Научная статья на тему 'ПЕРВОИСТОЧНИКИ СКУЛЬПТУРЫ ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1800–1820-Х ГОДОВ'

ПЕРВОИСТОЧНИКИ СКУЛЬПТУРЫ ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1800–1820-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
405
147
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скульптура / фарфор / изобразительный источник / Гарднер / Козловы / Попов / Императорский фарфоровый завод / атрибуция. / sculpture / porcelain / pictorial source / Gardner / Kozlov / Popov / Russian Imperial Porcelain Factory / attribution.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дубровская Марина Владимировна

В статье рассматривается поиск изобразительных источников малой пластики фарфоровых заводов Российской империи (Императорского фарфорового завода, частных фарфоровых фабрик Гарднера, Попова, братьев Козловых и братьев Новых). Выявление источника модели позволяет установить исторически точное название, определить нижнюю границу создания и уточнить принадлежность к той или иной серии, что важно в целях раскрытия научного, информационного, культурного и исторического аспекта изучаемого предмета. В процессе работы при описании предметов для каталога многотомного издания «Антология русского фарфора XVIII–XIX века. Фарфоровая скульптура Гарднера», благодаря найденным изобразительным источникам автором было переатрибутировано большое количество фарфоровых скульптур коллекции музея-усадьбы «Кусково». Например, фигура, которая в печатных каталогах именовалась «Китаец», «Скульптурное изображение императора Канси», благодаря найденной гравюре оказалась «Японцем». Статуэтка, записанная в описи музея как «Русская барыня в шубе», также нашла свое исконное название — это портрет реального исторического лица, Салихи Себкати-султан, выполненный по гравюре с оригинала Ж.-Б. ван Мура. В данной работе приводятся также новые открытия по определению изначального названия некоторых скульптур русских заводов первой четверти XIX в., предположения, версии, ход поиска первоисточников. Проделанная научная работа позволила точно атрибутировать предметы по хронологии создания модели и восстановить их первоначальное название, установить производство целой серии фигур с условным названием «Народы Греции» на Императорском фарфоровом заводе и копирование некоторых моделей данной серии на частном фарфоровом заводе А. Г. Попова. Нашли свои исконные названия две скульптуры завода братьев Козловых, иллюстрирующие персонажей трагедий драматурга В. Озерова, и две скульптуры завода Гарднера, составляющие пару. Благодаря найденному верному источнику изображения, а именно листу французской карикатуры, получилось составить занимательный рассказ об этих двух персонажах — учителе музыки и ученике. При исследовании использованы образцы фарфоровой пластики из музейных собраний, частных коллекций и аукционных домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2658-3437-2021-4-16-25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS OF SCULPTURE FROM PORCELAIN FACTORIES IN THE RUSSIAN EMPIRE (1800S–1820S)

The article is about the research of the pictorial sources of small statuary of the porcelain factories of the Russian Empire (the Imperial Porcelain Factory, private porcelain factories of Gardner, Popov, the Kozlov and the Novy brothers). Defining the source of creation of the model helps to establish the historically accurate name of the object, determine the date of its creation, and clarify the belonging of porcelain figures to one or another series. This is important in order to reveal the scientific, informational, cultural, and historical aspects of the object under study. In the process of work, when describing the objects for the catalog of the multi-volume edition “Anthology of Russian Porcelain of the 18th–19th centuries. Gardner’s Porcelain Sculpture”, thanks to the pictorial sources found, the author has reattributed a large number of porcelain sculptures from the collection of the Kuskovo Estate Museum. For example, thanks to the found engraving, the figure, which in printed catalogs was called “Chinaman”, “Sculptural image of Emperor Kangxi”, turned out to be “Japanese”. The statuette, recorded in the museum’s inventory as “Russian lady in a fur coat” also found its original name — it is a real historical character, Saliha Sebkati Sultan, made from an engraving after the original by J.-B. van Moore. The article also includes new findings on the determination of the original name of some sculptures of Russian factories in the first quarter of the 19th century, assumptions, versions, and the search for primary sources. The scientific work done has made it possible to accurately attribute objects according to the chronology of the creation of the model, and restore their original name, establish the production of a whole series of figures with the conventional name “Peoples of Greece” at the Imperial Porcelain Factory and copying some models of this series at the private porcelain factory of A. G. Popov. Two sculptures of the Kozlov brothers’ factory found their original names. They illustrate the characters of the tragedies by the playwright V. Ozerov and two sculptures of the Gardner factory, making a pair. The author discovered the correct source of the image, namely a sheet of French caricature, which makes it is possible to compose an entertaining story about these two characters of a music teacher and a student. The author used porcelain figurines from museum collections, private collections, and auction houses.

