Проблемы дня
ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
INITIAL PUBLIC OFFERING AS A SOURCE OF FINANCE AND A SIGNAL OF FURTHER BUSINESS GROWTH
B.Д. БОГАТЫРЕВ,
декан факультета экономики и управления Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева, д.э.н., профессор
C.В. ЩЕГЛОВ,
аспирант кафедры экономики Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева
V.D. BOGATYREV,
Dean of Faculty of Economics and Management in Samara State Aerospace University, Doctor of Economics, Professor
S.V. CHTCHEGLOV,
Post-graduate student of Department of Economics in Samara State Aerospace University
Аннотация
Развитие бизнеса в современных условиях требует эффективной работы менеджеров по формированию капитала предприятия. В статье рассматривается первичное публичное размещение акций как хорошая альтернатива прочим источникам финансирования, позволяющая компании выйти на новый уровень развития. Однако данный источник финансирования помимо преимуществ имеет и недостатки, в связи с чем требует детального изучения.
89
Проблемы дня
Abstract
Nowadays permanent enterprise growth requires efficient assets generation management. This paper deals with initial public offering as an alternative source of finance, which helps business to reach a new stage of development. However, this funding source has some disadvantages as well as advantages. Therefore it has to be thoroughly studied.
Ключевые слова
1. Источник финансирования
2. Первичное размещение акций
3. Эмитент
4. Эмиссионные затраты
5. Корпоративное управление
6. Андеррайтер
Keywords
1. Source of finance
2. Initial public offering
3. Issuer
4. Emissive costs
5. Corporate management
6. Underwrite
В современных экономических условиях компании среднего бизнеса, занимающиеся реализацией инвестиционных проектов, как правило, финансируются за счет собственных средств и банковского капитала, который зачастую в российских условиях привлекается не под залог активов компании, а под авторитет руководителей и владельцев этой организации. Для реализации некрупных проектов, стоимостью до 1 млрд рублей, данный способ привлечения финансовых источников является приемлемым. Кроме того, для реализации подобных проектов применимы такие источники, как бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов, которые ранее рассматривались в статье «Источники финансирования дея-
90
Проблемы дня
тельности предприятий»8, а также при описании формирования оптимальной структуры капитала в статье «Особенности формирования структуры капитала компании в современных экономических условиях»9.
Вместе с тем в условиях кризиса собственных средств компаний становится все меньше, а относительно свободное предоставление кредитных средств становится недоступным. Бюджетное финансирование также затруднительно в условиях снижающихся налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а предоставление отсрочек платежа не оказывает существенной поддержки в финансировании, поэтому этим источником можно пренебречь. Те компании, которые хотят выжить в сложившейся обстановке, вынуждены искать иные способы финансирования своей деятельности, например финансирование через механизмы рынка капитала посредством первичного выпуска акций. Данный источник также рассматривался ранее в вышеуказанных статьях и в силу своей настоящей актуальности требует более детального изучения.
В современных условиях некоторые компании стремятся накопить как можно больший потенциал для дальнейшего значительного развития и выхода на новые рынки. Примером для сторонников подобной стратегии может служить российская компания «Полиметалл», руководство которой решило использовать нынешний кризис для реализации долгосрочной стратегии развития своего бизнеса из серебряного в золотой путем активного наращивания минерально-сырьевой базы. При этом менеджмент «Полиметалла» покрыл недостаток собственных средств за счет выпуска дополнительных акций. Таким образом, начиная с конца 2008 года, когда кризис был в самом разгаре, компания занялась приобретением материальных (покупка месторождения «Гольцовое») и нематериальных (лицензии на разработку месторождений) активов. Все сделки по приобретению активов
8 Щеглов С.В. Источники финансирования деятельности предприятий // Научный журнал «Вестник международного института рынка». - 2007. - № 1(2). - С. 96-100.
9 Богатырев В. Д., Щеглов С.В. Особенности формирования структуры капитала компании в современных экономических условиях // Научный журнал «Вестник международного института рынка». - 2008. - № 1(4). - С. 37-46.
