Научная статья на тему 'ПЕРВОЕ КАВКАЗСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО: ОСОБЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

ПЕРВОЕ КАВКАЗСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО: ОСОБЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
350
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГРУЗИЯ / КРЫМ / КАВКАЗСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО / УЕЗД / RUSSIAN EMPIRE / OTTOMAN EMPIRE / GEORGIA / CRIMEA / CAUCASIAN GOVERNORATE / COUNTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глашева Зулейха Жамботовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием первого Кавказского наместничества. Новизна исследования определяется введением в научный оборот новых материалов, которые характеризуют особенности создания и дальнейшего развития институтов административного управления. Основное внимание в статье уделяется реализации пророссийской политики на Кавказе, направленной на интеграцию региона в состав Российского государства. Показаны изменения в подходах по организации управленческого аппарата. Особое внимание уделяется усилению российского военно-политического присутствия в кавказском регионе, а также успехам во внутренней и внешней политике конца XVIII в. Автор приходит к выводу, что такая политика способствовала созданию на Кавказе административных институтов по типу общероссийских. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью в отечественной историографии региональных институтов управления - как первое Кавказское наместничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST CAUCASIAN VICEGERENCY: FEATURES OF ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING

The article discusses issues related to the creation of the first Caucasian governorate. The novelty of the study is determined by the introduction into the scientific circulation of new materials that characterize the features of the creation and further development of administrative institutions. The focus of the article is on the implementation of pro-Russian policies in the Caucasus, aimed at integrating the region into the Russian state. Changes in approaches to the organization of the administrative apparatus are shown. Particular attention is paid to strengthening the Russian military-political presence in the Caucasus region, as well as to successes in domestic and foreign policy of the late XVIII century. The author comes to the conclusion that such a policy contributed to the creation of administrative institutions in the Caucasus like the all-Russian ones. The relevance of the study is due to insufficient study in the domestic historiography of regional management institutions - as the first Caucasian governorate.

Текст научной работы на тему «ПЕРВОЕ КАВКАЗСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО: ОСОБЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

13. Мельгунов П.П. Очерки по истории русской торговли IX-XVIII вв. - М.: Сотрудник школ А.М. Залесской, 1905. - 279 с.

14. Небольсин Г.П. Статистические записки о российской внешней торговле России. Ч.1-2. - СПб.: Тип. Департамента внешней торговли, 1835. - 275 с.

15. Новая история стран зарубежного Востока. Т.1. - М.: МГУ, 1962. - 564 с.

16. Остапенко С.С. Внешние рынки России. I. Персидский рынок и его значение для России. - Киев: Тип. И.И. Чоколова, 1913. - 175 с.

17. ПСЗ РИ - I. Т. 8, №5935.

18. ПСЗ РИ - I. Т.9, №6707.

19. ПСЗ РИ - I. Т. 9, №6652.

20. Российское законодательство X-XX вв. Т.4. - М.: Изд. юрид. лит-ры, 1966. - 511 с.

21. Рудных С. География Ирана. - М.: Институт Востоковедения, 1941. - 244 с.

22. Русско-индийские отношения в XVIII в. Сборник документов. - М.: Наука, 1965. - 656 с.

23. Собоцинский Л.А. Персия, статистическо-экономический отчет. - СПб.: Электропеч. Я. Кровицкого, 1909. - 325 с.

24. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. V. Т.9-10. - М.: Мысль, 1990. - 755 с.

25. Ульяницкий В.А. Русские консульства за границей в XVIII в. Ч.1. - М.: Комиссия печатания гос. грамот и договоров, 1899. - 331 с.

26. ШавровН. Судоходство и торговля в южной части Каспия. - СПб.: Тип. Усманова, 1912. - 176 с.

27. Шавров Н. Персидское побережье Каспийского моря, его производительность и торговля. - Тифлис: Тип. К.П. Козловского, 1913. - 93 с.

28. Юзефович Т. Договоры России с Востоком (политические и торговые). - СПб.: Тип. О.И. Бакста, 1869. - 296 с.

