Научная статья на тему 'Первая международная социологическая конференция ВЦИОМ «Продолжая Грушина»'

Первая международная социологическая конференция ВЦИОМ «Продолжая Грушина» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая международная социологическая конференция ВЦИОМ «Продолжая Грушина»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Первая международная социологическая конференция ВЦИОМ «Продолжая

Грушина»

11—12 ноября 2010 г. по инициативе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и при участии Московского государственного института международных отношений (МГИМО-У) и Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» в Москве прошла Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина». В работе конференции приняло участие около 300 ученых и практиков из разных регионов России, а также Австрии, Белоруссии, Великобритании, Германии, Казахстана, Молдавии, США и Украины.

Конференция была посвящена памяти выдающегося российского социолога, создателя первой всероссийской сети сбора социологической информации Бориса Андреевича Грушина (1929—2007). Грушин одним из первых начал проводить опросы общественного мнения в СССР, стремясь к тому, чтобы они стали неотъемлемым элементом общественной жизни нашей страны. Именно он создал всесоюзную опросную сеть, которая легла в основу сети ВЦИОМ и большинства ныне действующих опросных центров в России и странах бывшего СССР. Благодаря Грушину опросы общественного мнения в России, в отличие от США и западноевропейских стран, стали частью социологической науки, а не только индустрией сбора эмпирических данных в интересах других наук.

Сегодня в социологии общественного мнения обсуждаются несколько наиболее актуальных вопросов. Первый связан с радикальным изменением в способах коммуникации людей (Интернет, социальные сети, мобильная связь, интерактивное ТВ и проч.), которые бросают вызов традиционным методам сбора социологических данных. Второй вопрос связан с развитием и все большим усложнением методов анализа данных, разнообразие которых уже мало вписывается в традиционную дихотомию качественного и количественного анализа. Наконец, если во времена Грушина существовал недостаток эмпирических данных, то в настоящее время нарастает их переизбыток, и одновременно ощущается настоятельная потребность в содержательной интерпретации и осмыслении получаемых результатов.

Целью серии научных конференций, открытой в ноябре 2010 года, является обсуждение актуальных методологических и содержательных проблем социологии общественного мнения в профессиональном кругу социологов-практиков, а также заинтересованных пользователей социологической информации, представляющих масс-медиа, государственные органы, политические партии, общественные организации и коммерческие компании.

Работу конференции предварил Круглый стол «Социолог — журналист — читатель: бермудский треугольник, в котором потерялась истина», состоявшийся 11 ноября 2010 г. в пресс-центре газеты «Аргументы и факты». В рамках мероприятия обсуждались проблемы трансляции и потребления социологической информации в треугольнике «социологи — СМИ — аудитория».

156

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBaonal

Круглый стол вызвал большой интерес. Представители ведущих социологических центров, информационных каналов, а также общественных организаций и государственных органов («квалифицированных потребителей») обсуждали трудности грамотного представления и интерпретации социологических данных для массовой аудитории, наиболее характерные примеры искажения социологической информации в СМИ, вопросы доверия к социологам и их работе. С первоначальной постановкой проблемы выступил ведущий круглого стола, директор исследовательского агентства «Евразийский монитор», руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН И. Задорин. В начале дискуссии участникам круглого стола были представлены данные мониторинга ВЦИОМ о доверии населения к социологическим центрам и их продукции, которые прокомментировал генеральный директор ВЦИОМ В. Федоров. Среди главных спикеров круглого стола были также директор проектов Фонда «Общественное мнение» Л. Паутова, директор исследовательской компании «Башкирова и партнеры» Е. Башкирова, директор Института социального маркетинга (Инсомар), профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ С. Хайкин, член Центральной избирательной комиссии РФ И. Борисов, председатель ФГУ «Голос России» А. Быстрицкий, председатель Комиссии Общественной палаты РФ И. Дискин, редактор политического отдела газеты «Ведомости» М. Гликин, директор Фонда «Петербургская политика» М. Виноградов и другие известные эксперты и журналисты. С сообщениями о ситуации с социологическими публикациями в Белоруссии и на Украине выступили завотделом ИАЦ Администрации Президента РБ В. Маючий и президент исследовательской компании «Research & Branding Group» Е. Копатько (Украина).