91
Проблемы дня
компания финансировала за счет эмиссии акций, для чего уставный капитал «Полиметалла» был увеличен на 21% (эмиссия 84,4 млн акций)10.
Такие действия руководства компании позволили в мае 2009 года полностью отыграть падение котировок акций «Полиметалла» и превысить свои исторические максимумы, достигнув уровня более 250 рублей за акцию.
Таким образом, привлечение инвестиций для реализации проектов компании посредством размещения акций является хорошей альтернативой прочим заемным источникам финансирования. Однако трансформация компании в публичную при первичном размещении на рынке требует значительных преобразований в ее структуре, системе управления, представлении отчетности и в целом приводит к переосмыслению привычного способа ведения бизнеса.
Первичное размещение акций (Initial public offering - IPO) -первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции11. IPO является одним из наиболее популярных в последние годы способов привлечения инвестиций, широко распространено на развитых иностранных фондовых рынках, заключается в эмиссии акций компании и продаже их заинтересованным инвесторам.
Однако проведение так называемого IPO требует серьезных и долговременных преобразований компании, которая планирует стать публичной. Во-первых, компания должна сформировать положительную репутацию, провести процедуры вексельных и облигационных займов и стать узнаваемой для потенциальных инвесторов. Во-вторых, собственникам и менеджерам компании необходимо привести финансовую отчетность в соответствие международным стандартам финансовой отчетности (МСФО, IFRS) или другим, необходимым для выхода на рынок капитала (к при-
10 Возможности слияний и поглощений в металлургии // Профессиональный журнал «Рынок ценных бумаг». - Июль 2009. - № 13. - С. 57-59.
11 Первичное публичное предложение [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/IPO (дата обращения: 25.12.2009).
92
Проблемы дня
меру, в США необходимым условием листинга компании на национальных площадках является соответствие ее отчетности формату US GAAP). В-третьих, компания должна провести мероприятия по совершенствованию системы корпоративного управления. В целом IPO помимо привлечения долгосрочного капитала дает повод объективно оценить положение дел в компании, а также является мощным импульсом к дальнейшему развитию эмитента.
Подготовка компании к первичному размещению зачастую начинается с формирования программы повышения прозрачности и эффективности управления организацией, основным элементов которой является процедура «дью дилидженс» (англ. due diligence - должная добросовестность) - проведение комплексного юридического анализа компании. Фактически «дью дилидженс» представляет собой юридическую и финансовую проверку деятельности компании как объекта инвестирования в будущем. Основной целью данной процедуры является выявление потенциальных рисков для инвесторов, связанных со степенью легальности бизнеса и его активов, выработка представления о компании и формирование необходимых предложений по снижению рисков инвестирования, а также по реорганизации организационно-правовой формы бизнеса.
Комплексный анализ фирмы осуществляют андеррайтеры и юридические консультанты, которые в первую очередь нацелены на выявление тех аспектов деятельности, которые способны оказать влияние на успех проведения IPO. Компании же должны направить свои усилия на взаимодействие с андеррайтерами и консультантами, чтобы последние могли лучше понять особенности компании и, как следствие, дать максимальную оценку возможной цены акций при размещении. Вместе с тем важнейшей задачей эмитента является проверка андеррайтеров, насколько качественно и профессионально они смогут организовать все процедуры.
Наглядным примером некачественной подготовки первичного размещения организаторами может служить IPO компании «Роснефть», которое было проведено в 2006 году. Основными организаторами IPO выступали банки: Сбербанк, Альфа-банк, Уралсиб. Несмотря на внушительные объемы привлеченных средств (по-
93
Проблемы дня
рядка 10,7 млрд долларов США (ОАО «Роснефть»: [сайт]. URL: http://www.rosneft.ru/Inve-stors/structure/IPO/), некорректное оформление документов привело к тому, что значительное число новых акционеров в 2007 году не смогло получить дивиденды12. Причиной данной проблемы послужило предоставление организаторами размещения неправильных бланков, необходимых для заполнения акционерами. В результате компания, которая первой откликнулась на призыв Правительства Российской Федерации о проведении так называемых народных IPO, в которых основными инвесторами выступали бы не крупные институциональные инвесторы, а физические лица, значительно подорвала свой авторитет.
