Научная статья на тему 'Первые монументальные каменные скульптуры Триполья в свете доизобразительного и схематического этапов развития изобразительной деятельности у детей'

Первые монументальные каменные скульптуры Триполья в свете доизобразительного и схематического этапов развития изобразительной деятельности у детей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМОРФНАЯ СТЕЛА / ЗООМОРФНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / ЭТАП / КОМПОЗИЦИЯ / РИСУНОК / СТИЛЬ / ANTHROPOMORPHIC STELE / ZOOMORPHIC IMAGE / STAGE / COMPOSITION / DRAWING / STYLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Росляков Сергей Николаевич

В статье речь идет о первых памятниках каменной монументальной скульптуры на территории современной Украины. Впервые монументальная пластика поздних трипольских племен (IV–III тыс. до н. э.) юго-западной части Украины рассматривается в качестве памятников изобразительного искусства. Для их анализа автор использует не только привычный для искусствоведения стилистический анализ, но и опыт разработанных в науке о детском творчестве этапов освоения изобразительной деятельности ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST MONUMENTAL STONE'S SCULPTURE OF TRIPOL'S TRIBES AND BEFORE FINE ART STAGE, SO AS SCHEMATIC STAGE OF TAKING POSSESSION OF FINE ART ACTIVITY BY CHILD

The article «The first monumental stone's sculpture of Tripol's tribes and before fine art stage, so as schematic stage of taking possession of fine art activity by child» by S.N. Roslyakov, is devoted to the analysis of first monumental sculptures of late Tripol's tribes (IV–III th. B.C.) on the territory of south – west part of modern state Ukraine. At the first time these sculpture is examined as fine art object. For the analysis of all artifacts the author uses not only style's analysis, but uses the experience of stages in the process of possession of fine art acnivity by child.

Текст научной работы на тему «Первые монументальные каменные скульптуры Триполья в свете доизобразительного и схематического этапов развития изобразительной деятельности у детей»

УДК 7.032(3) Р-75 ББК 85.13(4) Р-75

С.Н. РОСЛЯКОВ

ПЕРВЫЕ МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ КАМЕННЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ТРИПОЛЬЯ В СВЕТЕ ДОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И СХЕМАТИЧЕСКОГО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

Ключевые слова: антропоморфная стела, зооморфное изображение, этап, композиция, рисунок, стиль.

В статье речь идет о первых памятниках каменной монументальной скульптуры на территории современной Украины. Впервые монументальная пластика поздних трипольских племен (IV-III тыс. до н. э.) юго-западной части Украины рассматривается в качестве памятников изобразительного искусства. Для их анализа автор использует не только привычный для искусствоведения стилистический анализ, но и опыт разработанных в науке о детском творчестве этапов освоения изобразительной деятельности ребенком.

S.N. ROSLYAKOV THE FIRST MONUMENTAL STONE'S SCULPTURE OF TRIPOL'S TRIBES AND BEFORE FINE ART STAGE, SO AS SCHEMATIC STAGE OF TAKING POSSESSION OF FINE ART ACTIVITY BY CHILD

Key words: anthropomorphic stele, zoomorphic image, stage, composition, drawing, style.

The article «The first monumental stone's sculpture of Tripol's tribes and before fine art stage, so as schematic stage of taking possession of fine art activity by child» by S.N. Roslyakov, is devoted to the analysis of first monumental sculptures of late Tripol's tribes (IV-III th. B.C.) on the territory of south - west part of modern state Ukraine. At the first time these sculpture is examined as fine art object. For the analysis of all artifacts the author uses not only style's analysis, but uses the experience of stages in the process of possession of fine art acnivity by child.

Как известно, первой антропоморфной каменной монументальной скульптурой, появившейся на территории древней Украины, была скульптура так называемых «усатовских» племен, принадлежавших поздним трипольским племенам, локация которых определяется территорией современной Одесской области Украины и республики Молдова [4. С. 348]. Расположение племен в степной части междуречья Прута, Днестра и Южного Буга обусловило, в том числе, особенности погребального обряда поздних трипольцев. Раскопки археологов выявили в Усатово (рядом с Одессой, между селами Усатово и Большой Куяльник) целый комплекс сооружений, состоящий из поселения, а также грунтовых и курганных могильников, датируемых последней четвертью IV - первой четвертью III тысячелетия до н.э. [3. С. 182]. Комплекс был открыт в 1917 г., а первые археологические раскопки были проведены М.Ф. Болтенко в 1921 г. В более поздних исследованиях участвовали О. Лагодовская, Э. Патокова, В. Збенович, Ф. Петренко, Н. Полищук и др.

