Environmental Health 1996, Volume 48, - Issue 6, Pp. 649-666.
21. Kim T.H., Cheung D.Y. Helicobacter pylori Eradication, a Gordian Knot for Idiopathic Thrombocytopenic Purpura? // Gut Liver. 2016; 10(3):323-324
22. Song Y.H., Mardh S. The occurrence of gastric and duodenal auto-antibodies in peptic ulcer disease. // Acta Physiol. Scand. 1989 137(4) 535-539
23. F. De Lazzari, Mirakian R., Hammond L., Venturi C., Naccarato R., Bottazzo G.F. Gastric cell c-AMP stimulating autoantibodies in duodenal ulcer disease. // Gut. 1988 29(1): 94-100
24. Шенфельд И., Мерони П.Л., Чурилов Л.П. (ред.) Руководство по аутоиммунным заболеваниям для врачей общей практики. - СПб.: Медкнига-ЭЛБИ, 2017, 416 с.
25. Резолюция Всероссийской конференции хирургов «Современные проблемы экстренного и планового хирургического лечения больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки». Проблемы здоровья и экологии (Саратов, 25-26 сентября 2003 г.) // Хирургия. — 2004. — № 3. — С. 86-87
26. Saeki Y., Ishihara K. Infection-immunity liaison: pathogen-driven autoimmune-mimicry (PDAIM) // Autoimmun. Rev. 2014; 13: 1064-1069
Уведомление: Работа поддержана грантом Правительства РФ, договор 14.W03.31.0009.
УДК 378.141
Е.А. Авраменко1'2, Е.Г. Каменева1, М.Ш. Вахитов1, С.А. Семёнов1, Н.Б. Ершова1'2, З.А. Зарипова1, Е.В. Поликарпова1
ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ: ВТОРОЙ ЭТАП, СТАНЦИЯ «СЕРДЕЧНО-ЛЁГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ»
1 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, 2Санкт-Петербургский государственный университет,
rustlekat@mail.ru
Резюме. К настоящему времени получен первый опыт проведения первичной аккредитации специалистов. Проанализированы ошибки, допущенные при выполнении задания на станции «Сердечно-лёгочная реанимация».
208
Ключевые слова: первичная аккредитация, сердечно-лёгочная реанимация. Summary.
Avramenko E.A. et al. Primary accreditation of specialists: the second stage, the station "Cardiopulmonary resuscitation"
To date, the first experience of the primary accreditation of specialists has been obtained. The errors made in the performance of the task at the station "Cardiopulmonary resuscitation" are analyzed. Key words: primary accreditation, Cardiopulmonary resuscitation.
В последние десятилетия в системе как среднего общего, так и профессионального медицинского образования произошел ряд реформ. Это и введение ЕГЭ [11, 4], Болонский процесс [13], вступление в силу федерального стандарта образования третьего поколения [10], отмена интернатуры (с января 2016 года для стоматологов и с января 2017 года для выпускников лечебно-профилактических и педиатрических факультетов) [5], введение первичной аккредитации специалистов [7], разработка системы непрерывного медицинского образования [12], появление симуляционных центров [2, 3, 14, 6]. Суть отмены интернатуры заключалась в том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть готовы к работе в системе здравоохранения. Целью данной реформы было решение проблемы дефицита медицинских кадров в амбулаторном звене, в сфере врачей общей практики. Рассматривался вопрос о возвращении к системе распределения выпускников, существовавшей в Советском Союзе.
Для достижения этой цели необходимо было видоизменить выпускные испытания, проводимые в медицинских вузах, чтобы прошедшие их специалисты имели право заниматься лечебной деятельностью. Для этого процедура сертификации, проводимая ранее, была заменена на первичную аккредитацию специалистов, совмещенную с государственными экзаменами. Впервые аккредитацию в 2016 году проходили выпускники стоматологических факультетов, а с 2017 года - лечебно-профилактических и педиатрических факультетов. Первичная аккредитация включила в себя три этапа оценки квалификации испытуемого: тестирование, оценка практических навыков и умений в симулированных условиях и решение ситуационных задач. Тестирование предполагает оценку сформированности знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций (профессиональные стандарты) и освоения профессиональных компетенций (ФГОС). На втором
209
этапе определяется владение выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Решение ситуационных задач позволяет оценить освоение выпускниками трудовых функций профессионального стандарта. Второй этап аккредитации проводится на базе симуляционно-тренинговых центров, входящих в состав вузов и представляет собой аналог объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), предложенного Рональдом Харденом (Шотландия, Великобритания) в 1979 году и вошедшем к настоящему моменту в медицинское образование многих стран. В России ОСКЭ формируется практическими заданиями на пяти станциях. Для выпускников лечебных факультетов это сердечно-лёгочная реанимация, экстренная медицинская помощь, неотложная медицинская помощь, физикальное обследование пациента и диспансеризация. Для стоматологов в состав станций входили сердечно-лёгочная реанимация, стоматологический осмотр пациента, анестезия в стоматологической практике, удаление зуба/пломбирование полости зуба и стоматологическое препарирование. Для педиатров станции включали в себя сердечно-лёгочную реанимацию, профилактический осмотр ребенка, физикальное обследование ребенка, неотложную медицинскую помощь и экстренную медицинскую помощь. Таким образом, задание, связанное с базовой сердечно-лёгочной реанимацией (СЛР), представлено в ОСКЭ для выпускников всех факультетов медицинских вузов.
