Научная статья на тему 'Первая мировая (информационная) война в США'

Первая мировая (информационная) война в США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1892
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОПАГАНДА / «КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ» / ВОЛНИ ПАЛМЕР / УИЛЬЯМ ХЕРСТ / ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР / АЙВИ ЛИ / ЖИЛЬБЕР ПАРКЕР / БЕРНГАРД ДЕРНБУРГ / ДЖОРДЖ КРИЛ / VOLNEY PALMER / WILLIAM RANDOLPH HEARST / JOSEPH PULITZER / AIVI LEE / GILBERT PARKER / BERNHARD DERNBURG / GEORGE CREEL / MASS MEDIA / PROPAGANDA / COMMITTEE ON PUBLIC INFORMATION / WORLD WAR I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суржик Дмитрий Викторович

В статье изучается проблема влияния Первой мировой войны на информационное и экономическое развитие Соединенных Штатов Америки в начале ХХ в. Как показано автором, на участие американцев в ходе конфликта оказало влияние не только развитие средств массовой информации, но также идеологическое противостояние английских и немецких дипломатов в 1914-1916 гг., сюжеты которого также проникли в киноленты. Одним из последствий этой информационной борьбы стало учреждение первого в истории США государственного агитационного ведомства «Комитета общественной информации» под руководством Джорджа Крила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST WORLD (INFORMATION) WAR IN THE USA

The article analyzes the impact of the WWI on US economic and information development. It is shown by the author that the American agility to fight in Europe was made by German-English information warfare in 1914-1916, which was also influenced by Hollywood. This IW also contributed to the establishment of the first US government agitation agency, the Committee on Public Information under George Creel.

Текст научной работы на тему «Первая мировая (информационная) война в США»

К 100-летию Первой мировой войны

Д.В. Суржик

Первая мировая (информационная) война в США

В статье изучается проблема влияния Первой мировой войны на информационное и экономическое развитие Соединенных Штатов Америки в начале ХХ в. Как показано автором, на участие американцев в ходе конфликта оказало влияние не только развитие средств массовой информации, но также идеологическое противостояние английских и немецких дипломатов в 1914-1916 гг., сюжеты которого также проникли в киноленты. Одним из последствий этой информационной борьбы стало учреждение первого в истории США государственного агитационного ведомства - «Комитета общественной информации» под руководством Джорджа Крила.

Ключевые слова: Первая мировая война, средства массовой информации, пропаганда, «Комитет общественной информации», Волни Палмер, Уильям Херст, Джозеф Пулитцер, Айви Ли, Жильбер Паркер, Бернгард Дернбург, Джордж Крил.

В начале XX в. Соединенные Штаты Америки были одной из наиболее динамично развивающихся капиталистических держав. Активно развивалась и сфера масс-медиа. К этому времени Соединенные Штаты имели уже опыт первых имиджевых и рекламных кампаний, а также хорошо развитую информационную сеть.

В 1843 г. некий Волни Палмер открыл первое рекламное агентство на территории США, с которого некоторые исследователи начинают отсчет современной индустрии рекламы. Первое рекламное бюро всего лишь выступало посредником между рекламодателями и газетами. Примеру Палмера последовали многие предприниматели. О популярности рекламного бизнеса свидетельствует тот факт, что во многих американских колледжах и университетах в 1890-е гг. появились соответствующие специализации, а в конце XIX в. американская публика испытала на себе воздействие агитации и первых рекламных кампаний [1, с. 27].

В стране, где ни один мэр, губернатор или президент не может безнаказанно игнорировать общественное мнение возглавляемого им города, штата или государства, борьба за сознание и приоритеты граждан была одной из важнейших целей владельцев средств массовой коммуникации. Иногда они использовали силу прессы для достижения своих целей,

порой определяя внешнюю политику целых стран. Здесь вне конкуренции был Уильям Хёрст (1863-1951). Миллионер, в зените своей карьеры он был владельцем 28 газет, 18 журналов, нескольких радиостанций и киностудий. Он изменил традиционную журналистику, соединив в ней расследования, скандалы и низкопробные сенсации. Современники отзывались о нем так: «На протяжении своей долгой и сомнительной карьеры он настраивал американцев против испанцев, американцев против японцев, американцев против филиппинцев, американцев против русских, и для осуществления своих подстрекательских кампаний он публиковал совершенную ложь, фальшивые документы, вымышленные кровавые истории, интригующие передовицы, сенсационные карикатуры и фотографии...» [4, с. 51].

Крупнейшие медиамагнаты своего времени, Хёрст и Пулитцер в погоне за тиражом и прибылью намеренно вводили в заблуждение сограждан, об интеллекте которых были крайне низкого мнения.

