Научная статья на тему 'ПЕРВАЯ СРЕДНЕМАСШТАБНАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПЕРВАЯ СРЕДНЕМАСШТАБНАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВАЯ СРЕДНЕМАСШТАБНАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Т. В. КОТОВ А1 Г. Н. ОГУРЕЕВА

ПЕРВАЯ СРЕДНЕМАСШТАБНАЯ КАРТА РАСТИТЕЛЬНОСТИ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 1

Рецензируемая карта является первой наиболее полной и детальной опубликованной картой, отображающей в м. 1:1 500 ООО растительный покров всей Монголии. Ее появлению предшествовал длительный этап многолетних полевых работ по изучению и картографированию растительного покрова различных областей Монголии, а также целый ряд теоретических исследований по флоре и растительности этого региона, очень важного для понимания ботанико-географических закономерностей смежных территорий Центральной Азии.

Как известно, первоначальное довольно схематическое изображение растительность МНР получила на карте м. 1 : 10 ООО ООО, созданной в 1934 г. В. И. Барановым и А. Д. Симуковым и опубликованной в Улан-Баторе в географическом атласе МНР. В 1946—1947 гг. А. А. Юнатов, много лет посвятивший ботаническому изучению Монголии, составил карту растительности м. 1 : 2 ООО ООО, на основании которой впервые обосновал зонально-поясные закономерности растительного покрова (Юнатов, 1950). Последующие исследования и уточнения позволили ему в 1956 г. подготовить среднемасштабную карту всей территории Монголии, послужившую основой для создания рецензируемой карты.

Разносторонние исследования природного потенциала МНР, развернувшиеся в 70-х годах с целью решения различных народнохозяйственных задач, способствовали накоплению и переосмыслению геоботанической информации. Особенно значительный вклад в познание закономерностей растительности МНР внесли геоботанические исследования Совместной Советско-Монгольской комплексной биологической экспедиции, проводи-

1 «Карта растительности Монгольской Народной Республики» м. 1:1 500 000 составлена А. А. Юнатовым и Б. Дашнямом при участии А. А. Гербиха. Общая научная редакция акад. Е. М. Лавренко. Легенда дополнена Б. Дашнямом, 3. В. Кара-мышевой, Е. М. Лавренко, Б. М. Миркиным, Е. И. Рачковской при участии А. В. Калининой. М., ГУГК, 1979.

мые на протяжении ряда лет учеными Ботанического института им. В. Л. Комарова АН СССР и Института ботаники АН МНР. Они позволили отразить современные представления о флоре и закономерностях растительного покрова на рецензируемой карте, завершившей определенный этап в среднемасштабном геоботаническом изучении и картографировании территории страны.

Прежде всего следует отметить большую информативность новой обзорной карты, синтезирующей огромный фактический материал. Карта наглядно отображает основные ботанико-географические закономерности МНР, раскрывая всю сложность и своеобразие их проявления. В первую очередь здесь нашли отражение особенности растительного покрова, связанные с климатическими и орографическими факторами, которые обусловливают зональные и провинциальные изменения растительности и определяют ее высотную дифференциацию в горных районах. Зональные смены растительных сообществ в Монголии предстают как явление интегральное, т. е. как одновременное проявление широтной зональности и высотной поясности. Во многих районах Монголии, например в восточной ее части, зональные полосы имеют не широтное, а почти меридиональное простирание. В крупных межгорных котловинах оказывает влияние «котловинный» эффект. Зональность на подгорных равнинах часто нарушается в силу гумидной тени окружающих хребтов.

Одной из основных закономерностей, получивших отражение на карте, следует назвать высотную дифференциацию растительного покрова горных территорий Монголии. На карте можно выявить различные географические варианты типов поясности бореального и аридного классов. Специфика высокогорной растительности Монголии, обусловленная особыми природными режимами, передается отображением двух основных типов сообществ: южносибирского с мохово-лишайниковыми, мохово-ерниковыми тундрами и центральноазиатского, представленного осоковыми сообществами, кобрезиевниками, криофитными степями и др.

Карта дает представление о флористическом своеобразии различных ботанико-географических районов Монголии, особенно ярко в полосе контактов бореальной и аридной областей Палеарктики. Хорошо прослеживаются региональные особенности степей и флористические их связи с сопредельными территориями, что проявляется в участии элементов маньчжурской флоры в степях восточной части Монголии и восточноказахстан-ских элементов — в западной.

Легенда карты построена по типологическому принципу. Она состоит из 98 цветовых обозначений; поскольку многие из них делятся на 2—3 варианта посредством буквенных шифров, фактически на карте показано 143 категории растительного покрова. Они сгруппированы в крупные подразделения, соответствующие зональным, подзональным или высотнопояс-ным типам сообществ. Эти подразделения легенды таковы: высокогорные тундры, пустоши и луга; леса; кустарники; степи луговые и разнотравно-дерновиннозлаковые; степи сухие дерновиннозлаковые; степи пустынные дерновиннозлаково-полукустарничковые и полукустарничково-дерновинно-злаковые; пустыни полукустарничковые, полудревесные, кустарничковые. В самостоятельную группу в легенде выделена растительность пойм, озерных депрессий, сухих русел и сайров.

Леса подразделены на 3 высотнопоясных типа: подгольцовые редколесья (1 номер), характерные для горных районов северного Хангая; бореальные таежные леса (5), свойственные северным районам Хангая, Хэнтею и Прихубсугулью; травяные более или менее остепненные леса (4), распространенные на большей части территории Хангая и Монгольского Алтая. Таким образом, карта дает возможность проследить один из важнейших ботанико-географических рубежей между Евразиатской хвойно-лесной и Евразиатской степной областями, проходящий по границе

распространения лесов бореального типа и остепненных (Карамышева, Банзрагч, 1977).

