Научная статья на тему 'Первичная профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел'

Первичная профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1565
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первичная профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел»

9. Эдвин С. Шнейдман. Душа самоубийцы / Пер. с англ. — М: Смысл, 2001.

10. Ferrada-Noli М. A cross-cultural breakdown of Swedish suicide//Acta. Psychiatrica Scandinawica.— 1997. — V. 96. — №2, —P. 108-117.

11. Ferrada-Noli M. Social psychological vs. sicio-economic Hypotesis on the epidemiology of suicide. An empirical study // Psychological Rcports. — 1996. — V.79. — P. 707-710.

12. Schmidtke A. Perspective: Suicide in Europe. Suicide and Life-Treatening Behavior. 1997. V. 27. (1). —P. 127-136.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА САМОУБИЙСТВ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С.Ф. Белых, психолог ЦПД

УВД Иркутской области

Актуальность разработки действенных мер по профилактике самоубийств обусловлена социальной и медицинской значимостью проблемы. Трудность рассматриваемой проблемы заключается в отсутствии специфичности суицидальных проявлений. Нет такого человека, который по своим индивидуальным качествам обязательно должен покончить жизнь самоубийством, нет такой ситуации, а также психопатологических нарушений, которые непременно привели бы человека к суициду.

Для своевременного распознавания состояний, несущих потенциальную угрозу суицида, необходимо изучение личности сотрудника как на интра-, так и на интеропсихическом уровнях, особенностей микросоциального климата в формальной и неформальной сферах общения, а также профессионального, материального и бытового статусов.

В числе основных мер по предупреждению самоубийств важное место занимает вопрос отбора вновь поступающих на службу в органы внутренних дел.

Профессиональный психологический отбор осуществляется для обеспечения качественного комплектования подразделений МВД России, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных факторов профессиональной вредности и отклоняющихся форм поведения и представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на всестороннее психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психического и физического развития.

В условиях эмоциональной напряженности, характерной для деятельности сотрудников органов внутренних дел, у лиц, имеющих те или иные нарушения, повышается вероятность возникновения состояний психической дезадаптации и, соответственно, совершения суицида. Поэтому задачи психологов ЦПД заключаются в выявлении среди кандидатов лиц, обнаруживающих нарушения психической деятельнос-

ти, склонность к невротическим и психопатическим реакциям или наличие акцентуированных черт характера. Однако выявление названных особенностей представляет определенные трудности, так как поступающие на службу стремятся представить себя в более выгодном свете, скрыть недостатки здоровья и дефекты характера.

Помощь в выявлении лиц с нервно-психическими аномалиями и патологическими особенностями оказывает выявление мотивов поступления на службу в органы внутренних дел.

Наряду с идейными, материальными и бытовыми мотивами поступления в органы внутренних дел существуют и болезненно-бредовые идеи, ощущения преследования, беспомощности, желание обрести защиту, патологическое стремление к власти, тенденции «законным путем» реализовать свою агрессивность, повысить свой авторитет в глазах окружающих.

При выявлении мотивов необходимо обращать внимание на:

— резкое несоответствие между образованием и характером выбираемой службы в органах внутренних дел;

— переход на низкооплачиваемую работу или понижение в должности;

— стремление резко изменить место жительства без обоснованных причин;

— настойчивое и в то же время противоречивое, малообъяснимое стремление поступить на службу в органы внутренних дел.

Следующим этапом беседы с кандидатом является сбор биографических данных. Прежде всего выясняется, не было ли попыток самоубийства у обследуемого. Более высокая вероятность суицидального поведения наблюдается у лиц, уже совершавших попытки самоубийства. Риск повторения очень высок. Поэтому такие кандидаты не рекомендуются на службу.

Настораживает также информация о случаях самоубийств, попытках самоубийств или суицидальных угроз со стороны близких родственников и друзей. Следует тщательно изучать информацию о перенесенных травмах, так как за ними могут скрываться попытки суицидов.

Необходимо обращать внимание на условия воспитания в семье:

— полная семья в детстве;

— сильное влияние матери;

— чрезмерная опека, воспитание по типу «кумир семьи»;

— алкоголизм родителей или одного из членов семьи;

— частые скандалы в семье, развод родителей;

— побеги из дома в детском и подростковом возрасте;

— раннее употребление алкоголя;

— случаи употребления наркотических и психоактивных веществ;

— воспитание в детском доме;

— наличие у близких родственников психических заболеваний и случаев отклоняющегося поведения.

Неблагоприятными признаками являются:

— частые смены места работы;

— конфликтные или иные неблагоприятные ситуации в коллективах;

— нарушенный характер семейных отношений.

Психолог обращает внимание и на медицинские

данные, которые включают наличие нервно-психической патологии, черепно-мозговых травм и нейроин-фекций в анамнезе, наличие других недостатков. Данная информация также обобщается.

