Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В КИТАЕ (ПО КИТАЙСКИМ МАТЕРИАЛАМ)'

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В КИТАЕ (ПО КИТАЙСКИМ МАТЕРИАЛАМ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ДУХОВНАЯ МИССИЯ / РОССИЯ / КИТАЙ / ПЕКИН / МИССИОНЕРСТВО / РУССКИЕ / КИТАЙЦЫ / ИМПЕРИЯ ЦИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ли Цзинчэн

В статье исследуется продвижение русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток. Дается анализ взаимоотношений между русским государством и Империей Цин. Особое внимание уделяется рассмотрению условий создания поселения русских воинов в Китае. Рассматривается деятельность первого прихода русской православной церкви в Пекине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST RUSSIAN ORTHODOX IN CHINA (FOR CHINESE MATERIALS)

The article examines the conditions for the spread of Russian explorers in Siberia and the Far East. The analysis of the relationship between the Russian state and the Qing Empire. Special attention is paid to the conditions for the establishment of the settlement of Russian soldiers in China. Discusses the work of the first Russian Orthodox parish in Beijing.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В КИТАЕ (ПО КИТАЙСКИМ МАТЕРИАЛАМ)»

УДК 94(510).07

Ли Цзинчэн

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В КИТАЕ (ПО КИТАЙСКИМ МАТЕРИАЛАМ)

ЛИ Цзинчэн - аспирант кафедры «Международные отношения» Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. E-mail: lijc@yandex.ru.

В статье исследуется продвижение русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток. Дается анализ взаимоотношений между русским государством и Империей Цин. Особое внимание уделяется рассмотрению условий создания поселения русских воинов в Китае. Рассматривается деятельность первого прихода русской православной церкви в Пекине.

ПРАВОСЛАВИЕ; ДУХОВНАЯ МИССИЯ; РОССИЯ; КИТАЙ; ПЕКИН; МИССИОНЕРСТВО; РУССКИЕ; КИТАЙЦЫ; ИМПЕРИЯ ЦИН; БОГДЫХАН

Появление русских православных в Китае неразрывно связано с продвижением России на восток, в частности в Сибирь и на Дальний Восток.

В Китае до XVI века географическое понятие «Сибирь» означало территорию, расположенную в среднем и нижнем течении рек Иртыш и Обь. Позднее китайские путешественники расширили это географическое понятие и стали считать Сибирь от Урала на западе до Берингова пролива на востоке, прилегающую к Северному Ледовитому океану на севере, а на юге граничащую с Китаем и Монголией. Это территория простирается приблизительно на 13 миллионов квадратных километров [1].

В 50-х гг. XVI века, после присоединения Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству, началось активное освоение богатейших земель на востоке. 26 октября 1582 года отряд под руководством атамана Ермака занял Кашлык, с этого времени началось освоение русскими Сибири. Русские активно продвигались на восток, были построены крепости Тюмень, Тобольск, Тара, Берёзов, Обдорск и др. [2].

К концу XVI века Сибирское ханство полностью было покорено русскими [3, с. 191].

В результате военных действий все естественные барьеры для продвижения на Дальний восток были сняты. Русские дошли до бассейна рек Енисей, Лена и озера Байкал. Следует отметить, что река Енисей в китайской исторической литературе называется «Цзяньхэ [кит. или

«Цяньхэ [кит.-Ш>^]». Проживавшие в верхнем течении реки киргизы и монголы были подданные Китайского государства [4].

В 1619 г. русской армией был построен город Енисейск, как военный острог на западном берегу реки Енисей. Позже были основаны города Красноярск на реке Каче и Рыбинский острог на реке Ангаре. Значение этих городов для русских было велико. Они имели важное стратегическое значение: выступали в качестве военных баз и контролировали вход в бассейны озера Байкал и реки Амур [кит.-^^х Хэйлунцзян] [5, с. 11].