Иной подход, основанный на уважении мнения публики и апелляции к разумным доводам, предложил Айви Ли (1877-1934). Он впервые занялся последовательным формированием мнения общественности и стал «отцом» хорошо известного ныне термина «паблик релейшенз». Последний определялся им как информирование общественности как длительный долговременный процесс с целью изменения или активизации предпочтений публики. Выходец из Джорджии и выпускник Принстонского университета, Ли не был удовлетворен карьерой журналиста - охотника за «горячими новостями», и в 1904 г. он вместе с коллегой Джорджем Паркером основал фирму «Паркер энд Ли». Просуществовавшая до 1908 г., она, тем не менее, стала вехой в развитии связей с общественностью. Причина - в кардинально ином подходе к публике. Отрицая «одурачивание» или полное игнорирование последней, Ли писал: «Это не секретное пресс-бюро... Говоря кратко, наша цель заключается в том, чтобы искренне и откровенно от имени деловых кругов и общественных организаций давать прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, представляющим для общественности ценность и интерес» [цит. по: 7, с. 13].

Ли получил широкую известность благодаря работе над образом миллионера Джона Рокфеллера, известного резким отношением к подчиненным. В 1914 г. на его рудниках было применено оружие против бастующих шахтеров. «Побоище в Лудлоу» немедленно вызвало негативную реакцию прессы и общества, исправить которую было поручено Айви Ли. Он сделал акцент на семейных традициях Рокфеллеров, превратив авторитарного директора в милого старика в окружении родственников,

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

К 100-летию Первой мировой войны

который внимателен к жалобам своих работников и тратит значительную часть своих доходов на благотворительность. Таким образом, сместив акценты в характеристике личных качеств своего клиента в пользу очень почитавшихся в США семейных ценностей, Ли смог представить его в ином облике. Ли стал автором «двустороннего» подхода в связях с общественностью, который гласит: необходимо создавать условия, чтобы общество хорошо воспринимало заказчика, но и последний также должен внимательно прислушиваться к публике.

Однако, несмотря на развитие средств массовой коммуникации, начало Первой мировой войны явилось полной неожиданностью для американцев. Во многом причиной тому была их общая неосведомленность в европейских делах [33, p. 227]. В августе 1914 г. они, как правило, говорили о том, что для боевых действий не было никаких причин, называя их бессмысленными. Это подтверждает анализ прессы. В большинстве провинциальных и весомой части центральных газет война была фоном для внутриамериканских проблем. По-настоящему близость и опасность войны страна ощутила лишь после затопления «Лузитании». На тот момент численность американских регулярной армии и Национальной гвардии не превосходила бельгийскую армию в начале войны и была в разы меньше войск на Западном фронте. Тем сильнее была (пока разрозненная) военная пропаганда [8, с. 315]. Именно о ней немецкий посол в Вашингтоне Иоганн Генрих фон Берншторф телеграфировал на Виль-гельмштрассе: «В американском характере соседствуют две противоположных черты. Невозможно узнать спокойного и расчетливого бизнесмена, когда он находится в возбуждении, то есть, когда он находится во власти, как говорят здесь, “эмоций”. В подобные моменты его можно сравнить с истеричной женщиной, с которой бесполезно говорить» [19, р. 31]. Господствовавшее с «эмоциональностью» непонимание европейских отношений вело к тому, что и рядовые, и высокопоставленные американцы без какой-либо критики воспринимали английскую трактовку причин и хода боевых действий. Вместе с тем они чрезвычайно скептически относились к любым словам, исходящим от противоположной стороны конфликта [44, p. 180].

Ведущие периодические издания США «Нью-Йорк геральд трибьюн», «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго дейли трибьюн», «Уолл-стрит джор-нал», «Вашингтон геральд трибьюн», «Милуоки джорнал», «Питтсбург пресс», «Вашингтон пост» в начале августа 1914 г. постоянно информировали своих читателей о ситуации в Европе, публиковали данные по соотношению сил сторон, сводки о сражениях [22, 1914. 1 Aug.; 43, 1916. 17 March; 51, 1914. 2 Aug.].

Важно отметить, что наиболее политически активными с первых дней войны были американские диаспоры, представленные воюющими странами. В последней четверти XIX в. в США выехало около 1,5 млн высококвалифицированных немецких рабочих [15, с. 31]. Их потомки - инженеры и профессора - положительно зарекомендовали себя лояльным характером и высокой организованностью. Ущерб от их действий, если бы имел место организованный саботаж, был бы велик. Летом 1914 г. по стране прокатилась волна националистических и сепаратистских манифестаций: польские и еврейские эмигранты желали поражения России, а ирландские - Великобритании; англо-саксонское население, испытывая пробританские симпатии, все же не спешило помогать делом. Страна оказалась расколотой. По мнению некоторых историков, чтобы сохранить единство многонациональных Соединенных Штатов, 4 августа 1914 г. Вильсон поспешил заявить о нейтралитете страны и подтвердить свою репутацию пацифиста в ходе президентской кампании 1916 г. [8, с. 307].

