Научная статья на тему 'Первые контакты русских и бурят'

Первые контакты русских и бурят Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1189
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нанзатов Баир Зориктоевич

В настоящее время чрезвычайно важной задачей, служащей целям обновленной этнокультурной политики российского государства, является подтверждение фактов добровольного присоединения к России народов южных и восточных регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые контакты русских и бурят»

Баир НАНЗАТОВ

ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ РУССКИХ И БУРЯТ

В настоящее время чрезвычайно важной задачей, служащей целям обновленной этнокультурной политики российского государства, является подтверждение фактов добровольного присоединения к России народов южных и восточных регионов.

НАНЗАТОВ Баир Зориктоевич, к.и.н, н.с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

Одной из таких окраин, ставшей частью России в XVIII в. является этническая Бурятия, в настоящее время на карте России представленная Байкальским субрегионом, административно разделенным на Республику Бурятия, Иркутскую область и Забайкальский край.

С того момента как был установлен первый Братский острог в 1627 г. и до 1727 г., когда был подписан Буринский договор, произошло много событий, приведших к присоединению Бурятии к России. Ранние этапы присоединения, действие которых происходило в Западной Бурятии, в монгольское время известной как область Баргуджин-токум, в основном носили противоборствующий характер.

Первые документы, в которых встречаются сведения о бурятах, («братах» — в документах того времени) отражают представления томских воевод о них как о воинственном многочисленном народе, наряду с киргизами выступавшем в роли соперника русских завоевателей в покорении и обложении данью народов Восточной Сибири1.

По сведениям 1609 г. «браты» обложили данью джесаров, жителей Минусинской котловины, до прихода сюда русских отрядов. В последующие годы «браты» обложили данью аринов, обитателей долины Енисея2. В начале 1620-х гг. в Томске неоднократно упоминаются «браты» как в связи с кочевыми ордами, окружавшими город, так и с угрозами прибытия под Томск многочисленных «братов». В 1623 г. в одном из донесений есаула Кусточика говорится, что «...три тысячи бурят помимо кыштымов идут воевать аринцов, качинцов, басагар, керексуков и мелесских людей», в связи с чем 11 декабря 1623 г. из Енисейска в братскую землю были командированы Ждан Козлов, В. Лодыгин, А. Иванов с наказом собрать сведения об экономике и вооруженных силах бурят. В связи с укреплением своих позиций в регионе у русской администрации менялось отношение к «братской земле»; русские постепенно стали осознавать, что регион представляет собой богатую добычу по сравнению с немногочисленными таежными племенами енисейской долины3. В эти годы посылаются несколько отрядов с экспедицией для прохождения в братскую землю, однако ни одной из них не удается достичь бурятской земли. И только в 1627 г. Максимом Перфильевым, стоящим во главе сорока казаков, был установлен первый Братский острожек (зимовье) выше устья реки Илим на шестьдесят верст. Однако он обложил данью лишь некоторых бурятских кыштымов: налягиров, шамагиров и ордынцев4. Вслед за Перфильевым в братскую землю отправился стрелецкий сотник Петр Бекетов во главе отряда из тридцати казаков. Однако

1 Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (ХУП—ХУШ вв.). - Л.,1937, стр. 24.

2 Там же, стр. 25.

3 Там же, стр.27—28.

4 Кыштымы — зависимое население, в данном случае тунгусы — данники бурят.

11’2008

ВЛАСТЬ

61

и в 1628 г. с основанием Красноярского острога на границе киргизских земель конкуренция между русскими и бурятами в обложении данью жителей Минусинского края сохранялась.

В 1628—1629 гг. состоялась первая встреча бурят и русских1, во время которой произошел обмен дарами, в то же время воспринимаемый русскими как факт обложения данью бурятского населения.

