Научная статья на тему 'Первенец угольной отрасли Коми - рудник «Еджыд-Кырта»'

Первенец угольной отрасли Коми - рудник «Еджыд-Кырта» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
490
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первенец угольной отрасли Коми - рудник «Еджыд-Кырта»»

Первенец угольной отрасли коми рудник «Еджыд-Кырта»

В 1931 г. на Средней Печоре (район р. Щугор) К. Г. Войновским-Кригером было открыто Еджыд-Кыртинское угольное месторождение, которое по промышленному освоению стало одним из первых в Коми крае, снабдив топливом Печорское пароходство уже в 1932 г. [1, 2, 5]. А если учесть, что первая партия воркутского угля была доставлена в Архангельск грузовозом «Свердлов» в июле 1933 г. [3, 4], то получается, что уголь «Еджыд-Кырты» первым начал использоваться в народном хозяйстве нашей страны.

То, что в районе р. Щугор есть уголь, известно было давно. Например,

об этом говорится в книге М. Сидорова «О горных богатствах и препятствиях к их разработке», изданной в Санкт-Петербурге в 1881 г. На эти данные ссылался Геологический комитет ВСНХ, готовя докладную записку для Горного отдела ВСНХ, которая стала основанием для признания целесообразности организации в Печорском крае предварительной разведки на каменный уголь в 1919 г. [8].

В отчете Ухто-Печорского треста о работах, проведенных в 1931 г., сказано: «В Щугорском районе по р. Еджыд-Кыр-та были найдены выходы каменного угля, в связи с чем в этом районе была поставлена детальная разведка шурфов-кой. Отыскание залежей угля в коренных породах, опробование мощности и простирания угольных пластов позволяют определить промышленное значение Щугора как угленосного района» [8].

В приложении к п. 29 протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 марта 1932 г. № 93 «О развитии каменноугольной промышленности в районе бассейна р. Печоры» было отмечено: «Признать, что произведенные геологоразведочные работы по углю в Печорском бассейне определяют значительное наличие запасов каменноугольных месторождений промышленного значения в районах: р. Воркуты—угля высокого качества, у Заостренной (р. Уса) — бурого угля и Щугора (р. Печора) — каменного угля»1. Постановлением Совета Труда и Обороны от 27 марта 1932 г. Наркомтяжпрому было предложено за-

кончигь детальные геолого-разведочные работы в районе р. Щугор к концу 1932 г, заложить здесь одну шахту и добыть в том же году 12 тыс. т угля, а также завезти сюда оборудование для постройки подвесной дороги для транспортировки угля к пристани [8].

С 1932 г. здесь начал работать рудник. Уголь сначала транспортировали к берегу Печоры на волокушах, но затем построили лежневку-узкоколейку на конной тяге. Рудник имел пристани для одновременной погрузки четырех барж [9].

К. Г. Войновский-Кригер

В сентябре 1932 г. руководители Тро-ицко-Печорского райкома ВКП(б) и райисполкома направили в Коми обком ВКП(б) и облисполком телеграмму: «Первая баржа угля из района шахты Еджыд-Кырта—первого рудника Печоры отправлена в Архангельск сегодня,

13 сентября» [8]. Кроме Печорского речного пароходства, потребителями здешнего угля были морской флот, северные порты, местная промышленность; уголь вывозился и на остров Вайгач [9].

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 13 ноября 1932 г. «Об организации Ухто-Печорского треста» предписывало построить две угольные шахты на Щугоре 2.

В конце 1932 г. начальник Печорского отделения Ухто-Печорского треста А. Г. Прасолов докладывал о положении дел на Еджыд-Кырте: «Задание

по угледобыче в момент его получения не было обеспечено выявленными запасами даже на одну треть... Только энергичная разведка в районе Рощиа-Шор в декабре вскрыла пласт угля промышленного значения в нормальном залегании и открыла перспективы выявления шахтного поля для нормальной эксплуатации. Добыча IV квартала дала около 3454 т угля, а от начала добычи — 6079. Вывоз до конца навигации достиг только 2140 т, и, таким образом, около 4000 т остались для вывоза в навигацию 1933 г.» [8].

