Научная статья на тему 'Первое выступление на семинаре: воспоминания о профессоре Николае Яковлевиче Иванове'

Первое выступление на семинаре: воспоминания о профессоре Николае Яковлевиче Иванове Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / Н.Я. ИВАНОВ / УНИВЕРСИТЕТ / ВОСПОМИНАНИЯ / N. IVANOV / SIEGE OF LENINGRAD / UNIVERSITY / MEMOIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кутузов Александр Владиславович

Статья, посвященная известному историку советского общества профессору Н. Я. Иванову, основана на личных воспоминаниях автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memoirs about Professor Nicolay Yakovlevich Ivanov

The article decided professor N. Ivanov, famous historians of soviet society. The article was found on author’s memoirs.

Текст научной работы на тему «Первое выступление на семинаре: воспоминания о профессоре Николае Яковлевиче Иванове»

ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ: ВОСПОМИНАНИЯ

О ПРОФЕССОРЕ НИКОЛАЕ ЯКОВЛЕВИЧЕ ИВАНОВЕ

После поступления на истфак мы должны были закрепиться на кафедрах. Вообще-то очень хотелось стать археологом или этнографом (эти специальности были овеяны романтическим ореолом экспедиций). Но старшие товарищи объяснили, что эти специалисты потенциальные безработные, поэтому выбор был сделан в пользу новейшей истории. Так в 1980 году я очутился на кафедре истории советского общества, где заведующим был Н. Я. Иванов.

Николай Яковлевич произвел очень благоприятное впечатление — аккуратный, подтянутый, выглядел он прекрасно, невзирая на прожитые семь десятков лет: было видно, что с физической культурой все обстояло благополучно. Это тем более удивительно, что распределение по кафедрам происходило на первом курсе, а в 17 лет даже сорокалетние кажутся немножко старенькими.

Первый в моей университетской жизни доклад случился именно на семинарском занятии, которое проводил Николай Яковлевич. Дело в том, что сразу же после поступления на истфак мне объяснили, что курсовые работы следует писать по строго выбранным темам, чтобы впоследствии каждая из них стала отдельной главой в дипломе. Поэтому уже на втором курсе я знал, что дипломная работа будет о блокаде Ленинграда. Этой теме и было посвящено довольно длинное сообщение. Мы выбрали захватывающий сюжет из жизни историка Георгия Алексеевича Князева. Доклад был составлен на основе только что опубликованных в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина его дневников. Материал был хорош, однако исполнитель арии так волновался, что сел за парту, небрежно перебросил правую руку через голову и обхватил ею левое ухо, изящно изогнув спину в виде знака вопроса. Начало доклада было без-

дарно прочитано и скомкано. Это была катастрофа, но последний день Помпеи так и не наступил. Профессор Иванов действовал как профессионал экстра-класса. Он отметил необычность подхода к трактовке темы с помощью дневников, новизну используемых источников и прочие существующие и несуществующие достоинства. И тут его прорвало. В очередной раз оказалось, что Ленинград — город маленький. Князев был не просто знакомым, а одним из учителей историка Иванова. Если память мне не изменяет, научным руководителем. Николая Яковлевича захлестнули воспоминания.

В Ленинграде он находился до апреля 1942 г., являясь штатным лектором горкома ВКП(б). Блокадную зиму 1941-1942 гг. Н. Я. Иванов провел в воинских частях Ленинградского фронта, в госпиталях, на кораблях Балтфлота в Кронштадте и на его фортах, прочтя в общей сложности свыше 200 лекций и докладов о военном и международном положении, о героическом прошлом русского народа1. Во время занятий Николай Яковлевич рассказывал, как солдаты и матросы щедро делились своими фронтовыми пайками с падающими от голода пропагандистами. Объясняя невозможность точных подсчетов жертв блокады, он приводил простой, но очень доходчивый пример: по дороге в университет, зимой 19411942 гг., на сравнительно небольшом участке замерзшей Невы между мостом лейтенанта Шмидта и Дворцовым мостом он насчитал несколько десятков могил. Весной, когда лед растаял, останки людей погрузились на дно реки. Естественно, в то суровое время этих похороненных никто не учитывал, а близкие могли пользоваться их карточками до очередной перерегистрации.

26 апреля 1942 г. Н. Я. Иванова мобилизовали в армию и направили на курсы младших лейтенантов Ленинградского фронта. В мае 1942 г. в связи с тревожным положением на Карельском перешейке, в составе сводного отряда курсантов Николай Яковлевич отбыл на финский участок фронта. Летом того же года он в качестве армейского лектора был направлен в 36-ю запасную стрелковую дивизию Ленфронта2.

Мы же слушали иное — как после призыва в действующую армию их сразу же накормили селедкой. Призванные благодарно пережевывали рыбу вместе с костями, удивлялись, как в мирное время они отказывались от таких «вкусностей», выбрасывая в мусорные бачки и на помойку. И как сразу изменилось их настроение, когда они, почти сытые, получили в руки оружие.

