Научная статья на тему 'Первые Романовы и иконописное искусство'

Первые Романовы и иконописное искусство Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
270
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ИКОНЫ / ЗАДАЧИ ИКОНОПИСИ / СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / РОМАНОВЫ / УКРЕПЛЕНИЕ ВЛАСТИ / ЯРОСЛАВСКАЯ ИКОНА / FUNCTION OF ICON / TASKS OF ICON PAINTING / SERGIUS OF RADONEZH / THE ROMANOVS / ENTRENCHMENT OF POWER / YAROSLAVL ICON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Авдюшева Елена Александровна

Всестороннее изучение иконописного языка помогает глубже раскрыть историческую эпоху, духовную, культурную основу государственного строительства. Автор статьи рассматривает функции иконы, которые являются своеобразным ключом, позволяющим понять иконописный язык. На примере Ярославской иконы XVII в. «Сергий Радонежский с житием» анализируются взаимосвязи становления и укрепления позиций новой династии Романовых в XVII в. и задачи иконописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST ROMANOVS AND ART OF ICON PAINTING

The comprehensive study of the icon-painting language helps to reveal more deeply the historical epoch, the spiritual, cultural basis of nation building. The author of the article considers the functions of the icon, which are a kind of the key, which makes it possible to understand the icon-painting language. By the example of Yaroslavl icon of the XVII century “St. Sergius of Radonezh and Scenes from His Life” interrelations between formation and strengthening of positions of the new Romanov dynasty in the XVII century and tasks of icon painting are analyzed.

Текст научной работы на тему «Первые Романовы и иконописное искусство»

Авдюшева Елена Александровна

ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ И ИКОНОПИСНОЕ ИСКУССТВО

Всестороннее изучение иконописного языка помогает глубже раскрыть историческую эпоху, духовную, культурную основу государственного строительства. Автор статьи рассматривает функции иконы, которые являются своеобразным ключом, позволяющим понять иконописный язык. На примере Ярославской иконы XVII в. "Сергий Радонежский с житием" анализируются взаимосвязи становления и укрепления позиций новой династии Романовых в XVII в. и задачи иконописи.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/7/2.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 17-19. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

INDUSTRIAL AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF ALEXANDROVSKY SOUTH-RUSSIAN FACTORY AND ITS PLACE IN THE RUSSIAN INDUSTRY BEFORE THE FIRST WORLD WAR (1887-1914)

Abdullaev Yasyn Sakhib ogly

Saint Petersburg University ragiev@list.ru

The article examines the activity of Alexandrovsky South-Russian Factory of the joint-stock company "Bryansk Factory" in Eka-terinoslav in 1887-1914. The author describes in detail the enterprise foundation and formation, growth of its overall production and technological modernization, produced products, influence of the workers' movement on productivity, etc. Being an integral component of the private sector of the Russian economy, Alexandrovsky South-Russian Factory experienced both periods of impetuous industrial growth and periods of instantaneous fall in general context of Russia's development at the end of the XIX -the beginning of the XX century. Relying on archival materials and published sources the paper analyzes the enterprise's industrial achievements and concludes that it can be considered the biggest in the Russian Empire's metallurgy.

Key words and phrases: Alexandrovsky South-Russian Factory; "Bryansk Factory" joint-stock company; Ekaterinoslav; metallurgy; industry; The Russian Empire.

УДК 9; 930.85

Исторические науки и археология

Всестороннее изучение иконописного языка помогает глубже раскрыть историческую эпоху, духовную, культурную основу государственного строительства. Автор статьи рассматривает функции иконы, которые являются своеобразным ключом, позволяющим понять иконописный язык. На примере Ярославской иконы XVII в. «Сергий Радонежский с житием» анализируются взаимосвязи становления и укрепления позиций новой династии Романовых в XVII в. и задачи иконописи.

Ключевые слова и фразы: функции иконы; задачи иконописи; Сергий Радонежский; Романовы; укрепление власти; ярославская икона.

