Научная статья на тему 'Первичная оценка конкурентоспособности высокотехнологичной продукции'

Первичная оценка конкурентоспособности высокотехнологичной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОЦЕНКА / РЕКЛАМНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАЧИМЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / КРУГОВАЯ МНОГОЛУЧЕВАЯ ДИАГРАММА / МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Охочинский М. Н., Чириков С. А.

Рассматривается метод первичной оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, основанный на структурном и функциональном анализе рекламных материалов изделий-аналогов, присутствующих на рынке, использовании круговой многолучевой диаграммы и применении метода анализа иерархий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Охочинский М. Н., Чириков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первичная оценка конкурентоспособности высокотехнологичной продукции»

Первичная оценка конкурентоспособности

высокотехнологичной продукции

М.Н. Охочинский,

Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования, доцент кафедры Ракетостроение

БГТУ «Военмех»

С.А. Чириков,

Лауреат премии им. С.И. Мосина, начальник отдела НПП «Берилл»

гк-уоептеЬ@уапсИех. ги

Рассматривается метод первичной оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, основанный на структурном и функциональном анализе рекламных материалов изделий-аналогов, присутствующих на рынке, использовании круговой многолучевой диаграммы и применении метода анализа иерархий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка, рекламная информация, значимые потребительские параметры, круговая многолучевая диаграмма, метод анализа иерархии.

В основу предлагаемого авторами метода первичной оценки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции положен структурный и функциональный анализ рекламных материалов изделий-аналогов, присутствующих на рынке.

В рамках данной работы под рекламной информацией понимаются любые распространяемые без ограничения общедоступные сведения об изделии — объекте рекламы, предназначенные для широкого круга лиц, непосредственно не связанных с разработкой и производством этого изделия [1]. При этом, естественно, подразумевается, что рекламная информация может выступать как в прямой, так и косвенной или скрытой формах. В категорию рекламной информации также могут быть включены дополнительные сведения, изначально предназначенные для относительно узкого круга пользователей, такие, как опубликованные научно-технические отчеты, научные статьи и доклады на конгрессах, конференциях, симпозиумах, технические инструкции и описания — все то, что можно охарактеризовать, как открытую научно-техническую информацию. Вполне сознательно здесь не рассматриваются материалы, на распространение которых наложены законодательные ограничения (имеющие характер государственной или коммерческой тайны, или квалифицированные их обладателем как конфиденциальные, иначе говоря, закрытая научно-техническая информация).

Допущения, позволяющие применять методику, заключаются в следующем:

1. Рассматриваются материалы с устоявшегося рынка со сформированным уже контингентом потенциальных продавцов и покупателей.

2. Номенклатура технических характеристик и показателей функционирования изделия, указываемых в рекламных материалах, была определена — с учетом запросов потенциальных покупателей — маркетинговыми отделами фирм-производителей, материалы которых анализируются.

3. Частота появления того или иного показателя в рекламных материалах показывает его относительную важность для потенциальных заказчиков.

4. Улучшение отдельных показателей любой продукции всегда напрямую связано с ростом затрат на достижение этого результата: затрат временных, финансовых, технологических и т. п.

5. Дополнительные факторы, формирующие предпочтения потенциально покупателя, но не поддающиеся учету, во внимание не принимаются (речь идет о каких-либо скрытых групповых или политических интересах, факторах традиционного партнерства и т. п.).

Предлагаемый метод подразумевает выявление на основе анализа рекламы т.н. значимых потребительских параметров (ЗПП) — технических характеристик и показателей функционирования изделия, наиболее интересующих его потенциального покупателя.

Для того чтобы определить ЗПП изделия, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

• выделение совокупности источников информации, которые подлежат анализу;

• формирование перечня всех технических характеристик и параметров функционирования изделия, упоминаемых в выбранных источниках;

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

Рис. 1. Блок-схема алгоритма определения значимых потребительских параметров изделия

• определение частоты появления каждого из этих параметров во всем информационном массиве;

• сортировка параметров в порядке убывания частоты их упоминания;

• выбор пороговой частоты упоминаний параметра в исследуемых материалах;

• выделение параметров, частота упоминаний которых превышает выбранную пороговую частоту и которые в результате составят искомую группу ЗПП;

• выявление путем повторного просмотра анализируемых источников наибольшие и наименьшие значения выделенных ЗПП.

На рис. 1 представлен укрупненный алгоритм определения ЗПП.

Графическая интерпретация полученных результатов может быть представлена в виде круговой многолучевой диаграммы (КМД) — набора координатных линий с общим центром («лучей»), на каждом из которых откладываются минимальное и максимальное значения одного из ЗПП.

