Научная статья на тему 'ПЕРВАЯ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЯТИЯ НА ВООРУЖЕНИЕ'

ПЕРВАЯ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЯТИЯ НА ВООРУЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CCCР / БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА / КОНСТРУКЦИЯ РАКЕТЫ / ВЫСОКОКИПЯЩИЕ ОКИСЛИТЕЛИ / ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / С.П. КОРОЛЁВ / М.К. ЯНГЕЛЬ / А.М. ИСАЕВ / Н.А. ПИЛЮГИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Постников Александр Геннадьевич, Титов Андрей Анатольевич

В статье на основе уникальных архивных материалов и мемуаров рассказывается о создании в СССР первой управляемой баллистической ракеты оперативно-тактического назначения Р-11 (8А61), работавшей на высококипящих компонентах топлива. Реализованные в ней новые технические решения показывают, что ракета была самостоятельной и полностью завершённой разработкой советских учёных, значительно опередивших американскую баллистическую ракету MGM-5 «Капрал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Постников Александр Геннадьевич, Титов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST OPERATIONAL-TACTICAL MISSILE OF THE GROUND FORCES: HOW IT WAS CREATED AND MADE OPERATIONAL

The paper is based on unique archival materials and reminiscences and describes the making of the first guided operational-tactical ballistic missile (R-11/8A61) in the U.S.S.R., which ran on high-boiling fuel components. The new technological solutions realized there show that the missile was an independent and fully finished R&D project by Soviet scientists who made it well ahead of the US MGM-5 Corporal ballistic missile.

Текст научной работы на тему «ПЕРВАЯ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЯТИЯ НА ВООРУЖЕНИЕ»

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

А.Г. Постников, А.А. Титов

ПЕРВАЯ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЯТИЯ НА ВООРУЖЕНИЕ

Сведения об авторах. Постников Александр Геннадьевич — преподаватель кафедры оперативно-тактической подготовки ракетных войск и артиллерии Михайловской военной артиллерийской академии, подполковник, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: mvaa@mil.ru);

Титов Андрей Анатольевич — заместитель начальника Михайловской военной артиллерийской академии по военно-политической работе, полковник (Санкт-Петербург. E-mail: mvaa@mil.ru).

Аннотация. В статье на основе уникальных архивных материалов и мемуаров рассказывается о создании в СССР первой управляемой баллистической ракеты оперативно-тактического назначения Р-11 (8А61), работавшей на высококипящих компонентах топлива. Реализованные в ней новые технические решения показывают, что ракета была самостоятельной и полностью завершённой разработкой советских учёных, значительно опередивших американскую баллистическую ракету MGM-5 «Капрал».

Ключевые слова: CCCР; баллистическая ракета; конструкция ракеты; высококипящие окислители; жидкостной ракетный двигатель; С.П. Королёв; М.К. Янгель; А.М. Исаев; Н.А. Пилюгин.

Использование США в конце Второй мировой войны достижений научно-технической революции в военно-политических целях до предела обострило международную обстановку во второй половине XX века. Под эгидой США в 1949 году был создан Северо-Атлантический альянс (НАТО), который стал основным инструментом американской военной политики в Европе. Деятельность НАТО определялась требованиями разрабатывавшихся Вашингтоном различных коалиционных стратегий: «Сдерживания» (1949—1953), «Массированного возмездия» (1953—1961) и др.

Военно-техническая сторона первой коалиционной военной доктрины получила название «Щит и меч». Имея приоритет в вопросах оснащения вооружённых сил ядерным оружием и средствами его доставки, США возлагали на

себя задачи по уничтожению с использованием стратегической авиации, выполнявшей роль «меча», промышленных и административных центров СССР1.

Роль «щита» отводилась сухопутным войскам государств — членов НАТО, которые при поддержке тактической авиации и ВМС должны были проводить операции на Европейском театре войны до вступления в действие американских стратегических бомбардировщиков — носителей атомного оружия2.

Утрата США во второй половине 1950-х годов монополии на ядерное оружие способствовала тому, что американский «меч» потерял прежнюю силу3. Как следствие, «щит», представленный силами общего назначения, оказался не в состоянии выполнить свою задачу. Путь решения сложившейся проблемы американским военным специали-

стам4 виделся в сохранении подавляющего превосходства в области создания ракетно-ядерного оружия, а также в размещении средств ядерного нападения на территории Западной Европы с последующей передачей их странам — участницам блока НАТО.

В качестве новой коалиционной стратегии блока была принята разработанная военно-политическим руководством США стратегия «массированного возмездия», носившая крайне агрессивный характер. Сущность этой стратегии предельно просто пояснил государственный секретарь США Дж.Ф. Даллес, выступая перед Советом по международным отношениям в Нью-Йорке: «Соединённые Штаты должны быть готовы нанести массированный удар там и тогда, где и когда они сочтут нужным это сделать»5.

Резко возросли затраты Вашингтона на создание ракет-

ного вооружения. Если в 1954 году они составляли 503,6 млн долларов, то в 1957 году достигли суммы в 1276 млн долларов, увеличившись более чем в два с половиной раза6. Кроме того, на научно-исследовательскую работу в области ракетной техники в 1950-х годах американскими военными ежегодно тратилось более 250 млн долларов7.

