Е. С. Рождественская,
начальник отдела маркетинга
О. А. Воронцова,
ведущий маркетолог отдела маркетинга
ПЕРВОКУРСНИК ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОЖИДАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Год назад первокурсники 2009/10 учебного года еще только готовились к поступлению в вуз, сдавали ЕГЭ, с волнением следили за проходными баллами. Сегодня у них за плечами целый учебный год. Как прошел он для этих ребят, какое мнение сложилось у них об университете, где им придется провести ещё не один год своей жизни, и что бы, на их взгляд, можно было улучить в студенческой жизни? Эти вопросы мы попытались выяснить у студентов, заканчивающих первый курс обучения в РГПУ им. А. И. Герцена.
Анкетирование первокурсников различных факультетов показало, что большинство вчерашних абитуриентов не ошиблось в выборе вуза. Так, 68% ребят сказали, что если бы сегодня им пришлось заново выбирать вуз, они бы поступили в Герценовский университет, а более половины из них — и на ту же специальность. Однако год назад, выбирая будущий вуз, они ориентировались на такие показатели, как наличие интересующего их направления/специальности, качество образования, престижность учебного заведения. Теперь же, имея за плечами определенный опыт обучения, они не называют известность и престижность вуза среди главных критериев выбора, оставляя им 5-ю и 7-ю строчки в рейтинге критериев выбора. Вчерашние абитуриенты, перейдя в статус студентов, стали отдавать предпочтение таким критериям, как востребованность выпускников на рынке труда, доброжелательная атмосфера в вузе. Очевидным преимуществом Герценовского университета перед другими вузами для абитуриентов является возможность поступить на бюджетную форму обучения. Такие позиции, как семейная традиция и реклама вуза, по их мнению, в наименьшей степени влияют на выбор вуза.
Судя по ответам, большая часть поступивших (а именно 80%) учится на приоритетном для них направлении подготовки, при этом уверены, что сделанный выбор является призванием 18% опрошенных.
Проучившись год, студенты все больше понимают значимость образовательного процесса. Так, наиболее важными для студентов-первокурсников критериями обучения в вузе в целом становятся те, которые связанны с получением образования. Обозначим распределение мест в рейтинге критериев обучения в вузе.
Наиболее важным для обучающихся является такой параметр, как «Качество преподавания в целом»: ожидания более половины студентов-первокурсников (а именно 60%) полностью оправданы, третья часть опрошенных студентов считают, что уровень преподавания в университете находится на среднем уровне.
На второй позиции данного рейтинга находится параметр «Квалификация профессорско-преподавательского состава»: более двух третей (68%) считают основной педагогический состав университета высококвалифицированными преподавателями.
Показатель «Сложность обучения в вузе» не находится на высоком уровне. Студенты-первокурсники считают (а именно 69%), что можно повышать требовательность со стороны преподавателей.
Таким образом, студенты-первокурсники, обучающиеся в Герценовском университете, в первую очередь ориентированы на качественный образовательный процесс по своей основной специальности, и их ожидания в большей степени оправданы.
Первокурсник Герценовского университета: ожидания, связанные...
На четвертом месте в шкале ценностей молодых людей находится такая оценка, как «Благоприятная психологическая обстановка в вузе». Психологическую обстановку считают комфортной и удовлетворены ею полностью более половины опрошенных — 52%. Более трети студентов говорят о том, что психологическая обстановка в университете находится на среднем уровне ожиданий.
Показатель «Возможность получения дополнительных знаний и навыков» студенты-первокурсники ставят на пятую строчку рейтинга значимости составляющих образовательного процесса в вузе. По этому критерию студенты-герценовцы отмечают довольно высокую степень удовлетворения: 35% студентов удовлетворены полностью и 46% считают, что они имеют возможность получить в университете параллельно основному обучению дополнительное образование, которое потом пригодится им в их профессиональной деятельности и в жизни.
Обеспеченность современными техническими средствами и оборудованием в университете, по мнению первокурсников, находится на среднем уровне.
Следует особо отметить, что большая часть студентов (56% опрошенных) отмечают высокую доступность библиотечного фонда университета, что в свою очередь пополняет «копилку» качественного образования, предоставляемого Герценовским университетом.