Хотя в начале 1917 г. американцы уже лучше разбирались в европейских делах и симпатизировали Антанте, они все же не спешили вступать в войну. По стране прошел ряд выступлений пацифистов. 18 февраля в чикагском Колизее собрался 10-тысячный митинг. Присутствующие с негодованием потребовали от своего конгрессмена назвать имена «изменников» в Капитолии, толкающих их страну к войне. 2 апреля, когда Вильсон выдвинул на голосование в Конгрессе вопрос о вступлении в войну, 1 500 пацифистов устроили пикет у стен парламента [25, р. 44].

Обстановка в Вашингтоне накалялась также и усилиями извне. После начала Первой мировой войны в Вашингтоне развернулась дипломатическая борьба вокруг вопроса о нейтралитете США. Вхождение последних в вооруженный конфликт на стороне Антанты делало поражение Четверного союза лишь вопросом времени. Поэтому военный атташе немецкого посольства капитан Франц фон Папен предупреждал свое руководство в Берлине: «Если вы не преуспеете в том, чтобы уберечь Соединенные Штаты от вступления в коалицию наших противников, вы проиграете войну; в этом можно не сомневаться. Колоссальные материальные и моральные ресурсы, которыми располагают Соединенные Штаты, совершенно недооценены, и я уверен, что общественное мнение сильно отличается от того, каким его наблюдали в недавнем прошлом» [цит. по: 44, р. 134].

В развернувшейся «войне за умы и сердца» американцев Великобританию представлял известный писатель канадского происхождения Жильбер Паркер, а Германию - Бернгард Дернбург. Их положение изначально было неравным. Если за первым была репутация и связи, то за вторым -

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

К 100-летию Первой мировой войны

английские обвинения в нарушении его страной норм международного права. Помимо того, на стороне Антанты «были все преимущества в средствах коммуникации и... преимущество в изобретательности» [11, с. 33]. Жильбер Паркер ежедневно рассылал около трехсот бюллетеней с материалами британской пропаганды американским газетам, организовывались поездки и встречи с общественностью. В то же время (по мнению американских контрпропагандистов) немецкая спецпропагада имела гарантированную аудиторию около 8 млн человек из 105-миллионного населения Соединенных Штатов: именно столько было в стране выходцев из Германии и их детей [39, р. 369].

Более того, Альфред Хамсуорт (бывший руководитель британского пропагандистского ведомства Веллингтон Хаус) имел возможность напрямую обратиться к американской публике в ходе путешествия по стране в качестве главы английской военной миссии летом 1917 г.1 Количество пропагандистских материалов, предназначенных для США, неуклонно возрастало: с двухсот наименований в 1916 г. до четырехсот - в 1917 г. «Британская пропагандистская организация действовала с такой интенсивностью, что ее враги едва имели возможность выступать. Она имела перед ними то громадное преимущество, что у нее была общность языка, она имела доступ в университеты и в другие педагогические заведения» [44, р. 229].

Изначально в более худших условиях, чем английская, находилась немецкая специальная пропаганда на США. Причина тому - испорченные ранее имперским руководством отношения между двумя странами. Если Белый дом с осторожностью «открывал для себя» клубок европейских противоречий, то кайзеровское руководство было ориентировано на силовое разрешение любых противоречий. Отсюда понятно, почему Берлин стремился играть активную роль в отношениях с Вашингтоном, а порой и говорить от его имени в Латинской Америке, время от времени предлагая североамериканской республике в качестве компенсации «подарки» (например, очевидно, по аналогии со статуей Свободы, монумент Фридриху II).

Очевидно, что подобное положение не устраивало США. Более того, конфронтация с Германией вынуждала искать других европейских союзников. Например, Великобританию - страну общих языка и представлений о правах гражданина. Сближение Вашингтона с Лондоном началось с «самоанского кризиса», который разразился в 1889 г. Как отмечают современные исследователи, «именно в последней стадии “самоанского

1 Например, его обращение к американской молодежи 4 июля 1918 г. [53, р. 261].

кризиса”1 начали формироваться основы новой европейской политики США» - союз с «владычицей морей» [15, с. 31].