29. Юхт А.И. Торговля с восточными странами и внутренний рынок России (20-60-е гг. XVIII в.). - М.: ИРИ, 1994. - 261 с.

References and Sources

1. Aliev S.M. Mezhdousobnye vojny i bor'ba za verhovnuyu vlast' v Irane posle raspada imperii Nadir-shaha // Iran. Istoriya i kul'tura v srednie veka i Novoe vremya. - M.: Nauka, 1960. - S.27-66.

2. Al'tman M.M. Iz istorii torgovo-ekonomicheskih svyazej Moskvy i SHirvana // Trudy Instituta istorii im. A. Bakihanova. T.1. - Baku: Az. filial AN SSSR, 1947. - S.150-166.

3. Ataev H.A. Torgovo-ekonomicheskie svyazi Irana s Rossiej v XVIII-XIX vv. - M.: Nauka, 1991. - 391 s.

4. Bushuev P.P. Istoriya posol'stv i diplomaticheskih otnoshenij russkogo i iranskogo gosudarstv v 1586-1612 gg. - M.: Nauka, 1976. - 478 s.

5. Gosudarstvennyj arhiv Astrahanskoj oblasti (GAAO). F.394. Op.11. D.860.

6. GAAO. F.394. Op.11. D.1087.

7. GAAO. F.394. Op.11. D.1245.

8. Gubarevich-Radobyl'skij A.F. Znachenie Turkestana v torgovle Rossii s sopredel'nymi stranami Azii. - SPb.: Tip. V.F. Kirshbauma, 1912. - 239 s.

9. Ivanov M.S. Ocherki istorii Irana. - M.: Gospolitizdat, 1962. - 467 s.

10. Istoriya Turkmenskoj SSR. T.1. - Ashkhabad: AN TurkmSSR, 1957. - 495 s.

11. Lyscov V.P. Persidskij pohod Petra I, 1722-1723 gg. - M.: MGU, 1951. - 247 s.

12. Markova O.P. Russko-iranskaya torgovlya v poslednie desyatiletiya XVIII v. // Uchenye zapiski Instituta Vostokovedeniya. T.1. - Baku: AN AzSSR, 1959. - S.103-133.

13. Mel'gunov P.P. Ocherki po istorii russkoj torgovli IX-XVIII vv. - M.: Sotrudnik shkol A.M. Zalesskoj, 1905. - 279 s.

14. Nebol'sin G.P. Statisticheskie zapiski o rossijskoj vneshnej torgovle Rossii. CH.1-2. - SPb.: Tip. Departamenta vneshnej torgovli, 1835. - 275 s.

15. Novaya istoriya stran zarubezhnogo Vostoka. T.1. - M.: MGU, 1962. - 564 s.

16. Ostapenko S.S. Vneshnie rynki Rossii. I. Persidskij rynok i ego znachenie dlya Rossii. - Kiev: Tip. I.I. CHokolova, 1913. - 175 s.

17. PSZ RI - I. T. 8, №5935.

18. PSZ RI - I. T.9, №6707.

19. PSZ RI - I. T. 9, №6652.

20. Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vv. T.4. - M.: Izd. yurid. lit-ry, 1966. - 511 s.

21. Rudnyh S. Geografiya Irana. - M.: Institut Vostokovedeniya, 1941. - 244 s.

22. Russko-indijskie otnosheniya v XVIII v. Sbornik dokumentov. - M.: Nauka, 1965. - 656 s.

23. Sobocinskij L.A. Persiya, statistichesko-ekonomicheskij otchet. - SPb.: Elektropech. YA. Krovickogo, 1909. - 325 s.

24. Solov'ev S.M. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen. Kn. V. T.9-10. - M.: Mysl', 1990. - 755 s.

25. Ul'yanickij V.A. Russkie konsul'stva za granicej v XVIII v. CH.1. - M.: Komissiya pechataniya gos. gramot i dogovorov, 1899. - 331 s.