Текст научной работы на тему «ПЕРВОИСТОЧНИКИ СКУЛЬПТУРЫ ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1800–1820-Х ГОДОВ»

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 04/2021

УДК 7.067

DOI 10.24412/2658-3437-2021-4-16-25

Дубровская Марина Владимировна, искусствовед, независимый исследователь, Россия, Москва. gard22ner@mail.ru Dubrovskaia, Marina Vladimirovna, art critic, independent researcher. Moscow, Russian Federation. gard22ner@mail.ru

ПЕРВОИСТОЧНИКИ СКУЛЬПТУРЫ ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1800-1820-Х ГОДОВ1

ORIGINS OF SCULPTURE FROM PORCELAIN FACTORIES IN THE RUSSIAN EMPIRE (1800S-1820S)

Аннотация. В статье рассматривается поиск изобразительных источников малой пластики фарфоровых заводов Российской империи (Императорского фарфорового завода, частных фарфоровых фабрик Гарднера, Попова, братьев Козловых и братьев Новых). Выявление источника модели позволяет установить исторически точное название, определить нижнюю границу создания и уточнить принадлежность к той или иной серии, что важно в целях раскрытия научного, информационного, культурного и исторического аспекта изучаемого предмета. В процессе работы при описании предметов для каталога многотомного издания «Антология русского фарфора XYin-XIX века. Фарфоровая скульптура Гарднера», благодаря найденным изобразительным источникам автором было переатрибутировано большое количество фарфоровых скульптур коллекции музея-усадьбы «Кусково». Например, фигура, которая в печатных каталогах именовалась «Китаец», «Скульптурное изображение императора Канси», благодаря найденной гравюре оказалась «Японцем». Статуэтка, записанная в описи музея как «Русская барыня в шубе», также нашла свое исконное название — это портрет реального исторического лица, Салихи Себкати-султан, выполненный по гравюре с оригинала Ж.-Б. ван Мура. В данной работе приводятся также новые открытия по определению изначального названия некоторых скульптур русских заводов первой четверти XIX в., предположения, версии, ход поиска первоисточников. Проделанная научная работа позволила точно атрибутировать предметы по хронологии создания модели и восстановить их первоначальное название, установить производство целой серии фигур с условным названием «Народы Греции» на Императорском фарфоровом заводе и копирование некоторых моделей данной серии на частном фарфоровом заводе А. Г. Попова. Нашли свои исконные названия две скульптуры завода братьев Козловых, иллюстрирующие персонажей трагедий драматурга В. Озерова, и две скульптуры завода Гарднера, составляющие пару. Благодаря найденному верному источнику изображения, а именно листу французской карикатуры, получилось составить занимательный рассказ об этих двух персонажах — учителе музыки и ученике. При исследовании использованы образцы фарфоровой пластики из музейных собраний, частных коллекций и аукционных домов.

Ключевые слова: скульптура; фарфор; изобразительный источник; Гарднер; Козловы; Попов; Императорский фарфоровый завод; атрибуция.

Abstract. The article is about the research of the pictorial sources of small statuary of the porcelain factories of the Russian Empire (the Imperial Porcelain Factory, private porcelain factories of Gardner, Popov, the Kozlov and the Novy brothers). Defining the source of creation of the model helps to establish the historically accurate name of the object, determine the date of its creation, and clarify the belonging of porcelain figures to one or another series. This is important in order to reveal the scientific, informational, cultural, and historical aspects of the object under study. In the process of work, when describing the objects for the catalog of the multi-volume edition “Anthology of Russian Porcelain of the 18th-19th centuries. Gardner’s Porcelain Sculpture”, thanks to the pictorial sources found, the author has reattributed a large number of porcelain sculptures from the collection of the Kuskovo Estate Museum. For example, thanks to the found engraving, the figure, which in printed catalogs was called “Chinaman”, “Sculptural image of Emperor Kangxi”, turned out to be “Japanese”. The statuette, recorded in the museum’s inventory as “Russian lady in a fur coat” also found its original name — it is a real historical character, Saliha Sebkati Sultan, made from an engraving after the original by J.-B. van Moore. The article also includes new findings on the determination of the original name of some sculptures of Russian factories in the first quarter of the 19th century, assumptions, versions, and the search for primary sources. The scientific work done has made it possible to accurately attribute objects according to the chronology of the creation of the model, and restore their original name, establish the production of a whole series of figures with the conventional name “Peoples of Greece” at the Imperial Porcelain Factory and copying some models of this series at the private porcelain factory of A. G. Popov. Two sculptures of the Kozlov brothers’ factory found their original names. They illustrate the characters of the tragedies by the playwright V. Ozerov and two sculptures of the Gardner factory, making a pair. The author discovered the correct source of the image, namely a sheet of French caricature, which makes it is possible to compose an entertaining story about these two characters of a music teacher and a student. The author used porcelain figurines from museum collections, private collections, and auction houses.

Keywords: sculpture; porcelain; pictorial source; Gardner; Kozlov;

Выявление изобразительных источников фарфоровой скульптуры малых форм является одной из актуальных проблем современного искусствоведения. Обнаружение источника создания модели позволяет установить исторически точное название предмета и определить границу его создания, что важно в целях раскрытия научного, информа-

Popov; Russian Imperial Porcelain Factory; attribution.

ционного, культурного и исторического аспекта изучаемого предмета, а также для выполнения просветительской функции.

Ныне мы часто утрачиваем ту связь с современностью, которую раньше несла фарфоровая скульптура, всегда шедшая в ногу со временем.

16

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Илл. 1. Скульптуры из серии «Народы России». Опубликовано в: Императорский фарфоровый завод. 1744-1904 / Сост. Н. Б. Вольф, С. А. Розанов, Н. М. Спилиоти, А. Н. Бенуа. СПб.: Издание управления императорскими заводами, 1906 (чёрно-белая вклейка)

17

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 04/2021

Илл. 2. Скульптуры с условными названиями «Грузинка», «Кавказец», «Турок». Императорский фарфоровый завод. Фарфор. Музей «Кусково», Москва; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Нижний Новгород

Существуют стереотипы мышления, заставляющие принимать на веру исторически признанные и устоявшиеся мнения. Одним из самых авторитетных для исследователей фарфора является фундаментальный труд «Императорский фарфоровый завод. 1744-1904», выпущенный под редакцией управляющего Императорскими заводами барона Н. Б. фон-Вольфа к 160-летнему юбилею предприятия. В книге опубликована гелиогравюра [11, с. 58-59], которую стоит рассмотреть поподробнее. В таблице III представлены скульптуры серии «Народы России», исполненные на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII в. французским скульптором Ж.-Д. Рашеттом.