Кайзеровское руководство же с конца XIX в. и до объявления войны США не понимало американской дипломатии. Даже временное сближение интересов двух «новичков» на международной арене было обречено на провал из-за стремления Вильгельма II внести раскол в американоанглийский диалог. Примером может служить русско-японская война 1904-1905 гг. После того, как «страна восходящего Солнца» к началу 1905 г. добилась решающих успехов, все державы, имеющие интересы в Китае (в том числе Британская империя и Соединенные Штаты), стремились ускорить мирные переговоры. Единственным, кто ратовал за продолжение боевых действий и, соответственно, усиление Токио, был Берлин, который всячески разжигал американо-японские противоречия, стремясь занять роль арбитра. Пришедший к власти в 1908 г. кабинет У. Тафта объявил о неприятии активной внешней политики, что только усилило «силовой аргумент» Берлина в общении с Белым домом.

Наряду с дипломатическими разногласиями, важную роль играл внешнеторговый баланс Соединенных Штатов (таблица 1).

Таблица 1

Американская внешняя торговля,

1913-1919 гг. [31, р. 187]

Год Экспорт, млн долл. Импорт, млн долл.

1913 2 466 1 813

1914 2 365 1 894

1915 2 769 1 674

1916 5 483 2 392

1917 6 234 2 952

1918 6 149 3 031

1919 7 920 3 904

1 Самоанский кризис - противостояние Великобритании, США и Германии по поводу архипелага Самоа. Острова для Европы открыл Якоб Роггевен. В начале XIX в. на Самоа стали приезжать английские и американские миссионеры, а также немецкие, бельгийские и французские колонисты. Уже тогда самоанцы показали себя воинственным народом, который неоднократно нападал на европейских граждан, присутствовавших там. В 1880-е гг. островами начали открыто интересоваться Германия и США. Великобритания отправила туда свои войска. В 1881 г. три европейские страны договорились признать самоанским королем Малиетоа Лаупепу. В 1885 г. он вступил в открытый конфликт с немцами. Воспользовавшись отсутствием англо-американских войск, те свергли Лаупепу и провозгласили королем Тамасесе. Назначенный при нем премьер-министром немецкий капитан Брандейс начал жестоко подавлять освободительное движение, но его войска потерпел поражение от вождя Матаафы. Обеспокоенные событиями в Самоа, Лондон и Вашингтон отправили туда свои войска. Три европейские страны готовили свои войска к сражению друг с другом, когда 16 марта 1889 г. сильный шторм разметал их. Последовавшее соглашение установило над островами трехсторонний протекторат. В 1899 г. по Берлинскому соглашению острова были разделены на две части по 171° западной долготы на Германское Самоа на западе и Американское Самоа на востоке, Британия отказалась от претензий.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

К 100-летию Первой мировой войны

Немаловажный факт: вплоть до начала Первой мировой войны торговый флот США был ничтожно мал, и для трансатлантических перевозок американцы нанимали английские суда. Таким образом, к началу Первой мировой войны американо-германские отношения имели противоположные векторы развития из-за стремления Берлина играть роль «старшего брата» Вашингтона. Данная негативная тенденция в дальнейшем только усилилась, что отнюдь не способствовало успехам немецкой пропаганды в Соединенных Штатах.

Вскоре после начала Первой мировой войны для помощи в организации пронемецкой пропаганды из Берлина туда прибыл профессор филологии и американист Карл Оскар Бертлинг. Но незадолго до вступления Соединенных Штатов в войну он был арестован и интернирован. Согласно найденным в его квартире документам, он получал деньги от посольства для организации пропаганды из США на страны Латинской Америки и Китай [43, 1916. 17 March]. Отметим также художественные киноленты, снятые в Германии и Австрии по инициативе посла Берншторфа.

Однако наиболее успешной была пропагандистская деятельность министра финансов и вице-канцлера Германии Бернгарда Дернбурга (1865-1937). Будучи интернированным английскими военнослужащими с парохода и таким образом став незваным гостем Нью-Йорка, он стал центром немецкой специальной пропаганды в США. Дернбург обладал умением ясно доводить до широких масс такие сложные вопросы, как причины начала Первой мировой войны или затопление «Лузитании». Его статьи нередко публиковались в нью-йоркских газетах по соседству с материалами пропагандистов Антанты.