26. Shavrov N. Sudohodstvo i torgovlya v yuzhnoj chasti Kaspiya. - SPb.: Tip. Usmanova, 1912. - 176 s.

27. Shavrov N. Persidskoe poberezh'e Kaspijskogo morya, ego proizvoditel'nost' i torgovlya. - Tiflis: Tip. K.P. Kozlovskogo, 1913. - 93 s.

28. Yuzefovich T. Dogovory Rossii s Vostokom (politicheskie i torgovye). - SPb.: Tip. O.I. Baksta, 1869. - 296 s.

29. Yuht A.I. Torgovlya s vostochnymi stranami i vnutrennij rynok Rossii (20-60-e gg. XVIII v.). - M.: IRI, 1994. - 261 s.

ПИРОВА РЕНА НИЗАМИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Дагестанского государственного университета народного хозяйства (pirova1969@mail.ru).

PIROVA, RENA N. - Ph.D. in History, Associative Professor, Dagestan State University of National Economy.

УДК 94(47).066:( 470.6)«1785/1796»

ГЛАШЕВА З.Ж.

ПЕРВОЕ КАВКАЗСКОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО: ОСОБЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ И

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Ключевые слова: Российская империя, Османская империя, Грузия, Крым, Кавказское наместничество, уезд,

В статье рассматриваются вопросы, связанные с созданием первого Кавказского наместничества. Новизна исследования определяется введением в научный оборот новых материалов, которые характеризуют особенности создания и дальнейшего развития институтов административного управления. Основное внимание в статье уделяется реализации пророссийской политики на Кавказе, направленной на интеграцию региона в состав Российского государства. Показаны изменения в подходах по организации управленческого аппарата. Особое внимание уделяется усилению российского военно-

политического присутствия в кавказском регионе, а также успехам во внутренней и внешней политике конца XVIII в. Автор приходит к выводу, что такая политика способствовала созданию на Кавказе административных институтов по типу общероссийских. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью в отечественной историографии региональных институтов управления - как первое Кавказское наместничество.

GLASHEVA, Z.Zh.

FIRST CAUCASIAN VICEGERENCY: FEATURES OF ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING Keywords: Russian Empire, Ottoman Empire, Georgia, Crimea, Caucasian governorate, county.

The article discusses issues related to the creation of the first Caucasian governorate. The novelty of the study is determined by the introduction into the scientific circulation of new materials that characterize the features of the creation and further development of administrative institutions. The focus of the article is on the implementation of pro-Russian policies in the Caucasus, aimed at integrating the region into the Russian state. Changes in approaches to the organization of the administrative apparatus are shown. Particular attention is paid to strengthening the Russian military-political presence in the Caucasus region, as well as to successes in domestic and foreign policy of the late XVIII century. The author comes to the conclusion that such a policy contributed to the creation of administrative institutions in the Caucasus like the all-Russian ones. The relevance of the study is due to insufficient study in the domestic historiography of regional management institutions - as the first Caucasian governorate.

Начиная с XIV-XV вв., Российское государство формируется как централизованное. Со второй половины XVI в. оно присоединяет к себе новые территории, государства и народы, становясь многонациональным. Присоединение новых территорий проходило не быстрым и одноактовым действием. Оно занимало довольно длительное время, а иногда и нескольких столетий. Административное управление присоединенными территориями имело свои особенности, которые отличались от управленческого аппарата центральных губерний. В частности, Кавказ, благодаря своему географическому положению, находился в сфере интересов, Османской и Российской империй, также Сефевидского Ирана, которые на протяжении XVI-XVIII вв. соперничали за установление своего контроля в регионе. После ожесточенных войн с Османской империей и войны с Ираном, Российская империя к XVIII в. усилила свои позиции на Центральном Кавказе, сначала превратив его в протекторат, а затем интегрировав в состав империи. Это было связано как с внутри-, так и с внешнеполитическими успехами. Результатами успешной политики стали: 1) создание Азово-Моздокской линии [1, с. 518-521.]; 2) присоединение к Российской империи Крымского ханства 8 апреля 1783 г. [2, с. 897-898]; 3) вхождение Картли-Кахетинского царства в состав Российской империи 29 сентября 1783 г. [3, с. 1013-1019]. Вышеизложенные успехи позволили включить всю территорию Предкавказья в состав Российской империи. В результате возникла необходимость в создании специальных административно-управленческих институтов. Создание первого Кавказского наместничества стало демонстрацией укрепления позиций Российской империи на Кавказе.

