А.А.СУНДИЕВА* ПЕРВАЯ МУЗЕЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В РОССИИ
Количество и качество выпускаемой энциклопедической и научно-справочной литературы принято рассматривать как один из показателей уровня науки и культуры в стране. К сожалению, история энциклопедического дела в России изобилует примерами предпринятых и не завершенных изданий. Начиная в свое время, много лет назад, работу над музейной энциклопедией, авторский коллектив был полон решимости довести задуманное дело до конца. О трудностях, выпавших на долю авторов и редакторов и порой казавшихся непреодолимыми, наверное, можно было бы рассказать отдельно. Сегодняшние заметки - о другом, о том, что вопреки всем мыслимым и немыслимым препятствиям первая в мире музейная энциклопедия была еще в 1997 г. подготовлена к печати. И хотя книга до сих пор не издана, мы уже можем обсуждать научные итоги интересной, увлекательной, в полном смысле новаторской, но длительной и многотрудной работы.
К 1980-м годам в большинстве стран мира появляются издания справочного характера, содержащие сведения о музеях данного государства4'. Россия оставалась единственной страной, ни разу не опубликовавшей достаточно полный список своих музеев. Не было и обобщающих трудов, сводящих воедино огромный фактический и теоретический материал, собранный отечественными музееведами. Отсутствие подобных изданий затрудняло доступ к установленным фактам, накапливались противоречия в понятиях, а музееведческие знания в целом в значительной степени оставались невостребованными.
Идея создания музейной энциклопедии в России родилась еще в начале 1980-х гг., когда так называемый "музейный взрыв" шел на спад, но музей продолжал оставаться в центре внимания общества. Непосредственно к работе над книгой приступили в середине 80-х годов: сотрудники Российского института культурологии занялись анализом научных и информационных условий создания крупного справочного издания в области музееведения. В 1987-1990 гг. были опубликованы и широко обсуждались музейными работниками концепция энциклопедии, словник, методические материалы для будущих авторов статей4. Затем потребовалось еще два года для того, чтобы подобрать иллюстрации, уточнить важнейшие понятия и термины, согласовать между собой тексты, написанные разными авторами, и выстроить все имеющиеся материалы в систему, дающую представление о музейном мире России. Процесс подготовки энциклопедии перерос в многолетнее исследование в области истории и теории музейного дела. Многие факты устанавливались или перепроверялись по первоисточникам и впервые вводились в научный оборот. Основным методом этого исследования стал историзм. Даже в кратких терминологических статьях мы пытались не просто сформулировать то или иное понятие, но по возможности выяснить, когда оно появилось и как трансформировалось в дальнейшем. Важным инструментом явился также системный подход к анализу и интерпретации фактов. Даже известные сведения, оказавшись включенными в систему, приобрели совершенно иное звучание, оказались возможными некоторые прогнозные оценки, обнаружились пробелы, стали ясны направления, требующие дальнейших исследований.
Российская музейная энциклопедия представляет собой первую попытку сводного и систематического изложения информации, имеющейся сегодня в распоряжении российских музеологов. В ней впервые в мировой практике не просто сообщается некая сумма сведений о музеях, а дается целостная и объемная картина музейного мира огромного государства — России — в его историческом развитии и в контексте культуры, неотъемлемой частью которой является сегодня музей. Основным отличием статей энциклопедии стал подход к музею как к культурному феномену со своей историей и
*Сундиева Анетта Альфредовна, кандидат исторических наук, зав. сектором музейной энциклопедии Российского института культурологии.
1) В 1975 г. появилось первое издание крупнейшего справочника по музеям мира под ред. К.Хадсона: Hadson K. The Directory of Museums. London, 1975.
1) Методические материалы к Советской музейной энциклопедии. - М., 1989; Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. - М., 1990.
характерными особенностями, ценность которого превышает ценность всех хранимых им объектов.
Что же включила в себя книга? В ней впервые объединены крупные блоки информации: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладное музееведение, что отчасти совпадает с принятой структурой музееведения.
Около половины объема энциклопедических статей составляют музеографические статьи, посвященные музеям России, их в энциклопедии около 1 тыс.
