НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
пострадавшего берут на исследование кровь. Выделение антигена вируса клещевого энцефалита наблюдалось в 13,3-18,2 %.
В течение трех эпидсезонов в Томской области выявлен (по обращениям) 54 981 человек (в т. ч. 8958 детей), пострадавший от нападения клещей. Серопрофилактика была проведена 23,1 % обратившимся (12 703, из которых 3256 - дети). Ежегодно 1,5 -2 тыс. человек наблюдаются в лечебно-профилактических учреждениях области и г. Томска с подозрением на КВЭ и ИКБ, у 30-35 % диагноз подтверждается.
При энтомологическом обследовании территорий, подлежащих противоклещевой обработке, в начале эпидемиологического сезона иксодовые клещи регистрировались повсеместно, и их численность со-
ставляла на городских территориях от 0,5 до 25 экземпляров на 1 км учета, на территориях, расположенных в лесных массивах пригорода, - от 15,0 до 165,0 экземпляров на 1 км.
Наземные противоклещевые обработки позволяют исключить случаи заражения клещевыми инфекциями, но не позволяют значительно снизить общий уровень заболеваемости клещевыми инфекциями, так как являются локальными и занимают незначительные площади.
Таким образом, комплекс энтомологических наблюдений позволяет оценить акарологическую ситуацию юга Томской области и целенаправленно проводить основные мероприятия по неспецифической профилактике клещевых инфекций.
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ТОФАЛАРИИ НА КЛЕЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИИ
Г.А. Данчинова, В.А. Шенин, М.А. Хаснатинов, Е.В. Арбатская, Е.А. Чапоргина, А.В. Ляпунов, С.В. Дутова, И.В. Петрова, В.В. Долгих
НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, Иркутск
В современный период проблема клещевых инфекций имеет большое значение, и особенно для Восточной Сибири, где широко распространены сочетан-ные природные очаги этих опасных заболеваний, спектр которых продолжает увеличиваться. Актуальность обследования представителей одного из древних народов Восточного Саяна - тофаларов, которых насчитывается всего около 300 человек и до которых летом можно добраться только вертолетом, не вызывает сомнений.
Материал и методы. В ноябре 2009 г. взяты сыворотки крови от 51 не вакцинированного против КЭ ребенка в возрасте от 7 до 18 лет. Дети постоянно проживают в тофаларских поселках Алыгджер (44 ребенка) и Нерха (7 детей), расположенных в Нижнеудинском районе Иркутской области. Сыворотки крови исследованы в иммуноферментном анализе (ИФА) с помощью тест-систем ЗАО «Вектор Бест» и ООО «Омникс» на наличие антител к четырем «клещевым» инфекциям - возбудителям клещевого энцефалита (КЭ), клещевого борре-лиоза (КБ), моноцитарного эрлихиоза человека Ehrlichia chaffensis и E. muris (МЭЧ) и гранулоцитарного анаплазмоза человека (ГАЧ). Обследование проведено параллельно с комплексной оценкой состояния здоровья у детей и подростков Тофаларии, принадлежащих к разным этническим группам, и изучением клинико-функциональных показателей их здоровья.
Результаты. По национальному составу обследованные дети были разделены на три группы: тофалары (синоним тофы), русские и метисы - дети, рожденные в смешанных браках русских и тофаларов. Преобладали русские дети (47 %), чистокровные тофалары, как и дети - метисы, составляли примерно по одной четверти от общей выборки. Значимых различий по общему количеству девочек и мальчиков нет (51 и 49 % соответственно).
При исследовании сывороток крови всех семи детей из пос. Нерха на наличие IgG-антител к возбудителям «кле-
щевых» инфекций получен отрицательный результат во всех проведенных тестах. Также 100 %-ный отрицательный результат получен при исследовании проб крови детей из обоих поселков на антитела к МЭЧ и ГАЧ.
Интересные результаты получены при изучении IgG-антител к КЭ у детей из пос. Алыгджер. Всего обнаружено семь положительных находок - около 16 %. Так, среди тофаларов у одного ребенка выявлен положительный результат (11,1 %), среди метисов - у двух (15,4 %), среди русских - у четырех (18,2 %). Если из анализа исключить девочек как менее активно посещающих территории природных очагов, то общая картина меняется и увеличивается процент положительных случаев: до 16,7 - тофы, до 22,2 - русские, до 25,0 - метисы. Хотя у 15,4 % русских девочек также выявлены антитела к КЭ. Антитела к КЭ выявлены у каждого четвертого ребенка от 12 до 16 лет (12 и 14 лет - по 2 ребенка, 16 лет -3 ребенка).
В группе детей с наличием положительных результатов на КЭ у одного русского мальчика 14 лет установлено одновременное присутствие IgG-антител к КЭ и возбудителям КБ с титрами 1:1900 и 1:100 соответственно. Титры IgG-антител к КЭ колеблются в значительном диапазоне: от 1:300-400 до 1:1900-2000 и выше. У тофаларского мальчика титр IgG-антител к КЭ достигает 1:1400.
