Научная статья на тему 'Первые лица Российской Арктики: «Теперь я понимаю, что мы прошли по лезвию бритвы»'

Первые лица Российской Арктики: «Теперь я понимаю, что мы прошли по лезвию бритвы» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
ОЛЕГ КУРИЛОВ / OLEG KURILOV / ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HEAD OF THE CITY ADMINISTRATION / НОРИЛЬСК / NORILSK / РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / RUSSIAN ARCTIC / КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курилов Олег Геннадьевич

Публикуются ответы Олега Курилова на вопросы интервью с первыми лицами Российской Арктики. Глава Норильска делится своим опытом управленца по созданию комфортной городской среды в экстремальных условиях Севера, рассказывает о своих профессиональных достижениях в управлении муниципальным образованием, которое в соответствии с Указом Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года №296 входит в состав АЗРФ. Важнейшей задачей О.Г. Курилов считает обеспечение в городе достойных условий проживания, тот уровень комфорта, качества жизни, к которому когда-то привыкли норильчане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Top officials of the Russian Arctic: «Now I understand that we have passed the razor''s edge»

The article represents one of the interviews with top officials of the Russian Arctic. Oleg Kurilov, head of Norilsk City administration, shares his management experience in the field of creation of the comfortable urban environment in the extreme conditions of the North, talks about his professional achievements. In accordance with the Presidential Decree "On the land territory of the Arctic zone of the Russian Federation" dated May 2, 2014 № 296 Norilsk is considered as a part of the Russian Arctic. O.G. Kurilov believes that the most important task for him is providing the citizens with the decent living conditions, the certain level of comfort and quality of life the people of Norilsk have already accustomed to.

Текст научной работы на тему «Первые лица Российской Арктики: «Теперь я понимаю, что мы прошли по лезвию бритвы»»

Социологические науки. Политология. Экономические науки Social Science. Political Science. Economics

УДК353.5+332.145

Первые лица Российской Арктики: «Теперь я понимаю, что мы прошли по лезвию бритвы»

© Курилов Олег Геннадьевич, глава муниципального образования город Норильск Красноярского края, вице-президент Ассоциации экономического взаимодействия Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член Совета при председателе Совета Федерации по местному самоуправлению, член Совета муниципальных образований Красноярского края. Аннотация. Публикуются ответы Олега Курилова на вопросы интервью с первыми лицами Российской Арктики. Глава Норильска делится своим опытом управленца по созданию комфортной городской среды в экстремальных условиях Севера, рассказывает о своих профессиональных достижениях в управлении муниципальным образованием, которое в соответствии с Указом Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года №296 входит в состав АЗРФ. Важнейшей задачей О.Г. Курилов считает обеспечение в городе достойных условий проживания, тот уровень комфорта, качества жизни, к которому когда-то привыкли норильчане.

Ключевые слова: Олег Курилов, глава муниципального образования, Норильск, Российская Арктика, комфортная городская среда

Top officials of the Russian Arctic: «Now I understand that we have passed the razor's edge»

© Kurilov, Oleg G. Head of the Norilsk Town administration, Krasnoyarsk Krai, Vice-president of the Association for economic interaction of the Arctic and Far North City Alliance, a member of the Council under the Federation Council Speaker for Local Government, a member of the Council of the Krasnoyarsk Territory Municipalities

Abstract. The article represents one of the interviews with top officials of the Russian Arctic. Oleg Kurilov, head of Norilsk City administration, shares his management experience in the field of creation of the comfortable urban environment in the extreme conditions of the North, talks about his professional achievements. In accordance with the Presidential Decree "On the land territory of the Arctic zone of the Russian Federation" dated May 2, 2014 № 296 Norilsk is considered as a part of the Russian Arctic. O.G. Kurilov believes that the most important task for him is providing the citizens with the decent living conditions, the certain level of comfort and quality of life the people of Norilsk have already accustomed to.

Keywords: Oleg Kurilov, head of the City administration, Norilsk, Russian Arctic, comfortable urban environment

1. Расскажите о своём опыте, своих профессиональных достижениях в управлении регионом, МО в АЗРФ. Как давно Вы работаете в качестве управленца в Арктике, что Вам помогает?

Я был избран на пост Главы Норильска в марте 2012 года — скоро три года как работаю в этой должности. Но моя жизнь на Севере началась гораздо раньше, и Норильск для меня фактически родной город: я живу здесь уже 36 лет, приехал подростком вместе с родителями. И местные проблемы знаю с разных сторон: и как рядовой норильчанин, и как управленец.