Число лучей на КМД устанавливается равным числу выделенных ЗПП, а в качестве направления изменения параметра от минимума к максимуму выбирается направление от центра диаграммы к ее периферии. Заметим, что интерпретация показателей, не имеющих численного значения и выражаемых в рекламных материалах вербально, представляет определенную сложность. В этом случае целесообразно ориентироваться на потребность покупателя, выраженную в виде прямо или косвенно сформированных требований, на основе которых выстраивается ряд предпочтений, ориентированный от наименее подходящих параметров к желательным.

Путем последовательного соединения предельных значений соседних параметров отрезками прямых строятся контуры внешней границы (максимальные значения) и нижней (минимальные значения). Таким образом, формируется т. н. условная зона конкурентоспособности образца — часть диаграммы, ограниченная контурами внешней и нижней границ. Вид гипотетической диаграммы представлен на рис. 2.

Затем для конкретного изделия строится профиль исследуемого образца — на КМД наносится контур, описывающий рассматриваемый объект. Для этого на «лучи» в соответствующем масштабе наносят координаты точек, отображающих конкретные значения параметров образца, после чего эти точки соединяют в замкнутый контур.

С помощью такого профиля возможен экспресс-анализ конкурентоспособности рассматриваемого технического объекта, заключающийся в оценке по-

ложения профиля по отношению к зоне конкурентоспособности. В рамках предлагаемого подхода логично полагать, что в случае, если значение реального объекта показателя оказывается ниже минимального, то он не будет востребован на рассматриваемом сегменте рынка, а если выше максимального, то затраты на это повышение сделают цену объекта неприемлемой для потенциального покупателя.

Рис. 2. Пример круговой многолучевой диаграммы

Такой первичный анализ отображает положение исследуемого объекта по отношению к аналогичным системам с точки зрения конкурентоспособности, демонстрируя определенную качественную картину. В случае если речь идет об одном исследуемом объекте и профиль этого объекта целиком «укладывается» в зону конкурентоспособности, этого вполне достаточно. Если же необходимо сравнить несколько объектов, профили которых «укладываются» в выде-

ленную область, или объект «выпадает» за границы этой области по одному или нескольким показателям, достаточной для принятия решения информации качественная картина уже не дает. Появляется необходимость оценить объект по нескольким критериям, в качестве которых выступают его ЗПП, иначе говоря, возникает задача сформировать обобщенный критерий на основании известного набора критериев частных.

В данном случае необходимо использование методов решения многокритериальных оптимизационных задач, в частности, метода анализа иерархий (МАИ, метод попарпных сравнений), предложенного американским исследователем Т. Саати [2]. По своей сути этот метод можно считать разновидностью метода взвешенной суммы, позволяющей выбрать необходимые весовые коэффициенты с помощью формализованных оценок экспертов.

Т. Саати сформулировал требования, которые можно применить к суждениям экспертов, формирующих весовые коэффициенты для формирования комплексного критерия: неопределенность в суждениях не должна оказывать сильного влияния на соответствующее числовое значение, а значительное расхождение в суждениях должно соответствующим образом отражаться разбросом по числовой шкале. Им была предложена специальная шкала оценки относительной важности объектов по девяти градациям, которая для рассматриваемой задачи позволяет выполнить сравнение частных критериев попарно.

Для уточнения качественной оценки конкурентоспособности путем формирования комплексного критерия методом МАИ возможна следующая последовательность действий [3]:

определение набора частных критериев (здесь в качестве таковых рассматривается ранее сформированный набор ЗПП образца); выработка формата построения комплексного критерия из набора выбранных частных, например, как К = Ех.*ю., где х. — нормализованное значение 1-го показателя безопасности, а ю. — соответствующий весовой коэффициент со своим знаком; парные сравнения критериев с использованием шкалы относительной важности с последующим заполнением соответствующей таблицы парных сравнений частных критериев;

■ формирование матрицы парных сравнений, определение компонент собственного вектора матрицыпарныхсравнений(вектораприоритетов) ю. с его последующей нормализацией (Ею_=1);

— формирование комплексного критерия по выбранному формату.

Таким образом, появляется возможность сравнить исследуемый образец с другими, представленными на рынке (в том числе и для образцов, у которых часть показателей «выпадает» за границы условной зоны конкурентоспособности), получив уже не вербальную, а числовую оценку.

Примером использования предложенной методики может служить сравнительный анализ образцов такой высокотехнологичной продукции, как отечественных средства индивидуальной бронезащиты (СИБ), в частности, армейских бронежилетов с защитой по III классу в соответствии с ГОСТ Р 5074495 (АК-74, АКМ) [4]. В табл. 1 приведены данные по рассматриваемым СИБ, соответствующая диаграмма представлена на рис. 3. Значения показателя «масса» расположены в порядке убывания от центра, с учетом того, что при создании СИБ целесообразно стремиться к уменьшению массы при сохранении защитных свойств на заданном уровне. Значения показателя «бронеэлементы» расположены в порядке от центра «сталь» — «композит» в соответствии с принятыми в данной области предпочтениями.