Пентагон активно увеличивал военные потенциалы своих союзников по НАТО, развёртывая на территории европейских стран, входивших в Северо-Атлантический альянс, средства ядерного нападения тактического назначения. В октябре 1953 года на территории ФРГ были развёрнуты дивизионы атомной артиллерии, а в 1954 году несколько батарей неуправляемых баллистических ракет MGR-1 «Онест Джон»8.

В том же году на вооружение американской армии и армий ряда европейских стран стали поступать жидкостные управляемые баллистические ракеты MGM-5 «Капрал» с дальностью пуска от 48 до 140 км. Эти ракеты являлись средством огневой поддержки армейских корпусов и были способны доставлять до цели ядерные боеприпасы мощностью 20 кт. Полевой армии могли придаваться 3—4 дивизиона управляемых баллистических ракет «Капрал», которые, по заявлению американского военного руководства, «обладали большей огневой мощью, чем вся американская артиллерия периода Второй мировой войны»9.

Принимая во внимание тот факт, что в то время глубина обороны советской общевойсковой армии составляла 100—120 км, наличие такого вооружения в составе полевой армии открывало перед американским командованием

заманчивые перспективы по поражению объектов армейского уровня, находившихся на значительном удалении от переднего края и не всегда доступных для авиации при хорошо организованной системе противовоздушной обороны.

В начале 1950-х годов советское командование такого средства ядерного поражения в своём распоряжении не имело. Принятые на вооружение баллистические ракеты 8А11 (Р-1) и 8Ж38 (Р-2) как боевые ракетные системы имели серьёзные недостатки, к которым следует отнести: низкую точность стрельбы; сложность и продолжительность подготовки ракет к пуску; ограниченное время пребывания в заправленном состоянии из-за использования в качестве окислителя жидкого кислорода; большие габариты и значительное количество элементов наземного стартового оборудования. Все эти недостатки снижали боевые и манёвренные возможности ракетных соединений и частей, затрудняли организацию их боевого дежурства. Таким образом, решение о разработке новой ракеты было вызвано необходимостью улучшения эксплуатационных характеристик баллистических ракет дальнего действия для их боевого применения в интересах Сухопутных войск.

Исследования по поиску новых, более мощных и стойких компонентов топлива и окислителей для ракет различного типа велись в Научно-исследовательском институте № 4 (НИИ-4), находившемся в подчинении Академии артиллерийских наук10. Начиная с 1947 года сотрудниками института А.З. Красновым, В.Н. Кулагиным, И.И. Поляковым, Л.М. Эдмином были проведены огневые испытания жидкостных ракетных двига-

телей (ЖРД), использовавших в качестве топлива керосин, а в качестве окислителя составы: смесь азотной кислоты с четырёхокисью азота и смесь тетранитрометана с четырёхокисью азота. Испытания показали, что в энергетическом отношении оба окислителя равноценны. Но ввиду того, что тетранитрометан по ряду характеристик (температура замерзания, токсичность и взрывоопасность) уступал азотной кислоте, а его производство в начале 1950-х годов не было обеспечено сырьевой базой, для создания жидкостных баллистических ракет было рекомендовано использовать окислитель на основе азотной кислоты11.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в НИИ-88 по теме «Исследования вариантов ракет дальнего действия с применением топлив на основе вы-сококипящих окислителей» были начаты после принятия Советом министров СССР постановления № 4811-2092 от 4 декабря 1950 года «О плане опытных работ по наземному реактивному вооружению на IV квартал 1950 года и 1951 год»12. Группу исследователей возглавил Е.В. Синильщиков13.

Советским конструкторам предстояло к исходу первого квартала 1952 года осуществить подбор оптимальных рецептур топлива на основе высококипящих окислителей и провести их физико-химические исследования, проанализировать различные варианты ракет и обосновать наиболее оптимальный вариант с учётом выбранного топлива, подготовить тактико-техническое задание на двигатель, разработать эскизный проект двигателя в соответствии с тактико-техническим заданием, разработать эскизный проект ракеты. При этом разработка

эскизных проектов ракеты и двигателя должна была вестись с использованием узлов и агрегатов, применявшихся в ракетах Р-1 и Р-214.

Исследования, проведённые группой, показали, что создание жидкостного ракетного двигателя, работавшего на азотной кислоте (окислитель) и керосине (горючее) с вытеснительной системой подачи компонентов в двигатель, являлось перспективным направлением в области ра-

кетостроения. Вместе с тем в коллективе ОКБ-1 проявились серьёзные разногласия. Сторонники криогенных компонентов С.П. Королёв и В.П. Глушко требовали сосредоточить усилия в выбранном направлении. В качестве аргументов приводились энергетическое преимущество и экологичность кислородно-керосиновой пары топливных компонентов. Последователи использования высококипя-щих компонентов М.К. Ян-

гель, Д.Д. Севрук, А.М. Исаев и Е.В. Синильщиков аргументировали свой выбор широкими возможностями в вопросах повышения боевой готовности баллистических ракет вследствие длительного нахождения в заправленном виде.

