Научная статья на тему 'Первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» в г. Коврове'

Первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» в г. Коврове Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Монякова Ольга Альбертовна

11-12 августа 2009 г. в г. Коврове Владимирской области состоялась первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» на тему «Религиозно-образовательная среда российской провинции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Монякова Ольга Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» в г. Коврове»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2010. Вып. П:1 (34). С. 145-148

Первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» в г. Коврове

11—12 августа 2009 г. в г. Коврове Владимирской области состоялась первая межрегиональная научно-практическая конференция «Афанасьевские чтения» на тему «Религиозно-образовательная среда российской провинции».

Целью Афанасьевских чтений является продолжение традиций, заложенных святителем Афанасием, епископом Ковровским, в деле религиозно-нравственного просвещения и воспитания населения; комплексное изучение специфики религиозно-образовательной среды российской провинции, ее влияния на нравственность, просвещение, культуру; обобщение и введение в научный оборот фактического материала указанной тематики в региональном аспекте.

Учредителями данной конференции выступили Владимиро-Суздальская епархия (Ковровское благочиние), администрация г. Коврова, Ковровский историко-мемориальный музей, фонд местных сообществ «Фонд развития Коврова».

Почетными гостями конференции были архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, глава города Коврова И. В. Табацкова, председатель попечительского совета фонда местных сообществ «Фонд развития Коврова» С. С. Конин, которые обратились к участникам чтений с приветственными словами.

Ковровский благочинный протоиерей Стефан (Бензюк) объяснил собравшимся на конференцию, почему для ее проведения выбраны эти августовские дни и чему она посвящена. В 1994 г., то есть 15 лет назад, решением местных властей старинная ковровская церковь в честь святого Иоанна Воина была передана в ведение Владимиро-Суздальской епархии, и к сегодняшнему дню она полностью восстановлена и отреставрирована как снаружи, так и внутри. Как известно, 12 августа является днем памяти святого Иоанна Воина, поэтому было принято решение отметить данный небольшой юбилей именно в этот день. Центральным событием праздничных торжеств и стала вновь учрежденная конференция, освященная именем новомученика российского епископа Афанасия Ковровского.

Директор Ковровского историко-мемориального музея, кандидат исторических наук О. А. Монякова отметила актуальность данного научного мероприятия, особенно в свете состоявшейся в июле 2009 г. встречи Президента Российской Федерации Д. А. Медведева с главами религиозных конфессий страны,

которая продемонстрировала возврат российского общества к проблемам религиозно-нравственного образования и просвещения населения.

Пленарная часть конференции была полностью посвящена жизни, деятельности и литургическому наследию святителя Афанасия, а также интересным представителям его окружения.

А. Г. Кравецкий, старший научный сотрудник Института русского языка им.

В. В. Виноградова, кандидат филологических наук, автор книги о епископе Афанасии выступил с докладом «Святитель Афанасий и его время». В судьбе владыки Афанасия как в зеркале отразилась трагическая история ХХ века, он почти 30 лет провел в лагерях и ссылках, но и там продолжал заниматься вопросами богослужебной практики и был предан своей православной вере и Церкви.

Старший научный сотрудник Свято-Тихоновского гуманитарного университета О. В. Косик проанализировала письма духовных чад к святителю Афанасию. В архиве университета хранится уникальное собрание писем святителя Афанасия Ковровского, подобного которому, по объему сохранившегося не знает история Русской Православной Церкви. Собрание насчитывает около 3 000 писем от примерно 700 адресатов. Обширна география этих писем — Москва и Ленинград, города и села Владимирской области, Тверь, новосибирские и ишимские села, Грузия, Молдавия, Коми АССР, Прибалтика, Кавказ и многие другие населенные пункты были местом жительства корреспондентов, духовных детей, почитателей владыки Афанасия. В письмах представлены все слои общества, все уровни образованности, все ступени церковной иерархии. Среди его корреспондентов — ученые богословы и полуграмотные старушки, Патриарх Алексий и будущий Патриарх Пимен, монахи Свято-Троицкой Лавры, среди которых были архимандрит Кирилл (Павлов), иеромонах Феодорит (Воробьев), духовный писатель Сергей Иосифович Фудель, русские эмигранты (П. Н. Савицкий, протоиерей Михаил Васнецов и др.), порой целые церковные общины.

В письмах предстает роль владыки как церковного деятеля, много способствовавшего уврачеванию раскола, возникшего после издания декларации митрополита Сергия 1927 г., как собирателя и окормителя разрозненных духовных чад погибших пастырей, как хранителя традиций русской литургической и агиографической науки, специалиста и эксперта по истории русских древностей во всех областях церковной науки. В целом письма дают полную картину церковной жизни второй половины 50-х — начала 60-х годов XX в.

Два последующих доклада были посвящены последнему периоду в жизни святителя Афанасия Ковровского в г. Петушки Владимирской области, куда он переехал в 1955 г. и жил до конца своих дней в 1962 г. Игумен Афанасий Селичев из г. Юрьева-Польского дал характеристику окружения владыки, а о. Артемий Исмайылов, настоятель храма в честь святителя Афанасия в Петушках проанализировал его значительную роль в духовной жизни города, которую он продолжает играть до сих пор.

