Бокучава Татьяна Петровна Тур Светлана Николаевна
ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИРЕ ИНФОРМАТИКИ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
В журналах № 2 и № 3/4 были опубликованы программы курса "Первые шаги в мире информатики" - 1 и 2 год обучения, а также описание программного обеспечения из ППП "Страна Фантазия" для 1 и 2 года обучения. Сегодня Вашему вниманию предлагается программа курса "Первые шаги в мире информатики" - 3 год обучения, а также краткое описание программного обеспечения из ППП "Страна Фантазия" для 3 года обучения.
Курс "Первые шаги в мире информатики " рекомендуется изучать с 1 по 3 класс по программе 1-3 или со 2 по 4 классы по программе 1-4.
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОК 1. ПОВТОРЕНИЕ: ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПОНЯТИЕ "ИНФОРМАЦИЯ", СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ, БАЗЫ ЗНАНИЙ.
Повторение техники безопасности. Повторение понятия "информация", свойств информации, назначения Баз знаний. Работа с прикладной программой "Базы знаний" из ППП "Страна Фантазия - 2 год обучения".
УРОК 2. ПОВТОРЕНИЕ: КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Знакомство с историей развития вычислительной техники. Повторение кодирования и декодирования информации. Закрепление навыков кодирования и декодирования информации. Работа с прикладной программой "Базы знаний".
Программа "БАЗЫ ЗНАНИЙ" предусматривает 2 режима:
1) прочитай Базу знаний;
2) заполни Базу знаний.
В режиме 1 предусмотрено знакомство с двумя Базами данных: "Страны мира" и "Столицы мира". В режиме 2 -заполнение пяти Баз данных, например. "Растения" или "Увлечения моих друзей".
УРОК 3. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА,
ИСПОЛНИТЕЛЯ.
ПРИМЕРЫ АЛГОРИТМОВ.
Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с понятием алгоритма, Исполнителя Развитие логического и алгоритмического мышления. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".
Программа "АЛГОРИТМЫ" предназначена для развития алгоритмического мышления учащихся и содержит 6 частей:
1) расставь действия по порядку;
2) догадайся, по какому алгоритму записаны числовые ряды; запиши недостающие числа;
3) для указанного ряда чисел выбери подходящий алгоритм;
4) для указанного алгоритма выбери подходящий ряд чисел;
5) составь блок-схему для примеров; ь по блок-схемам запиши примеры.
УРОК 4. АЛГОРИТМЫ
В МАТЕМАТИКЕ.
Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с алгоритмами, используемыми в ма-~ематике. Развитие логического и алгоритмического мышления. Формирование уме-еня анализировать и делать выводы. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".
УРОК 5. АЛГОРИТМЫ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Продолжить знакомство с историей развития вычислительной техники. Знакомство с алгоритмами, используемыми в русском языке. Развитие логического и алгоритмического мышления. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".
УРОК 6. СПОСОБЫ ЗАПИСИ
АЛГОРИТМОВ.
СЧЕТ ПО БЛОК-СХЕМАМ.
Продолжить знакомство с ис-"орией развития вычислительной -ехники. Знакомство с графическим способом записи алгоритмов. Формирование умения считать но блок-схемам. Формирование умения ¿нализировать и делать выводы. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".
УРОК 7. КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.
Контроль усвоения пройденного материала. Работа с прикладной программой "Алгоритмы".
УРОК 8. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ.
Анализ контрольной работы. Диагностическое тестирование. Работа с прикладной программой по выбору учителя.
УРОК 9. ЗНАКОМСТВО
С АЛГОРИТМИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ
СТРЕЛОК.
Знакомство с краткой и доступной формой записи простейших алгоритмов для вычерчивания геометрических фигур. Пропедевтика понятия "цикл". Формирование умения анализировать и получать вариативные решения. Познакомить с основными характеристиками Исполнителя. Познакомить с основными характеристиками Ис-
Дпя указанного ряда чисел Выбери подходящий алгоритм.
___
Для указанного алгоритма Выбери подходящий ряд чисел.
г+4 :Н2кнх±4)
ВЕРНО
Составь Ьлок схему для примера.
9*9/3
шяш
<;Ам Щ) Ди
няц о щ
,
полнителя "Колобок". Формирование умения составления простейших программ.
Программа "КОЛОБОК" предназначена для развития алгоритмического мышления и служит поддержкой алгоритмического языка стрелок.
УРОК 10. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ
ЯЗЫК СТРЕЛОК.
Использование алгоритмического языка стрелок для рисования простых геометрических фигур. Составление простейших программ. Пропедевтика понятия "цикл". Работа с программой "Колобок".
УРОК 11. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ
ЯЗЫК СТРЕЛОК.
Использование алгоритмического языка стрелок для рисования геометрических фигур, уложенных в паркеты. Пропедевтика понятия "цикл". Формирование умения анализировать, сравнивать. Работа с программой "Колобок".
УРОК 12. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ
ЯЗЫК СТРЕЛОК.
Использование алгоритмического языка стрелок для рисования слов. Пропедевтика понятия "цикл". Получение вариативных решений. Формирование умения анализировать, сравнивать, составлять простейшие программы. Работа с программой "Колобок".
букв. Получение вариативных решений. Работа с программой "Колобок".
УРОК 14. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ
ЯЗЫК СТРЕЛОК.
Подготовка к контрольной работе. Повторение использования алгоритмического языка стрелок для рисования геометрических фигур, паркетов, слов, симметричных изображений. Работа с программой "Колобок".
УРОК 15. КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.
Контроль усвоения пройденного материала. Работа с прикладной программой "Колобок".
