Научная статья на тему 'Первая алмазная биржа России алмазная Палата России'

Первая алмазная биржа России алмазная Палата России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихтерман Соломон Семенович, Николаев Михаил Васильевич, Егорова Ирина Егоровна, Марактаев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая алмазная биржа России алмазная Палата России»

СЕМИНАР 9

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001”

МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.

© С.С. Лихтерман, М.В. Николаев, И.Е. Егорова, А.Н. Марактаев, 2001

УДК 658.8:622.371 4

С.С. Лихтерман, М.В. Николаев, И.Е. Егорова, А.Н. Марактаев

ПЕРВАЯ АЛМАЗНАЯ БИРЖА РОССИИ -АЛМАЗНАЯ ПАЛАТА РОССИИ

Одной из наиболее эффективных форм торговли на свободном рынке являются биржи. По своему назначению и специализации их подразделяют на товарные, фондовые, валютные, универсальные и трудовых ресурсов. Специализированные биржи по торговле алмазами и бриллиантами можно условно отнести к разряду товарных бирж, они действуют на основе самоокупаемости и предназначены для оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок. Как правило, здания бирж расположены в престижных районах города и имеют всё необходимое для торговли алмазами и бриллиантами (специальное освещение, сейфовые помещения, кафе, рестораны, административные офисы). Кроме того, на территории бирж размещены офисы фирм, занимающихся торговлей алмазами и бриллиантами, филиалы банков, страховых компаний, фирм перевозчиков ценных грузов и охранные фирмы.

Специфика торговли алмазами и бриллиантами определяет ряд особенностей, которые отличают алмазную биржу от других товарных:

Особенности торговли алмазами и бриллиантами на алмазных биржах

• Алмазы и бриллианты из-за индивидуальности своих характеристик практически не могут быть отнесены к разряду биржевых товаров, торговые операции по которым проводятся на базе унифицированных образцов и прейскурантов;

• Рынок алмазного сырья и бриллиантов является «закрытым», цены не котируются и не публикуются, причём часто цену сделки знают только продавец и покупатель;

• На 24 мировых алмазных биржах большая часть сделок проводится в офисах фирм, нахо-

дящихся на территории алмазной биржи (в торговых залах биржи проводятся мелкие

трансакции, не более 15% общего оборота);

Особенности членства в алмазных биржах

• В уставах алмазных бирж, предусматривающих сохранение накопленных традиций, равенство прав и обязанностей всех без исключения её членов, существует высокий профессиональный ценз для принятия в члены биржи;

• Все возникшие споры и разногласия между членами решаются в первую очередь в комитете по урегулированию долговых обязательств и в примирительном совете биржи, решения которых распространяются по всему миру на 24 алмазных биржах, образующих Всемирную Федерацию; Особенности организации работы на алмазных биржах

• Все алмазные биржи - некоммерческие организации. Каждая из них представляет симбиоз закрытого клуба, делового центра с широким набором услуг и профессионального объединения;

• Алмазные биржи, прежде всего, являются информационными центрами и местами встреч представителей деловых кругов различных стран, способствующих установлению коммерческих связей;

• Практически весь алмазный бизнес находится в руках частного капитала, в алмазных биржах даже крупные фирмы выступают как физические лица, представленные одним из первых руководителей или владельцев;

• В большинстве стран с развитым алмазным бизнесом существуют значительные налоговые и таможенные льготы, предоставляемые правительствами для стимулирования развития данной отрасли;

Общие отличительные особенности алмазных бирж определяют специфику торговли алмазным сырьём и бриллиантами на мировом рынке товаров. Алмазная биржевая торговля характеризуется специфичностью продаваемого товара, высоким профессионализмом членов бирж, ограниченностью доступа к информации, знаниями конъюнктуры алмазного рынка, наличием прочных личных контактов между диамантёрами.