Обсуждение. Выявление IgG-антител к эпидемиологически значимым клещевым инфекциям - КЭ и КБ у четверти детей старше 12 лет, проживающих в тофаларских поселках, свидетельствует о высокой степени контактов населения, в том числе детского, с природными очагами опасных инфекций. В таких местностях постоянно существует угроза инфицирования людей как известными клещевыми патогенами (вирус КЭ, борре-лии), так и новыми (эрлихии, анаплазмы). При возникновении заболеваний возможны развитие осложнений,
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА
хронизация и инвалидизация людей, находящихся в труднодоступных местах России.
Результаты наших исследований показывают, что наиболее эпидемически значимыми инфекциями, передающимися при укусах клещей, являются КЭ и КБ. К 16 годам порядка 14 % детей перенесли инфекцию КЭ, о чем говорят высокие титры иммуноглобулинов класса G. Около 2 % детей в возрасте 7-17 лет сохраняют антитела класса G к возбудителям КБ. Иммунитет к возбудителям КБ нестерильный, и наличие диагностических титров антител в крови говорит либо о недавно перенесенном заболевании, либо о текущем хроническом процессе. Нами не выявлено антител к возбудителям МЭЧ и ГАЧ, однако это не исключает наличия заболеваемости.
Наличие у детей антител к КЭ свидетельствует либо о естественной иммунизации вследствие инаппаран-тной инфекции после укусов клещей при проживании на эндемичной по КЭ территории, либо о перенесенном заболевании и развитии специфических антител, сохраняющихся длительное время. На высокую вероятность обоих предположений указывают данные официальной статистики: среди населения Нижнеудинского района Иркутской области, по данным официальной статистики, практически ежегодно (кроме 2006 г.) отмечается от 1 до 8 заболеваний КЭ и от 1 до 3 - КБ. Так, с 2002 по 2010 гг. зарегистрирован 21 случай заболевания КЭ и 13 случаев - КБ. Это же подтверждают сведения нашего Центра диагностики и профилактики клещевых инфекций НЦ ПЗСРЧ СО РАМН, в который за четыре последних года обратилось 18 человек, пострадавших от укусов клещей на этой территории, хотя расстояние от районного центра г. Нижнеудинска до г. Иркутска составляет порядка 500 км. Среди обратившихся пациентов четыре ребенка от 2 до 8 лет. По результатам анализов материалов от этих людей (таежных клещей и сывороток крови) в 5,5 % случаев обнаружен антиген вируса КЭ, а 20,0 % клещей содержали возбудителей КБ. В электронной базе данных вышеупомянутого Центра зарегистрирован один мужчина, который был укушен клещом именно на территории Тофаларии. Кроме того, неоспоримым доказательством наличия природных очагов клещевых инфекций являются результаты проведенных ранее нашими коллегами (Б.В. Шихарбеев, 1967) и нами (С.В. Рященко, О.З. Горин, Г.А. Данчинова, 2004) иссле-
дований очаговых территорий в Нижнеудинском районе Иркутской области. Установлен высокий лоймопо-тенциал природных очагов: в 1985 г. на участках Камы-шет-Замзор-Первомайский-Алзамай, расположенных вдоль Восточно-Сибирской железной дороги; в 1989 г. -в окрестностях пос. Порог. В большинстве биотопов численность основного переносчика - таежного клеща Ixodes persulcatus P.Sch., 1930, колебалась от низких до средних значений и составляла от 0,5-1,3 до 25-30 особей на 1 флаго/км маршрута, хотя местами на дорогах в смешанном березово-осиновом лесу достигала 50-70 экз. Из этих клещей был изолирован вирус КЭ. Численность прокормителей иксодовых клещей также была высокой (до 8-12 экз. на 100 ловушко/суток). Таким образом, в Нижнеудинском районе и в том числе в Тофаларии в течение весенне-летнего сезона высока вероятность подвергнуться укусу клеща, в том числе зараженного возбудителями опасных заболеваний.
О тофаларах известно, что среди них много людей с хроническими заболеваниями. Результаты наших работ дают основание предполагать, что эти заболевания могут быть связаны с укусами клещей в разные периоды жизни, с отсутствием своевременной диагностики, специфического лечения и впоследствии хрониза-цией заболевания.
Проведенное нами изучение распространенности и структуры болезней у детей разных этнических групп, а также физического развития детей, проживающих на территории Тофаларии, показало наличие серьезных проблем как у коренного детского населения, так и у европеоидов (С.В. Дутова, Е.Е. Храмова, В.В. Долгих, 2008; В.В. Долгих и др., 2010).
В связи с полученными данными по исследованию детей из Тофаларии на клещевые инфекции необходимы разработка мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний, передаваемых через укусы клещей, улучшение диагностики, проведение профос-мотров с целью своевременного выявления инаппаран-тных форм заболевания КЭ и КБ и предотвращения последующего ухудшения здоровья.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (гранты № 08-04-90206-Монг_а и № 11-04-92221-Монг_а) и Российского Государственного научного фонда (грант № 09-01-00445а).
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭПИДНАДЗОРА ЗА ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ
Ю.Н. Каськов, Ю.М. Артеменков*, Ю.И. Подкорытов, П.В. Кретов Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, г. Москва, *ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту, г. Москва
Экстерриториальность железных дорог, когда одна и та же железная дорога как филиал ОАО «Российские железные дороги» проходит по территориям нескольких субъектов Российской Федерации, обусловливает
особенности эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями на объектах железнодорожного транспорта. Объекты хозяйственной деятельности на конкретной территории (водо-