Научная статья на тему 'Первая мировая война в творчестве Л. Н. Андреева'

Первая мировая война в творчестве Л. Н. Андреева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
552
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА И ПРОЗА Л.Н.АНДРЕЕВА ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР И ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / JOURNALISM AND PROSE BY L.N. ANDREEV OF THE PERIOD OF THE FIRST WORLD WAR / A MORAL CHOICE AND FEAT DURING THE WAR / TRANSFORMATION OF HUMAN INNER WORLD IN CRISIS SITUATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шестакова Маргарита Александровна

Проблема жизни человека в ситуации войны обретает особое понимание в произведениях Л.Н.Андреева о Первой мировой войне. Статьи писателя, посвященные событиям Первой мировой войны («В сей грозный час», «Любите солдата, граждане!», «Торгующим в храме», «Франция, прости!» и другие), перепечатывались в десятках русских и зарубежных изданий. В них писатель с присущей его публицистике эмоциональной выразительностью говорит о необходимости победы на войне. О последствиях военного поражения идет речь в статье Л.Н.Андреева «Горе побежденным!» (1916). Наравне со статьями, военная тематика обнаруживает себя в пьесах писателя. В основе драмы «Король, закон и свобода» (1914) лежат события первого года войны: оборона бельгийцев против немецких оккупантов. Материалом для пьесы служили газетные статьи. Несмотря на большую долю художественной условности и вымышленные имена персонажей, читатели могут узнать исторические прототипы центральных героев пьесы: короля Альберта, лидера социал-демократов Эмиля Вандервельде и писателя Мориса Метерлинка. Кульминация пьесы основана на событии подрыва дамбы ради замедления наступления немецких войск на Антверпен. Писатель не просто отображает события, разворачивающиеся в действительности, а использует их для размышления над глубокими вопросами человеческого существования вообще. Вывод: Первая мировая война нашла своё отражение в публицистике и прозе Л.Н.Андреева. Кризисная ситуация выживания в постоянной и очевидной близости смерти вынуждает героев Л.Н.Андреева задумываться и непрерывно размышлять о способах своего существования. Публицистические произведения Л.Н.Андреева раскрывают подвиг человека на войне в то время, как в прозе и драме писателя интересуют внутренние изменения героя в кризисных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST WORLD WAR IN L.N.ANDREEV’S CREATIVE WORK

The problem of human life during the war finds special understanding in the works of L.Andreev about the First World War. His articles, devoted to the events of the First World War (" At this terrible hour", "Love soldiers, people!", "Trading in the Temple", "Sorry, France!" and others), were reprinted in dozens of Russian and foreign publications. In those articles the writer with his journalistic emotional expressiveness speaks of the necessity of winning the war. The article "Woe to the conquered!" (1916) is about the aftermath of the military defeat. Among other articles, military theme can be found in plays of the writer. The drama "King, Law and Freedom "(1914) was based on the events of the first year of the war: defence of the Belgians against the German occupiers. Newspaper articles were the material of the play. Despite the high proportion of artistic conventions and fictional character names, readers can recognize the historical prototypes of the main heroes of plays: King Albert, leader of the social democrats Emil Vandervelde and the writer Maurice Maeterlinck. The culmination of the play is based on the event of undermining a dam for the sake of delay of the German advance on Antwerp. The writer does not simply display the events unfolding in reality, but uses them to reflect on the profound questions of human existence in general. Conclusion: The First World War found its reflection in the journalism and prose by L.N.Andreev. The crisis of survival in a constant and apparent proximity of death force heroes to think and to reflect continuously on ways of their existence. Publicistic works by L.N.Andreev reveal man’s feat during the war while in prose and drama the writer is interested in internal changes of a hero in crisis situations.

Текст научной работы на тему «Первая мировая война в творчестве Л. Н. Андреева»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

УДК 930.85+82(091:364) (История цивилизации. История культуры (общие вопросы). История литературы. Военное время)

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.АНДРЕЕВА

© 2017 М.А.Шестакова

Шестакова Маргарита Александровна, аспирант филологического факультета.