Таким образом, учитывая, что организаторы (андеррайтеры) отвечают за вывод компании на фондовый рынок и впоследствии курируют и координируют деятельность эмитента, компания должна еще на начальном этапе подготовки к первичному размещению самым ответственным образом подойти к выбору организаторов IPO.
Процедура проверки всегда завершается составлением андеррайтерами и консультантами подробного отчета, в котором указываются все значимые аспекты анализа, а также указываются нарушения, которые необходимо устранить. По итогам процедуры «дью дилидженс» компания формирует инвестиционный меморандум, который заверяется юридическими консультантами.
Следующим не менее важным этапом подготовки к публичному размещению является реструктуризация компании и совершенствование ее организационно-правовой структуры. В рамках данной процедуры собственники бизнеса предпринимают меры по реструктуризации долга компании, осуществлению аудиторской проверки деятельности компании в соответствии с теми или иными стандартами отчетности в зависимости от того, на каких площадках планируется размещение, и улучшению финансовых показателей компании.
В мировой практике встречается два типа организационных структур: англо-американская (рыночная) и континентальная (кон-
12 Народное IPO «Роснефти»: хотели как лучше [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Инвестиции Банки Консалдинг» (ibk). URL: http://ibk.ru/35004.html/ (дата обращения: 02.12.2009). 94
Проблемы дня
тролирующая). Принципиальным отличием этих моделей является количество акционеров и концентрация акций, находящихся в их собственности. Так, для рыночной модели, широко распространенной в США, свойственно большое количество дисперсных миноритарных акционеров, владеющих незначительными пакетами акций. Напротив, контролирующая модель характеризуется концентрацией значительной доли акций в руках узкого круга лиц, зачастую родственников или иных близких лиц. Вне зависимости от выбора той или иной модели основным принципом в рамках подготовки к первичному размещению должно оставаться создание единого инвестиционного центра, по которому будет формироваться сводная финансовая отчетность.
Как уже было сказано выше, для инвесторов при выборе компании для инвестирования большое значение имеет система управления компанией и финансовыми потоками, а точнее, их эффективность. В этой связи следующим аспектом, определяющим успешность IPO, является прозрачность и открытость информации о корпоративном управлении, об основных ее собственниках и акционерах, а также об отношениях между менеджерами компании, советом директоров и акционерами.
Четкого и унифицированного определения корпоративного управления пока в финансовой литературе не предложено. Тем не менее существует множество его интерпретаций. Например, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) корпоративное управление представляет собой комплекс мероприятий и правил, которые служат акционерам для контроля руководства компании и влияния на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия13. Однако наиболее точное определение представлено в экономическом словаре Б.А. Райзберга, согласно которому корпоративное управление -совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности, и формируется структура корпоративного контроля; система взаимодействий между руко-
13 Что такое корпоративное управление? [Электронный ресурс] // Федеральная служба по финансовым рынкам: официальный сайт.
URL: http://www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=8642 (дата обращения: 17.11.2009).
95
Проблемы дня
водством компании, ее советом директоров, акционерами и другими
14
заинтересованными лицами для реализации их интересов .
Для компании важно дать понять потенциальным инвесторам, что интересы всех заинтересованных лиц учитываются при принятии стратегических и финансовых решений. Реализацию этих функций обеспечивает совет директоров посредством создания профильных комитетов: в первую очередь это комитет по аудиту, комитет по кадрам и компенсации, комитет по корпоративной стратегии (рис. 1). С точки зрения инвестора комитет по аудиту является наиболее важным, поскольку дает объективную информацию о финансовом состоянии компании, обеспечивает прозрачность и доступность отчетности.