Вступив во второй половине XVI в. в борьбу за Кавказ, Российская империя по историческим меркам быстро превратилась в важного игрока в регионе. После многочисленных русско-турецких, русско-иранских войн и внутренних неурядиц ей удалось за три столетия объединить пестрое и мозаичное пространство Кавказа, а затем интегрировать в состав империи, сделав его составной частью [4, с. 9]. Усиление позиций Московского царства, а затем Российской империи в кавказском регионе проходило на ранних этапах, как единичные контакты различных этносов с «сильным» соседним государством. Российское государство, в свою очередь, выступало в роли сюзерена-охранителя, обязанного обеспечивать безопасность и целостность территориальных границ проживания своего «слабого» соседа. Горские князья, обязывались продвигать российские интересы в пределах своих территорий [5, с. 18].

Усиление российских позиций на Кавказе на ранних этапах никак не отражалось на внутренних основах общественного устройства горских народов. Интегрировать регион в систему государственного управления на начальном этапе было невозможно, во-первых, потому что нужно было считаться с соперниками в регионе - Ираном и Турцией; во-вторых, ввиду несогласованности интересов различных социальных и этнических групп местного горского населения, это вело к открытому неприятию российской администрации в регионе, что требовало от российского правительства осторожности и последовательности в своих действиях.

Независимый статус Крымского ханства, провозглашенный по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г., не мог гарантировать безопасность южных границ империи. С присоединением 8 апреля 1783 г. к Российской империи полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской

стороны после ликвидации Крымского ханства, российская граница на Северо-Западном Кавказе стала проходить по р. Кубань [2, с. 897-898]. Правительство Екатерины II, чтобы укрепить свои позиции, также вело переговоры о присоединении Восточной Грузии. 24 июля 1783 г. был подписан договор о переходе объединенного Картли-Кахетинского царства под покровительство Российской империи [3, с. 1013-1017]. Согласно условиям договора, грузинский царь Ираклий II признавал верховную власть Российской империи. Взамен российский император гарантировал полную внутреннюю автономию, целостность Грузии, обязывался содержать два батальона пехоты. По предложению Ираклия II началось строительство дороги в Грузию через Кавказский хребет, через Дарьяльское ущелье и Крестовый перевал в Тифлис. Военно-Грузинская дорога впоследствии стала главным путем, связавшим Закавказье с Центральным Кавказом. В 1784 г. была построена крепость Владикавказ для обеспечения безопасности пути от Моздока до Дарьяльского ущелья.

Необходимость создания специальных органов управления на кавказских территориях проявилась на ранних этапах становления административно-государственного аппарата. Весь регионально-управленческий аппарат базировался на «Учреждении для управления губерний Всероссийской империи», введенном 7 ноября 1775 г. Екатериной II [6, с. 229-304]. Оно сыграло важную роль в устройстве управления всеми окраинами империи. Командующий Кавказской линией П.С. Потемкин был указом Екатерины II возведен в ранг Саратовского и Кавказского генерал-губернатора. Ему поручалось создание на территории степного Предкавказья таких же административных учреждений, которые функционировали в центральных губерниях Российской империи. 5 мая 1785 г. было создано Кавказское наместничество [7, с. 388], в основу управленческого аппарата которого был заложен губернский принцип. В состав нового наместничества были включены Кавказская и Астраханская области. Кавказская область включала шесть уездов - Екатериноградский, Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский; Астраханская область четыре уезда - Астраханский, Красноярский, Енотаевский и Черноярский [8, с. 3; 7, с. 388]. Уезды Кавказского наместничества не имели четких территориальных границ. Их центрами были российские крепости, получившие статус уездных городов - Екатериноград, Кизляр, Моздок, Георгиевск, Ставрополь, Александров, в пределах которых действовало общероссийское городовое положение 21 апреля 1785 г. [9, с. 21-22]. Административная принадлежность горских народов к определенному уезду законодательно не оговаривались.