Из 22 скульптур, изображенных на гелиогравюре, 20 выполнены по иллюстрациям, опубликованным в труде академика И. Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Барон фон-Вольф отмечает, что модельмейстер «воспользовался имеющимися образцами-рисунками... с такой осторожностью, что без особых затруднений для любителей фарфоровой куклы можно подыскать в упомянутой книге Георги соответствующий рисунок».

Если рассматривать гелиогравюру, то из представленного модельного ряда выбиваются две скульптуры. Это «Грузинка» (нижний ряд, вторая слева) и «Монголец» (в центре) (Илл. 1).

В 2014 г. на научной конференции в Государственном Эрмитаже «Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций» был представлен доклад старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа М. Л. Меньшиковой «Новая атрибуция “Монголец” из коллекции музея Императорского фарфорового завода». Скульптура была переатрибутиро-вана как «Император Китая» и отнесена к Севрской фарфоровой мануфактуре 1776-1782 гг.

Обратимся к скульптуре «Грузинка» с целью установления ее исконного названия и нижней границы датировки. Аналогичные скульптуры есть в музейных и частных собраниях. В коллекции музея-усадьбы «Кусково» подобная фигура атрибутируется как «Грузинка» (серия «Народы России»), модель 1790-х гг., выпуск 1800-х гг. [12, с. 42-43]. В собрании знаменитой парижской коллекции А. Попова скульптура названа “Une caucazienne” («Кавказская женщина»), она изображена на фотографии фигур в ящике, упакованных для отправки в Лондон в 1935 г. [21, с. 20]. В этом же собрании опубликована скульптура “Kaukazian” («Кавказец») [21, с. 20, 297], аналогичная по стилю исполнения, размерам и форме сплошь золоченого круглого подножия. В 2010 г. эта фигура была приобретена Государственным Эрмитажем (инв. № ЭРФ-9740)2. При поиске других фигур данного модельного ряда в Госкаталоге удалось найти еще один предмет, вписывающийся в данную серию и хранящийся в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. Скульптура имеет условное название «Турок»3 (ошибочно приписана к производству фарфорового завода Гарднера). При стилистическом анализе этих трех произведений, сопоставлении всех известных фактов и меток на дне постамента мы можем прийти к выводу, что скульптуры созданы на Императорском фарфоровом заводе, принадлежат к одной серии фигур (Илл. 2), очевидно являющихся частью единого изобразительного ряда.

При изучении многочисленных изобразительных источников народов Кавказа, опубликованных в 1800-1820-е гг., найти общие черты в деталях одежды не удавалось. Но стоило только расширить географию поисков, изучить соответствующий исторический контекст России и Европы, обратившись к революционным событиям 1821 г. в Греции, — и у наших трех персонажей были найдены греческие корни. Первой свое историческое название обрела скульптура под условным названием

18

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Илл. 3. Штакельберг О.-М. Женщина окрестностей Фив. Крестьянин из Афин в праздничной одежде. Янычар из Янины. Листы из издания "Costumes et usages des peoples de la Grece moderne gravee d'apres les dessins executes sur les lieux en 1811". Рим, 1825. Литографии

«Грузинка». Образцом для создания данной модели послужила гравюра “Femme des environs de Thebes4 dessinee par le baron de Stackelberg”5 («Женщина из окрестностей Фив, изображенная бароном Штакельбергом»6). Гравюра входила в альбом “Costumes & usages des peuples de la Grece moderne gravee d’apres les dessins executes sur les lieux en 1811” («Костюмы и обычаи народов современной Греции, выгравированные по рисункам, сделанным на месте в 1811 году»). Первое издание, выпущенное в Риме в 1825 г., неоднократно переиздавалось до конца 1830-х. В этом альбоме нашлись гравюры, по которым выполнены модели с условными названиями «Кавказец» и «Турок». Скульптуры вернулись к своим истинным первоначальным названиям “Paysan des environs d’Athenes en habit de fete” («Крестьянин из Афин в праздничной одежде») и “Janissaire de Janina” («Янычар из Янины») (Илл. 3).

Таким образом, удалось установить не только истинные названия фигур, но и место предметов в художественной культуре того времени. «Взоры вселенной обрушились на Грецию, и вселенная увидела необычайное действие» [10, с. 8]. Знаменитый поэт лорд Байрон7 принимал участие в освободительной борьбе греческого народа от турецкого ига. Современники писали: «Мы желаем, чтобы имя лорда Байрона, который, истомясь душою в пределах туманной Англии, летел на берега Греции увидеть зарю свободы греков... <...> ...чтобы имя его переносилось из уст в уста» [10, с. 11].

