ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ: ВОСПОМИНАНИЯ
О ПРОФЕССОРЕ НИКОЛАЕ ЯКОВЛЕВИЧЕ ИВАНОВЕ
После поступления на истфак мы должны были закрепиться на кафедрах. Вообще-то очень хотелось стать археологом или этнографом (эти специальности были овеяны романтическим ореолом экспедиций). Но старшие товарищи объяснили, что эти специалисты потенциальные безработные, поэтому выбор был сделан в пользу новейшей истории. Так в 1980 году я очутился на кафедре истории советского общества, где заведующим был Н. Я. Иванов.
Николай Яковлевич произвел очень благоприятное впечатление — аккуратный, подтянутый, выглядел он прекрасно, невзирая на прожитые семь десятков лет: было видно, что с физической культурой все обстояло благополучно. Это тем более удивительно, что распределение по кафедрам происходило на первом курсе, а в 17 лет даже сорокалетние кажутся немножко старенькими.
Первый в моей университетской жизни доклад случился именно на семинарском занятии, которое проводил Николай Яковлевич. Дело в том, что сразу же после поступления на истфак мне объяснили, что курсовые работы следует писать по строго выбранным темам, чтобы впоследствии каждая из них стала отдельной главой в дипломе. Поэтому уже на втором курсе я знал, что дипломная работа будет о блокаде Ленинграда. Этой теме и было посвящено довольно длинное сообщение. Мы выбрали захватывающий сюжет из жизни историка Георгия Алексеевича Князева. Доклад был составлен на основе только что опубликованных в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина его дневников. Материал был хорош, однако исполнитель арии так волновался, что сел за парту, небрежно перебросил правую руку через голову и обхватил ею левое ухо, изящно изогнув спину в виде знака вопроса. Начало доклада было без-
дарно прочитано и скомкано. Это была катастрофа, но последний день Помпеи так и не наступил. Профессор Иванов действовал как профессионал экстра-класса. Он отметил необычность подхода к трактовке темы с помощью дневников, новизну используемых источников и прочие существующие и несуществующие достоинства. И тут его прорвало. В очередной раз оказалось, что Ленинград — город маленький. Князев был не просто знакомым, а одним из учителей историка Иванова. Если память мне не изменяет, научным руководителем. Николая Яковлевича захлестнули воспоминания.
В Ленинграде он находился до апреля 1942 г., являясь штатным лектором горкома ВКП(б). Блокадную зиму 1941-1942 гг. Н. Я. Иванов провел в воинских частях Ленинградского фронта, в госпиталях, на кораблях Балтфлота в Кронштадте и на его фортах, прочтя в общей сложности свыше 200 лекций и докладов о военном и международном положении, о героическом прошлом русского народа1. Во время занятий Николай Яковлевич рассказывал, как солдаты и матросы щедро делились своими фронтовыми пайками с падающими от голода пропагандистами. Объясняя невозможность точных подсчетов жертв блокады, он приводил простой, но очень доходчивый пример: по дороге в университет, зимой 19411942 гг., на сравнительно небольшом участке замерзшей Невы между мостом лейтенанта Шмидта и Дворцовым мостом он насчитал несколько десятков могил. Весной, когда лед растаял, останки людей погрузились на дно реки. Естественно, в то суровое время этих похороненных никто не учитывал, а близкие могли пользоваться их карточками до очередной перерегистрации.
26 апреля 1942 г. Н. Я. Иванова мобилизовали в армию и направили на курсы младших лейтенантов Ленинградского фронта. В мае 1942 г. в связи с тревожным положением на Карельском перешейке, в составе сводного отряда курсантов Николай Яковлевич отбыл на финский участок фронта. Летом того же года он в качестве армейского лектора был направлен в 36-ю запасную стрелковую дивизию Ленфронта2.
Мы же слушали иное — как после призыва в действующую армию их сразу же накормили селедкой. Призванные благодарно пережевывали рыбу вместе с костями, удивлялись, как в мирное время они отказывались от таких «вкусностей», выбрасывая в мусорные бачки и на помойку. И как сразу изменилось их настроение, когда они, почти сытые, получили в руки оружие.
Воинов собирались бросить на Невский пятачок, однако, было написано письмо в вышестоящие инстанции - среди новобранцев было много необходимых Ленинграду специалистов, в том числе и военных, которых нецелесообразно было использовать как пехоту. Разбираться приехал бывший студент Николая Яковлевича, увидев учителя, он радостно воскликнул: «Только в пропагандисты!»