Основанием города Якутска в 1632 г., завершилось вхождение сибирских территорий в состав русского государства. Было создано военное ведомство, подчиненное Москве. Кроме похода в Восточную Сибирь, русские также активно продвигались в южном направлении к озеру Байкал. Данный регион был под управлением Китая. Само название «Байкал» происходит от китайского слова - Бэйхай [кит.- ААШ ], что означает Северное море.

По данным китайской исторической хроники, опубликованной в 1060 году, - «Синь Тан Шу [кит. - Новая история династии

Тан]» отмечалось, что в 662 г. в районе озера Байкал был основан город Юйуъчжоу [кит. - Город входил в состав китайской губернии

Ханьхай [кит. - [6].

Во время правления китайской династии Тан, русские землепроходцы активно начали осваивать территории, прилегающие к озеру Байкал. Опорным пунктом этого освоения стал город Енисейск, основанный как острог в 1619 году. Благодаря своему выгодному географическому положению город быстро стал центром Восточной Сибири.

В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов назначил Петра Петровича Головина воеводой в Ленский острог. Это был очень энергичный,

деятельный землепроходец. Под его руководством, через пять лет острог был перенесен на новое место, на левый берег Лены. Острог стал поселением и был назван Якутском, встав центром русских в Сибири [7].

Россия активно развивала свою внешнюю политику, что требовало больших финансовых средств. Главным источником финансовых поступлений в царскую казну была пушнина, основным местом её добычи была Сибирь. Истощение пушного промысла, заставляло русских все дальше продвигаться на восток, к Тихому океану. Это приводило к большей удаленности Восточной Сибири от центральной части России, откуда поступало продовольствие. Землепроходцы вынуждены были искать поблизости от районов пушных промыслов места, пригодные для земледелия. Такие земли находились в бассейне реки Амур.

Приамурье было богато пушным зверем и плодородными землями, которые находились вблизи от Китая. Коренные народы, населявшие эти территории, были разгромлены маньчжурами и попали в зависимость от них. Эта зависимость выразилась в выплате дани. Цинские императоры в условиях постоянных внутренних войн в Китае, всегда уделяли большое внимание событиям в Приамурье. Таким образом, к середине XVII века на Амуре столкнулись интересы России и империи Цин [8].

Выполняя наказ царя П.П. Головин, в начале 1643 года, отправил своего помощника В.Д. Пояркова для сбора налогов в царскую казну с местного населения. Но главным было открытие и освоение новых земель в южном направлении [9]. Осенью отряд В.Д. Пояркова прошел через Становой хребет [кит. - ^и впервые русские вышли в бассейн реки Амур.

Проживающее по берегам Амура местное коренное население -нанайцы (нанайск. нанай, нани; кит. трад. Ш Щ Ш, пиньинь: hëzhezй; устаревшее гольды) - враждебно встретило русских землепроходцев. Осенью 1644 г. отряд В.Д. Пояркова вышел к устью Амура. Местные жители гиляки (тунг. гилэкэ от гилэ «лодка») в отличие от нанайцев были настроены дружелюбно к русским путешественникам. Они даже присягнули на верность русскому царю и заплатили ясак - натуральный налог в виде пушнины. В середине 1645 г. В.Д. Поярков со своим отрядом вышел в Амурский лиман. Все территории по реке Амур были объявлены русскими.

Через пять лет после экспедиции В.Д. Пояркова, Е.П. Хабаров со своим отрядом, пересек Становой хребет и вышел к реке Амур. Узнав о приближении русских, местные жители покинули свои села. Для своего острога Е.П. Хабаров выбрал село Якса [кит. - ]. Эту местность

населяли дауры1 (дахуры, дагуры, кит. упр. ^^^ Ш). Между русскими первопроходцами и даурами возникали вооружённые конфликты. Причиной этих конфликтов был отказ последних перейти под власть русского царя и платить ясак. Дауры отказывали платить ясак, так как они уже платили его маньчжурскому императору.