В 1933 г. на Щугорском месторождении побывала Печорская бригада Полярной комиссии и Совета по изучению производительных сил АН СССР, возглавляемая президентом АН СССР А. П. Карпинским.

В феврале 1933 г. на «Еджыд-Кыр-те» была заложена эксплуатационноразведочная шахта № 1, в 1934 г. — шахта № 2.

В книге «Рабочая гипотеза народно-хозяйственного освоения Ухта-Пе-чорского края. Материалы к совещанию по Ухта-Печорской проблеме», изданной в Москве в 1935 г. тиражом 100 экземпляров, сообщается, что основным отрицательным моментом в качественной характеристике Щугорс-ких (Еджыд-Кыртинских) углей являлась их самовозгораемость, не допускавшая их перевозки на дальние расстояния. Это обстоятельство позволяло считать, что данные угли имели лишь местное значение — для нужд Печорского пароходства и промышленности Печорского края3.

В январе 1938 г. начальник Ухто комбината Я. М. Мороз сообщил, что угли «Еджыд-Кырты» относятся «к категории газовых углей с содержанием летучих до 45 %, зольности в пределах 17—

19 %, содержанием серы до 4,5 %». Сложность геологического строения участка и ограниченные запасы угля сдерживали дальнейшее освоение месторождения. Добыча рудника составила: в 1932 г. — 6079 т угля, в 1933 г. — 27 870 т, в 1934 г. — 28 146 т, в 1935 г. — 40 021 т, в 1936 г. — 19 772 т, в 1937 г. — 24 339 т. Всего за эти годы было добыто

1 РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 3, д. 877, л. 35—38.

2 Там же. Д. 906, л. 40—44.

3 Коми РГА ОПДФ, ф. 1, оп. 3, д. 153, л. 8 об.

---------------------------------13

Рудник «Еджыд-Кырта». Рисунок 1930-х гг.

146 227 т угля. Следует также отметить для сравнения, что за этот период на Воркуте было добыто 354 320 т угля 4.

В 1941 г. на «Еджыд-Кырте» были заложены шахты № 3 и № 4. Вот что сообщал об этом начальник горного отдела «Воркутстроя» Суровягин в Коми обком ВКП(б) 8 мая 1941 г.: «Постановлениями партии и правительства в мае и июле 1940 г. Воркутстрою вменялось в обязанность произвести закладку новых шахт. На Еджыд-Кырте— 2 шахты. Разрешалось закладку шахт производить по проектным заданиям и укрупненным сметно-финансовым соображениям без технических проектов и смет. По Еджыд-Кырте: шахта № 3 годовой производительностью 100 тыс. т намечалась к закладке в апреле 1941 г., заложена в срок; шахта № 4 такой же производительностью намечена к закладке в августе 1941 г., теперь производится разведка» [8]. 15 августа 1941 г. бюро Коми обкома ВКП(б) приняло постановление «О ходе строительства шахт на Воркуте, Б. Инте, Кырте», ускорившее темпы их строительства 5.

В феврале 1942 г. Коми обком партии направил в ЦК ВКП(б) следующую докладную записку: «По шахтному строительству в 1941 г. заложено на Щугоре — 2 шахты... Мощность действующих локомобильных электростанций на шахтах Воркуты, Инты и Кырты составляет сейчас 2205 квт. Возможная угледобыча при этих энергетических ресурсах составит в год по Кырте — 20 000 т. Для эксплуатации вновь построенных шахт, новых лав крайне не-

4 Коми РГА ОПДФ, ф. 1, оп. 3, д. 460, л. 21.

5 Там же. Д. 403, л. 37—40.