Основные принципы корпоративного управления не закреплены законодательно, поэтому крупные компании начали создавать кодексы, определяющие основные принципы управления организациями. Первый кодекс был разработан в начале 1990-х годов в Великобритании - Кодекс корпоративного управления Cadbury (Cadbury Code of Best Practice), содержащий рекомендации относительно системы управления в организации, ее структуры, независимости и ответственности членов совета директоров15.
В настоящее время кодексы корпоративного управления существуют в 50 государствах, в том числе и России. Все эти кодексы основаны на принципах корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organization for economic co-operation and development - OECD), которые были подписаны министрами иностранных дел стран организации на заседании Совета ОЭСР в мая 1999 года16. Выделяют следующие основные принципы корпоративных кодексов:
14 Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд. -перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 495 с.
15 Пол Кумз, Саймон Вонг Почему работают кодексы корпоративного управления // Вестник McKinsey. Теория и практика управления. - 2004. - № 2(7). - 128 с.
16 Принципы корпоративного управления ОЭСР, в ред. от 2004 г. [Электронный ресурс] // Организация экономического сотрудничества и развития: официальный сайт. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/57/18/32159669.pdf (дата обращения: 20.11.2009).
96
(О
8 о
а о
и
V
ш О
03 »
Я
а
п
Чз я о
«
о "в а
а » ■о н
0 « 2
1 О ■ ^
г -о
и &а
03
и
п
а а
л
ОБЪЕКТИВНАЯ А ИНФОРМАЦИЯ V
КОМИТЕТЫ
КОМИТЕТ ПО АУДИТУ
КОМИТЕТ ПО КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ
КОМИТЕТ ПО КАДРАМ И КОМПЕНСАЦИИ
ДРУГИЕ КОМИТЕТЫ
ПРОЦЕНТ КОМПАНИИ США , ИМЕЮЩИХ КОМИТЕТ
ОЦЕНКА, КОНТРОЛЬ И СБОР ИНФОРМАЦИИ
V7
И
СОБСТВЕННИКИ КОМПАНИИ (АКЦИОНЕРЫ)
МИНОРИТАРНЫЕ АКЦИОНЕРЫ
МАЖОРИТАРНЫЕ АКЦИОНЕРЫ
СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ
ИМ
СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
МЕНЕДЖЕРЫ КОМПАНИИ (< 50 % МЕСТ В СОВЕТЕ)
НЕЗАВИСИМЫЕ ДИРЕКТОРА (> 50 % МЕСТ В СОВЕТЕ)
ОПТИМАЛЬНО 5-9 ЧЛЕНОВ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ
е «ч а ф 3 £ в
X
Проблемы дня
- принцип справедливости подразумевает равное отношение ко всем акционерам;
- принцип ответственности проявляется в управлении компанией с участием всех заинтересованных сторон, ответственном подходе к формированию общественного богатства, обеспечении достаточного количества рабочих мест;
- принцип прозрачности означает доступность и открытость информации о компании;
- принцип подотчетности подразумевает подотчетность совета
17
директоров акционерам .
Наряду с вышеперечисленными аспектами подготовки к публичному размещению не менее важным, как уже было отмечено ранее, является приведение бухгалтерской отчетности компании в соответствие международным или другим необходимым для IPO стандартам отчетности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливается следующее определение бухгалтерской отчетности - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам18.
Международные стандарты бухгалтерской отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS) - стандарты, процедуры и правила бухгалтерского учета, на основе которых готовится финансовая отчетность в европейских государствах и прочих странах19.
Составление финансовой отчетности является одним из важнейших аспектов при подготовке к публичному размещению, по-
17 Лукашов А. В., Могин А.Е. IPO от I до O: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - С. 90.
18 О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 февр. 1996 г. : Одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации
20 марта 1996 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19 Международные стандарты бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс] // Словарь по экономике и финансам Глоссарий.ру. URL: www.glossary.ru (дата обращения: 16.01.2010).