Участники дискуссии попытались выработать набор мер, позволяющих очистить от вредных шумов такой важнейший канал обратной связи в обществе, каким являются социологические исследования. Растущий объем прикладных социологических исследований, выполняемых для органов государственного управления, позволяет говорить о переходе от разового (индивидуального) к «массовому», индустриальному производству социологической информации в интересах госзаказчиков. Но, к сожалению, при росте числа заказов и заказчиков все чаще появляются и разного рода мошенники и недобросовестные компании-исполнители, дискредитирующие социологическую науку. Причем такой практике во многом способствуют недостатки федерального законодательства о госзакупках.

Данные вопросы становятся особенно актуальными в связи с началом нового большого избирательного цикла, обычно сопровождающегося войной рейтингов и кампаниями по дискредитации социологических измерений. По мнению многих участников Круглого стола, обсуждение проблем взаимодействия социологов, журналистов и потребителей социологической информации необходимо обязательно продолжить.

Основная часть конференции (пленарное и секционные заседания) прошли 12 ноября 2010 г. в МГИМО. В ходе пленарного заседания состоялись выступления как представителей научного сообщества, так и социологов-практиков, а также представителей институтов — «квалифицированных потребителей» социологических данных. К участникам от имени организаторов конференции обратились В. Федоров, И. Задорин и декан факультета международной журналистики МГИМО Я. Скворцов.

С приветственным словом также выступил исполнительный директор Центра исследований общественного мнения «Глас Народа» А. Кинсбургский, обратившийся в своем выступлении к наследию Бориса Андреевича Грушина и к тем направления современной социологической науки, в которых оно получило развитие. Ряд выступавших сделали своего рода представление

157

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

тех направлений, которые были затронуты участниками конференции. Директор Национального агентства финансовых исследований, модератор секции «Исследования финансового поведения населения» О. Кузина отметила ближайшие перспективы такого относительно нового для российской социологии направления, как социология финансового поведения. Профессор ГУ-ВШЭ, член Евразийской академии радио и телевидения А. Шариков как модератор секции «Социология СМИ: цифровизация электронных СМИ и проблемы исследования аудитории» обратился к основным проблемам, стоящим в настоящий момент перед социологией СМИ, и заострил внимание слушателей на проблемах исследования аудитории телевидения и радио в контексте перехода на цифровое вещание. Директор Института сравнительных социальных исследований В. Андреенков отметил особый интерес, который вызывают международные, сравнительные исследования у представителей практически всех направлений социологической науки. Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ

А. Чепуренко в своем выступлении рассмотрел новые стандарты в социологическом образовании. К участникам конференции обратились и их зарубежные коллеги, в частности заместитель директора Казахского института стратегических исследований при Президенте Республики, директор Ассоциации социологов Казахстана З. Шаукенова поделилась задачами, стоящими в настоящий момент перед социологическим сообществом соседнего государства, отметила основные перспективы развития социологической науки и образования в Республике Казахстан. Наряду с представителями социологического сообщества, в пленарном заседании приняли участие и представители «квалифицированных потребителей» социологических данных. Председатель ЦИК РФ В. Чуров рассмотрел перспективы электоральных социологических исследований, а также осветил основные аспекты взаимодействия ЦИК РФ с социологическим сообществом. Директор департамента информационной политики Тюменской области А. Новопашин, в свою очередь, представил примеры использования социологических данных в работе органов власти на региональном уровне, включая и электоральный аспект такого сотрудничества.

Далее работа Международной социологической конференции «Продолжая Грушина» прошла по четырем основным секциям, посвященным: (1) сравнительным международным социологическим исследованиям, (2) социологии СМИ и массовых коммуникаций, (3) электоральным исследованиям, (4) исследованиям финансового поведения.

Первая секция конференции, модератором которой была А. Андреенкова (ЦеССИ, национальный координатор проекта ESS в России), получила название: «Сравнительные международные исследования общественного мнения: особенности, методология, результаты-использование». Появление новых независимых государств и интеграционные процессы в Европе, поиск Россией своего места в мире сделали задачу сравнительных социологических проектов на постсоветском пространстве как никогда актуальной. В последние 20 лет количество международных исследований по социальным, политическим и экономическим вопросам стремительно возросло и продолжает расти. В рамках разовых и трендовых проектов было собрано и проанализировано большое количество данных, выработаны новые подходы к методологии проведения подобных исследований, ученые столкнулись с большим количеством новых и важных проблем.

