р
п
к
Россия пока отстает в области создания профессиональных и промышленных 3D-принтеров. Однако у нас есть шанс достойно выступить в более легкой весовой категории — сегменте недорогих персональных устройств, который представляет собой удобную площадку для обкатки новых инженерных идей. Несколько российских стартапов уже предложили рынку первые коммерческие
3D-принтеры собственного производства.
Основатель молодой компании «Кипарис» в прямом смысле строит свой бизнес с помощью 3D-принтеров. Офис стартапа в Зеленограде своей атмосферой очень напоминает «технологические стартапы» конца 1980-х. Разве что на столах стоят «Маки» и собирают здесь не какие-нибудь АОНы или прототипы первых персональных компьютеров, а ни много ни мало — ЭБ-принтеры. Часть готовой продукции немедленно включается в производственный процесс и начинает печатать новые копии принтеров. Производство средств производства для производства средств производства — и так до бесконечности? Впрочем, способность к самовоспроизводству у современных принтеров пока не стопроцентная. «Сейчас мы можем напечатать лишь 30-40% деталей, — уточняет гендиректор «Кипариса» Андрей Исупов. — А именно — все, что делается из пластика».
Первый слой пластика, нанесенный ЭБ-принтером, напоминает какой-то орнамент. Постепенно, слой за слоем, за несколько часов деталь начинает обретать форму. Вот он — прообраз ЭБ-производства будущего, о котором так долго говорили футурологи? Прообраз вполне производительный. Один принтер способен печатать 20-30 собственных копий ежемесячно. Однако в ближайшие месяцы компания планирует отказаться от «передовой технологии» и начать отливать детали в силиконовой форме. Пришло время расширяться,
а с экономической точки зрения масштабировать производство пока выгоднее с помощью традиционного литья. Мелкосерийное производство для «Кипариса» уже не подходит. После того как у компании появились новые каналы сбыта, в том числе крупный дистрибьютор с налаженной региональной партнерской сетью, «Кипарис» планирует быстро удвоить свои продажи (пока — до 50-60 штук в месяц). А вот когда месячные объемы продаж превысят 300 принтеров, придется снова менять технологию и переходить на литье в алюминиевую форму. Тут уже, прикидывает Исупов, не обойтись без передачи производства на аутсорсинг — вероятнее всего, в Китай.
Несмотря на небольшие объемы продаж, за год работы «Кипарису» удалось практически выйти на самоокупаемость. «Финансовые успехи компании во многом объясняются нашими небольшими зарплатами, — улыбается Андрей. — Все держится на энтузиазме сотрудников, которым действительно интересно работать с трехмерной печатью. Мы верим в потенциал рынка и потому готовы подождать».
Копирование и клонирование
В офисе «Кипариса» на полке стоит весьма важный для всей этой истории объект — робот о шести лапах, способный преодолевать различные препятствия, включая лестницы. Это дипломная работа Андрея Исупова и его партнера Максима Анисимова
ТЕМА ЗD-ПEЧATЬ
г
» ни
и А т1 э •
;
Взятую из открытых источников модель ЭР-принтера Андрей Исупов и его партнер основательно доработали, чтобы получился коммерческий продукт: переделали механику, сделали свою электронику и модернизировали прошивку
г
на тему «Микропроцессорные системы управления роботом», которую они защитили два года назад. Робот-то по большому счету и заставил двух выпускников Московского института электронной техники (МИЭТ) заняться проблемами 3D-печати. «Первоначально робот не предполагал никакой коммерциализации, — рассказывает Исупов. — Однако после защиты диплома мы решили попробовать сделать из него коммерческий продукт». Для этого требовалось как минимум придать роботу «товарный вид», но с этим-то и возникла заминка: соорудить качественный пластиковый корпус для него никак не получалось. В поисках подходящего варианта партнеры наткнулись на открытый онлайн-ресурс Rep Rap. Org, где подробно излагалось, как и из чего можно изготовить свой 3D-npiiHTep, изучили возможности технологии и поняли, что обиходить робота поможет только ЗБ-печать. Начинающие предприниматели заказали в США набор комплектующих, собрали принтер и... обнаружили, что этим устройством практически невозможно пользоваться. «Очень сырой продукт, — вспоминает Андрей. — Что-либо напечатать было сложно даже нам, притом что мы далеко не гуманитарии. Зато после этого стало ясно, куда нужно двигаться. Так робот оказался на полке, а мы погрузились в модификацию американской модели. Производство ЗО-принтеров показалось очень перспективным направлением». Российских конкурентов в этой нише можно пересчитать по пальцам одной руки. Импортные принтеры по цене явно не претендуют на попадание в экономкласс. Одним словом, даешь доступный российский ЗО-принтер!