Менее удачно подразделение «Кустарники», представленное всего 3 номерами, 2 из которых характеризуют растительность речных долин и могли бы быть включены в специальный раздел легенды, посвященный растительности пойм, озерных депрессий, сухих русел и сайров. В то же время многие кустарниковые сообщества включены в другие разделы легенды в соответствии с их зональным размещением. Это замечание относится к кустарниковым степям или кустарниковым сообществам пустынь. Вероятно, целесообразно было бы подчинить все кустарниковые сообщества зонально-типологическим подразделениям легенды.

На карте наиболее дробно представлена и отображена растительность степной зоны, в пределах которой выделяются луговые и разнотравно-дерновиннозлаковые, сухие дерновиннозлаковые и пустынные дерновинно-злаково-полукустарничковые и полукустарничково-дерновиннозлаковые степи, характеризующие широтные полосы второго порядка. Внутри этих подразделений с большой детальностью представлено все разнообразие степных сообществ Монголии путем выделения эдафических и географических вариантов основных зональных типов. Всего показано 42 категории равнинных, низко-, средне- и высокогорных степей.

Пустынная растительность отражена 22 номерами. В отличие от степной растительности в этом разделе легенды нет более дробных (подзональ-ных) подразделений, хотя группировка условных обозначений и логика подбора их цветовых обозначений подразумевают дифференциацию на остепненные, настоящие и крайнеаридные пустыни. Некоторые номера характеризуют растительность днищ депрессий и такыров не только пустынной зоны, но и пустынно-степной полосы.

Помимо основных зональных и высотных закономерностей растительного покрова карта отображает его региональные особенности. О фито-ценотическом и флористическом составе растительности дает представление текстовая часть легенды, очень насыщенная по содержанию. Она кроме флористической характеристики (перечисления доминантных, эдифика-торных и характерных видов) включает описание местообитаний (тип почв, местоположение в рельефе) и географические особенности распространения.

Хорошее впечатление оставляет оформление карты, выдержанное в традициях, сложившихся в отечественном геоботаническом картографировании. Последовательное воплощение биоклиматического принципа подбора цветовой гаммы позволило добиться большой выразительности в передаче ботанико-географических закономерностей растительного покрова. Отчетливо прослеживаются растительность горных систем и межгорных котловин, основные закономерности зонального и подзонального членения территории.

Композиция карты кроме главной темы «Растительность» включает 5 дополнительных, представленных на картах-врезках м. 1 : 10 ООО ООО: климатической, гипсометрической, почвенной, зонально-поясных закономерностей растительного покрова и ареалов растений, помогающих пониманию основных закономерностей растительного покрова в связи с дифференциацией эколого-географических факторов. Коротко остановимся на этих картах, представляющих самостоятельный интерес.

На климатической карте показаны изолиниями годовое количество осадков и температуры января и июля.

Гипсометрическая карта характеризует высотную дифференциацию территории. К сожалению, отсутствие названий крупных орографических элементов рельефа — хребтов, котловин и т. д. — затрудняет чтение легенды основной карты.

На почвенной карте показано размещение 32 типов почв горных и внегорных территорий. Карта составлена на основе новейших ис-

следований, проведенных почвенным отрядом Совместной Советско-Монгольской комплексной биологической экспедиции.

Карта зонально-поясных закономерностей растительного покрова отображает распределение 6 основных категорий растительности. Следует отметить отдельные неточности в рисовке контуров, которые выявляются при ее сопоставлении с основной картой. Не совсем точно проведена граница высокогорной растительности на юго-западе оз. Хубсугул, частично она заходит в пределы горной тайги. Вместе с тем в горном массиве Хэнтей и юго-восточной части Монгольского Алтая не показаны участки высокогорной растительности, что нарушает отображение структуры высотной поясности этих районов.

Распространение И важнейших в ботанико-географическом отношении видов показано на карте ареалов растений.

Нам представляется, что эти карты необходимо было бы дополнить картой физико-географического районирования, которая совместно с гипсометрической облегчала бы ориентировку в размещении картографируемых категорий в соответствии с названиями крупных регионов и орографических единиц, упоминаемых в текстовых характеристиках (например, Джун-гарская Гоби, Алашаньская Гоби, Прихубсугулье, котловина Больших Озер и т. д.), без привлечения дополнительных источников.

Карта растительности Монголии отражает закономерности растительного покрова МНР с учетом последних достижений геоботанического картографирования и изученности территории. Появление ее создает базу для постановки дальнейших более детальных исследований в этом направлении, позволяет перейти к решению сложных задач ботанико-географиче-ского районирования территории МНР. Она является ценным вкладом в познание закономерностей растительного покрова Азиатского континента. Безусловно также ее практическое значение в решении различных хозяйственных и природоохранных задач, стоящих перед МНР.

ЛИТЕРАТУРА

Карамышева 3. В., Банзрагч Д. О некоторых ботанико-географических закономерностях Хангая в связи с его районированием. — В кн.: Растительный н животный мир Монголии. Л., 1977. — Юнатов А. А. Основные черты растительного покрова Монгольской Народной Республики. М.; Л.., 1950. — Юнатов А. А. Картография растительного покрова в Монгольской Народной Республике. — В кн.: Геоботаническое картографирование 1964. М.; 1964.

Карамышева 3. В., Банзрагч Д. О некоторых ботанико-географических закономерностях Хангая в

связи с его районированием // Растительный н животный мир Монголии. Л., 1977. Юнатов А. А. Основные черты растительного покрова Монгольской Народной Республики. М.; Л., 1950.

Юнатов А. А. Картография растительного покрова в Монгольской Народной Республике // Геоботаническое картографирование 1964. М.; Л., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.