ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК 930.1
https://doi.org/10.24412/2226-2296-2022-2-3-59-61
I
Первая советская противокорабельная крылатая ракета морского базирования: история разработки и принятия на вооружение
Прядкин А.С.
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, 190005, Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3768-1001, E-mail: [email protected]
Резюме: В статье исследуются разработка, испытания и прием на вооружение в СССР первой противокорабельной крылатой ракеты морского базирования КСЩ (П-1). При создании ракеты нашли применение новые технические решения, некоторые из которых используются до сих пор. В процессе работы проведен анализ применяемых решений, их достоинства и недостатки. По итогам работы сделаны выводы. Материалы статьи могут быть полезны для исследователей в области истории развития отечественного ракетного оружия.
Ключевые слова: СССР, противокорабельная крылатая ракета, конструкция ракеты, турбореактивный двигатель, головка самонаведения, система управления.
Для цитирования: Прядкин А.С. Первая советская противокорабельная крылатая ракета морского базирования: история разработки и принятия на вооружение // История и педагогика естествознания. 2022. № 2-3. С. 59-61. D0I:10.24412/2226-2296-2022-2-3-59-61
THE FIRST SOVIET SEA-BASED ANTI-SHIP CRUISE MISSILE: THE HISTORY OF DEVELOPMENT AND ADOPTION
Alexander S. Pryadkin
D.F. Ustinov Baltic State Technical University "VOENMEH", 190005, St. Petersburg, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3768-1001, E-mail: [email protected]
Abstract: The article examines the development, testing and acceptance into service in the USSR of the first sea-based anti-ship cruise missile KSSH (P-1). When creating a rocket, new technical solutions were used, some of which are still used today. In the process of work, an analysis of the solutions used, their advantages and disadvantages was carried out. Based on the results of the work, conclusions were drawn. The materials of the article may be useful for researchers in the field of the history of the development of domestic missile weapons. Keywords: USSR, anti-ship cruise missile, rocket design, turbojet engine, homing head, control system.
For citation: Pryadkin A.S. THE FIRST SOVIET SEA-BASED ANTI-SHIP CRUISE MISSILE: THE HISTORY OF DEVELOPMENT AND ADOPTION.
History and Pedagogy of Natural Science. 2022, no. 2-3, pp. 59-61.
DOI:10.24412/2226-2296-2022-2-3-59-B1
После окончания Второй мировой войны началось противостояние между странами США и СССР, а затем одновременно были созданы военные союзы или блоки: блок НАТО против стран Варшавского договора. Началась так называемая гонка вооружений. В этих условиях начали активно развиваться существующие виды вооружения, а также создаваться новые. Противостояние велось во всех сферах: на суше, в воздухе, на море.
Заметим, что ракетное оружие уже широко применялось во время Второй мировой войны, в том числе и для потопления кораблей. Прототипом ракеты «корабельный снаряд «Щука» (далее - КСЩ) считается немецкая воздушная торпеда ^ 293, созданная профессором Вагнером и серийно выпускавшаяся на немецких заводах «Хеншель». Это оружие использовалось немецкой бомбардировочной авиацией для потопления надводных кораблей противника [1].
Некоторые из изделий ^ 293 были захвачены в качестве трофеев войсками СССР в 1945 году. Модернизация этих торпед была поручена конструкторскому бюро КБ-2 Министерства сельского хозяйства.
14 апреля 1948 года вышло постановление Совета министров № 1175-440, в соответствии с ним приступили к разработке авиационной перспективной торпеды РАМТ-
1400 «Щука» с реактивной тягой, что являлось продолжением проводимых в то время работ по улучшению характеристик трофейного оружия ^ 293. Разумеется, разработка «Щуки» была поручена тому же КБ-2.
Разработкой ракеты «Щука» (в двух вариантах) занималась творческая группа во главе с еще неизвестным, но талантливым конструктором М.В. Орловым [1].
Первый вариант (называемый РАМТ-1400А, или «Щу-ка-А») - с радиокомандным наведением, как это было реализовано в прототипе - ^ 293. Для наведения ракеты на цели служил прицел оптического типа.
Альтернативное построение ракеты (с рабочим названием РАМТ-1400Б, или «Щука-Б») имело автопилот и радиолокационную головку самонаведения в составе системы управления.