Авдюшева Елена Александровна, к.и.н., доцент

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва EAAvdyusheva@mephi.ru

ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ И ИКОНОПИСНОЕ ИСКУССТВО

Русская православная икона - это особый вид духовно-изобразительного искусства, в котором духовное содержание передается исключительно художественными средствами - цветом, композицией, линией, формой. Этот особый язык формировался в течение нескольких столетий. Изучение иконописного языка через его функции поможет выявить культурные, идеологические, политические перипетии, которые потрясали страну после Смутного времени, понять задачи, которые предстояло решать новой династии Романовых в XVII в., раскрыть истоки и силы, способствовавшие возрождению русского национального самосознания в трудный для страны период.

Автор данной статьи обращается к функциям русской православной иконы с целью проанализировать взаимосвязь становления и укрепления позиций новой династии Романовых, вступивших на престол в XVII в., с задачами культуры, в частности, иконописи, на примере Ярославской иконы XVII в. «Сергий Радонежский с житием» [15]. Проблема исследования иконописного языка через призму ее функций, отражающих соответствующую эпоху исторического развития страны, в современной литературе освещается недостаточно. Эти вопросы чаще изучаются авторами с позиций самих функций, вне контекста конкретных произведений.

Автор не ставит задачу рассмотреть и обобщить все функции православной иконы. Дело в том, что в разные исторические эпохи, в разных областях жизни, в разные периоды развития искусства соотношение и характер взаимодействия различных функций иконы менялись. Одни функции уходили в тень, другие - активизировались, третьи - как бы предавались забвению. В данной работе для достижения указанной цели автор рассматривает такие функции ярославской иконы, как историческая, чудотворная и документальная. Исследование этих функций позволило выявить, понять и проследить взаимосвязь становления и укрепления власти первых Романовых в XVII в. и задач культуры, в частности, иконописного искусства.

Интересы государства после Смуты требовали восстановления сильной государственной власти. Представители новой династии Романовых понимали, что подъем культуры, возрождение русского национального самосознания, защита национальных традиций являются важнейшими шагами по пути укрепления власти. Для утверждения в общественном сознании этих преобразований власти обращаются к иконописному искусству. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы иконописи. С этой целью была разработана концепция, которая обосновывала традиционность, причастность власти к византийскому наследию и носила сакральный характер. При царе Алексее Михайловиче была разработана единая программа восстановления росписи храмов. Программа демонстрировала перед всем восточнохристианским миром, центром которого в то время была Москва, миссию Москвы как охранительницы православия. Она утверждала идею «богозаступничества» Российского государства и его правителей. В ней прославляли защитников Руси, напоминали о славных именах государственных деятелей прошлого, подчеркивали авторитет Русской Церкви, многочисленность канонизированных на Руси святых [2, с. 26].

18

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Одним из наиболее почитаемых русских подвижников был Сергий Радонежский. В настоящее время известно 12 икон с клеймами жития преподобного Сергия [19, с. 277]. Это небольшое количество иконописных произведений по сравнению с той огромной популярностью в народе, которой обладал преподобный Сергий. В XVII в. в России особое внимание придавалось иконам с клеймами житий, которые были рассчитаны не только на популяризацию средствами изобразительного искусства подвигов канонизированного лица и приписываемых ему чудес, но и на укрепление легитимности власти новой династии. Стоит отметить, что в XVII веке печатная книга получает новый импульс для своего развития. Это новое для России явление повлекло резкое расширение и увеличение читательской аудитории, что, в свою очередь, не могло не повлиять на все сферы жизни государства и общества. В искусстве, особенно в живописи, нерасторжимо связанной с литературой и книгой, это привело к установлению качественно иного по сравнению с предшествующим периодом уровня общения художника и зрителя. Создались возможности более детерминированного воздействия на зрителя, одновременно произошла трансформация языка древнерусской живописи в сторону еще большей его вербализации. Это в свою очередь незамедлительно повлияло на традиционный художественный образ в искусстве, в частности, ярославских мастеров.

