Научная статья на тему 'ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА'

ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАЙМЕРИЗ / PRIMARIES / КОКУСЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ELECTORAL SYSTEM / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTION LAW / ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ / PRIMARY ELECTIONS / CAUCUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зотин Максим Юрьевич

В статье анализируется феномен первичных выборов как новое явление в конституционной практике России и в ряде зарубежных стран, являющееся актуальным в развитии современного конституционализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIMARY ELECTIONS AS ONE OF THE FOUNDATIONS OF MODERN CONSTITUTIONALISM

The article analyzes the phenomenon of primary elections, as a new constitutional practice in Russia and in several foreign countries that are relevant in the development of modern constitutionalism

Текст научной работы на тему «ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА»

ЗОТИН Максим Юрьевич,

адъюнкт ФПНПиНК по кафедре конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя e-mail: maksvaismail.ru@rambler. ru

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Аннотация. В статье анализируется феномен первичных выборов как новое явление в конституционной практике России и в ряде зарубежных стран, являющееся актуальным в развитии современного конституционализма.

Ключевые слова: праймериз, кокусы, избирательная система, избирательное право, первичные выборы.

ZOTIN Maksim Yurevich,

adjunct Fpping Moscow University of the MIA of Russia named after Vladimir Kikot e-mail: maksvaismail.ru@rambler. ru

THE PRIMARY ELECTIONS AS ONE OF THE FOUNDATIONS OF MODERN CONSTITUTIONALISM

Abstract. The article analyzes the phenomenon of primary elections, as a new constitutional practice in Russia and in several foreign countries that are relevant in the development of modern constitutionalism.

Keywords: primaries, Caucus, electoral system, election law, primary elections.

УДК - 342 ББК - 67.400

В настоящее время актуальным вопросом, связанным с совершенствованием избирательной системы, является проведение первичных выборов. «Первичные выборы» — это пред-стадия выдвижения политическими партиями кандидатов на выборную должность, которая характеризуется широким привлечением рядовых избирателей к процессу отбора этих кандидатов. В общей практике в период проведения «первичных выборов» избиратели голосуют за понравившихся им партийных кандидатов [8].

Политические права и свободы граждан составляют важную и основную часть правового статуса человека и гражданина, тем самым создавая условия для укрепления связей между гражданином, обществом и

государством. Кроме того, политические права признаются лишь за гражданами, следовательно, обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству определенного государства: в отличие от прав человека, права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством.

В систему политических прав и свобод включают право на гражданство, право на власть, право на участие в осуществлении верховной власти, право на принятие властных решений на референдумах, право избирать и быть избранным, право на свободу мысли, слова, выражения мнений, право на информацию [8], право на объединение в политические партии и общественно-политические объединения, пра-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

во собраний, демонстраций, пикетов, митингов, шествий, право на обращения и т.п. Из сказанного следует, что политические права и свободы представляют собой довольно сложную систему.

В настоящий период ученые признают право на участие в выборах исключительно политическим правом гражданина, а институт выборов рассматривают только во взаимосвязи с избирательным правом.

Праймериз утвердился в конституционной практике США и получил в дальнейшем развитие в ряде европейских государств (в Италии, Португалии, Болгарии, Израиле и других странах). К первой четверти XIX в. праймериз стали применять в США на всех уровнях при проведении выборов, которому предшествовало применение механизма кокуса, выполнявшего функцию номинации кандидатов на пост президента США, именно так называемых конгрессиональных кокусов, решение по которым принимали члены фракции в Конгрессе США. Решения на кокусах принимались большинством участников процесса в закрытом режиме. В начале XX в. решение стали принимать миллионы избирателей посредством прямых первичных выборов, но участие в «праймериз» для кандидатов не являлось обязательным, кроме того, они были введены не во всех штатах. М. Дюверже утверждает, что с начала XX в. порядок конгрессов Соединенных Штатов был заменен новой системой выдвижения — праймериз, системой совершенно оригинальной, которую по-настоящему невозможно сопоставить ни с какой другой. Вместо избрания кандидатов членами партии, речь здесь идет, скорее, об избрании их избирателями и симпатизантами [8]. Применительно к выборам президента страны начиная с 1968 г. система номинации радикально изменилась: праймериз становятся единственным способом получения партийной номинации [4, 6]; именно на праймериз десятки миллионов избирателей принимают решение о том, кто станет кандидатом на пост президента. Таким образом, трансформировалась функция национальных съездов партий: теперь они лишь фиксируют выбор, сделанный на первичных выборах.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

