Научная статья на тему 'ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ НА ПРИМЕРЕ УРГЕНЧСКОГО ФИЛИАЛА ТАШКЕНТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ'

ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ НА ПРИМЕРЕ УРГЕНЧСКОГО ФИЛИАЛА ТАШКЕНТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фтизиатрия / туберкулез / студент / образовательный процесс / интерактивное обучение. / phthisiology / tuberculosis / student / educational process / interactive learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Мохира Фархадовна

полученные результаты обучения студентов в медицинской академии позволяют утверждать, что существенно выросла доля студентов, обладающих высоким уровнем педагогического общения. Большинство студентов дают высокую оценку своей деятельности именно в процессе интерактивного обучения. Выше оценивают содержательную насыщенность интерактивных занятий, разнообразие форм и методов их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанова Мохира Фархадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY PROBLEMS OF TRAINING STUDENTS IN A MEDICAL UNIVERSITY IN THE SUBJECT OF PHTHISIATRICS BY THE EXAMPLE OF THE URGENCH BRANCH OF THE TASHKENT MEDICAL ACADEMY

the results of student training at the Medical Academy suggest that the proportion of students with a high level of pedagogical communication has increased significantly. Most students highly evaluate their activities specifically in the process of interactive learning. They value the content richness of interactive classes and the variety of forms and methods of their implementation higher.

Текст научной работы на тему «ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ НА ПРИМЕРЕ УРГЕНЧСКОГО ФИЛИАЛА ТАШКЕНТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

PRIMARY PROBLEMS OF TRAINING STUDENTS IN A MEDICAL UNIVERSITY IN THE SUBJECT OF PHTHISIATRICS BY THE EXAMPLE OF THE URGENCH BRANCH OF THE TASHKENT

MEDICAL ACADEMY ^sanova M.F. (Republic of Uzbekistan)

Hasanova Mohira Farkhadovna - assistant, DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES, EPIDEMIOLOGY AND PHTHISIOLOGY, URGENCH BRANCH OF THE TASHKENT MEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the results of student training at the Medical Academy suggest that the proportion of students with a high level of pedagogical communication has increased significantly. Most students highly evaluate their activities specifically in the process of interactive learning. They value the content richness of interactive classes and the variety offorms and methods of their implementation higher.

Keywords: phthisiology, tuberculosis, student, educational process, interactive learning.

ПЕРВОСТЕПЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ НА ПРИМЕРЕ УРГЕНЧСКОГО ФИЛИАЛА ТАШКЕНТСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

АКАДЕМИИ Хасанова М.Ф. (Республика Узбекистан)

Хасанова Мохира Фархадовна - ассистент, кафедра инфекционных болезней, эпидемиологии и фтизиатрии, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: полученные результаты обучения студентов в медицинской академии позволяют утверждать, что существенно выросла доля студентов, обладающих высоким уровнем педагогического общения. Большинство студентов дают высокую оценку своей деятельности именно в процессе интерактивного обучения. Выше оценивают содержательную насыщенность интерактивных занятий, разнообразие форм и методов их реализации.

Ключевые слова: фтизиатрия, туберкулез, студент, образовательный процесс, интерактивное обучение.

УДК: 378.147:004:61 DOI 10.24411/2542-0798-2023-19201

На современном этапе в Узбекистане были достигнуты значительные успехи в борьбе с туберкулезом [1]. Этому способствовали регулярное обследование населения флюорографическим методом и методом туберкулинодиагностики [2]. Обязательная вакцинация БЦЖ новорожденных, проведение химиопрофилактики людям с повышенным риском заболевания, применение высоко активных противотуберкулезных препаратов изониазида, рифампицина, пиразинамида для лечения [3]. Эти мероприятия привели к значительному улучшению эпидемиологической обстановки в мире [4]. Предполагалось, что к 2000 году заболеваемость не будет превышать 20 на 100 тыс., а число инфицированных до 14 лет не будет превышать 1% [5]. Такие цифры, по мнению ВОЗ, дадут возможность