С 1649 года русские землепроходцы начали осваивать территорию Приамурья. Освоение сопровождалось строительством новых поселений, и активным сбором ясака с гиляков, дауров и других местных жителей.

В 1651 г. Е.П. Хабаров овладел селением даурского князя Албазы (кит. упр. расположенное в месте слияния рек Шилки и Аргуни,

напротив устья реки Албазихи. В русской транскрипции это селение получило название Албазин [кит. - [5, с. 14-26]. Дальнейшее

развитие поселения связано с русским землепроходцев Н.Р. Черниговским [10, с. 99]. Он активно стал восстанавливать Албазин, были проведены большие строительные работы по укреплению стен, появились новые постройки. Одним из важных сооружений острога стала православная часовня, освещенная в честь праздника Воскресения Господня. Организатором строительства часовни был православный иеромонах Ермоген Албазинский [11], принимавший активное участие в походе организованном Н.Р. Черниговским. В 1671 г. иеромонах Ермоген основал мужской монастырь во имя Всемилостивейшего Спаса в Албазине [12].

В 1672 году в Албазин был назначен царский представитель -приказчик, им стал Н.Р. Черниговский. С 1682 года территория Приамурья по обоим берегам рек Шилки и Аргуни была преобразована в Албазинское воеводство.

Император Цинской империи Канси (девиз правления кит. ШШ, собственное имя Сюанье, кит. 1654-1722), дважды в 1685 и в 1686 гг. организовывал военные походы на оккупированную русскими территорию

1 В настоящее время дауры проживают в северной части Китая, в основном во Внутренней Монголии и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Албазин. Командующий китайскими войсками получил приказ захватить поселение, началась длительная осада. Русский гарнизон стойко отбивал все атаки противника. После пятимесячной осады и больших потерь китайское войско прекратило штурм.

По предложению русского правительства в Пекин прибыли русские послы с предложением о заключении перемирия. Китайские власти согласились на переговоры и известили свои войска о начале перемирия. После получения известия об осаде Албазина в Москве было принято решение об отправке «великого полномочного посольства» для заключения мирного договора с Китаем [13].

Русское посольство возглавлял Федор Алексеевич Головин

Л

(1650-1706) «для договоров и успокоении ссор китайского богдыхана » [13]. В 1689 году был заключен Нерчинский договор. По договору была определена граница России с Цинской империей в верхнем течении Амура. Русские уступали реку Амур до притока Горбицы, тем самым теряли освоенное ими Приамурье. Россия лишалась Албазина, а сама крепость подлежала уничтожению. Однако провозглашался мир, и возобновлялась торговля между двумя государствами. Этот договор стал победой китайской дипломатии [14].

В ходе военных действий многие русские оказались в китайском плену. Часть пленных была депортирована в Россию, а 45 человек сдались Цинской империи и были отправлены в Пекин [15]. Пекинские власти разрешили русским поселиться в северо-восточной части города, включив их в войско империи. Богдыхан причислил русских к почетному военному сословию. Они получили статус «русской роты» императорской гвардии. Этот статус определял высокое положение в сословной иерархии империи. Русские были приравнены к чинам китайкой империи, от седьмого до четвертого ранга. Уровень такого ранга давал высокое жалованье, казенную квартиру, деньги на обзаведение хозяйством и надел пахотной земли. Русские были полностью уравнены в правах с китайцами.

Но самое главное, русским разрешалось сохранить свою религию [16]. Китайский император разрешил русским осуществлять религиозную деятельность. Для православного храма, императорской властью был

2 Богдыхан (монг. Богд хаан - священный государь) - обращение в русских грамотах XVI-XVIII веков к Императорам Китая из династии Мини и ранней Цин.

3

выделен китайский храм3, расположенный в серво-восточной части города. Русские переделают ее в часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Все русские пленники были православными. Среди них был священник Максим Леонтьев. Он привез в Пекин икону Святого Николая и несколько экземпляров Библии [3, с. 192]. В маленькой часовне Святителя Николая отец Максим совершал богослужения, крестил, отпевал прихожан. Его пастырская деятельность стала хорошо известна Митрополиту Сибирскому и Тобольскому Игнатию. Он благосклонно отозвался о его деятельности, сказав: «Христовы православные веры свет им (китайцам) открывал» [17, с. 26].