В процессе выполнения заданий, предложенных на станции, действия студента оценивает эксперт, результаты вносятся в чек-лист, представленный в бумажном или электронном виде.
Целью данной работы было изучение и анализ типичных ошибок, допускаемых испытуемыми на станции «Сердечно лёгочная реанимация (базовая)» в рамках проведения ОСКЭ.
Материалы и методы. В 2018 году в первичной аккредитации специалистов приняло участие 450 выпускников лечебного факультета. Мы проанализировали 100 чек-листов станции «Сердечно лёгочная реанимация (базовая)», выбранных случайным образом. Выполнялся подсчёт ошибок, совершаемых испытуемыми, анализ частоты встречаемости каждой из них.
Перед входом в кабинет студент получал предварительные сведения о том, какая
ситуация смоделирована. Для ознакомления с вводной информацией выделялось
30 секунд, после чего испытуемый заходил в помещение и демонстрировал
навыки по оказанию СЛР. В соответствии с Приказами [8, 9] и Рекомендациями
210
[15, 1] студент должен был убедиться в безопасности обстановки для себя и пациента, продемонстрировав соответствующий жест, убедиться в отсутствии сознания, дыхания и сердечной деятельности пациента, позвать на помощь, вызвать бригаду «Скорой помощи», сообщив им полную информацию о случившемся по стандартной схеме, выполнять непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких ото рта ко рту. Нецелесообразными и нерегламентированными считались следующие действия: оценка пульсации периферических артерий, оценка неврологического статуса, попытки сбора анамнеза и поиска медицинской документации, проведение искусственной вентиляции лёгких без средств индивидуальной защиты.
Результаты. Проведенный анализ показал, что наиболее часто встречающимися ошибками были неадекватная глубина (41%) и частота компрессий (43%), неправильное положение рук при компрессиях (23%), а также неадекватная скорость искусственной вентиляции лёгких (19%). При имитации вызова «Скорой помощи» также встречались ошибки, информация диспетчеру сообщалась не в полном объеме. Наиболее часто испытуемые забывали назвать предположительную причину тяжелого состояния пациента (в 16% чек-листов). Около 9% студентов не позвали на помощь, крикнув «Помогите, человеку плохо!» после обнаружения симулированного пациента. Абсолютно безошибочно на станции работали не более 5 % выпускников. Обсуждение. Невозможно переоценить важность владения навыками сердечно-лёгочной реанимации для специалистов любого профиля медицинской сферы. По этой причине одноименная станция была включена в ОСКЭ для выпускников всех медицинских факультетов. Однако освоение непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких начинается для студентов-медиков отнюдь не в процессе подготовки к ОСКЭ на шестом курсе лечебного или пятом курсе стоматологического факультетов. Знакомство с принципами сердечно-лёгочной реанимации происходит на первом-втором курсах в рамках дисциплин «Неотложная доврачебная помощь», на третьем курсе при изучении общей хирургии, а также на циклах по анестезиологии и реаниматологии на шестом курсе.
