Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ ИТОГИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ МНЕНИЙ'

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ МНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / пандемия COVID-19 / уровень удовлетворенности / мнения студентов / преимущества и недостатки / языковое образование / эволюция / distance learning / COVID-19 pandemic / satisfaction level / student opinions / advantages and disadvantages / language education / evolution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Ненюк

В данной статье анализируется реакция учащихся вузов на резкий переход к дистанционному обучению, обусловленный наступлением пандемии COVID-19. К обсуждению предлагаются различные мнения преподавателей, ученых и студентов. Анализируется уровень удовлетворенности студентов, перешедших к новому типу образования. Также в статье затрагиваются проблемы, связанные с изучением языка онлайн, рассматриваются преимущества и недостатки новой модели образования. Особое внимание уделяется эволюции восприятия учащимися новых особенностей обучения в рамках программы дистанционного языкового образования. Выводы автора базируются, главным образом, на личном опыте преподавания иностранного языка онлайн во время самоизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INITIAL RESULTS OF DISTANCE LEARNING: EVOLUTION OF OPINIONS

The article analyzes the reaction of university students to the brisk transition to distance learning caused by the onset of the COVID-19 pandemic. Various opinions of teachers, scientists and students are studied. The level of satisfaction of students who have switched to the new type of education is analyzed. The article also touches upon problems associated with learning languages online, examines advantages and disadvantages of the new education model. Particular attention is paid to evolution of students’ perception of new learning characteristics within the framework of the distance language education program. The author’s conclusions are based mainly on personal experience of teaching a foreign language online during self-isolation.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ ИТОГИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ МНЕНИЙ»

5. Literaturnyj 'enciklopedicheskij slovar'. Available at: http://nlr.ru/res/inv/guideseria/liter/record_full.php?record_ID=37911Srid=1666SIDs=37911,37836,37840>

6. Larousse. Dictionnaire français en ligne, 2013. Available at: https://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/conte/18551

7. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyj kurs lekcij. Moskva: Prosveschenie, 2005. Available at: http://learnteachweb.ru/articles/solovova1.pdf

8. Turgenev I.S. «Volshebnye skazki» Perro. Moskva, 1867. Available at: https://bibliogid.ru/archive/pisateli/pisateli-o-pisatelyakh/670-ivan-turgenev-o-sharle-perro

9. Charles Perrault. Les Contes de Perrault. Available at: http://feeclochette.chez.com/Perrault/lesfees.htm

Статья поступила в редакцию 23.05.21

УДК 378

Nenyuk E.A., senior teacher, Department of Language Training, Ph.D in Linguistics, Financial University under the Government of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: janna_tev@hotmail.com

INITIAL RESULTS OF DISTANCE LEARNING: EVOLUTION OF OPINIONS. The article analyzes the reaction of university students to the brisk transition to distance learning caused by the onset of the COVID-19 pandemic. Various opinions of teachers, scientists and students are studied. The level of satisfaction of students who have switched to the new type of education is analyzed. The article also touches upon problems associated with learning languages online, examines advantages and disadvantages of the new education model. Particular attention is paid to evolution of students' perception of new learning characteristics within the framework of the distance language education program. The author's conclusions are based mainly on personal experience of teaching a foreign language online during self-isolation.

Key words: distance learning, COVID-19 pandemic, satisfaction level, student opinions, advantages and disadvantages, language education, evolution.

Е.А. Ненюк, ст. преп., Департамент языковой подготовки, Ph.D in Linguistics, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,

E-mail: janna_tev@hotmail.com

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ МНЕНИЙ

В данной статье анализируется реакция учащихся вузов на резкий переход к дистанционному обучению, обусловленный наступлением пандемии COVID-19. К обсуждению предлагаются различные мнения преподавателей, ученых и студентов. Анализируется уровень удовлетворенности студентов, перешедших к новому типу образования. Также в статье затрагиваются проблемы, связанные с изучением языка онлайн, рассматриваются преимущества и недостатки новой модели образования. Особое внимание уделяется эволюции восприятия учащимися новых особенностей обучения в рамках программы дистанционного языкового образования. Выводы автора базируются, главным образом, на личном опыте преподавания иностранного языка онлайн во время самоизоляции.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия COVID-19, уровень удовлетворенности, мнения студентов, преимущества и недостатки, языковое образование, эволюция.