Из биографии Олега Курилова. Родился 8 августа 1967 года в Оренбурге. В 1988 году в Норильске начал трудовую деятельность обжигальщиком обжигового цеха Никелевого завода Норильского горно-металлургического комбината им. А.П. Завенягина. В 1999 году закончил Московскую государственную юридическую академию по специальности "Юриспруденция". С 2005 года возглавлял Управление региональных проектов ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», с 2008 года работал заместителем директора ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» по персоналу и социальной политике. В ноябре 2011 г. был избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края. В марте 2012 года — депутатом Норильского городского Совета депутатов. 20 марта 2012 года на первой сессии НГСД IV созыва большинством голосов избран Главой города Норильска.

Олег Курилов активно участвует в общественной деятельности: является вице-президентом ассоциации экономического взаимодействия Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, членом Совета при председателе Совета Федерации по местному самоуправлению, членом Совета муниципальных образований Красноярского края, членом Ассоциации глав органов местного самоуправления Красноярского края, членом Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, входит в состав Совета Таймырского Долгано-Ненецкого местного отделения Красноярского краевого отделения Русского географического общества.

Пожалуй, не готов говорить о личных достижениях. Хотя бы потому, что обеспечивать жизнь города, управлять им невозможно в одиночку: это всегда работа команды, очень разносторонняя, разноплановая. Чем профессиональнее команда — тем выше результат. А ещё

это предельно сложная работа, потому что любой город — это живой организм. Но город за Полярным кругом — особенный организм, хрупкий и крайне чувствительный к изменениям. У нас особые требования к безопасности и надёжности, обеспечению светом и теплом, транспортом и продуктами. Малейший сбой, любое непродуманное решение здесь может привести к глобальным последствиям. Цена ошибки в Арктике высока, как нигде. Банально, но это именно так. Градостроительные, коммунальные, да и самые обычные вопросы повседневной жизни у нас решаются с поправкой на вечную мерзлоту, метели, полярную ночь, возможные 50-градусные морозы... При этом погода каждый год преподносит дополнительные сюрпризы.

Норильск расположен на полуострове Таймыр, в 300 км к северу от Северного Полярного Круга, в 2400 км от Северного Полюса. До столицы Красноярского края — 1500 км. Ближайшие населенные пункты — морские порты Дудинка (90 км) и Диксон (500 км). Характерной особенностью месторасположения города (восточная часть Арктической зоны), является труднодоступность, географическая изолированность. Норильск не связан с железнодорожной и автодорожной сетью страны, автомобильная трасса имеется только с Дудинкой (90 км). Северная часть территории Красноярского ^^ края связана с южными районами лишь сезонным речным транс-

портом. Регулярная связь «с материком» осуществляется через единственный на Таймыре аэропорт г. Норильска. Численность населения Норильска составляет более 177 тысяч человек. Он входит в пятерку самых северных городов мира с населением более 100 тысяч человек. Помимо Норильска в ТОП-5 входят российский Мурманск, норвежский Хаммерферст, Ан-коридж на Аляске и столица финской Лапландии город Рованиеми. Площадь муниципального образования «Город Норильск» составляет 4,5 тысячи км2 или 450 900,85 га. Две трети года среднемесячные температуры воздуха в Норильске отрицательные. Безморозны только вторая и третья декады июня, июль и август. Зимой морозы достигают -560 С. На небольшой глубине от поверхности земли располагается вечная мерзлота, уходящая вниз на 300—500 метров. За зиму на территорию Большого Норильска выпадает до двух миллионов тонн снега, то есть на каждого жителя приходится, в среднем, по 10 тонн снега в год. Зима с долгой полярной ночью, лето — короткое и часто дождливое.