Праймериз представляют собой предварительное голосование, предназначенное для выдвижения партией кандидатов на выборах в органы публичной власти, проводимый в таких же пунктах для голосования, однако их проведение происходит внутри каждой партии и ее сторонников; в этом случае избиратель выбирает среди кандидатов собственной партии того, кто будет представлять партию на выборах [8].

В современной лексике используются два термина — «праймериз» и «первичные выборы», или «предварительное голосование», используемые зачастую без обоснований в одинаковом значении. Такой позиции придерживаются и некоторые авторы работ в данной области . При проведении внутрипартийного голосования с 2014 г. корпус избирателей был расширен, вследствие этого происходит нововведение и в корпоративных актах партий. Например, согласно п. 2 Правил проведения прайме-риз Демократической коалиции ПАРНАС к выборам в Государственную Думу 2016 г. (утв. решением ЦВК № 3 от 15.02.2016 г.), «процедура праймериз нацелена на максимально полный учет мнения избирателей — сторонников Демократической коалиции ПАРНАС. Избиратель может проголосовать за кандидатов праймериз либо онлайн (через сеть «Интернет»), либо оффлайн (в помещениях участковых выборных комиссий)» [3, с. 439; 5, с. 437].

Применение процедуры первичных выборов способствует развитию внутрипартийной демократии — одного из важнейших показателей современного демократического государства [4, 6]. Отмеченный вывод напрямую связан с представительной формой правления: партии обеспечивают неразрывную связь между народом и «представительным механизмом правления» [3, с. 439; 5, с. 437]; политическая партия выступает как институционализированная организация представительства интересов социальных сил общества. Поскольку демократия в стране и демократия внутри партий, особенно внутри правящей партии, тесно связаны друг с другом, внедрение инновационных механизмов внутрипартийной демократии, несомненно, имеет большое значение [1].

Анализируя современный конституционализм, сформулируем ряд особенностей, имеющих значение для первичных выборов:

1. Первичные выборы можно рассмотреть как механизм легитимации системы выборных органов публичной власти, особенно органов законодательной власти на федеральном и региональном уровнях. Легитимность — это то качественное условие, которое обеспечивает признание народом предпринимаемых властью действий [3, с. 437]. Необходимо отметить, что в США в начале ХХ в. (1904 г.) практика применения первичных выборов была применена для восстановления доверия избирателей и обеспечения большей прозрачности избирательного процесса.

Следовательно, необходимо существенно повысить уровень легитимности избирательной системы, усилить обратную связь власти и общества.

2. Первичные выборы — показатель народовластия и реализуемости народного суверенитета. Свободные выборы и референдум являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. ст. 3 Конституции РФ). Народ осуществляет свое изначальное право на самоуправление и является непосредственным источником политического авторитета (of the people), причем последний выражается народом (by the people) и конституируется ради блага народа (for of the people) [8]. Из суверенитета народа следует и народное представительство.

3. Конституционный смысл. Первичные выборы способствуют взаимодействию избирателей с кандидатами, т.е. сочетанию непосредственной и представительной форм демократии; в данном случае гарантируется выбор, не полагаясь на политические партии, и руководствоваться собственным мнением. Кроме того, усиливается интерес избирателя к участию в избирательном процессе.

Наличие первичных выборов придает результатам выборов легитимность и конституционность.

4. Процедура первичных выборов способствует развитию внутрипартийной демократии [8]. Отмеченный вывод напрямую

связан с представительной формой правления: партии обеспечивают неразрывную связь между народом и представительным механизмом правления» [4, 6]; политическая партия выступает как институционализированная организация представительства интересов социальных сил общества.