Однако «мирный» этап быстро оборвался в 1629 г. после погромов отряда Якова Хрипунова и присоединившихся к нему красноярских казаков, общим числом около трехсот человек. Отряд Якова Хрипунова, несмотря на «мирное обложение данью» Петром Бекетовым ангарских бурят, вновь вторгся в эти же пределы где и попытался обложить данью икинатов, проживавших в месте впадения в Ангару реки Оки. Встретив вооруженное сопротивление не желавших платить вторично икинатов, Хрипунов погромил их улусы. Далее, пройдя десять дней вверх по Оке, они вновь встретили бурятское население, отказавшееся платить ясак, и, учинив погром, вновь свернули к Ангаре, где недалеко от устья Уды произошло третье сражение. Во всех сражениях русскими были захвачены пленные в качестве «погромного ясыря», а имущество бурятского населения было разграблено. После погрома бурятских земель Яков Хрипунов со своим отрядом ушел в Илимский острог, где зимовал, опасаясь мести бурят, а красноярцы вернулись в Енисейск, приведя с собой в большом количестве ясырь (пленных) для реализации на рабских рынках Сибири2. Часть из них (69 человек из улусов Баяракана, Братая и Кодогуня) была отобрана у красноярцев в Енисейске.

Процесс временного «вхождения под царскую руку» и постоянного «отложения от царя» затягивается на несколько десятилетий, но несмотря на это в Прибайкалье вслед за Братским острогом, поставленном среди улусов икинат-ского князя Кодогуня, один за другим стали появляться остроги: Верхоленский Братский острог в землях эхиритов, Удинскиий острог в землях ашибагатов, Балаганский острог и Идинский острог в землях булагатов, Иркутский острог на границах булагатов и шошолоков,

1 Сборник документов по истории Бурятии. — Улан-Удэ, 1960, стр. 17.

2 Окладников А.П. Указ.соч., стр.51—55.

Тункинский острог в землях хонгодоров, шошолоков и тэртэ.

Период 1630—1650-х годов можно охарактеризовать как полномасштабную войну за независимость между бурятами и русскими завоевателями. Весной 1631 г. произошло столкновение енисейского отряда с ашибагатами князя Кориндея.

В 1634 г. из Москвы приходит указ, в котором против непокорных бурят разрешено отправлять «многих служивых людей с огненным и со всяким боем и велим их разорять, самих побить, а жон их и детей их в полон поимать, так же учинить, как и Яков Хрипунов с нашими служивыми людьми учинил, и та им будет кровь самим от себя за свое непослушание и измену».

В этом же году в Братский острог во главе отряда в 105 человек с карательной миссией прибывает Дунай Васильев. Намереваясь подчинить икинатов, отряд двинулся к бурятским улусам, где был полностью уничтожен, после чего буряты дотла сожгли Братский острог.

В 1635 г. прибывает отряд в сто человек во главе с Николаем Радуковским, которым на новом месте, выше порога Падун, на правом берегу Оки был возведен заново Братский острог, в самом центре бурятских летников и покосов. Радуковскому с помощью проводников тунгусов удалось взять в аманаты самого князя Котогура и сына князя Баяракана Мухора, благодаря чему ему подчинилась часть ики-натов. Другая часть икинатов покинула свои земли и откочевала в степи вверх по Ангаре на расстояние десяти дней пути. Также Радуковский совершил поход вверх по Ангаре, где впервые обложил данью князей Мурая, Обачея и Олзая, проживавших на реке Осе.

В 1637 г. буряты вновь осаждают Братский острог. В 1638 г. на территории Восточной Сибири появляется новая административная единица — Якутское воеводство. В 1640 г. воеводство принимает Петр Головнин, который явился организатором наступления вверх по Лене в земли эхиритов, выхода к Байкалу, переправы на о. Ольхон и на восточное побережье Байкала. Основным плацдармом наступления вверх по Лене становится Усть-Кутский острог. В наказных грамотах того времени говорится: «И то им сказать, будет милостию божиею и государевым счастьем брацких неясашных

людей повоюют и под государеву царскую высокую руку приведут и аманатов возьмут и им будет всем всяким людем за ту их службу государеву жалованье, а что будет возьмут у тех брацких неясашных людей войною скоту, лошадей и коров и иной какой рухляди и тово у них нечево ко государю не возьмут, и та добыча вся им всяким охочим людем вместе с служивыми людьми, а полон, который возьмут улусных людей, а не князцей и не их детей и не жен, и тот полон по государеву указу велено на выкуп брацким людем отдавать...»1. Фактически царские наказы разрешили грабеж бурят с целью поднятия боевого духа «охочих людей».