98
Проблемы дня
скольку привлекательная и понятная отчетность добавляет уверенности инвесторам при выборе компании для инвестирования капитала. Стандарты МСФО раскрывают экономическую составляющую субъекта хозяйственной деятельности, раскрывая все риски для инвестора, реальное состояние компании, а также включают профессиональное аудиторское заключение, что дает определенные гарантии инвесторам на финансовое благополучие вложенного капитала.
Помощь в подготовке финансовой отчетности предоставляется аудиторскими организациями. Вследствие несовершенства российского законодательства многие российские аудиторские компании не имеют права предоставлять данные услуги компаниям, поэтому биржи в основном принимают отчетность, сформированную известными иностранными аудиторскими компаниями, такими как Deloitte, Pricewaterhouse Coopers, KPMG, Ernst & Young, либо их российскими представительствами.
Разработка финансовой стратегии компании, также являющаяся важным аспектом подготовки к IPO, необходима компании еще в начале своей деятельности, если ее собственники нацелены на постоянное развитие компании. Финансовая стратегия компании включает в себя формирование оптимальной структуры капитала, причем на разных этапах развития бизнеса источники финансирования могут быть разными в зависимости от возможностей компании.
Как правило, в начале своей деятельности организации, адекватно оценивая низкие шансы успешного проведения операций по обмену векселями или выпуску облигаций, стараются изыскать собственные источники средств и привлекают банковское кредитование.
В финансовой литературе банковское кредитование определяется как участие банка своими финансовыми ресурсами в формировании основных и оборотных средств предприятий; вложение банковских капиталов в производство20.
Компании прибегают к данному типу финансирования, который является сравнительно дорогостоящим источником (привлекается под
20 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 495 с.
99
Проблемы дня
15-20% годовых), при необходимости финансового обеспечения текущей деятельности предприятия. При этом для его привлечения компании не нужно раскрывать общественности финансовую и управленческую информацию, она предоставляется на условиях конфиденциальности только банку-кредитору.
Постепенно, с увеличением масштабов деятельности и развитием компании, возникает потребность в диверсификации структуры источников финансирования, сокращении в ней доли кредитных средств. На этом этапе финансового развития компания может применить выпуск векселей (bill of credit) - вид ценной бумаги, абстрактное денежное обязательство строго установленной законом формы. Вексель является безусловным и бесспорным долговым документом, использующимся в качестве одного из важных средств расчетов и кредитования в международной торговле и во внутреннем обороте развитых стран21. На этапе вексельного обмена компания наращивает круг профессиональных участников, фактически являющихся ее инвесторами.
Следующей ступенью реализации финансовой стратегии становится выпуск срочных ценных бумаг - облигаций. Такие ценные бумаги не дают права на участие в управлении предприятием, а значит, и не вносят изменения в систему контроля над его деятельностью. В свою очередь облигации подразумевают периодические выплаты их владельцам и полное возмещение их номинальной стоимости по окончании установленного срока.
Этот способ привлечения дополнительных средств отличается от банковского кредитования неограниченным размером потенциально привлекаемых ресурсов. В том случае, если условия вознаграждения инвесторов привлекательны, теоретически можно удовлетворять финансовые потребности в больших и почти неограниченных объемах22.
Однако следует обратить внимание на затраты, которые несет компания по выпуску облигаций, включая налог на эмиссию, ко-
21 Большой юридический словарь. - 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - VI. - 858 с.
22 Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект». - 2007. - С. 765-766.
100
Проблемы дня
миссию бирже за размещение, а также вознаграждение организаторам эмиссии. В общем указанные затраты могут достигать 10 млн рублей, поэтому целесообразность проведения облигационного займа подтверждается при привлечении не менее 250-300 млн рублей.
Наконец, самым затратным в финансовом и трудовом плане является выпуск акций. Первичное публичное предложение инициирует мощный толчок к формированию сложной системы реформирования, необходимого к проведению в компании; является логическим завершением поэтапной реализации вышеприведенной финансовой стратегии, направленной на перманентное развитие бизнеса.
