УДК: 358.119 «1942» (477.75) ГРНТИ: 78.09.19
ПЕРВЫЕ ДЕСАНТИРОВАННЫЕ: ТАНКОВЫЕ БАТАЛЬОНЫ КАВКАЗСКОГО ФРОНТА (1942 Г.)
С. Н.Ткаченко
Научно-исследовательский центр «Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Россия, 298100 г. Феодосия, ул. Кирова, 2
Н Ткаченко Сергей Николаевич - [email protected]
На основе архивных документов и повествовательных источников рассмотрено создание и боевое применение отдельных танковых батальонов из состава Кавказского фронта при проведении Керченско-Феодосийской морской десантной операции и в боях на плацдарме в январе 1942 г.
Ключевые слова: танки, отдельный танковый батальон, десант, боевые действия, Крым, Феодосия, Керчь.
FIRST DESANTED: TANK BATTALIONS OF THE CAUCASIAN FRONT (1942) S. N. Tkachenko
Research Center «Crimea in the Great Patriotic War of 1941-1945» 2 Kirov St., 298100 Feodosia, Russia
El Tkachenko Sergey - [email protected]
Based on archival documents and narrative sources, the creation and combat employment of tank battalions from the composition of the Caucasian Front during the Kerch-Feodosia naval landing operation and in battles on the bridgehead in January 1942 was considered.
Keywords: tanks, tank battalion, landing, fighting, Crimea, Feodosia, Kerch.
Керченско-Феодосийская десантная операция войск Закавказского, с 30.12.1941 г. Кавказского фронта, сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии была проведена 25 декабря 1941 г. - 2 января 1942 г. с целью овладеть Керченским полуостровом, отвлечь силы противника от Севастополя и создать условия для освобождения Крыма. К операции привлекались 51-я армия, 44-я армия, ВВС армий и фронта, силы Черноморского флота и Азовской военной флотилии (всего 117 055 чел., 1561 орудий и миномётов, более 660 самолётов, свыше 250 кораблей и судов). Керченский полуостров обороняли соединения и части немецких и румынских войск (около 25 000 чел., 180 орудий и миномётов, 100 самолётов) [1, с.329, 332].
В десантной операции принимали участие и танковые части. Одной из первых танковых частей, высадившихся не только в Крыму, но и вообще в годы Великой Отечественной войны морским десантом на оккупированную территорию, был 79-й отдельный танковый батальон (отб). Конечно, с точки зрения жесткой датировки первым применили - десантировали -124-й отб из 224-й стрелковой дивизии (сд) 26 декабря. Однако ввиду применения только малой части сил и средств (еще и неуспешном), первый в советской военной истории периода Великой Отечественной войны факт удачного десантирования воинской части следует отнести к 79-му отб, высаженному в Феодосии тремя днями позже.
Этот батальон в июле 1941 г. был выделен из расформированного 139-го отдельного танкового полка и передан в 236-ю стрелковую дивизию (сд) 47-й армии Закавказского военного округа (ЗакВО). В этот период командиром 79-го отб был назначен капитан Я.Я. Фастенко, комиссаром батальона старший лейтенант Варивода, начштаба - старший лейтенант Понома-ренко. В июле 1941 г. батальон из местечка Дарачичаг был переведен в окрестности озера Севан, где дислоцировался и доукомплектовывался до августа 1941 г. 23 августа 1941 г. ЗакВО
преобразован в Закавказский фронт в связи с предстоящим походом в Иран (совместная операция британских и советских войск по недопущению германской агрессии с юга) [2, л.32-36].
21 - 24 августа 79-й отб совершил сложный марш через горные перевалы в сторону советско-иранской границы и остановился в нескольких километрах от государственной границы. 25 августа передовой отряд пограничных войск взял под контроль мост через реку Аракс. 79-й отб перешел границу и начал марш (усиливая части 236-й сд) в направлении Тебриз (тогда Тавриз) по безводной полупустыне, при жаре до 40°. Протяженность марша составляла несколько сот километров - от озера Севан до конечного пункта юго-восточнее Тебриза - города Миане, и озера Урмия [2, л.11, 28]. По данным оперативных документов, на тот момент в 236-й стрелковой дивизии числится 20 танков Т-26 в 79-м отб [3, л.18].
Советские войска продвигались по территории Ирана до 3 сентября. 9 сентября 1941 г. было ратифицировано соглашение между Иранским меджлисом и представителями СССР и Великобритании, определявшее дислокацию союзных оккупационных войск. 17 сентября 1941 г. в иранскую столицу вступили английские и советские войска, в том числе механизированная группа 47-й армии [4, с.147].
В конце сентября 1941 г. 79-й отб по железной дороге был передислоцирован в Ленинакан, где расквартирован в крепости и стал готовиться к предстоящим боям: материальная часть проводилась в состояние боевой готовности, совершенствовалась боевая выучка экипажей. Особое внимание уделялось боевым стрельбам из танков и личного оружия. Вероятно, в это время он был переведен на штат 010/85 - (29 танков - 9 средних, 20 легких) [5, л.23]. С начала октября 1941 г. на должность комиссара батальона был назначен капитан Литенко [2, л.29].