11

говорить о ликвидации туберкулеза, как массового заболевания. Медики привыкли к мысли, что туберкулез побежден [6]. Среди населения исчез страх перед этой болезнью Условия существования и дальнейшего развития человечества в XXI веке предполагают переход к широкомасштабному, динамичному и открытому взаимодействию, которое затрагивает все сферы жизни общества [7]. Бесспорно, процесс глобализации охватил множество отраслей: наука, медицина, образование [8]. Актуальность исследования состоит в том, что, к сожалению, вызванной в том числе и пандемией Covid-19, такие области как медицина и образование в Хорезмской области оказались готовы к полноценному функционированию в современных условиях [9, 10]. Цель исследования: выявление первостепенных проблем, связанных с медицинским образованием в условиях пандемии; поиск доступных решений по моделированию и улучшению дистанционного обучения. Методы исследования: анкетирование. Для более наглядного представления информации о положительных и отрицательных аспектах дистанционного обучения нами был составлен опросный лист, состоящий из 8 вопросов, направленных на изучение мнений студентов 4-5 курсов, обучающихся на кафедре фтизиатрии. Возраст студентов от 19 до 23 лет, количество опрошенных - 136 человек. Представленные данные свидетельствуют о том, что основные проблемы, связанные с использованием дистанционного обучения, были связаны с отсутствием возможности практических занятий; техническими проблемами с Интернет-ресурсами и сложностями с усвоением материала. Современные изменения, происходящие в образовательной политике Российской Федерации, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Модернизация профессиональной подготовки бакалавров по физической культуре и спорту должна обеспечить условия, позволяющие развивать студентам в образовательном процессе творческое мышление, осмысливать и осваивать инновационные технологии. Для этого важно рассматривать образовательный процесс в вузе как развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалистов нового типа. В теории и практике профессионального образования осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Все это требует повышения уровня личной активности обучающихся, применения педагогических технологий, усиливающих межличностное взаимодействие и общение субъектов образовательного процесса. Эта тенденция способна обеспечить инновационный подход к формированию целей, содержания, а также и личности педагога как человека профессиональной культуры и компетентности [1]. Ключевая идея исследования: интерактивная образовательная среда выступает приоритетным условием развития педагогического общения, которое необходимо более широко использовать в учебном процессе у студентов вуза физической культуры. Цель данного исследования - поиск путей совершенствования педагогического общения студента вуза физической культуры. Анализ существующих методологических подходов. Проблемам интерактивного обучения педагогическому общению уделяется значительное внимание в научной литературе. Анализ исследований, связанных с использованием технологии интерактивного обучения, показывает, что большинство из них опираются на основополагающие, общепризнанные в современной науке идеи, концепции, принципы, подходы. Исследуемая проблема интерактивного обучения общению является предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии, социологии, политологии и др. Это и объяснимо, так как без культуры общения не может быть серьезного взаимодействия между субъектами. По мнению П. К. Петрова, формирование педагогического общения - длительный процесс, который не укладывается в один семестр, время, отведенное для изучения одной дисциплины, а происходит в комплексе с остальными профессионально важными качествами будущего бакалавра физической культуры. Интерактивные методы обучения представляют собой очень сложный для организации способ педагогического воздействия на студентов. Привлекают внимание в рамках проблематики нашего исследования работы А. Я. Найна, в которых говорится, что использование интерактивных методов требует учета

