ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.4
ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧУВАШСКОЙ АССР: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В.В. Андреев, М.В. Демидов
С провозглашением России федеративным государством начался активный процесс ее формирования как национально-государственного образования. Субъектами федерации были провозглашены национальные республики, имевшие форму государственности в виде автономной республики. В соответствии с Конституцией РСФСР 1925 г. их правовое положение в системе государственного устройства России определялось Конституцией. АССР имели более высокий правовой статус, чем другие автономные и административно-территориальные образования. Первая Конституция Чувашской АССР была утверждена I (VI) Учредительным съездом Советов республики 31 января 1926 г. Основой для подготовки Конституции послужили положения Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., Конституция РСФСР 1925 г. и постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 15 июня 1925 г. «О государственном устройстве Чувашской АССР». В статье выражается позиция авторов по отдельным положениям Конституции. Отмечается, что в связи с неутверждением Конституции ЧАССР высшими органами власти РСФСР, она, в правовом отношении, осталась до конца недооформленной и не приобрела юридическую силу.
Ключевые слова: РСФСР; Конституция РСФСР; автономная республика; Чувашская АССР; Конституция Чувашской АССР; Съезд Советов; ЦИК.
V.V. Andreyev, M.V. Demidov. THE FIRST CONSTITUTION OF THE CHUVASH ASSR: STRUCTURE AND MAIN PROVISIONS
With the proclamation of Russia as a Federal state, an active process of its formation as a nationalstate entity began. The subjects of the Federation were declared national republics, which had the form of statehood in the form of an Autonomous Republic. In accordance with the Constitution of the RSFSR of 1925, their legal status in the system of state structure of Russia was determined by the Constitution. The ASSR had a higher legal status than other Autonomous and administrative-territorial entities. The first Constitution of the Chuvash ASSR was approved by the I (VI) Constituent Congress of Soviets of the Republic on January 31, 1926. The basis for the preparation of the Constitution was the Declaration of rights of working and exploited people, 1918 RSFSR Constitution 1925 and the decree of the VTSIK and the Sovnarkom of the RSFSR from June 15, 1925 «On the state structure of the Chuvash ASSR». The article expresses the authors positions on certain provisions of the Constitution. It is noted that in connection with the non-approval of the Constitution of the CHASSR by the highest authorities of the RSFSR, it, in legal terms, remained completely underformed and did not acquire legal force.
Keywords: RSFSR; Constitution of the RSFSR, Autonomous Republic; the Chuvash Autonomous Republic; the Constitution of the Chuvash ASSR; the Congress of Soviets and the CEC.
Одним из первых актов конституционного значения в Советской России стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25)
января 1918 г. [1]. Она закрепила основополагающие устои зарождающегося Советского государства: во-первых, Россия была объявлена Республикой Советов, где «вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам»,
и во-вторых, «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» [1].
Таким образом, в России устанавливались национально-государственное устройство в форме федерации, субъектами которой были определены только «советские национальные республики», и доминирующий принцип конструкции власти в виде полновластия Советов. В последующем данные положения были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г., принятой V Всероссийским Съездом Советов [2].
Начиная с 1923 г формирование национальных республик как составных частей РСФСР стало осуществляться путем преобразования уже существовавших на тот момент таких форм национальной государственности, как автономные области [3]. Впервые законодательно такая форма национальной государственности была закреплена в Декрете Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 24 июня 1920 г. «Об Автономной Чувашской области» [4].
Автономная область имела более низкий статус, чем республика. На конституционном уровне она впервые была зафиксирована в Конституции СССР 1924 г. при определении выборов делегатов на съезд Советов СССР (ст. 10) и определении нормы представительства в Совете Национальностей Центрального исполнительного комитета СССР от данной формы государственности (ст. 15) [5]. Согласно Конституции РСФСР 1925 г. [6] статус автономных областей определялся Положением о них, в то время как автономных республик -Конституцией. К тому же основные законы республик, принятые их съездами, должны были утверждаться не только ВЦИК РСФСР, но и, окончательно, Всероссийским Съездом Советов. В то же время Положения об автономных областях утверждал только ВЦИК.
По Конституции 1925 г. автономные республики обладали всеми чертами государственности, характеризующими их как субъектов, входящих в единое федеративное государство - РСФСР Они имели более высокий правовой статус, чем другие автономные (автономные области) и административно-территориальные (края, области, губернии, округа) образования, а также не типичные национально-государственные образования, такие как трудовые коммуны, составлявшие на тот период, наряду с ними, территорию Советской России.