В третьей декаде ноября батальон полностью погрузил-
ся в железнодорожный эшелон и был передислоцирован на ст. Гайдуки, 5 декабря 1941 г. - на ст. Тоннельная, под Новороссийск, где находился более двух недель. Возможно, здесь он был снова преобразован - по штату 010/302 - отб должны были состоять из роты тяжелых танков двухвзводного состава, роты средних и двух рот легких танков. Но в качестве легких танков в 79-м отб использовались плавающие танки Т-37/Т-38, а две роты были укомплектованы только Т-26. Только понимая эту оргштатную особенность, можно осмыслить высадку в Феодосии именно 34 танков одного батальона, из которых 20 поименованы «танкетками». При этом можно предположить, что по две роты были приданы двум разным дивизиям, находившимся в разных местах - 236-й и 63-й; открытым остается вопрос также в причинах местонахождения матчасти - плавающие танки - «танкетки» оказались в Новороссийске, Т-26 - в Туапсе.
236-я сд, которой был придан 79-й отб, вошла в состав 44-й армии и с 4 декабря считалась в действующей армии [6, с.108]. 63-я горнострелковая дивизия полностью сосредоточена в Туапсе. 236-я дивизия, части передового отряда - 633-й и 251-й полки - полностью сосредоточены в Новороссийске.
Своим ходом роты батальона прибыли в Новороссийск 2425 декабря 1941 г. Там была спешно проведена тренировка войск в погрузке на корабли и выгрузке, действиях десанта на берегу. Каким образом танки Т-26 в составе двух рот оказались в Туапсе, пока неясно. При этом для перевозки были оборудованы транспорты «Жан Жорес» - в Новороссийске, «Калинин» и «Ворошилов» - в Туапсе [7, л.17]. Кроме того, переоборудовался транспорт «Серов».
Планировалось Т-26 перебрасывать на транспорте «Калинин», для чего загружалось в трюм №2 - 8 танков, на носовую палубу - 6 и на кормовую палубу - 6 машин, всего 20 танков Т-26 [7, л.43]. В действительности на транспорте (из Туапсе, в составе 2-й группы (другое наименование - отряда из еще одного транспорта и еще трех в составе 1-го отряда), перебрасывающих 63-ю горнострелковую дивизию) было перевезено и разгружено в Феодосии с 01.30 31 декабря 14 танков [8, л.34,55].
По данным современных исследователей, пароход «Калинин» (построен в 1925 г., водоизмещение 9070 тонн, грузоподъемность 5630 т., скорость 9 узлов) принял на борт 850 человек, 6 шт. полковых 76-мм орудий, 150 лошадей, 50 автомобилей, 14 танков Т-26, 250 т боезапаса [9, с.191].
На «Жан Жоресе» 16 декабря - в период разработки десантной операции - планировалось перебросить 20 танков без указания типа [7, л.54]. Теплоход «Жан Жорес» 1932 года постройки (водоизмещение 8220 т, грузоподъемность 5000 т., скорость 10 узлов, имел 6 трехтонных стрел, 4 пятитонных, два двадцатитонных крана, вооружение: две 45-мм пушки, два пулемета), принял на борт 1-й батальон 814-го полка, штаб стрелкового полка, 1-ю батарею зенитного дивизиона, две бронетанковых роты. Всего, на транспорт были погружены 20 танков Т-38, 20 лошадей, 3 шт. 76-мм зенитных орудий, 2 шт. 122-мм гаубиц, 23 машины Газ-АА, 9 машин ЗиС-15, 5 спецмашин, 2 прицепа, 8 тракторов СТЗ, 3 повозки, 76 тонн боезапаса. После загрузки матчасти транспорт принял 1200 человек [9, с.188].
Транспорт «Жан Жорес», выйдя из Новороссийска в составе 1-й группы (отряда) 1-го эшелона десанта (еще три транспорта в 1-м отряде и четыре - во 2-м, перевозили 236-ю стрелковую дивизию и некоторые другие части), 29 декабря пришел в Феодосию с грузом, в т.ч. с 20 танкетками. Танкетки, видимо, успешно разгрузили с 23.00 29.12.1941 г. до 22.00 30.12.1941 г. [8, л.53].
Перевозка и разгрузка именно танкеток отмечается и в послевоенной литературе, созданной на материалах воспоминаний членов экипажа [10, с.182].
Вторым транспортом с танками был подошедший в ночь на 31 декабря «Калинин» уже после высадки частей передового отряда и основных подразделений 236-й сд. Транспорты, перевозившие танки, были дооборудованы для перевозки тяжелой техники, но бронированные машины и автомобили в порту Феодосии сгружались по сходням своим ходом [11, с.117, 147].
Всего с обоих транспортов было выгружено: с «Жан Жореса» - 20 танкеток (две роты), с «Калинина» - 14 танков Т-26 (две роты). Плавающие танки - в ротах по 10 единиц; 1-я рота - командир ст. лейтенант Гукало, военком Выскребенцев К.И., воентехник роты, замкомбата Михайлов А. 2-я рота - командир старший лейтенант Богданов, политрук Зюкин. Была выгружена радиостанция танкового батальона (старший радист В. Шамрай, радист Н. Грицай, шофер-радист И. Алексеев) [12, с.51-58].
В своих воспоминаниях Н.Е.Басистый писал: «Успех высадки был исключительный, но развить его не удалось. Сказались и нехватка танков... В Феодосию мы доставили всего 34 легких танка и танкетки, ударная сила которых была весьма невелика. А для того, чтобы десант мог быстро продвигаться вперед, ломая сопротивление неприятеля, требовалась по крайней мере, танковая бригада, укомплектованная средними танками. Мы не имели специальных десантных судов - танковозов. Но некоторые транспорты могли взять средние танки и выгрузить их стрелами на причал Феодосийского порта. Танковая бригада намного усилила бы атакующую мощь десантных полков и дивизий» [13, с.117].
