Научная статья на тему 'ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ'

ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / TEACHING PRACTICE / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диких Э. Р., Федяева Л. В.

Статья посвящена описанию опыта организации практики студентов 4-го курса в дистанционной форме в Омском государственном педагогическом университете. Предложен вариант корректировки содержания практики, технологий организации взаимодействия студентов, преподавателей, учителей и школьников в процессе практики в дистанционной форме. Описаны трудности и риски, проанализированы итоги практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диких Э. Р., Федяева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST TEACHING PRACTICE IN THE REMOTE MODE

The article is devoted to the description of the experience of organizing the practice of fourth-year students in a distance form at Omsk State Pedagogical University. A variant of correcting the content of practice, technologies for organizing the interaction of students, teachers, teachers and schoolchildren in the process of practice in a distance form is proposed. The difficulties and risks are described, the results of the practice are analysed.

Текст научной работы на тему «ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ»

УДК 378.1

Науч. спец. 13.00.08

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-114-118

ПЕРВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ

Статья посвящена описанию опыта организации практики студентов 4-го курса в дистанционной форме в Омском государственном педагогическом университете. Предложен вариант корректировки содержания практики, технологий организации взаимодействия студентов, преподавателей, учителей и школьников в процессе практики в дистанционной форме. Описаны трудности и риски, проанализированы итоги практики.

Ключевые слова: педагогическая практика, дистанционная форма обучения.

Э. Р. Диких, Л. В. Федяева E. R. Dikikh, L. V. Fedyaeva

THE FIRST TEACHING PRACTICE IN THE REMOTE MODE

The article is devoted to the description of the experience of organizing the practice of fourth-year students in a distance form at Omsk State Pedagogical University. A variant of correcting the content of practice, technologies for organizing the interaction of students, teachers, teachers and schoolchildren in the process of practice in a distance form is proposed. The difficulties and risks are described, the results of the practice are analysed.

Keywords: teaching practice, distance learning.

Педагогическая практика 2020 г. стала настоящим сюрпризом для преподавателей факультета естественно-научного образования (ЕНО), кафедр педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ). Практика 4-го курса факультета ЕНО была традиционно намечена на апрель. Были согласованы задания, внесены необходимые коррективы в отчетную документацию, определены сроки установочных конференций. Но коронавирус распорядился по-своему.

Согласно Российской педагогической энциклопедии под редакцией В. Г. Панова: «Практика педагогическая — форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности педагога. В процессе педагогической практики интенсифицируется профессиональное и личностное развитие будущих учителей. Студенты включаются в реальную практическую деятельность, впервые непосредственно знакомятся с выполнением должностных обязанностей и овладевают логикой профессионального поведения учителя. Деятельность студентов в период практики приближается по содержанию и структуре к профессиональной деятельности учителя и характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, другими учителями) и функций, что и работа педагога-профессионала» [1].

В энциклопедическом определении педагогической практики подчеркивается максимальное приближение к многообразной профессиональной деятельности учителя, непосредственное общение с участниками педагогического процесса. Получаемые в ходе теоретического обучения знания должны во время педагогической практики подкрепиться соответствующими навыками и умениями.

Образовательная программа ОмГПУ предусматривает два вида педагогической практики — учебную и производственную. К учебной практике относятся: ознакомительная, в ходе которой студенты знакомятся с различными видами образовательных организаций, и психолого-педагогическая, которая знакомит студентов с функциями классного

руководителя. В ходе производственной практики студенты погружаются в профессиональную деятельность учителя-предметника. При этом студенты в течение шести недель участвуют и в реализации программы развития образовательной организации, создавая безопасную и комфортную образовательную среду. Преемственность всех видов педагогической практики базируется на выполнении следующих принципов, положенных в основу рабочей программы каждого ее вида:

- принцип последовательности предполагает поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями учителя и классного руководителя;

- принцип преемственности обеспечивается освоением нового знания на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практической подготовки;

- принцип динамичности связан с постепенным усложнением задач, решаемых при прохождении различных видов практики, и обусловлен расширением спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, и увеличением объема, усложнением содержания деятельности, которая от курса к курсу становится всё ближе к деятельности профессионала;

- принцип полифункциональности основан на одновременном выполнении в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, кор-рекционно-развивающей и проч.) и овладении различными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т. д.).