Греция, находившаяся почти 400 лет под игом Турции, наконец-то в 1826 г. обрела независимость. И Россия принимала в этом непосредственное участие: 23 марта (4 апреля) 1826 г. между правительствами России и Великобритании в Санкт-Петербурге был подписан британо-российский протокол о совместных действиях в урегулировании греческого вопроса — вооруженной

Илл. 4. Примеры ручной вышивки по листам из издания Штакельберга О. М. «Костюмы и обычаи народов современной Греции, выгравированные по рисункам, сделанным на месте в 1811 году». Гобелен. Кинешемский художественно-исторический музей, Кинешма. Сумочка в латунной оправе. Частое собрание, Москва. Сумка. Государственный исторический музей, Москва

19

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 04/2021

Илл. 5. Скульптуры «Крестьянин» и «Крестьянка из окрестностей Афин». Завод А. Г. Попова. Фарфор. 1825-1830-е.

Музей «Кусково», Москва. Фото М. Н. Кораблёва

Илл. 7. Скульптуры «Тезей, царь Афин», «Кассандра». Завод братьев Козловых. Фарфор. 1828-1830-е. Частное собрание, Москва. Фото М. В. Дубровской

!' -V— I > ' i ™ :V—- T.KriJ.t\

Илл. 6. Крестьянка из окрестностей Афин, изображенная бароном О. М. Штакельбергом. Рим, 1828. Литография

борьбы греческого народа за независимость от Османской империи. Положения Петербургского протокола стали основой для Конвенции, заключенной в Лондоне в 1827 г. представителями правительств России, Великобритании и Франции, по вопросу о будущем устройстве Греции и о прекращении борьбы Греции с Турцией. «Никогда то, что мы называем политикою, не знаменовалось такою славою» [10, с. 8].

Конечно же, в России общество бурно реагировало на исторические и культурные события в Европе, а изобразительное и декоративно-прикладное искусство всегда шло в ногу со временем. По гравюрам Штакельберга дамы вышивали сумочки, наволочки для подушечек, кошельки и прочие безделушки (Илл. 4). На фарфоровом заводе братьев Корниловых в Санкт-Петербурге по гравюрам была выпущена серия тарелок. В частной коллекции в Москве находится тарелка, изображение на зеркале которой соответствует гравюре “Abitan de la Maina” («Житель Майны»), это же изображение можно увидеть на дамской сумочке, вышитой бисером.

В процессе работы с предметами удалось переатрибу-тировать еще две фигуры фабрики А. Г. Попова (Илл. 5). Одна из них выпущена по образцу модели Императорского фарфорового завода по гравюре из вышеназванного труда О.-М. фон Штакельберга «Крестьянин из окрестностей Афин в праздничной одежде», в научной литературе фигуры опубликованы как «Мужчина в национальном костюме» [3, с. 60-61] и «Кавказец» [4, с. 164-165]. Вторая фигура в описи музея-усадьбы «Кусково» записана как «Татарка» [3, с. 62-65]. Согласно найденному графическому источнику правильное историческое название скульптуры “Paysanne des environs d’Athenes en habit de fete” («Крестьянка из Афин в праздничной одежде») (Илл. 6). В результате стилистического анализа двух скульптур завода А. Г. Попова и по идентичному названию в вышеназванном труде Штакельберга «Крестьянин и крестьянка из окрестностей Афин» можно прийти к выводу о парном исполнении фигур.

Таким образом, удалось не только найти графические источники и установить правильные исторические названия скульптур, но и сузить рамки датировки предметов этой серии, а именно: выпуск данных предметов — не ранее 1825 г. (по первой публикации альбома О.-М. фон Штакельберга в Риме8).

Рассмотрим еще один пример атрибуции двух фигур частной фарфоровой фабрики братьев Козловых (Илл. 7), которые выпускались также на заводе братьев Новых. В музейных

20

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Илл. 8. Иванов И. А., Иванов М.А., Оленин А. Н. Иллюстрация к трагедии В. А. Озерова «Поликсена». Последнее явление 5-го действия. Санкт-Петербург, 1828. Гравюра. Литературнохудожественный музей-усадьба «Приютино», Всеволожск

экспозициях они имеют условные названия «Князь» (музейусадьба «Кусково»), «Мужчина с посохом» [1, с. 230-231], «Княгиня (Ярославна)»9 (Государственный исторический музей), «Девушка» [1, с. 274-277], «Женщина и мужчина в театральном костюме»10 (Государственный Эрмитаж).

При поиске источников выдвигались версии, отсеивающиеся одна за другой. В итоге был сформулирован новый путь исследования и осуществлен поиск среди героев древнегреческих трагедий. В музейных экспозициях скульптуры датировались как 1820-1830-е гг. Расширим границы исследования до начала 1800-х годов и обратимся к поставленным на русской сцене трагедиям на древнегреческие сюжеты, в частности к пьесам трагика В. А. Озерова11, пользовавшегося кратковременной, но громкой славой. В издании 1828 г.12 была найдена гравюра М. Иванова с рисунка И. Иванова (по эскизу В. А. Оленина) (Илл. 8), с которой мастер фарфорового завода братьев Козловых создал модель скульптуры. Историческое название фигуры — «Кассандра», одна из героинь пьесы В. А. Озерова «Поликсена».

Переводить графику в фарфор порой трудно, поскольку графика одномерна, а скульптура многомерна. Часто модель-мейстер видоизменял предмет, это было связано с процессом обжига, например, во избежание брака, чтобы фигуру не повело. Скульптор завода, возможно, крепостной русский мужик, не читавший пьесы Озерова, изменил пластику фигуры — указывающая «перстом судьбы» на будущее рука Кассандры, обладающей даром предсказания, преобразовалась в «руку просящую», обращенную ладонью вверх.