Выгруженные с «Жан Жореса» плавающие танки построились в колонну. Скорее всего, ждать выгрузки всего батальона 31 декабря не приходилось - танки поротно были введены в бой. По косвенным данным, начался бой с засевшими в некоторых домах немцами. В первом бою погибли начальник связи батальона ст. лейтенант Николаев, политрук 2-й роты Зюкин и ряд рядовых танкистов. Есть сведения, что танки батальона вступили в бой в ночных условиях, способствовав захвату кирпичного завода и далее ключевой высоты Лысая западнее Феодосии [12, с.51-58]. Однако данные оперативных документов (высота и завод были захвачены в течении 29 декабря - до выгрузки танков 30 и 31 декабря) и мемуары участников событий не подтверждают этих сведений, в частности командира роты 633-го стрелкового полка из передового отряда А.Т. Алтунина [14, с.246-263] и даже наоборот.
Командующий 44-й армией генерал-майор А.Н. Первушин вспоминал: «Хотя всего лишь до утра батальон был в распоряжении майора Андреева, сделать он успел много. Он помог подразделениям 716-го полка отбить яростную контратаку немцев. Оказал большое содействие 633-й сп в разгроме одной из частей 8-й румынской кавалерийской бригады. Особенно отличился в этих боях парторг батальона Грибов. Действуя умело, решительно и бесстрашно экипаж его танка в составе Шамрая и Тогонашвили вывел из строя две противотанковые пушки противника, три пулемета и уничтожил до сорока солдат и офицеров. Появление наших танков сначала в рядах 716-го, а затем в 633-м полку создало у противника впечатление, что мы высадили в Крыму большое количество бронетанковых войск. Позднее из разведывательных документов нам стало известно, что 30 декабря в штаб 11-й армии поступило много тревожных донесений «о массовом применении советскими войсками танков после чего командующий армией генерал Манштейн приказал ускорить переброску сил на
Керченский полуостров» [15, с.186-187, 206]. Об этом же писал корреспондент армейской газеты «На штурм» Г. Золотцев, который сфотографировал танкистов: «...Они помогли полку майора Андреева отбить яростную атаку гитлеровцев, а затем полностью овладеть горой Лысой. Это интересный материал о совместных действиях пехоты и танков» [16, с.18].
Первые три дня - это дни тяжелых боев по захвату и расширению плацдарма. Преодолевая сложившиеся трудности (ухудшение погоды, сложности снабжения, отсутствие тылов, возрастающее сопротивление противника), части десанта с боями продвигались на север и на запад от Феодосии. Овладев городом, войска 44-й армии развернули наступление на запад и северо-запад, а ее 236-я стрелковая дивизия - на северо-восток, к Ак-Монайскому перешейку. 30.12.1941 г. утром части 236-й дивизии перешли в наступление в направлении Дальние Камыши, Владиславовка, Кулеча-Мечеть. Западнее Феодосии наступление также продолжилось. Командир передового отряда майор Г.И. Андреев приказал 716-му стрелковому полку майора И.А.Калинина наступать севернее Симферопольского шоссе. 633-му полку - вдоль дороги на Старый Крым, 251-й горнострелковый полк полковника Н.И. Магалашвили должен был расширить захваченный плацдарм в юго-западном направлении до Коктебеля. 1-й и 2-й батальоны капитанов Бу-жинского и Мартынова из 633-го полка взаимодействовали с 716-м стрелковым полком при взятии населенных пунктов, лежащих вдоль Симферопольского шоссе и севернее его, а 3-й батальон капитана Николаенко, наступая на Старый Крым южнее шоссе, прикрывал стык между 633-м стрелковым и 251-м горнострелковым полком [17, с.32-44].
Видимость с утра была плохая: снегопад не стихал, ориентиров не видно. При таком прикрытии от авиации к 633-му полку вышел танковый батальон Я.Я. Фастенко - видимо, силами двух рот плавающих танков, части встретились у Ближней Байбуги. Фастенко объяснил, что его батальон будет вместе с передовым отрядом наступать на Старый Крым. Весть о прибытии танкистов обрадовала утомленных бойцов, и они увереннее двинулись на запад. Однако вскоре танки повернули на восток и скрылись за белой завесой снегопада: командир танкистов получил но радио приказ прийти на помощь 716-му стрелковому полку майора Калинина [18, с.230]. Танки помогли полку не только отразить контратаки румынской 8-й кавалерийской бригады, но и обратить ее в бегство: «Прорвавшиеся русские танки вызвали у румын такие же панические настроения, как в сентябре в ходе прорыва севернее Мелитополя. Паническое отступление румын, к сожалению, увлекло за собой и немецких солдат» [19, с.150]. Атака легких танков отбрасывает румын и батальон немцев на 1,5 км западнее Дальней Байбуги.