Процесс взаимодействия пула участников первичного размещения акций представлен на рис. 2. Основными блоками этой схемы являются основные причины проведения IPO, подготовка компании к IPO, размещение акций на бирже и результат размещения. В ходе подготовки и реализации первичного публичного предложения компания проходит все указанные этапы, последовательно сменяя их и получая конечный результат.
Как и любой другой источник финансирования, привлечение капитала посредством первичного размещения акций компании на рынке не является бесплатным и должно оцениваться в первую очередь с финансовой точки зрения. Стоимость привлечения средств при IPO складывается из двух составляющих: эмиссионные затраты и дивиденды, выплачиваемые держателям акций компании. При этом первая составляющая - затраты на размещение - включает в себя все издержки эмитента, понесенные при подготовке к выпуску акций: оплата андеррайтерского соглашения, договоров с юридическими, аудиторскими, финансовыми и другими консультантами, расходы на распространение информации через средства массовой информации, затраты на реструктуризацию компании и консолидацию всех ее активов, на организацию дорожного шоу, подготовку всей необходимой документации, комиссию бирже за размещение, а также налог на эмиссию. Перечисленные затраты являются обязательными, поскольку они необходимы непосредственно для организации размещения, в то время как выплата дивидендов осуществляется по решению основных собственников компании в зависимости от выбранного механизма выплаты дивидендов.
101
Проблемы дня
102
Проблемы дня
Встречи с \ \ инвесторами
< «Дорожное шоу» „■
Бук-бипдинг
Рис. 2. IPO: схема взаимодействия основных участников первичного размещения акций
103
Проблемы дня
Стоимость акций при предложении на рынке определяется ожиданиями инвесторов будущих дивидендов или будущего высокого курса акций, также базирующегося на ожидаемых будущих дивидендах23. В этой связи необходимо пояснить, что дивиденды представляют собой все, что получают акционеры от компании: деньги, акции, а также имущество, - то есть понятие дивидендов может интерпретироваться очень широко, подразумевая под собой и выкуп (продажу) акций в будущем, то есть выплату дивидендов в ликвидационной форме24.
В любом случае при расчете стоимости данного источника финансирования (kncs) следует учитывать дивиденды и их возможный рост в будущем:
к = D ncs P0*(1 - f )+ ^
где kncs - стоимость источника - первичное публичное размещение акций; D -первый дивиденд; P0 - цена акции при размещении; f - уровень затрат на размещение акций в долях единицы; g - заявленный темп прироста дивиденда.
Необходимо отметить, что стоимость этого источника финансирования выше стоимости прочих источников, поскольку привлечение средств посредством IPO является более рисковым.
Таким образом, IPO, как и другие источники финансирования, имеет свои преимущества и недостатки, которые руководство компании должно отчетливо осознавать перед принятием решения о первичном размещении. IPO позволяет привлечь долгосрочные финансовые ресурсы, к тому же данный источник не является долговым, соответственно, средства не нужно будет возвращать по истечении какого-либо срока. Однако данный способ привлечения инвестиций ведет к неизбежному изменению сложившейся системы контроля над деятельностью фирмы вследствие получения доли акционерного капитала каждым из инвесторов пропорционально вложенному капиталу, что является существенным недостатком. В этой связи компании стараются публично размещать такие доли акционерного капитала,
23 Джеймс С. Ванхорн, Джон М. Вахович Основы финансового менеджмента. ■ 12-е изд.: пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс». - 2008. - С. 161.
24 Большой юридический словарь. 858 с.
104
Проблемы дня
которые значительно не повлияют на изменения в управлении организацией. К примеру, осуществившее успешное первичное размещение в декабре 2009 года ОАО «Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ) выпустило в свободное обращение акции в объеме 20% акционерного капитала, получив около 19,8 млн рублей25. Тем не менее, разместив указанную долю акций, основные собственники данной компании - братья Артур и Андрей Исаевы - не потеряли контроль над ИСКЧ и сохранили за собой крупнейшую долю в компании (Институт стволовых клеток человека: [сайт]. URL: http://www.hsci.ru).
