Научная статья на тему 'Первое учебное пособие по туристским картам'

Первое учебное пособие по туристским картам Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первое учебное пособие по туристским картам»

НОВЫЕ КНИГИ

ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТУРИСТСКИМ КАРТАМ

Уварова А.К. Составление туристских карт: Учебное пособие. Алматы: Казак университет!, 2009. 144 с. Тираж 150 экз.

В настоящее время в связи с развитием туристической отрасли активно развивается образование в сфере туризма, подразумевающее не только организационные аспекты этого направления, но и область обеспечения и сопровождения туризма, к которой относится создание туристских карт.

Трудно представить процесс организации путешествия, поездки, туристического похода и т.п. без использования карт. В том, что карты нужны как собственно туристам-путешественникам, так и организаторам туристических маршрутов и отдыха, сомнения нет. Поэтому актуальны вопросы разработки разнообразных полноценных качественных туристских карт, удовлетворяющих нуждам разных категорий пользователей. Созданием таких карт должны заниматься квалифицированные специалисты-картографы, подготовка которых требует специализированных учебников и учебных пособий. Однако если учебники по туризму уже занимают свою нишу в системе подготовки специалистов, то учебной литературы по созданию туристских карт практически не существует.

Одним из первых является учебное пособие А.К. Уваровой «Составление туристских карт», подготовленное на основе многолетней работы автора над соответствующим учебным курсом в Казахском университете им. аль-Фараби. Содержание пособия демонстрирует основательность и глубину проработки темы, свойственные всем ее работам.

Пособие содержит пять глав. В первой главе, посвященной проблеме картографирования туризма, подробно рассматривается собственно предмет туристской картографии. Определена область интересов туристско-рекреационного картографирования, его цель и значение для популяризации туризма, повышения географической грамотности туристов, круг потребителей туристских карт и требования к картам. Приводится обзор туристских карт и схем, изданных в Казахстане, и подробный разбор всевозможных классификаций туристских и туристско-рекреацион-ных карт.

Во второй главе изложены способы картографического изображения применительно к туристским картам. По подробности и полноте рассмотрения способов картографического изображения учебное пособие можно сравнить с классическими учебниками по картографии. При освещении вопросов изображения объектов на туристских картах затрагивается проблема стандартизации, унифицирования системы международных условных обозначений. Серьезное

внимание уделено специфике оформлении и дизайна туристских карт, вплоть до вида фальцовки и функций обложки.

Третья глава отведена основным принципам проектирования и составления карт применительно к разработке туристских карт. Здесь подробно рассмотрены принципы разработки туристских карт, источники для их составления и довольно схематично — основные этапы составления туристской карты в рамках традиционной картографии, а также ее создания с использованием компьютерных технологий.

В пособии отдельно рассмотрены проблемы атласного картографирования туризма. Автор приводит определения и различные классификации атласов из классических учебников, дает обзор истории атласного картографирования туризма в СССР и общую концепцию типового атласа туристско-рекреационного потенциала, а также рассматривает перспективы создания туристского атласа Казахстана и его возможную структуру. Особое внимание уделено электронным и виртуальным атласам. На примере экспериментальных работ по проектированию мультимедийного справочно-туристского атласа «Золотое кольцо России» определен круг потенциальных пользователей подобных произведений, обоснована необходимость включения в такие атласы специальных информационных материалов, сопроводительных статей, а также требования к картам. В заключение сделан вывод о том, что мультимедийный продукт туристической направленности должен сочетать в себе качества атласа, справочника и даже иллюстрированного альбома, хотя подобным сочетанием, на наш взгляд, отличаются многие традиционные атласы, изданные в последние десятилетия.

Последняя, пятая глава «Туристская картография и телекоммуникации» отвечает насущным запросам современности. Здесь речь идет уже об интернет-картографировании (размещение в интернете геоизображений разных типов — от привычных и наиболее многочисленных статичных до мультимедийных) и интернет-использовании карт (ориентирование на конкретных пользователей, определенные цели или поиск конкретной информации). Отмечены перспективы использования в туристских целях космических снимков высокого разрешения, которые открывает проект Google Earth. Рассмотрены основы системы GPS, нашедшей широкое применение в практике туризма. Особое внимание уделено одной из задач данного учебного курса — ознакомлению с основными понятиями ГИС, а также современныму состоянию

и перспективам использования геоинформационных технологий в туристском картографировании.