В процессе изучения комплекса сделано большое количество важных находок, в том числе так называемых «каменных коридоров» на территории поселения, которые, по мнению археологов, являются культовыми объектами, предметов посуды, в том числе расписной, оружия, украшений, предметов местного центра металлообработки. В качестве редких артефактов археологи называют и позднюю трипольскую пластику, а именно каменную монументальную антропоморфную и зооморфную скульптуру [3. С. 183].

Вместе с тем археологи не уделили внимания артефактам усатовской каменной пластики, особенно с точки зрения изучения первобытного искусства. И если, благодаря трудам Э. Патоковой, В. Бурдо, Ф. Петренко, В. Збеновича, Н. Полищук достаточно хорошо исследована малая пластика поздних трипольцев, то на монументальную скульптуру усатовских племен обратил внимание едва ли

не единственный исследователь - Е.Ю. Новицкий. Им был издан чрезвычайно важный труд «Монументальная скульптура древнейших земледельцев и скотоводов Северо-Западного Причерноморья» [5]. В своей книге исследователь помещает каталог 84 каменных монументальных стел и изображений, среди которых нашли свое место и находки каменной скульптуры из погребений усатов-ских племен. Именно из погребений, поскольку вся монументальная скульптура поздних трипольцев в той или иной степени самым тесным образом связана с погребальными обрядами. Но и у Е.Ю. Новицкого отсутствует взгляд на монументальную пластику, в том числе и усатовскую, как на произведения первобытного искусства. И совсем никто из исследователей не сделал попытки взглянуть на монументальную скульптуру как на первые шаги искусства в смысле освоения нового направления уже не малых, а больших монументальных форм. А ведь для этого были необходимы чрезвычайно важные изменения в мировоззрении первобытного человека.

Заглянуть в мировоззрение первобытного художника, в какой-то степени, можно с помощью разработанных в психологии детского творчества основных этапов развития изобразительных возможностей у ребенка. Современная наука на базе исследований Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Г. Кершенштейнера, В.С. Мухиной, А.А. Смирнова, Н.С. Бледновой, некоторых других исследователей выделяет пять основных этапов развития изобразительной деятельности у ребенка, а именно, доизобразительный, схематический, физиопластический, правдоподобных изображений и этап верных изображений [2. С. 199].

На первом, доизобразительном, этапе ребенок овладевает новыми возможностями изучения окружающего мира через плоское изображение на любой поверхности. Так появляется первый штриховой рисунок. В это время основной формой изображения становятся «каракули». Важным, на наш взгляд, является подмеченное учеными движение от случайных штрихов к штрихам коротким, выстраивающимся в линию, а затем к появлению линии, имеющей закругленную форму [2. С. 202]. В процессе прохождения ребенком этой стадии возникают и первые геометрические формы, прежде всего круг, который явно преобладает в детском творчестве на самой ранней стадии над другими формообразованиями, о чем свидетельствуют многочисленные наблюдения [2. С. 202]. Этот этап захватывает возраст ребенка от 1 до 4 лет.

На втором этапе появляются отдельные, построенные с помощью штрихов, изображения. В этот период у ребенка появляется и активно формируется умение пользоваться ассоциациями. В каракулях ребенок начинает находить сходство с окружающим его предметным миром. При этом в своих изображениях ребенок скорее передает то, что он знает о предметах окружающего мира, а не то, что он видит [2. С. 205]. Именно поэтому в рисунках часто встречаются «лишние», а также гипертрофированные детали. Любопытно, что рисунки, весьма схематизированные (т.е. отражающие самые характерные особенности объекта) на этом этапе, часто дополняются вербальными комментариями, что свидетельствует о понимании самим ребенком недостатков в изображении и, по-видимому, в изобразительных средствах. Этот этап длится от 4 до 6-7-летнего возраста.