Следует отметить, что А.М. Исаев уже имел большой опыт научных исследований в области создания ЖРД, использовавших в качестве топлива керосин и азотную кислоту, который он получил,

Таблица 1

Тактико -технические характеристики баллистических ракет Р-1, Р-11 и MGM-5 «Капрал»

Тактико-технические характеристики изделия Р-1 Р-11 МвМ-5 «Капрал»

Наибольшая дальность полета 270 км 270 км 138,9 км

Точность нанесения удара: по дальности по направлению + 8 км ± 4 км ± 6 км (1,2) ± 3 км (1,2) ± 1,4 км ± 1,4 км

Топливо: горючее окислитель этиловый спирт жидкий кислород керосин азотная кислота анилин ± фурфуриловый спирт азотная кислота

Боевая часть обычное ВВ ТГАГ-5 обычное ВВ ТГАГ-5 ядерная химическая обычное ВВ

Вес взрывчатого вещества 750 530 500

Вес изделия, не заправленного топливом 4,03 т 1,692 т 2,44 т

Вес топлива 9,4 т 3,36 т 3 т

Габариты изделия: длина диаметр 14,27 м 1,65 м 10,49 м 0,88 м 10,48 м 0,74 м

Время подготовки ракеты к запуску 3—5 часов* 2—3 часа 4—6 часов

Стоимость 1 изделия в серийном производстве 632 тыс. рублей 350—400 тыс. рублей около 95 тыс. долларов

* Из доклада М.И. Неделина Г.К. Жукову о развитии ракетного вооружения во время показа техники на Государственном центральном полигоне // Филиал ЦАМО РФ (п. Власиха). Ф. 10. Оп. 739807. Л. 1—12.

Таблица составлена по: Изделие 8А61: руководство службы в 3 ч. Ч. 1: Конструкция и двигательная установка. М.: Воениздат, 1959. С. 12, 128, 129; Задача особой государственной важности: из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959): сб. док. / _ Сост. В.И. Ивкин, Г.А. Сухина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 355; Janice E. McKenney. The Organizational History of Field Artillery 1775—2003 / by Janice E. McKenney. U.S. Army Center of Military History Washington, 2007. P. 213, 214. Основные данные зарубежных управляемых снарядов (по материалам иностранной печати): справочник / Сост. А.Г. Поздняков, М.В. Смирнов, А.Н. Лорченко. М.: ЦАГИ, 1955. С. 11.

работая в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности. В период с 1944 по 1946 год коллективу ОКБ -2 (НИИ-1) под его руководством удалось достичь значительных успехов, создав целую линейку простых, но надёжных авиационных реактивных двигателей15. В мае 1948 года А.М. Исаев был переведён в НИИ-88 на должность начальника отдела ОКБ -2, где продолжил разрабатывать ЖРД для зенитных управляемых

ракет16.

Защита эскизного проекта новой ракеты состоялась на научно-техническом совете НИИ-88 30 ноября 1951 года. С докладом выступил начальник отдела — заместитель главного конструктора ОКБ-1 по проектным работам М.К. Янгель. В поддержку новой ракеты высказались Д.Д. Севрук и А.М. Исаев17. Предложенный проект был встречен сторонниками криогенных компонентов без особого энтузиазма, но так как он удовлетворял требованиям Министерства вооружения, работу по ракете было решено продолжить.

Постановлением Совета министров СССР № 442-212сс от 13 февраля 1953 года «О плане опытно-конструкторских работ по ракетам дальнего действия на 1953—1954 гг.» было установлено техническое задание для проектирования новой баллистической ракеты и определены сроки создания опытной партии ракет в количестве 10 единиц. В качестве головных исполнителей были утверждены НИИ-88 во главе с М.К. Янгелем и СКБ-385, возглавлявшееся Е.М. Ушаковым. Главным конструктором был назначен С.П. Королёв, его заместителями — В.П. Мишин и М.И. Дуплищев18. Разработкой основных агрегатов баллистической ракеты занимались коллективы под руководством:

A.М. Исаева — двигательная установка; Н.А. Пилюгина

— система управления и пусковое электрооборудование;

B.П. Бармина — специальное техническое оборудование19.

В то время С.П. Королёв всецело был поглощён разработкой баллистической ракеты Р-5, поэтому работу по созданию ракеты Р-11 он возложил на В.П. Макеева, его заместителем был назначен И.В. Попков. Заместителем по двигательной установке

— Е.В. Синильщиков.

Ракета состояла из головной,

средней и хвостовой частей. Головная являлась боевой частью ракеты и снаряжалась взрывчатым веществом ТГАГ- 5, масса которого составляла 535 кг. Подрыв боевой части осуществлялся с помощью взрывательного устройства, конструктивно состоявшего из прибора управления взрывателями 8В1603 электромеханического типа, головного взрывателя 8В1601 и донного взрывателя 8В160220.

Средняя часть состояла из баков для окислителя, горючего и коммуникаций. Особенностью конструкции было то, что топливные баки были созданы по «несущей

схеме», т.е. являлись силовыми элементами корпуса ракеты, воспринимавшими на себя внешние нагрузки и напряжения, создававшиеся внутренним давлением газов. Ёмкость баков позволяла разместить 778,6 кг горючего и 2877 кг окислителя. На верхних днищах топливных баков устанавливался пороховой аккумулятор давления, под действием которого происходило вытеснение горючего из баков21. Позднее он был заменён на жидкостной аккумулятор давления (ЖАД)22.

Хвостовая часть являлась силовым элементом, воспринимавшим нагрузку от рулей и стабилизаторов, в ней размещались двигатель и часть приборов управления. На корпусе хвостовой части были установлены четыре стабилизатора, которые вместе с газоструйными рулями обеспечивали стабилизацию ракеты в полёте23.