E-mail: margarita.shestakova16@mail.ru

Самарский университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

Проблема жизни человека в ситуации войны обретает особое понимание в произведениях Л.Н.Андреева о Первой мировой войне. Статьи писателя, посвященные событиям Первой мировой войны («В сей грозный час», «Любите солдата, граждане!», «Торгующим в храме», «Франция, прости!» и другие), перепечатывались в десятках русских и зарубежных изданий. В них писатель с присущей его публицистике эмоциональной выразительностью говорит о необходимости победы на войне. О последствиях военного поражения идет речь в статье Л.Н.Андреева «Горе побежденным!» (1916). Наравне со статьями, военная тематика обнаруживает себя в пьесах писателя. В основе драмы «Король, закон и свобода» (1914) лежат события первого года войны: оборона бельгийцев против немецких оккупантов. Материалом для пьесы служили газетные статьи. Несмотря на большую долю художественной условности и вымышленные имена персонажей, читатели могут узнать исторические прототипы центральных героев пьесы: короля Альберта, лидера социал-демократов Эмиля Вандервельде и писателя Мориса Метерлинка. Кульминация пьесы основана на событии подрыва дамбы ради замедления наступления немецких войск на Антверпен. Писатель не просто отображает события, разворачивающиеся в действительности, а использует их для размышления над глубокими вопросами человеческого существования вообще. Вывод: Первая мировая война нашла своё отражение в публицистике и прозе Л.Н.Андреева. Кризисная ситуация выживания в постоянной и очевидной близости смерти вынуждает героев Л.Н.Андреева задумываться и непрерывно размышлять о способах своего существования. Публицистические произведения Л.Н.Андреева раскрывают подвиг человека на войне в то время, как в прозе и драме писателя интересуют внутренние изменения героя в кризисных ситуациях. Ключевые слова: публицистика и проза Л.Н.Андреева периода Первой мировой войны; нравственный выбор и подвиг человека на войне; трансформация внутреннего мира человека в кризисных ситуациях.

Война заставляет человека оказаться один на один с нравственными вопросами, разрешение которых оказывается личным делом каждого. Ситуация нравственного выбора часто становится предметом пристального внимания писателей. Первая мировая война нашла отражение в творчестве Н.С.Гумилева (повесть «Записки кавалериста»), И.С.Шмелева (циклы рассказов «Карусель», «Лик скрытый» и «Суровые дни»), М.А.Волошина (книга стихотворений «Anno mundi ardentis. 1915» («В год пылающего мира. 1915») и статьи), Д.С.Мережковского (книга «Невоенный дневник») и многих других писателей и публицистов начала ХХ в.

Среди перечисленных нельзя не назвать еще одно имя - Л.Н.Андреева. Еще в повести «Красный смех» (1904 г.) писатель обращается к экспрессионистическому изображению человека, оказавшегося на грани жизни и смерти. Проблема жизни человека в ситуации войны обре-

тает особое понимание в произведениях Л.Н.Андреева о Первой мировой войне.

Статьи писателя, посвященные событиям Первой мировой войны («В сей грозный час», «Любите солдата, граждане!», «Торгующим в храме», «Франция, прости!» и другие), перепечатывались в десятках русских и зарубежных изданий. В них писатель с присущей его публицистике эмоциональной выразительностью говорит о необходимости победы на войне. О последствиях военного поражения идет речь в статье Л.Н.Андреева «Горе побежденным!» (1916): «Едкое чувство стыда, вызванное поражением, горечь попранного достоинства, неизбежная потребность большое поражение возместить хоть маленькой победой - преображаются в жестокость, насилие над слабым, в цинизм и презрение, и лишь маскируются иными гордыми словами. Обесцененный в собственных глазах и сознании, побежденный битый обесценивает и все кругом... Испытавший слишком много боли, он щедро дает ее другим, чтобы в море

слез утопить и свою мутную, ядовитую слезу; и если еще случались великодушные победители, то никогда не видел мир великодушного побежденного - горе побежденным!» [1].

Наравне со статьями, военная тематика обнаруживает себя в пьесах писателя. В основе драмы «Король, закон и свобода» (1914) лежат события первого года войны: оборона бельгийцев против немецких оккупантов. Материалом для пьесы служили газетные статьи. Несмотря на большую долю художественной условности и вымышленные имена персонажей, читатели могут узнать исторические прототипы центральных героев пьесы: короля Альберта, лидера социал-демократов Эмиля Вандервельде и писателя Мориса Метерлинка. Кульминация пьесы основана на событии подрыва дамбы ради замедления наступления немецких войск на Антверпен.

Поведение человека на войне вызывало особый интерес у Л.Н.Андреева. Писатель не просто отображает события, разворачивающиеся в действительности, а использует их для размышления над глубокими вопросами человеческого существования вообще. Известно, что большое впечатление на Л.Н.Андреева произвел поступок писателя М.Метерлинка, нобелевского лауреата, желавшего вступить в ряды бельгийской армии, несмотря на непризывной возраст. Л.Н.Андреева с юного возраста интересовала возможность преодоления страха смерти. Особую окраску мотив страха обретает в контексте военных действий: так возникает мотив самопожертвования и победы над смертью. Герой пьесы Морис, вернувшись с фронта, рассказывает своему отцу о старике, который готов был принять прусскую пулю, лишь бы у противника было меньше патронов.