Высказываясь о целях получения высшего образования в Герценовском университете, пятая часть всех опрошенных отметили важность получения высшего образования в принципе и примерно столько же — важность получения такого образования, чтобы после окончания обучения быть востребованными на рынке труда.
Студенты-первокурсники осознают, что сегодня для получения конкурентных преимуществ на рынке труда, кроме наличия знаний и навыков по основной специальности, необходимо обладать и дополнительными умениями. Так, часть студентов-первокурсников уже получают дополнительное образование и делают это в нашем университете. 42% опрошенных в настоящее время занимаются только основным образованием и в ближайшее время не планируют получать дополнительные знания. В то же время некоторые студенты готовы в будущем получать дополнительное образование, но пока не решили где. На вопрос о том, какое именно им хотелось бы получить дополнительное образование, они указывают очень широкий и малосвязанный между собой перечень курсов.
Рассчитывают в будущем работать по получаемой специальности 66% опрошенных. При этом главное для них заключается в том, чтобы будущая профессия давала возможность реализовать свои способности (31%) и была интересной (28%). Безусловно, профессия должна обеспечить и финансовую стабильность — так считают 17% респондентов. Первокурсники ожидают также от своей специальности, чтобы она гарантировала им уверенность в завтрашнем дне.
Имея в виду рост виртуальной активности современной молодежи, мы решили спросить студентов-первокурсников об их включенности в интернет-пространство вуза. Это особенно актуально для студентов, факультеты которых находятся вне Мойки 48. Сайт для них — один из центральных информационных каналов, соединяющих их с университетом в целом. Тем более, что 77% респондентов отметили, что во время приемной кампании искали информацию о вузах, посещая сайты университетов. Можно сказать, что на этапе поступления большинство сегодняшних студентов посещали сайт университета, знакомы с ним и могут составить о нем свое мнение (см. рис.).
Оценка респондентами работы сайта
Бывшие абитуриенты отметили в своих анкетах, что в поиске информации о вузах во время приемной кампании наряду с сайтами вузов они обращались также к справочникам для поступающих (47% студентов использовали их активно), к друзьям и знакомым (36%). В этих источниках будущие студенты искали информацию о количестве бюджетных мест и конкурсе (16,6%), перечне необходимых ЕГЭ и экзаменов (14,3%), информацию о факультетах и специальностях (11,4%). При этом студенты отметили, что информации, представленной на сайте Герценовского университета и в других источниках, им, абитуриентам, было достаточно — так отметили 18,8% опрошенных. Но наиболее пытливые абитуриенты не находили интересующей их информации об образовательных программах, учебных планах, им не хватало информации о жизни факультетов.
К сожалению, наши студенты не являются активными посетителями сайта университета. Так, только 8% опрошенных отметили, что бывают на Герценовском сайте несколько раз в неделю. Более половины опрошенных студентов заходят на сайт раз в месяц, а то и раз в семестр.
Оценка составляющих образовательного процесса студентами-первокурсниками 2009/10 учебного года близка к оценке вуза студентами-выпускниками 2009 г. Так, по данным опроса, проведенного отделом маркетинга весной 2009 г. среди выпускников университета, к достоинствам обучения в РГПУ им. А. И. Герцена были отнесены следующие: 1) высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; 2) высокий уровень подготовки специалистов (включая объем и качество полученных знаний, эффективность преподавания); 3) лояльное отношение к студентам, дружелюбная атмосфера в вузе.
К недостаткам обучения в РГПУ им. А. И. Герцена респонденты отнесли: 1) недостаточное обеспечение учебного процесса современными техническими средствами;
2) отсутствие перспектив трудоустройства по полученной специальности, непрестижность профессий (в основном в отношении специальностей педагогического направления, а также блоков естественнонаучных и физико-математических программ); 3) недостаточную организованность учебного процесса (часто неудобное расписание, сложность совмещения работы и учебы, отсутствие кураторов); 4) недостаточный уровень развития инфраструктуры университета (сложность взаимодействия студентов с деканатами и профкомом, неполное информирование студентов о событиях в университете, дорогое питание и нехватка мест в столовой); 5) недостаточно эффективный процесс организации и проведения практик (учебных и производственных); 6) недостаточная информированность студентов о программах международного обмена студентами.