Жидкостной ракетный двигатель С.2.253А/8Д511 работал на окислителе АК-20И (20 проц. двуокиси азота и 80 проц. азотной кислоты) и горючем Т-1 (авиационный керосин). Для запуска использовалось пусковое горючее ТГ-0,2 (смесь

Схема расположения заправочных средств при вертикальной заправке: 1 — автозаправщик горючего 8Г114; 2 — ракета 8А61 (Р-11); 3 — дренажный клапан окислителя; к — стремянка; 5 — заправочный клапан окислителя; 6 — автозаправщик окислителя 8Г17; 7 — пусковой стол 8У28

50 проц. ксилидина и 50 проц. триэтиламина), которое в контакте с окислителем образовывало самовоспламеняющуюся смесь. После выгорания пускового горючего в камеру сгорания через форсунки поступало основное горючее — керосин. Распылённое форсунками топливо в камере сгорания смешивалось и сгорало24. Расход горючего при работе двигателя составлял 7,72 кг/сек, окислителя — 30,35 кг/сек. В процессе работы двигатель создавал тягу8300 кг. Время работы двигателя — 90 сек. Автоматика топливной установки основывалась на пиромембранах и клапанах одноразового действия25.

Система управления была аналогична системе управления ракеты Р-1 (автономно инерциальная) и выполняла функции ведения ракеты по заданной траектории, стабилизации положения ракеты относительно её центра тяжести, управления дальностью полёта и включения взрыва-тельного устройства. В автомате стабилизации ракеты полностью отказались от воз-

душных рулей. Стабилизацию ракеты в полёте обеспечивали газоструйные рули.

Комплект наземного оборудования, применявшегося при подготовке ракеты к пуску и при проведении пуска, в свой состав включал: транспортное оборудование — грунтовую тележку 8Т137 (8 Т113); подъёмное оборудование — автомобильный кран 8Т22; оборудование для заправки ракеты воздухом и проведения пневмоиспытаний — компрессорную станцию 8Г33 и пульт 8Г04; проверочно-пусковое оборудование — машину испытаний и управления 8Н211, пусковой стол 8У28; заправочное оборудование — заправщики горючего 8Г114 и окислителя 8Г17.

Впервые для баллистической ракеты на базе гусеничного тягача АТ-Т был создан стреловой установщик 8У277 с захватом. Установка ракеты осуществлялась способом «вывешивания», при этом в ходе перевода ракеты из горизонтального в вертикальное положение удачно использовалась сила тяжести (вес) ракеты.

Применение такого способа позволило из процесса приведения ракеты в боевую готовность исключить операцию по перегрузке её с транспортного средства на грунтовый лафет, что значительно сокращало время на подготовку ракеты к пуску.

Грунтовая тележка 8Т137 представляла собой одноосный прицеп, крепившийся с помощью седельного устройства к шасси автомобиля ЗиЛ-157. В отличие от грунтовой тележки, применявшейся для доставки ракеты Р-1, на ней можно было перевозить до трёх незаправленных ракет без головных частей или одну полностью заправленную и укомплектованную ракету.

К началу лётных испытаний коллективами конструкторов были решены многие проблемы, связанные с применявшимися компонентами топлива. Были разработаны новые методы проверки ракеты на технической и стартовой позициях, отработаны вопросы по обеспечению безаварийной заправки ракеты и проведению надёжного пуска. Найдены

Таблица 2

Выписка из плана производства ракетного и реактивного вооружения (по проекту плана на 1956—1960 гг.)

№ Наименование Единица измерения Всего на 1956—1960 гг. в том числе по годам

п/п системы или изделий 1956 1957 1958 1959 1960

1 Ракета Р-11 шт. 1000 150 200 200 200 250

2 Наземное оборудование для стартовых комплексов и технических позиций Р-11 компл. 2 1 1 - - -

Составлена по: Задача особой государственной важности... С. 476.

способы слива компонентов топлива и промывки трубопроводов для нейтрализации остатков топлива, если пуск ракеты не состоялся. Особое внимание уделялось разработке способов обязательной защиты личного состава боевых расчётов от токсичных компонентов топлива26.

Испытания баллистической ракеты были проведены на Государственном центральном полигоне (ГЦП) п. Капустин Яр испытателями полигона при непосредственном участии представителей промышленности. Общее руководство испытаниями осуществлял начальник Управления опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ инженер-полковник А.Г. Мрыкин, непосредственно техническое руководство было возложено на ведущего конструктора ОКБ-1 М.Ф. Ре-шетнёва.

Первый этап лётных испытаний прошёл в период с 18 апреля по 2 июня 1953 года. С подготовленных бетонированных площадок были произведены 10 пусков ракет Р-11, в т.ч. 4 ракет на дальность 270 км и 6 ракет — 250 км. При этом лишь 50 проц. ракет достигли района целей27.

В целом результаты первого этапа лётных испытаний позволили сделать положительный вывод о конструкции ракеты и наметить ряд усовершенствований, которые нашли отражение в техническом проекте и новом комплексе рабочих чертежей, утверждённых С.П. Королёвым 26 января 1954 года28.

Наиболее существенным изменениям подверглась конструкция двигателя. Были аннулированы высотный графитовый насадок и тяжёлое рулевое кольцо для крепления рулевых машин, удлинено сопло двигателя,

на котором крепились новые рулевые машины с валами графитовых рулей управления по тангажу, рысканию и вращению без промежуточных передач, как в предыдущей конструкции, изменена система подачи компонентов топлива в камеру сгорания двигателя, вместо порохового аккумулятора давления был использован более надёжный жидкостной аккумулятор давления, установлены заборные устройства в баках, позволявшие обеспечивать их полное опустошение29.

