость

; Г)т»зо

Пике

¡потерять

'Если

Перетаскивать элементы не; рабочее VI попе Вы можете с помощью мыши,

Пока, не а7 повторить

Вправо Л

Ввврх 1

Влево л

Вверх 1

Все

Вправо 5|

УРОК 13. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК СТРЕЛОК. ИГРА "НАЙДИ КЛАД".

Использование алгоритмического языка стрелок для рисования симметричных фигур и

ком, передвигающимся по шахматному полю. Основные характеристики Исполнителя: Среда, система команд Исполнителя, элементарное действие, отказы. Выполнение простейших программ для Колобка. Формирование умения работать с прикладной программой "Колобок-1".

Программа "КОЛОБОК-1" предназначена для развития алгоритмического мышления и формирования умения составлять простейшие программы линейной структуры, с циклами и ветвлениями. В программе есть редактор задач, пользуясь

которым, учитель может расширить список задач, для которых ученики пишут программы.

УРОК 18. ПОНЯТИЕ ЛИНЕЙНЫХ

И ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОМАНДА ЦИКЛА

ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОЛОБКА.

Знакомство с понятиями линейного и циклического алгоритмов. Обучение исполнению алгоритмов с циклом для Исполнителя "Колобок". Формирование умения работать с программой "Колобок-1" (циклы).

УРОК 19. ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОЛОБКА.

Формирование умения составлять алгоритмы с циклом для Исполнителя "Колобок". Формирование умения работать с программой "Колобок-1" (циклы).

УРОК 20. АЛГОРИТМЫ

С ВЕТВЛЕНИЕМ. КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ ДЛЯ КОЛОБКА.

Знакомство с понятием алгоритма с ветвлением. Учимся выполнять и составлять алгоритмы с ветвлением для исполнителя "Колобок". Формирование навыков работы с программой "Колобок-1" (ветвление).

I

9

В- точка

Л ИООРДОНкГЪМЫ:

*-1 а-2

И

Если Эикранш окончен - нажми П 8Ф

Стирать Зикт^нт - Г5

УРОК 21. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОСТАМЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ "КОЛОБОК". Закрепление умения выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с командами цикла и ветвления. Закрепление навыков работы с программой "Ко-лобок-1".

УРОК 22. КОНТРОЛЬ НАВЫКОВ И УМЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ "КОЛОБОК".

Контроль умения составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с командами цикла и ветвления. Контроль умения работы с программой "Колобок-1".

УРОКИ 23-24. ИСПОЛНИТЕЛЬ "КОЛОБОК" НА ЛИНЕЙКЕ.

Формирование умения составлять алгоритмы, используя числовые отрезки. Развитие алгоритмического и пространственного мышления. Пропедевтика отрицательных чисел. Знакомство с программой "Исполнитель Колобок на линейке".

Программа "ИСПОЛНИТЕЛЬ КОЛОБОК В СРЕДЕ ЛИНЕЙКА" предназначена для развития алгоритмического мышления и формирования навыков составления линейных программ, используя числовые отрезки.

УРОК 25. ИСПОЛНИТЕЛЬ "КОЛОБОК" НА ЛИНЕЙКЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Проверить качество усвоения изученного материала при составлении алгоритмов для Исполнителя Колобка на линейке. Работа с программой "Исполнитель Колобок на линейке".

10 11 13 1Л

УРОК 26. УРОК-ИГРА "КОЛОБОК ИГРАЕТ В МОРСКОЙ БОЙ".

Работа с алгоритмом игры "Морской бой".

УРОКИ 27-28. ПОНЯТИЕ О КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ. ИГРА-ДИКТАНТ "РАСПОЛОЖИ ПРЕДМЕТ".

Знакомство с понятиями: "Координатные оси", "Координата точки", "Координатная плоскость". Формирование умения работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами. Работа с программой "Координатная плоскость-1".

Программа "КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ-1" предназначена для формирования умения работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами.

УРОК 29. АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ. ИГРЫ "КУКАРЯМБИЩЕ" И "РАСПОЛОЖИ ПРЕДМЕТ". Формирование умения работать на координатной плоскости как с положительными, так и отрицательными координатами. Работа с программой "Координатная плоскость-2".

Программа "КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ-2"

предназначена для закрепления навыков работы на координатной плоскости. Выполняются компьютерные диктанты. По окончании диктанта закрашивается замкнутая область построенной фигуры.

УРОК 30. АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ. ИГРЫ "СКОПИРУЙ ФИГУРУ' И "НАЙДИ КЛАД".

Формирование умения работы с алгоритмами на координатной плоскости. Формирование умения работать с программой "Координатная плоскость-2".

УРОКИ 31-32. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПОДГОТОВКА К ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Повторение изученного за год материала по основным разделам. Подготовка к годовой контрольной работе.

УРОК 33. ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

УРОК 34. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Анализ контрольной работы. Диагностическое тестирование. Работа с прикладной программой по выбору учителя.

Бокучава Татьяна Петровна, учитель ОИиВТ школы № 12, г. Выборг.

Тур Светлана Николаевна, учитель ОИиВТ школы N° 37, г. Выборг.

НАШИ АВТОРЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.