Руководство Чувашской Автономной области еще в 1922 г. официально обратилось
в ВЦИК с предложением о преобразовании автономной области в автономную республику и представило проект Декрета ВЦИК о ее преобразовании. Однако в начале 1924 г. он, с рядом замечаний, был возвращен на доработку и повторно был направлен ВЦИК в конце
1924 г. После различных согласований 21 апреля
1925 г. был принят Декрет ВЦИК РСФСР «О преобразовании Чувашской Автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику» [7]. С получением статуса автономной республики в Чувашии начался новый этап развития ее государственности.
Началом установления конституционно-правовых основ административно-территориального устройства и формирования новых органов государственной власти и управления республики послужило постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 15 июня 1925 г. «О государственном устройстве Чувашской АССР» [8]. Руководствуясь им и основываясь на положениях Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г. и Конституции РСФСР
1925 г. органы власти Чувашской АССР к началу
1926 г. подготовили проект первой Конституции ЧАССР. Он был рассмотрен и утвержден I (VI) Учредительным съездом Советов Чувашской АССР 31 января 1926 г.
Конституция состояла из двух разделов. Первый раздел включал в себя Декларацию об образовании Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики, а второй - собственно Конституцию и содержал 13 глав, состоящих из 87 статей. В Декларации излагался краткий исторический путь, который прошел чувашский народ в борьбе за свою национальную самостоятельность, подчеркивалось стремление трудящихся масс Чувашии к созидательной деятельности. В ней отмечается, что «стоя на страже равноправия всех национальностей, чувашские трудящиеся массы признают братскую солидарность всех национальностей Чувашской Республики необходимым условием успешного экономического и культурного развития» [9].
Структура второго раздела Конституции ЧАССР состояла из следующих глав:
1. Общие положения (11 статей, ст. 1-11);
2. О государственных языках Автономной Социалистической Советской Республики (2 статьи, ст. 12-13);
3. Государственное устройство Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики (9 статей, ст. 14-22);
4. О взаимоотношениях Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики с РСФСР и СССР (13 статей, ст. 23-35);
5. О Представительстве Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики в Центральных органах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (2 статьи, ст. 36-37);
6. Основные Положения о центральной власти Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики (7 статей, ст. 38-44);
7. О Центральном Исполнительном Комитете Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики (10 статей, ст. 45-54);
8. О Совете Народных Комиссаров Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики (7 статей, ст. 55-61);
9. О Народных Комиссариатах Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики (10 статей, ст. 62-71);
10. О местной власти (2 статьи, ст. 72-73);
11. О выборах в Советы (9 статей, ст. 74-82);
12. О бюджетном праве Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики (3 статьи, ст. 83-85);
13. О гербе, флаге и местопребывании правительства Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики (2 статьи, ст. 86-87).
В Конституции Чувашия признавалась Автономной Социалистической Советской Республикой, представляющей социалистическое государство рабочих и крестьян, свободно и добровольно входящей в состав РСФСР на началах федерации согласно Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Она гарантировала диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и национального гнета, закрепляла всю полноту государственной власти в пределах республики за Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Основной закон республики признавал труд обязанностью всех граждан республики. Своей основной задачей он считал предоставление всем рабочим и крестьянам всестороннего, полного и бесплатного образования и введение всеобщего обучения (ст. 9), объявлял, исходя из принципа равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, несовместимым какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.
На территории республики, согласно Конституции, государственными языками признавались чувашский и русский. При этом в целях способствования вовлечению широких слоев трудящихся масс чувашей в дело управ-
ления государством ставилась задача полного введения чувашского языка во всех государственных и общественных учреждениях и организациях. В то же время оговаривалось, что национальным меньшинствам обеспечивается право обучения на их родном языке в школе и предоставляется право пользоваться им в государственных и общественных учреждениях и организациях.
Глава 3 Конституции была посвящена государственному устройству Чувашской АССР. Она устанавливала систему органов государственной власти ЧАССР в лице местных Советов, их съездов и исполнительных комитетов, Совета Народных Комиссаров, Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума и Съезда Советов республики. Порядок функционирования и компетенция центральных и местных органов власти и управления были прописаны в отдельных главах Конституции.