Внезапный, резкий, неподготовленный и стрессовый переход к дистанционному обучению в связи с таким же неожиданным наступлением пандемии COVID-19 вызвал различные, порой полярные эмоции и суждения. Вначале это был шок и неверие в то, что все это происходит на самом деле. Однако очень скоро преподаватели, а главным образом учащиеся, успокоились и неожиданно обнаружили множество преимуществ данного вида обучения.

Странами были приняты различные меры по нормализации обстановки. Решение о приостановке традиционных образовательных программ и переход на дистанционное обучение - один из предпринятых шагов. Компьютеры и Интернет позволяют учиться дома и освобождают учащихся от необходимости следовать стандартной очной программе, следовательно, снижают нежелательные риски в условиях пандемии.

В этой статье предлагаются результаты различных исследований по данному вопросу, а также мнения, собранные мною лично в процессе преподавания и общения с коллегами и студентами. Как преподаватель иностранных языков в вузе, я буду говорить, главным образом, о положении в высшей школе, и предметом моего рассмотрения будет английский язык как дисциплина для изучения. Хочу оговориться, что я не разделяю некоторые точки зрения, высказанные отдельными исследователями, однако в этом материале мне бы хотелось представить самые разные мнения, как коллег, так и студентов, так, чтобы читатель смог сделать собственные выводы.

Прежде чем перейти к личному опыту, хотелось бы кратко познакомить читателя с различными действиями, предпринятыми для стабилизации образовательного процесса в разных странах, а также с некоторыми исследованиями в данной области. В этих исследованиях изучается уровень удовлетворенности студентов, перешедших на дистанционное обучение, и оценка курсов, проводимых во время пандемии COVID -19.

Прежде всего, следует отметить, что в некоторых учебных заведениях для проверки данных, было проведено анкетирование, использовались структурированные интервью. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство учащихся остались довольны дистанционными курсами английского языка; тем не менее некоторые аспекты были признаны неудовлетворительными.

Согласно одному из определений, «дистанционное образование - это «посещение» учебного заведения, не выходя из дома, получение образования без личного контакта с преподавателями и однокурсниками» [1, с. 22]. Это означает получение образования в удобном для студента ритме. Вполне логично. Но все ли так просто? Мы еще вернемся к этому вопросу.

Традиционно дистанционное обучение ассоциировалось с заочными курсами, где студенты переписывались с преподавателем по почте. Это была

вынужденная мера для людей, лишенных территориальной близости учебного заведения. С появлением цифровых технологий стали предлагаться сотни курсов и программ, так что для человека, проживающего в любой точке мира, стало возможным получить степень бакалавра в ведущем колледже Нью-Йорка.

Многие люди самостоятельно выбирают онлайн-школы, колледжи и университеты в качестве альтернативы посещению учебных заведений на территории кампуса по разным причинам, наиболее важными из которых являются экономическая выгода и гибкость в выборе программ.

Существует ряд объективных причин, по которым дистанционное обучение является хорошей альтернативой (со многими преимуществами), хотя, безусловно, оно не лишено недостатков. Тем не менее преимущества онлайн-обра-зования значительно перевешивают недостатки, и концепция виртуального посещения учебного заведения не только заслуживает доверия, но и полностью приемлема. Это одно из мнений.

Такое мнение подкрепляется и тем фактом, что все чаще уважаемые университеты предлагают онлайн-курсы, а работодатели известных компаний охотно принимают онлайн-дипломы.

Благодаря регулярному добавлению дополнительных курсов к текущим появляются возможности получения более высокой квалификации, такой, например, как докторская или магистерская степени. Таким образом, дистанционное образование - это будущее образования - глобальное, непрерывное, экономичное и гибкое.

Гибкость данной модели позволяет будущим студентам получить образование, которое не только дешевле, но и удобнее. Особенно это чувствуют те, кто даже не предполагал, что у них будет возможность или время получить высшее образование. Теперь они могут получить диплом, ученую степень, не выходя из дома.

Преимущества дистанционного обучения в вузах включают в себя:

1. Экономию времени и снижение затрат. Онлайн-обучение обходится дешевле по нескольким причинам, одна из которых связана с меньшими расходами - отсутствием поездок на работу, меньшим количеством бумажных учебных пособий, отсутствием расходов на проживание в общежитии.