Постепенно выпускники МИЭТа доработали и усовершенствовали всю механику американской модели, сделали свою электронику и модернизировали прошивку. Без изменений остался только генератор управляющего кода: на разработку своего софта ребята решили не тратить время (ПО появится в устройствах новой версии — 2013 года). На дизайн, впрочем, тоже — и об этом Андрей говорит сейчас как о маркетинговой ошибке: «репраповский» дизайн отсекал часть клиентов (ведь в похожей форме сложно разглядеть новое содержание). «Впрочем, — добавляет он, — ошибки этой было не миновать: на старте мы совсем не имели ресурсов. В новой версии дизайн тоже будет оригинальным».
Как бы то ни было, весной 2011-го, то есть спустя полгода после начала работы, появился первый прототип, который предприниматели принялись с энтузиазмом «везде показывать». Череда активных презентаций проекта вскоре обернулась двумя грантами. Несколько миллионов рублей компания получила от РОСНАНО и от Департамента по науке, промышленной политике и предпринимательству города Москвы. После этого стартап смог позволить себе переехать в более просторное помещение (как раз напротив МИЭТа), нанять первых сотрудников и начать поиск дистрибьюторов.
Впрочем, и свои новые наработки в «Кипарисе» отнюдь не забросили. Примерно через полгода Андрей Исупов рассчитывает вывести на российский рынок
полупрофессиональный принтер, а через год-два — и профессиональное устройство. Все-таки первая модель изначально была рассчитана на бытовое использование, а кроме того, несла на себе явную печать экономии на издержках.
В каком направлении двигаться при разработке новых моделей, в «Кипарисе» уже понимают. Первая модель печатает объекты лишь при условии, что устройство подключено к компьютеру У нового поколения принтеров будет больше «собственных мозгов» — а значит, управлять принтером можно будет с помощью «кнопочек». Должны вырасти и макси-
20-30
своих копии в месяц способен воспроизвести ЗР-принтер. Вполне достаточно для мелкосерийного выпуска, однако до подлинного ЗР-производсгва, о котором говорят футурологи, еще далеко
мально возможные размеры для печатаемых изделий: пока пределом по высоте без ущерба для качества являются 15 сантиметров.
Расходным материалом для принтера служит пластик (в виде прутка), который вставляют в устройство примерно так же, как бумагу — в обычный принтер. Цифровую модель объекта готовят к печати с помощью программы, установленной на компьютере, затем — загружают в принтер, и спустя несколько минут начинается печать. Для этого принтер должен разогреться до определенной температуры, необходимой для того, чтобы размягчать исходный пластик. Главную роль во всем этом процессе играет печатающая головка: она выдавливает пластик на столик принтера, проходя определенную траекторию, затем возвращается обратно и начинает новый слой. После того как объект «вырос», столик охлаждается — и деталь можно снимать.
— Очень медитативное зрелище! — с удовольствием говорит Андрей. — Я сам иногда «зависаю», когда прохожу мимо. На выставках, в которых мы участвуем, всегда скапливается множество наблюдателей, впервые видящих нечто подобное, и подолгу следит за растущим объектом. Впрочем, участвовать в выставках мы стали недавно. А продвигать свои устройства — и вовсе около месяца назад. Первое время я даже удивлялся, откуда берутся заказчики. Судя по всему, свое дело стихийно делали социальные сети. Однако теперь мы займемся продвижением целенаправленно. Для масштабного вывода продукта на рынок разраба-
г
тывается комплекс маркетинговых программ. SMM1, скорее всего, уйдет на аутсорсинг...
Интерфейс, эргономика, юзабилити прибора... На нынешнем этапе стартап решает эти вопросы просто, без фокус-групп. Один из первых принтеров глава «Кипариса» подарил своей четырнадцатилетней сестре, которая занимается трехмерным моделированием в художественной школе, — и тут же убедился, что с этой техникой вполне может справиться подросток. «Очень сильный импульс для развития! — доволен Исупов. — Раньше у сестры все ограничивалось виртуальным пространством, сейчас же она может сразу же распечатывать свои объекты».
