НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПЕРВЫЕ КОВАЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ»
16-17 ноября 2006 г. на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета прошла научная конференция «Социологическая эпистемология и методология в XXI веке». Данное мероприятие проводилось в рамках программы празднования «Дня социолога». В этом году уже ставшая традиционной ноябрьская конференция получила новое наименование — Ковалевские чтения. Организаторами I Ковалевских чтений, посвященных в этом году актуальным проблемам социологической теории, методологии и эпистемологии, выступили кафедра теории и истории социологии факультете социологии СПбГУ и Социологическое общество им. М.М. Ковалевского
В работе конференции приняли участие ученые-социологи из 12 регионов РФ. Предварительно опубликованные тезисы докладов и выступлений (Социологическая эпистемология и методология в XXI веке. Материалы Первых Ковалевских чтений. СПб., 2006) включают 84 наименования. Наряду с докладами специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, были представлены доклады коллег из Ангарска, Владивостока, Белгорода, Иваново, Ижевска, Калининграда, Новосибирска, Омска, Перми, Самары, Тамбова.
Торжественная часть конференции включала в себя выступления декана факультета социологии СПбГУ проф. Н.Г. Скворцова и почетного председателя Социологического общества им. М.М. Ковалевского, зав. кафедрой теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ проф. А.О. Бороноева, а также церемонию открытия бюста М.М. Ковалевского в мемориальной аудитории на факультете социологии СПбГУ.
В приветственном слове декан факультета Н. Г. Скворцов подчеркнул высокую символичность того факта, что ежегодная научная конференция получила имя «Ковалевские чтения». Проведение чтений должно подчеркивать идею следования факультета социологии СПбГУ традициям русской социологии. Проф. А. О. Бороноев познакомил собравшихся с историей основания Социологического общества им. М. М. Ковалевского, основными направлениями его научной и просветительской деятельности. А.О. Бороноев также представил участникам конференции недавно изданный сборник трудов известного русского социолога К.М. Тахтарева. В завершение торжественной части Н.Г. Скворцов и А.О. Бороноев вручили премии им. М.М. Ковалевского чл.-кор. РАН Ж.Т. Тощенко и проф. факультета социологии СПбГУ Н.А. Головину.
Собственно научная работа конференции началась на пленарном заседании. С докладами выступили проф. факультета социологии СПбГУ О.И. Иванов, чл.-кор. РАН Ж.Т. Тощенко, проф. В.П. Култыгин (ИСПИ РАН) и проф. В.Д. Плахов (РГПУ).
Общий тон дискуссии был задан докладом О.И. Иванова «Социологическая эпистемология и (или) методология?». Докладчик, говоря о современном статусе социологического знания, акцентировал внимание на том, что важную роль в современном самоопределении социологии, в прояснении и анализе проблем развития социологических знаний и призвана выполнить социологическая методология и (или) социологическая эпистемология. Докладчик предложил подробный обзор типичных определений понятия методологии, после чего разъяснил суть собственного подхода к тому, что есть социологическая методология.
Ж.Т. Тощенко в докладе «Социологическое знание: парадигмы, уровни, структура» предложил собственную классификацию социологического знания, в основе которой лежит предметно-объектный принцип познания. В социологическом знании следует выделять четыре уровня: общесоциологические теории, отраслевые теории, специальные теории и частные вспомогательные концепции.
Проф. В.П. Култыгин в своем докладе «Тренды мировой социологической методологии» сосредоточился на проблеме инновации в социологической методологии. Ученый высказал сомнения относительно возможности разработки универсального внутренне непротиворечивого набора социологических методов. По убеждению докладчика, теоретический плюрализм неизбежно обусловливает методологический плюрализм.
Острополемичный доклад «Социология: эпистемологический аспект» был представлен проф. В.Д. Плаховым. Актуальной проблемой современной социологии автор доклада назвал неразработанность метатеории социологии, в которой с необходимостью должен учитываться историко-культурный контекст развития социологический мысли.
Работу конференции продолжили заседания двух секций: общие проблемы социологической методологии и эпистемологии, а также методологические и эпистемологические проблемы отраслевых социологических дисциплин. Особо отметим глубокий интерес участников конференции к вопросам общесоциологической методологии. В работе этой секции приняло участие около 60 слушателей.
В связи с юбилейной датой — 90 лет со дня основания Социологического общества им. М.М. Ковалевского — многие доклады и выступления были посвящены анализу теоретического наследия русской социологии. Проф. М.Б. Глотов, проф. С.С. Бразевич подчеркнули роль научной и общественной деятельности М.М. Ковалевского в процессе институционализации российской и зарубежной социологии как отрасли научного знания и образовательной дисциплины. Доц. О.В. Прокуденкова (СПбГУКИ) заострила внимание на восприятии идей Ковалевского в среде его современников. Отдельные аспекты теоретического наследия П. Сорокина, Л.Е. Оболенского нашли отражение в выступлениях М.В. Ломоносовой, Н.В. Демьяненко.
Среди проблемных докладов хочется отметить выступления проф. В.Я. Ельмеева, проф. В.Я. Фетисова (РГИ СПбГУ), проф. Е.А. Островской. Проф. В.Я. Ельмеев в докладе «К трудовой теории в социологии» предло-
Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 4
жил собственное решение давно обозначившейся в теоретической социологии проблемы соотношения «деятельности» и «структуры». По мнению докладчика, данное противопоставление разрешается при обращении к теории труда, позволяющей подвергнуть анализу общественную структуру и социальное развитие.
