Научная статья на тему 'Первая в России история хорватской литературы ХХ века'

Первая в России история хорватской литературы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ХХ ВЕК / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КРОАТИСТИКА / CROATIAN LITERATURE / 20TH CENTURY / LITERATURE / LITERARY CROATISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бершадская Марианна Леонидовна, Зеновская Полина Евгеньевна

Рецензируется фундаментальное научное исследование Г. Я. Ильиной по истории хорватской литературы ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first history of Croatian literature of the 20th century published in Russia

The authors provide a review on the fundamental work by G. Ya. Iljina devoted to the history of Croatian literature of the 20th century

Текст научной работы на тему «Первая в России история хорватской литературы ХХ века»

М. Л. Бершадская, П. Е. Зеновская (Санкт-Петербург)

Первая в России история хорватской литературы ХХ века

Рецензируется фундаментальное научное исследование Г. Я. Ильиной по истории хорватской литературы ХХ в. Ключевые слова: хорватская литература, ХХ век, литературный процесс, литературоведческая кроатистика.

Вышедшая в серии «Литература ХХ века» книга доктора филологических наук, профессора Галины Яковлевны Ильиной представляет собой первое в отечественной славистике фундаментальное научное исследование, посвященное истории литературы хорватского народа в ХХ веке (Ильина Г. Я. Хорватская литература ХХ века / Отв. ред. Н. Н. Старикова. М.: Индрик, 2015. 440 с.).

Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что данная монография, представляющая концептуальное освещение и теоретическое осмысление истории хорватской литературы, является плодом многолетней научной деятельности автора. Создание этой книги, дающей комплексное представление о литературном процессе в историко-литературном, культурологическом и компаративном разрезах, стало закономерным результатом, обобщающим многочисленные работы Г. Я. Ильиной, посвященные отдельным аспектам истории хорватской литературы ХХ века.

Предваряет издание предисловие, содержащее краткий очерк, который дает читателю возможность познакомиться с историческими и эстетическими предпосылками, повлиявшими на осмысление хорватами своего места среди европейских народов и культур.

Книга позволяет проследить эволюцию литературного процесса в период с 1900 по 1990-е годы. Обширный по охвату материал структурирован согласно предлагаемой автором периодизации, тесно связанной с историей региона. Таким образом, автор выделяет в истории хорватской литературы ХХ столетия период начала века (1900-1914), годы Первой мировой войны и межвоенный период (1914-1941), затем этап борьбы с фашизмом на протяжении Второй мировой войны (1941-1945), эпоху социализма (1945-1980-е) и период Республики Хорватия (1990-е). Отдельная глава монографии посвящена литературе эмиграции, сведения о которой дают читателю

возможность дополнить представление об эволюции хорватской литературы на протяжении ХХ века.

Подобная организация подачи материала представляется чрезвычайно удачным решением для литературы, подобной хорватской. Череда катастрофических потрясений, происходивших в Хорватии на всем протяжении ХХ столетия, привела к тому, что история и политика оказали непосредственное влияние на трансформации эстетической парадигмы, сказавшись на культуре хорватского народа. Привязка периодизации истории литературы к историческим вехам позволяет проследить логику литературного процесса и многие существенные особенности развития хорватской литературы.

Отметим, что, используя данную структуру построения монографии, автор обращается к творчеству отдельных писателей в разных главах, последовательно знакомя читателя с анализом наследия крупнейших национальных авторов в общем контексте развития литературы. Это дает возможность одновременно проследить творческий путь каждого конкретного писателя и увидеть его место в рамках определенных этапов литературной эволюции, к которым он имеет отношение. При этом именной указатель, приведенный в конце издания, служит удобству работы с материалом.

В монографии представлена динамика литературного процесса во всем многообразии течений и направлений. Емко, четко и ясно даны характеристики всех явлений хорватской литературы ХХ века. В этой связи особо хочется обратить внимание на стиль изложения в разделе, посвященном эпохе Хорватского модерна, позволивший автору во всей полноте продемонстрировать возникновение и динамику переходных и смешанных художественных форм.

Характеризуя многообразные и сложные явления художественной литературы, автор не прибегает к упрощению и адаптации. Приведенному анализу таких категорий, как типы повествования, пространственные и временные характеристики, ретроспективность и т. п., присущ высокий методологический уровень. Отметим, что, давая глубокий анализ художественных форм, литературных направлений и течений, жанровых и стилевых структур, автор уделяет должное внимание специфике их преломления на национальной почве. Этому в немалой степени способствует постоянное обращение к событиям общественной и политической жизни народа. Читатель имеет возможность проследить, каким именно образом на протяжении ХХ века реализуется культурная автономия народа, выкристаллизовывается национальная идентичность хорватов, получает свое

478

М. Л. Бершадская, П. Е. Зеновская (Санкт-Петербург)

освещение в художественном творчестве «национальная психология» (с. 142).