Вот недавний пример. 2014-й год был аномально дождливым, а в 2013-м стояла просто тропическая жара. Вплоть до того, что происходило растепление грунта, дороги проседали, высыхали озера, а уровень воды в реке Норильской, основном источнике и технической, и питьевой воды для города, резко упал. Что делать в ситуации, когда и без того высокие риски многократно возрастают? Администрация совместно со службами МЧС и руководством ГМК «Норильский никель» приняла решение ввести режим повышенной готовности. Город жил в этом режиме более года ! Для оперативного управления создали рабочую группу. Было построено специальное гидротехническое сооружение, которое в течение всей зи-

мы удерживало уровень воды на отметке, позволяющей нормально функционировать всем структурам и объектам жизнеобеспечения. Получился такой пример государственно-частного партнёрства в действии. Вы спрашивали про достижения — так вот я вижу нашим общим достижением то, что мы упредили возникновение чрезвычайной ситуации, последствия которой так трудно ликвидировать. В тот год мы тщательно и чётко отслеживали все параметры. Мониторинг вёлся круглосуточно. На случай, если бы всё-таки возникла острая нехватка воды, существовал план отключения объектов: сначала промышленных, затем социальных, в последнюю очередь — детских садов и школ. А если бы все усилия ни к чему не привели, мы были готовы полностью эвакуировать город. Практически мы тогда прошли по лезвию бритвы.

В следующем, 2014-м, году город тоже жил в напряженном режиме, учитывая, что с засухой и падением уровня воды в 2013-м наши главные ГЭС, Курейская и Усть-Хантайская, работали вполсилы, и основная нагрузка пришлась на три норильские ТЭЦ. Мы заранее спрогнозировали, что станциям в этих условиях не будет хватать топлива, и оперативно построили дополнительный газопровод: ввели его в эксплуатацию зимой прошлого года всего за 3—4 месяца. Конечно, это тоже была совместная работа: двух муниципалитетов, Норильского и Таймырского, и Норильскгазпрома. Причём действовали мы не в авральном режиме, а спокойно и спланированно. В 2014 году в противоположность 2013-му выпало очень много снега, а летом дождь шёл не переставая. Вода практически смывала дорожное покрытие, пришлось аварийно восстанавливать несколько коллекторов. Горжусь тем, что удалось предотвратить аварийные ситуации.

2. Назовите, пожалуйста, успехи, достижения возглавляемого Вами региона, муниципального образования в прошедшем 2014 году. Какие проблемы удалось решить, как Вы добились успешных результатов?

Все, о чём я говорил выше, — экстремальные обстоятельства. В целом, для управленцев, работающих на Севере, я считаю, важнейшей задачей в обычном режиме обеспечить в городе достойные условия проживания, тот уровень комфорта, качества жизни, к которому когда-то привыкли норильчане. Вот над созданием комфортной городской среды мы и работали в 2014-м году и продолжаем работать в текущем.

У норильчан особый менталитет. Сегодня люди копят деньги, чтобы «ни в чём не отказать себе» в отпуске, или вкладывают в жильё на материке, платят ипотеку. Норильск воспринимается людьми не как город, в котором они родились, живут и будут жить, но как временное пристанище. При этом в Норильске люди живут по 40—50 лет, мало того, пожив

где-то за пределами, возвращаются «с материка» домой, в Норильск, даже пенсионеры. Уезжают, сравнивают и ...возвращаются. А если всё же уезжают, то обязательно в новом месте продолжают считать себя норильчанами, создают свои норильские сообщества, обязательно держатся и сохраняют связи друг с другом.

Так вот моя задача как руководителя города — обеспечить людям здесь, в их родном городе, достойные условия жизни, сравнимые с материковыми, а то и лучше. Одна из задач — возродить гражданскую инициативу, когда норильчане вместе с администрацией, с друзьями, соседями могли бы сделать свой двор, подъезд, улицу красивее, чище, уютнее. Поэтому мы очень ценим и поддерживаем любую активность жителей. Всегда повторяю: мы живём здесь и сейчас, здесь растут наши дети, и жизнь нельзя и неправильно откладывать на потом.

В этом плане мы стараемся строить удобный город с комфортной средой. Например, еще в 2013 году, к 60-летию Норильска, привели в порядок самую длинную центральную улицу города — Ленинский проспект. Отремонтировали все фасады от въезда в Норильск до выезда из него. Городские фасады ремонтируются каждый год, причём не обязательно на центральных улицах: в прошлом году обновили внешний вид домов в районе Талнах, юбилей которого скоро будем отмечать, и на въезде в другой район — Кайеркан. Пусть хотя бы сейчас на въезде, но теперь район радует глаз. Будем продолжать поэтапно — на всё сразу денег не хватает, это очень большие вложения.