Коронавирус и последующий режим самоизоляции сделали невозможным то, что составляет основу любой практики, — максимальное приближение к многообразной профессиональной деятельности учителя и непосредственное общение со всеми участниками педагогического процесса. Студентам 4-го курса факультета естественно-научного образования предстояло осваивать практику в дистанционном режиме. В первый момент, когда стало понятно,

что практику необходимо проводить, трудности, с которыми столкнутся будущие учителя и классные руководители, показались непреодолимыми, ведь создать среду, приближенную к реальной школьной жизни, сидя у компьютера, наблюдая «своих» детей на мониторе, невозможно. Но появляется шанс перенять необходимый опыт с помощью коммуникационных технологий и дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, когда преподаватель и студент находятся в изоляции, позволяет им взаимодействовать в образовательных целях, осваивая содержание обучения. Несомненным преимуществом использования дистанционных технологий в образовательном процессе становится так называемый плюс эффективности («временной разрыв, благодаря которому преподаватель вуза, руководитель научной деятельности, возможно, находится в другом городе или стране, но в то же время очень быстро может координировать процесс освоения программы, руководство курсовой работы, учебного процесса и т. д.») [2, с. 310]. В «перспективность, жизненность дистанционного обучения и адекватность его (по отношению к традиционным формам) сегодня поверили не только коллективы наиболее прогрессивных вузов страны, но и сами студенты, которых с каждым годом становится всё больше» [3, с. 85].

Сложившаяся ситуация сделала очевидной необходимость пересмотреть содержание практики таким образом, чтобы у студентов была возможность его реализовать дистанционно. Рабочая программа педагогической практики ОмГПУ построена на решении учебно-профессиональных задач. Решение учебно-профессиональной задачи [4] предполагает осмысление условия задачи, составление и осуществление плана решения (ключевые задания) и «взгляд назад» (рефлексия). Продуктом решения задачи выступают конспекты урока, сценарии воспитательного мероприятия или коллективного творческого дела, методические разработки, презентации, памятки для родителей и многое другое. Большая часть предложенных на период практики учебно-профессиональных задач легко адаптировались к дистанционному режиму прохождения практики. Но мы посчитали, что необходимо добавить новую учебно-профессиональную задачу, которая позволит познакомиться с образовательными платформами, ранее не задействованными в учебном процессе. Обратимся к задачам, которые решались в ходе практики.

Задача 1. В процессе педагогической практики Вам необходимо проанализировать имеющиеся порталы (платформы), предоставляющие возможность школьникам освоить дистанционно содержание школьной программы.

Ключевые задания:

1. Сделайте аннотированный список образовательных платформ: название, адрес, краткая аннотация (не менее 12).

2. Сделайте вывод о возможностях каждого из ресурсов:

- для учителей,

- для школьников,

- для родителей,

- для администрации школы.

3. Сделайте вывод о минусах каждой из платформ (отсутствие возможности работать без регистрации, отсутствие возможности сортировки и т. д.).

Продукт решения задачи: аннотированный список платформ школьного онлайн-обучения.

В результате практически все участники практики научились пользоваться такими интернет-ресурсами, как социальная сеть «ВКонтакте», электронная почта, Скайп, «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Дневник.ру», «videouroki.net».

Одним из заданий педагогической практики в ее традиционной форме был анализ посещенных уроков на их соответствие современным требованиям. Очевидно, что в условиях дистанционного обучения, по независящим от них причинам, студенты не могли посещать уроки. Тем не менее мы посчитали необходимым, чтобы студенты увидели современные уроки, построенные на основе деятельностного подхода соответственно главной задаче — развитию личности ученика. В сложившейся ситуации задание практики было скорректировано таким образом, чтобы студенты могли увидеть и проанализировать лучшие уроки онлайн.

Задача 2. В процессе педагогической практики Вам необходимо проанализировать, всегда ли урок в школе сегодня соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Ключевые задания:

1. Проанализируйте ФГОС основного общего образования (ООО).

2. Сделайте вывод об изменениях в целях, содержании, формах и технологиях организации, оценке современного урока в отличие от традиционного.