Высшей властью на территории Чувашской АССР объявлялся Всечувашский Съезд Советов. Он составлялся из представителей Советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и уездных Съездов Советов по расчету: от Советов - городов - один делегат на тысячу избирателей и от уездных Советов - один делегат на пять тысяч человек населения. В ведении Съезда находились все вопросы, относящиеся к особой государственной важности.
ЦИК Чувашии в период между Съездами Советов являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Чувашской АССР. Он был полностью ответственен перед Съездом Советов, которому должен был представлять отчеты о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам. ЦИК разрешал, за исключением изменения Конституции, все вопросы, которые были отнесены к компетенции Съезда Советов. Однако принятые им решения в последующем должны были утверждаться Съездом.
Из своего состава ЦИК избирал Президиум. В период между сессиями он являлся высшим законодательным и контролирующим органом власти республики. В его компетенции находились вопросы образования и определения круга деятельности Совета Народных Комиссаров - правительства Чувашской АССР.
Для управления делами Чувашской АССР учреждались Народные Комиссариаты: Внутренних Дел, Юстиции, Просвещения, Земледелия, Здравоохранения, Социального Обеспечения, Внутренней Торговли, Финансов, Труда, Рабоче-Крестьянской Инспекции, Центральный Совет Народного Хозяйства. Военные
дела были подведомственны Территориальному Управлению, непосредственно подчиненному ближайшему военному округу.
Образовывался также Чувашский Отдел ОГПУ Союза ССР, основной задачей которого являлась борьба с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом на территории республики. Статистическую работу было призвано осуществлять создаваемое Центральное Статистическое Управление.
Впервые конституционно было предусмотрено создание Государственной Плановой Комиссии Чувашской АССР. Она была призвана осуществлять предварительную разработку перспективного и текущего плана хозяйства и вопросов внутриреспубликанского районирования и в целях плановой увязки деятельности Народных Комиссариатов и Управлений Чувашской АССР. Комиссия действовала на основании особого положения о ней.
Для объединения и регулирования строительного дела в республике предусматривалось создание Управления Инженера. Ведение архивного дела возлагалось на Центральное Архивное Управление Чувашской АССР. Конституция также устанавливала, что по распоряжению Народных Комиссариатов СССР путей сообщения и почт и телеграфов на территории республики могут быть созданы соответствующие комиссариаты Чувашской АССР.
Конституция Чувашской АССР достаточно подробно регламентировала вопросы взаимоотношения ЧАССР с РСФСР и СССР. В ней указывалось, что Чувашия «свободно определяет форму своих взаимоотношений с общефедеративной властью и форму участия в общефедеративном правительстве» [9] РСФСР (ст. 23).
В Основном законе республики был закреплен ряд положений, который был призван обеспечить механизм участия органов власти Чувашской АССР в организации деятельности общефедеральных и союзных органов власти и управления, а также в реализации государственной политики, проводимой ими. Конституционные нормы наделяли органы власти и управления республики широкими полномочиями во взаимоотношениях с центральными органами. Они устанавливали согласительные процедуры при решении кадровых и других вопросов, связанных с функционированием органов власти и управления РСФСР и СССР на территории Чувашской АССР, предоставляли ряд контрольных функций по отношению к ним. К их числу можно отнести такие, которые устанавливали, что:
- аппараты наркомов СССР - Путей сооб-
щения, почт и телеграфов, Военного, которые находятся на территории ЧАССР, должны подчиняться не только непосредственно вышестоящим органам этих комиссариатов, но действовать под контролем ЦИК и СНК республики, исполнять все распоряжения и задания последних, которые не противоречат общим директивам союзной и федеративной власти (ст. 24);
- объединенные народные комиссариаты, управления и ОГПУ ЧАССР непосредственно подчиняются ЦИК, его Президиуму и СНК ЧАССР, выполнение директив соответствующих комиссариатов РСФСР они реализуют через СНК и ЦИК республики (ст. 25);
- Правительство ЧАССР наделяется правом осуществлять контроль, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР, за деятельностью всех находящихся на территории ЧАССР правительственных учреждений и предприятий, непосредственно подведомственных центру и не входящих в состав органов власти республики, за исключением учреждений действующей армии. Мало того, в экстренных случаях, в зависимости от хода ревизии, Правительство ЧАССР могло временно отстранять от занимаемых должностей лиц данных учреждений, с последующим сообщением об этом соответствующим центральным органам;
- в полномочиях Правительства ЧАССР имелось право приостанавливать распоряжения объединенных Народных Комиссариатов РСФСР и СССР своими специальными постановлениями, если они противоречат Конституциям СССР, РСФСР и ЧАССР, или находятся в явном несоответствии с законодательством СССР и РСФСР или «немедленное проведение их в жизнь грозит непосредственным и тяжелым расстройством хозяйственной или политической жизни» [9] ЧАССР и др.