Главный герой драмы Эмиль Грелье воспринимает происходящую трагедию войны как личную. Исследователь творчества писателя Б.Хеллман говорит о явном изменении мысли Л.Н.Андреева о войне. Если в «Красном смехе» война является противоестественным явлением, то в более поздних произведениях писателя интересует сила духа человека в военное время.

Четыре военных года нашли отражение в повести Л.Н.Андреева «Иго войны» (1916). Внимание писателя направлено на городскую жизнь обыкновенного человека. Во время войны мирная жизнь человека оказывается на границе привычного существования и военной действительности. Главным героем повести является чиновник Илья Петрович Дементьев, который ведет дневник «маленького человека о великих днях» [2]. Автор намеренно рисует героя в мирной среде, чтобы показать внутреннюю, скрытую, подсознатель-

ную жизнь человека. Повесть начинается с вопроса героя к самому себе: «почему я тогда так сильно испугался?» (7). Военное время вносит коррективы в привычный образ жизни, заставляя героя ощущать присутствие изменяющей его силы.

Герой начинает дневник в августе 1914 года, а последние записи датированы сентябрем 1915 года. Дневник отражает ход событий первого года войны (завоевание городов Львова и Галича в августе 1914, поражение русской армии в Восточной Пруссии, вступление в войну Турции и сражения под Варшавой, взятие Перемышля и последующее отступление) и изменения внутри границ привычного мира (газетные сообщения о нехватке оружия, созыв Государственной думы и неожиданный ее роспуск).

Герой считает себя «маленьким человеком», но, несмотря на это, он непрерывно рассуждает о войне, пытается понять и объяснить свое состояние: «Теперь я это так объясняю. По-видимому, мне <...> что-то представилось <...> настолько поразительное, страшное и необыкновенное, что даже и на войну оно не было похоже <...> что-то вроде светопреставления, конца земли и полной гибели всего живущего» (9). По мере приближения войск к Петрограду, в котором находится герой с семьей, его настроение ухудшается. Возникает мотив неопределенности положения героев на границе жизни и смерти, сна и бодрствования: «.решительно не могу думать о Павле как о живом и в то же время не имею никакого права думать о нем как о мертвом» (17), «А про старушку что сказать? Не умерла, но и не живет» (38), «Какой тяжелый сон я видел наяву!» (80).

Если сначала почти не было заметно никаких изменений жизни, то теперь каждая страница дневника отражает приближение разрушительной силы войны: жена героя уходит работать в лазарет, приходит известие о смерти брата жены Павла, умирает дочь героя Лидочка, герой теряет работу, а, значит, и средства к существованию семьи. Автор проводит героя через страдания для того, чтобы показать ужасы положения человека в условиях военного времени.

Дементьев имеет свое мнение о войне, не соглашается с теми, кто поддерживает ее: «.мне ужасно не нравится, что война. Очень возможно <...> что более высокие умы: ученые, политики, журналисты способны усмотреть какой-то смысл в этой безобразной драке, но с моим маленьким умом я решительно не могу понять, что тут может быть хорошего и разумного» (12-13). Война для Ильи Петровича является бессмысленным убийством. Герой обнаруживает ценность жизни каждого человека как своей собственной: «Людей ре-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

жут и душат, а они уверяют, что это и надобно, что это и хорошо - потом, дескать, возьмем мы Берлин и справедливость восторжествует. Какая справедливость? Для кого? А если среди погибших бельгийцев был вот такой же Илья Петрович, как и я <...> то очень ему пригодится эта справедливость!» (5). Герой на протяжении повести переживает изменение настроения: от ненависти к людям, неприятия войны и попытки самоубийства до полного смирения и безразличия к происходящему.

Крайнее психологическое состояние героя передается не только при помощи гротескных образов. Реалистические детали и адекватное понимание военной действительности неожиданно сочетаются с причитаниями героя. В одной из таких сцен герой оплакивает загубленную судьбу солдат-инвалидов, которые называются в речи героя женихами. В подобных фрагментах текста, которые стилистически отмечаются автором, имеет место обобщение и выход повествования на символический план осмысления образа войны: «Женихи вы мои, женихи, красные рубашечки! Тяжел на головах ваших брачный венец, и докрасна раскалено обручальное кольцо, которым навеки сочетались вы с родимою землею» (71).

Переживание героем войны как личной трагедии приводит его в состояние, граничащее с сумасшествием, в котором соединяются гротеск и символика. Герою кажется, что Россия прокляла его за слабость и неумение быть непоколебимым в переломных жизненных ситуациях.