Характерной чертой внутреннего управления в Кавказской области в этот период было объединение военной, гражданской и судебной властей в одном лице - Кавказского наместника, который одновременно являлся и генерал-губернатором Саратовским и Кавказским. Кавказский наместник находился в подчинении от императрицы Екатерины II. Присвоенные ему военные и гражданские полномочия делали его независимым от высших государственных институтов империи. Понимая важность новой административной единицы, Екатерина II, именным указом от 9 мая 1785 г. «О устройстве Кавказской губернии и области Астраханской» [10, с. 388-392], назвала Кавказскую область уже губернией. Астрахань с окружающими ее землями осталась областью. Согласно указу от 9 мая 1785 г. была определена структура Кавказской губернии и Астраханской области. Первоначально центр наместничества располагался в городе Екатеринограде, а роль областного центра отводилась Астрахани. В первую очередь, предпочтение только созданному городу отдавалось в связи с необходимостью сосредоточиться на новых рубежах. Екатериноград находился в непосредственной близости от горских народов.

Первое Кавказское наместничество по своей форме представляло особый территориально-административный институт на краю империи, который имел свои специфические отличия от управленческих институтов центральных губерний. Объединение Кавказа и Астраханской губернии в одно наместничество являлось на самом деле формальной мерой, которая не смогла решить проблему создания и дальнейшего функционирования управленческого аппарата на такой обширной территории. Название Кавказская область было условным, так как она включала в основном степное Предкавказье. Несмотря на то, что границы области и уездов были очерчены приблизительно, начало политико-административному обустройству кавказского региона было все же положено.

В разные периоды истории российского государства его правители пользовались преимуществами института наместничества для вовлечения новых территорий в сферу своих государственных интересов. Управление до середины XVI в. на вновь присоединенных территориях, уделах и княжествах - осуществляли государевы наместники и волостели, наделенные определенными полномочиями. Первоначально эта практика распространялась на внутренние земли, где была введена должность наместника в качестве главы местного управления. Обращение екатерининского правительства к институту наместничества, традиционному для российской истории в конце XVIII в., не было случайным. Основная цель наместнического управления заключалась в приведении провинции в контакт с государством. Вмешательство во внутреннее управление провинции на начальном этапе не предполагалось.

В этот период наблюдается тенденция по подчинению гражданской формы управления военной, что связано со сложными внешнеполитическими условиями для Российской империи. На начальном этапе была разработана политика «невмешательства» во внутренние дела местного горского населения. Это было напрямую связано с заинтересованностью российского правительства в «мирной» интеграции региона и переселении русского и казачьего населения из внутренних губерний в регион. Со времени первых контактов горских народов с Российским государством со второй половине XVI в. до конца XVIII в. на территориях горских народов Центрального Кавказа (кабардинцев, кумыков, осетин, ингушей, чеченцев) не было создано административных учреждений [11, с. 225]. Первый кавказский наместник П.С. Потемкин был сторонником гибкой политической линии в отношении местного населения [12, с. 1]. С конца XVIII в. военное командование на Кавказе постоянно сталкивалось с набегами горцев «наездничеством» на русские поселения и крепости [13, с. 77].

Первые административные преобразования в регионе проводились чрезвычайно деликатно, что объяснялось необходимостью консолидации в регионе. Специальные инструкции, положения, распоряжения регламентировали особенности обращения представителей российской военной администрации на Кавказе с горскими народами. Они должны были добиваться «доверия и расположения» к себе горцев. Правительство поощряло стремление местного населения селиться на равнинные земли, поближе к укрепленным российским поселениям, вокруг которых земли были переданы в казенное ведомство. Административно-управленческая деятельность на вновь приобретенных территориях стала выстраиваться по общероссийскому образцу.