Третий этап является, возможно, самым главным, поскольку в возрасте 6-7 лет у ребенка активно развивается воображение, без которого трудно представить вообще какую-либо творческую деятельность [2. С. 208].

Формируется целостность восприятия окружающего мира, что и позволяет ребенку от отдельных, конкретных признаков изображаемого предмета перейти к связям между этими признаками, т.е. к умению передавать взаимоотношения его частей. Ребенок отказывается от схемы в изобразительной деятельности через большую насыщенность рисунка отдельными деталями. Таким образом, возраст 6-8 лет характеризуется большим сдвигом в сторону следующего, четвертого, этапа.

Этап правдоподобных изображений захватывает возраст ребенка от 9 до 11 лет. Схематичность в изображениях сходит на нет, постепенно из рисунков описательного характера со значительным количеством деталей появляются рисунки предметов, правдиво отражающих внешний образ объекта рисования. При этом часть деталей утрачивается в пользу целостности создаваемого образа. Большая часть людей в своих изобразительных возможностях так и остается на данном этапе, и только те дети, которые проходят специальный курс обучения рисованию, переходят на уровень следующего этапа - правильных изображений [2. С. 210].

Этот последний этап овладения ребенком изобразительной деятельностью можно было бы назвать профессиональным, поскольку на этом этапе появляются понятия пластичности, света и тени, в рисунках появляется перспектива, умение передать в рисунке движение. Этап захватывает детский возраст от 11 до 13 лет.

Учитывая хорошо известный биогенетический закон Э. Геккеля о параллельности развития человека в онтогенезе с развитием человечества в филогенезе, автор считает возможным при анализе монументальной скульптуры усатовских племен использовать вышеизложенные этапы развития изобразительной деятельности у ребенка, несмотря на тот факт, что этапы определялись для рисунков, а не скульптуры. Основанием для подобного вывода можно считать многие совпадения и параллели в развитии первобытного рисунка и скульптуры. Известный американский исследователь детского творчества Р. Арнхейм считает, например, что круг является простейшей первичной формой, которую лучше всего воспринимает человек через зрение и очень быстро овладевает ребенок во время первых шагов в освоении графической деятельности [1. С. 167]. Именно круг преобладает в первых детских опытах по рисованию, на что обращал внимание и автор этих строк [6. С. 39-40]. В то же время к позднему палеолиту относится изготовление первобытным человеком так называемых глиняных или каменных шаров [7. С. 185]. Эти шарообразные артефакты из глины или камня, возможно, и есть первые следы изобразительной деятельности человека. Тем более, что современная наука о психологии детского творчества свидетельствует о том, что создавать трехмерные изображения ребенку значительно легче, чем двухмерные, т.е. рисунки, благодаря большей реалистичности скульптуры в сравнении с условностями изображений на плоскости [2. С. 206]. Таким образом, совпадают первичные формы круга и сферы, которые выбирают первобытные художники и дети во время овладения изобразительными навыками и в трехмерном, и в двухмерном пространствах. Подобные факты, по мнению автора, позволяют также применить разработанные учеными этапы в освоении ребенком изобразительной деятельности при анализе монументальной скульптуры первобытных сообществ.

Монументальные каменные изображения усатовских племен, а их найдено более трех десятков, представляют собой зооморфные и антропоморфные изображения в виде круга, трапеции, треугольника, прямоугольника или изображений неправильной формы. При этом зооморфные изображения - это образы исключительно одного животного - быка.

Особенно интересной для нас является каменное изображение головы и верхней части плечевого пояса человека, найденное в Усатово в 1961-1962 гг. во время раскопок 13-го кургана, т.е. изваяние связано с погребальным обрядом. Изображение сделано из известняка, довольно мягкой породы, общие размеры составляют в высоту - 0,35 м, а в ширину - 0,2-0,3 м (рис. 1). Эти размеры соответствуют размерам тела взрослого человека. Голова больше напоминает тщательно исполненный круг нежели голову человека, т.е. уверенно можно говорить о первичной схематизации образа. Отсутствуют какие-либо черты лица, мастер-

