Научная статья на тему 'Первые периоды Ярославского просвещения'

Первые периоды Ярославского просвещения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые периоды Ярославского просвещения»

ПЕРВЫЕ ПЕРИОДЫ ЯРОСЛАВСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Г. А. Колпаков (Ярославский педагогический университет)

Просвещение на Ярославской земле уходит своими корнями в далекое прошлое. Объем, уровень и качество знаний, умений и навыков, передаваемых молодому поколению ярославцев старшими людьми в процессе обучения и воспитания, был разным и соответствовал историческим условиям жизни общества. Разными были методы и формы просвещения. Появление качественно новых педагогических явлений, их количественный рост и развитие определяли переход от одного периода просвещения к другому.

Переходный период длился многие годы, и каждый последующий этап длительное время сохранял методы, формы и содержание предшествующих этапов просвещения.

Первый исторический период просвещения связан с языческой религией, хозяйственной и общественной деятельностью первобытного общества. Он имеет самую большую протяженность во времени: с древнейших времен до конца X - начала XI веков, и составляет несколько тысячелетий.

Второй период связан с введением христианской религии, славянской азбуки, рукописных книг и церковных школ в конце X — начале XI веков.

Начало третьего периода обусловлено появлением светских, государственных учебных заведений, введением гражданского алфавита и широким распространением печатных книг, учебников и учебных пособий в начале XVIII века.

Четвертый период просвещения на ярославской земле начался в 1918 году с введения единой трудовой школы, с изменения содержания образования и массовой борьбы с неграмотностью.

Попробуем дать краткую характеристику каждому периоду просвещения на ярославской земле.

Десять-пятнадцать веков назад в нашей местности, где великая русская река Волга прекращает свой бег от озер валдайских на северо-восток к Ледовитому океану и поворачивает на юг к Каспийскому морю, жили потомки угро-финских племен, смешавшиеся с пришедшими сюда во времена Великого переселения народов славянскими племенами. Они занимались земледелием и скотоводством, охотой и рыбной ловлей, торговлей с народами Скандинавии, Поволжья и Ближнего Востока.

Для религиозных языческих обрядов, деловых, хозяйственных записей, фиксации и передачи другой информации они использовали древнерусские письмена, так называемые «черты и резы», выполненные ножом на деревянных пластинках. Другим способом передачи информации были записи на деревянных дощечках, покрытых воском, сделанные стержнем, заостренным с одного конца и плоским с другого. Его изготовляли из дерева, кости или металла и называли «писало». Соединенные между собой кожаными ремешками такие деревянные пластинки и дощечки являли собой прообраз будущих книг и назывались «скрижалями», потому что при чтении и переворачивании «страниц» они издавали своеобразный звук скрежетания.

Наиболее грамотными людьми в те далекие времена были языческие священники — «волхвы». Многие другие люди владели элементами знакового письма, необходимого в жизни для передачи информации о мире, войне, праздниках, границах земельных участков племен, а также обозначения дорог, бродов в реках, топей в болотах и т. п.

С течением времени старославянская письменность вытеснила дохристианскую. Но и в наши дни в затейливой резьбе по дереву, которая украшает игрушки, предметы быта, культуры, здания и сооружения в ярославских городах, деревнях и селах, мы видим следы знаков древнего письма наших предков. Потомственные охотники, лесники, резчики и представители некоторых других ремесел передают из поколения в поколение особые знаки рода и профессиональной деятельности. Все это опровергает высказывания некоторых историков о том, что до христианства Русь не знала никакой грамоты (см.

1,30).

В начале IX в. усиливается проникновение на территории Руси христианской религии, а вместе с ней распространяется и новая церковнославянская грамота «кириллица», созданная монахами Кириллом и Мефодием с использованием древнерусской и греческой азбук. Первыми центрами появления и распространения новой религии и

грамоты на ярославской земле были наши древние города Ростов и Углич.

Древние русские летописи свидетельствуют о том, что после крещения киевлян в 988 году князь Владимир Святославич поставил деревянные церкви и назначил епископов во многих городах Руси, в том числе и в Ростове. При церквях священники начали обучать детей церковнославянской грамоте, подготавливая себе помощников и смену (см. 1,31).

Новая религия и грамота распространялись в те времена не только мирным путем, но также с помощью «огня и меча». Сын князя Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, вместе со своей дружиной в начале XI века взял штурмом языческое селище «Медвежий угол», расположенное при впадении реки Которосль в Волгу, сжег языческое святилище вместе с древнеславянскими идолами и повелел построить небольшую деревянную крепость. Новому городу дали имя Ярославль. Ярославские краеведы при изучении истории возникновения города пропускают такую деталь: после возведения ограды (ров, вал, частокол) или одновременно с ним на месте языческого капища строился христианский храм (часовня, церковь), а может быть, и не один, а несколько — в соответствии с числом жителей, обращенных из язычества в христианство, а также с учетом переехавших сюда семей воинов, строителей и прочего городского люда. Здесь христианские священники так же, как и в других местах, начали обучение новой грамоте.