Произведенные в «Кипарисе» 3Р-принтеры способны к самовоспроизводству— правда, не на 100%. Пока они могут напечатать примерно 30-40% деталей, необходимых для создания своей копии
1 Аббревиатура от англ. social media marketing — маркетинговое продвижение в социальных сетях.
2 От англ. «открытый источник» — принцип,
использовавшийся первоначально в сфере ИТ для создания нового программного обеспечения; основан на том, что разработчик публикует исходный код и разрешает другим
разработчикам использовать его без каких-либо ограничений.
Производство ради производства
Планируя различные схемы сбыта для своих устройств, Андрей Исупов не в последнюю очередь смотрит на сферу образования — школы, университеты, музеи. Встречаются клиенты, которые покупают принтер «просто так», в качестве развлечения. Однако основной сегмент заказчиков, на который ориентируется «Кипарис», — это компании, способные сами зарабатывать на принтерах или включать их в свои производственные процессы.
— Один из наших первых клиентов находится в нашем же здании, только двумя этажами ниже, — рассказывает предприниматель. — Компания специализируется на производстве контроллеров и счетчиков для промышленных целей. Принтер им понадобился для того, чтобы делать петли для своих «коробочек»: распечатанная таким образом фурнитура оказалась прочнее, чем то, что им привозят «в наборе» производители корпусов. А вот сами корпуса выгоднее заказывать на традиционных площадках. Все-таки 3D-печать подходит больше для мелкосерийного производства.
При этом Андрей Исупов признает: несмотря на качество, которого удалось добиться в последних разработках, текстура конечного продукта пока остается специфической: «Ведь объект наращивается слой за слоем, поэтому и поверхность у него фактурная, шероховатая. Такое качество не всегда
может соответствовать нужным целям. Хотя в ряде случаев слоистость, напротив, оказывается плюсом. К примеру, одна из наших клиенток, соучредитель дизайн-студии, недавно распечатала на нашем принтере авторские шахматы — очень интересные фигуры получились!»
У принтера есть еще несколько ограничений: изделие на выходе получается одноцветным, а кроме того, с его помощью сложно копировать детализированные объекты, такие как ювелирные украшения. Поэтому Андрей Исупов рассчитывает в ближайшие пару лет начать производство фотополимерных принтеров, на которых — медленно, но верно — можно будет распечатывать более сложные изделия.
«Расходка» для ЗО-принтеров — отдельная проблема. На практике стартаперы выяснили, что не любой пластик годится в дело. «Начинали мы с закупок у одного российского производителя, — говорит Исупов. — Однако почему-то примерно через 10-15 минут после заправки принтер останавливался. Только недели через две мы поняли, что все дело в крохотных металлических частицах, которые почему-то были в пластике. После этого стали искать пруток за границей. Убедились в том, что китайский пруток, вопреки расхожему мнению о тамошнем качестве, очень неплох. Однако все-таки остановились на европейском производителе».
Поставка расходного материала быстро выросла в отдельное направление. Однако к нему Андрей надеется в скором времени добавить еще одно. Наряду с производством принтеров и продажей сырья Андрей хотел бы заняться сферой услуг. После того как с принтеров компании снимут почетную обязанность по «самовоспроизводству», они будут перепрофилированы под печать прототипов для частных заказчиков. Обкатав этот бизнес и параллельно пополняя модельный ряд принтеров, предприниматель надеется через три-пять лет начать развивать сеть 3D-студий по франчайзингу: продаже будет подлежать парк устройств компании, а также бренд, который по законам 3D-печати, слой за слоем, рассчитывают вырастить в «Кипарисе». «Надеюсь, что покупатели франшизы найдутся и сами центры будут востребованы: потребители за это время должны привыкнуть к мысли о том, что копировать можно не только фотографии, но и объемные предметы», — размышляет Исупов.
Вот такие планы однажды выросли из «открытого ресурса». Причем этот исторический факт часто ставят на вид предпринимателям. В ответ на подобную критику Андрей сразу же приводит в пример руль и колесо, которые тоже в свое время были кем-то изобретены и до сих пор находятся в общем пользовании: «Без них не обходится ни один автоконцерн, однако конкурируют производители автомобилей с помощью потребительских свойств, которые было бы невозможно придумать «на общественных началах». Принципы open source2 — прекрасная отправная точка для создания чего-то нового. Однако переходя на уровень создания качественного продукта, все-таки необходимо «закрываться». ■