каменотес еще не может правильно отделить голову от туловища шеей. Круг становится главным элементом композиции, что указывает на ранний этап развития изобразительной деятельности в направлении монументальной скульптуры конца энеолита. И, действительно, до сегодняшнего дня не известно других, более ранних, образцов монументальной пластики у трипольцев. Скульптура из Усатово соответствует одновременно доизобразительному и схематическому этапу освоения ребенком изобразительной деятельности. Именно в этот период у детей происходит активное развитие ассоциативного мышления. Можно предположить, что человек трипольской культуры уже не удовлетворяется малой антропоморфной пластикой, хорошо развитой к этому времени. Ассоциации реального человека с малой пластикой уже не удовлетворяют общество, по крайней мере, в погребальных обрядах. В этот момент и появляется монументальная каменная скульптура. Следует обратить внимание и на некоторые другие формы, призванные показать человека. Прежде всего, это форма перевернутой трапеции, призванной схематично изобразить плечевой пояс человека, а также формы прямоугольника и треугольника. Последняя, в перевернутом виде, также символизировала форму туловища человека, что подтверждается и изображениями на двухмерной поверхности, о чем ниже еще пойдет речь (рис. 2).

Не менее условными и схематизированными у поздних трипольцев были и изображения животных, точнее быка. В нескольких курганах и культовых ямах были обнаружены каменные головы быков [3. С. 182]. Они также передают образ животного при помощи схематизированного изображения, выделяя при этом рога, как наиболее характерную особенность головы быка. При этом сама голова приближается к форме треугольника, а размеры скульптуры соответствуют натуральным размерам животного: 0,5x0,2 - 0,38 м, или 0,32x0,36 м (см. рис. 3).

Среди артефактов древней трипольской каменной скульптуры есть интереснейший фрагмент памятника в виде прямоугольной стелы с вырезанными на ней двухмерными изображениями человека и животных. Стела была найдена в 1937 г. и, к сожалению, была утрачена в годы войны 1941-1945 гг. (рис. 4). Выполнена она, так же как и все усатовские скульптуры, из известняка, но более плотного по составу. Ее общие габариты составляли 1,1х0,7 м, а на поверхности стелы в технике резьбы по камню нанесены изображения одного человека и пяти животных (четыре изображения сохранились частично).

Справа на поле изображения находится фигура стоящего лицом к зрителю человека. Изображение выполнено схематично с помощью врезанных в камень

Рис. 1. Антропоморфная стела из Усатово (известняк, 0,35x0,2-0,3 м)

Рис. 2. Антропоморфная стела из Усатово (известняк, 0,34x0,36 м)

Рис. 3. Зооморфная стела (голова быка) из Усатово (известняк, 0,5х0,2 - 0,38 м)

линий. Однако, несмотря на схематизм изображения, художник изображает некоторые черты лица, прорисовывает руку и ногу и даже пытается показать одежду изображенного. Голова и лицо человека изображены несколькими резными линиями, а туловище изображено в виде перевернутого треугольника. Правая рука изображена двумя энергичными параллельными дугами, а правая нога развернута вправо и также изображена предельно схематично при помощи параллельных линий. Нижняя часть туловища скрыта под одеждой, которая напоминает юбку или кафтан, при этом форма одежды все тот же знакомый треугольник, но уже вершиною обращенный вверх. Таким образом, все туловище человека состоит из двух треугольников, обращенных вершинами друг к другу. Выше речь шла о треугольнике, обозначавшем антропоморфный образ. Можно говорить о некоем «антропоморфном модуле», активно применявшемся усатовскими каменотесами для нужд погребальных обрядов.

Отдельного комментария заслуживает лицо человека. Прежде всего обращает на себя внимание попытка художника показать улыбку на лице человека. Для этого он приподнимает уголки губ у рта вверх. Подбородок показан в виде острого угла с помощью двух рисок, которые вместе со ртом также образует треугольник вершиной вниз с одной вогнутой стороной. Нос отсутствует, а глаза или брови показаны в виде двух рисок, поставленных под острым углом по отношению друг к другу. От такого положения глаза выглядят раскосыми. Необходимо также отметить, что художник пытается показать шею и, возможно, прическу, состоящую из длинных прямых прядей волос. К еще одной особенности техники исполнения изображения следует отнести уверенную контурную линию, которая может быть и сплошной, и прерывистой.