Для выявления специализации конкретной алмазной биржи и её текущего положения необходимо выделить основные факторы, влияющие на её деятельность. Состояние и развитие алмазных бирж определяется в первую очередь факторами внешней и внутренней среды международного бизнеса: политическими, экономическими, культурными, правовыми, географическими и технологическими, которые можно условно разделить на следующие группы:

Внутренняя среда:

1. Общая финансово-экономическая ситуация в стране включает в себя уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, экспортно-импортные операции с алмазами и бриллиантами, уровень развития гранильной и ювелирных промышленностей;

2. Политическая ситуация в стране: смена правительства, государственная идеология, политическая оппозиция, существование определенных лоббистских групп, интересы ведущих партийных и общественных движений;

3. Правовое регулирование: законы и нормативные акты, регулирующие деятельность алмазной отрасли; действенность правовой системы; отношение правительства к алмазному бизнесу в стране, возможные изменения в законодательстве и правовом регулировании;

4. Социальная ситуация: доминирующий образ жизни, культурно-этические нормы, обычаи и верования, преобладающие общественные и индивидуальные ценности, демографическая ситуация.

Внешняя среда:

1. Общеэкономическая ситуация в мире: степень конкуренции на мировом алмазном рынке, ситуация на основных рынках потребления продукции мирового АБК, уровень экономического развития стран;

2. Внешняя политика государства: политические и экономические блоки, военные действия и

межгосударственные конфликты, направления экономического сотрудничества;

3. Международное право: визовое законодательство, регулирование движения товаров (тарифные и нетарифные методы регулирования), передвижение капитала и перевод средств.

4. Состояние фондового рынка, рынка драгоценных металлов (золота, платины, палладия). Колебания данных рынков отражаются на состоянии основных потребительских рынков (в т.ч. рынка ювелирной продукции);

5. Состояние валютного рынка: курсы национальных валют. Поскольку мировые цены на алмазы и бриллианты выражены в долларах США, экспортная ориентация алмазной отрасли требует внимательного отношения к валютным рынкам.

6. Технологическое развитие. Применение новейших средств связи, компьютерных технологий (Интернет), новых видов транспорта и других достижений науки и техники, имеющих непосредственное влияние на развитие бизнеса;

7. Культурная среда: национальные особенности ведения бизнеса в других странах, а также национальные предпочтения потребителей в разных странах (маркетинг, распределение продукции, ведение деловых переговоров).

При изучении специфики алмазных бирж и их текущего положения необходимо проводить комплексный анализ. Все факторы внешней и внутренней среды находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Изменения одного из факторов обязательно приведёт к изменению всей среды международного алмазного бизнеса. Деятельность любой алмазной биржи тесно переплетена с проводимой внутренней политикой и с внешнеэкономической деятельностью государства [1].

Стабильность мирового алмазного рынка является приоритетной задачей для всех диамантё-ров. На данный момент 24 алмазные биржи, насчитывающие около 25 тыс. членов, объединены во Всемирную Федерацию Алмазных Бирж (ВФАБ). Главной задачей ВФАБ является активное содействие мировой торговле алмазами, создание новых бирж и филиалов во всех центрах, где ведётся торговля алмазами, координация сотрудничества и взаимопонимания между различными представителями алмазного бизнеса. На одной из бирж Федерации раз в два года проводится Генеральная Ассамблея, где обсуждаются вопросы стабильности в алмазной отрасли и

взаимоотношений между поставщиками, производителями и основными покупателями алмазов.

Несмотря на отличительные особенности всех алмазных бирж ВФАБ объединяет и защищает общие интересы диамантёров на мировой арене, способствует процессу интеграции мирового алмазного хозяйства. В июле 2000 года Алмазная Палата России - первая алмазная биржа - была принята в ВФАБ.

В связи с переходом к рыночной экономике предприятиям АБК России приходится внедрять новые формы и методы организации алмазной отрасли. Одним из эффективных направлений ведения бизнеса в новых условиях для предприятий российского АБК является интернационализация алмазного хозяйства России с целью укрепления позиций, как страны, так и отдельных предприятий на рынках зарубежных стран. Основным результатом интернационализации будет создание в России одного из крупнейших мировых центров по добыче, обработке и реализации алмазов и продуктов их переработки [2].