Поскольку официальные контакты с посольством могли помешать его деятельности, Дернбург вместе с фон Папеном и военно-морским атташе К. Бой-Эдом создали полуофициальный «Центральный офис заграничной службы», где обменивались инструкциями, получаемыми из Берлина, и разрабатывали планы борьбы с Антантой на американском информационном поле от имени «Немецкой информационной службы». В редакции последней, согласно сведениям американской военной разведки, работал 31 человек [19, р. 42-49]. Ограниченная в своих возможностях, «Немецкая информационная служба», тем не менее, издавала ежедневные бюллетени с переводами статей некоторых германских газет, а также комментариями к событиям и интервью с туристами, вернувшимися из Европы. Мозговым центром и автором большинства оригинальных материалов «Немецкой информационной службы» был Бернгард Дернбург, который также активно общался с американскими и немецкими кругами в Нью-Йорке и за его пределами. Информацию о боевых действиях с немец-

. 101

кой стороны за океаном представляло весьма ограниченное число газет ^ ш

(прежде всего, ежедневная «Нью-Йорк Штатцайтунг» и еженедельная х §

«Фатерланд»)1, доверие к которым со стороны американской публики щ |

было очень слабым [19, р. 39]. I

В состав «Немецкой информационной службы» (кроме Дернбурга) |

входили заграничный корреспондент информангентства «Гамбург - Аме- 2

рика» М.Б. Клауссен и бывший переводчик немецкого генерального консульства в Йокогаме Александр Фюр, имевший опыт общения с прессой и разбиравшийся во внутренних проблемах США. По вопросам пропаганды консультации предоставляли также Геррен Альберт, Мейер Герхард и некоторые бизнесмены, чьи встречи происходили один-два раза в месяц.

В 1915 г. (по инициативе Дернбурга) к сотрудничеству был привлечен Уильям Байяр Гейл, известный в США публицист и участник предвыборной кампании Вудро Вильсона. Им активно помогали несколько молодых журналистов немецкого происхождения в Соединенных Штатах, а также некоторые дипломаты в Японии.

Распространение брошюр среди центральных и провинциальных газет было задачей Клауссена. В 1915 г. Уильям Гейл написал книгу «Американские права и претензии Британии на моря», которая вызвала у американцев негодование английской блокадой Германии. Эффект был настолько сильным, что от ее отреклось правительство, а изгнанный из страны автор после войны был вынужден жить в Европе.

19 августа 1914 г. Германия согласилась с американским предложением придерживаться Лондонской декларации о неприменении каких-либо военных действий по отношению к мирному населению воюющих стран. В то же время Великобритания отказалась подписать этот документ и своим правительственным декретом от 20 августа 1914 г. фактически установила голодную блокаду Германии, представив себе самостоятельно решать, какое морское судно нарушает блокаду, а какое - нет. Объяснения, что все меры направлены лишь против немецкого правительства, взявшего на себя контроль над продуктами питания, а не против мирного населения, не выдерживали критики, ибо подобный контроль был введен лишь с 1915 г., в ответ на британскую голодную блокаду Германии [10, с. 11]. Бесспорно, подобные действия представляли собой грубейшее нарушение международного права (например, Лондонской декларации) и прав человека.

1 Если верить американским авторам, то данные издания получали следующие средства от высокопоставленных немцев: первое - 20 тыс. долларов США в октябре 1914 г. от Б. Дернбурга, а второе - 1500 долларов в июне 1915 г. от советника по экономическим вопросам немецкого посольства доктора Альберта [33, р. 230].

К 100-летию Первой мировой войны

Однако в американских средствах массовой информации война освещалась с точностью до наоборот. В период нейтралитета она приняла однозначно проанглийскую позицию, публикуя данные только британского министерства информации и его французских коллег. Под англофранцузским давлением, которое отмечают даже американские исследователи [36, р. 7], в прессе Соединенных Штатов с первых дней августа

1914 г. рисовался исключительно отрицательный образ Германии, подпитываемый негативным описанием кайзеровского режима и шпионско-подрывных действий немецких дипломатов, которых обвиняли в следующем:

1) помощь в снабжении немецких военно-морских сил углем и продовольствием в портах Латинской Америки;

2) подделка паспортов для переправки немецких резервистов из Соединенных Штатов на родину;

3) подготовка диверсий в портах Канады немцами, которые должны были добраться туда с оружием на моторных лодках по Великим Озерам;

4) террористические акты на территории Соединенных Штатов и Канады, включая в себя пожары на американских судах зимой 1917/18 гг., а также организации саботажа на предприятиях, выполняющих военные заказы Антанты;

5) поддержка сепаратистских, военизированных и иных движений, угрожавших странам Антанты (заговоры с индийскими, ирландскими и мексиканскими националистами, а также негритянского движения в США) [33, р. 60-63].

Однако большинство из этих происшествий вряд ли можно связать с именами работников немецкого посольства [19, р. 117-126].