И к утру 31 декабря полки передового отряда заняли села Ближнюю и Дальнюю Байбугу, Насыпкой и Султановку. Огневой бой длился около 2-х часов, было уничтожено до 100 солдат и офицеров. Днем 31 декабря передовой отряд перешел в наступление с задачей захватить селения Карагоз (716-й СП) и Изюмовку (633-й СП). Карагоз был взят и оставлен. Командир передового отряда майор Андреев Г.И. писал позже генералу Первушину: «Мало боеприпасов, нет артиллерии, штаб армии не отвечает рации нет. Большие потери в людях, конском составе, автомашинах, пушках, боеприпасах» [12, с.51-58]. Танковый батальон был нацелен для удара на север.
А.Н. Первушин о пути следования подразделений 236-й сд писал: «С продвижением на север части дивизии стали встречать все более организованное сопротивление. С утра появилась немецкая авиация и стала активно бомбить боевые порядки дивизии, но наступление продолжалось. К 12 часам в
дивизию вернулся танковый батальон» [15, с.206]. 31 декабря 1941 г. десантные части пытались прорваться к северу, действуя западнее Владиславовки. В 11 час. 20 мин. был получен приказ занять станцию Владиславовка и превратить ее в опорный пункт обороны. Атаку поддержали танки подошедшего батальона, но столкнулись с активным сопротивлением самоходной артиллерии. Немецкий исследователь П. Карель отмечает: «Когда русские бросили вперед танки, три уцелевших самоходных орудия из «Львиной бригады» спасли положение. Командир батареи сумел подобраться к вражеским танкам на холмистой местности к юго-западу от Владиславовки на расстояние 600 метров и только тогда открыл огонь. Завязалась ожесточенная дуэль. Шестнадцать [так у П. Кареля - Авт.] советских Т-26 остались на поле битвы сгоревшими или потерявшими ход. Острие танкового наступления советской 44-й армии было сломлено... Противник был остановлен» [20, с.261, 265].
В этих боях погиб командир взвода лейтенант А. Ключник. В критическую минуту, когда кончились боеприпасы, он направил свой танк на огневые позиции артиллерийской батареи противника и успел раздавить орудие. Умело вел в бой роту ст. лейтенант Богданов, участник боев в Испании, награжденный орденом Красного Знамени. Танк, которым управлял Б. Таганашвили первым ворвался в Владиславовку. Самоотверженно сражались командир танка ст. сержант Бутко, механик-водитель ст. сержант Б. Клепиков. Тяжелое ранение получил командир взвода лейтенант Окоемов и скончался в медико-санитарной части 236-й сд. Отвагу и мужество проявил командир батальона Фастенко у с. Корпечь, где была обнаружена отходящая колонна немцев. Решительной атакой батальон сломил сопротивление заслона и разгромил врага. В бою было захвачено свыше пятисот человек, три тысячи винтовок, более пятидесяти пулеметов, шесть минометов и около восьмидесяти автоматов [12, с.51-58].
236-я сд вышла на рубеж Владиславовка - гора Орта-Эгет (высота 135,1) и заняла позиции по гребню хребта Биюк-Эгет. 1 января 1942 г. 79-й отб и 818-й полк 236-й сд находились в районе с. Розальевка. В этот день 236-я сд другими полками вышла в район курганов в 1 км юго-восточнее Кулеча-Мечеть, на восточном направлении действовала 63-я гсд [11, с.228, 230].
79-й отб поставил последнюю точку в завершении десантной операции, разгромив 1 января 1942 г. последнюю колонну немецких войск, отходившую с Керченского полуострова. Было уничтожено 150 солдат и офицеров, захвачено 6 орудий разного калибра, 12 автомашин с оружием, боеприпасами и продовольствием [12, с.51-58].
2 января части десанта заняли оборону по линии Кият (близ берега Сиваша) - Ново-Покровка - Капусталык (ныне с. Садовое) - Карагоз (ныне с. Первомайское) - горы северо-восточнее Коктебеля. И на плацдарм начали перебрасывать очередные танковые части.
126-й отб (командир капитан Н.Ф. Плечистов, 29 танков Т-26), по плану всей десантной операции, числился в резерве Закавказского фронта [21, л.7]. И этот батальон был перевезен в Феодосию на транспорте «Жан Жорес» [7, л.28]. По оперативным сводкам прослеживается путь 126-го отб на крымской земле: 10 января танкбат выгрузился в Феодосии, 11 января передислоцировался в с. Дальняя Байбуга, подчиняясь командованию 9-го стрелкового корпуса, но т.к. корпус существовал больше на бумаге, был переподчинен 63-й горнострелковой дивизии и к 16 января сосредоточился в районе Петровки [22, л.5,8,12,14,30].
С 2 по 15 января 79-й отб находился в с. Аджиголь и Пе-
тровка, затем в Розальевке [23, с.45]. В этот период началась оттепель, липкая грязь и проблемы с подвозом горючего фактически лишили танкистов возможности маневра. По состоянию на 10 января 1942 г. в составе 236-й дивизии (79-й отб) числится 27 танков, в 124-м отб - 23 танка, в 126-м отб - 29 танков, и в прибывающем 11 января в порт Камыш-Бурун 24-м отдельном танковом полку (отп) - 64 танка [24, л.104-105]. Всего - 116 танков. Но, насколько можно понять из оперативных документов, все танковые силы были выведены с передовых позиций и сосредоточены в тактической глубине. Возможно, их бездействие можно объяснить подготовкой к наступлению по освобождению Крыма или нехваткой горючего. На 14 января 1942 г. на складах горюче-смазочных материалов в Крыму находилось 5,8 тонн бензина Б-70, 6,2 тонны автобензина, 1,2 тонны керосина и 2 тонны дизельного топлива; при этом в войсковых частях также немного топлива - в 226-й стрелковой дивизии 2,5 заправки, а в 126-м отб - одна заправка. При этом в других танковых частях (55-я и 56-я танковые бригады (еще не переправленные с кавказского берега), 24-й отп) было по три заправки горючим [25, л.257].