3. Проанализируйте пять видеоуроков с помощью предложенного ниже плана анализа, расположенных на канале всероссийского конкурса «Учитель года 2018» (https://www. youtube.com/channel/UCW-F74lLF4rTXgdBLPXtFCQ), на сайте всероссийского конкурса «Учитель года 2019» (1-1^:// teacherofrussia.edu.ru/media/video) (в разделе «Уроки»).

4. Сделайте вывод, соответствует ли урок требованиям, предъявляемым современному уроку в соответствии с предложенными ФГОС ООО критериями оценки.

Продукт решения задачи: развернутый анализ урока.

В процессе решения задачи студент приводил ссылку на посещенный видеоурок с указанием класса, предмета и темы урока. Развернутый анализ урока предлагалось оформить в виде таблицы, состоящей из пяти разделов. Критерии оценки предполагали три варианта: «да», «частично», «нет». Раздел 1 «Целеполагание» предлагал для анализа следующие ситуации, возникающие на уроке в процессе постановки цели:

- Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев.

- Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний).

- Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей).

- Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке).

- Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания).

В разделе 2 «Информационное обеспечение» анализировалось применение традиционных и информационно-коммуникационных технологий при проведении урока:

- Основной источник информации — рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели.

- Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь).

- Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и интернет-ресурсы).

- Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников.

- Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент.

- Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио).

- Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Раздел 3 предлагает понаблюдать за деятельностью субъектов учебного процесса при выполнении того или иного задания:

- Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность.

- Задания вариативны, ученик может выбрать темп, уровень сложности, способы деятельности.

Использование различных педагогических технологий рассматривается в разделе 4:

- Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение — прямое или через выполнение простых заданий).

- На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах (подчеркнуть нужное или дописать).

- Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции.

- На уроке прослеживаются связи со внеурочной деятельностью учеников.

Раздел 5 посвящен вопросу оценивания знаний и содержит следующие вопросы:

- Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки.

- Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла.

- Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им.

- Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям.

- Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям.

- Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось/не понравилось, как себя чувствовал на уроке).

- Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и проч.).

Особенно трудной для организаторов практики оказалась воспитательная составляющая. Одна из главных учебно-профессиональных задач, решаемых в период прохождения практики, — задача реализации воспитательного события. В условиях дистанционного обучения школьников вопросы воспитания, к сожалению, становятся второстепенными, но мы оставили это задание, предоставив студентам реализовывать его в непривычных условиях, осваивая новые формы взаимодействия. Современный учитель — это педагог, способный вариативно использовать формы и технологии онлайн-взаи-модействия с коллективом для решения определенной профессиональной задачи. В условиях дистанционного образования учителю при проведении внеклассных мероприятий с учащимися важно включить в активную деятельность каждого ребенка, чтобы каждый учащийся почувствовал себя субъектом деятельности вопреки ситуации «самоудаленности».

Задача 3. Вам необходимо, используя возможности интернета для конструирования интерактивных онлайн-про-дуктов (например, hyperbook.ru, доод1е.йогт^), сконструировать и провести интерактивное воспитательное дело (игра-симуляция, викторина, веб-квест и т. п.) в классе, к которому прикреплены. При этом все учащиеся должны быть задействованы в нем.

Ключевые задания:

1. Соберите информацию, необходимую для решения задачи. Проанализируйте источники, содержащие информацию об организации воспитательной деятельности.

2. На основе найденной информации оцените возможности использования различных дистанционных форм организации воспитательного мероприятия в классе, к которому Вы прикреплены.

3. Выявите основные интересы и потребности учащихся.

4. Определите онлайн-форму воспитательного дела и его тематику.

5. Узнайте ожидания учащихся от предстоящего мероприятия.

6. Составьте общий план проведения выбранной формы организации воспитательного дела.

7. Проведите воспитательное дело и проанализируйте его.

Продукт решения задачи:

1. Онлайн-анкета, выявляющая интересы и потребности учащихся.

2. План-конспект (сценарий) воспитательного дела, с выделением формы включения учащихся в активную деятельность во время его организации:

- цель,

- содержание воспитательного дела,

- форма организации,

- воспитательные результаты.

3. Ссылка на ресурс для учащихся.

4. План анализа воспитательного дела:

- из каких оснований выбиралось дело;

- какая организация работы предшествовала делу;

- какова была реакция детей на предложение провести дело;

- наличие инициативной группы или отдельных участников;

- анализ положительных и негативных его итогов;

- собственные предложения.