Была проведена большая научная работа по исследованию ошибок, сопровождавших стрельбу ракетами дальнего действия. Исследования в области баллистического обеспечения пусков проводились Научно-исследовательским институтом ГАУ № 4 (НИИ-4), Военной артиллерийской инженерной академией имени Ф.Э. Дзержинского, а также ГЦП (войсковая часть 15644) п. Капустин Яр30. Были установлены группы ошибок, влиявших на точность стрельбы ракетами: первая — ошибки выбора и определения координат точки прицеливания, вторая (ошибки пуска) — ошибки определения метеорологических условий стрельбы, ошибки топогеодезической подготовки, ошибки таблиц стрельбы; третья — ошибки технического рассеивания ракет. В результате удалось до минимума свести ошибки, сопровождавшие пуск ракеты31, сократив их до случайных ошибок рассеивания, возникавших вследствие несовершенства конструкции ракеты.

Второй этап лётных испытаний был проведён в период с 20 апреля по 13 мая 1954 года. Девять ракет из десяти достигли дальности 270 км, при этом отклонение точки падения ракет от цели составило:

по дальности не более 1,2 км, по направлению — не более 0,66 км, подтвердив, таким образом, правильность выбранного направления исследований в области проблем теории стрельбы баллистическими ракетами. Авария произошла при шестом пуске 5 мая 1954 года на 80-й секунде полёта ракеты. Тщательный анализ результатов телеметрических измерений параметров работы двигателя, жидкостного аккумулятора давления, температуры стенок баков и обшивки ракеты позволил установить причину взрыва. К концу ра-

Ракета 8А61 (Р-11)

боты ЖАД из-за нагрева нарушалась герметичность бака с горючим, и ракета взрывалась. В результате был выбран оптимальный режим работы ЖАД, уточнена технология изготовления верхней части бака для горючего и установлено оптимальное время работы ракетного двигателя на активном участке траектории перед прохождением команды на его выключение32.

В период с 31 декабря 1954 по 21 января 1955 года были проведены государственные испытания опытной партии ракет, по результатам которых постановлением Совета министров Союза ССР № 1313-747 от 13 июля 1955 года баллистическая ракета Р-11 с комплектом наземного стартового оборудования была принята на вооружение Советской армии под индексом 8А6133.

В конструктивном, эксплуатационном, а также в экономическом отношении новая ракета выгодно отличалась от Р-1. При аналогичной дальности пуска она была в 2,5 раза легче, в 1,5 раза короче и имела в 2 раза меньший диаметр.

Также конструкторам удалось, сохранив высокие тактико-технические показатели, не допустить снижения боевой нагрузки ракеты более чем на 30 проц. Стоимость ракеты и горючего для неё была неоспоримо ниже стоимости компонентов топлива и затрат на производство ракеты Р-1. В процессе работы удалось добиться сокращения сроков подготовки и удобства в эксплуатации, которое достигалось за счёт заправки ракеты компонентами топлива в горизонтальном положении, что позволяло хранить и транспортировать ракету на стартовую позицию в заправленном состоянии. Кроме того, практически в два раза сократилось количество агрегатов наземного стартового оборудования. Отпала необходимость бетонировать площадку для пуска ракеты на стартовой позиции, как это требовалось для ракет дальнего действия Р-1 и Р-2. Это значительно сокращало время подготовки ракеты к боевому применению.

Ракета Р-11 по ряду технических решений значительно

опередила американскую баллистическую ракету MGM-5 «Капрал». Комплект наземного стартового оборудования советской ракеты был более мобильным и в отличие от американского в два раза быстрее позволял осуществить подготовку ракеты к пуску.

В соответствии с утверждённым Советом министров СССР планом Министерству оборонной промышленности (МОП) в 1955 году предстояло наладить выпуск 70 ракет Р-1134. Дальнейшая доработка, а также серийное производство управляемых баллистических ракет 8А61 были поручены коллективам заводов СКБ № 385 и № 66 МОП35. В течение 1955 года на заводах было организовано производство ракет с использованием узлов и агрегатов, изготовленных в НИИ-88. В 1956 году СКБ № 385 перешло на изготовление ракет Р-11 из узлов и агрегатов собственного производства.

Контрольные цифры пятилетнего плана развития реактивной техники показывают, что в период с 1956 по 1960

Таблица 3

Результаты отстрела баллистических ракет Р-11, полученные в период с ноября по декабрь 1957 г.

№ п/п Дальность стрельбы (км) Отклонение от цели Примечание

По дальности (км) По направлению (км)

1 256 перелёт 3,79 вправо 0,92 Допускаются по Постановлению Совета министров СССР № 442-212сс от 13 февраля 1953 г. отклонения: по дальности + 6, по направлению + 5,2

2 256 перелёт 0,90 влево 0,17

3 256 перелёт 1,02 вправо 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 256 недолёт 0,63 вправо 0,07

5 56 перелёт 0,40 влево 0,60

6 56 перелёт 0,54 влево 0,79

7 56 перелёт 1,08 вправо 1,14

Составлена по: Задача особой государственной важности... С. 619.

год заводам промышленности надлежало передать Министерству обороны СССР 1000 ракет Р-1136. Кроме того, в указанный период планировалось создать два комплекта наземного оборудования для стартовых и технических позиций. В этих целях предусматривалось строительство новых заводов, производственные мощности которых были способны осуществлять выпуск 2000 БР Р-11 в год. На создание этих мощностей в объёме, необходимом для выполнения намеченного плана37, было запланировано выделение денежных средств в размере 9,8 млрд рублей. Всего на выполнение плана производства ракетного и реактивного вооружения предполагалось затратить 48,4 млрд рублей38.