Проф. В.Я. Фетисов сосредоточил внимание на проблемах дифференциации и дезинтеграции социологии как науки. Одной из центральных причин нарушения принципа системности в организации социологического знания следует считать недостаточную определенность предметной области социологии как научной дисциплины.
Особый интерес участников конференции вызвал доклад проф. Е.А. Островской «Теория и методология изучения традиционных религиозных идеологий», посвященный проблеме социологического изучения роли традиционных религиозных идеологий в процессе глобализационных изменений. Е. А. Островская подробно осветила основные концептуальные составляющие предложенной ею теории институционализации традиционных религиозных идеологий, разъяснила методологию применения этой теории в междисциплинарных исследованиях процессов комплексных социально-экономических, политических, культурных изменений.
В работе секции «методологические и эпистемологические проблемы отраслевых социологических дисциплин» приняло участие более 50 человек.
Методологическим проблемам социологии религии были посвящены доклады М.Ю. Смирнова, Т.П. Беловой, выступление Я.В. Грусман. М.Ю. Смирнов в докладе «Современная российская социология религии: проблема самоопределения» подчеркнул, что отсутствие сложившегося профессионального сообщества социологов религии свидетельствует о незавершенности процесса институционализации российской социологии религии как отрасли научного знания и образовательной дисциплины. Выступавший также акцентировал свое внимание на невостребованности социологии религии как отрасли современной российской социологии. Его доклад вызвал дискуссию, к которой неоднократно возвращались участники секции.
Т.П. Белова в докладе «Концепт десекуляризации как теоретико-методологический подход к анализу современных религиозных процессов» обозначила методологические основания использования в социологии и социологии религии концепта десекуляризации. Необходимость обращения к такому концепту обусловлена значимостью религиозных ценностей, религиозного сознания и религиозных практик в современном обществе.
Методологические проблемы социологии культуры были проанализированы в докладе Б.А. Смагина «Как возможна социология культуры?». Докладчик подчеркнул, что методологический плюрализм современных концепций культуры свидетельствует о кризисе парадигмы культурознания. Определение культуры становится невозможным на фоне дезинтеграции и фрагментации социально-гуманитарных наук, в условиях разрыва социальных и гуманитарных дисциплин под влиянием разночтения ими рациональных и эмпирических стандартов.
Проблемы социального управления и социальной политики современной России была отражена в докладах проф. Л.Т. Волчковой «Качество государственного управления: теоретический аспект», проф. И.А. Григо-
рьевой «Российская социальная политика между ожиданиями граждан и отсутствием целей», а также в сообщении Э.Ф. Бургановой «Риск как категория социологии управления».
Проф. Л.Т. Волчкова подчеркнула, что социологическое осмысление качества государственного управления позволяет определить его как интегральную характеристику управленческой деятельности государственных служащих и ее результатов. Тогда качество государственного управления представляет собой не только устойчивое взаимоотношение элементов процесса, характеризующее его специфику, но и целостный, динамичный, сознательный, планомерно организуемый, управляемый процесс.
Проф. И. А. Григорьева, обращаясь к проблемам российской социальной политики последних 10-12 лет, обратила внимание на уменьшение значения роли государства в социальной политике, но увеличение его роли как социального института, способного обеспечить более справедливое распределение выгод от рыночной экономики. Докладчица обозначила также широко дискутируемую в последнее время проблему трансформации моделей социальной политики и социального государства/государства всеобщего благосостояния.
Особый интерес вызвал доклад Т.М. Симоновой «Социологическая модель решения социальных проблем». Докладчица предложила объединить, согласно принципу полипарадигмальности социологии, два социологических подхода: классический позитивистский и альтернативный ему структуралистский. Это позволит создать общую социологическую модель решения социальных проблем на макро-, мезо- и микроуровнях социальной жизни и их взаимодействия.
Методологические обоснования прикладного исследования были рассмотрены в докладе проф. В.Г. Овсянникова «Методология прикладного социологического исследования». По мнению проф. Овсянникова, именно через применение методологических принципов в методике происходит реализация методологии. Органическая взаимосвязь принципов социологического метода, по мысли докладчика, наиболее последовательно представлена в разработанном Марксом методе восхождения от абстрактного к конкретному. В прикладном социологическом исследовании методология реализуется через применение трех взаимосвязанных принципов: конкретизации, типологизации и объективизации.
Особо отметим доклад проф. П.И. Смирнова «Счастье как социальный результат индивидуальной жизни». По мысли автора доклада, счастье можно трактовать как самореализованность человека в различных социальных объединениях. Социологическое определение счастья может быть сформировано на основе понятий «социальная значимость» и «тип взаимодействия» между людьми. Объективно счастливым может быть назван такой человек, который в достаточной мере реализовал себя во всех основных объединениях людей.
Предметная область социологии образования была рассмотрена в сообщении П.И. Рысаковой «К вопросу о предмете социологии образования».
На заключительном заседании проф. Н.Г. Скворцов и проф. А.О. Бороноев подвели основные итоги работы конференции. Было принято решение о проведении II Ковалевских чтений в ноябре 2007 г.
Я.В. Грусман, П.И. Рысакова