В завершение каждой темы, на которые подразделены главы пособия, приведен список контрольных вопросов, способствующих активному усвоению материала учащимися. Включенные в приложения перечни лабораторных работ по теме «Составление туристских карт» и заданий для самостоятельной работы студентов помогут преподавателю оптимально организовать учебный процесс.

Пособие иллюстрировано примерами исторических карт, образцами применения различных способов картографического изображения, имеет небольшую цветную вклейку. Однако хотелось бы усилить его «картографический ряд» как количеством, так и качеством иллюстраций. Особенно это касается разделов, освещающих вопросы непосредственно туристской картографии. Три цветные вклейки, добавленные в конце пособия, могли бы быть лучше отражены в тексте. Среди иллюстраций не хватает аэрокосмических снимков, которые в настоящее время часто используются в туристской продукции в качестве основы для привязки информации. Зна-

чимость снимков для ознакомления с территорией, яркого наглядного изображения неизвестной местности, организации туристских маршрутов настолько велика, что они заслуживают специального раздела в пособии такого типа.

Учебное пособие по составлению туристских карт подготовлено впервые, носит пионерный характер. Оно написано в традициях классических учебников по картографии и достойно самой высокой оценки. Однако роль его не ограничивается образовательными функциями, так как в активно развивающемся направлении обеспечения туризма необходимыми картографическими материалами это фактически первое руководство по созданию таких материалов. Подготовленное и изданное на русском языке в Казахском университете, оно, несомненно, будет полезным в образовательном процессе по новому направлению «Рекреационная география и туризм», которое развивается в Московском университете, в качестве как непосредственных учебных материалов, так и стимула к разработке новых курсов и созданию новых учебных пособий.

В.И. Кравцова, Е.Р. Чалова

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКТ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО КУРСУ «КОСМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВ»

Кравцова В.И. Космические методы исследования почв: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 190 с.

Тутубалина О.В. Компьютерный практикум по курсу «Космические методы исследования почв»: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кравцовой. М.: Географический факультет МГУ, 2009. — 112 с.

На географическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова выпущен комплект учебных пособий по курсу «Космические методы исследования почв». Он состоит из двух рецензируемых книг.

Космические методы исследования почв являются важнейшими в современной географии почв, контроле динамических свойств почв и реализации почвенного мониторинга, так как позволяют не только оперативно актуализировать уже имеющиеся почвенные и почвенно-тематические карты, но и вести контроль за происходящими изменениями свойств и пространственной организации почвенного покрова под влиянием различных причин и оперативно их отслеживать. Поэтому комплект учебных пособий по курсу «Космические методы исследования почв» является совершенно инновационным специальным курсом.

Учебное пособие по космическим методам для географов-почвоведов издано впервые; нова и идея создания комплекта из теоретической лекционной части курса и компьютерного практикума. Подготовленное по заказу кафедры географии почв и геохимии ландшафтов сотрудниками лаборатории

аэрокосмических методов кафедры картографии и геоинформатики, оно впитало богатый опыт этой лаборатории, участвовавшей в пионерных экспериментах по космической съемке и имеющей богатую фототеку космических снимков.

В пособии В.И. Кравцовой изложена теоретическая часть курса, главная задача которого — ознакомление с обширным фондом космических снимков, накопленных с 1960-х гг., и освоение методов их использования при изучении и картографировании почвенного покрова и исследованиях динамических свойств почв.

В первой части охарактеризован современный фонд космических снимков. Приведены краткие сведения о физических основах аэрокосмического зондирования, особенностях съемки из космоса. Дана классификация снимков по спектральному диапазону съемки, технологии получения изображения, масштабу, обзорности, пространственному разрешению. Охарактеризованы основные типы космических снимков. Дан обзор мирового фонда космических снимков, включая фотографические, сканерные и ПЗС-снимки в световом диапазоне, снимки в тепло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.