Вместе с тем к производству ракет оказались не готовы производственные мощности завода № 385. Сказались новизна конструктивных решений, принятых в ракете Р-11, а также отсутствие в достаточном количестве квалифицированных инженерно-технических кадров. По этой причине в 1955 году завод смог выпустить лишь 9 ракет. Изготовленные в 1956 году ракеты первой серийной партии в ходе контрольных пусков показали неудовлетворительные результаты39. При изучении причин аварийности ракет было установлено, что механические вибрации, проявлявшиеся из-за повышенных пульсаций в камере сгорания двигателя, выводили из строя отдельные элементы системы управления ракетой.

Во втором полугодии 1956 года МОП занималось устранением недостатков ЖРД и элементов аппаратуры управления, в результате чего план поставки ракет Р-11 Министерству обороны СССР на 1956 год был сорван. В конце года

Министерству обороны были сданы 12 ракет, в т.ч. 6 учебных. В январе 1957 года для испытаний были дополнительно изготовлены 6 ракет40.

В ходе проверочных испытаний, проведённых в январе 1957 года, из семи выполненных пусков три прошли с неудовлетворительным результатом. Испытания были прекращены, а к месту их проведения была направлена специальная комиссия, состоявшая из представителей промышленности и Министерства обороны СССР. В ходе работы комиссия установила, что, несмотря на принятые ранее меры, к авариям приводили разрывы топливных баков, а также неправильная работа отсечного клапана окисли-теля41.

Недостатки производства ракет Р-11 были рассмотрены как один из вопросов на заседании Президиума ЦК КПСС, состоявшемся 2 апреля 1957 года. МОП было предписано в двухмесячный срок устранить недостатки и обеспечить серийный выпуск ракет в соответствии с планом начиная с июля 1957 года. Кроме того, следовало провести тщательную проверку технической и технологической документации на ракету Р-11 и проверку устранения в её конструкции недостатков, отмеченных в ходе государственных испытаний. Также надлежало усилить СКБ № 385 квалифицированными инженерно-техническими кадрами. Выдать СКБ № 385 аванс в размере 20 млн рублей в счёт платы за поставку в 1957 году Министерству обороны СССР ракет Р-11. При этом МОП разрешалось в мае—июне 1957 года провести проверочные испытания, использовав при этом от 14 до 18 ракет42.

После решения Президиума ЦК КПСС, которое нашло

отражение в постановлении Совета министров СССР № 343-164, МОП были тщательно проанализированы причины неудач, и коллективы конструкторов СКБ № 385, ОКБ-1 и ОКБ-2 НИИ-88 под руководством С.П. Королёва, А.М. Исаева и Н.А. Пилюгина энергично занялись устранением недостатков.

В ходе многочисленных лабораторных и стендовых испытаний были тщательно исследованы условия работы пусковых форсунок газогенераторов и разработана их новая конструкция. В целях предотвращения коррозии в системе подачи топлива материал, из которого изготавливали баки и трубопроводы, был заменён на нержавеющую сталь. Была проведена работа по устранению причин негерметичного соединения газогенераторов с основными баками. Решена проблема герметизации пиропатронов, что исключило выброс горячих газов и пламени в межбаковое пространство при срабатывании пиропатронов. Конструктивно были улучшены и другие узлы ракеты43.

В сентябре 1957 года ракета была вновь представлена для проверочных испытаний. При отстреле первых трёх ракет на дальность 265 км две легли в заданный квадрат, а третья из-за нестабильной работы автомата стабилизации не долетела до цели 40,4 км и отклонилась вправо на 24,3 км44. Испытания вновь были остановлены. В течение месяца инженерами НИИ-885 и ОКБ-897 Министерства радиотехнической промышленности проводилась доработка ракеты. Были внесены изменения в схему подачи электропитания на бортовые системы управления, а в каналах тангажа и рыскания были установлены индуктивно-ёмкостные фильтры. После

проведения этих мероприятий партия из 7 ракет Р-11 была отстреляна с положительными результатами. Государственный центральный полигон, проводивший проверочные пуски Р-11, в своём отчёте по испытаниям дал следующее заключение: «После доработок системы управления изделий по результатам трёх первых пусков лётные испытания семи изделий поверочного этапа и двух изделий от серийной партии показали эффективность проведённых доработок по системе управления и двигательной установке и дали положительные результаты. Считать возможным рекомендовать изделие 8А61 к серийному производству и закладке в боезапас»45. На основании этого заключения заводу № 385 было разрешено продолжить серийный выпуск ракет Р-11.

Кроме того, одновременно с лётными испытаниями одна ракета была испытана на функционирование после хранения в заправленном состоянии 50 суток с последующим сливом компонентов топлива и повторной заправкой через 5 суток. При попытке осуществить пуск ракета взорвалась на пусковом столе. По результатам этих испытаний комиссией было рекомендовано уточнить методику слива и повторной заправки Р-11 основными компонентами топлива и требования к условиям хранения ракет в заправленном состоянии в течение двух месяцев46.