Правительство согласилось с идеями инженера Орлова. Предложения были одобрены постановлением Совета министров от 27 декабря 1949 года № 5766-2166.
Оба варианта изделий («Щука-А» и «Щука-Б») испыты-вались в 1955 году. Среди запусков были и успешные, и неудачные.
Согласно постановлению от 3 февраля 1956 года № 175104 Совета министров, работы по обоим изделиям были
2-3 • 2022
История и педагогика естествознания
159
л • Ц л ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
признаны бесперспективными и прекращались, как и производство носителей для них - самолетов Ил-28.
Однако руководство института ГСНИИ-642, понимая, что работы признаны неуспешными, включило в план работ на 1953-1954 годы тему «Исследование возможностей создания летательного аппарата-снаряда для стрельбы с корабля по кораблю на базе ракеты «Щука-Б».
Цель предлагаемых работ была следующая: предлагалось разработать ракетное оружие для оснащения им надводных кораблей с водоизмещением около 3000 т для борьбы с кораблями возможного противника, вооруженными артиллерией, на расстоянии примерно 50 км. На таком расстоянии исключалось вхождение в зону эффективного применения артиллерии противника [1].
Работа над указанным изделием началась в 1954 году и была одобрена постановлением Совета Министров № 25411222. Институт ГСНИИ-642 был определен головным по ведению разработки ракеты, названной КСЩ (корабельный снаряд «Щука»).
Ракета получила нормальную (самолетную) аэродинамическую схему. Концы крыла с нижним расположением были загнуты вниз. Хвостовое оперение имело V-образный профиль (рис. 1).
Основные тактико-технические характеристики ракеты:
- дальность стрельбы с использованием корабельных средств обнаружения цели - до 40 км;
- дальность стрельбы с использованием выносных постов - до 100 км;
- вес боевой части/вес взрывчатого вещества - 625 / 340 кг;
- длина ракеты - 7600 мм;
- размах крыльев - 4200 мм.
Разработчики КСЩ так описывали приезд известного авиаконструктора А.Н. Туполева в ОКБ-155 и осмотр им изделия. Андрей Николаевич молча осмотрел КСЩ, а потом внезапно изрек: «Это не очень похоже на ракету. Это аэродинамический урод». Разработчики приуныли и расстроились. Затем он сказал: «Да! Урод. Но он полетит!»
Ракеты испытывались на полигоне Песчаная Балка (Феодосия). Первые образцы ракет начали поступать на полигон в апреле 1956 года, а первый запуск КСЩ состоялся 24 июля 1956 года, и был признан успешным.
Кроме самой ракеты и системы управления для нее, необходимо было с нуля создать пусковую установку. Кроме того, комплексу нужен был специальный корабль-носитель.
Работы по созданию пусковой установки для ракеты КСЩ проводились в ЦКБ-34, и в конце 1956 года ЦКБ-34 смогло представить проект пусковой установки СМ-59 (рис. 2).
Направляющие пусковой установки, выполненной в форме ангара, были примерно в два раза длиннее самой ракеты. Установка имела стабилизацию по углу крена, а также бронирование основных механизмов и самих ракет. Имелось устройство для нагрева рельсов индукционными токами, для борьбы с обледенением.
В качестве носителя решили строить эсминцы проекта 56М с одной пусковой установкой СМ-59, системой приборов управления стрельбой (ПУС) «Кипарис-56М» и системой дистанционного управления Д-59-А. Головным и экспериментальным кораблем определили эсминец «Бедовый» (проект 56-ЭМ). Корабль заложили на судостроительном заводе № 200 в Николаеве 1 декабря 1953 года и спустили на воду 30 июля 1955 года.
В 1957 году на эсминце «Бедовый» начались испытания ракетного комплекса КСЩ.
По результатам испытаний ракеты (всего было проведено 27 пусков) стоит отметить большое количество отказов
Рис. 1. Внешний вид ракеты КСЩ
и поломок в работе ракетного оборудования (выявлено 8 отказов из 27 пусков, что составляет 29,6%).
К сожалению, добиться стабильного подводного хода ракет не удалось. Приводнение ракеты перед целью происходило только в 40% случаев.