В репортажах о боевых действиях говорилось только о поражениях рейхсвера, о преступлениях немецких солдат в Бельгии и Франции. Когда американский историк Альберт Беверидж впервые увидел немецкие пресс-релизы, он был поражен: «Германские новости очень сильно отличаются от английской и французской их версии. Боюсь, что американцы очень плохо представляют себе, что происходит на самом деле» [цит. по:

44, р. 159]. Эти слова были произнесены в первые месяцы войны, когда бельгийские и французские крепости сдавались одна за другой, а американская пресса вслед за Парижем и Лондоном говорила о крахе немецких вооруженных сил. Несмотря на это, американские репортеры выигрывали у своих политиков и европейских коллег тем, что не «приписывали» немецким дипломатам слов, которые те никогда не произносили. Среди факторов, которые помогли Лондону и Парижу завоевать пристрастия американцев, можно назвать следующее.

1. Непонимание Германией национальной психологии Соединенных Штатов, которое отражалось как на качестве пропагандистских материалов, так и на финансировании соответствующей деятельности за рубежом. Непонимание Берлином «интересной смеси политической смекалки, деловой хватки, настойчивого характера и сентиментальности» [44, р. 18], составлявших ядро американского характера, что вызывало существенные пробелы в немецкой спецпропаганде на США. Она к тому же не имела общего руководства в Берлине и отставала от агитации союзников по Антанте. Немецкое руководство долгое время не представляло вероятность присоединения к Антанте добровольно изолировавших себя от остального мира Соединенных Штатов. Примером может служить следующий факт. В начале конфликта Великобритания перерезала немецкий телеграфный кабель на дне Атлантического океана. В ответ на предложение Берншторфа создать новую телеграфную линию для передачи в Вашингтон немецких новостей с Вильгельмштрассе пришел отказ, мотивировавшийся дороговизной.

2. Идейно-языковая близость американской и европейских демократий, что предопределило преимущественное место последних.

3. Большое количество английских военных заказов (треть от общего объема) американским предприятий, что объяснялось общностью взглядов и симпатий влиятельных бизнесменов и политиков двух стран.

4. Искусство англо-французских агитаторов, их знание и пристальное внимание к динамике американского общественного мнения.

Несмотря на возникшее невыгодное положение, немецкое руководство все же пыталось привлечь симпатии Соединенных Штатов. Кабинет Т. фон Бетмана-Гольвега, всесторонне занятый войной и снабжением, слишком мало использовал в целях агитации нарушения международного права своими противниками. Слабый протест от 10 октября 1914 г. о том, что Великобритания не имеет права своевольно определять, какое судно, идущее в Германию, везет военные грузы, не достиг цели. 29 октября, в следующем правительственном декрете, Лондон вновь подтвердил все вышеупомянутые меры. Таким образом, Германия начала проигрывать информационную войну Британии. Положение усугублялось неумелыми действиями немецких дипломатов, спешивших парализовать производство заказов Антанты на американских военных заводах (не только загрузив их мощности немецкими заказами1, но также саботажем). Вследствие подобных скандалов из Вашингтона был выслан австро-венгерский посол доктор Думба, а из Бразилии - граф Люксбург, предложение которого

1 Заказы на производство для Германии, которые заключил фон Папен, выполняли 4 500 предприятий легкой промышленности [44, р. 116].

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

К 100-летию Первой мировой войны

затопить транспортное судно с продовольствием для Антанты стало известно властям США.

Несмотря на объявление послов персонами нон грата и активность немецких военно-морских сил в Латинской Америке, вильсоновская администрация со своей стороны предпочитала поддерживать отношения со всеми воюющими державами. В ответ на объявление Берлином подводной войны из Вашингтона 22 февраля 1915 г. последовала нота с предложением впредь вести подводную войну по призовому праву1 и взамен этого снять запрет на ввоз продовольствия и предметов первой необходимости в Германию. Последняя приняла предложения, но Лондон отклонил.

Единственным для Германии способом предотвратить поставку американских грузов своим противникам стало расширение подводной войны на американские корабли. Потопление немецкими подлодками в 1915 г. «Сассекса» и особенно - лайнера «Лузитания» с представителями американской экономической элиты - вызвало энергичные протесты США и поставило две страны на грань войны. Однако следует заметить, что германский посол Берншторф задолго до выхода «Лузитании» из гавани Нью-Йорка через газеты предупреждал пассажиров об опасности подобного морского путешествия, к тому же в списках кригсмарине корабль числился как вспомогательный крейсер Адмиралтейства. На его борту одновременно с двумя тысячами пассажиров перевозился груз военного снаряжения и взрывчатых веществ. Предупреждение Берншторфа было воспринято как угроза, поэтому вскоре последовала нота от 15 мая. В ней были заявлены протест, также требования возместить убытки и гарантировать неповторение таковых случаев в будущем. Немецкий посол, учитывая серьезность положения, был вынужден нарушить инструкции и в устных переговорах согласился на возмещение убытков и принес официальные извинения. Берлин, пытаясь пресечь снабжение своих противников из-за океана, впредь действовал не только «пряником», но и «кнутом». Так, нотой от 31 января 1917 г. Вашингтон уведомлялся о начале неограниченной подводной войны, далее в том же документе содержались мирные предложения.

