Научная статья на тему 'Первая международная конференция труда: основные результаты нормотворчества (к 95-летию создания Международной организации труда)'

Первая международная конференция труда: основные результаты нормотворчества (к 95-летию создания Международной организации труда) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1707
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / КОНВЕНЦИИ МОТ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / ILO CONVENTIONS / GENERAL CONFERENCE / WORKING TIME LIMITATION / UNEMPLOYMENT PROBLEMS / FEMALE AND CHILD LABOUR SOCIAL PROTECTION AND LABOUR SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рощин Борис Евгеньевич

В предлагаемой статье рассмотрены первые конвенции Международной организации труда, принятые в момент её создания, и заложившие правовые основы сущностных институтов международного трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first International Labour Conference: rule-making main results COMMEMORATING THE 95TH ANNIVERSARY OF INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION)

The first conventions of the International Labour Organization, approved at the moment of its creation and having laid down the rightful principles of essential institutions of law of employment, have been examined in the proposed article.

Текст научной работы на тему «Первая международная конференция труда: основные результаты нормотворчества (к 95-летию создания Международной организации труда)»

Библиографический список

1. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. - 624 с.

2. Верховодов Е.В., Мигунова Т.Л. Секуляризация общественной мысли в Западной Европе 17 века // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, Новое время. Вып. 2. -Арзамас: АГПИ, 2002.

3. Квачадзе О.Б., Романовская В.Б. Влияние канонического права на городскую политико-правовую действительность средневековой Западной Европы // Известия высших учебных заведений.

Правоведение. - 2010. - №1. - С. 244-249.

4. Романовская В.Б. Период высокого средневековья в Европе - век инноваций в юридическом образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3-2. -С. 174-176.

5. Фуше М. Европейская республика: исторические и географические контуры. - М.: Международные отношения, 1999. - 168 с.

6. Bouwsma W.J. The Secularization of society in the Seventeenth Century. - Moskow, 1970.

7. Wolff E. Grotius, Pufendorf, Thomasius. Drei Kapitel zur Gesteltgeschichte der Rechtswissenschaft. - Tubingen, 1927.

УДК 349.2

Рощин Борис Евгеньевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

pravoborise@mail.ru

ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА (к 95-летию создания Международной организации труда)

В предлагаемой статье рассмотрены первые конвенции Международной организации труда, принятые в момент её создания, и заложившие правовые основы сущностных институтов международного трудового права.

Ключевые слова: Международная организация труда, Конвенции МОТ, Генеральная конференция, ограничение рабочего времени, проблемы безработицы, социальная защита и охрана труда женщин и детей.

Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости...

Из Устава МОТ

Современное российское трудовое законодательство во многом базируется на нормах международного трудового права, поскольку Россия (как правопреемница СССР) является (с 1954 г.) полноправным членом Международной организации труда (далее МОТ) - старейшей, признанной и одной из самых уважаемым мировым сообществом организаций, которая была создана ещё в 1919 году (на основе Версальского мирного договора при Лиге наций), а в 1945 г. МОТ (с принятием Устава ООН) стала первым специализированным учреждением ООН. Кроме того, современная российская Конституция (ч. 4. ст. 15) признаёт общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части её национально-правовой системы. Более того, если международным договором (далее МД) РФ установлены иные правила, чем национальным законодательством РФ, то применяются правила МД. Следовательно, определённый объём международно-трудового законодательства (нормативные акты, закрепившие общепризнанные принципы и нормы международного права; конвенции по вопросам труда, ратифицированные РФ; МД по труду, заключённые РФ

и др.), являются неотъемлемой составляющей частью внутреннего российского трудового законодательства и должны активно и непосредственно применяться правоприменительными органами. Это говорит о всё большей интеграции современной России в мировое пространство.

Современное международное трудовое право имеет свою, вполне обозримую историю. Изучение исторического опыта позволяет глубже понять сущность современного международного трудового права, которое в настоящее время сформировалось в относительно автономную подотрасль международного публичного права. Целью работы является краткая характеристика основных конвенций МОТ, принятых в момент её создания, в процессе работы первой сессии Генеральной конференции этой организации (29 октября 1919 года - 27 января 1920 года).

Разумеется, МОТ возникла не на пустом месте. Идеи создания подобной международной организации, регулирующей глобальные проблемы в социально трудовой сфере, относятся к XIX веку. Необходимость принятия и развития международного трудового законодательства осознавалась рядом стран Европы и Америки, в которых бурное

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

© Рощин Б.Е., 2014

174

развитие промышленности осуществлялось, как правило, за счёт усилий трудящихся.