Не менее интересны и своеобразны изображения животных. Слева, на уровне туловища и головы человека, находятся изображения двух животных. Изображение животного, расположенного вертикально и ниже, имеет объем и довольно большую голову. Туловище имеет форму вытянутую, похожую на форму туловища таксы, ноги короткие и толстые. Контурная линия непрерывная со скругленными завершениями. Подобная техника контурного рисунка существенно отличается от той прерывистой линии, не знающей скругленных завершений, с помощью которой прорезан контур фигуры человека. Определить, что за животное изображено на рисунке, довольно трудно. По мнению Е.Ю. Новицкого, это изображение лошади, как и двух других фигур, находящихся в правом и левом верхних углах стелы [5. С. 138]. По нашему мнению, в равной степени это могут быть изображения собак или коров.

Правее и выше первой фигуры животного изображена вторая. При этом изображение сделано совершенно в другой манере с помощью прямых линий без каких-либо округлых окончаний. Несмотря на то, что вторая фигура не имеет объема, в ней легко можно разглядеть оленя, о чем прямо говорит изображение рогов над головою животного. Обращает на себя внимание еще одна важная деталь, а именно факт двойного изображения задних ног оленя.

Рис. 4. Антропоморфная стела с изображениями человека и животных из Усатово (известняк, 1,1х0,7 м)

Животное расположено строго в профиль, при этом передние и задние ноги изображены в сдвоенном положении. Но художник дополнительно показывает две задние ноги, причем в проекции и отставленные назад.

Последний факт неопровержимо свидетельствует о параллельности в работе первобытного художника со схематическим этапом в процессе освоения ребенком изобразительной деятельности. Так же, как ребенок, первобытный мастер стремится передать все, что он знает про оленя. Он явно демонстрирует зрителю собственные знания того, что животное имеет две передних и две задних ноги, но общее изображение оленя сделано в профиль, поэтому одна передняя и одна задняя нога животного закрыты для зрителя. Очевидно, что стилистически первое и второе животное сильно разнятся между собой, в том числе и по технике исполнения. Также изображение человека резко отличается от изображения первого животного и близко к изображению оленя.

В верхнем правом и верхнем левом углах стелы также находятся изображения животных (слева - одного, а справа - двоих). Впрочем, это полные изображения, а их части, причем, задние части туловищ. Двое животных исполнены в манере первого из ранее рассмотренных животных и, по всей видимости, изображают коней, собак или коров. Внимательный анализ изображения в правой верхней части показывает, что ниже правой верхней фигуры находится изображение еще одного животного, стоящего прямо над головой человека, передней частью обращенной в сторону оленя. Хорошо видны две передние ноги животного и одна задняя. Животное изображено с помощью прерывистой, по выражению А. Леруа-Гурана, «шееспинной» линии. Голова животного, вид которого также весьма трудно определить, находится вне поля изображения, если она вообще была изображена.

Стилистически и технически на стеле можно выделить три типа изображений. К первому типу относятся изображения человека и оленя, расположенные вдоль вертикальной оси стелы и выполненные в технике отдельных, довольно длинных резных штрихов по камню. Ко второму типу относятся три животных с объемными телами, которые по форме напоминают таксу с короткими ногами и хвостами и размещены в направлении под углом в девяносто градусов к изображениям оленя и человека. Они выполнены в технике сплошной резной линии по камню. Возникает уверенное ощущение того, что эти изображения не имеют никакого отношения к двум первым. И, наконец, к третьему типу относится единственное изображение животного в правом верхнем углу между головою человека и частью туловища животного из второй группы. Его изображение выполнено в технике прерывистой линии контура туловища и штриховых линий ног.

Таким образом, на стеле, найденной в Усатово, обнаруживаются три разные по технике исполнения и, одновременно, по стилистике, вырезанные на камне типы изображений, относящихся к схематическому этапу освоения первобытным художником усатовских племен начальной изобразительной деятельности. Разные техника линии и стилистика изображений говорят о том, что перед нами три разных по времени слоя изображений. К первому слою следует отнести изображение человека и оленя, ко второму - изображение трех животных, а к третьему - единственное изображение, исполненное прерывистой линией. Совершенно очевидно, что внутри самого схематического этапа могут существовать отдельные, достаточно хорошо различимые стилистические периоды со своими ярко выраженными особенностями. Эти же особенности подтверждаются аналогичным этапом освоения изобразительной деятельности у ребенка.