2. Студенты имеют доступ к обучению в любом месте и в любое время, без ограничений.

3. Студенты, обучающиеся дистанционно, могут работать по специальности и «посещать» занятия в связи с предоставлением гибкого расписания. Самостоятельное обучение позволяет учащимся работать в выбранном ими темпе, а занятия можно «посещать» без привычного прессинга со стороны различных структур, действующих в кампусе.

4. Студент, временно сменивший место жительства, может зарегистрироваться на курс из любой части мира, если там есть доступ к Интернету.

5. Совершенствование в области цифровых технологий, необходимое во время учебы - это ценный опыт, который может открыть новые возможности, применимые в других сферах жизни, а также ведущие к карьерному росту

6. Процесс обучения можно проводить в индивидуальном режиме, в зависимости от того, сколько времени есть у студента для учебы. Таким образом, независимо от того, учится ли студент медленно или быстро, в итоге поставленные цели будут достигнуты. «Медленный» студент придет к своей цели позже, обойдясь при этом без стрессовых ситуаций, в то время как «быстрый» студент сможет при желании удвоить количество онлайн-курсов за один семестр.

7. Учащиеся с ограниченными возможностями могут учиться дома с комфортом, не сталкиваясь со всеми обычными проблемами, с которыми они могут столкнуться в учебном заведении на территории кампуса.

8. Существует система индивидуальных инструкций от наставников, и это порой удобнее, чем аудиторные консультации, где вся группа ждет очереди к одному преподавателю.

9. Работодатели также относятся с уважением к сотрудникам, которые умеют управлять своим временем, а именно - работать на полную ставку и совмещать ее с дистанционным образованием. Многие потенциальные работодатели рассматривают такие навыки как преимущество для дальнейшего карьерного роста.

Недостатки дистанционного образования

Теперь, когда были упомянуты некоторые преимущества дистанционного обучения, неплохо также указать на некоторые недостатки. В связи со сложившейся ситуацией в мире велика вероятность того, что будет стремительно расти количество высших учебных заведений, которые будут ориентированы исключительно на онлайн-образование. И здесь, безусловно, возникнут определенные проблемы.

1. Перед регистрацией на онлайн-курс абитуриенту следует четко осознавать, что работа в своем собственном ритме без навыков самодисциплины не только увеличит продолжительность обучения, но также может привести к падению интереса и мотивации.

2. Онлайн-колледжи и университеты не предлагают оперативную и немедленную обратную связь, которую можно получить в обычном классе, и если в классе успеваемость можно оценить мгновенно, при дистанционном обучении учащиеся должны ждать отзывов преподавателя, пока их работы рецензируются.

3. Есть дисциплины, которые не преподаются дистанционно, поэтому студенты, желающие получить определенную степень, могут не найти свои курсы в программе университета. Это понятно, потому что не все образовательные программы подходят для онлайн-обучения, например, вы не можете проходить медицинские курсы онлайн.

4. В первые годы цифрового дистанционного образования многие работодатели отказывались признавать степени, полученные онлайн, но сегодня, когда все больше ведущих колледжей и университетов предлагают онлайн-обучение, растет число работодателей, признающих данную форму обучения. Хотя отдельные проблемы с работодателем продолжают возникать.

5. По-прежнему, в определенных местах остаются проблемы с Интернетом. Это является серьезным препятствием при получении дистанционного образования.

6. Стремительно возникающие онлайн-колледжи и университеты часто не имеют аккредитации, что ведет к некачественному образованию. Поэтому перед записью на онлайн-курс важно проверить, аккредитована ли программа. Такую проверку можно сделать через Агентство по аккредитации и лицензированию. Это поможет свести к минимуму возможные проблемы с потенциальным работодателем, который будет проверять легальность вашего диплома.

7. Личное взаимодействие при дистанционном обучении практически отсутствует. К этому нужно привыкнуть. «Оказывается, самое важное в общении -это произвести личное впечатление, естественно и легко войти в личный контакт» [2, с. 19].

8. Без самодисциплины практически невозможно достичь своей цели - получить ученую степень за установленный срок обучения. А это ведет к дополнительным расходам.

9. Если вы не привыкли к самостоятельному обучению, шансы на неудачу будут высоки.

10. Массовое внедрение дистанционного обучения приведет к сокращению рабочих мест для профессорско-преподавательского состава.