За многие годы руководства практикой студентов мы не видели таких подробных разработок внеурочных мероприятий, какие представили студенты факультета ЕНО на дистанционной практике. Не всё удалось осуществить, но, к примеру, сценарий воспитательного дела «Химия и война», предложенный О. Р. Бакуниной, показал, что провести мероприятие в дистанционном формате возможно. Его цель состояла в том, чтобы познакомить учащихся с достижениями советских химиков в годы Великой Отечественной войны, способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за самоотверженный труд ученых в годы войны. В сценарии было задействовано 11 старшеклассников, прекрасно подобрано музыкальное оформление, но особый интерес представил рассказ о достижениях ученых-химиков в годы войны, подкрепленный интересными учебными заданиями. Воспитательное событие состоялось.

В заключение приводим высказывания студентов факультета ЕНО, которые были взяты из специальной части педагогического отчета под названием «Моя педагогическая практика».

По мнению всех студентов, к положительным моментам практики следует отнести:

- самостоятельность в составлении технологических карт уроков, самостоятельных и проверочных работ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- приобретение знаний, умений и навыков при составлении разных видов заданий для учащихся на всех этапах урока; при составлении самостоятельных работ, отборе теоретического материала, доступного для восприятия учащихся, осуществлении рефлексии учеников различными способами. Нашим студентам даже пришлось прорабатывать этапы мотивации учащихся и актуализации их знаний в рамках дистанционных уроков. Студенты привлекались к проверкам домашних и самостоятельных работ, а также к индивидуальному консультированию;

- использование таких интернет-сервисов, как социальная сеть «ВКонтакте», электронная почта, Скайп, «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Дневник.ру», «videouroki.net»;

- приобретение навыков по самоорганизации учебного времени при подготовке к уроку.

Все без исключения студенты отмечают «колоссальную поддержку и помощь со стороны учителя-предметника в подготовке и проведении уроков».

В эмоциональном плане первая дистанционная практика была сложной, так как форма практики была нестандартной, приходилось много времени проводить за компьютером. Мы суммировали основные затруднения студентов, к которым относятся:

- отсутствие полноценного общения с учителем и учениками, так как не было возможности познакомиться с каждым учеником лично и с классом в целом;

- невозможность реализовать себя в роли учителя, стоящего у доски, и приобрести педагогический опыт, который реализуется при живом общении;

- создание рабочей обстановки в классе во время дистанционного урока;

- рациональное распределение своего времени при подготовке, а особенно при проверке самостоятельных работ. Ученики могли прислать работу поздно вечером, а утром хотели видеть результат;

- психологические затруднения при оценивании работ, так как не было возможности посоветоваться с учителем.

Большинство студентов отмечают, что в ходе практики научились держаться перед дистанционной аудиторией учеников, вести диалог в заданном режиме, организовывать работу на уроке и использовать критерии оценки учащихся. Они с удовлетворением отметили, что им удалось войти в роль учителя-предметника, наладить сотрудничество с педагогическим коллективом и почувствовать свою нужность, когда «дети постоянно задавали вопросы, просили, чтобы им помогли с каким-либо заданием».

Некоторые эмоциональные и самооценочные высказывания:

- педагогическая практика оказалась для нас вполне посильной; план практики выполнен в полном объеме. В период практики мною было разработано множество заданий как по основным предметам, так и по педагогике и психологии;

- задания, которые я выполняла от школы, были несложными;

- всё, что я делала во время практики, было познавательно и интересно, все сложности преодолены и виден положительный результат;

- дистанционная практика — это хорошо, но живое общение и обучение еще лучше;

- я надеюсь, что на следующий год наша практика пройдет еще лучше, так как мы уже будем готовы теоретически и нам останется закрепить всё практически;

- в итоге практики у меня появился незаменимый опыт. Практика изменила моё отношение к выбранной профессии: научила ценить время и показала трудности, с которыми может столкнуться будущий молодой педагог.