По состоянию на 12 января 1942 г. в составе 79-го отб находилось 163 человека, на их вооружении было 27 танков Т-26 (и, вероятно, Т-38), 19 автомобилей, 3 трактора, 1 мотоцикл и всего 23 винтовки [24, л.46]. В бою 13 января 1942 г., были тяжело ранены заместитель командира батальона капитан Авраменко, его механик-водитель ст. сержант Пуха А.П., начальник финчасти батальона лейтенант Скляренко Д.Л. (раненые были отправлены в Феодосию, но пропали без вести после повторного захвата города противником) [12, с.51-58].
Рано утром 15 января 1942 г. части и соединения 11-й армии вермахта начали наступление на советские позиции по всему фронту от побережья Сиваша практически до Коктебеля. Но главные усилия были предприняты в районе селений Роза-льевка - Аджигол и вдоль железной дороги Ислам-Терек - Вла-диславовка. 51-я армия свои позиции удержала, но 44-я армия организовать свои боевые порядки не сумела из-за потери узла связи штаба армии, разбитого бомбовым ударом. К концу дня бой шел уже в районе населенного пункта Насыпкой.
Судя из именных списков потерь личного состава 79-го отб и исходя из мест гибели командного состава, этот батальон был брошен в гибельную контратаку в районе с. Кулеча-Мечеть, затем частично отошел, перевалив через хребет Ботегеч (высоты до 115 м) в район Петровки, но находился под интенсивным огневым воздействием авиации и дальнобойной артиллерии. Именно у дер. Петровка погиб командир ОТБ Я.Я. Фастенко [26, л.7]. Похоронен он (как и другие танкисты) в братской могиле в Дурантовской балке в черте нынешней Феодосии [27].
После начала отступления и потерь большинства танков и экипажей командование 236-й сд срочно забрало рацию батальона на командный пункт дивизии, так как все другие рации вышли из строя или были разбиты, затруднена связь с отрезанными и окруженными частями дивизии. По воспоминаниям В.К.Шамрая их автомобильная рация 5АК часто засекалась и обстреливалась немцами. Приходилось менять места расположения: «остановились в долине у с. Аджигол. Работали ключом, мешали немецкие рации». Машина с рацией застревала в грязи и тогда рацию и аккумуляторы поспешно снимали и переносили на себе [12, с.51-58].
Удары по танковым частям усиливались и были частыми уже в первый день. Так, 126-й отб был накрыт плотным огнем артиллерии наступающего противника. По воспоминаниям ко-
мандира противотанкового расчета немецкой 132-й пехотной дивизии (пд) ефрейтора Г. Бидермана: «.Наступление было назначено на 15 января и перед 132 п.д. была поставлена задача прорвать оборону и через высоту 132,3 выйти к Черному морю и заливу Феодосии. .Незадолго до наступления сумерек мы получили сообщение о подготовленной линии обороны к юго-западу от высоты 132,3. Заняли позицию на покатом спуске, оттуда был виден Феодосийский залив. .Мы открыли огонь по группе русских автомашин и бронетехнике, которые неосторожно расположились в открытой степи на расстоянии 1500 м от нас. Русские ответили огнем танков и тяжелых минометов и снаряды стали рваться на гребне склона позади нас. ... Если бы вражеские танки обнаружили нашу позицию и оказались быстрее и искуснее нас, мы наверняка нашли бы свою могилу здесь, на этом склоне холма. Я привел в действие пусковой механизм и проследил взглядом за траекторией нашего снаряда . экипаж высыпал из бронемашины. Значит наш выстрел попал в цель и вывел танк из строя». Далее Бидерман пишет: «Батарея 105-мм орудий нашей дивизии (132 п.д.) немедленно открыла огонь и через несколько минут все занятое русскими поле было окутано плотным слоем пыли и дыма. Мы продолжали стрелять в это облако осколочными снарядами. Советские позиции, которые в ином случае послужили бы плацдармом для контратаки на наши только что созданные позиции, исчезли в шквале артиллерийского огня» [28, с.91-93].
По данным противника за бои 15 января, в общей сложности, уничтожено 16 советских танков, из них 6 - штурмовыми орудиями, и 4 - авиацией [29, ^ 438]. Немецкие войска в этот день активно поддерживали самолеты; вылеты совершили бомбардировщики - 91, пикировщики «Штуки» - 97, истребители - 146, разведчики - 1 вылет. Большая их часть действовала в районе Феодосии. Под удар попал транспорт «Жан Жорес», прибывший в Феодосию с грузом боезапаса. Противник отмечает, что активность советской авиации ничтожна, хотя признается потеря 3 самолетов [30, с.112-118] .
Действия 126-го отдельного танкового батальона в январских боях под Феодосией, находившегося в распоряжении командующего 44-й армией, затем планирующимся в состав бронемеханизированной «группы Шаповалова», автором в целом были рассмотрены в опубликованных работах [11, с.258-263; 31, с.56-61].