Не вызывает сомнений тот факт, что общие изменения в образовательной среде повлияли на изучение и преподавание языков. Курсы английского языка в университетах проводятся через онлайн-платформы. При этом наиболее уязвимыми оказались студенты с нулевым или начальным уровнем языка.

К данному моменту накопилось значительное число исследований, в которых изучается опыт студентов в онлайн-обучении. Тем не менее количество исследований, в которых рассматривались бы перспективы студентов, проходящих программу начального уровня, невелико.

Программы продвинутого уровня также еще до конца не систематизированы. На данном этапе нам представляется очень важным аспектом анализ эволюции восприятия учащимися новых особенностей изучения английского

языка в рамках программы дистанционного языкового образования с использование онлайн-инструментов и материалов во время пандемии COVID-19. Также большое значение имеет определение влияния дистанционного обучения на успеваемость учащихся в новых образовательных реалиях. Пока в литературе существует множество пробелов в области изучения специфики дистанционного изучения языка среди групп различного уровня. Нам кажется, что полученные в этом контексте результаты будут иметь решающее значение при выработке методик дистанционного обучения в будущем.

Современная лингвистическая литература, среди прочих, приводит определение словосочетания «дистанционное обучение» как «образовательной технологии, которая обеспечивает гибкость с точки зрения места и времени для человека, получающего образование, обеспечивает индивидуальное и независимое обучение и не требует присутствия обучающего и обучаемого в одной географической локации» [3, с. 27]. Это уже второе определение, приведённое в данной статье, которое принципиально отличается от первого. Сказывается опыт реальной работы в системе онлайн.

Цифровые технологии постоянно развиваются. Программы дистанционного обучения, которые начали реализовываться в Интернете в конце 1990-х годов, в конечном итоге перешли на мобильные устройства, и студент больше не привязан к стационарному компьютеру. Некоторые ученые еще десятилетие назад утверждали, что «коммуникационные технологии развиваются с невероятной скоростью. Можно предположить, что это повлияет и на систему образования. Как следствие данного процесса - приобретет популярность дистанционное образование, которое станет образовательной моделью 21 века» [4, с. 55]. Даже если онлайн-образование явилось выходом для многих учебных заведений в условиях пандемии, у многих профессоров и студентов не было достаточно времени, чтобы сориентироваться, и им пришлось экстренно проходить специальные курсы и осваивать новые дистанционные платформы.

Ключевым критерием оценки дистанционного обучения является его качество. Спустя год учебы в новых реалиях очень важно знать, что студенты думают об этом опыте, чтобы максимизировать эффективность языковых курсов и стимулировать положительное отношение к дистанционному обучению. Существует множество исследований на тему восприятия студентами и преподавателями университетов дистанционного обучения. Выводы разные. Ученые утверждают, что большинство участников чувствуют себя комфортно, в то время как некоторые говорят о разочаровании процессом.

Особый интерес представляют современные исследования, которые базируются на анкетировании студентов по различным аспектам программы. Интересно, что наибольшей критике подверглись домашние задания. «Устные интервью подтвердили эти результаты, поскольку почти половина учащихся заявили, что возросший объем домашних заданий - это то, что им меньше всего нравится в новой программе» [5, с. 21]. Скорее всего, это вызвано слишком резким переходом на дистанционное обучение, что потребовало увеличения объема домашних заданий. Однако по мере приобретения опыта планирования занятия реакция студентов улучшалась. «С другой стороны, следует отметить, что были даны все необходимые инструкции, что является важным критерием успеха, поскольку нельзя забывать об изолированности учащихся на дистанционных занятиях» [6, с. 67]. Самым сильным аспектом дистанционного обучения была названа его гибкость. Хотя участники анкетирования сообщили о некоторых недостатках, в целом можно назвать положительным их отношение к онлайн-программам. Исследователи предлагают ввести новые курсы во все программы бакалавриата, включая специальный курс английского языка, с учетом опыта самоизоляции. Такие курсы, как цифровая грамотность или управление стрессом, обычно не преподаются на кафедре английского языка, и они должны быть включены в программу. В дальнейшем рекомендуется внедрять практику дистанционное обучение онлайн, базирующееся как на социально-экономической выгоде, так и на академических исследованиях.