Кроме фасадов, продолжаем ремонтировать подполья домов по 10-летней программе: ежегодно сдается от 30 до 70 объектов. В домах, которые попали в перспективный жилой фонд, укрепляются фундаменты, свайные основания. Кроме того, каждый год капитально ремонтируем не менее 160 квартир, многие из которых стояли без ремонта по 20 лет. На содержание и ремонт дорог ежегодно тратим 800 с лишним миллионов рублей.

Достижением последних лет я считаю и то, что совместными усилиями с компанией «Норильский никель» были введены в эксплуатацию три новых детских сада по 300 мест каждый: современные, с верандами и бассейнами. В результате мы полностью ликвидировали очередь в детсады для детей от трёх до семи лет. Также в этом году планируем закончить реконструкцию шестой общеобразовательной школы, которая не ремонтировалась с 1953 года, времени постройки. Теперь это практически новое помещение, рассчитанное в том числе и на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нарушенным слухом. Это будет первая школа в Норильске с установленными лифтами и самым современным интерактивным обучающим оборудованием.

В Норильске дети и молодёжь ограничены в возможностях проводить время на улице, и потому удобные здания для отдыха и общения здесь строить гораздо важнее, чем «на материке». Так что когда приступили к реконструкции здания молодёжного центра и решали, что расположится в нём после ремонта, выбор был сделан опять же в пользу современного центра молодёжного общения — 2 спортивных зала и один танцевальный, коворкинг-зона, игротека, «книговорот», библиотека по обмену, on-line пространства и т.д. Такая многофункциональность необходима, чтобы ребята приходили сюда заниматься совместной деятельностью, интересно проводить досуг. С теми же целями ремонтируем дворец спорта «Арктику»: в нём обновили манеж, полностью починили фасад, коллектор, привели в порядок раздевалки.

Не так давно в Норильске открылся торгово-развлекательный комплекс «Арена». Да, это коммерческий проект ГМК «Норильский никель», но такой центр был давно необходим городу. С появлением «Арены», со стилизованными фонарями, уютными аллеями, мы стали чуть-чуть более европейским городом. В этом году в комплексе должен появиться «аквапарк» — с большим фитнес-залом, бассейновой зоной. Уверен, он тоже будет востребован у горожан.

3. Что не получилось у Вас как у регионального арктического топ-менеджера и почему?

Я бы не стал ставить вопрос таким образом. Я ещё не подвожу итоги, мы продолжаем работать. Конечно, сложностей очень много, проблемам несть числа, но есть мысли о том, как улучшить процесс управления, как приблизить общую жизнь норильчан к общемировым стандартам, компенсировать людям в быту и повседневности те трудности, с которыми они сталкиваются в силу географических и климатических особенностей.

Проблемы, которые не можем решить на уровне муниципалитета, выносим на региональный и федеральный уровни. Так, мы поднимали этот вопрос о необходимости наблюдения за мерзлотой на Красноярском экономическом форуме, где обсуждалась тема дальнейшего освоения Арктики. Для всех городов Арктической зоны вопрос научного наблюдения за изменениями мерзлотных пород очень важен. Изменения мерзлоты приводят к деформации зданий и сооружений жилого фонда, инфраструктурных объектов города. Сейчас в Норильске практически четверть многоквартирных домов от общего количества имеют высокий показатель физического износа. Ежегодно мы вынуждены сносить как минимум один жилой дом. Без федеральной программы вопрос решить практически невозможно. Наши предложения были услышаны представителями Совета Федерации и взяты ими под личный контроль.

4. Ваши планы на 2015 год. Что необходимо сделать в первую очередь?

Конечно, хотелось бы побыстрее закончить ремонт всех начатых объектов и перейти к следующим. Но учитывая экономический кризис, планы строим из принципа приоритетности. Одной из ключевых тем повестки дня выступает тема межбюджетных отношений. В середине марта в Нарьян-Маре завершился очередной Съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Север, где мы в очередной раз подняли тему об источниках и проблемах формирования местных бюджетов муниципальных образований.