Столь же двусмысленными были шаги ближайших советников президента. Как известно, Вудро Вильсон выиграл президентские выборы

1915 г. с изоляционистскими лозунгами. Однако уже в апреле 1916 г. его

1 Призовое право - совокупность международно-правовых норм, регулирующих порядок и основания захвата на море торговых судов как противника, так и нейтральных стран воюющими государствами. (Неприятельские суда и находящийся на их борту груз называются призом).

окружение приступило к рассмотрению вариантов участия в войне [12, с. 321]. Поэтому, из опасения толкнуть США в ряды противников, Германия ослабила подводную войну. Между тем в самой Америке сторонники вовлечения в войну возлагали на действия германских подводных лодок главные свои надежды. В 1915 и 1916 гг. Сенат дважды провалил законопроект, запрещавший американцам плавать на судах воющих держав. Американский посол в Лондоне Уолтер Пейдж писал полковнику Хаузу, ближайшему советнику Вильсона: «Кажется странным, но единственным разрешением вопроса явилось бы новое оскорбление вроде „Лузитании”, которое вынудило бы нас вступить в войну» [цит. по: 6, с. 39] . Того же мнения осенью 1915 г. придерживался и его адресат [6, с. 39].

Однако поводом для вступления в войну стала так называемая «телеграмма Циммермана»1. В конце 1916 г. министр иностранных дел Германии А. Циммерман разработал план вовлечения Мексики в войну в случае вступления в нее США. В январе 1917 г. телеграмма с изложением деталей этого плана была направлена графу Берншторфу в Вашингтон2. Он извещался, что Германия начнет повсеместную подводную войну против судов Антанты. Однако немецкие подводники должны будут не затоплять американские суда, чтобы у США не было повода нарушить свой нейтралитет. Но если Соединенные Штаты вступят в войну, то посол Германии в Мексике побудит руководство страны начать военные действия против США на стороне Четверного союза. Германия в случае

1 Долгое время оригинал телеграммы считался утерянным. Основная масса документов, касающихся Первой мировой войны, была уничтожена по приказу главы военно-морской разведки адмирала Уильяма Реджинальда Холла. В Национальном архиве Великобритании сохранилась только фотокопия, что впоследствии дало повод историкам считать, что «телеграмма Циммермана» была фальшивкой. 17 октября 2005 г. анонимный источник сообщил средствам массовой информации о том, что документ найден. Однако многие исследователи ныне считают, что телеграмма Циммермана, скорее всего, была фальшивкой, изготовленной британскими спецслужбами. Великобритания таким образом рассчитывала вовлечь США в войну. В военном отношении планы Германии, о которых сообщалось в телеграмме, были невозможны. Мексику раздирала гражданская война, ее экономика лежала в руинах, а армия не представляла серьезной военной силы, у нее не было даже достаточного количества патронов. Более того, части армии США фактически проводили операции на ее территории: они пытались поймать Панчо Вилья, который совершал набеги на американские фермы и города в Техасе.

2 Содержание телеграммы вряд ли можно считать неожиданностью. Еще в 1906 г. диктатор Диас и губернатор округа Мехико обратились к немецкому послу с просьбой помочь оружием и военными инструкторами. Вильгельм II, несмотря на резонные опасения посла Вангенхайма, положительно воспринял идею получить таким образом нового союзника. План был сорван из-за вспыхнувшей в Мексике революции. Однако весной 1914 г. немецкие судна «Юпириада» и «Дания» все же отправились в Мексику с грузом оружия. По пути они были задержаны американцами, которые позднее получили лишь формальные извинения от Берлина. Почва для «телеграммы Циммермана» была готова.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

К 100-летию Первой мировой войны

своей победы гарантировала после войны передать Мексике штаты Техас и Аризону, ранее аннексированные Соединенными Штатами [48].

Телеграмма была перехвачена и расшифрована британскими криптографами, а затем опубликована в американской печати, вызвав бурное негодование. 3 марта 1917 г. Вудро Вильсон поставил перед Конгрессом вопрос об объявлении войны Германии. Преодолев сопротивление прогрессистов со Среднего Запада, 6 апреля 1917 г. Конгресс США объявил войну Германии. Соединенные Штаты незамедлительно расширили масштабы экономической и военно-морской помощи союзникам и начали подготовку экспедиционного корпуса для вступления в боевые действия на Западном фронте. 10 мая 1917 г. генерал Джон Першинг был назначен главнокомандующим и энергично принялся за организацию вооруженных сил.

