Научная статья на тему 'Первые итоги таможенного союза'

Первые итоги таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CUSTOMS UNION / CUSTOMS CONTROL / LOGISTICS / TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокра Ю.В.

Подводятся первые итоги функционирования Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана. Рассматриваются проблемы создания высокоэффективной таможенно-логисти-ческой инфраструктуры, оптимизации таможенного регулирования и структуры таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кокра Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First results of the Customs Union

First results of functioning of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan are summed up in the article which looks at issues of creating highly efficient customs and logistics infrastructure, optimising of customs regulations and structure of customs bodies

Текст научной работы на тему «Первые итоги таможенного союза»

• ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Первые итоги Таможенного союза

Ю. В. КОКРА, член экспертного совета Комитета по транспорту Государственной думы РФ, председатель Комиссии по вопросам транспорта

и экспедирования торгово-промышленных палат Южного федерального округа

■ С 1 июля 2010 года был введен в действие Таможенный союз (ТС) в составе России, Белоруссии и Казахстана. Таким образом, создана единая таможенная территория, что предполагает поэтапную отмену таможенного контроля на российско-белорусском и российско-казахстанском участках границы. Для дальнейшего роста товарооборота между странами необходимо создание высокоэффективной таможенно-логистической инфраструктуры и оптимизация таможенного регулирования и структуры таможенных органов.

Если российско-белорусское сотрудничество в таможенных вопросах прошло длительный исторический путь (с 1995 г.), то практическая реализация российско-казахстанского взаимодействия в таможенной сфере началась с 1июля 2010 г.

Выгоды от формирования единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана очевидны. По оценкам российских экспертов в области международной логистики, формирование ТС позволило решить следующие задачи:

• сформировалась единая таможенная территория (ЕТТ) с сохранением государственных границ стран — участниц ТС;

• дан серьезный импульс взаимной торговле, так как внутри ТС исчезли таможенные барьеры и дополнительные затраты на брокеров и оформление экспортных деклараций внутри ТС;

• увеличен до 4 месяцев срок подачи деклараций, составлявший ранее 15 дней; соответственно, бизнес, выходящий на новые рынки сбыта, получил дополнительную отсрочку;

• сокращен нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение;

• для стран — участниц ТС отменены меры нетарифного регулирования, такие как требования лицензий, разрешений, соблюдения квот к участникам внешнеэкономической деятельности.

• на единой таможенной территории страны — члены ТС могут при наличии соответствующих документов беспошлинно перемещать как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение в одной из стран — участниц ТС.

За первые 100 дней функционирования ТС объем взаимной торговли вырос на 25-30 %. Наиболее впечатляющий рост показал товарооборот между Белоруссией и Казахстаном: за 10 месяцев 2010 г. товарооборот между ними составил 419,3 млн доллларов, что на 97,8 % больше по сравнению с показателями прошлого года. Этот фактор необходимо использовать для увеличения транзитного потенциала России.

В Южном федеральном округе увеличение транзитного потока грузов невозможно без развития инфраструктуры. Региональная транспортно-логис-тическая система должна включать в себя сеть терминально-логистических комплексов и межотраслевых информационных логистических порталов. В связи с этим на юге России необходимо объединить усилия автомобильных перевозчиков, портовиков и железнодорожников для создания в крупных транспортных узлах (Новороссийск, Ростов-на-Дону и Астрахань) современных интермодальных логистических центров, которые бы в режиме реального времени обладали информацией обо всех составляющих транспортного процесса, необходимыми полномочиями по координации грузопотоков и соответствующей материально-технической базой (накопительные терминалы, резервные площадки, подвижной состав и т. п.).

Югу России необходимы крупные инфраструктурные инвестиции. Большим центром перевалки грузов должен стать аэропортовый комплекс (хаб) «Южный» в Ростове-на-Дону. Проект его строительства включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» (постановление Правительства РФ от 20.05.2008 г. № 377) с

общим объемом финансирования 24,9 млрд руб. Над подготовкой к его реализации работают администрация Ростовской области совместно с Министерством транспорта РФ. Этот проект по-своему уникален для современной России, в которой пока не сложилась система хабов. По оценкам российских и французских специалистов, строительство южного хаба вблизи Ростова-на-Дону позволит сэкономить до часа летного времени на евро-азиатском транспортном плече.

Задержка грузов в российских портах значительно превышает среднеевропейские нормы. Эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (№С) рассчитали, что каждый день задержки (пребывания) товара в пути от ворот завода до порта снижает объем экспорта страны приблизительно на 1 %. Российскому экспорту на прохождение к порту и формальности требуется в среднем 29 дней, грузам Китая и Чили — 20 дней, экспортным товарам Европы — менее 10 дней.

В целом в Южном федеральном округе наблюдается положительная динамика по этому показателю, но для дальнейшего повышения эффективности работы транспорта, осуществляющего перевозки внешнеэкономических грузов, и сокращения сроков доставки грузов необходимо активизировать работу по обустройству пунктов пропуска через государственную границу РФ. Так, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах большинство пунктов пропуска работают по временной схеме.