Среди выступивших на секции были Е. Башкирова (генеральный директор ООО «Башкирова и партнеры»), Е. Яценко (президент Фонда «Наследие Евразии»), Е. Копатько, И. Задорин,

С. Хайкин, О. Каменчук (директор по коммуникациям ВЦИОМ), М. Пикулева («TNS Россия», ГУ-ВШЭ), А. Салагаев (директор Центра аналитических исследований и разработок). Участники

158

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ IM:

In °rtftroPDF

данной секции рассказали об основных крупных сравнительных проектах в области опросов общественного мнения и социальных исследований, достижениях и проблемах, с которыми столкнулись исследователи при реализации проектов на территории стран бывшего СССР. Выступавшие также обратились к тем задачам, которые подобные исследования позволяют решить, и к опыту использования данных сравнительных исследований различными государственными, научными, международными структурами.

В работе второй секции «Социология СМИ: цифровизация электронных СМИ и проблемы исследования аудитории» приняли участие представители вузов, ведущих российских медиакомпаний, общественных организаций и исследовательских центров. Открывая мероприятие, ее модератор А. Шариков отметил, что медиаизмерения претерпят существенное изменения в ближайшее время в результате новых вызовов, связанных с цифровизацией и расширением мультимедийной среды, и медиаиндустрия должна быть готова к этому. Далее короткие приветственные слова от имени организаторов конференции произнесли Я. Скворцов и первый заместитель генерального директора ВЦИОМ К. Абрамов.

Президент Сообщества профессиональных социологов, Вице-президент Российского общества социологов, профессор Н. Покровский представил доклад «Виртуализация и власть коммуникаций», где были отражены новейшие тенденции в развитии медиасферы. Руководитель проектов исследовательской группы «ЦИРКОН» В. Мойсов сообщил о результатах прикладного исследования, посвященного проблемам медиаграмотности россиян. Председатель технического совета AGF (Германский комитет по вопросам измерения телевизионной аудитории) Б. Энгел в докладе «Современные тенденции в развитии исследований телевизионной аудитории в Европе» сделал обзор новейших тенденций в медиаизмерениях европейских стран. Исполнительный директор НП «Содружество производителей фирменных торговых марок» в России «РусБренд» А. Поповичев выступил с сообщением «Требования к измерениям аудитории в мультимедийных средах: позиция ведущих рекламодателей», в котором подчеркнул, что современная система измерения телеаудитории в России вполне устраивает ведущих рекламодателей, но уже пора готовиться к изменениям, которые привнесет цифровизация телевидения в ближайшие годы. Исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)

В. Смоляков продолжил обсуждение, поддержав тезисы А. Поповича. В завершение секции директор НП «Медиа Комитет» О. Ермолаева в своем докладе «О необходимости стандартизации медиаизмерений в связи с переходом на цифровое вещание» указала на то, что современная система измерения телеаудитории в России не вполне соответствует международным требованиям, сформулированным в документах Европейского вещательного союза и дальнейшее развитие этой системы требует введения стандартов на проведение медиаизмерений в России.

Третью секцию «Электоральные и политические исследования», которой руководил В. Федоров, открыл руководитель Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН В. Петухов выступлением о динамике политических установок россиян и проблемах развития в России демократии участия. Докладчик подчеркнул важность системы выборов как механизма и способа институционализации власти, отметив, что в России выборы стали политической рутиной, а интерес к ним и политике в целом со стороны населения падает. Среди причин этого В. Петухов называет то, что выборы постепенно превращаются в «игру с закрытым финалом», а также постоянное изменение «правил игры», которое наблюдается практически в каждом избирательном цикле.

159

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

Заведующий аналитическим отделом ФОМа, старший научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН Г. Кертман констатировал победу в российской практике плебисцитарной логики электорального поведения над конкурентной — причем как со стороны населения, так и со стороны главных участников выборных процессов, в том числе партии власти. Исследователь отметил, что сегодня в России как плебесцит рассматриваются каждые выборы в России — любого уровня, в любом регионе и населенном пункте, и подчеркнул опасность такой логики, в том числе и для самой власти. Президент Фонда социальных исследований (Самара) В. Звоновский попытался выявить ошибки и проблемы электорального прогнозирования, с которыми сталкиваются исследователи. В частности, он обратил внимание на такой фактор, как наличие у респондентов регистрации по месту проведения опроса (при поквартирных опросах). По наблюдению докладчика, он существенно влияет на реальную явку на выборы по сравнению с декларируемой. С. Хайкин рассказал об особенностях организации панельных исследований в сфере политики и электорального поведения населения. Он обратил внимание на эффективность построения панели на основе случайной выборки, что в ходе исследования дало высокий уровень репрезентативности по широкому ряду показателей, и на такие эффекты панели, как рост политической информированности ее участников и постепенное «усыхание» панели. Доцент кафедры общей и социальной психологии Института психологии, педагогики и социального управления Тюменского госуниверситета (ТюмГУ), директор филиала «ВЦИОМ-Урал» ОАО «ВЦИОМ»

В. Гришин проанализировал социальный портрет, настроения и ожидания сторонников различных партий.