Немаловажное значение имели европейские идеи гуманистического порядка. Многие прогрессивные умы того времени (философы, экономисты, социологи и др.) говорили о необходимости изменения невыносимых условий труда рабочих. Следует подчеркнуть, что подобные идеи разделяли и некоторые представители предпринимательских кругов, среди которых Роберт Оуэн (1771-1858) и Даниель Легран (1783-1859). К примеру, в 1855 г. французский промышленник Даниель Легран писал Наполеону III: «Международное фабричное законодательство сможет дать материальные и моральные выгоды, не нанося ущерба предпринимателям». Более того, он полагал, что предупредить возможные социальные потрясения в будущем способна «только социальная реформа» [3, с. 10].

Важную роль в дальнейшем развитии международного трудового законодательства сыграли конгрессы I и II интернационалов. Так, на первом конгрессе I интернационала (1866 г.) были приняты основные документы, направленные на улучшение социального положения работников: о 8-часовом рабочем дне для рабочих; об охране труда женщин; об организации труда детей; о развитии профессиональных союзов и др. Конгресс II интернационала (1891 г.) призвал «рабочих всех стран бороться за законодательное утверждение своих экономических и социальных прав, за улучшение жизни трудящихся» [3, с. 11].

Кроме того, для осуществления работы по подготовке определенных международно-правовых актов в социально-трудовой сфере, была создана (в 1901 г. в Базене) Международная ассоциация защиты трудящихся. Большое значение для формирования и дальнейшего развития единого международного трудового права имели нормативно-правовые акты социальной направленности, принятые в ряде стран (к примеру, социальные законы Германии, принятые к началу XX века).

Решающую роль в необходимости создания МОТ сыграла Первая мировая война и послевоенное состояние мира. В военные годы заметную активность в вопросах международного регулирования труда проявили профсоюзы. Они требовали, чтобы по окончании войны была создана международная организация по вопросам труда и содействию укрепления мира. Также необходимость создания МОТ была продиктована революционными процессами в России и ряде других государств.

На заседании Парижской мирной конференции (11.04.1919 г.) был утверждён Устав МОТ, разработанный специальной Комиссией по международному трудовому законодательству. 28.04.1919 г. была утверждена декларация принципов работы МОТ. Эти документы вошли в качестве части XIII в Версальский мирный договор.

29.10.1919 года открыла свою работу первая Международная конференция труда (Вашингтон, округ Колумбия), которая в течение довольно продолжительного периода именовалась как «Генеральная конференция». Эта дата считается «днём рождения» МОТ. Необходимо отметить характерную структурную особенность МОТ - трипартизм, т.е. деятельность данной организации на основе трёхстороннего представительства: правительств государств, предпринимателей, работников.

Одной из ключевых функций МОТ является нормотворческая деятельность - принятие конвенций и рекомендаций, предназначенных для осуществления уставных целей МОТ (обеспечение достойного труда, достижение социальной справедливости, защита социально-трудовых прав человека и др.). Конвенции представляют собой международные договоры, которые подлежат обязательной ратификации. Государства - члены МОТ, которые ратифицировали их, принимают на себя определённые обязательства юридического характера по исполнению соответствующих норм.

На первой Международной конференции труда (Генеральная конференция) были приняты первые 6 конвенций: о рабочем времени, о безработице, о защите материнства, об ограничении труда женщин в ночное время, о минимальном возрасте приёма на работу детей в промышленности, об ограничении труда подростков в промышленности. В целом эти конвенции касались двух сущностных институтов трудового права - рабочего времени и охраны труда, что вполне объяснимо, поскольку наиболее острые проблемы всегда возникали при решении этих вопросов.

Следует кратко рассмотреть данные документы.

Правовому регулированию рабочего времени посвящена Конвенция №1 МОТ «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю» (1919 г.). Конвенция, в частности, ограничивала продолжительность рабочего времени лиц, занятых на промышленных предприятиях (за некоторыми исключениями). Согласно ст. 2 Конвенции, продолжительность труда устанавливалась не свыше 8 часов в день и 48 часов в неделю. Превышение максимальной продолжительности рабочего времени (т.е. аналог современных сверхурочных работ) допускалось: а) при наступлении несчастного случая или «угрозе такового»; б) при необходимости выполнения срочных работ по ремонту машин или оборудования; в) в случае непреодолимой силы, реально угрожающей «нормальной деятельности предприятия»; г) на работах со сменным режимом.