Ожесточенные бои продолжались до 17 января 1942 г. Немцы, вводя свежие силы пехоты и танков при поддержке авиации и артиллерии, продолжали наступление. На направлении Феодосии к станции Сарыголь, не заходя в город, по приказу командования части 44-й армии и отдельные воинские подразделения отошли на Ак-Монайский перешеек. 18 января 1942 г., не встречая сопротивления, части 132-й пд заняли Феодосию [11, с.268].
С 17 января 1942 г. в районе восточнее с. Дальние Камыши поредевшие части 236-й сд начали занимать оборону. Подошли туда и танкисты, оставшиеся практически без материальной части, и понесшие большие потери личного состава. Среди вышедших были комиссар 79-го батальона капитан Литенко, парторг капитан Гарибов, начальник штаба ст. лейтенант Понома-ренко и др. Оставшиеся в живых танкисты были отправлены в Керчь и расквартированы на ул. Верхне-Митридатской. Они занимались в основном разгрузкой транспортов в портах Керчь и Камыш-Бурун до выяснения обстоятельств гибели батальона (под арестом находился комиссар 79-го отб капитан Литенко и судьба его неизвестна). В феврале 79-й отб был переименован в запасной танковый батальон, который дислоцировался в
районе станции Семь Колодезей. Командиром роты командного состава был назначен капитан Гарибов Н.А.
Очень важными, по мнению автора, являются следующие данные по потерям, приведенные в журнале боевых действий (ЖБД) Кавказского фронта: «24 ТП в боях 18 и 19.1 потерял 31 танк (из них безвозвратно потеряно 22 - сгорели), убитых 26 человек, раненых 23, пропавших без вести 24. 124 ТБ 224 СД из 9 имевшихся танков потерял безвозвратно 8, остальные 20 танков не переправились с Таманского полуострова...236 СД имеет налицо 500 чел., 6 станковых пулеметов, 4 танка...ее 79-й танковый батальон в боях потерял 25 танков» [32, л.35]. Потери 224-й стрелковой дивизии в танках не совсем связаны с боями в районе Феодосии, большая часть машин была потеряна ранее в ходе десанта севернее Керчи (минимум 6 машин), о чем несколько ниже.
По другим данным, по состоянию на 20 января 1942 г. в составе 79-го отб осталось 6 танков, в 126-м отб - 10 танков [24, л.47]. Но по 126-му батальону сведений несколько больше. По материалам оперативных документов [33, л.607] на 27 января 126-й отб с оставшимися 6-ю исправными танками сведен в роту и придан 157-й стрелковой дивизии; эта танковая рота занимает оборону в 2 км северо-западнее с. Арма-Эли, танки врыты в землю. За время боевых действий батальон потерял 19 танков Т-26, 2 машины ГАЗ-АА, три автомобиля ЗИС-5, 2 трактора, одну цистерну. Из оставшихся 10 танков - исправны 6, остальные требуют ремонта - среднего и текущего. Потери в личном составе - убито 14, ранено - 7 человек. Всего на 27.01.1942 г. в наличии комсостава - 30, младших командиров - 44, рядовых - 59 чел. Боекомплекта - 1,5 БК, 1,5 заправки ГСМ, продовольствия - 2 сутодачи.
Остановимся на истории самого мало упоминаемого как в оперативных документах, так и в исследованиях, танкового батальона - 124-го. 124-й отб (командир майор Мирвода С.Н.) был в 224-й стрелковой дивизии сформирован по штату 010/85 (в 29 танков) [5, л.23] и отправлен 50-ю вагонами в конце ноября в район Новороссийска [34, л.182]. В связи с планированием задействовать его в высадке из портов Таманского полуострова, он маршем из Славянской перешел в Темрюк, где и был повзводно (по 3 танка) погружен на мобилизованные суда Азовской флотилии. Возможно, количество таких судов, способных перевозить 10-ти тонные танки Т-26, было ограниченным, поэтому батальон был загружен не весь. По разрозненным данным можно уверенно говорить о погрузке 12 машин. Но дальше данные о выгрузке и потерях очень расходятся, а потерянные танки умалчиваются - как в источниках, так и в послевоенных исследованиях.
Для того, чтобы понять сколько танков 124-го отб было задействовано в десанте на Керченский полуостров, куда они высаживались, и их дальнейшая судьба, следует разобраться с довольно запутанными действиями десантных отрядов флотилии и не только.
Азовская военная флотилия, на тот момент, имела главную базу в Ахтари (ныне Приморско-Ахтарск). Для проведения операции фронт выделил 224-ю стрелковую дивизию (командир полковник А.П. Дегтярев) в составе 143-го, 160-го, 185-го стрелковых полков, и 83-й морскую стрелковую бригаду (командир полковник И. П. Леонтьев). Обе части были сосредоточены в Темрюке. Кроме того, в Кучугурах и в п. Ильич начала сосредоточение 12-я стрелковая бригада [35, с.28].
Для выполнения десантных операций командование Азовской военной флотилии организовало пять отрядов высадки: первый отряд; второй отряд в составе двух групп: западной и восточной; третий отряд; четвертый отряд в составе двух
групп: западной и восточной; пятый отряд. Всего было принято на корабли первого отряда 530 человек, второго отряда - 2883, третьего отряда - 1070, четвертого отряда - 2198, пятого отряда - 1000 человек [36, л.103]. Но количество танков при погрузке во всех отчетах не указано.