Воинов собирались бросить на Невский пятачок, однако, было написано письмо в вышестоящие инстанции - среди новобранцев было много необходимых Ленинграду специалистов, в том числе и военных, которых нецелесообразно было использовать как пехоту. Разбираться приехал бывший студент Николая Яковлевича, увидев учителя, он радостно воскликнул: «Только в пропагандисты!»

Забегая вперед, скажем, что работу свою Н. Я. Иванов выполнял со знанием дела. Однажды случилось так, что, по мнению штрафников, стоявших ротой в отдельной деревне, с ними обошлись несправедливо, назревал бунт. В деревню послали политработника Н. Я. Иванова. Безоружный, он один прибыл в деревню и целый день, переходя от одной группы штрафников к другой, взывал к их благоразумию. Убедил. Нашел нужные слова, за что и получил орден Красной Звезды3. Принимал участие в боях. В армии прошел путь от рядового до капитана, и в университет вернулся кавалером ордена Красной Звезды и Отечественной войны

I степени, имевшим много медалей4. Но он никогда не выставлял напоказ свои боевые награды.

Опираясь на богатый жизненный опыт, профессор Иванов с юмором поучал: не зверствуйте на экзаменах. И мы, став доцентами и профессорами, свято следуем этому завету. Однако совет — не догма. Следующий за нами курс, наивно понадеявшийся на либерализм Николая Яковлевича, перестал регулярно в полном составе посещать его лекции. А лекции профессора Иванова были образными, эмоциональными, сухие исторические факты расцвечивались уникальными личными воспоминаниями. На экзамене был учинен форменный разгром, и всех возгордившихся постиг настоящий конфуз.

Только недавно мне стала понятна одна из глубинных причин чрезвычайно бережного отношения профессуры исторического факультета к нам, тогда еще юным студентам. Преподаватели блокадной поры выжили во многом благодаря случайно «забытым» вчерашними учениками котелкам с кашей, или иной помощи.

Неудивительно, что студенты тянулись к заведующему кафедрой5. Его интересные исследования не потеряли своего значения и в наши дни. Когда, сдавая дипломную работу, я поблагодарил его за помощь, он подарил свою монографию. Она бережно хранится в домашней библиотеке.

Первым в моей жизни научным руководителем был Николай Яковлевич Иванов. О смерти Учителя я узнал во время службы в армии от отца

(который также являлся учеником Николая Яковлевич), позвонив домой из переговорного пункта в городе Заполярный.

Сделанный на втором курсе доклад, одобренный Николаем Яковлевичем, вырос в дипломную работу. Она превратилась в кандидатскую диссертацию, кандидатская — в докторскую...

1 Ходяков М. В. Кафедра новейшей истории России // Исторический факультет Санкт-Петербургского университета. 1934-2004: Очерк истории / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко. СПб., 2004. С. 113.

2 Там же.

3 Великая Отечественная война: правда и вымысел: Сб. статей. Вып. 3. СПб., 2006. С. 61-62.

4Бережной А. Ф. Они сражались за Родину. Универсанты в годы войны и в послевоенные годы: Документальные очерки. Вып. 3. СПб., 1997. С. 48.

5ХодяковМ. В. Кафедра новейшей истории России. С. 116-117.

Информация о статье:

УДК 82-94

Автор: Кутузов Александр Владиславович, доктор исторических наук, научный сотрудник, Государственный мемориальный музей Обороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербург, Россия, kutalv@mail.ru

Название: Первое выступление на семинаре: воспоминания о профессоре Николае Яковлевиче Иванове

Аннотация: Статья, посвященная известному историку советского общества профессору Н. Я. Иванову, основана на личных воспоминаниях автора. Ключевые слова: блокада Ленинграда, Н.Я. Иванов, университет, воспоминания.

Information about the article:

Author: Alexander V Kutuzov — Ph. D. in History, Senior researcher, State memorial Museum of Defense and blockade of Leningrad, Saint-Petersburg, Russia, kutalv@mail.ru

Title: Memoirs about Professor Nicolay Yakovlevich Ivanov.

Summary: The article decided professor N. Ivanov, famous historians of soviet society. The article was found on author’s memoirs.

Keywords: siege of Leningrad, N. Ivanov, university, memoirs.

References:

1 Khodiakov M. V. Kafedra noveishei istorii Rossii, in Istoricheskii fakultet Sankt-Peterburgskogo universiteta. 1934-2004: ocherk istorii / Otv. red. A.Iu. Dvornichenko. St. Petersburg, 2004.

2 Velikaia Otechestvennaia voina: pravda i vymysel. Sb. statei. Iss. 3. St. Petersburg, 2006.

3 Berezhnoi A. F. Oni srazhalis za Rodinu. Universanty v gody voiny i v poslevoennye gody. Dokumentalnye ocherki. Iss. 3. St. Petersburg, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.