К недостаткам рассматриваемого источника средств относится и необходимость выплаты дивидендов пропорционально долям инвесторов в уставном капитале компании. Однако этот минус основные собственники могут использовать в своих целях, реинвестировав в деятельность фирмы всю полученную прибыль и не выплачивая дивиденды.
Безусловным положительным моментом IPO является увеличение стоимости бизнеса и повышение ликвидности его активов. Вместе с тем подготовка компании к IPO требует от менеджмента наиболее объективной оценки текущего состояния бизнеса, а также будущих планируемых показателей, поскольку аналитики и инвесторы судят об эффективности работы руководства по соответствию достигаемых показателей запланированным. Примером важности хорошего планирования может служить IPO ритейлер-ской сети «Пятерочка», руководство которой перед первичным предложением заявляло о 40% увеличении стоимости компании за
год, а на деле рост составил всего 23%. Итогом такого планирования
1 26
стало снижение капитализации компании на 1 млрд долларов .
Другим преимуществом первичного размещения является крупный приток наличных средств, что особо актуально в настоящих сложных экономических условиях. Возросшее в последние годы количество IPO говорит об усиливающемся в связи с неопределенностью или замедлением развития компа-
25 В рынок IPO вбивают стволовую клетку // Газета «Фармацевтический вестник». - 2009. - № 32 (564). - С. 10.
26 Лукашов А.В., Могин А.Е. IPO от I до O: Пособие для финансовых директоров. С. 243.
105
Проблемы дня
ний желании крупнейших собственников перевести часть своих активов в наличные, то есть наиболее ликвидную денежную форму27. Однако необходимо помнить, что во избежание эмиссии так называемых разводненных акций следует сопоставлять объемы выпускаемых акций со стоимостью имеющихся активов компании.
Учитывая все вышеперечисленные преимущества публичного размещения акций как инструмента привлечения средств, в последнее время оно стало активно применяться компаниями разных отраслей, объединенных целью развития и расширения бизнеса наиболее быстрым и эффективным способом. Статистика компаний, осуществивших в 2009 году публичное размещение акций, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Статистика публичного предложения крупнейших эмитентов в 2009 году
Наименование эмитента Отрасль эмитента Дата размещения Объем привле чен-ного капитала, млн $ Основные цели проведения IPO (SPO) Источник информации о размещении эмитента
Банк Финан- CTs о Финансиро- www.fin-am.ru
Санкт- совый (N 229,25 вание инвести- - официаль-
Петербург О ционных ный сайт
сектор
проектов организатора
27 Где взять второй триллион? // Профессиональный журнал «Рынок ценных бумаг». - 2007. - № 1(329). - С. 24-29. 106
Проблемы дня
Институт стволовых клеток человека Медицина 10.12.09 19,8 Ускорение развития основного бизнеса www.hsci.ru -официальный сайт эмитента
Globaltrans Транспорт 08.12.09 100 Приобретение подвижного состава и другие цели www.bspb.ru - официальный сайт эмитента
Магнит Розничная торговля 28.10.09 527 Развитие сети и распределительных центров в регионах www.offe-rings.ru - ин-формацион-ный сайт
Синергия Пищевая 16.10.09 80 Расширение бизнеса www.sy-group.ru -официальный сайт эмитента
Банк ВТБ Финансовый сектор 11.09.09 6 003 Расширение активных операций банка www.vtb.ru -официальный сайт эмитента
Русгидро Энер-ге-тика 02.09.09 512 Финансирование инвестиционной программы www.rus-hydro.ru-официальный сайт эмитента
Банк Москвы Фи-нансо- вый сектор 15.07.09 615,3 Финансирование инвестиционных проектов www.bm.ru -официальный сайт эмитента
107
Проблемы дня
В целом, несмотря на некоторые недостатки, первичное публичное предложение дает компании возможность стать лидером в своей сфере, быстрее остальных вывести на рынок новый инновационный продукт либо занять определенную нишу на рынке. Кроме того, в современных условиях насыщения рынка множеством компаний IPO позволяет стать центром консолидации при объединении компаний одной сферы, что позволит выйти на совершенно новый уровень развития и увеличить капитализацию компании в несколько раз. Независимо от того, какие цели преследует менеджмент организации, IPO является тем инструментом, который позволит достичь поставленных целей с наименьшими финансовыми и временными затратами.