Забегая вперед, скажем, что работу свою Н. Я. Иванов выполнял со знанием дела. Однажды случилось так, что, по мнению штрафников, стоявших ротой в отдельной деревне, с ними обошлись несправедливо, назревал бунт. В деревню послали политработника Н. Я. Иванова. Безоружный, он один прибыл в деревню и целый день, переходя от одной группы штрафников к другой, взывал к их благоразумию. Убедил. Нашел нужные слова, за что и получил орден Красной Звезды3. Принимал участие в боях. В армии прошел путь от рядового до капитана, и в университет вернулся кавалером ордена Красной Звезды и Отечественной войны
I степени, имевшим много медалей4. Но он никогда не выставлял напоказ свои боевые награды.
Опираясь на богатый жизненный опыт, профессор Иванов с юмором поучал: не зверствуйте на экзаменах. И мы, став доцентами и профессорами, свято следуем этому завету. Однако совет — не догма. Следующий за нами курс, наивно понадеявшийся на либерализм Николая Яковлевича, перестал регулярно в полном составе посещать его лекции. А лекции профессора Иванова были образными, эмоциональными, сухие исторические факты расцвечивались уникальными личными воспоминаниями. На экзамене был учинен форменный разгром, и всех возгордившихся постиг настоящий конфуз.
Только недавно мне стала понятна одна из глубинных причин чрезвычайно бережного отношения профессуры исторического факультета к нам, тогда еще юным студентам. Преподаватели блокадной поры выжили во многом благодаря случайно «забытым» вчерашними учениками котелкам с кашей, или иной помощи.
Неудивительно, что студенты тянулись к заведующему кафедрой5. Его интересные исследования не потеряли своего значения и в наши дни. Когда, сдавая дипломную работу, я поблагодарил его за помощь, он подарил свою монографию. Она бережно хранится в домашней библиотеке.
Первым в моей жизни научным руководителем был Николай Яковлевич Иванов. О смерти Учителя я узнал во время службы в армии от отца
(который также являлся учеником Николая Яковлевич), позвонив домой из переговорного пункта в городе Заполярный.
Сделанный на втором курсе доклад, одобренный Николаем Яковлевичем, вырос в дипломную работу. Она превратилась в кандидатскую диссертацию, кандидатская — в докторскую...
1 Ходяков М. В. Кафедра новейшей истории России // Исторический факультет Санкт-Петербургского университета. 1934-2004: Очерк истории / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко. СПб., 2004. С. 113.
2 Там же.
3 Великая Отечественная война: правда и вымысел: Сб. статей. Вып. 3. СПб., 2006. С. 61-62.
4Бережной А. Ф. Они сражались за Родину. Универсанты в годы войны и в послевоенные годы: Документальные очерки. Вып. 3. СПб., 1997. С. 48.
5ХодяковМ. В. Кафедра новейшей истории России. С. 116-117.
Информация о статье:
УДК 82-94
Автор: Кутузов Александр Владиславович, доктор исторических наук, научный сотрудник, Государственный мемориальный музей Обороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербург, Россия, kutalv@mail.ru
Название: Первое выступление на семинаре: воспоминания о профессоре Николае Яковлевиче Иванове
Аннотация: Статья, посвященная известному историку советского общества профессору Н. Я. Иванову, основана на личных воспоминаниях автора. Ключевые слова: блокада Ленинграда, Н.Я. Иванов, университет, воспоминания.
Information about the article:
Author: Alexander V Kutuzov — Ph. D. in History, Senior researcher, State memorial Museum of Defense and blockade of Leningrad, Saint-Petersburg, Russia, kutalv@mail.ru
Title: Memoirs about Professor Nicolay Yakovlevich Ivanov.
Summary: The article decided professor N. Ivanov, famous historians of soviet society. The article was found on author’s memoirs.
Keywords: siege of Leningrad, N. Ivanov, university, memoirs.
References:
1 Khodiakov M. V. Kafedra noveishei istorii Rossii, in Istoricheskii fakultet Sankt-Peterburgskogo universiteta. 1934-2004: ocherk istorii / Otv. red. A.Iu. Dvornichenko. St. Petersburg, 2004.
2 Velikaia Otechestvennaia voina: pravda i vymysel. Sb. statei. Iss. 3. St. Petersburg, 2006.
3 Berezhnoi A. F. Oni srazhalis za Rodinu. Universanty v gody voiny i v poslevoennye gody. Dokumentalnye ocherki. Iss. 3. St. Petersburg, 1997.