Осторожность правительства в проведении административных реформ в кавказском регионе можно объяснить рядом причин. Во-первых, стратегическими соображениями обеспечения твердой поддержки со стороны горцев в борьбе с Османской империей и Сефевидским Ираном. Такое положение требовало от российских военных властей грамотного подхода к установлению отношений с горцами, которые заключались в умении привлечь их на свою сторону. Во-вторых, отметим причины политического характера, заключающиеся в создании условий, необходимых для усиления российского влияния, что подразумевало распространение российского законодательства. В-третьих, следует выделить причины экономического характера [14, с. 25].

В целом, на момент усиления позиций Российской империи на Кавказе, административная политика основывалась на неприкосновенности общественной жизни местного населения. Руководство горцами сводилось главным образом к надзору ближайших «кордонных начальников» - приставов, комендантов укреплений, построенных в предгорьях и горах вдоль Грузинской военной дороги. Политика «невмешательства» в общественный и хозяйственный быт горцев была единственным способом для достижения спокойствия и доверия со стороны горцев. Данная политическая линия способствовала «мирному» появлению в регионе государственных и административных институтов, по примеру общероссийских. Именно в это время была заложена прочная основа для системы государственно-административного управления всем кавказским регионом, завершившаяся учреждением первого Кавказского наместничества. Региональная политика на окраинах заключалась в интеграции присоединенных территорий в состав Российской империи, как неотъемлемых составных частей общеимперской законодательной и административной системы.

Литература и источники

1. ПСЗРИ. Собр. I. 1775-1780. Т. XX. № 14607. СПб., 1830. С. 518-521.

2. ПСЗРИ. Собр. I. с 1781 по 1783. Т. XXI. № 15708. СПб., 1830. С. 897-898.

3. ПСЗРИ. Собр. I. с 1781 по 1783. Т. XXI. № 15835. СПб., 1830. С. 1013-1019.

4. Кавказский вектор российской политики XVI-XVIII. Сборник документов. XVI-XVIII веках / сост. М.А. Волхонский, В.М. Муханов. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2011. - Т. I. - 680 с.

5. Административная практика Российской империи на Центральном Кавказе с конца XVIII в. до 1870 г. (на материале Осетии): Сборник документов / сост., вступ. ст., коммент. Е.И. Кобахидзе. - Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. - 399 с.

6. ПСЗРИ. Собр. I. 1775-1780. Т. XX. № 14392. СПб., 1830. С. 229-304.

7. ПСЗРИ. Собр. I. 1784-1788. Т. XXII. № 16193. СПб., 1830. С. 388.

8. Бентковский И.В. Краткий исторический очерк положения наших дел на Северном Кавказе до открытия в 1785 г. Кавказской губернии // Северный Кавказ. - 1885. - № 45. - 14 мая. - С. 1-3.

9. Блиева З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце XVII - первой половине XIX в. - Владикавказ: Изд-во СОГУ», 1992. - 107 с.

10. ПСЗРИ. Собр. I. 1784-1788. Т. XXII. № 16194. СПб., 1830. С. 388-392.

11. Бентковский И. Первоначальное устройство административных учреждений Кавказской губернии // Ставропольские губернские ведомости. - 1886. - № 39. - 27 сентября. - С. 1.

12. Россия и Северный Кавказ: история и современность. - М: Академический Проект, 2006. - 463 с.

13. Глашева З.Ж. Основные направления политики Российской империи на Кавказе в конце XVIII в. // Современные исследования социальных проблем. - 2019. - № 3. - Т. 11. - С. 216-230.

14. Административная интеграция народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в состав Российской империи. Сборник документов и материалов. / Составитель и автор вводной статьи З.Ж. Глашева. - Нальчик: Принт Центр, 2018. - Т. I. - 492 с.

References and Sources

1. PSZRI. Sobr. I. 1775-1780. T. XX. № 14607. SPb., 1830. S. 518-521.

2. PSZRI. Sobr. I. s 1781 po 1783. T. XXI. № 15708. SPb., 1830. S. 897-898.

3. PSZRI. Sobr. I. s 1781 po 1783. T. XXI. № 15835. SPb., 1830. S. 1013-1019.

4. Kavkazskij vektor rossijskoj politiki XVI-XVIII. Sbornik dokumentov. XVI-XVIII vekah / sost. M.A. Volhonskij, V.M. Muhanov. - M.: Ob"edinennaya redakciya MVD Rossii, 2011. - T. I. - 680 s.