Внимательное прочтение повести Л.Н.Андреева «Иго войны» позволяет обнаружить важные для писателя оппозиции разума и чувства, реальности и помешательства, отчуждения и общности и т.д. Центральную мысль повести нельзя свести к антивоенному протесту, потому что Л.Н.Андреева интересует человек, оказавшийся в критической ситуации. Писатель пытается понять, как человек может жить с ощущением собственной ничтожности перед масштабными историческими событиями мировой войны.

Писатель был недоволен повестью «Иго войны» в силу ее публицистичности: «Эта опасность-лишиться рассудка - существовала для меня во все время войны и временами ощущалась довольно страшно: и боролся я с нею публицистикой. И эти две слабые вещи: "Король" и "Иго войны"» слабы именно потому (особенно последняя), что по существу представляют собою плохонькую публицистику. Надо было жить и не спятить!» [3].

Таким образом, Первая мировая война нашла своё отражение в публицистике и прозе Л.Н.Андреева. Кризисная ситуация выживания в постоянной и очевидной близости смерти вынуждает героев Л.Н.Андреева задумываться и непрерывно размышлять о способах своего существования. Публицистические произведения Л.Н.Андреева раскрывают подвиг человека на войне в то время, как в прозе и драме писателя интересуют внутренние изменения героя в кризисных ситуациях.

1. Андреев, Л.Н. В сей грозный час. Пг. 1915. С. 110: http://ruslitwwi.ru/files/content/2411/hellman-b-kozmenko-m-v-leonid-andreev-v-sej -groznyj -chas-pdf.pdf

2. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: в 6 томах. М., Изд-во Книжный клуб Книговек, 2012. Т. VI. С. 5. В дальнейшем страница дается в тексте в скобках.

3. Русские философы и Первая мировая война // Hellman Ben. Встречи и столкновения: статьи по русской литературе. Хельсинки, 2009. С. 74. / Hellman Ben. Meeting and Clashes: Articles on Russian Literature. Helsinki, 2009. (Slavica Helsingiensia 36). (English).

THE FIRST WORLD WAR IN L.N.ANDREEV'S CREATIVE WORK

© 2017 M.A.Shestakova

Margarita A. Shestakova, a graduate student of the Faculty of Philology. E-mail: margarita.shestakova16@mail.ru

Samara University. Samara, Russia

The problem of human life during the war finds special understanding in the works of L.Andreev about the First World War. His articles, devoted to the events of the First World War (" At this terrible hour", "Love soldiers, people!", "Trading in the Temple", "Sorry, France!" and others), were reprinted in dozens of Russian and foreign publications. In those articles the writer with his journalistic emotional expressiveness speaks of the necessity of winning the war. The article "Woe to the conquered!" (1916) is about the aftermath of the military defeat. Among other articles, military theme can be found in plays of the writer. The drama "King, Law and Freedom "(1914) was based on the

events of the first year of the war: defence of the Belgians against the German occupiers. Newspaper articles were the material of the play. Despite the high proportion of artistic conventions and fictional character names, readers can recognize the historical prototypes of the main heroes of plays: King Albert, leader of the social democrats Emil Vandervelde and the writer - Maurice Maeterlinck. The culmination of the play is based on the event of undermining a dam for the sake of delay of the German advance on Antwerp. The writer does not simply display the events unfolding in reality, but uses them to reflect on the profound questions of human existence in general. Conclusion: The First World War found its reflection in the journalism and prose by L.N.Andreev. The crisis of survival in a constant and apparent proximity of death force heroes to think and to reflect continuously on ways of their existence. Publicistic works by L.N.Andreev reveal man's feat during the war while in prose and drama the writer is interested in internal changes of a hero in crisis situations.

Keywords: journalism and prose by L.N. Andreev of the period of the First World War; a moral choice and feat during the war; transformation of human inner world in crisis situations.

1. Andreev, L.N. V sei groznyi chas (At this terrible hour). Pg. 1915. S. 110: http ://ruslitwwi.ru/files/content/2411/hellman-b-kozmenko-m-v-leonid-andreev-v-sej -groznyj -chas-pdf.pdf

2. Andreev, L.N. Sobranie sochinenii: v 6 tomakh (Collected works: in 6 volumes). M., Izd-vo Knizhnyi klub Knigovek, 2012. T. VI. S. 5. V dal'neishem stranitsa daetsia v tekste v skobkakh.

3. Russkie filosofy i Pervaia mirovaia voina (Russian philosophers and World War I). Hellman Ben. Meeting and Clashes: Articles on Russian Literature. Helsinki, 2009. P. 74 (Slavica Helsingiensia 36). (English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.