При подведении итогов практики мы попытались оценить работу студентов, применяя основные критерии, изложенные в Российской педагогической энциклопедии под редакцией В. Г. Панова. Среди предложенных критериев: степень сформированности указанных компетенций у каждого студента, «уровень теоретического осмысления студентом своей практической деятельности», «направленность интересов будущих педагогов, их активности, отношения к детям, уровень профессиональной культуры, способности к саморефлексии используются в деятельности». Н. Ф. Голованова, говоря о современном образовании, особое внимание обращает на «надпредметные умения», которые используются в деятельности [5]. В области коммуникативной деятельности это — культура общения и опыт взаимодействия в различных видах деятельности, в области ценностно-ориентационной деятельности она отмечает опыт рефлексии своей познавательной деятельности и отношений. В области общественной деятельности — это проявление гражданской позиции.

Отчеты, презентации, сценарии воспитательного события, рефлексия показали, что дистанционный характер практики не отразился на качестве практической подготовки студентов. Представленные отчеты соответствовали критериям, изложенным выше. При этом дистанционная практика позволила студентам расширить свои ИКТ-умения, познакомиться с уроками лучших учителей России, научиться сотрудничать с незнакомыми людьми.

Никто не отрицает, что нормальная практика должна проходить в условиях реальной жизни педагога, но нельзя не отметить, что педагогическая практика студентов факультета ЕНО прошла успешно, показав при этом уровень готовности преподавателей нашего вуза к работе в дистанционном режиме.

1. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm (дата обращения: 13.07.2020).

2. Царапкина Ю. М., Миронов А. Г., Кирейчева А. М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 7. С. 304-318.

3. Леонтьева И. А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2017. № 6. С. 84-88.

4. Царапкина Ю. М., Миронов А. Г., Кирейчева А. М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т. 8, № 7. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/potentsial-ispolzovaniya-i-perspektivy-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 13.07.2020).

5. Голованова Н. Ф. Общая педагогика : учеб. пособие для вузов. СПб. : Речь, 2005. 317 с.

© Диких Э. Р., Федяева Л. В., 2020

УДК 378.1

Науч. спец. 13.00.08

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-118-122

ПРОБЛЕМА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА XXI ВЕКА

В статье рассматриваются аспекты становления цифровой грамотности преподавателя вуза как актуальной проблемы современного образования. Освещается история вопроса, приводится определение цифровой грамотности. Проводится анализ современных процессов, накопленного опыта, определяются перспективные направления повышения уровня цифровой грамотности среди преподавателей университетов России.

Ключевые слова: преподаватель, вуз, система образования, государство, цифровая компетентность, цифровая среда.

А. А. Конкин A. A. Konkin

THE PROBLEM OF DIGITAL COMPETENCE OF THE UNIVERSITY TEACHER IN THE 21th CENTURY

The article examines aspects of a university teacher's digital competence as an urgent problem of modern education. The background is highlighted; the definition of digital competence is given. An analysis of modern processes, accumulated experience is carried out, promising areas for increasing the level of digital literacy among teachers of Russian universities are determined.

Keywords: university teacher, university, educational system, state, digital competence, digital environment.

Современный мир постоянно меняется. Инновации внедряются в различные сферы человеческой деятельности, что ориентирует людей на непрерывное совершенствование, укрепление своих знаний, навыков и компетенций, освоение новых видов деятельности в смежных отраслях. С другой стороны, рутинная работа всё больше делегируется машинам, и поэтому как никогда важно развивать творческие способности, ориентироваться на сотрудничество с коллегами в поиске новых решений и, что самое важное, критически оценивать предлагаемую информацию как с точки зрения надежности, так и условий ее логического применения к текущим задачам. Ожидания, возлагаемые на университеты, возросли, поскольку знания и цифровая компетентность приобретают всё большее значение в развитии современного общества. Закономерно измени-

лись требования к навыкам учащихся высших учебных заведений: теперь им необходимо не только уметь выполнять рядовые задания в соответствии со своими программами, но и владеть навыками организации информации, быстро находить общий язык со сверстниками в рамках проектных работ, а также эффективно анализировать и использовать знания, полученные благодаря работе в виртуальных базах данных.

В то же время за относительно короткий промежуток времени роль преподавателей также претерпела кардинальные изменения. По общему экспертному мнению, профессиональный преподаватель — ключевая фигура для успешного внедрения новых технологий в университетах. Таким образом, нужно понимать, что современный сотрудник образовательного учреждения должен быть носителем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.