5. Создать у избирателей позитивный образ партии [3, с. 439; 5, с. 437]. Первичные выборы способствуют голосованию за кандидата, прошедшего апробацию и получившего доверие избирателей. Усовершенствование приемов использования проведения выборов в ущерб их содержательной стороне может привести к деформации понятия свободных выборов, искажению действительного волеизъявления избирателей, в конечном счете к приданию выборам фактически недействительного характера [1].

Следовательно, значение проведения предварительных выборов очевидно: с одной стороны, депутаты законодательных органов власти должны иметь безупречную репутацию, прозрачное прошлое и настоящее, олицетворяя саму партию в глазах общества, коллег из других партий и своих однопартийцев; с другой — считается, что посредством применения прайме-риз можно бороться против господствующей в партии группировки, противопоставив противнику своего кандидата, но это предполагает известные зачатки организации, то есть создание другой группировки. Отсюда система праймериз ведет не столько к независимости кандидатур от руководителей, сколько к развитию внутренних группировок и соперничеству их руководителей [3, с. 439; 5, с. 437].

Если выделить такие критерии, как техника проведения и степень ограничения доступа к голосованию, то первичные выборы можно охарактеризовать как:

а) закрытые, имеющие наиболее широкое распространение, когда в предварительных выборах участвуют только зарегистрированные члены партии;

б) открытые, когда в выборах могут участвовать независимо от партийной принадлежности все желающие.

Развитие демократических институтов в XXI в., приведшее политические партии

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

к необходимости совершенствования форм выдвижения кандидатов на выборные должности, предопределило интерес к использованию процедуры праймериз и в Российской Федерации. Считается, что введение в избирательный процесс России практики проведения предварительного внутрипартийного голосования сможет повысить известность кандидатов, сделать их узнаваемыми в глазах избирателей, а кроме того, будет способствовать усилению внутрипартийной конкуренции. Анализ избирательной практики указывает на то, что составление избирательных списков, в том числе, «Единой России» всегда вызывало много скандалов и усугубляло конкуренцию федеральных и региональных элит, губернаторов и партии власти, губернаторов и глав региональных столиц. Однако альтернативой им было бы еще более непрозрачное принятие решений партийным руководством. Усугубили ситуацию кризис доверия общества к партии и рост кризисных явлений в правящей элите. Конкуренция на местах вынуждает публичную власть формировать новые правила игры, в том числе корректируя результаты праймериз, что неизбежно рождает значительный слой недовольных и критически настроенных в отношении результатов голосования и снижает уровень легитимности праймериз. Поскольку институциональная процедура учета результатов партии отсутствует, окончательное решение примет председатель партии, который вынесет список на утверждение съезда. Это, безусловно, ослабляет роль праймериз, однако не отменяет целесообразности использования в избирательной практике.

Таким образом, первичные выборы можно считать одним из наиболее популярных методов апробации персонального состава списка кандидатов и тех кандидатов, которых политическая партия предполагает выдвинуть в одномандатных избирательных округах. Отсюда основным из вопросов, являющихся предметом политической науки и практики, как и конституционного права и конституционной практики, является обоснование целесообразности, методологии и технологи про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

ведения первичных выборов, обеспечение их эффективности.

Можно сказать, что в Российской Федерации сформировалась процедура проведения первичных выборов на федеральном уровне. Для Российской Федерации это очередной этап в проведении первичных выборов, который требует совершенствования. Существует необходимость выработки наиболее оптимальной модели проведения предварительных выборов при отборе партийных кандидатов на выборные должности. Изучение с разных сторон проявлений первичных выборов в избирательной практике зарубежных стран позволяет более эффективно внедрять практику первичных выборов на территории Российской Федерации [5].

Ученые ведут дискуссию о том, необходимо ли закрепить процедуру первичных выборов в законодательстве Российской Федерации или данный круг отношений оставить на усмотрение политических партий, а также нужно ли перевести это на язык действующего законодательства [7]. Учитывая опыт, накопленный политическими партиями во время избирательной деятельности, проблема целесообразности проведения первичных выборов, можем считать, отчасти разрешена. В пользу этого свидетельствует и конституционный опыт зарубежных стран, но исходя из особой значимости выборов, их конституционного назначения эта проблема, как представляется, требует законодательного закрепления. В частности, требуют пояснения вопросы соотношения данной процедуры с содержанием ограничений права быть избранным [2, с. 58—60], поскольку при использовании процедуры первичных выборов ужесточаются и детализируются требования к кандидатам.