Зарубежные участники секции президент исследовательской компании «Research & Branding Group» Е. Копатько (Украина), глава Компании CBS-AXA Ltd (Gallup International, Молдавия) И. Жигеу и заместитель директора Казахского института стратегических исследований при Президенте Республики, директор Ассоциации социологов Казахстана З. Шаукенова обрисовали политическую ситуацию и обозначили основные тенденции ее развития в представляемых ими странах. В том числе были проанализированы результаты выборов в Украине, где Партия регионов стала доминирующей политической силой на федеральном уровне и в большинстве регионов, что существенно изменило политическую карту страны по сравнению с ситуацией 2004 г. Е. Копатько подчеркнул, что нынешний расклад политических сил в Украине, с одной стороны, дает Партии регионов новые возможности, а, с другой стороны, сопровождается новыми рисками и дополнительной ответственностью. Докладчик провел параллели с оранжевой коалицией, которая, оказавшись в сходной ситуации, такими возможностями не воспользовалась.

Заместитель декана факультета социологии ГУ-ВШЭ по магистратуре, старший научный сотрудник Института социологии РАН И. Климов рассказал о проблемах социологических исследований в кризисный и посткризисный период, отметив такие тенденции, как переструктурирование пространства социологических услуг, снижение качества аналитики, появление новых типов заказчиков. Завершая секцию, руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России А. Иванченко, выступая от лица квалифицированных потребителей данных социологических исследований, подчеркнул актуальность и востребованность социологической информации по политическим и электоральным сюжетам, предложил социологам уделять внимание отдельным конкретным этапам предвыборного процесса (например, оценке качества работы избирательных комиссий, изучению информированности населения о списках кандидатов и т. п.).

160

ional

download thefnee trial online at nitropeff.com/^rofeBEional

MOH 1/1 TOPI/1 HГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Nt

In °rtftroPDF

Основная цель четвертой секции «Исследования финансового поведения населения»

заключалась в том, чтобы обсудить современное состояние и перспективы развития социологии финансового поведения населения. В настоящее время накоплен значительный объем эмпирических данных о финансовом поведении людей, однако убедительного теоретического обобщения выявленных фактов пока нет. Несколько лучше обстоит дело с использованием полученных результатов для разработки рекомендаций в области социальной и экономической политики, однако и здесь потенциал имеющихся возможностей задействован не в полной мере. Первой выступила директор по исследованиям ФОМ Е. Петренко с докладом «Методология диагностики потребительского поведения российских «обывателей». Она представила разработанную в ФОМе технологию типологизации потребительского поведения населения, которую, по мнению докладчика, можно использовать и для исследований финансового поведения населения. Затем слово взяла А. Гусева (Бостонский Университет), которая рассказала о существующих социологических подходах к изучению поведения экономических агентов на финансовых рынках. В своем выступлении она акцентировала внимание на работах, изучающих роль культуры и социальных институтов на финансовых рынках. Третий доклад «Мониторинг финансовой активности населения: что изменилось за 10 лет?», представленный И. Задориным, был посвящен изменениям, произошедшим в установках населения по отношению к финансовым услугам. Директор по исследованиям НАФИ, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Д. Ибрагимова представила методологию и результаты первых четырех волн совместного проекта ФОМа и НАФИ, нацеленного на измерение инфляционных ожиданий населения. В заключение руководитель и модератор секции О. Кузина рассказала о проекте НАФИ по оценке эффективности государственного регулирования на финансовых рынках. После презентации докладов состоялась оживленная дискуссия относительно теоретических подходов к изучению финансового поведения, соотношения теории и эмпирики в исследованиях, а также операционализации существующих понятий в прикладных исследованиях.

Обзор подготовили: И. Задорин, О. Каменчук, О. Кузина, Н. Седова, А. Шариков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.