В начале XVII столетия Ярославль становится одним из эпицентров бурных событий. В этот период он превращается в крупнейший центр Русского государства после Москвы. «Золотой век» города связан с развитием торговли не только внутри страны, но и за рубежом. Развиваются ремесла. Бурный рост экономического развития приводит к культурному росту, расцвету художественных талантов. Близость столицы и особое покровительство и поддержка со стороны царского двора к этому городу, важному в экономическом, политическом и социальном отношениях, способствовали укреплению в нем ориентации на Москву и поддержку новой власти. Все это не могло не сказаться на всех сферах культурной жизни города. Ярославские живописцы, как и их заказчики, все чаще и чаще обращаются в мир русской истории и прошлое Ярославля с тем, чтобы продемонстрировать не только героические заслуги Ярославля в Смутное время, но и преданность и поддержку служения власти Романовым, история которых была тесно связана с этим городом.

Ярославская икона «Сергий Радонежский с житием» единственная из всех известных имеет 24 житийных цикла, обрамляющих средник. В среднике, по сторонам фигуры Сергия, размещено семь редко изображавшихся чудес преподобного Сергия. В основном это посмертные деяния святого, относящиеся к концу XV - началу XVII в. В нем отображены важные этапы русской истории, причастность власти к византийскому наследию и ее сакральный характер. В то же время ярославская икона имеет ряд особенностей. В ней нарушается строгая молчаливая созерцательность, характерная для иконописи предшествующего периода. Информационная насыщенность иконы сочеталась с высокой техникой и мастерством исполнения.

Не менее важным является вопрос о времени написания образа Сергия Радонежского. Некоторые исследователи склонны предполагать, что образ преподобного Сергия и житийный цикл были написаны не в середине, а вначале XVII в., что подтверждают и последние данные [12, с. 21]. Заполнение средника иконы о чудесах Сергия было дописано позднее и относится примерно к 1660-1670 гг. Автор обращается к новой редакции Жития преподобного, изданной в 1646 г. [20, р. 307-308], и связывает имя Сергия Радонежского с некоторыми историческими событиями. В среднике иконы, вокруг фигуры святого, представлены сюжеты о чудесах Сергия во славу Отечества в период XV - начала XVII в. Сергий изображен как вдохновитель борьбы русского народа за свою независимость, за объединение разрозненных княжеств в единое государство, за укрепление государства, завоевание новых земель и торговых путей (сюжеты «Осада города Опоч-ки», «Присоединение горных черемис и постройка города Свияжска», «Взятие Казани») [19, с. 280-291]. В сюжете «Осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы поляками» автор выделяет роль Романовых как вдохновителей борьбы за независимость с польскими завоевателями.

Следует отметить и тот момент, что автор ярославской иконы документально точно передает сюжеты, связанные с византийскими корнями новой власти («Приезд Софии Палеолог на моление в Троице-Сергиев монастырь и чудо о зачатии с явлением божественного огня Сергию во время служения литургии и рождения московского царя Василия Ивановича»). Замысел иконописца, возможно, был обращен к теме богоизбранности новой власти и теории «Москва - третий Рим». Идея преемственности власти русского государя от византийских императоров выступала одним из постулатов, через которые обосновывалась самодержавная царская власть. Алексей Михайлович считал себя преемником Ивана IV, подчеркивая, что новая династия воспринимала власть по праву наследников старой московской династии [6, с. 104].

Во второй половине XVII века в нижней части иконы (судя по манере исполнения живописи восьмидесятых годов) добавлена доска с изображением Куликовской битвы [18]. Многочисленные сюжеты восходят к литературному «Сказанию о Мамаевом побоище» и представляют славную историю победы русского народа. Следует отметить, что и в надбавке, как и в среднике, с той же документальной точностью передается светский сюжет о конкретном историческом событии, что нечасто можно встретить в иконе. Но именно прославление Сергия Радонежского как заступника за Русскую землю позволило дополнить икону святого этой композицией, иллюстрирующей одно из самых важных событий в истории России XIV века.

Примечательно, что столь интересное и необычное произведение появилось в иконописи в годы, когда исполнялось триста лет со дня памятного для всех русских людей сражения с ордынскими завоевателями. Автор и его заказчик прекрасно осознавали, что обращение к историческим корням, героическим подвигам русского народа возвысит и укрепит не только власть, но и сам Ярославль с его героическим прошлым.