12

целого ряда условий и опоры на психолого-педагогические принципы их организации в образовательном процессе вуза. В рассматриваемом отношении особый интерес для нашего исследования имеет позиция Ю. В. Гущина, который отмечает, что обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Согласно точке зрения Ю.В. Гущина, интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности студентов вуза, включающая конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей, достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, развитие творческого потенциала, творческого воображения, способности к самостоятельной поисковой деятельности, эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в педагогической практике. Нам импонирует точка зрения М.А. Петренко, который считает, что в процессе интерактивного обучения происходит осмысление содержания образования в процессе соединения знаний с жизненными реалиями. Что же касается развития педагогического общения на основе интерактивных методов обучения бакалавров физической культуры в теории и методике профессиональной подготовке специалиста физической культуры, то в психолого-педагогических исследованиях эта проблема рассмотрена все еще недостаточно полно. Одновременно с этим наш опрос и наблюдения выявили, что сами педагоги высшей школы не всегда знают: - инновации в образовании (65 %); - способы, которые бы могли «разрядить» возникшую сложную ситуацию на занятии (41 %); - интерактивные формы проведения занятий (23 %). Большинство педагогов (76 %) отметили, что тот небольшой объем знаний, который они имеют по интерактивным технологиям обучения, получен в результате самообразования, благодаря овладению опытом других педагогов, чтению научной психолого-педагогической литературы об интерактивных технологиях обучения. Результаты исследования. На основе полученных результатов анкетирования студентов и преподавателей был проведен SWOT-анализ использования технологий интерактивного обучения в процессе формирования педагогического общения будущих бакалавров в вузе физической культуры. Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 1. Поскольку, как уже отмечалось в нашем исследовании, интерактивное обучение в образовательном процессе помогает сформировать педагогическое общение, нами были использованы методики, позволяющие оценить динамику развития коммуникативных качеств личности будущих бакалавров по физической культуре. С этой целью нами были использованы методики выявления и оценки коммуникативных и организационных способностей (КОС-1), оценки уровня коммуникативного контроля М. Снайдера. Анализ литературы, результаты диагностики уровня сформированности педагогического общения у студентов вуза физической культуры на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, приведенные ранее, позволяют высказать предположение, что высокий уровень сформированности педагогического общения не будет массовым без создания педагогических условий, способствующих переходу студентов от одного уровня сформированное™ к другому.

Список литературы /References

1. Искандарова А.И., Курьязов А.К. Иностранный язык в медицинской академии как средство общения студентов стоматологического факультета культуре других народов. Журнал Проблемы современной науки и образования. 7 (185) - стр. 34-39.

2. Киличева Т. (2023). Особенности ухода, диагностики и лечения пациентов, болеющих туберкулезом у лиц пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами. Современные проблемы охраны окружающей среды и общественного здоровья, №1(1), C. 214-220. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/environmental-protection/article/view/19653.

3. Аскарова Р. (2023). Своевременная диагностика кашля при бронхолегочных заболеваниях и туберкулезе легких. Современные проблемы охраны окружающей среды и общественного здоровья, № 1(1), C. 207-213. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/environmental-protection/article/view/19652

4. Ибодуллаева С.С. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Приаральском регионе. Журнал Проблемы современной науки и образования. №8 (186) - 2023 год -Стр. 29-33.

5. Киличева Т.А., Собирова Ш.И. Влияние образа жизни и культуры здоровья студентов с процессом обучения в медицинской академии // Вестник науки и образования. - 2023г. -№. 5-1 (136). - С. 65-71.

6. Киличева Т.А. ПРИМЕНЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДИАТРИИ // Проблемы педагогики. - 2023г. - №. 1 (62). - С. 82-87.

7. Киличева Т.А. СТРАТЕГИЯ DOTS-УСКОРЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ЛУЧЕВЫМИ И ЛАБОРАТОРНЫМИ МЕТОДАМИ // Вестник науки и образования. -2023. - №. 4 (135). - С. 114-118.

8. Киличева Т.А. САНИТАРНАЯ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПИТКА КУМЫС ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИАРАЛЬСКОГО РЕГИОНА. // Вестник науки и образования. - 2023. - №. 2 (133). - С.87-90.

9. Rakhimova G.K. TRAINING TO TRANSLATE NEOLOGISMS WHEN TRAINING ENGLISH-LANGUAGE STUDENTS. Журнал Наука, техника и образование. №3 (91) -стр. 17-22.

10. Rakhimova G.K. TASKS ON INTERCULTURAL COMMUNICATION FOR FOREIGN STUDENTS WITH ENGLISH LANGUAGE OF INSTRUCTION. Журнал Вестник науки и образования. №11 (142) ч. 2. стр. 67-70.

THE EFFECTIVENESS OF THE APPLICATION OF PROBLEM SITUATIONS IN TRAINING IN ORDER TO FORM THE FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL EXPERIENCE Samtsov I.A. (Russian Federation)

Samtsov Ilya Alekseevich - graduate student, teacher,

Department of Physical Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga

Abstract: the article substantiates the effectiveness of the use of problem situations in education in order to form the foundations of professional experience for students, provides a classification of business games and examples of problem situations underlying their organization, the content of which corresponds to the essence of the professional activities of specialists in physical culture and sports.

Keywords: professional experience, methods of active learning, business games, problem situations, functions of physical culture and sports workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.