Хотя в целом основы оказания СЛР неизменны, тем не менее, некоторые
принципы претерпевают изменения с течением времени и развитием науки. В
частности, изменились представления об адекватной частоте компрессий, о
последовательности действий по поддержанию сердечной деятельности и
дыхания, изменился алгоритм оказания помощи в зависимости от количества
211
спасателей. Всё это находит отражение в рекомендациях по сердечно-лёгочной реанимации Американской Ассоциации Сердца, пересматриваемых каждые пять лет. В связи с этим обучение указанным навыкам в студенческий период нельзя считать исчерпывающим. Владение ими необходимо совершенствовать регулярно, равно как и изучать изменяющиеся теоретические аспекты СЛР. Выводы. Несмотря на неоднократное обучение навыкам сердечно-лёгочной реанимации в процессе обучения, выпускники медицинских вузов допускают ошибки и, в ряде случаев, существенные, во время первичной аккредитации. Учитывая это, при подготовке к занятиям указанной тематики на любом из курсов, а также при тренингах перед аккредитацией необходимо учитывать характер ошибочных действий и уделять особое внимание их профилактике. Также крайне целесообразным представляется включение циклов по сердечно-лёгочной реанимации в процесс послевузовского обучения специалистов. В том числе, по системе непрерывного медицинского образования, вне зависимости от специальности врача.
Список литературы:
1. Мороз В.В., Бобринская И.Г., Васильев В.Ю., Кузовлев А.Н., Перепелица С.А., Смелая Т.В., Спиридонова Е.А., Тишков Е.А. / Сердечно-легочная реанимация. М.: ФНКЦ РР, МГМСУ, НИИОР, 2017, - 60 с.
2. Симуляционное обучение в медицине / Под ред. проф. Свистунова А.А. Сост. Горшков М.Д. - М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 - 288 с.
3. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / Под ред. проф. Свистунова А.А. Сост. М.Д.Горшков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 288с.
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - Режим доступа: Система Гарант.
5. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н. - Режим доступа: Система Гарант.
6. Об утверждении перечня закупаемого за счет субсидий из федерального
бюджета федеральными государственными бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской
Федерации, необходимого оборудования в целях реализации мероприятий по
212
созданию обучающих симуляционных центров [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 февраля 2012 г. № 100н. - Режим доступа: Система Гарант.
7. Об утверждении Положения об аккредитации специалистов [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. N 334н. -Режим доступа: Система Гарант.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый) [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда России от 21 марта 2017 г. №293н. - Режим доступа: Система Гарант.
9. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда России от 27 марта 2017 г. №306н. - Режим доступа: Система Гарант.
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 95. - Режим доступа: Система Гарант.
11. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ. -Режим доступа: Система Гарант.
12. О нормативной базе системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования [Электронный ресурс]: письмо Министерства здравоохранения РФ от 26 мая 2017 г. N 16-2/2048112. - Режим доступа: Система Гарант.
13. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки России от 15 февраля 2005 г. N 40. - Режим доступа: Система Гарант.
14. О финансовом обеспечении создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных бюджетных учреждениях: постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1069 // Российская газета -Федеральный выпуск №5673 (297).
15. Neumar R.W. et al. Part 1: Executive Summary: 2015 American Heart Association Guidelines Update for Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency
213
Cardiovascular Care. Circulation. 2015 Nov 3;132(18 Suppl 2). УДК 338.2
А.В. Базуева, О.Ю. Еремичева, Д.С. Веревкина
МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫВОДА НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК
СУБСТАНЦИИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛЕКАРСТВ1
Самарский государственный технический университет, Самара, bazueva-a-v@yandex.ru, oksana-eremicheva@yandex.ru, dsvl 16@yandex.ru
Резюме: Внедрение инноваций на фармацевтические предприятия является ключевым фактором их конкурентоспособности в современных условиях. Развитие компании зависит от модернизации системы на основе как управленческих, так и внедрения технологических инноваций на производстве. Рассмотрено положение российского рынка фармацевтической продукции. Рассмотрена реализация реального проекта Самарского государственного технического университета. Полученная инновационная технология позволит получать отечественный препарат - дженерик фарм.
Ключевые слова: экономическая безопасность, дженерик, субстанция, инновационная технология, фармацевтическая отрасль, импортозамещение.
Summary: Innovations in pharmaceutical companies are one of the key factors in their competitiveness nowadays. Primarily, company's growth depends on modernization of the system with administrative and technological innovations. The provision of the Russian market of pharmaceutical production is considered. Implementation of the real project of the Samara Polytechnic University is considered. The received innovative technology will allow to receive domestic medicine - generic.
Keywords: economic security, generic, substance, innovative technology, pharmaceutical branch, import substitution.
Фармацевтический рынок является одним из наиболее прибыльных и быстроразвивающихся секторов как мировой экономики, так и отдельных национальных хозяйств. Он считается сложным отраслевым рынком в силу
1 Bazueva A.V., Eremicheva O.Y., Verevkina D.S. Marketing aspects of the conclusion to pharmaceutical market of the substance for production of domestic medicines
214