Продолжение следует.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. Повседневное использование и злоупотребление. СПб., 2002.

2. Белявская И. А. Внутренняя экономическая политика США (1917-1918). М., 1956.

3. Вестник русско-американской торговой палаты. 1915. № 8.

4. Гаков В. Главный скандалист Соединенных Штатов // РБК-Деньги. 2003. № 15. С. 48-51.

5. Гершов З.М. «Нейтралитет» США в годы первой мировой войны. М., 1962.

6. История дипломатии / Под ред. Хвостова В.М. М., 1965.

7. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2000.

8. Листиков С.В. Американское общество в годы войны: на пути к консолидации // Война и общество в ХХ в.: В 3 кн. / Рук. проекта и сост. О.А. Ржешев-ский. М., 2008. Кн. 1 / Отв. ред. С.В. Листиков. С. 306-344.

9. Люмер X. Военная экономика и кризис. М., 1955.

10. Михельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. М-Л., 1940.

11. Папен Ф. Вице-канцлер третьего рейха. М., 2005.

12. Первая мировая война. 1914-1918. Факты. Документы / Под ред. Шацил-ло В.К. М., 2003.

13. Перло В. Американский империализм. М., 1951.

14. Ржешевский О.А. Война и история. М., 1984.

15. Шацилло В.К. Расчет и безрассудство. М., 1998.

16. A war message to the farmer // Loyalty leaflet No. 4. Washington (D.C.)., 1918.

17. American Loyality. Washington (D.C.), 1917.

18. Annuziata F. The Progressive as conservative // Wisconsin magazine of history. 1974. Vol. 57. No. 3. С. 220-231.

19. Bernstorff J.H. My three years in America. NY, 1920.

20. Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. Har-mondsworth, 1963.

21. Carl R. Byoir - a retrospective // The museum of public relations. URL: http:// www.prmuseum.com/byoir/cbintro.html (дата обращения: 14.01.2010).

22. Chicago Daily Tribune. 1914. 1 Aug.

23. Commercial and Financial Chronicle. 1943. № 2. April. Vol. CXI. P. 128-144.

24. Creel G. How we advertized America. Harper and Brothers Publishers, 1920.

25. Fleming T. George Creel: forgotten genius // The Army. 1972. С. 41-49.

26. Ford G.S. America’s fight for public opinion // Minnesota historical magazine. Vol. 3. 1919. С. 20-31.

27. Germany confession. Washington (D.C.), 1918.

28. Government war advertising. Report of the Division of advertising, Committee on public information. Washington (D.C.)., 1918.

29. Heath R.L. Encyclopedia of Public Relations. University of Houston Press, 2005.

30. Historical Statistics of the United States 1789-1945. Washington, 1949.

31. Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. Washington (D.C.), 1975.

32. Jackall R., Hirota J.M. Image makers. Chicago, 2000.

33. Jones J.P., Hollister P.M. The German secret service in America. Boston, 1918.

34. Jowett G.S., O’Donell V. Propaganda and persuasion. NY, 1993.

35. Kegan P. Methods of propaganda in World war. NY, 1927.

36. Keller P.W. The four-minute men. University of Wisconsin, 1940.

37. Kennedy D. Over Here: The First World War and American Society. NY, 2004.

38. Link A. Wilson: The Struggle for Neutrality: 1914-1915. NY, 1960.

39. McKernan L. Propaganda, patriotism and profit / History. 2000. Vol. 14. № %. С. 364-378.

40. Milwaukee Journal. 1943. 25 November.

41. Mock J.R., Larson C. Words that Won War. University of Princeton Press, 1939.

42. National school service. Washington (D.C.)., 1918.

43. New York Times. 1916. 17 March.

44. Peterson H.C. Propaganda for War. University of Oklahoma Press, 1939.

45. Schaffer R. America in the Great War. Oxford, 1991.

46. Sweeney M.S. The Daily German Lie / American Journalism. Vol. 23, № 3. С. 9-28.

47. Taylor P.M. Munitions of the mind. Manchester University Press, 2003.

48. Teaching With Documents: The Zimmermann Telegram // The National Archives and Records Administration. URL: http://www.archives.gov/education/lessons/ zimmermann/#top (дата обращения: 3.03.2009).

49. The four-minute men of Chicago. Chicago, 1919.

50. War Encyclopedia / Ed. Paxson F.L. Washington (D.C.)., 1918.

51. Washington Post. 1914. 2 Aug.

52. Watkins G. Proof Through the Night: Music and the Great War. Berkley, CA, 2003.

53. Wilson R.M. Lord Northcliffe. London, 1927.

54. Zieger R. America>s Great War: World War I and the American Experience. Washington, 2000.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.