Следующим этапом является интерпретация психологических листов. Дезадаптирующими условиями у практически здоровых лиц, провоцирующими суицид, являются:

— своеобразие интеллекта: это максимализм, категоричность, незрелость суждений;

— неадекватная самооценка своих возможностей (заниженная, завышенная);

— низкий уровень стрессоустойчивости, эмоциональная неустойчивость (изменение настроения зависит от мимолетных и незначительных впечатлений, в конфликтной ситуации легко возникает чувство растерянности с элементами тревоги);

— слабость ли чностной психологической защиты;

— акцентуации характера. Любой тип акцентуации указывает на определенную связь с суицидальным поведением. По данным А.Е. Личко (1983), 50% суицидального поведения подростков имели истеро-идный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-исте-роидный; 32% — эпилептоидный и эпилептоидно-ис-тероидный; 18% — другие типы акцентуации характера. В то же время суицидальные покушения в большинстве случаев совершались лицами с сензитивны-ми (63%) и циклоидным (25%) типами акцентуации.

Наибольший риск в плане совершения аутоагрес-сивных действий представляют психопатические личности с преобладанием истерических и возбудимых радикалов, а также лица с различного рода депрессивными состояниями.

Исследуя личностные особенности, необходимо обращать внимание на импульсивность, проявляющуюся в неспособности сколько-нибудь продолжительное время обдумывать принятие решения, предусмотреть последствия совершаемого поступка и моделировать свое поведение так, чтобы не пострадали собственные интересы и самолюбие.

Свойственная некоторым кандидатам повышенная внушаемость должна также настораживать психолога, так как проявляется в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе образов на себя, быстрому «вживанию» в образ, в возможности испытывать в несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию.

Необходимо обращать внимание на такие личностные черты, как:

— недостаточный самоконтроль;

— отсутствие социальной конформности;

— неуверенность в себе, повышенная ранимость;

— неспособность адекватно перерабатывать конфликты в сфере межличностных отношений.

В зависимости от выраженности названных особенностей или их совокупности кандидат не рекомендуется на службу или ему выставляется «группа риска», что продлевает его стажировку в должности до 6 месяцев. По окончании этого срока психологом подразделения проводится повторное обследование с учетом данных динамического наблюдения.

Важно правильное использование сотрудников с учетом их психологических особенностей, установок и состояния нервно-психического здоровья. Однако нередко бывает, что кадровый аппарат не принимает во внимание рекомендации психологов ЦПД и назначает на должность по своему усмотрению.

Уделяя большое внимание вопросам отбора и подбора кадров, следует помнить и о том, что психические заболевания могут возникать у сотрудников в период прохождения службы. Самые незначительные нарушения психической деятельности, возникающие у сотрудников органов внутренних дел, могут привести в специфических условиях деятельности к тяжким последствиям, в том числе и к суицидальным актам. Поэтому возникает необходимость в динамическом наблюдении сотрудников, в проведении психопрофилактических осмотров.

Действия по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона являются самым наглядным примером оперативно-служебной деятельности в условиях максимальной психической нагрузки и, как следствие, высокой вероятности нервно-психических расстройств и нарушений психической деятельности личности. Речь не идет, как правило, о клинически выраженных проявлениях дезадаптации, требующих либо немедленной госпитализации сотрудника для стационарного психиатрического лечения, либо увольнения его по соответствующей статье. Нарушения проявляются на психологическом (или поведенческом) уровне в виде пониженного настроения, тревожности, агрессивности, ухудшения показателей службы, злоупотребления спиртными напитками, внутрисемейных и межличностных конфликтов.

Для предупреждения подобных отрицательных последствий психической травматизации необходимо квалифицированное вмешательство специалистов в области психопрофилактики, психологической коррекции, проведение активных реабилитационных мероприятий на возможно более ранних стадиях формирования посттравматического стрессового синдрома.

Психопрофилактические осмотры проводятся непосредственно в подразделениях, предварительно устанавливается контакт с руководителями подразделений для получения сведений об особенностях поведения, службы, семейных отношений сотрудников.

Сотрудникам, имеющим признаки дезадаптации, посттравматического стрессового расстройства, психолог, в зависимости от их выраженности, определяет комплекс реабилитационных мероприятий, сопровождение психологом по месту службы или направляет к психиатру.

Пути к практическому решению проблемы профилактики отрицательного поведения сотрудников органов внутренних дел сложны и неоднозначны. Профилактика возможна при проведении системы мероприятий, включающих работу кадровых аппаратов, психологической службы и лечебных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбрумова А.Г., Трайнина Б.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение: установка подростков. — Л., 1991.

2. Вроно Е. Предотвращение самоубийства: Руководство для подростков. — М.: Академический проект, 2001.

Ъ.Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд/ Пер. с фр. с сокр.; под редакцией В.А. Базарова. — М.: Мысль, 1985.