Воплощение в фарфоре действующих лиц театральных пьес — это своего рода «театр в театре». Можно лишь предпола-

гать, какие фразы произносит тот или иной персонаж, но, лишь прочитав произведение, сопоставив иллюстрацию, которая указывает на определенное действие, можно точно процитировать текст данного персонажа. Кассандра изображена в момент предсказания полководцу Агамемнону о его гибели от руки Ореста — любовника его вероломной жены, предостережения не ходить по сотканному его супругой Клитемнестрой пурпурному ковру, цвет которого символизирует богов, и тем самым не совершать кощунство. Кассандра также пророчит о своей гибели вместе с ним:

Почто, несчастный царь, меня ты вопрошаешь?

О, горе и тебе! Не будешь средь пиршеств Внимать веселья песнь в хвалу твоих торжеств,

<...>

И в день, и в час один прибывшая с тобой,

Погибну я сама подобною судьбой.

В предположении, что скульптура с условным названием «Мужчина в театральном костюме» является парой к «Кассандре», поиск изобразительного источника продолжился. Приоритетом в поисках были меч за поясом персонажа и характерный жест правой руки фигуры, как бы предостерегающий, останавливающий собеседника. В пьесе В. А. Озерова «Эдип в Афинах»13 издания 1828 г. подходящая гравюра нашлась, она была выполнена по рисунку И. Иванова гравером М. Ивановым (Илл. 9). Историческое название фигуры — «Тезей, царь Афин». Скульптура изображает Тезея в финале трагедии, спасающего от гибели главных героев пьесы:

Нет, не умрёте вы: ни ты, ни муж почтенный,

Ни нежна дочь твоя, ни сын, тобой прощенный.

Илл. 9. Иванов И. А., Иванов М. А., Оленин А. Н. Иллюстрация к трагедии В. А. Озерова «Эдип в Афинах». 4-е явление 5-го действия. Санкт-Петербург, 1828. Гравюра. Литературнохудожественный музей-усадьба «Приютино», Всеволожск

21

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 04/2021

Илл. 10. Скульптуры «Учитель музыки», «Ученик».

Завод Ф. Я. Гарднера. После 1804. Фарфор. Музей «Кусково», Москва. Фото М. Н. Кораблёва

При сравнении скульптуры с графическим прототипом можно отметить исполнение модели в зеркальном отражении. Это частая практика. На рисунке левая рука Тезея застыла в останавливающем жесте, а правая как бы хочет коснуться меча, но при изменении позы рук в зеркальном отражении левая рука царя Афин касаться меча уже не может, и скульптор добавляет в руку посох, возможно, для того, чтобы в процессе обжига ее не повело.

Важным для нижней границы датировки скульптуры является тот факт, что в более ранних изданиях 1806 и 1816 гг. гравюра исполнена в иной интерпретации. Тезей изображался без меча за поясом и характерного останавливающего жеста рукой, которые в поисках изобразительного источника были в приоритете. Таким образом, благодаря найденному источнику можно уточнить датировку фигуры и историческое название.

При стилистическом анализе скульптур «Кассандра» и «Тезей, царь Афин» можно с уверенностью предположить, что фигуры выполнялись в паре. Поэтому нижняя граница выпуска может датироваться не ранее 1828 г.

«Атрибуционная работа по существу сводится к изучению происхождения или составлению “родословной” изображённого персонажа» [6, с. 63]. Приступим к следующему сюжету исследования происхождения двух предметов из коллекции музея-усадьбы «Кусково» (Илл. 10) с условными названиями «Скрипач» и «Мужчина с цилиндром». Скульптуры опублико-

Илл. 11. Мартине А. Курс полного образования 19 века. Учитель и ученик. Раскрашенная гравюра. Париж, 1804

22

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ваны в «Антологии русского фарфора» [2, с. 120-123]. В ходе проводившейся в 2016-2019 гг. работы по описанию каталожных данных для этого издания автору не удалось найти для этих скульптур истинных «родителей» в виде изобразительных источников. Но была установлена нижняя граница датировки, что очень важно, так как предметы первоначально датировались несколько расплывчато рубежом XVIII-XIX вв. В “Costume parisien” найдены две гравюры, изображающие парижских франтов, одетых практически идентично персонажам исследования. Даже редингот цвета вигонь14 на гравюре соответствует колористической гамме редингота на фигуре «Мужчины с цилиндром». Журналы мод “Costume parisien” изданы в 1803 и 1806 гг. — таким образом, скульптуры могли датироваться 1800-ми годами.

Помимо публикации в «Антологии русского фарфора», на интернет-сайте Британского музея среди работ, опубликованных у французского издателя Аарона Мартине15, удалось найти «родословную» наших героев — раскрашенную вручную гравюру неизвестного автора (Илл. 11), изображающую диалог учителя музыки (наш «Мужчина с цилиндром») и ученика (наш «Скрипач»). Таким образом, год рождения скульптур может датироваться «не ранее 1804 г.», персонажи обрели профессию, характеры, которые раскрываются в диалогах. Название гравюры “Cours complet d’Education du 19-e Siecle” («Курс полного образования XIX века. Учитель и ученик») (Илл. 11). Если посмотреть на рисунок, то возникает ощущение «говорящей картинки». По надписи “Voyez la Gazette de France du 4 Vende. An XIII” («Посмотрите на французскую газету от 26 сентября 1804 года») мы определяем дату создания гравюры, слышим смешной диалог между персонажами мини-спектакля.