В 1641 г. на Лене недалеко от устья Куленги Мартыном Васильевым ставится Верхоленский Братский острог. В этом же году русские разбили эхиритского князя Шебтухэя (Чепчегуя), представителя племени хэнгэлдэр, из которого происходила правящая элита эхиритов. 2 апреля 1643 г. из Верхоленского острога отправляется карательный отряд во главе с Иваном Курбатовым и Василием Горемыкиным. Русские напали на эхиритские улусы, где захватили ясырь и скот. Через одиннадцать дней они были окружены крупным военным отрядом бурят до шестисот человек. После тяжелого боя русские одержали победу. Далее, 21 июня того же года Иван Курбатов отправился к Байкалу, где встретил хоринцев и батулинцев, которые, не оказав сопротивления, обещали заплатить ясак осенью. 14 сентября отряд Курбатова, построив суда, переправляется на остров Ольхон, где хоринцы, отказавшись платить ясак, напали на русских, но были разбиты2. Осенью Курбатов отправляет тунгусов к готолам, живущим на Идее, с требованием оплаты ясака.

В 1651 г., по сведениям А. Оленя, в районе Братского острога изменили царю практически все ангаро-окинские буряты. В этом же году буряты осадили Братский острог с целью его полного уничтожения. К местным ангаро-окинс-

1 Сборник документов по истории Бурятии. — Улан-Удэ, 1960, стр. 39.

2 Там же. С. 77-78.

ким бурятам (икинатам) присоединились ангарские буряты Букиева улуса (букоты) вместе со своими кыштымами, мстившие Оленю за погром их улусов в 1647 г. Сжечь острог не удалось, однако были вытоптаны все пашни3.

В 1652-1653 гг. состоялась новая карательная экспедиция атамана Петра Бекетова вверх по Ангаре на Осинский остров, где он ушел от бурят, которые пообещали догнать его в устье Белой; если не получится там, то в устье Голоустной либо за Байкалом. Угрозу встретить их в устье реки Голоустной буряты сдержали, однако Бекетов, побоявшись столкновения, поднял паруса и пошел через Байкал4.

В 1653 г. была отправлена экспедиция во главе с Иваном Котелковым на Ангару и Иркут для сбора ясака с бурят и тунгусов, у которых состоялась стычка с местными бурятами в устье Голоустной, которые еще не разу не давали ясака русским.

Таким образом, динамика первых русско-бурятских контактов показывает естественный процесс противостояния, в котором буряты отстаивали независимость, а русские расширяли границы молодого Российского государства. Период первичного завоевания Прибайкалья (строительство сети острогов и, как следствие, закрепление русских в регионе) завершился к 1655 г. Следующим этапом борьбы становится период восстаний бурятского населения, закончившийся к началу XVIII в., когда хори приняли окончательное подданство русского царя и в подражание бурятам (булагатам, эхиритам, икинатам, аши-багатам и др.) стали именоваться с этого времени бурятами5. Закончилось присоединение Бурятии к России лишь к 1727 г., когда 20 августа на р. Бура, притоке р. Аргунь, был подписан Буринский договор об установлении русско-китайской границы от Саян до Аргуни.

3 Там же. С. 87-88.

4 Сборник документов по истории Бурятии. - Улан-Удэ, 1960, стр. 39.

5 Тугэлдэр Тобын. Прошлая история хоринских и агинских бурят. // Бурятские летописи. - Улан-Удэ, 1995, стр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.