Позволю себе перейти к личному опыту преподавания в условиях самоизоляции. По моим наблюдениям, первые месяцы студенты испытывали эйфорию по поводу нового типа обучения. Причем их главным аргументом в пользу дистанционного образования была экономия времени. Не нужно тратить время на поездки в университет и обратно, не нужно вставать на час раньше и т.д. Правда, следует отметить, что никто не смог определенно ответить на мой вопрос, почему они сразу не поступали на заочное отделение.

В конце осеннего семестра, когда в связи с локальными карантинами обучение в аудитории чередовалось с дистанционным, студентам был вторично задан тот же вопрос: какой тип обучения они считают более приятным и продуктивным. На этот раз реакция была диаметрально противоположной. Безоговорочно победила концепция обучения офлайн, то есть в аудитории. Аргументов «против» занятий в аудитории практически не было. Вот как строились аргументы «за».

1. Язык - это общение, разговор. А разговор возможен только в группе.

2. В изоляции невозможно использовать зрительный контакт, а также язык знаков. Оказывается, говорящему важна реакция аудитории. Это стимулирует его и поднимает самооценку. И это открытие подводит к следующему пункту.

3. При дистанционном обучении отсутствует эмоциональная составляющая.

4. Университет - это место, где завязывается дружба, вырабатывается ответственность. Это место, позволяющее сменить домашнюю обстановку на более свободную.

5. Новый вид обучения зависит от технических моментов, в частности от качества связи. Обрывы связи ведут к потере времени и концентрации внимания.

Следует отметить важный пункт, по которому мнения разделились. Все перечисленные недостатки - это мнения студентов, которые с удовольствием общаются с аудиторией. Для тех, кто боится аудитории и избегает устных ответов, дистанционное обучение языку подходит больше. С другой стороны, это лишает стимула побороть свою психологическую проблему. На этой проблеме хотелось бы остановиться подробнее.

Боязнь говорить на уроке иностранного языка в классе, в присутствии преподавателя и однокурсников имеет долгую историю исследований, однако существует гораздо меньше исследований, посвященных этому явлению в отношении изучающих язык дистанционно. В большинстве случаев студенты, избегающие устных ответов на занятии, чувствуют себя в большей безопасности, находясь в изоляции.

Библиографический список

Однако среди ученых существует и другое мнение. Изолированный контекст и физическое отсутствие наставника и сверстников предполагают, что на расстоянии тревога может усиливаться. Интерес к таким исследованиям возрос в период пандемии. Цель дальнейших исследований - проверить эту вторую гипотезу и изучить природу языковой тревожности в среде дистанционного обучения и те стратегии, которые студенты используют, чтобы справиться с тревогой и, соответственно, выработать новые методики помощи студентам с подобными психологическими проблемами. Обе гипотезы представляют интерес для педагогов и психолингвистов и заслуживают дальнейшего изучения.

Сейчас трудно делать долгосрочные выводы относительно перспектив внедрения дистанционного обучения. Но один вывод очевиден уже сейчас. Современный студент не готов отказаться от реалий студенческой жизни, несмотря ни на какие финансовые, экономические преимущества дистанционного обучения. Будем ли мы реально или виртуально образованными людьми, покажет будущее.

1. Blake R.J. Current trends in online language learning. Annual Review of Applied Linguistics. 2011; № 31: 19 - 35.

2. Мельничук М.В., Ненюк Е.А., Алисевич М.В. Инновационные психолингвистические приемы как необходимая составляющая продуктивного обучения иностранному языку Инновации и инвестиции. 2014; № 11: 18 - 21.

3. Crawford J., Butler-Henderson K., Rudolph J., Glowatz M. COVID-19: 20 countries' higher education intra-period digital pedagogy responses. JALT. 2020; Vol. 3, № 1.

4. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language learning. Distance Education. 2009; Vol. 30, № 1: 47 - 61.

5. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote teaching and online learning, Educause Review. 2020; Vol. 27.

6. Goh C.F., Hii P.K., Tan O.K., Rasli A. Why do university teachers use E-learning systems? International Review of Research in Open and Distance Learning. 2020; Vol. 21.

References

1. Blake R.J. Current trends in online language learning. Annual Review of Applied Linguistics. 2011; № 31: 19 - 35.

2. Mel'nichuk M.V., Nenyuk E.A., Alisevich M.V. Innovacionnye psiholingvisticheskie priemy kak neobhodimaya sostavlyayuschaya produktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku Innovacii i investicii. 2014; № 11: 18 - 21.