Ученик жалуется учителю музыки: “Je sue” («Я потею»), на что учитель отвечает: “Fort bien aller vous coucher et lever vous demain le plus tard possible pour trouver la journee moins longue” («Хорошо, ложись спать и вставай завтра как можно позже, чтобы день стал короче»). Учитель в отчаянии, поскольку молодой человек решает посвятить себя удовольствиям, а не образованию, ленится учиться играть на скрипке, на стене его комнаты висит карта модной области Парижа с пояснением: “Carte des lieux d’un jeune homme bien eleve doit frequenter tous jours excepte les Dimanches” («Карта мест, которые хорошо воспитанный молодой человек должен посещать каждый день, кроме воскресенья»).

Но можно заметить, что для ученика не все потеряно в этой жизни — на стене плакат-предостережение, изображающий молодого мужчину с пистолетом у виска с колодой игральных карт в руке. Все разъясняет надпись: “Fin d’un jeune Homme bien ne qui a perdu tout son argent au jeu” («Конец молодого человека из знатного рода, проигравшего все свои деньги в азартные игры»). Наш герой не потерян для общества, он изучает, помимо музыки, историю и мифологию — на стене висит еще один плакат — “Nomendature des grands Homme anciens” («Имена великих древних людей»), но список кажется нескончаемым... «Когда же юноше оттачивать свои музыкальные навыки?» — спрашиваем мы себя и улыбаемся в ответ на сатиру прошлого.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что благодаря найденным изобразительным источникам стали известны все «прародители» наших персонажей, скульптуры вернулись к своим исконным названиям, данным им при рождении, и определена четкая нижняя граница появления на свет наших героев.

Примечания:

1 Статья написана на основе доклада, прочитанного в рамках международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства - IX», состоявшейся в октябре 2020 г. в Санкт-Петербургском государственном университете.

2 Скульптура горца («Кавказец») из серии «Торговцы и ремесленники» 1800-1810-е гг. Госкаталог РФ: № 16174660, инв. № ЭРФ-9740. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16402205 (дата обращения: 16.02.2020).

3 Госкаталог РФ: № 9240912, инв. № Ф-898. URL: https://goskatalog.m/portal/#/collections?ifl=9q56507 (дата обращения: 13.09.2020).

4 Thebes — это латинское название города Фивы в Греции.

5 Литография. Femme des environs de Thebes. Государственный литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова. Госкаталог: 21849904. URL: https://goskatalog.rn/portal/#/collections?ifl=2l98l657 (дата обращения: 16.02.2020).

6 Барон Отто Магнус фон Штакельберг (1786-1837) был археологом и художником. Родом из Ревеля, учился в России и Германии. Жил несколько лет в Греции и Италии, участвовал в раскопках в Афинах. При изображении людей на гравюрах альбома “Costumes et usages des peuples de la Grece moderne” Штакельберг стремился передать яркое впечатление от действительности в ее историческом контексте. Он писал: «Крестьяне подошли ко мне, мои эскизы произвели сильное впечатление на них. Они смотрели на линии и спрашивали меня с детской непосредственностью, помогут ли эти рисунки освобождению Греции от турок». URL: http://eng. travelogi]es.gr/collection.php?view=4l (дата обращения: 16.02.2020).

7 Лорд Байрон (1788-1824) — английский поэт-романтик, национальный герой Греции, прибыл в Месолонгион, в район боевых действий, но вскоре заболел и умер.

8 Stackelberg O. M. von. Costumes et usages des peuples de la Grece moderne, gravee d’apres les dessines executes sur les lieux en 1811. Rome, 1825.

9 Госкаталог РФ: № 20426169, инв. № 9090 фф. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20558659 (дата обращения: 16.02.2020).

10 Коллекция музея Императорского фарфорового завода, инв. № Мз-Ч-2589, Мз-Ч-2590. URL: https://goskatalog.rn/portal/#/ collections?id=7475633 (дата обращения: 16.02.2020); URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7475645 (дата обращения: 16.02.2020).

11 Владислав Александрович Озеров (1769-1816) — русский драматург и поэт. Князь Вяземский называл его преобразователем русской трагедии и заслуги его сравнивал с заслугами Карамзина как преобразователя русского прозаического языка [8].

12 Озеров В. А. Сочинения Владислава Александровича Озерова: в 3 ч. 5-е изд., доп. и сверенное по рукописи автора. СПб.: В тип. Ивана Глазунова и его иждивением, 1828.

13 В. Озеров посвятил свою трагедию Г. Р. Державину: «Я приношу Эдипа стихотворному гению, единственному сопернику бессмертного Ломоносова. Вам, любимцу муз, коего смелое и животворное перо представило природу. подобно кисти Рафаэлевой. <...> Может быть, сияние славы Вашей защитит мою трагедию от мрака забвения» [15]. Получилось так, что обретение истинного исторического источника модели вырвало из забвения веков память о драматурге и его творениях.

14 Вигонь — цвет шерсти вигони, животного семейства верблюдовых.

15 Aaron Martinet (1762-1841) — французский издатель и гравер, в 1796 г. основал фирму, прославившуюся своими карикатурами, которые менялись в витрине каждые две недели. URL: https://www.britishmuseum.org/collection/obiect/P 1885-0314-183 (дата обращения: 20.02.2020).

23

НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ 04/2021

Список литературы:

1. Антология русского фарфора XVIII — начала XX века. Фарфоровая пластика Российской империи. Т. 6. Кн. 7 / Сост. М. Н. Кораблёв. М.: Известия, 2013. 316 с.