В начале 1957 года комплекты наземного стартового оборудования для пуска ракет Р-11 поступили на вооружение 233-й инженерной бригады РВГК. В сентябре того же года на ГЦП с 15-м отдельным инженерным дивизионом из состава бригады (командир дивизиона подполковник С.М. Силенин) было проведено опытное тактическое учение с боевыми пусками 9 ракет. Учением руководил помощник заместителя министра обороны по боевой подготовке реактивных частей генерал-лейтенант П.А. Дегтярёв. На учении присутствовали представители Генерального штаба Вооружённых сил СССР, Главного штаба Сухопутных войск, Управления командующего артиллерией Советской армии и штаба реактивных частей, а также научно-исследовательских учреждений и военных вузов. В ходе учения отдельный инженерный дивизион наносил ракетные удары, находясь в основном позиционном районе, а также в ходе перемещения. Все задачи были выполнены успешно, и дивизион получил оценку «хорошо».

Вместе с тем опытное учение показало, что дивизион имел малую манёвренность и подвижность. Насчитывая в своём составе 152 крупногабаритные машины, на марше он растягивался в длинную и плохо управляемую колонну. Это послужило поводом для поиска путей сокращения элементов наземного стартового

оборудования, а также тщательного изучения организационно-штатной структуры инженерного дивизиона на предмет целесообразности включения в его состав технической и парковой батарей.

Подводя итог, следует отметить, что в период с 1953 по 1957 год советскими учёными в области ракетостроения была проделана огромная работа по разработке, созданию и последующей доработке ракеты Р-11. Реализованные в ней новые технические решения показывают, что ракета являлась самостоятельной и полностью завершённой разработкой советских инженеров, имевшей ряд отличительных особенностей. Работавшая на высококи-пящих компонентах топлива, она стала первой в линейке ракет оперативно-тактического назначения, положив начало основному направлению развития новых средств вооружённой борьбы для Сухопутных войск.

Длительная и тщательная доработка ракеты и элементов наземного стартового оборудования позволила создать надёжное и эффективное средство огневого поражения противника для применения в операциях Сухопутных войск. Вместе с тем ракета имела существенный недостаток — невысокую эффективность боевой части. Для повышения мощности была необходима ядерная боевая часть, что предопределило модернизацию ракеты.

Ич

П

РИМЕЧАНИЯ

1 В соответствии с планом «Дробшот», разработанным Комитетом начальников штабов в октябре 1949 г., предусматривалась бомбардировка 200 советских городов, на которые планировалось сбросить до 300 ядерных авиабомб, разрушив при этом 30—40 проц.

промышленного потенциала СССР.

2 Маринин И. Военная доктрина Североатлантического блока // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 3. С. 3—11.

3 Там же.

4 Рауни Э.Л. Тактика сухопутных войск в условиях применения атомного ору-

жия // Combat Forces Journal. August, 1954; Рейнхард Дж.К., Кинтнер В.Р. Боевые действия сухопутных войск в условиях применения атомного оружия. 1954; Микшен Ф.О. Атомное оружие и армии / Сокр. пер. с англ. В.И. Саввина, В.В. Вахмистрова; под ред. И.Н. Соболева. М.: Из-

дательство иностранной литературы, 1956; Монтгомери. О характере будущей войны // Военная мысль. 1955. № 3. С. 76—84.

5 Стратегия «Массированного возмездия» официально была провозглашена государственным секретарём США Дж.Ф. Даллесом в его

речи перед Советом по международным отношениям в Нью-Йорке 12 января 1954 г. // Трофименко Г.А. Военная доктрина США. М.: Знание, 1982. С. 13, 14.

6 Урюпин Д.А. и др. Реактивное оружие капиталистических стран (по материалам зарубежной печати): информационный сборник. М.: Во-ениздат, 1959. С. 37.

7 Теплинский В.А. Об использовании реактивных снарядов класса «земля — земля» в оперативно-тактических целях (по данным американской печати) // Военная мысль. 1957. № 4. С. 74.

8 Мильбах В.С., Постников А.Г. Рождение советской атомной артиллерии // Военно-исторический журнал. 2016. № 9. С. 4; они же. От артиллерии особой мощности к тяжёлой реактивной // Там же. 2017. № 9. С. 4.

9 Из интервью руководителя центра исследований развития армии сШа генерал-лейтенанта Дж.М. Гейви-на // Die Welt. 1957. 30 Januar.

10 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 36. Оп. 170510. Д. 191. Л. 37, 39.

11 История 4 Центрального Научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации (1946—2006) / Под ред. В.В. Василенко. Королёв: ЦИПК, 2006. С. 19.

12 Задача особой государственной важности: из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945—1959): сб. док. / Сост. В.И. Ивкин, Г.А. Сухина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 208, 209.

13 Первов М. Рассказы о русских ракетах. М.: Столичная энциклопедия, 2012. С. 112.

14 ЦАМО РФ. Ф. 36. Оп. 178631. Д. 52. Л. 61.

15 Исаев А.М. Первые шаги к космическим двигателям. М.: Машиностроение, 1978. С. 48, 49.

16 Завьялов В.С. К юбилею ОКБ-2 и ОКБ-3 в составе НИИ-88 // Выступление на научно-технической конференции КБХМ имени А.М. Исаева 14 марта 2012 г. // Интернет-ресурс: https://zavjalov.okis. ru/kUbileyu.html.

17 Там же.

18 Задача особой государственной важности... С. 313, 314.

19 Там же.

20 Изделие 8А61: руководство службы в 3 ч. Ч. 1. Конструкция и двигательная установка. М.: Воениздат, 1959. С. 15—32.

21 СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» / Сост. Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; под общ. ред. В.Г. Дегтярёва. М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный парад», 2007. С. 36.