Повествуя о национальной специфике хорватской литературы, Г. Я. Ильина освещает процесс художественной эволюции и с точки зрения его типологической связи с другими югославянскими литературами. Кроме того, автор постоянно обращает внимание читателя на взаимодействие творчества хорватских писателей с европейскими и русской литературами, вписывая рассматриваемые явления в общемировой эстетический контекст ХХ века.

Отдельного упоминания заслуживает освещение в монографии феномена так называемой двойной или полилитературной принадлежности творчества югославских писателей. Прекрасной иллюстрацией этого феномена послужило творчество лауреата Нобелевской премии Иво Андрича, уроженца Боснии, начавшего литературную деятельность в кругу Хорватского модерна и ставшего выдающимся сербским писателем. Строго профессиональный подход автора монографии к данному вопросу позволяет избежать напряжения, связанного с определением национальной принадлежности творческого наследия писателей рассматриваемого региона.

Как безусловное достоинство данной монографии следует отметить и освещение диалектной хорватской литературы.

Лишенный тенденциозности стиль изложения, избранный автором, позволяет с достаточной полнотой осветить многие дискуссионные явления хорватской литературы. Так, например, в разделе, посвященном хорватской литературе в годы Первой мировой войны, читатель может найти анализ поэзии католических авторов, чьи эстетические воззрения сочетали социальную направленность с религиозной одухотворенностью. Чрезвычайно удачную и всестороннюю характеристику получает творчество хорватских писателей периода Второй мировой войны — в частности, тех из них, кто в это время по тем или иным причинам сотрудничал с усташским режимом.

Следует отметить также ценное для литературоведов-славистов освещение литературы Республики Хорватия 1990-х годов с точки зрения тенденции тяготения к радикальному постмодернизму и художественному синкретизму. Обращает на себя внимание качество издания и прекрасный дизайн, в котором использовано панно одного из крупнейших хорватских художников рубежа Х1Х-ХХ вв. Влахо Буковаца «Развитие хорватской культуры».

В освещении обширного материала автор монографии опирается на научные работы хорватских и русских ученых, а также исполь-

зует собственные исследования, с которыми читатели имели возможность ознакомиться ранее: монографию «Развитие югославского романа в 20-30-е годы ХХ века» и статьи в коллективных трудах «История литератур западных и южных славян», «История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны» и «Лексикон южнославянских литератур», вдохновителем и ответственным редактором которого была Г. Я. Ильина. Несмотря на то, что автор монографии отсылает читателя к своим научным работам, посвященным изучению литературы ХХ века, некоторые значимые исследования, такие как «Одно десятилетие — три истории литературы» (М., 2011), «Лики Мирослава Крлежи» (М., 2003), «К вопросу о судьбе левой интеллигенции ХХ века (Мирослав Крлежа и его последний роман «Знамена»)» (М., 2006) не упомянуты автором даже в ссылках.

В заключительной части издания приводится избранная научная библиография, включающая в себя работы отечественных и зарубежных ученых по истории культур, литератур и языков рассматриваемого региона, а также отдельным их проблемам. Некоторое сожаление вызывает отсутствие оценки автором монографии работ предшественников, посвященных истории хорватской литературы. Безусловно, подобная оценка помогла бы читателю лучше сориентироваться в многообразии предложенных трудов. Неоценимую помощь читателю, знакомящемуся с историей хорватской литературы, оказало бы также увеличение количества ссылок на отдельные значимые научные труды, дающие характеристику явлениям хорватской литературы до ХХ века. Возможно, было бы уместно снабдить краткий очерк истории литературы, данный в предисловии, ссылками на книгу В. К. Зайцева «Между львом и драконом. Дубровницкое Возрождение и эпическая поэма Ивана Гундулича "Осман"» (Минск, 1969), а также на работы Л. Н. Пушкарева (Юрий Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984) и Н. И. Лещиловской (Иллиризм. М., 1968).

В заключение еще раз отметим, что книга Г. Я. Ильиной, обладающая широким охватом материала и продуманной структурой, отличающаяся подробностью изложения, снабженная основательными историческими комментариями и списком переводов произведений хорватских писателей на русский язык, может быть адресована как славистам, так и филологам широкого профиля, литературоведам, культурологам, интересующимся славянскими литературами. И что самое главное, данная научная монография открывает широкие перспективы для дальнейшего изучения хорватской литературы ХХ века.

480 М. K. EepmadcKaa,, n. E. SemBCKax (Санкт-Петер6ург)

M. L. Bershadskaya, P. E. Zenovskaya The first history of Croatian literature of the 20th century published in Russia

The authors provide a review on the fundamental work by G. Ya. Iljina devoted to the history of Croatian literature of the 20th century. Keywords: Croatian literature, 20th century, literature, literary Croatistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.