обходимо горнорудное оборудование и механизмы, конвейерные привода, электровозы, вагонетки, электросверла, отбойные молотки. Изыскать на месте это оборудование и механизмы не

31 января 1947 г. Коми обком партии направил в ЦК ВКП(б) докладную записку о проблемах развития угольной промышленности в республике, где подчеркнул: «Несмотря на выполнение плана добычи и отгрузки угля, оснащенность шахт бассейна механизмами сильно отстает от темпов развития добычи. На шахтах комбината Воркутуголь механизированная зарубка в 1946 г. составила только лишь 67,3 % к очистной добыче, а в Инте и Щугоругле она полностью отсутствует. По существу, нет пока механизации навалки угля на пологопадающих пластах, доставки в лавах и механизации откатки на поверхности. Преимущественной формой подземной откатки угля является конная и ручная, что резко сказывается на производительности труда, требует дополнительного числа рабочих, а следовательно, и ведет к удорожанию добываемого угля»8.

В 1950 г. на руднике было добыто 104 334 т угля, в 1951 г. — 118 094 т, в 1952 г. — 118 498 т 9

Перевозка угля к пристани вагонами на конной тяге. Рудник «Еджыд-Кырта», 1930-е гг.

представляется возможным. Особенно резко ощущается сейчас недостаток специалистов-горняков и рабочих ведущих квалификаций» 6.

В отчете политотдела «Интастроя» за 1942 г. отмечено: «Коллектив рудника «Еджыд-Кырта» (нач. рудника т. Гаршин, секретарь парторганизации т. Ни-колашин) на 105 % выполнил план горно-проходческих работ 1942 г., в срок пущена в эксплуатацию шахта № 5, выполнен план погрузки угля, с.-х. работ, заготовки грибов и ягод» 7.

6 Там же. Оп. 1, д. 3637, л. 146—150.

7 Там же. Оп. 1, д. 23, л. 11 об.

План 1953 г. рудник выполнил на 102,6 %, выдав «на гора» 102 637 т угля10. При этом себестоимость угля была 128 руб. 58 коп. за тонну при средней себестоимости по комбинату «Интау-голь» — 80 руб. 85 коп.11. Погрузка угля в баржи производилась углепогрузочными машинами, скреперами и транспортерами12. Рудник «Еджыд-Кырта» в тот год характеризовался неблагопри-

8 Там же. Ф 1, оп. 4, д. 13, л. 34—36.

9 Там же. Оп. 5, д. 342, л. 18.

10 Там же. Д. 253, л. 1; д. 418, л. 100.

11 Там же. Д. 253, л. 24.

12 Там же. Д. 253, л. 9.

ятным положением дел с подготовкой запасов к выемке 13.

Годовое задание 1954 г. рудник не выполнил. Он также превысил плановую себестоимость угля14. Добыча составила 98 344 т угля15.

В описании 1955 г. В. А. Витязева сообщала, что рудник соединен с пристанью Еджыд-Кырта на р. Печора шоссейной дорогой протяженностью

7 км. Река в этом районе была судо-ходна, но в июле и августе навигация часто прерывалась из-за обмеления [1]. За 9 месяцев 1955 г. рудник дал 79 502 т угля (105,9 % планового задания) 16. Начальником рудника был Та-манов Александр Иванович, главным инженером — Мойгис Иван Михайлович17.

В планах комбината «Интауголь» на 1956—1960 гг. по руднику «Еджыд-Кыр-та» были записаны следующие показатели добычи угля: 1955 г. (ожидаемая величина) — 106 тыс. т, 1956 г. — 104 тыс. т, 1957 г. — 79 тыс. т, 1958 г. — 128 тыс. т, 1960 г. — 150 тыс. т18.

13 Коми РГА ОПДФ, ф. 1, оп. 5, д. 253, л. 7.

14 Там же. Д. 418, л. 1—2.

15 Там же. Д. 418, л. 100.

16 Там же. Д. 418, л. 84.

17 Там же. Д. 418, л. 83.

18 Там же. Д. 418, л. 31.