В течение XI—XII веков основными центрами просвещения на ярославской земле были Ростов и Углич, но к началу XIII века Ярославль догоняет своих «старших братьев». О размерах города свидетельствует упоминание в летописи о большом пожаре 1222 го да, который уничтожил 17 церквей (см. 2, 13), А сколько их осталось? Пострадали или нет от пожара каменные церкви, возведение которых началось с 1215 года? В это же время в городе уже действовало два монастыря: Спасский и Петровский. Монастыри были центрами переписки книг, имели библиотеки, занимались распространением грамоты путем обучения детей, подростков и юношей. В Спасском монастыре было организовано первое на северо-востоке Руси училище. Точная дата его основания не зафиксирована, но известно, что в 1214 году оно было переведено из Ярославля в Ростов Великий (см. 2,

14).

Спустя сто лет в этом церковном училище постигал грамоту сын ростовского дружинника Кирилла и его жены Марии - Варфоломей, постриженный в монахи под именем Сергия из Радонежа. Много учеников было у Сергия Радонежского, но более всех известны три героя битвы на Куликовом поле в 1380 году: Пересвет, Ослябя, Дмитрий Донской. Других учеников он посылал в разные земли Русского государства, там они строили церкви и монастыри, пахали землю, занимались разными ремеслами, учили людей читать и писать.

Великий русский иконописец Андрей Рублев был учеником Сергия и стал монахом в его монастыре. Этот монастырь — Троице-Сергиевская лавра в наши дни является крупнейшим культурно-религиозным центром России. Там находятся три типа церковных учебных заведений: училище, семинария и академия.

Грамоту на Руси распространяли не только служители церкви, но и простые люди, владевшие ею, их называли «мастерами грамоты». Исследования новгородских берестяных грамот показали, что среди их авторов оказалось мало представителей духовенства. Произведя подсчеты в основном по данным книжной письменности, Б. Сапунов пришел к выводу, что в начале XIII в. процент грамотных среди всего населения Руси не опускался ниже 1-2%, а в городах достигал 10%, т. е. 20% от числа всего взрослого населения (см, 1, 34). Этот показатель в Европе в то же время был в два раза ниже.

Своеобразным связующим звеном между церковными училищами и петровскими светскими общеобразовательными школами XVIII века явилось учебное заведение, открытое митрополитом Дмитрием Ростовским в Ростове Великом 1 сентября 1702 года (см. 1, 261), оно было расположено в Кремле, возле архиерейских палат. Обучалось в школе около 200 человек. Принимали туда детей всех сословий и даже нищих. Обучение для всех было бесплатным и длилось три года.

«Грамматическое учение» начиналось с азбуки, одновременно воспитанников учили письму и пению по нотам. Они изучали риторику, латинский и древнегреческий языки. Преподавание латинского языка велось на таком уровне, что ученики могли писать на нем стихи и свободно произносить речи. Учителя греческого и латинского языков в ростовской школе получали каждый по 30 рублей в год, а учитель русского языка —5 рублей. Учащимся также выдавалось постоянное денежное пособие «по деньге на день», а ученикам, изучавшим греческий и латинский языки, — «по две деньги па день» (см. 1, 262).

Школа разделялась на три класса: низший (грамматический), средний (латинский) и высший (философский). На формирование школьных порядков большое влияние оказало

обучение Димитрия в Киево-Могилевской академии, из которой он перенес на русскую почву некоторые ее традиции. Отстающие ученики сидели в конце класса возле печки и дверей, лучший ученик назывался «императором» и сидел впереди на особом месте. Он спрашивал домашние задания, ставил отметки, объяснял и повторял уроки, смотрел за порядком и т. п. Рядом с «императором» сидел «первый сенатор». Помогал «императору» «сеньор», иногда назначавшийся из учеников старшего класса, он следил за порядком. Наиболее способные сидели в классе за первыми столами.

Димитрий придавал большое значение школе: лично руководил занятиями в училище, экзаменовал своих воспитанников, а с наиболее способными учениками занимался отдельно. По его инициативе в школе был устроен театр, в котором учениками исполнялись пьесы духовного содержания. Театральные представления, пение и музыка плодотворно влияли на развитие эстетических чувств учащихся, которым приходилось также рисовать декорации и готовить костюмы для актеров (см. 1, 262).

Широта постановки проблемы воспитания, разнообразие школь-ной жизни, которая способствовала развитию детей, простота отношений между учителями и учащимися при обычных в то время строгих порядках, неформальное отношение к делу являются характерными особенностями Ростовской школы. Общеобразовательная школа Димитрия просуществовала сравнительно недолго. В 1705г. школу закрыли под предлогом, что ее содержание обходилось слишком дорого.

Организация занятий в Ростовской церковной школе характеризует обучение во всех церковных школах христианского периода просвещения, который длился с XI века по XVII век (семь столетий). Начальный этап обучения предполагал обучение чтению и письму по церковным книгам. Следующая ступень образования включала характерные для периода средневекового просвещения элементы «сети свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Обучение в ростовской школе включало черты, свойственные так называемым «братским школам» Украины и Белоруссии, в которых зародились элементы классно-урочной системы.

Второй период ярославского просвещения подготовил почву для преобразований XVIII века, но сохранил в себе признаки и первого - языческого. Неслучайно первое упоминание Ярославля в Летописи (1071г.) связано с народным восстанием, возглавляемым языческими священниками — волхвами. Отклонения от официальной религии, а также церковный раскол 17 века свидетельствуют о живучести языческих элементов, в том числе и в просвещении.

Характеристика третьего и четвертого периодов просвещения в нашем крае будет изложена в следующей статье.

В тексте даются ссылки на книги:

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен XVII в. — М.: Педагогика, 1989.

2. Добровольская Э. Ярославль. — М.: Искусство, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.