В 1695 года Митрополит благословил строительство православного храма. Летом он направил в Пекин, священника Григория и диакона Лаврентия, с церковной утварью и принадлежностями для освящения храма: антимис, миро и масло [18, с. 14]. Он возложил: «проповеднику святого Евангелия в китайском царствии, благоговейному иерею Максиму Леонтьеву и всем православным христианам, обитающим в китайском царствии, архипастырское благословение» [17, с. 28]. В 1696 г. храм был построен и освещен. Он получил название в честь кафедрального собора города Тобольска - во имя Иконы «Премудрости Божией Софии» [3, с. 192]. Среди русских церковь по традиции называлась «Церковь Николая», в честь иконы Николая Чудотворца, привезенной из уничтоженного Албазина [19]. Священник М. Леонтьев регулярно совершал богослужения. На этих божественных службах присутствовали не только русские, приходили и китайцы.

Активная просветительская деятельность отца Максима, привлекла внимание митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия [18, с. 15]. Митрополит специально прислал ему письмо, о признании православной церкви в Пекине. В письмо он писал: «В будущем нужно молиться не только за нашего царя, но и китайского императора, чтобы найти в Китае настоящую точку опоры» [10, с. 100].

Получив такое благословление, отец Максим активно начал миссионерскую деятельность в Пекине. Его усилия по распространению православия в Китае привлекали внимание Петра Великого. Узнав о деятельности священника, Петр I издал приказ по Сибирско-Тобольской

3 Буддийская кумирня -Щ (Гуаньдимяо) храм Бога войны.

11 0

православной епархии организовать отправку священников с духовной миссией в Китай, отметив важность терпения и вежливости к китайским чиновникам, во благо для православной церкви в Пекине [3, с. 193]. В 1716 году по указанию Петра I в Пекине была открыта православная духовная миссия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Сюй Цзинсюэ Эго чжэнфу сиболия цзилюэ ШИШ№ШМШ№ (Краткая история покорения Сибири Россией). - Хэйлунцзян: Хэйлунцзян жэньминь чубаньшэ, 1984. С. 6.

2. Очерки истории Сибири. Ч.1: Присоединение и хозяйственное освоение Сибири. - 2012. - 391 с.

3. Юэ Фэн Дунчжэнцзяо ши ШШШ^. (История православия). - Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1999. С. 191.

4. Синь Тан Шу ^Ж^. Т. 217. Юань ю ^Й. Дили чжи ШШ& (История географии). А № 6.

5. Хуан Динтянь Чжунъэ гуаньси тунши ФШ^ЖШ.^. (Общая история отношений между Китаем и Россией). - Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2013. С. 11.

6. Синь Тан Шу^Ж^. #ИН(Т) Т. 43 (вторая часть). Т. 215 (первая часть). Тан хуэй яо Т. 73. Аньбэй духуфу

7. Иванов В.Н. Якутия в составе Русского государства (XVII в.) / В.Н. Иванов; Отв. ред. Д.А. Ширина; Акад. наук Респ.Саха (Якутия), Ин-т гуманитар. исслед. - Якутск: Изд-во СО РАН Якут. фил., 2002. - 154.

8. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. До конца XIX в. - М.: Наука, 1982. - 288 с.

9. Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири рус. людьми / Отв. ред. А.А. Преображенский; АН СССР. - М. : Наука, 1987. - 173 с.

10. Тань Шулинь Бэйцзин чуаньцзяошитуань ю эго цзаоци ханьсюэ Ж Ж^Ш^И^ШИ^ШХ^ (Духовная миссия в Пекине и китаеведение раннего периода в России) // Шаньдун шифань дасюэ сюэбао (Жэньвэнь шэхуэй кэсюэбань) (Вестник Шаньдунского педагогического университета (гуманитарные и общественные науки). 2002. № 5. С. 99-101.