22 Изделие 8А61: руководство службы. С. 6—8.

23 Там же.

24 Там же. С. 37, 38.

25 Там же. С. 42—50.

26 Калашников А.С. У истоков стратегических // Военно-исторический архив. 2001. № 4(19). С. 87.

27 Там же.

28 СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева». С. 35.

29 Там же.

30 НИИ-4: Отчёт № 462 по НИР № 2-44-52 по теме «Исследование причин рассеивания ракет Р-1 и разработка Р-1 (улучшенной кучности)», 1953; Отчёт № 484 по НИР № 25-44-53 по теме «Разработка основных положений теории стрельбы изделиями «Р» и составление правил стрельбы изделиями 8А11 и

8Ж38», 1953 г.; Отчёт № 558 по НИР-21 по теме «Разработка методики оценки величин параметров рассеивания изделий типа 8А11, 8Ж38», 1954 г.; Отчёт № 570 по НИР-54 по теме «Разработка основных положений теории стрельбы изделиями «Р» с дальностью полёта до 2000 км», 1955 г.

31 Ошибки: выбора точки прицеливания и определения координат цели, геодезической привязки, учёта геофизических условий стрельбы, метеорологической подготовки, баллистической подготовки, ошибки технической подготовки, ошибки таблиц стрельбы.

32 Калашников А.С. Указ. соч. С. 87.

33 Комплекс наземного оборудования с ракетой Р-11 принят на вооружение под индексом ГАУ 8А61 постановлением Совета министров Союза ССР № 1313-747 от 13 июля 1955 г.

34 Докладная записка М.В. Хруничева, И.С. Конева, В.М. Рябикова в ЦК КПСС о недостатках в ракете Р-11 // Задача особой государственной важности. С. 546, 547.

35 Из докладной записки

B.А. Малышева, Г.К. Жукова, М.В. Хруничева и Д.Ф. Устинова об организации серийного производства ракет Р-5 и Р-11 // Там же. С. 355, 356.

36 Проект контрольных цифр пятилетнего плана развития реактивной техники на 1956—1960 гг. // Там же.

C. 472—477.

37 Кроме ракет Р-11, в плане фигурируют ракеты Р-7 — 75 шт. и Р-5 — 1000 шт., а также 15 тыс. ракет класса «воздух — воздух» // Там же. С. 472—477.

38 Из докладной записки М.В. Хруничева и В.М. Рябикова Н.С. Хрущёву и Н.А. Бул-ганину о проекте контрольных цифр пятилетнего плана

развития реактивной техники на 1956—1960 гг. // Там же. С. 473—475.

39 В первом полугодии

1956 г. были изготовлены 46 ракет, но они не были приняты заказчиком, так как контрольные пуски двух ракет, проводившиеся в процессе приёма изготовленной партии, показали, что выявленные в ходе государственных испытаний недостатки были устранены не в полном объёме // Из докладной записки М.В. Хруничева, И.С. Конева,

B.М. Рябикова в ЦК КПСС о недостатках в ракете Р-11 от 13 марта 1957 г. № СК-9/531 // Там же. С. 546.

40 Там же. С. 546—548.

41 Там же. С. 547.

42 Выписка из протокола № 86 заседания Президиума ЦК КПСС «Об изделии Р-11» от 2 апреля 1957 г. // Там же. С. 549.

43 Из докладной записки Д.Ф. Устинова в ЦК КПСС о состоянии работ по изделию Р-11 от 6 июля 1957 г. // Там же. С. 564, 565.

44 Из докладной записки Р.Я. Малиновского и М.И. Неделина в ЦК КПСС о выполнении доработок ракеты Р-11 и обеспечении выполнения плана серийного производства в 1957 г. Исх. № 756518сс от 14 января 1958 г. // Там же.

C. 619.

45 Из докладной записки председателя Государственного комитета Совета министров СССР по оборонной технике А.В. Домрачёва и председателя Государственного комитета Совета министров СССР по радиоэлектронике В.Д. Калмыкова в Цк КПСС о доработке ракеты Р-11 и обеспечении серийного производства в

1957 г. // Там же. С. 623.

46 Из докладной записки Р.Я. Малиновского и М.И. Неделина в ЦК КПСС. // Там же. С. 619, 620.

A.G. Postnikov, A.A. Titov

THE FIRST OPERATIONAL-TACTICAL MISSILE OF THE GROUND FORCES: HOW IT WAS CREATED AND MADE OPERATIONAL

Information about authors. Alexander Postnikov — lecturer at the Department of Operational-Tactical Training of Missile Forces and Artillery of the Grand Duke Michael Military Academy of Artillery, lieutenant colonel, Cand. Sc. (Hist.) (St. Petersburg. E-mail: mvaa@mil.ru);

Andrei Titov — deputy head of the Grand Duke Michael Military Academy of Artillery for military-political work, colonel (St. Petersburg. E-mail: mvaa@mil.ru).

Summary. The paper is based on unique archival materials and reminiscences and describes the making of the first guided operational-tactical ballistic missile (R-11/8A61) in the USSR, which ran on high-boiling fuel components. The new technological solutions realized there show that the missile was an independent and fully finished R&D project by Soviet scientists who made it well ahead of the US MGM-5 Corporal ballistic missile.

Keywords: USSR; ballistic missile; missile design; high-boiling oxidizers; liquid-fuel missile engine; S.P. Korolev; M.K. Yangel; A.M. Isayev; N.A. Pilyugin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.