Эффективная взаимная интеграция национальных алмазных рынков неосуществима без стандартизации рынков и многостороннего доверия между их участниками. В целях сохранения стабильности мирового алмазного рынка и развития отечественного АБК оптимальной является структура отечественного рынка аналогичная мировому:

• первичный рынок: одноканальная система сбыта алмазов из текущей добычи и из государственных запасов российским предприятиям через ЕСО АК «АЛРОСА»;

• вторичный рынок: перераспределение алмазного сырья между гранильными предприятиями с целью повышения экономической эффективности его обработки.

Оптимальной формой организации вторичного рынка является алмазная биржа с развитой инфраструктурой и разветвлённой сетью филиалов по всей стране [3]. С целью совершенствования системы обращения алмазов в 1996 году была создана первая алмазная биржа, - Алмазная Палата России. Начиная с 1999 года, проводится активная работа по открытию филиалов: июнь

1999 г. - Балтийский филиал; февраль 2000 г. -Якутский филиал; май 2000 г. - Уральский филиал.

Организация нового института рынка алмазов и бриллиантов означает для АБК России:

• создание надёжной базы для вторичного обращения алмазного сырья;

• совершенствование до мирового уровня правил торговли алмазным сырьём, бриллиантами и другими драгоценными камнями;

• гарантия благонадёжности участников биржи, создание атмосферы доверия и честности в среде покупателей и продавцов;

• консолидация усилий участников АБК в лоббировании интересов диамантёров России;

• расширение информационного поля деятельности АБК России;

• расширение экспортной базы участников АБК России;

• создание устойчивого положительного имиджа АБК России в мировом алмазнобриллиантовом сообществе.

На данный момент Алмазная Палата России провела интенсивную работу над увеличением членской базы за счёт привлечения в ее члены российских ограночных предприятий, являющихся клиентами АК «АЛРОСА», Гохрана РФ, ГУП В/О «Алмазювелирэкспорт», Фонда «Гильдия ювелиров России», предприятий по производству ювелирных изделий, общественных и научных организаций, а также коммерческих банков, имеющих право на работу с драгоценными металлами и камнями.

Кроме того, проводится работа по поиску клиентов для предприятий АБК с целью налаживания взаимовыгодных торговых и производственных связей с иностранными и российскими предприятиями. Для этой цели широко применяются современные методы коммуникаций. В глобальной сети «Интернет» по адресу: http://www. diamond-chamber.ru любое заинтересованное лицо может просмотреть спецификации выставленных на продажу лотов или отправить по электронной почте заявку на приобретение конкретного товара.

В июле 2000 года Алмазная Палата России была принята полноправным членом Всемирной Федерации Алмазных Бирж. Признание на мировом уровне позволит расширить международные контакты российских компаний, принимать участие на выставках, семинарах, конференциях с целью получения первичной информации о рынке и его участниках, установления новых партнёрских отношений и повышения имиджа АБК России.

Создание единого нормативно-правового поля российского АБК, стандартизация условий проведения торговых сделок с алмазами и бриллиантами и расширение количества участников позволит всем предприятиям АБК России стать полноправными членами мирового алмазного бизнеса, расширить географию своей деятельности, полноценно развиваться в рамках мирового масштаба.

Существенное влияние на условия функционирования АБК России и его дальнейшего развития оказывает Республика Саха (Якутия). Наличие развитой добывающей промышленности (99% добычи осуществляется на территории республики), развивающейся гранильной и ювелирной промышленности позволяет говорить о существовании региональных особенностей АБК в РС (Я):

• прямая зависимость социально-

экономической обстановки в регионе от условий и результатов деятельности предприятий АБК.