УРОК 16. АНАЛИЗ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Анализ контрольной работы. Диагностическое тестирование. Работа с прикладной программой по выбору учителя.
УРОК 17. ЗНАКОМСТВО
С ИСПОЛНИТЕЛЕМ "КОЛОБОК"
НА ШАХМАТНОМ ПОЛЕ.
Знакомство с Исполнителем Колоб-
¡Вправо
; ВЗЯТЬ
¡ПояожмТЬ
Скорость
; Г)т»зо
Пике
¡потерять
'Если
Перетаскивать элементы не; рабочее VI попе Вы можете с помощью мыши,
Пока, не а7 повторить
Вправо Л
Ввврх 1
Влево л
Вверх 1
Все
Вправо 5|
УРОК 13. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК СТРЕЛОК. ИГРА "НАЙДИ КЛАД".
Использование алгоритмического языка стрелок для рисования симметричных фигур и
ком, передвигающимся по шахматному полю. Основные характеристики Исполнителя: Среда, система команд Исполнителя, элементарное действие, отказы. Выполнение простейших программ для Колобка. Формирование умения работать с прикладной программой "Колобок-1".
Программа "КОЛОБОК-1" предназначена для развития алгоритмического мышления и формирования умения составлять простейшие программы линейной структуры, с циклами и ветвлениями. В программе есть редактор задач, пользуясь
которым, учитель может расширить список задач, для которых ученики пишут программы.
УРОК 18. ПОНЯТИЕ ЛИНЕЙНЫХ
И ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ.
КОМАНДА ЦИКЛА
ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОЛОБКА.
Знакомство с понятиями линейного и циклического алгоритмов. Обучение исполнению алгоритмов с циклом для Исполнителя "Колобок". Формирование умения работать с программой "Колобок-1" (циклы).
УРОК 19. ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОЛОБКА.
Формирование умения составлять алгоритмы с циклом для Исполнителя "Колобок". Формирование умения работать с программой "Колобок-1" (циклы).
УРОК 20. АЛГОРИТМЫ
С ВЕТВЛЕНИЕМ. КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ ДЛЯ КОЛОБКА.
Знакомство с понятием алгоритма с ветвлением. Учимся выполнять и составлять алгоритмы с ветвлением для исполнителя "Колобок". Формирование навыков работы с программой "Колобок-1" (ветвление).
I
9
В- точка
Л ИООРДОНкГЪМЫ:
*-1 а-2
И
Если Эикранш окончен - нажми П 8Ф
Стирать Зикт^нт - Г5
УРОК 21. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОСТАМЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ "КОЛОБОК". Закрепление умения выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с командами цикла и ветвления. Закрепление навыков работы с программой "Ко-лобок-1".
УРОК 22. КОНТРОЛЬ НАВЫКОВ И УМЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ "КОЛОБОК".
Контроль умения составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с командами цикла и ветвления. Контроль умения работы с программой "Колобок-1".
УРОКИ 23-24. ИСПОЛНИТЕЛЬ "КОЛОБОК" НА ЛИНЕЙКЕ.
Формирование умения составлять алгоритмы, используя числовые отрезки. Развитие алгоритмического и пространственного мышления. Пропедевтика отрицательных чисел. Знакомство с программой "Исполнитель Колобок на линейке".
Программа "ИСПОЛНИТЕЛЬ КОЛОБОК В СРЕДЕ ЛИНЕЙКА" предназначена для развития алгоритмического мышления и формирования навыков составления линейных программ, используя числовые отрезки.
УРОК 25. ИСПОЛНИТЕЛЬ "КОЛОБОК" НА ЛИНЕЙКЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Проверить качество усвоения изученного материала при составлении алгоритмов для Исполнителя Колобка на линейке. Работа с программой "Исполнитель Колобок на линейке".
10 11 13 1Л
УРОК 26. УРОК-ИГРА "КОЛОБОК ИГРАЕТ В МОРСКОЙ БОЙ".
Работа с алгоритмом игры "Морской бой".
УРОКИ 27-28. ПОНЯТИЕ О КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ. ИГРА-ДИКТАНТ "РАСПОЛОЖИ ПРЕДМЕТ".
Знакомство с понятиями: "Координатные оси", "Координата точки", "Координатная плоскость". Формирование умения работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами. Работа с программой "Координатная плоскость-1".
Программа "КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ-1" предназначена для формирования умения работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами.
УРОК 29. АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ. ИГРЫ "КУКАРЯМБИЩЕ" И "РАСПОЛОЖИ ПРЕДМЕТ". Формирование умения работать на координатной плоскости как с положительными, так и отрицательными координатами. Работа с программой "Координатная плоскость-2".
Программа "КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ-2"
предназначена для закрепления навыков работы на координатной плоскости. Выполняются компьютерные диктанты. По окончании диктанта закрашивается замкнутая область построенной фигуры.
УРОК 30. АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ. ИГРЫ "СКОПИРУЙ ФИГУРУ' И "НАЙДИ КЛАД".
Формирование умения работы с алгоритмами на координатной плоскости. Формирование умения работать с программой "Координатная плоскость-2".
УРОКИ 31-32. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПОДГОТОВКА К ГОДОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.
Повторение изученного за год материала по основным разделам. Подготовка к годовой контрольной работе.
УРОК 33. ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
УРОК 34. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Анализ контрольной работы. Диагностическое тестирование. Работа с прикладной программой по выбору учителя.
Бокучава Татьяна Петровна, учитель ОИиВТ школы № 12, г. Выборг.
Тур Светлана Николаевна, учитель ОИиВТ школы N° 37, г. Выборг.
НАШИ АВТОРЫ