Государства, ратифицировавшие данный документ, обязывались разработать и принять соответствующие правила о максимальной продолжительности сверхурочных работ (в отношении

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

175

отдельных категорий работников и специфики предприятий), а также установить размер ставки для таких работ (не ниже 1 У обычной ставки) [4].

Следует напомнить, что в период принятия данной конвенции в России победила Октябрьская революция. Большевики, захватив власть 25 октября 1917 г., незамедлительно стали создавать новые формы организации и регулирования труда. Ограничение продолжительности рабочего времени было провозглашено известным декретом о 8-часовом рабочем дне, принятом 29 октября 1917 г. (11 ноября по новому стилю). Документ устанавливал максимальную продолжительность рабочего времени - не более 8 часов в сутки и не более 48 часов в неделю. Кроме того, устанавливался запрет на допуск к сверхурочным работам всех лиц женского пола и лиц мужского пола, не достигших 18-летнего возраста. Устанавливались основания проведения подобных работ (необходимость завершения начатой работы, которая не была завершена вследствие «непредвиденной и случайной задержки»; для предотвращения опасности «жизни людей или имуществу»; для обеспечения работы соответствующей инфраструктуры - водоснабжения, освещения, канализации и т.п. и др.). Продолжительность сверхурочных работ не должна была «превосходить 4 часа» в течение 2-х суток подряд [1, с. 176-180].

Если сравнивать общие положения Конвенции № 1 с вышеназванным декретом, то следует констатировать, что декрет о 8-часовом рабочем дне (принятый двумя годами ранее) устанавливал более широкие общие гарантии, чем конвенция. Так, конвенция ограничивала продолжительность рабочего времени только на промышленных предприятиях (шахты, карьеры, строительство, реконструкция, ремонт, перевозка и т.п.), а декрет распространялся на все «предприятия и хозяйства, независимо от их размера и от того, кому они принадлежат, и на всех лиц, занятых работой по найму». Конвенция вовсе не упоминала о времени отдыха, несмотря на то, что рабочее время и время отдыха - непосредственно взаимообусловленные правовые категории, декрет достаточно чётко регламентировал виды отдыха работников (обеденный перерыв, нерабочие праздничные дни и т.п.).

Проблемам безработицы (правового регулирования процессов занятости и трудоустройства) посвящена Конвенция МОТ №2 «О безработице» (1919 г.), которая, в частности, возлагала обязанности на соответствующие государства (ратифицировавшие документ) по созданию системы «бесплатных государственных бюро занятости под контролем центрального органа» [5].

С острейшими проблемами массовой безработицы столкнулось и «молодое советское государство». В «Советской Республике» (также двумя годами ранее, 11.12.1917 г.), принимается положение

о страховании на случай безработицы. В данном документе сформулировано понятие «безработный». Им считалось всякое трудоспособное лицо, не имевшее возможности найти работу по найму и зарегистрированное на бирже труда. Документ возлагал обязанности на работодателя (нанимателя) по уплате определённых сумм страховых взносов, направленных на выплаты пособий по безработице [11, ст. 111]. Более того, Декрет «О биржах труда» (от 31.01.1918 г.) не только учредил бесплатные органы (под жестким государственным контролем), но и категорически запретил всякое трудоустройство по найму через разного рода посреднические организации, кроме бирж труда [12, ст. 319].

Правовому регулированию и охране труда женщин посвящены 3 и 4 конвенции МОТ. Конвенция МОТ № 3 «Об охране материнства» (1919 г.) затрагивала ключевые вопросы социальной защиты женщин. Согласно документу, женщине предоставлялось право на: а) отпуск по беременности и родам (6 недель до родов и 6 недель после родов); б) пособие (за время отсутствия на работе), «достаточное для содержания ее и ребенка в хорошем и здоровом состоянии». Данное пособие следовало выплачивать либо из государственных средств, либо путем системы страхования; в) два получасовых перерыва в течение рабочего дня (в рабочее время), если работница «кормит ребёнка грудью» [6]. Конвенция МОТ № 4 «О труде женщин в ночное время» (1919 г.) устанавливала запрет на применение женского труда (независимо от возраста) в ночное время (в период «между десятью часами вечера и пятью часами утра») на предприятиях (как государственных, так и частных). Исключением из данного правила являлись следующие основания: а) в случае непреодолимой силы, «когда на каком-либо предприятии имеет место перерыв в работе, который невозможно было предвидеть и который не носит периодического характера»;

б) в случаях, когда ночной труд объективно необходим для предотвращения порчи и утраты производственного сырья и материалов [7].