• наличие сырьевой базы ювелирной и гранильной отраслей в регионе (золото, драгоценные камни);

• высокий потенциал рабочих кадров для АБК определяет возможность создания надомного труда огранщиков в сельской местности;

• неповторимость дизайна ювелирных украшений якутских мастеров;

• географическое положение региона предполагает тесные связи со странами Азиатско-тихоокеанского региона;

• наличие уникальных минералов, таких как чароит повышает потенциальный интерес потребителей как внутри России, так и за рубежом [4];

Данные особенности стали предпосылками для организации в Якутии филиала Алмазной Палаты России с целью интеграции якутских предприятий алмазной промышленности в российский и мировой алмазный бизнес. Принимая во внимание экспортную ориентацию продукции гранильной промышленности, актуальным становится вопрос о признании якутских диамантё-ров как равноправных и надёжных деловых партнёров ведущих иностранных компаний. Якутский филиал Алмазной Палаты ставит своей целью активизацию взаимовыгодного сотрудничества местных производителей и экспортёров с зарубежными фирмами. Для реализации этой цели Филиал уже сегодня проводит торговые сессии на тендерной основе, в ходе которых уже в

2000 году было реализовано бриллиантов на экспорт на сумму 18 миллионов долларов.

Торговые сессии Якутского филиала представляют собой концентрацию в одном месте и в одно время максимального количества продавцов и покупателей. Только наличие этого условия предопределяет создание высококонкурентной среды, и позволяет участникам покупать лучший товар и продавать свой товар по лучшим ценам. Основными преимуществами тендерных торгов являются:

• повышение качества товара, выставленного на продажу;

• широкий ассортимент (как по цене, так и по качеству);

• возможность продажи своей продукции по наиболее выгодной цене;

• высокие требования к участникам торгов (гарантии добросовестности в заключении сделок);

• предоставление возможности для участников узнать свои сильные и слабые стороны.

Посредством проведения торгов на тендерной основе Якутский филиал Алмазной Палаты России стремится к созданию высококонкурентной среды на рынке бриллиантов Якутии.

Помимо своей основной деятельности по организации проведения торговых сессий Якутский филиал Алмазной Палаты России также работает и в других направлениях, способствующих развитию цивилизованного алмазного рынка в Якутии.

• Информационно-аналитическая и рекламно-пропагандистская деятельность;

• Содействие развитию цивилизованного алмазного бизнеса и повышению имиджа Алмазной Палаты России в Республике Саха (Якутия);

• Организация торговых сессий и содействие участию предприятий в международных и региональных выставках драгоценных камней и ювелирных изделий.

Активное участие республиканских предприятий АБК в деятельности Алмазной Палаты России повысит их значимость в деловых кругах России, странах ближнего и дальнего зарубежья и расширит границы международного инвестиционного и коммерческого сотрудничества. В свою очередь, повышение объема товарооборота положительно отразится на ускоренном развитии предпринимательства, дальнейшего увеличения

добычи драгоценных камней, роста производства бриллиантов и ювелирных изделий. В конечном итоге, организация отвечающей мировым стандартам торговли алмазами и бриллиантами как

прямо, так и косвенно влияет на увеличение притока средств в регион, что поможет российской экономике прочно встать на стабильный рыночный курс.

1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х., Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции.: Пер. с англ., 6-е изд. М.: Дело Лтд, 1994. 784 с.

2. Николаев М.В., Комков В.В., Егорова И.Е. Стратегия ин-

тернационализации алмазного бизнеса. // Сборник статей. Москва, 2000г. - С.40-48.

3. Николаев М.В, Комков

В.В., Егоров Е.Г. Формирование эффективной стратегии АБК России в рыночной экономике. //

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник статей. Москва, 2000г. -

С.3-10.

4. Экономика золото - алмазопромышленного комплекса в условиях переходного периода. -Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1997. - 318 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

у

Лихтерман Соломон Семенович - профессор, доктор экономических наук, Московский государственный горный университет.

Николаев Михаил Васильевич - председатель алмазной палаты Якутии.

Егорова Ирина Егоровна - зам. председателя алмазной палаты Якутии.

Марактаев Александр Николаевич - старший менеджер алмазной палаты Якутии.

^;_________________________________/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.