2. Антология русского фарфора XVIII — начала XX века. Фарфоровая скульптура завода Гарднера. Т. 6. Кн. 17 / Сост. М. Н. Кораблёв, М. В. Соколенко. М.: Известия, 2013. 200 с.

3. Антология русского фарфора XVIII — начала XX века. Фарфоровая скульптура завода А. Г. Попова. Т. 6. Кн. 8 / Сост. М. Н. Кораблёв, М. В. Соколенко. М.: Известия, 2013. 200 с.

4. Антология русского фарфора XVIII — начала XX века. Фарфоровая пластика Императорского фарфорового завода. Т. 6. Кн. 3 / Сост. М. Н. Кораблёв. М.: Известия, 2014. 252 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Багдасарова И. Р., Петрова Т. В.,Хмельницкая Е. С. и др. «Под царским вензелем»: Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа: каталог выставки. СПб.: Пропилей, 2007. 276 с.

6. Бубчикова М. А. Атрибуция и описание памятников русской фарфоровой пластики XVIII — начала XX века // Архангельское. Материалы и исследования. Часть II. К 190-летию фарфорового завода в Архангельском. М.: ГМУ «Архангельское», 2011. С. 50-65.

7. Вербилки. История фарфорового завода Ф. Я. Гарднера / ред. совет Ю. Н. Кравцова и др. М.: Авангард. 2005. 528 с.

8. Вяземский П. А. Сочинения: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 2: Литературно-критические статьи. 384 с.

9. Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб.: Императорская Академия наук, 1799. 76 с.

10. Илиади И. Х., Кайшев В. Г., Беликов Г. А. Самый блистательный губернатор. М.: Илекса, 2002. 384 с.

11. Императорский фарфоровый завод. 1744-1904 / Сост. Н. Б. Вольф, С. А. Розанов, Н. М. Спилиоти, А. Н. Бенуа. СПб.: Издание управления императорскими заводами. 1906. 422 с.

12. Картина историческая и политическая новой Греции, изданная Сергеем Глинкою. М.: Тип. Августа Семена, при Медико-хирургической академии, 1829. 127 с.

13. Куликова К. Ф. Алексей Яковлев. Л.: Искусство, 1977. 224 с.

14. Культура и искусство России XIX века. Новые материалы и исследования. Государственный Эрмитаж: сб. статей. Л.: Искусство. 1985. 174 с.

15. Максимович А. Я. Озеров // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. 5: Литература первой половины XIX века. Ч. 1. 1941. С. 156-180.

16. Попов В. А. Русский фарфор. Частные заводы. Л.: Художник РСФСР. 1980. 315 с.

17. Русский фарфор XIX века. Частное собрание. Скульптура. / Авт.-сост. М. Бубчикова. М.: August Borg. 2011. 400 с.

18. Собрание фарфора А. В. Морозова // Столица и Усадьба. 1916. № 64-65.

19. Соснина О. А. Гарднер. XVIII-XIX вв. Фарфоровая пластика: Из частных коллекций и музейных собраний Москвы. М.: Говоров и сыновья, 2002. 320 с.

20. Хмельницкая Е. С. Фарфоровая скульптура императорской России. Т. 2. М.: Типография НП-Принт, 2020.704 с.

21. Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко». М.: Пинакотека, 2009. 352 с.

22. Эмме Б. Н. Русский художественный фарфор. М.; Л.: Искусство, 1950. 163 с.

23. Stackelberg O. M. von. Costumes & Usages des Peuples de la Grece Moderne dessines sur les lieux... Paris : Senefelder & Formentin pour Marino, [ca. 1828]. URL: http://eng.travelogues.gr/collection.php?view=41/ (дата обращения: 16.02.2020).

24. Trentsensky J. Volkertrachten. Vienna, 1825. 57 p.

References:

A. V. Morozov’s Collection of Porcelain. Stolitsa i Usad’ba (Capital and Estate), 1916, no. 64-65. (in Russian)

Bagdasarova I. R. et al. Pod tsarskim venzelem: Proizvedeniia Imperatorskogo farforovogo zavoda iz sobraniia Gosudarstvennogo Ermitazha: katalog vystavki (Under the Tsar’s Monogram: Works of the Imperial Porcelain Factory from the Collection of the State Hermitage: Exhibition catalog). Saint Petersburg, Propilei Publ., 2007. 276 p. (in Russian)

Baruch M. Shedevry russkogo farfora 18 veka iz sobraniia Galerei Popov i Ko (Masterpieces of Russian l8h-Century Porcelain from the Collection of the Popov & Co. Gallery). Moscow, Pinakoteka Publ., 2009, 352 p. (in Russian)

Bubchikova M. A. Attribution and Description of Monuments of Russian Porcelain Sculpture of the 18th - Early 20th Century. Arkhangel’skoe. Materialy i issledovaniia. Chast’ 2. K190 letiiu farforovogo zavoda v Arkhangel’skom (Arkhangelskoe. Materials and Research. Part 2. To the 190th Anniversary of the Porcelain Factory in Arkhangelskoye). Moscow, Arkhangelskoye Estate Museum Publ., 2011, pp. 50-65. (in Russian)

Bubchikova M. Russkii farfor 19 veka. Chastnoe sobranie. Skul’ptura (Russian I9th-Century Porcelain. Private Collection. Sculpture). Moscow, August Borg Publ., 2011. 400 p. (in Russian)