4. Кондратенко В.Г. Девиантное поведение у подростков,—Мн„ 1988.

5. Колесников A.A., Колос И.В., Белов Ю.А. Профилактика суицидального поведения у сотрудников органов внутренних дел: Методич. пос. — М.: МВД РФ, Лаборатория медицинских проблем, 1995.

6. Колос И.В., Марьин М.И., Мягких H.H. и др. Профилактика самоубийств среди сотрудников органов: Методич. пос, — М.: ЦОКП МВД России, 2001.

7. Яичко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков.—Л., 1991.

8. Мягких H.H., Шутко Г.В., Колос И В. и др. Факторы «группы риска» и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России, —М„ 1999.

9. Хрестоматия по суицидологии. — К.: А. Л .Д., 1996.

10. Шнейдман Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2001.

К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Канд. техн. наук В.И. Иванов, H.H. Красноштанова, A.A. Красноштанов

Омский танковый инженерный институт

Исследования в области военной психологии до последнего времени не шли дальше общенаучных и в большинстве своем определялись оценкой влияния факторов военной службы на психические характеристики военнослужащих и степень их адаптированное™ и боеготовности, а также задачами установления форм и фаз адаптации военнослужащих к действию стрессогенных факторов разной интенсивности, длительности и происхождения. В последние десятилетия наряду с понятиями «стресс», «состояние стресса», «эмоциональные и стрессогенные факторы» и другими появились понятия «трудные состояния», «деформация состояния», «особые» условия.

«Трудные» состояния, как и стрессовые, возникают в условиях воздействия экстремальных, физических и социально-психологических факторов и отличаются от стрессовых состояний тем, что они, во-первых, возникают только в процессе профессиональной деятельности, и во-вторых, тем, что для них характерно отсутствие чувства выраженного страха, которое в основном определяет тип поведения человека и характер вегетативных сдвигов в его организме в состоянии стресса.

При определении понятия «трудное» состояние, как характерного только для профессиональной деятельности оператора, оно становится близким по содержанию к понятию «производственный» стресс. Особые условия отличаются от стрессогенных или экстремальных меньшей интенсивностью и специфи-

ческой направленностью на деятельность. Необходимо изучить влияние таких «трудных» состояний на деятельность курсантов военного вуза в особых условиях. Изменения в функциональном состоянии курсантов возникают во время и на основе военно-профессиональной деятельности и, следовательно, могут быть изучены и объяснены только при помощи системного анализа внутренней психологической системы деятельности — ПСД. Нельзя не согласиться с выводами Л.Г. Дикой о том, что в обычных условиях работы реализуются привычные для человека психологические системы деятельности, сформированные в процессе обучения и тренировок. Именно поэтому в учебном процессе военного вуза большое внимание уделяется отработке моделей адаптивного поведений в экстремальных ситуациях. Так, в ходе занятий по дисциплине «Вождение боевых машин» возникает много нюансов, незнание которых может привести к нештатной ситуации. Вождение танка под водой и вброд и есть та особая ситуация, которая может легко перерасти в экстремальную, несущую реальную витальную угрозу, если выйдет из-под контроля опытных офицеров-педагогов или обучаемых. Ведь именно тем и отличаются особые условия от экстремальных, что находятся под контролем. Искусственно смоделированные экстремальные ситуации отрабатываются на учебных тренажерах. Например, конструкция и правила использования изолирующего противогаза (ИП-5), предназначенного для выхода из затонувшего танка и являющегося индивидуальным аварийно-спасательным средством, отрабатывается в течение 10 учебных часов, прежде чем приступить к учебному вождению танка вброд и под водой, рассчитанному на 6 учебных часов. Психическая адаптация к возможным экстремальным ситуациям — это первый шаг к преодолению и, возможно, к предупреждению этих ситуаций.

Психическая адаптация может быть представлена как результат функционирования целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается взаимодействием отдельных ее подсистем, что порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам, что и обеспечивает возможность активного формирования новых функциональных адаптивных систем.

Цель регуляции и саморегуляции деятельности в особых условиях состоит в компенсации состояний дезадаптации и обеспечении психической деятельности курсанта на оптимальном оперативном уровне, позволяющем ему нетолько противостоять действию различных природных и социальных факторов, но и активно и целенаправленно воздействовать на них, правильно выбрать «функциональную стратегию, обеспечивающую выполнение главной цели» (П.К. Анохин).

Исходя из всего изложенного, трудно переоценить важность психофизиологического подхода к проблеме адаптации курсантов к профессиональной деятельности инженера-танкиста и преодолению ими дезадап-тивных психических состояний. Проанализировав понятие «трудные состояния», мы сделали вывод, что это именно те психические состояния, которые препятствуют нормальной адаптации к требованиям военных профессий и условиям военной службы. Но такие негативные эмоциональные состояния возникают у военнослужащих не только при выполнении задач в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.