В России, при социалистической организации труда, вопросы охраны труда женщин и социальной защиты трудящихся трактовались как основополагающие идеологемы. Так, 22.12.1917 г. увидел свет декрет «О страховании на случай болезни», который достаточно подробно регламентировал основные меры защиты работниц: а) выплата денежных пособий по беременности и родам в размере полного заработка за период 8 недель до родов и 8 недель после родов; б) запрет на допуск к работе женщин в течение указанного периода;

в) предоставление дополнительного перерыва (не менее 0,5 часа через каждые 3 часа), «работнице, кормящей грудью ребёнка»; г) установление неполного рабочего времени (не более 6 часов в день)

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

«для кормящей матери» (в течение 9 месяцев после родов) и др.

Очевидны явные преимущества данного декрета перед конвенцией «Об охране материнства». Отметим любопытную деталь. Социальные пособия по беременности и родам были установлены в одном из первых декретов советской власти, именовавшемся как декрет «О страховании на случай болезни». Подобная «трактовка» беременности (как болезни) существует и сегодня. Так, согласно современному российскому законодательству, период беременности и родов (по общему правилу -70 дней до родов и 70 после) оформляется «больничным листом», а пособие выплачивается (как и при временной нетрудоспособности работника) за счёт Фонда социального страхования.

Правовому регулированию и охране детского труда посвящены 2 конвенции МОТ - №5 и №6. Конвенция МОТ №5 «О минимальном возрасте приёма детей на работу в промышленности» (1919 г.) запрещала принимать малолетних детей (моложе 14 лет) на работу в какие бы то ни было промышленные предприятия. Исключениями являлись случаи детского труда «в профессиональных школах», с «одобрения и под надзором государственной власти». На работодателя возлагались обязанности по ведению учёта всех работников, моложе 16-летнего возраста [8]. Конвенция МОТ №6 «О ночном труде подростков в промышленности» (1919 г.) запрещала применение труда подростков (моложе 18 лет) в ночное время на промышленных предприятиях (государственных и частных). Вместе с тем, в ряде случаев допускалось применение в ночное время труда подростков, достигших 16-летнего возраста: а) при производстве железа и стали; б) в стекольном, бумажном и сахарном производстве; в) при получении золота «из руды химическим путём» [9].

В рассматриваемый период в «Республике Труда» декларировались следующие нормы: а) запрещалось допускать малолетних (до 14 лет) к любой работе по найму; б) рабочее время для лиц, не достигших 18 лет, не могло превышать 6 часов в сутки; в) запрещалась работа в ночное время (с 9 вечера до 6 утра) всем работникам женского пола, а также работникам мужского пола до достижения 16-летнего возраста; г) с 01.01.1919 г. запрещалось допускать к работе по найму всех лиц, не достигших 15 лет, а с 01.01.1920 г. - всех, не достигших «20 лет от роду» [1, с. 177]. Как писал современник: «.. .подросткам нужен достаточный досуг для дополнительного общего и профессионального образования, для, так называемого, после - школьного обучения» [10, с. 31].

Следует обратить внимание на ещё одну практически важную деталь. В рассмотренных выше конвенциях МОТ, принятых первой Генеральной конференцией, установлен единый механизм их

применения на территориях соответствующих государств. Алгоритм следующий: 1) государство, ратифицировавшее конвенцию, направляло соответствующие документы Генеральному директору Международного бюро труда (далее МБТ) для регистрации; 2) данное государство обязывалось применять конвенцию на своей территории («к своим колониям, протекторатам и владениям»), за некоторыми исключениями (объективно не позволяет специфика местных условий); 3) государство обязывалось уведомлять МБТ «о мерах, принятых в отношении каждой из своих колоний, протекторатов и владений, не пользующихся в полной мере самоуправлением» (т.е. о практическом применении ратифицированных конвенций); 4) конвенция связывала обязательствами только тех членов МОТ, чьи документы о ратификации прошли регистрацию в МБТ; 5) любой член МОТ имел право на денонсацию (путём направления в МОТ соответствующего акта) конвенции по истечении 10-летнего периода её вступления в силу.

Общие выводы:

1. МОТ прошла непростой эволюционный путь, но, несмотря на объективные трудности, выдержала испытание временем и в настоящее время остаётся «мировым центром социально-трудового законодательства и социального партнёрства» [3, с. 5].

2. Идеи трипартизма (трехсторонности), заложенные при создании МОТ, показали свою эффективность, актуальность и востребованность временем. Эти идеи легли в основу социального партнёрства не только на международном уровне, но и на внутригосударственном (национальном). Социальное партнёрство в сфере труда, основанное на принципе трипартизма, является одним из актуальных и сущностных институтов современного российского трудового права (Ч. 2. Раздел II Трудового кодекса РФ).