Большой интерес слушателей вызвал также доклад научного сотрудника Свято-Тихоновского гуманитарного университета И. Г. Меньковой, которая рассказала о святом исповеднике Русской Православной Церкви Георгии (Седове), в миру Егоре Егоровиче Седове, уроженце д. Чурилово Юрьев-Польско-

го уезда Владимирской губернии (1883—1960), сыгравшем значительную роль в жизни святителя Афанасия, которого он считал своим духовным отцом.

В 1920-х гг. Егор Егорович был избран старостой храма в с. Лыково в трех километрах от дома. Он был человеком, глубоко преданным Церкви. В 1918 г., как известно, во Владимирскую епархию священноначалием был направлен иеромонах Афанасий (Сахаров). 1920 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Рождество-Богородицкого монастыря.

27 июня 1921 г. архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, и менее чем через год начался его исповеднический путь. Егор Егорович сразу принял на себя заботу о владыке, стремясь в период заключений чем только можно облегчить его положение, оказывая возможную материальную помощь. Почти на тридцать лет он стал неустанным «опекуном» епископа, сопровождавшим его сердечным и деятельным участием во всех многочисленных скорбях и испытаниях. В марте 1955 г. ему удалось забрать совершенно больного епископа Афанасия из дома инвалидов, взяв его на поруки. Этот факт известен всем биографам святителя Афанасия, но никто не знает, что на его освобождение была положена половина жизни его духовного сына.

О периоде учебы святителя Афанасия в Шуйском духовном училище говорила в своем сообщении старший научный сотрудник Шуйского литературнокраеведческого музея К. Бальмонта Е. В. Ставровская.

С. А. Мартьянова, доцент Владимирского гуманитарного университета, кандидат филологических наук посвятила свой доклад богослужебно-литургическому наследию владыки Афанасия.

О письме святителя Афанасия Ковровского Председателю Совета Министров СССР Г. М. Маленкову от 29 июля 1954 г. с просьбой об освобождении говорил духовник Ковровского благочиния о. Михаил (Бунтилов). В заключение письма святитель свою просьбу подкрепляет следующим признанием: «Я горячо люблю свою Родину, и все ее скорби и все ее радости — мои скорби и мои радости». Анализу этих последних строк письма и посвящен доклад, а точнее, ситуации, которая сложилась в Российской Православной Церкви после Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., которая была составлена и обнародована под давлением власти и в целях легализации церковной жизни. В ней он призывает Церковь к лояльности по отношению к Советской власти. В Декларации есть и такие строки: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи». Именно эти слова фактически, по мнению докладчика, были созвучны словам святителя Афанасия в рассматриваемом письме.

Доклады второй части конференции были посвящены рассмотрению ее основной темы — религиозно-образовательной среды российской провинции.

Директор Ковровского историко-мемориального музея, кандидат исторических наук О. А. Монякова впервые попыталась назвать поименно и вместе святых Русской Православной Церкви, связанных своей жизнью и деяниями с Ковровской землей, и воспроизвести историю их канонизации. При этом Ков-

ровская земля рассматривается в границах бывшего Ковровского уезда Владимирской губернии до административных реформ 1918 г.

Профессор Шуйского педагогического университета, доктор исторических наук Ю. А. Иванов проанализировал структуру и внутреннее содержание религиозно-образовательной среды российской провинции на примере Шуйского уезда Владимирской губернии, предложив рассматривать его как типичный уезд центральной части Европейской России.

Другие участники конференции детализировали и аргументировали его выводы, рассмотрев в своих докладах отдельные составляющие религиозно-образовательного пространства. Например, доцент того же университета, кандидат исторических наук Т. А. Красницкая говорила не только о примерах воспитания детей в церковной школе в конце XIX — начале XX в., но и проводила параллели с современными принципами воспитания. Старший научный сотрудник Шуйского музея В. А. Гладкова говорила о создании церковью уличных библиотек в г. Шуе.

Ряд выступлений носили чисто краеведческий характер, но при этом были интересны новизной источников, вводимых в научный оборот. Среди них следует отметить сообщение главного хранителя Ковровского музея Н. П. Павловой, в котором воссоздана история древнего кладбища, находившегося при Иоанно-Воинской церкви, юбилею которой посвящена конференция. Первые захоронения на нем датируются концом XV в. При этом фотографии, сопровождавшие доклад, показывались впервые.

В целом следует сказать о том, что первая попытка раскрыть такую малоизученную тему как «Религиозно-образовательная среда российской провинции», тем более в уездном формате, удалась. Конференция наилучшим образом продемонстрировала возможность тесного единения Русской Православной Церкви и светского общества в деле нравственного, духовного просвещения населения, особенно подрастающего поколения. А вопросы, которые были рассмотрены на конференции, могут в некоторой степени послужить источником для осмысления современных позиций по этому вопросу.

О. А. Монякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.