Библиографический список
1. Щеглов С.В. Источники финансирования деятельности предприятий // Научный журнал «Вестник международного института рынка», 2007. № 1(2). С. 96-100.
2. Богатырев В.Д., Щеглов С.В. Особенности формирования структуры капитала компании в современных экономических условиях // Научный журнал «Вестник международного института рынка», 2008. № 1(4). С. 37-46.
3. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org.
4. Народное IPO «Роснефти»: хотели как лучше [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Инвестиции Банки Консалдинг» (ibk). URL: http://ibk.ru/35004.html.
5. Федеральная служба по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=8642.
6. Райзберг Б А., Лозовский ЛШ, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. -495 с.
7. Пол Кумз, Саймон Вонг Почему работают кодексы корпоративного управления // Вестник McKinsey. Теория и практика управления, 2004. № 2(7). 128 с.
108
Проблемы дня
8. Лукашов А. В., Могин А. Е. IPO от I до O: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 257 с.
9. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 февр. 1996 г.: Одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 марта 1996 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Экономический словарь Глоссарий. ру [Электронный ресурс]. URL: www.glossary.ru.
11. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007. VI. 858 с.
12. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. 1024 с.
13. Джеймс С. Ванхорн, Джон М. Вахович Основы финансового менеджмента. 12-е изд.: пер. с англ. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008. 1232 с.
14. В рынок IPO вбивают стволовую клетку // Газета «Фармацевтический вестник», 2009. № 32 (564). - С. 10.
Bibliographical list
1. Chtcheglov S. V. Sources of financing enterprise activity // Scientific periodical «International Market Institute Bulletin», 2007. № 1(2). P.96-100.
2. Bogatyrev V. D., Chtcheglov S.V. Peculiarities of building capital structure in current economic situation // Scientific periodical «International Market Institute Bulletin», 2008. № 1(4). P. 37-46.
3. Free encyclopedia Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org.
4. Popular IPO «Rosneft» // Informational agency «Investments Banks Consulting» (ibk). URL: http://ibk.ru/35004.html.
5. Federal financial market service. URL: http://www.fcsm.ru/ catalog.asp?ob_no=8642.
6. Raizberg B.A., Lozovski L.S., Starodubceva E.B. Modern economic dictionary, 2007. 495 p.
109
Проблемы дня
7. Paul Cumz, Simon Wong Why do codes of corporate management work? // McKinsey Quarterly. Theory and practice of management, 2004. № 2(7). 128 p.
8. Lukashov A.V., Mogin A.E. IPO from I to O: Textbook for financial directors and investment analysts. M.: Alpina Business Books, 2007. 257 p.
9. About business accounting: Federal statute of Russian Federation dated on 11.21.1996 # 129-FZ. Access from informational legal system «ConsultantPlus».
10. Economic dictionary - Glossary. URL: www.glossary.ru.
11. Large juridical dictionary. 3rd edition, М.: INFRA-М, 2007. VI. 858 p.
12. Kovalev V.V. Financial management: theory and practice. 2nd edition, М.: TK Velbi, Prospect publishing house, 2007. 1024 p.
13. James C. Van Horne, John М. Wachowicz Fundamentals of Financial Management. 12th edition, М.: «Williams», 2008. 1232 p.
14. They hammer stem cell in the IPO market// Newspaper « Pharmaceutical bulletin », 2009. №32 (564). P. 10.
Контактная информация
Тел. 8-927-733-93-90
Contact links
Tel. 8-927-733-93-90
110