Обратившись к древнейшей каменной монументальной скульптуре поздних трипольских племен, живших на юго-западе Украины и на территории Молдавии, автор определил начальный этап развития этой скульптуры как параллельный доизобразительному и схематическому этапам в развитии изобразительных воз-

можностей у детей возраста от 1 года до 7-8 лет. Круг, который зарождается в творчестве еще в доизобразительный период, находит свое применение и в первых образцах монументальной пластики позднего Триполья. Продолжением развития первых форм в монументальной скульптуре являются простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, трапеция, которые встречаются не только в пластике поздних трипольских племен, но и в рисунках на прямоугольных стелах. Рисунки усатовских художников также демонстрируют свою принадлежность к схематическому периоду развития изобразительной деятельности. Они явно более свободны и разнообразны в средствах своей художественной выразительности, нежели памятники монументальной скульптуры.

Следует отметить и попытку художника изобразить улыбку на лице человека. Возможно, это одно из первых проявлений передачи эмоций у человека эпохи энеолита. Как известно, в античном искусстве проявление эмоций воплощается в архаическое время как раз именно в виде так называемой «архаической улыбки» в скульптуре. В античной живописи эмоции появляются довольно поздно, только в творчестве знаменитого живописца Полигнота (V в. до н.э.). Поэтому столь раннее проявление эмоций фактически в рисунках позднего энеолита вызывает уважение к художникам усатовских племен. Однако в монументальной скульптуре нет подобных явлений, более того, по своим признакам она больше принадлежит до-изобразительному этапу, чем схематическому. Правда, не невероятным выглядит предположение о возможно нарисованных охрою чертах лица на памятниках каменной монументальной скульптуры усатовских племен. Несмотря на то, что следов краски не найдено (она могла просто не сохраниться), а рисунок у уса-товцев находился на хорошем уровне развития, можно предположить раскраску лица охрой. В пользу этого косвенно говорит и тщательно обработанная каменотесами поверхность лицевой части головы антропоморфных стел этого времени.

Впервые рассмотренные в работе под углом зрения произведений монументального искусства каменные скульптуры поздних трипольских племен на территории юго-западной Украины предстают в качестве интересных для искусства артефактов. Они убедительно подтверждают возможность применения для анализа произведений древнего искусства параллельных этапов в развитии изобразительной деятельности у детей. И, наконец, анализ этих произведений позволяет приблизиться к пониманию процессов возникновения первых образцов каменной монументальной скульптуры.

Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие I Благовещ. гуманитар. колледж. Благовещенск, 2000. 247 с.

2. Бледнова Н.С. Творчество детей - модель зарождения изобразительной деятельности II Шер Я.А., Вишняцкий Л.Б., Бледнова Н.С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004. С. 195-227.

3. Відейко М.Ю. Трипільська цивілізація. Київ: Академперіодика, 2003. 183 с.

4. Круц В.О. Духовна культура II Давня історія України. Київ: Наукова думка, 1997. Т. I. С. 347-374.

5. Новицкий Е.Ю. Монументальная скульптура древнейших земледельцев и скотоводов Северо-Западного Причерноморья. Одесса: Изд-во Управления культуры, 1990. 181 с.

6. Росляков С.М. Витоки монументальної кам'яної пластики доби енеоліту - ранньої бронзи України у світлі до образотворчої і схематичної фаз опанування дитиною образотворчої діяльності II Походження скульптури. Миколаїв: Можливості Кіммерії, 2011. С. 34-43.

7. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 298 с.

8. Филиппов А.К. Происхождение изобразительного искусства. СПб.: АкадемПринт, 1997.

103 с.

РОСЛЯКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат искусствоведения, доцент, директор, Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина, Николаев (museum0@ukr.net).

ROSLYAKOV SERGEY NIKOLAYEVICH - candidate of Art Criticism, director, NikoIayev Fine Art Museum named after V. Verestchagin, Ukraine, Nikolayev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.