11. Тан Гэ Ж^. Сюньфан нэйди саньцзо дунчжэнцзяотан цзючжи

(Посещение прежних адресов трех православных церквей в Китае) // Шицзе цзунцзяо вэньхуа (Мировая религиозная культура). 2003. № 3. С. 33-35.

12. Чжэн Юнван ^ЖК. Элосы дунчжэнцзяо цзай чжунго дэ фаньжун юй шуайло ШШ^Ш&^И^ШШ^ЖШ (Процветание и закат русского православия в Китае) // Сюэшу цзяолю (Научные обмены). 2015. № 12. С. 27-30.

13. Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы. В 2 т. Том 2. 1686-1691. М. Наука. 1972. - 835 с.

14. Мясников В.С. Империя Цин и Русское государство в XVII веке / Отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.Л. Тихвинский; Ин-т Дальнего Востока АН СССР. - М.: Наука. (ГРВЛ), 1980. - 312 с.

15. Сяо Юйцю Шилунь эго дунчжэнцзяо чжубэйцзин чуаньцзяошитуань вэньхуа юй вайцзяо ходун (К вопросу о культурной и дипломатической деятельности Русской духовной миссии в Пекине) // Шицзе лиши (Мировая история). 2005. № 6. С. 66-75.

16. Тань Тяньюй Шиси чжунъэ (Цякэту тяоюэ)) дуй элосы чжубэйцзин дунчжэнцзяо чуаньцзяотуань дэ инсян ЩЯФШ И&^ШШ^)) МШ^ШЙЖШ

(К вопросу о влиянии «Кяхтинского» договора между Россией и Китаем» на Русскую духовную миссию в Пекине) // Чифэн сюэюань сюэбао (Ханьвэнь чжэсюэ шэхуэй кэсюэбань) (Вестник Чифэнского института (гуманитарные и общественные науки). 2015. № 9. С. 36-39.

17. Абрамов Н. Игнатий Корсаков, митрополит Сибирский // «Странник». 1862. IV.

18. Никулин И.А. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков) - церковный деятель, писатель и мыслитель второй половины XVII в. : автореф.. ..канд. ист. наук : 07.00.02.[Ин-т истории и археологии УрО РАН]. - Екатеринбург, 2013. - 22 с.

19. Чжэн Юнван ^ЖЕ. Элосы дунчжэнцзяо цзай чжунго дэ фаньжун юй шуайло ШШ^Ш&^И^ШШ^ЖШ (Процветание и закат русского православия в Китае) // Сюэшу цзяолю (Научные обмены). 2015. № 12. С. 27-30. Тань Шулинь Бэйцзин чуаньцзяошитуань ю эго цзаоци ханьсюэ Ж ^^Й^ШИ^ШХХ^ (Духовная миссия в Пекине и китаеведение раннего периода в России) // Шаньдун шифань дасюэ сюэбао (Жэньвэнь шэхуэй кэсюэбань) (Вестник Шаньдунского педагогического университета (гуманитарные и общественные науки). 2002. № 5. С. 99-101.

LI Jingcheng - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Polytechnicheskaya str.29, Saint-Petersburg, 195251, Russia. E-mail: lijc@yandex.ru.

THE FIRST RUSSIAN ORTHODOX IN CHINA (FOR CHINESE MATERIALS)

The article examines the conditions for the spread of Russian explorers in Siberia and the Far East. The analysis of the relationship between the Russian state and the Qing Empire. Special attention is paid to the conditions for the establishment of the settlement of Russian soldiers in China. Discusses the work of the first Russian Orthodox parish in Beijing.

ORTHODOXY; ORTHODOX MISSION; RUSSIA; CHINA; BEIJING; MISSIONARY; RUSSIAN; CHINESE; THE QING EMPIRE; EMPERORS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.