Исследование исторической, чудотворной и документальной функций ярославской иконы позволяет сделать вывод о том, что ярославское искусство XVII в. находилось в тесной взаимосвязи с теми историческими перипетиями, которые происходили в стране в годы Смутного времени и последующий период. Обращение

ярославских иконописцев к чудотворному образу преподобного Сергия Радонежского и изображение его чудес укрепляли авторитет и сакральный характер власти.

Список источников

1. Болотцева И. П. «Сказание о Мамаевом побоище» на иконе «Сергий Радонежский с житием» XVII века // Куликовская битва в литературе и искусстве. М.: Наука, 1980. С. 120-128.

2. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984. 339 с.

3. Ефремова Л. А. Русская иконопись. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 128 с.

4. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. 477 с.

5. Лепахин В. В. Функции иконы. Сомбатхей, 2001. 90 с.

6. Лобачев С. В. Патриарх Никон. СПб.: Искусство, 2003. 416 с.

7. Ляхова К. А. Мастера иконописи и фрески. М.: Вече, 2003.

8. Майорова Н., Соколов Г. Шедевры русской иконописи. М.: Белый город, 2008. 416 с.

9. Макарова Е. Ярославские иконы XVII-XIX веков: памятники редкой иконографии // Антиквариат. 2009. № 4. С. 40-53.

10. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М.: Искусство, 1983. 194 с.

11. Поздеева И. В. Первые Романовы и царистская идея (XVII век) // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 41-52.

12. Преображенский А. С. О времени создания житийной иконы преподобного Сергия Радонежского из собрания Ярославского художественного музея // XIX Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995): сборник статей. Ярославль, 2015. С. 12-26.

13. Ракова М. М., Рязанцев И. В. История русского искусства: в 2-х т. М.: Изобразительное искусство, 1991. Т. 1. 506 с.

14. Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2005. 672 с.

15. Сергий Радонежский с житием // Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. № И-394, КП-53403/348. Размер - 173 х 113.

16. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л.: Лениздат, 1990. 449 с.

17. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Даръ, 2007. 480 с.

18. Филатов В. В. Изображение «Сказания о Мамаевом побоище» на иконе XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. М. - Л.: Наука, 1960. Т. 16. С. 397-408.

19. Филатов В. В. Икона с изображением сюжетов из истории Русского государства // Труды Отдела древнерусской литературы. М. - Л.: Наука, 1966. Т. 22. С. 277-293.

20. Avdyusheva E. A., Egorova 1 V. Communicative Value of the Russian Orthodox Icon // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 236. P. 305-309.

THE FIRST ROMANOVS AND ART OF ICON PAINTING

Avdyusheva Elena Aleksandrovna, Ph. D. in History, Associate Professor National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute)

EAAvdyusheva@mephi.ru

The comprehensive study of the icon-painting language helps to reveal more deeply the historical epoch, the spiritual, cultural basis of nation building. The author of the article considers the functions of the icon, which are a kind of the key, which makes it possible to understand the icon-painting language. By the example of Yaroslavl icon of the XVII century "St. Sergius of Ra-donezh and Scenes from His Life" interrelations between formation and strengthening of positions of the new Romanov dynasty in the XVII century and tasks of icon painting are analyzed.

Key words and phrases: function of icon; tasks of icon painting; Sergius of Radonezh; The Romanovs; entrenchment of power; Yaroslavl icon.

УДК 130.2

Философские науки

Статья рассматривает специфику парадигмального подхода к праву с точки зрения философской компаративистики, требующей учитывать социокультурный горизонт правосознания для уточнения специфики и последующего сравнения различных правовых систем на уровне правоприменения. Подобное сопоставление необходимо для выработки перспективных моделей координированного взаимодействия в решении конкретных проблем в сфере международных отношений и оптимизации договорного процесса.

Ключевые слова и фразы: философия культуры; правосознание; правоприменение; мировоззренческие основания права; парадигмальный подход; международные отношения; договорной процесс.

Алимова Юлия Николаевна

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации alimova.yulia. nikolaevna@gmail. com

ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПРАВОПОНИМАНИИ: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ

Динамика процессов современной культуры во многом связана с развитием информационных технологий и соответствующих им коммуникативных стратегий, что в свою очередь оказывает влияние на конфигурацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.