На наш взгляд, закрепление в Конституции автономной республики подобных норм не в полной мере отвечало общегосударственным интересам на уровне федерации и Союза ССР. АССР - это национальное государство, которое осуществляет власть на автономных началах. Данная специфика выражается в сотрудничестве высших органов государственной власти СССР, РСФСР и автономной республики. Первые два призваны обеспечить централизованное руководство с помощью своих органов по основным вопросам законодательства и управления в сочетании с определенной инициативой и самостоятельностью в тех сферах государственной жизни республики, где было необходимо обеспечить учет национальных и других местных особенностей.
Общеизвестно, что централизм, если он
бюрократический, ведет к тому, что сковывает творческую инициативу масс, препятствует полному выявлению и эффективному использованию резервов хозяйственного развития. В то же время подрыв и игнорирование централизма в суверенном государстве не позволяет использовать его преимущества, наладить эффективное управление. Такая ситуация на практике может привести к разрозненности действий, местничеству, стремлению к необоснованной хозяйственной обособленности, что чревато негативными последствиями в сфере государственного управления. Такие элементы, как нам представляется, содержались и в нормах первой Конституции Чувашской АССР, регулирующих взаимоотношения республики с РСФСР и СССР.
Специальная глава Конституции устанавливала основные принципы и порядок организации выборов в Советы на территории республики. По аналогии с Конституциями РСФСР и СССР Основной закон ЧАССР устанавливал определенные ограничения для граждан в реализации их избирательных прав. Права избирать и быть избранными лишались лица: использующие в своей деятельности наемный труд с целью извлечения прибыли; которые живут на нетрудовые доходы; занимающиеся частной торговлей, выступающие торговыми и коммерческими посредниками; являющиеся монахами и духовными служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков; относящиеся к числу служащих и агентов бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, членов царствовавшего в России дома; которые признаны в установленном порядке душевно больными или умалишенными, а также осуждены за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок.
Отдельная глава была посвящена организации бюджетного процесса в республике. Конституция устанавливала, что бюджетное право в Чувашской АССР реализуется на основании законодательства РСФСР и СССР.
Конституция устанавливала, что Чувашская АССР имеет свой государственный герб и флаг. Местом пребывания правительства Чувашской АССР был определен город Чебоксары.
Принятая Съездом Советов Конституция Чувашской АССР, как того требовала Конституция РСФСР, была представлена на утверждение ВЦИК РСФСР и Всероссийский Съезд Советов. Однако она не была ими утверждена. Таким образом, Основной закон Чувашской АССР в правовом отношении остался до конца не дооформленным и не приобрел юриди-
ческую силу. Жизнедеятельность республики вплоть до принятия Конституции Чувашской АССР 1937 г., которая была утверждена Законом РСФСР от 2 июня 1940 г. [10], осуществлялась на основании положений Конституций СССР и РСФСР, законов Союза ССР и РСФСР, а также законодательства ЧАССР.
Конституция Чувашской АССР 1926 г. под грифом «На правах рукописи» была издана Центральным Исполнительным Комитетом ЧАССР в виде отдельной брошюры в 1930 г. В ней текст Конституции приводится на чувашском и русском языках. Она была выпущена небольшим тиражом - всего 1000 экземпляров.
Следует также отметить, что работа по принятию своих конституций в этот период проводилась во всех республиках: Башкирской АССР, Татарской АССР и в ряде других. Однако ни одна Конституция автономной республики на территории России до принятия Конституции РСФСР 1937 г. не была утверждена высшими органами власти РСФСР.
Список литературы
1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12).01.1918 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1918. № 15, ст. 215.
2. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1918. № 51, ст. 582.
3. Демидов М.В. Становление России как федеративного государства // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 2 (28). С.107-110.
4. Об Автономной Чувашской области: декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24.06.1920 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1920. № 59, ст. 267.
5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: утв. резолюцией II Съезда Советов Союза ССР от 31.01.1924 // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2, ст. 24.
6. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утв. постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1925. № 30, ст. 218.
7. Об Автономной Чувашской Социалистической Советской Республике: декрет Всероссий-
ского Центрального Исполнительного Комитета от 21.04.1925 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1925. № 26, ст. 184.