Исходя из изучения многих исследований послевоенного времени, мемуарной литературы и, главное, архивных источников, можно уверенно сказать, что по три танка (повзводно) было загружено для двух отрядов: 3 танка Т-26 в западной группе второго отряда, 3 - тоже в западной группе 4-го отряда. То есть было загружено для первого броска 26 декабря 6 танков [36, л.99-101].
Также известно, что у мыса Зюк 26 декабря было высажено 1378 человек и выгружено три танка Т-26 (переправлены на барже «Хопёр», буксируемой пароходом «Никополь»), два 37-мм и два 76-мм орудий и девять 120-мм минометов [36, л.105]. А днем 26 декабря в бухте Булганак было высажено 1452 человека и выгружено два 76-мм и два 45-мм орудия, три танка Т-26 (доставлены на барже «Таганрог», ведомую пароходом «Дофиновка»), штаб 143-го стрелкового полка 224-й стрелковой дивизии, штаб 83-й морской стрелковой бригады [36, л.110]. Высадка трех танков Т-26 из танкбата 224-й стрелковой дивизии в районе мыса Хрони (это восточный мыс бухты Булганак) подтверждается и документами сухопутных войск [37, л.54].
Но существовал еще последующий эшелон десанта. 28 декабря из Темрюка вышел отряд кораблей, имея на борту части второго эшелона десанта в количестве 2213 бойцов с тремя танками, 15 орудиями, минометами и боезапасом. Он должен был усилить десант у мыса Хрони. Но берег в районе Хрони оказался занят противником и высаженные там 26 и 27 декабря части десанта уничтожены. При противодействии противника и из-за несогласованности действий десант был высажен не полностью, а баржа с танками («Донец») из-за начавшегося шторма вовсе была унесена в море и только после поиска канонерской лодкой №4 31 декабря отбуксирована в Темрюк [36, л.114].
30 декабря командование 51-й армии и Азовской военной флотилии подготовило еще один отряд для высадки у мыса Хрони или Еникале. На корабли было принято 1300 человек, материальная часть артиллерийского полка, три танка и автомашина [36, л.117]. Однако утром 31 декабря было получено сообщение о взятии десантом г. Керчь, и армейские части, погруженные на этот отряд кораблей, были направлены в Керчь, куда прибыли лишь к утру 1 января 1942 г., так как при подходе к Керченскому проливу корабли были затерты льдом.
Таким образом, за всю операцию кораблями Азовской флотилией были высажены и перевезены - 9 танков (6 - в район высадок, 3 - в Керчь). И еще 3 были чуть не утоплены при переходе.. При этом 6 танков уничтожил противник при боях на плацдарме: как раз частично об этом идет речь в оперативной сводке Кавказского фронта, утверждающей, что 3 танка из 124-го отб были подбиты противником при высадке в районе мыса Хрони [8, л.106] . Уничтожение от 4 до 6 танков (в т.ч. неких «4 малых танка») подтверждают и немецкие отчеты [9, с.103, 119].
По данным некоторых современных исследователей [38, с.64], танки были и в 3-м отряде, но высадка десанта этим отрядом у мыса Тархан фактически была сорвана - на подходе к месту высадки был потоплен землесос «Ворошилов», на котором находилась большая часть 3-го отряда. Наряду с потерями в личном составе, отряд лишился и техники - 3 танка пошли ко дну. Однако наличие танков на землесосе не подтверждается документально.
При всей ситуации и логике в десантной операции участвовало 12 танков из 124-го отб, возможно - привлекалось больше, т.к. батальон имел до 29 танков, но из-за ограниченности потребных плавсредств, весь использован не был. По данным ЖБД фронта, приведенным выше, 20 танков этого батальона остались на Таманском полуострове - видимо, легкие плавающие танки. Но имеются сведения от 5 января 1942 г.: «224 СД двумя батальонами 185 СП, сводная рота, химрота, три танка заняли оборону Ак-Монай, станция Ак-Монай» [39, л.10]. Это те три танка высаженные в самой Керчи 1 января? Или другие танки? Автор склоняется к мнению, что это Т-26 из «керченской перевозки». Остальные танки были, вероятно, на эту дату еще не переправлены через пролив с Таманского полуострова. Это подтверждают данные более поздних сводок - по состоянию на 24.00 21 января в 51-й армии отмечен 24-й отп (12 танков в пути из 29 оставшихся и 12 бронеавтомобилей) и 124-й отб на Таманском полуострове в 19 танков [40, л.40]. Также подтверждением наличия в нем 23 легких танков на 14 января, являются сведения о численности - при планируемом временном включении 124-го отб в группу М.М. Шаповалова вместо 126-го отб [41, л.34].
История бронетанковых частей Закавказского (с 30 декабря 1941 г. - Кавказского) фронтов практически не изучена. Редкие публикации в местной военно-исторической периодике не раскрывают тему, даже наоборот. Так, если в статье В. Савилова [42, с.35-40] приводятся только общие данные о боевых действиях, в которых участвовали отдельные танковые батальоны дивизий фронта, то в публикации Г. Кулясовой [12, с.51-58], наряду с несомненно важными упоминаниями фамилий личного состава 79-го ОТБ, приведены сведения явно противоречивые и ошибочные, подчас исследователь запутался в фактах или их исказил, даже используя уникальные музейные материалы. Более полные сведения по танковым батальонам Кавказского фронта приводит Б. Тынчеров [38], что является несомненным достижением; однако высокий уровень гипотетичности, предложенный автором, хотя и имеет право на выражение, не является определяющим критерием. В последнее время в широком доступе открыто множество документов из различных архивов, что позволяет решать проблемы исследовательского характера адекватно. Это касается и истории танковых батальонов Кавказского фронта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Кампании и стратегические операции в цифрах. В 2 томах. Том 1. М.: ОР МВД, 2010.