Тем не менее в 1958 году крылатая ракета КСЩ была принята на вооружение ВМФ, установлена на эсминцах проекта 56М (построено четыре корпуса: «Неуловимый», «Бедовый», «Неудержимый»,«Прозорливый») и 57-бис (с двумя пусковыми установками СМ-59-1А), было построено девять корпусов («Бойкий», «Гневный», «Упорный», «Гордый», «Дерзкий», «Гремящий», «Жгучий», «Зоркий», «Храбрый») [2, 3]
Позже, в 1960-х и 1970-х годах, корабли-носители проекта 56М и 57-бис были модернизированы, комплекс КСЩ был выведен из эксплуатации [2, 3].
Какие можно сделать выводы? Ракета КСЩ была первой советской противокорабельной крылатой ракетой корабельного базирования [4]. На ней отрабатывались исходные идеи и технические решения путем проб и ошибок. Например, после монтажа на носителе пусковой установки выяснилось, что время ее перезарядки слишком велико (на практике получилось около 20 минут), что значительно снижало эффективность применения комплекса. В итоге на носитель были установлены две пусковые установки. Это позволило стрелять залпом либо по одной, либо по двум различным целям, что, безусловно, расширило возможности применения комплекса.
Также на ракете КСЩ была установлена отделяемая при подлете к цели боевая часть. Она поражала подводную, менее бронированную часть борта. В дальнейшем, когда от бронирования кораблей отказались, поражение подводной части борта цели отделяемой боевой частью ракеты стало нецелесообразным, и в следующих поколениях боевая часть ПКР уже не отделялась, что несколько упростило ее конструкцию.
Далее выяснилось, что для эффективного применения комплекса с ПКР ему необходимо выдавать целеуказание на дальность применения. При относительно небольшой дальности стрельбы (в пределах 70-100 км) в основном было достаточно корабельных источников целеуказания (РЛС освещения надводной обстановки). Но при увеличении дальности стрельбы собственных источников целеуказания было уже явно недостаточно.
История и педагогика естествознания 2-3 ■ 2022
Еще одним важным техническим решением было применение стартового и маршевого двигателей, исходя из решаемых ими задач. Стартовый двигатель обеспечивал создание начальной тяги, быстрый разгон ракеты до маршевой скорости и выход на кинематическую траекторию, после чего он отделялся. Время его работы составляло несколько секунд. Далее поддержание необходимой маршевой скорости в полете обеспечивал более экономичный маршевый двигатель. Такая же схема используется в современных крылатых ракетах.
Также выяснилось, что для обеспечения большего боекомплекта ракет на носителе целесообразно уменьшать габариты ПКР, в том числе за счет складных крыльев и опе-
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Ml щ ® Г
рения, что также пришлось достаточно долго отрабатывать на практике.
Важнейшей задачей при применении комплекса было обеспечить надежный, устойчивый захват цели и дальнейшее самонаведение на нее до момента поражения. Данная весьма сложная техническая задача была решена.
Отработанные на КСЩ технические решения позволили создавать и развивать последующие комплексы противокорабельных крылатых ракет, из которых, по имеющимся данным, до конца ХХ века сменилось пять поколений. Рассказ о них - в следующих статьях, посвященных противокорабельной ракетной технике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Широкорад А.Б. Флот, который уничтожил Хрущев. М.: АСТ: ВЗОИ, 2004. 449 с.
2. Эскадренные миноносцы проекта 56-ЭМ. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 05.06.2022).
3. Эскадренные миноносцы проекта 57-бис. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 05.06.2022).
4. П-1. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 05.06.2022).
REFERENCES
1. Shirokorad A.B. Flot, kotoryy unichtozhilKhrushchev [The fleet that Khrushchev destroyed]. Moscow, AST: VZOI Publ., 2004. 449 p.
2. Eskadrennyye minonostsyproyekta 56-EM (Project 56-EM destroyers) Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 05 June 2022).
3. Eskadrennyye minonostsy proyekta 57-bis (Project 57 bis destroyers) Avaialable at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 05 June 2022).
4. P-1 (P-1) Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 05 June 2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Прядкин Александр Сергеевич, к.т.н., доцент кафедры ракетостроения, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.
Alexander S. Pryadkin, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Rocket Science, F. Ustinov Baltic State Technical University "VOENMEH".
2-3 • 2022
История и педагогика естествознания
(61