Emme B. N. Russkii khudozhestvennyi farfor (Russian Art Porcelain). Moscow, Leningrad, Iskusstvo Publ.. 1950. 163 p. (in Russian) Georgi I. G. Opisanie vsekh v Rossiiskom gosudarstve obitaiushchikh narodov, takzhe ikh zhiteiskikh obriadov, ver, obyknovenii, zhilishch, odezhd i prochikh dostopamiatnostei (Description of All Peoples Inhabiting the Russian State, as Well as Their Everyday Rituals, Beliefs, Customs, Dwellings, Clothes, and Other Monuments). Saint Petersburg, Imperatorskaia Akademiia nauk Publ., 1799. 76 p. (in Russian)

Iliadi I. Kh.; Kaishev V. G.; Belikov G. A. Samyi blistatel’nyi gubernator (The Most Brilliant Governor). Moscow, Ileksa Publ., 2002. 384 p. (in Russian)

Kartina istoricheskaia i politicheskaia novoi Gretsii, izdannaia Sergeem Glinkoiu (Historical and Political Painting of New Greece, Published by Sergei Glinka). Moscow, Tipografiia Avgusta Semena, pri Mediko-khirurgicheskoi akademii Publ., 1829. 127 p. (in Russian) Khmel’nitskaia E. S. Farforovaia skul’ptura imperatorskoi Rossii (Porcelain Sculpture of Imperial Russia). Vol. 2. Moscow, Tipografiia NP-Print Publ., 2020. 704 p. (in Russian)

Korablev M. N. (comp.). Antologiia russkogo farfora 18 - nachala 20 veka. Farforovaia plastika Rossiiskoi imperii (Anthology of Russian Porcelain of the 18th - Early 20th Centuries. Porcelain Sculpture of the Russian Empire). Vol. 6, book 7. Moscow, Izvestiia Publ., 2013. 316 p. (in Russian)

Korablev M. N. (comp.). Antologiia russkogo farfora 18 - nachala 20 veka. Farforovaia plastika Imperatorskogo farforovogo zavoda (Anthology of Russian Porcelain of the 18th - Early 20th Century. Porcelain Sculpture of the Imperial Porcelain Factory). Vol. 6, book 3. Moscow, Izvestiia Publ., 2014. 252 p. (in Russian)

Korablev M. N.; Sokolenko M. V. (comp.). Antologiia russkogo farfora 18 - nachala 20 veka. Farforovaia skul’ptura zavoda Gardnera (Anthology of Russian Porcelain of the 18th - Early 20th Centuries. Porcelain Sculpture of the Gardner Factory). Vol. 6, book 17. Moscow, Izvestiia Publ., 2013. 200 p. (in Russian)

Korablev M. N.; Sokolenko M. V. (comp.). Antologiia russkogo farfora 18 - nachala 20 veka. Farforovaia skul’ptura zavoda A. G. Popova

24

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

(Anthology of Russian Porcelain of the 18th - Early 20th Century. Porcelain Sculpture ofA.G. Popov’s Factory). Vol. 6, book 8. Moscow, Izvestiia Publ., 2013. 200 p. (in Russian)

Kravtsova Iu. N. et al. (ed.). Verbilki. Istoriia farforovogo zavoda F. Ia. Gardnera (Verbilki. History of F. Ya. Gardner’s Porcelain Factory). Moscow, Avangard Publ., 2005. 528 p. (in Russian)

Kulikova K. F. Aleksei Iakovlev. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1977. 224 p. (in Russian)

Kul’tura i iskusstvo Rossii 19 veka. Novye materialy i issledovaniia. Gosudarstvennyi Ermitazh. Sbornik statei (Culture and Art of Russia in the 19th Century. New Materials and Research. State Hermitage. Collection of Articles). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1985. 174 p. (in Russian)

Maksimovich A. Ia. Ozerov. Istoriia russkoi literatury: in 10 vols. Vol. 5. Part 1. Moscow; Leningrad, Izdatel’stvo AN SSSR Publ., 1941, pp. 156-180. (in Russian)

Popov V. A. Russkii farfor. Chastnye zavody (Russian Porcelain. Private Factories). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1980. 315 p. (in Russian)

Sosnina O. A. Gardner. 18-19 vv. Farforovaia plastika: Iz chastnykh kollektsii i muzeinykh sobranii Moskvy (Gardner. 18th - 19th-Century Porcelain Sculpture: From Private Collections and Museum Collections in Moscow). Moscow, Govorov i synov’ia Publ., 2002. 320 p. (in Russian)

Stackelberg O. M. von. Costumes & Usages des Peuples de la Grece Moderne dessines sur les lieux... Paris, Senefelder & Formentin pour Marino Publ., [ca. 1828]. Available at: http://eng.travelogues.gr/collection.php?view=41 (accessed: 16 February 2020).

Trentsensky J. Volkertrachten. Vienna, 1825. 57 p. (in German)

Viazemskii P.A. Sochineniia (Works). In 2 vols. Vol. 2: Literaturno-kriticheskie stat’i (Literary Critical Articles). Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1982. 384 p. (in Russian)

Wolff N. B.; Rozanov S. A.; Spilioti N. M.; Benois A. N. (ed.). Imperatorskii farforovyi zavod. 1744-1904 (Imperial Porcelain Factory. 1744-1904). Saint Petersburg, Izdanie upravleniia imperatorskimi zavodami Publ., 1906. 422 p. (in Russian)

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.