Рис. 3. Многолучевая диаграмма для СИБ

Оценим конкурентоспособность на данном рынке конкретного образца СИБ на примере армейского бронежилета СК-И, достаточно давно принятого на снабжение. Его характеристики наложены на диаграмму в виде штрихпунктирной линии: защищаемая площадь — 21 дм2, масса — 11,9 кг, композитный бронеэлемент. Поскольку значение параметра «масса» для этого бронежилета находится за пределами нижней границы зоны конкурентоспособности, указанный бронежилет должен быть признан не отвечающим требованиям заказчика и в современных условиях не имеющим рыночных перспектив.

Предложенный метод также был использован для сравнительной оценки образцов ракетно-космической техники: при оценке конкурентоспособности переносных зенитных ракетных комплексов китайского производства на международном рынке [5], для предварительного выбора перспективных транспортных космических систем [6], для выбора ракет-носителей по критериям экологической безопасности [7].

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

Таблица 1 2

Марка СИБ Разра- ботчик Защищаемая площадь, дм2 Масса, кг Броне- элементы

^зак-4СС НПЦ «Сплав» 15 8,9 Сталь

^зак-6СС НПЦ «Сплав» 15 7,4 Сталь

^зак- 6ССм НПЦ «Сплав» 15 7,0 Сталь

Ж-СП Армоком 18 10,5 ^м^зга1

Ж-Б Армоком 18 9,2 ^м^зга1

СВД Армоком 18 7,6 ^м^зга1

^ра-Ш НИИ СТ МВД 18 7,9 Сталь

Kора-Kу- лон НИИ СТ МВД 21,5 10,1 Сталь

Литература

1. Охочинский М.Н. Информационно-аналитическая работа в ра-

кетостроении: учебное пособие. СПб: БГТУ «Военмех», 2007.

Саати ТЛ. Математические модели конфликтных ситуаций. М: Советское радио, 1977.

Охочинский Д.М., Охочинский М.Н, Худина О.Н. Применение метода анализа иерархий при оценке безопасности функционирования технического объекта // 8-я ВНПК «Актуальные проблемы защиты и безопасности. Военно-морской флот России. Т. 4. СПб: РАРАН, НПО СМ, 2005. С. 260-264. Охочинский М.Н, Чириков СА. Метод формирования технических требований к единому образцу средств индивидуальной защиты военнослужащих // Вопросы оборонной техники. Серия 16, 2003, № 5-6. С. 39-42.

Охочинский М.Н, Чириков СА. Оценка конкурентоспособности образцов ракетного оружия на международном рынке вооружения и военной техники // Актуальные вопросы ракетостроения. Вып. 2. СПб: БГТУ, 2003. С. 76-80.

Охочинский М.Н. Процедуры информационной поддержки разработчика на международном рынке ракетно-космических систем // CALS-технологии в образовании, науке и производстве: Сборник трудов I НПК. СПб: БГТУ «Военмех», 2006. С. 44-51.

Охочинский ДМ., Охочинский М.Н. Оценка безопасности эксплуатации ракет-носителей с применением метода анализа иерархий // Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники. Тезисы докладов II НПК, посвященной памяти А.С. Клинышкова. Омск: НПО «Полет», 2006. С. 24-31.

Primary estimation of hi-tech production competitiveness

M.N. Ohochinsky, assistant professor of Rocketry Department, BSTU «Voenmech»

S.A. Chirikov, Department head, NPP «Beryl»

In the article is considered the method of a primary estimation of hi-tech production competitiveness. The offered method is based on the structural and functional analysis of advertising materials of the products-analogues that are present in the market, also use of the circular multi-beam diagram and application of a method of the hierarchy analysis.

Keywords: competitiveness, estimation, the advertising l information, significant consumer parameters, the circular multi-beam diagram, method of the hierarchy analysis.

ГОТОВИТСЯ К ИЗДАНИЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ SOCIOLOGY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY»

Это единственный в России научный журнал, специализирующийся на проблемах социологии науки и технологий.

Журнал учрежден в 2009 г. и издается под научным руководством Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук. Учредитель: Издательство «Нестор-История». Издатель: Издательство «Нестор-История». Периодичность выхода - 4 раза в год. Свидетельство о регистрации журнала ПИ № ФС77-36186 выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия 7 мая 2009 г.

Первый номер журнала выходит в первом квартале 2010 г.

Журнал публикует оригинальные статьи на русском и английском языках по следующим направлениям: наука и общество; наука и политика; научно-технологическая политика, коммуникации в науке; мобильность ученых; демографические аспекты социологии науки; женщины в науке; социальные позиции и социальные роли ученого; оценка деятельности ученого и научных коллективов; наука и образование; история социологии науки, социальные проблемы современных технологий и др.

Тел.: (812) 328-59-24; факс: (812) 328-46-67

E-mail: school_kugel@mail.ru; http://ihst.nw.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.