Существующая система распределения доходов предполагает, что собственные доходы муниципалитетов составляют до 50 процентов от общего объема доходов бюджетов, а в некоторых муниципалитетах даже до 30 процентов. Оставшаяся часть доходов предоставляется в виде безвозмездных перечислений из бюджетов регионов, где преобладают дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Нужны меры для обеспечения сбалансированности местных и региональных бюджетов. Отсутствие таковых приводит к накапливанию нерешённых проблем. Особенно это касается расходов капитального характера, так как собственные доходы, в первую очередь, направляются на осуществление социальных расходов. Сейчас средств бюджета не хватает на проведение аварийно-восстановительных работ, не говоря уже о поддержании объектов в надлежащем техническом состоянии. Всё это оказывает существенное влияние на снижение качества жизни горожан и лишает территории возможности развиваться. Наши предложения по изменению бюджетного законодательства Российской Федерации, изложенные на Съезде, были направлены в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

В 2015 году продолжаем все начатые нами проекты, выполняем социальные обязательства, работаем в текущем режиме, обеспечивая жизнедеятельность города. Есть и стратегические вещи, например, строительство объездной дороги, которая давно необходима Норильску. Средства на нее рассчитываем получить через дорожный фонд. Конечно, это достаточно большие суммы, но дорога нужна, чтобы разгрузить городские магистрали, где объем автотранспорта увеличивается с каждым годом. Построив объездную трассу, мы могли бы напрямую пустить поток из Талнаха в Кайеркан (Примечание: Талнах, Кайеркан — районы г. Норильска, расстояние между ними составляет почти 50 км).

Есть большие планы по ремонту коллекторного хозяйства. Особенность Норильска в том, что у нас, в отличие от многих северных городов, все коммуникации подземные. Естественно, это намного дороже при обслуживании и ремонте, но благодаря таким решениям Норильск выглядит более ухоженным городом.

В течение 2015—2016 годов необходимо реализовать один из основных стратегических проектов — провести реконструкцию взлётно-посадочной полосы аэропорта Норильска. Масштаб этой работы можно оценить по факту: норильский аэропорт — единственные «воздушные ворота» Таймыра. Это ключевой транспортный объект всей Арктики. Реализация проекта оценивается примерно в 12,5 миллиардов рублей.

5. Каким Вы видите будущее Российской Арктики на период до 2020 года? Что должно измениться в лучшую и худшую сторону, что останется на прежнем уровне?

Мы давно поднимали вопрос о создании на государственном уровне единого центра ответственности, занимающегося вопросами Арктической зоны. В этом году создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, которую возглавил Д.О. Рогозин. Также начала работу Полярная комиссия Красноярского края. Идет поступательное движение на самых высоких уровнях, значит — положительные изменения обязательно будут. Конечно, хотелось бы, чтобы побыстрее был принят закон об особом статусе Арктической зоны, который уже около 15 лет находится в подвешенном состоянии. Сегодня есть концепция, есть программа. И Президент России поручил обеспечить её финансирование, начиная с 2017 года. Но для того, чтобы программа работала, нужно чёткое понимание перспектив развития Арктики.

Какого будущего мы ждём для Норильска? Наш город, имеющий достаточно развитую инфраструктуру, может стать площадкой для дальнейшего развития Таймыра. Норильск вместе с Дудинкой мог бы образовать единую северную территорию, способную вместить ещё от 30 тысяч человек.

Разведанных в Норильском районе запасов хватит ещё на полвека и более, так что предприятия должны работать стабильно. В регион зашла компания «Русская Платина», и уже в 2018 году планируется получить продукцию с первого месторождения — Черногорского. Это тоже и дополнительные территории развития, и новые рабочие места, приток рабочей силы: заявлялось о потребности в 3 тысячи работников, а это значит, что с учётом семей на Север приедут около 7 тысяч человек.

С закрытием в Норильске старого производства Никелевого завода, принадлежащего ГМК «Норильский никель», улучшится экологическая обстановка. Производство планируется закрыть до конца 2016 года. При сокращении людей администрация тщательно следит за выполнением компанией всех социальных гарантий. Сокращаемых работников в «Норильском никеле» предполагают отправить на переобучение и трудоустроить на другие предприятия.

6. Что необходимо сделать в модернизации управления на федеральном уровне?

Однозначно нужно практически реализовать полный комплекс мер по развитию Российской Арктики, принять федеральный закон об АЗРФ. Провести аудит программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» и определить источники финансирования. Изучить возможности перехода к проектному менеджменту в Арктике, формированию портфеля арктических проектов, их отбору, инвестированию и реализации в краткосрочной перспективе. Важно развивать региональные институты горизонтальной интеграции в Российской Арктике. Требуется наладить учет островов в Северном Ледовитом океане на федеральном и региональном уровнях, постоянно заботиться о безопасности России в Арктике. Самые позитивные ожидания, и не только у

меня, связаны с деятельностью функционирующей с марта этого года Государственной ко-

1

миссии по вопросам развития Арктики .