5. Administrativnaya praktika Rossijskoj imperii na Central'nom Kavkaze s konca XVIII v. do 1870 g. (na materiale Osetii): Sbornik dokumentov / sost., vstup. st., komment. E.I. Kobahidze. - Vladikavkaz: IPO SOIGSI, 2012. - 399 s.

6. PSZRI. Sobr. I. 1775-1780. T. XX. № 14392. SPb., 1830. S. 229-304.

7. PSZRI. Sobr. I. 1784-1788. T. XXII. № 16193. SPb., 1830. S. 388.

8. Bentkovskij I.V. Kratkij istoricheskij ocherk polozheniya nashih del na Severnom Kavkaze do otkrytiya v 1785 g. Kavkazskoj gubernii // Severnyj Kavkaz. - 1885. - № 45. - 14 maya. - S. 1-3.

9. Blieva Z.M. Sistema upravleniya na Severnom Kavkaze v konce XVII - pervoj polovine XIX v. - Vladikavkaz: Izd-vo SOGU», 1992. - 107 s.

10. PSZRI. Sobr. I. 1784-1788. T. XXII. № 16194. SPb., 1830. S. 388-392.

11. Bentkovskij I. Pervonachal'noe ustrojstvo administrativnyh uchrezhdenij Kavkazskoj gubernii // Stavropol'skie gubernskie vedomosti. - 1886. - № 39. - 27 sentyabrya. - S. 1.

12. Rossiya i Severnyj Kavkaz: istoriya i sovremennost'. - M: Akademicheskij Proekt, 2006. - 463 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Glasheva Z.ZH. Osnovnye napravleniya politiki Rossijskoj imperii na Kavkaze v konce XVIII v. // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. - 2019. - № 3. - T. 11. - S. 216-230.

14. Administrativnaya integraciya narodov Severo-Zapadnogo i Central'nogo Kavkaza v sostav Rossijskoj imperii. Sbornik dokumentov i materialov. / Sostavitel' i avtor vvodnoj stat'i Z.ZH. Glasheva. - Nal'chik: Print Centr, 2018. - T. I. - 492 s.

ГЛАШЕВА ЗУЛЕИХА ЖАМБОТОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований - филиала Кабардино-Балкарского научного центра РАН (zu-20.80@list.ru).

GLASHEVA, ZULEYKHA Zh. - Ph.D. in History, Researcher at the Institute for Humanitarian Research - a branch of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (zu-20.80@list.ru).

УДК 94(44).061:325.3

БАГОЯН А.А.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ ВО ФРАНЦИИ В ГОДЫ РЕСТАВРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ: КОЛОНИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: Франция, период Реставрации, внешняя политика, колониальная политика, антиколониальная риторика, политические дискуссии, доминионы, метрополии, король ЛюдовикXVIII.

Статья посвящена политическим дискуссиям во Франции по вопросам колониальной политики в годы Реставрации (18141830). Перед восстановленной монархией Бурбонов стояла важнейшая задача формирования внешнеполитического курса страны в совершенно новых условиях. Одним из сложнейших вопросов была колониальная политика: Франция столько потеряла после окончания Наполеоновских войн, что страна очень осторожно подходила к вопросу о необходимости восстановления былой колониальной мощи. Во Франции развернулись дискуссии между колониалистами и антиколониалистами. В статье рассмотрены позиции ведущих политических деятелей периода Реставрации по вопросам колониальной политики, а также проанализированы основные кампании, инициированные государством по установлению и /или подержанию протектората в колониях. Также обоснованы экономические и политические причины колониальной политики периода Реставрации.

BAGOYAN, A.A.

POLITICAL DISCUSSIONS IN THE FRANCE DURING THE RESTORATION ON ISSUES OF FOREIGN POLICY: THE COLONIAL ASPECT

Keywords: France, Restoration period, foreign policy, colonial policy, anti-colonial rhetoric, political discussions, dominions, metropolises, king Louis XVIII.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.