8. О государственном устройстве Чувашской АССР: постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 15.06.1925 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1925. № 43, ст. 319.
9. Конституция (Основной закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики / на чув. и рус. языках. Издание Центрального Исполнительного Комитета. Чебоксары, 1930.
10. Об утверждении Конституции (Основного закона) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики: закон РСФСР от 02.06.1940 № 21 // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 3. 1940-1947 гг. М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1958. С. 253.
References
1. Deklaratsiya prav trudyashchegosya i eksplua-tiruemogo naroda ot 25(12).01.1918 // Sobranie uza-konenij i rasporyazhenij Rabochego i Krestyanskogo praviteFstva. 1918. № 15, st. 215.
2. Konstitutsiya (Osnovnoj zakon) Rossijskoj Sotsialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respub-liki [Constitution (Basic law) Russian Socialist Federative Soviet Republic]: prinyata V Vserossij-skim S"ezdom Sovetov v zasedanii ot 10.07.1918 // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Rabochego i KresFyanskogo praviteFstva. 1918. № 51, st. 582.
3. Demidov M.V. Stanovlenie Rossii kak fe-derativnogo gosudarstva [Formation of Russia as a Federal state] // Vestnik Rossijskogo universiteta ko-operatsii. 2017. № 2 (28). S. 107-110.
4. Ob Avtonomnoj Chuvashskoj oblasti [On the Autonomous Chuvash region]: dekret Vserossijskogo TsentraFnogo IspolniteFnogo Komiteta i Soveta Narodnykh Komissarov RSFSR ot 24.06.1920 //
Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Rabochego i Krestyanskogo praviteFstva. 1920. № 59, st. 267.
5. Konstitutsiya (Osnovnoj zakon) Soyuza Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik [Constitution (Basic Law) Union of Soviet Socialist Republics]: utv. rezolyutsiej II S"ezda Sovetov Soyuza SSR ot 31.01.1924 // Vestnik CIK, SNK i STO SSSR. 1924. № 2, st. 24.
6. Konstitutsiya (Osnovnoj zakon) Rossijskoj Sotsialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki [The Constitution (Basic law) Of the Russian Socialist Federative Soviet Republic]: utv. postanovleniem XII Vserossijskogo S"ezda Sovetov ot 11.05.1925 // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Rabochego i KresFyanskogo praviteFstva. 1925. № 30, st. 218.
7. Ob Avtonomnoj Chuvashskoj Sotsialisticheskoj Sovetskoj Respublike [About The Autonomous Chuvash Socialist Soviet Republic]: dekret Vseros-sijskogo TsentraFnogo IspolniteFnogo Komiteta ot 21.04.1925 // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Rabochego i KresFyanskogo praviteFstva. 1925. № 26, st. 184.
8. O gosudarstvennom ustrojstve Chuvash-skoj ASSR [On the state structure of the Chuvash ASSR]: postanovlenie Vserossijskogo TsentraFnogo IspolniteFnogo Komiteta i Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 15.06.1925 // Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Rabochego i Krestyanskogo pravi-teFstva. 1925. № 43, st. 319.
9. Konstitutsiya (Osnovnoj zakon) Chuvash-skoj Avtonomnoj Sovetskoj Sotsialisticheskoj Res-publiki [Constitution (Basic Law) of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic] / na chuv. i rus. yazykakh. Izdanie TsentraFnogo IspolniteFnogo Komiteta. Cheboksary, 1930.
10. Ob utverzhdenii Konstitutsii (Osnovnogo za-kona) Chuvashskoj Avtonomnoj Sovetskoj Sotsia-listicheskoj Respubliki [Approval of the Constitution (fundamental law) of Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic]: zakon RSFSR ot 02.06.1940 № 21 // Khronologicheskoe sobranie zakonov, ukazov Prezidiu-ma Verkhovnogo Soveta i postanovlenij PraviteFstva RSFSR. T. 3. 1940-1947 gg. M.: Gosudarstvennoe izd-vo yuridicheskoj literatury, 1958. S. 253.
АНДРЕЕВ Валерий Витальевич - доктор исторических наук, профессор, ректор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: cheb@ruc.su.
ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex. ru.
ANDREYEV, Valery Vitalyevich - Doctor of History, Professor, Rector. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: cheb@ruc.su.
DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: mvdemidov@yandex. ru.