Однако 29 октября 1956 г. бюро Коми обкома КПСС приняло решение: «Рассмотрев представленные комбинатом «Интауголь» материалы о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации Ед-жыд-Кыртинского месторождения, бюро Коми обкома КПСС постановляет:

Считать нецелесообразным производство дополнительных капиталовложений по руднику Кырта и после отработки первого горизонта согласиться с ликвидацией указанного рудника с переводом рабочих на другие шахты комбината «Интауголь»19.

Эта отработка шла еще некоторое время. В социалистических обязательствах комбината «Интауголь» на 1957 г. записано, что рудник «Еджыд-Кырта» решил добыть сверх плана 15 тыс. т угля20. Окончательное закрытие предприятия произошло в июле 1957 г. [6, 7]. За весь период на здешних шахтах было добыто около 1,5 млн т угля [6, 7].

Таким образом, Еджыд-Кыртинс-кий рудник, хотя и был первенцем угольной отрасли Коми, но сыграл в ней второстепенную роль. Вследствие ограниченности запасов месторождения (здесь было всего два промышлен-

19 Там же. Оп. 1, д. 700, л. 67—68.

20 Там же. Оп. 5, д. 546, л. 90.

ных пласта — «Основной» и «Верхний», которые быстро потеряли свою рабочую мощность), оторванности его от железной дороги добыча угля на руднике производилась в небольших объемах и в основном для удовлетворения нужд Печорского речного пароходства.

Литература

1. Витязева В. А. Печорский угольный бассейн. Сыктывкар, 2004. 208 с. 2. Вой-новский К. Г Кожва—Еджыд-Кырта // Покаяние: Мартиролог. Сыктывкар, 2005. Т. 8, ч. 1. С. 205—212. 3. Воркута — город на угле, город в Арктике / Под общей редакцией М. В. Гецен. Сыктывкар, 2004. 352 с. 4. Воркутауголь. Сыктывкар: Коми республ. типогр., 2001. 168 с. 5. Маркова Е. В., Войновская К. К. Константин Генрихович Войновский-Кригер. 1894—1979. М.: Наука, 2001. 144 с. 6. Печорский угольный бассейн. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1957. 328 с. 7. Печорский угольный бассейн. Л.: Лениздат, 1959. 587 с. 8. Угольная сокровищница Севера. Сборник документов и материалов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. 312 с. 9. Эгяит Р. А. Уголь и нефть Печоры // Покаяние: Мартиролог. Сыктывкар, 2005. Т. 8, ч. 1. С. 272—275.

К. г.-м. н. А. Иевлев, главный специалист Министерства промышленности и энергетики Республики Коми

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Диссертационный совет Д 004.008.02 извещает, что 10 октября 2007 года в Институте геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук будет проходить его очередная сессия.

10 октября 2007 года в 9: 30 состоится публичная защита докторской диссертации Бушнева Дмитрия Алексеевича на тему «Геохимия органического вещества углеродистых толщ Восточно-Европейской платформы» по специальностям: 25.00.09 — геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых, 25.00.12 — геология, поиски и разведка горючих ископаемых.

Официальные оппоненты:

доктор геолого-минералогических наук Гурам Николаевич Гордадзе (Институт геологии и разработки горючих ископаемых, Москва),

академик РАН Алексей Эмильевич Конторович (Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, Новосибирск),

доктор геолого-минералогических наук Яков Эльевич Юдович (Институт геологии Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар).

Ведущая организация — Геологический институт РАН, Москва.

10 октября 2007 года в 14: 00 состоится публичная защита кандидатской диссертации Антроповой Евгении Викторовны на тему «Строматопороидеи верхнего ордовика и силура севера Урала» по специальности 25.00.02 - палеонтология и стратиграфия.

Официальные оппоненты:

доктор геолого-минералогических наук Анна Ивановна Антошкина (Институт геологии Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар),

кандидат геолого-минералогических наук Эдуард Степанович Щербаков (Коми государственный педагогический институт, Сыктывкар).

Ведущая организация — Палеонтологический институт РАН, Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.