7. Какое влияние на социально-экономическое развитие субъектов АЗРФ окажет, по Вашему мнению, финансово-экономический кризис 2015—2016 гг.?

Повторюсь, мы уже ощущаем кризис на себе. Полагаю, в ближайшие два года нас ждёт свой вариант стагнации: скорее всего, не таким активным будет развитие проектов, на которые мы рассчитывали. На две трети наш городской округ финансируется из регионального бюджета, который, в свою очередь, имеет большой государственный долг. Все мы живём в едином пространстве, и, конечно, экономические проблемы страны коснутся и Норильска.

8. Следует ли вести в настоящее время разведку и добычу углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Арктики, в море, а не на суше?

На мой взгляд, конечно, следует. При этом, необходимо учитывать факторы экологии

и безопасности. Это проекты, рассчитанные на дальнюю перспективу.

9. Каким Вы видите будущее развитие перевозок по Севморпути в ближайшие годы?

Для Норильска Северный морской путь — это не будущее, а настоящее. Все основные транспортные потоки, завоз необходимых для функционирования города грузов, вывоз готовой продукции осуществляются водным путем. Мы расположены и в географическом центре России, и в центре СМП. Но дальнейшее расширение перевозок по этой трассе, мне ка-

1

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2015 года №228 утверждено Положение о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Распоряжением Правительства РФ от 14 марта 2015 года №431-р утверждён состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики во главе с Д.О. Рогозиным, зам. Председателя Правительства РФ. URL: http://government.ru/media/files/Cozw5FAxCGc.pdf; http://government.ru/ media/files/cIXc75AyPvw.pdf (дата обращения: 23.03.2015).

жется, должно быть продуманным, поскольку с ростом потока судов возникнут экологические проблемы. Повторюсь, возникнут и вопросы безопасности.

10. Расскажите о себе то, что считаете нужным. Как Вы оказались в Арктике, как в целом оцениваете свою жизнь на Севере?

Как я уже говорил, я приехал в Норильск, когда мне было 12 лет, вместе с родителями. Закончил местную школу, отсюда пошёл в армию, а когда вернулся, устроился работать на Никелевый завод. 11 лет отработал на нём машинистом крана. Получив юридическое образование, ушёл специалистом в правовое управление. За всю мою 36-летнюю жизнь на Севере, как и у большинства норильчан, у меня периодически возникали мысли уехать. Особенно в 90-е годы, когда по полгода на предприятии не выплачивалась зарплата. Возможности переехать тоже были, была и квартира «на большой земле». Но когда приезжаешь «на материк» и начинаешь сравнивать с Норильском, обнаруживаешь, что инфраструктура развита хуже (если не рассматривать столицу), зарплата ниже, социальных гарантий меньше, а главное — люди не такие, как на Севере.

Почему вообще северяне уезжают? Либо они уже достигли всего, чего хотели, либо нашли на материке работу, сопоставимую по уровню зарплаты и требуемым навыкам, либо собираются развиваться в каких-то новых для себя сферах. В моем случае возникал третий вариант. Каждый раз, когда я хотел уехать, здесь появлялись новые задачи. Я остался и не жалею об этом. Судьба распорядилась именно так.

Рецензент: Лукин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. №296

Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации

1. Территория Мурманской области.

2. Территория Ненецкого автономного округа.

3. Территория Чукотского автономного округа.

4. Территория Ямало-Ненецкого автономного округа.

5. Территория муниципального образования городского округа "Воркута" (Республика Коми).

6. Территории Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (района) (Республика Саха (Якутия).

7. Территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край).

8. Территории муниципальных образований "Город Архангельск", "Мезенский муниципальный район", "Новая Земля", "Город Новодвинск", "Онежский муниципальный район", "Приморский муниципальный район", "Северодвинск" (Архангельская область).

9. Земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" и других актах СССР.

Примечание. Территории муниципальных образований, названных в пунктах 5-8 настоящего приложения, указаны в границах по состоянию на 1 апреля 2014 г.

Рисунок 1. Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

2 мая 2014 года № 296. URL: Ь|«р://президент.рф/документы/20895 (дата обращения: 04.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.