Таможенный кодекс Таможенного союза ввел новый жесткий срок на принятие решения о выпуске товаров: один рабочий день после дня регистрации декларации. В первом полугодии этот показатель составлял 90 %, в июле таких деклараций было уже около 96 %, на сегодняшний день в зоне ответственности Южного таможенного управления в течение одного дня выпускаются более 98% деклараций. Для экспортируемых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, данный срок составляет 4 часа. В регионе в

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

течение этого времени оформляются порядка 99 % экспортных деклараций.

Дальнейшим шагом в данном направлении является создание центров электронного декларирования. Федеральная таможенная служба (ФТС) России приняла решение о создании с января 2011 г. таких центров в структурах Краснодарской и Ростовской таможен. Успех внедрения электронного декларирования связан с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Закрепленная в нем норма об обязательном представлении электронной копии таможенной декларации позволила заинтересовать в этом институте как автомобильных перевозчиков, так и лиц, прибегающих к их услугам.

Существующая концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе, должна решить задачу организации эффективной логистики товаротранспортных потоков. В рамках концепции таможенные органы приступили к практическому созданию таможенно-логистической инфраструктуры. Уже функционирует та-моженно-логистический терминал (ТЛТ) «Темрюкский» в регионе ответственности Краснодарской таможни. С января 2011 г. начинает полноценное функционирование ТЛТ «Новошахти-нский», на котором будет размещаться таможенный пост Несветайский Ростовской таможни. В этом же году планируется реализовать проекты ТЛТ «Донецкий» и «Волошинский» в регионе деятельности Миллеровской таможни. ФТС России одобрено предложение ФГУП «РОСТЭК» о создании ТЛТ «Сам-бек» с введением его в строй в 2012 г. На этом универсальном комплексе будут проходить «таможенную очистку» товары, ввезенные через автомобильные пункты пропуска, а также морской порт Таганрог Таганрогской таможни.

Развитие транспортно-логистичес-кой инфраструктуры в регионе, интеграционные процессы в рамках Таможенного союза, широкое внедрение современных информационных технологий предопределяют меры по модернизации и оптимизации структуры таможенных органов. За прошедшие полтора года в структуре Южного таможенного управления (ЮТУ) ликвидированы 16 таможенных постов, значительная часть таможенных органов реорганизована.

По данным ЮТУ ФТС России, объемы импорта превысили уровень прошлого года в 1,4 раза (10,2 млрд долл.). Пере-

числения от импортных операций увеличились на 31% (69,3 млрд руб.). За 10 месяцев текущего года таможенными органами ЮТУ в федеральный бюджет перечислено 103 млрд руб. таможенных платежей, что составляет 102 % от установленного значения (экспорт — 111 % — 26,7 млрд руб., импорт— 99,1 % — 74,6 млрд руб.). Таким образом, темпы совершения импортных операций опережают прошлогодние, однако докризисный уровень не достигнут.

В принятой стратегии развития транспорта до 2030 г. предусмотрен пакет высокоэффективных товаро-транс-портных технологий. Министерство транспорта РФ планирует определить регионы для апробации пилотных высокоэффективных логистических технологий и обеспечивающей их инфраструктуры. Принципиально важно, чтобы в их число вошла Ростовская область, которая наряду с другими регионами Южного федерального округа имеет выгодное географическое положение.

Как и предполагалось, первые месяцы работы Таможенного союза потребовали координации работы многих министерств и ведомств. Профильные ведомства Белоруссии и России уже подготовили проект плана по формированию объединенной транспортной системы на 2011-2012 гг. Об этом заявил министр транспорта России Игорь Левитин на встрече с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским. «Мы будем просить правительства Бе-

лоруссии и России утвердить этот план, — сказал он. — Мы начинаем реформирование наших транспортных комплексов, унификацию тарифной политики и выход на совместные проекты». Кроме того, Игорь Левитин отметил, что Россия готовит к подписанию аналогичное соглашение с Казахстаном.

Функционирование Таможенного союза в рамках евро-азиатского экономического сообщества обусловило активизацию ввоза в Россию товаров, производимых в Казахстане. На долю этой страны в осуществлении импортных операций до 1 июля приходилось около 9 % стоимости импортных операций со странами СНГ. Если среднемесячные объемы первого полугодия оценивались в 34 тыс. т., то в III квартале 2010 г. их стало в 2,2 раза больше — более 75 тыс. тонн, что составило бы 376 млн руб. таможенных платежей.

Преобразования таможенного регулирования, связанные с функционированием Таможенного союза, на текущем этапе находятся в активной фазе. В частности, с 1 января 2011 г. в государствах — членах ТС изменились правила декларирования товаров, а с 1 июля 2011 г. планируется отменить таможенный контроль на внутренних границах России и Казахстана. Однако сейчас этому серьезно препятствует отсутствие единого и полноценного информационного взаимодействия между таможенными органами Российской Федерации и Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.