3. В первых 6 конвенциях МОТ, принятых в процессе работы первой Генеральной конференции, заложены правовые основы двух важнейших институтов международного трудового права - институтов рабочего времени и охраны труда.

4. Первые конвенции МОТ и первые правовые акты советского правительства провозглашали общие социальные ценности (сокращение рабочего времени, содействие государства в трудоустройстве, выплаты социальных пособий женщинам, запрет эксплуатации труда малолетних и др.), необходимость которых объективно была продиктована запросом времени. В то же время, парадокс заключался в том, что МОТ провозглашала соответствующие ценности в целях смягчения социальной напряжённости в мире и возможного предупреждения новых мировых войн и революций, а советское правительство - в развитие пролетарской (а затем и мировой) революции.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

177

5. За всю (95-летнюю) историю МОТ был накоплен бесценный опыт многих стран, сконцентрированный в международных трудовых стандартах, которые, в свою очередь, составили своего рода международный кодекс труда. В настоящее время международные стандарты труда являются достижением современной цивилизации. Их прогрессивные положения являются надёжными ориентирами для разработки и совершенствования национальной системы трудового права любого государства (в т.ч. РФ), взявшего курс на соответствие общецивилизационным ценностям.

Библиографический список

1. Вестник Народного комиссариата труда. -1918. - № 1.

2. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: Проспект, 2003. - 496 с.

3. Костин Л.А. Международная организация труда. - М.: «Экзамен», 2002. 416 с.

4. Конвенция № 1 МОТ «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до

восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю» // СПС «Консультант Плюс», раздел «Законодательство».

5. Конвенция МОТ № 2 «О безработице» // СПС «Консультант Плюс», раздел «Законодательство».

6. Конвенция МОТ № 3 «Об охране материнства» // СПС «Консультант Плюс», раздел «Законодательство».

7. Конвенция МОТ № 4 «О труде женщин в ночное время» // СПС «Консультант Плюс», раздел «Законодательство».

8. Конвенция МОТ № 5 «О минимальном возрасте приёма детей на работу в промышленности» // СПС «Консультант Плюс», раздел «Законодательство».

9. Конвенция Мот № 6 «О ночном труде подростков в промышленности» // СПС «Консультант Плюс», раздел «Законодательство».

10. Линдов Г. Детский труд. - Петроград: Изд-во «Муравей», 1917. - 32 с.

11. Собрание Узаконений РСФСР. - 1918. - № 8.

12. Собрание Узаконений РСФСР. - 1918. - № 21.

УДК 340.1

Романовская Вера Борисовна

доктор юридических наук, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

tigpnngu@yandex.ru

Пужаев Владимир Владимирович

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

notionn@mail.ru

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ

В статье рассматриваются существующие в юридической науке подходы к определению правового режима, отмечается общетеоретический характер данной категории, определяется структура правового режима и соотношение со смежными правовыми явлениями.

Ключевые слова: правовой режим, структура правового режима, политический режим, механизм правового регулирования, правовое состояние.

Современные вызовы политико-правовому развитию российского общества, порождаемые, с одной стороны, мировыми глобализационными и интеграционными процессами, а с другой - специфическими внутренними особенностями функционирования отечественной правовой системы, с неизбежностью влекут необходимость модернизации различных сфер общественной жизни в целях их наиболее адекватного соответствия изменяющимся условиям. Особую значимость при этом приобретает поиск эффективных форм, путей регламентирующего воздействия права на общественные отношения - правового регулирования, осуществляемого «с помощью системы специальных правовых средств» [3, с. 299]. Вместе с тем давно замечено, что успешное «использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный

для решения соответствующей задачи правовой режим...» [1, с. 264]. Иными словами, именно с категорией «правовой режим» во многом связана возможность совершенствования процессов юридической регламентации общественных отношений, что и предопределило интерес к её исследованию в рамках настоящей статьи.

Правовой режим представляет собой глубокое, богатое по содержанию и сферам применения правовое явление, олицетворяющее функциональную характеристику права, его нормативность. Основательно укоренившийся в научной литературе и широко используемый в российском внутригосударственном праве (нормативно-правовых актах различного уровня и содержания) и международных актах [17], термин «правовой режим» по-прежнему не имеет своего единообразного понимания и вызывает серьёзные дискуссии среди представителей юридического сообщества.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова А>- № 4, 2014

© Романовская В.Б., Пужаев В.В., 2014

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.