3. Crawford J., Butler-Henderson K., Rudolph J., Glowatz M. COVID-19: 20 countries' higher education intra-period digital pedagogy responses. JALT. 2020; Vol. 3, № 1.

4. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language learning. Distance Education. 2009; Vol. 30, № 1: 47 - 61.

5. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote teaching and online learning, Educause Review. 2020; Vol. 27.

6. Goh C.F., Hii P.K., Tan O.K., Rasli A. Why do university teachers use E-learning systems? International Review of Research in Open and Distance Learning. 2020; Vol. 21.

Статья поступила в редакцию 18.05.21

УДК 378

Nenyuk E.A., senior teacher, Department of Language Training, Ph.D in Linguistics, Financial University under the Government of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: janna_tev@hotmail.com

NEW EXPERIENCE OF ONLINE LEARNING: PROBLEMS, CONCLUSIONS, RECOMMENDATIONS. In this article, the author shares her experience of teaching at the university in the context of the COVID-19 pandemic, draws some conclusions and makes recommendations. Difficulties faced by teachers and students in the transition to distance learning are analyzed. Problems associated with the technological and methodological preparedness of the teaching staff, as well as with the technical equipment of educational institutions are touched upon. The article provides conclusions based on the experience of teaching English at a university during the period of self-isolation. Opinions of various researchers regarding the present and future of online education are presented. The article also deals with possible educational, psychological and social problems that students face in the new environment. Detailed recommendations for each problem are provided.

Key words: distance learning, COVID-19 pandemic, conclusions, recommendations, technical equipment, psychological and social problems, motivation, traditional academic methods.

Е.А. Ненюк, ст. преп., Департамент языковой подготовки, Ph.D in Linguistics, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,

E-mail: janna_tev@hotmail.com

НОВЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОНЛАЙН: ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

В этой статье автор делится опытом преподавания в университете в условиях пандемии COVID-19, делает некоторые выводы и дает рекомендации. Анализируются трудности, с которыми столкнулись преподаватели и студенты при переходе на дистанционное обучение. Затрагиваются проблемы, связанные с технологической и методической подготовленностью профессорского-преподавательского состава, а также с технической оснащенностью учебных заведений. В статье приводятся выводы, обусловленные опытом преподавания английского языка в вузе в период самоизоляции. Приводятся мнения различных ученых относительно настоящего и будущего онлайн-образования. В статье также разбираются возможные учебные, психологические и социальные проблемы, с которыми сталкивается студент в новых условиях. По каждой проблеме приводятся подробные рекомендации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия COVID-19, выводы, рекомендации, техническая оснащенность, психологические и социальные проблемы, мотивация, традиционные академические методики.

Год работы в условиях дистанционного обучения заставил преподавателей пересмотреть основы педагогического процесса. В итоге пришлось отказаться от некоторых базовых технологий, которые не работают в условиях онлайн-препода-вания. В этой статье нам хотелось бы поделиться опытом преподавания в университете в новых условиях, сделать некоторые выводы, представить рекомендации.

Мы регулярно сталкиваемся с различными суждениями о дистанционном обучении. Некоторые из них являются мифами, подпитываемыми желтой прессой и страхами родителей и студентов. Многие преподаватели и студенты считают, что в дистанционном обучении нет ничего плохого. У учебных заведений сейчас просто нет выбора, они могут оставить учеников без занятий, а учителей -без работы. Или они могут адаптироваться к новым реалиям. Другой вопрос: какие знания получили учащиеся при данной форме обучения?

Безусловно, резкая смена типа обучения отразилась не только на учащихся, но и на профессорско-преподавательском составе. Теперь от методологического подхода, который выберет преподаватель, зависит успех новой системы. «Педагог может разработать и создать структурированную задачу, которая организует групповую работу» [1, с. 18].

При этом многие учителя, которые никогда раньше не имели такого опыта и не прошли достаточной подготовки в области цифровых технологий, оказались неподготовленными к этому процессу. Причем эта проблема не локальная, а международная. С учетом экстремальной обстановки ожидалось, что преподаватели проявят инициативу и вольются в новый процесс самостоятельно, а не будут ждать поддержки извне. Однако ситуация до сих пор остается непростой. Учителя, обладающие ограниченными навыками в области дистанционного обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.