2. Центральный архив Министерства обороны (далее - ЦАМО). Ф. 209. Оп. 1089. Д. 4.
3. ЦАМО. Ф. 209. Оп. 1089. Д. 6.
4. Оришев А.Б. В августе 1941-го. М.: Вече, 2011.
5. ЦАМО. Ф. 209. Оп. 1089. Д. 2.
6. Перечень № 5. Стрелковые, горно-стрелковые, мотострелковые и моторизованные дивизии входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Приложение к директиве ГШ ВС СССР 1970 г. № Д-043.
7. ЦАМО. Ф.216. Оп. 1142. Д. 11.
8. ЦАМО. Ф.216. Оп. 1142. Д. 14.
9. Неменко А.В. Крымские десанты в 1941-1942 гг. Черные бушлаты в бою. М.: Эксмо, Яуза, 2017.
10. Шаин Н.М. Теплоход «Жан Жорес». М.: Морской транспорт, 1962.
11. Один год из 25 веков. Феодосия, 1941-1942 / Под ред. С.Н. Ткачен-ко и Ю.А. Утробина. Симферополь: ДИАЙПИ, 2011.
12. Кулясова Г.А. Из истории 79-го Отдельного танкового батальона 236-й стрелковой дивизии // Military Крым. 2011. №19.
13. Басистый Н.Е. Море и берег. М.: Воениздат, 1970.
14. Ткаченко С.Н. Действия передового отряда в период Керчен-ско-Феодосийской морской десантной операции (декабрь 1941
- январь 1942 гг.) и участие в них А. Т. Алтунина // Научное творчество историков и краеведов Крыма: сборник докладов на симпозиумах (2015-2016 гг.) / Под общ. ред. С. Н. Ткаченко. Феодосия - Симферополь: РИО НИЦ, 2017.
15. Первушин А.Н. Дороги, которые мы не выбирали. М.: ДОСААФ, 1974.
16. Кошелев С.П. Страница Феодосийского десанта. Записки военного корреспондента. М.: Политиздат, 1979.
17. Ткаченко С.Н. Бросок в снежную неизвестность... Действия передового отряда десанта в Феодосию (декабрь 1941 г. - январь 1942 г.) // Military Крым. 2017. №1 (31).
18. Алтунин А.Т. На службе Отечеству. М.: Воениздат, 1985.
19. Битва за Крым 1941-1944 гг. / А. Исаев, Д. Хазанов, О. Романько, Н. Глухарев. М.: Эксмо, Яуза, 2016.
20. Карель П. Битва за Крым. Восточный фронт. Кн.1. Гитлер идет на Восток. 1941 - 1943. М.: Изографус, Эксмо, 2003
21. ЦАМО. Ф. 209. Оп. 1089. Д. 8.
22. ЦАМО. Ф.216. Оп. 1142. Д. 15.
23. Науменко В. Просто фронт (о морском десанте у феодосийских берегов). М.: Прометей, 2006.
24. ЦАМО. Ф.215. Оп. 1185. Д. 20.
25. ЦАМО. Ф.215. Оп. 1185. Д. 118.
26. ЦАМО. Ф. 58. Оп. 818883. Д. 1634.
27. Братская могила воинов-десантников. Феодосия. Паспорт воинского захоронения № 756.
28. Бидерман Г. В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета. М.: Центрполиграф, 2005.
29. National Archives and Records Administration (NARA). NARA. T-312 R365 (11 AOK).
30. Ткаченко С.Н. Действия авиации в боях за Феодосию в середине января 1942 г. Причерноморье. История, политика, культура. Выпуск XX(IX). Серия Б. Новая и новейшая история. Избранные материалы XIV Всероссийской научной конференции «Лазаревские чтения». Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2017.
31. Ткаченко С.Н. «Группа Шаповалова»: использование временных броне-механизированых формирований Кавказского (Крымского) фронта в 1942 г. // Juvenis scientia. 2017. №6. С. 56-61
32. ЦАМО. Ф.215. Оп. 1185. Д. 29.
33. ЦАМО. Ф.215. Оп. 1185. Д. 34.
34. ЦАМО. Ф. 209. Оп. 1089. Д. 3.
35. Свердлов А.В. На море Азовском. М.: Воениздат, 1966.
36. ЦАМО. Ф. 209. Оп. 1089. Д. 14.
37. ЦАМО. Ф.216. Оп. 1142. Д. 29.
38. Тынчеров Б.Ф. Бронетехника в боях на Керченском полуострове и под Феодосией зимой 1941/1942: К вопросу о применении танков в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции и в последующих боях (26.Х11.1941 - 26.1.1942). Севастополь, 2011.
39. ЦАМО. Ф. 406. Оп. 9837. Д. 56.
40. ЦАМО. Ф. 215. Оп. 1185. Д. 25.
41. ЦАМО. Ф. 215. Оп. 1185. Д. 12.
42. Савилов В. Бронетехника в боях за Крым. «Броня» десанта» -танки в Керченско-Феодосийской десантной операции (1942 г.) // Military Крым. 2009. №13.
Поступила в редакцию 21.08.2017