Информация о каждом из значительных музеев страны сообщается в целом ряде статей, раскрывая перед читателем все новые грани, представляя музей в разных ипостасях. На фактологическом уровне — это статья о конкретном музее, отличающаяся от материалов справочников и путеводителей историческим подходом, раскрытием феномена рождения и развития каждого музея, упоминанием имен его создателей и других лиц, сыгравших важную роль в его основании. В статьях-очерках о музейной сети области, края, республики тот же музей вписан в контекст развития региональной культуры. В обобщающих статьях по истории музейного дела он предстает в историческом аспекте, как определенная ступень в развитии музейной сети и музейного дела; в памятниковедческом аспекте — в статьях об отдельных видах коллекций, где определено место наиболее ценных собраний музея в национальном культурном наследии; в теоретическом аспекте — в музееведческих статьях об отдельных типах, видах, профилях музеев. Столь объемная, многогранная картина, показывающая музейный мир огромной страны во всей его многоплановости, сложности внешних и внутренних связей, в его исторической динамике, воспроизводится впервые не только в отечественной, но и в мировой издательской практике, хотя объем двухтомного издания не позволил создателям охватить всю музейную сеть РФ. Современный музейный мир России — это прежде всего около 1800 состоящих на учете в Министерстве культуры РФ музеев, среди которых около 80 музеев имеют федеральное подчинение, около
1500 — местное. В это же число обычно включают 60-70 крупнейших ведомственных музеев. Во всех этих музеях сосредоточено более
55 млн. единиц хранения. Ежегодно музеи посещают более 75 млн. человек.
Но даже если тому или иному государственному музею не посвящена отдельная статья, упоминание о нем читатель сможет найти в статьях о музейной сети соответствующего региона (там же приводятся сведения о наиболее значительных ведомственных и частных музеях) и в указателе, содержащем названия всех российских музеев, упомянутых в энциклопедии. Этот указатель на сегодняшний день является наиболее полным списком российских музеев.
Читатель найдет в энциклопедии творческие биографии многих российских деятелей, внесших весомый вклад в развитие музейного дела, им посвящено около 300 отдельных статей. Особенно приятно, что для большинства персоналий удалось найти и впервые опубликовать портретные изображения.
Научно-справочной полноте издания способствует приводимая к большинству статей библиография.
В энциклопедии около 1700 иллюстраций — портреты музейных деятелей, музейные здания, фрагменты музейных экспозиций, изображения отдельных наиболее ценных музейных предметов. Значительная часть снимков была сделана специально для нашего издания. Наряду с известными всему миру музеями и хранимыми ими шедеврами энциклопедия впервые вводит в научный оборот и представляет широкому кругу читателей сотни малоизвестных или совсем неизвестных музеев и памятников. Иллюстративный ряд дает возможность зримо представить богатство и многообразие наследия, хранимого нашими музеями.
Дополнительные сведения о музейной сети каждого региона дают картосхемы, иллюстрирующие каждую из 89 региональных статей.
Ядром авторского коллектива и его организующим центром стали сотрудники сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии — старейшего в России музееведческого центра, имеющего опыт широкомасштабных исследований и крупных многотомных изданий. Но энциклопедия не стала узковедомственным изданием, в ее подготовке приняли участие более 800 музейных работников — авторов статей о своих музеях и широкий круг специалистов из Москвы и Петербурга — музееведов, историков, источниковедов, искусствоведов, археологов, ученых-естественников. Среди них —
известные ученые, академики, директора крупнейших музеев, преподаватели вузов. Председателем редакционной коллегии является член президиума Российской академии наук В.Л.Янин.
Мы уверены, что материал, отраженный и обобщенный в музейной энциклопедии, представляет собой добротную научную базу для дальнейших музееведческих исследований. Но, обладая всеми атрибутами серьезного справочного издания, книга обращена к широкой читательской аудитории и именно ей представляет в доступной и привлекательной форме огромный фактический материал. Выход музейной энциклопедии в России в канун нового тысячелетия свидетельствовал бы о приоритете российской гуманитарной науки и серьезном внимании общества к своему культурному наследию, его сохранению и передаче будущим поколениям.