Остается открытым вопрос об обязательности или добровольности первичных выборов. Возможно, в ближайшее время процедура первичных выборов станет повсеместной, для этого в законодательстве Российской Федерации должен быть проработан механизм проведения предварительных выборов при отборе кандидатов на выборные должности. Для применения его на территории Российской Федерации необходимо

всестороннее изучить позитивный и негативный опыт данной процедуры, который применяется в зарубежных странах.

Список литературы

[1] Бородин В.А. Первичные выборы в политической системе США: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.

[2] Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. сборник тезисных статей. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Московский университет. Москва, 2003.

[3] Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проспект, 2002.

[4] Иззатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

[5]Кудашева Е.В. Перспективы развития процедуры праймериз на территории Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2.

[6] Хижняк В.С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1998.

[7] Эбзеев Б.С., Белоновский В.Н., Эриашви-ли Н.Д., Кальгина А.А., Шуленин В.А., Хазов Е.Н., Миронов А.Л., Кирсанов А.Ю., Саудаха-нов М.В., Егоров С.А. Актуальные проблемы избирательного права: Учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 423 с. (серия Magistr).

[8] Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Виноградов В.А., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю. Избирательное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. Б.С. Эбзеева,

К.К. Гасанова, Е.Н. Хазова. Сер. «Юриспруденция для бакалавров». Москва, 2013.

Spisok literatury'

[1] Borodin V.A. Pervichny'e vy'bory' v politicheskoj sisteme SShA: Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2005.

[2] Goncharov S.I., Xazov E.N. Osnovny'e e'lementy' yuridicheskogo mexanizma realizacii prav, svobod i obyazannostej cheloveka // V sbornike: Aktual'ny'e problemy' administra-tivnogo i administrativno-processual'nogo prava. sbornik tezisny'x statej. Ministerstvo vnutrennix del Rossijskoj Federacii. Moskovskij universitet. Moskva, 2003.

[3] Dyuverzhe M. Politicheskie partii / Per. s franc.-M.: Akademicheskij Prospekt, 2002.

[4] Izzatov T.Sh. Mexanizm realizacii konstitucionnogo prava grazhdan na informa-ciyu v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002.

[5] Kudasheva E.V. Perspektivy' razvitiya procedury' prajmeriz na territorii Rossijskoj Federacii // Yuridicheskaya nauka. 2013. № 2.

[6] Xizhnyak V.S. Konstitucionnoe pravo cheloveka i grazhdanina na informaciyu v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 1998.

[7] E'bzeev B.S., Belonovskij V.N., E'riashvili N.D., Kal'gina A.A., Shulenin V.A., Xazov E.N., Mironov A.L., Kirsanov A.Yu., Saudaxanov M.V., Egorov S.A. Aktual'ny'e problemy' izbiratel'nogo prava: Uchebnik dlya magistrov, obuchayushhixsya po napravleniyu podgotovki «Yurisprudenciya» / Pod red. B.S. E'bzeeva, E.N. Xazova, A.L. Mironova. M.: YuNITI-DANA, 2016. - 423 s. (seriya Magistr).

[8] E'bzeev B.S., Gasanov K.K., Xazov E.N., Belonovskij V.N., Vinogradov V.A., Prudnikov A.S., E'riashvili N.D., Egorov S.A., Kurskova G.Yu., Mironov A.L., Olimpiev A.Yu., Pavlov E.A., Shulenin V.V., Kirsanov A.Yu. Izbiratel'noe pravo: Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushhixsya po napravleniyu podgotovki «Yurisprudenciya» / Pod red. B.S. E'bzeeva, K.K. Gasanova, E.N. Xazova. Ser. «Yurisprudenciya dlya bakalavrov». Moskva, 2013.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.